">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Раскройте сущность структуры современной системы профессионального образования в РБ.

Описание: Структура современной системы профессионального образования в РБ. Особенности современной системы ПО. Выбор и анализ ее содержания. Классификации методов обучения по типу познавательной деятельности. Организации семинарских, практических и лабораторных работ.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Шпаргалки
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 23
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Раскройте сущность структуры современной системы профессионального образования в РБ.

Нормативное и методическое управление системой высшего образования осуществляется Министерством образования РБ независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности вуза.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности

Структура:

Профессионально-техническое: на базе базового, на базе среднего(ПТУ, ПТК,П лицеи)

Средне специальное: на базе базового, на базе среднего, на базе проф-тех (техникум, кооледж, ВК, проф-тех колледж, высшее профессиональное училище)

Высшее : на базе среднего, на базе проф-тех, на базе среднее специального (Универ, академия, институт, высший колледж)

2. Охарактеризуйте особенности современной системы ПО в РБ

Проффесионально - техническое призвано осуществить подготовку лиц в соответствие с призванием, способностями с учетом потребностей, и обеспечивает преобретение ими проф ЗУН для преобретения квалификации рабочих служащих

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной практической и теоретической подготовки и готовит квалиф специалистов.

направления:

обеспечивающее получение спец теоретической и практической подготовки

интегрированная с высшим получение углубленной специальной практической и теоретической подготовки

Высшее профессиональное образование — система, которая готовит дипломированных специалистов высшей квалификации для различных отраслей

Особенности

развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся

доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования

непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней

частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения

3. Выбор и анализ содержания ПО

1) Кодекс

Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»).

Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.

При этом нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений.

Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений.

2)ПКХ

Профессионально-квалификационная характеристика включает совокупность требований к общеобразовательным, общепрофессиональным, общеспециальным и специальным знаниям и умениям обучающихся, перечень профессионально значимых психических и психофизиологических свойств, а также социально-психологических качеств личности работника, характеристику учебной специальности, формы и сроки ее освоения, перечень нормативных документов, положенных в основу разработки ПКХ, требования к уровню образования поступающих на обучение.

На основании кодекса и ПКХ:

1)содержание дисциплины

2) КТП

КТП –составляется он на основе образовательной программы, гарантирует ее выполнение и не допускает перегрузок обучающихся.

КТП состоит из двух частей:

собственно из КТП, где педагог расписывает содержание программы по отдельным темам (кроме занятий в каникулярное время);

плана воспитательной работы (в каникулярное время учебные занятия заменяются досуговыми, воспитательными занятиями или мероприятиями).

В структуру календарно-тематического плана включены следующие разделы:

тема занятий;

количество часов;

формы и тип занятия;

основные задачи занятия;

практическая работа (промежуточный результат);

дидактические материалы, техническое обеспечение.

3) учебная программа

Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Содержание ПО

Многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов.

Значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях.

Взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с производственным обучением учащихся.

Органическое сочетание теоретического и фактического (прикладного) материала.

Значительный объем материала, имеющего «естественную» про-блемность.

Значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования оборудования.

Необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающимися техникой и технологиями, важность отражения «местного» материала

4. Назовите и охарактеризуйте документы, регламентирующие содержание ПО

Учебно-программная документация (УПД) – это совокупность нормативных документов, определяющих цели, задачи и содержание образования по конкретной специальности.

1) Типавая Базовая учебная программа, на их основание рабочая программа в заведении и там уже ктп

Документы регламентирующие содержание проф образования:

1) Типовая учебная программа

В типовых учебных программах определены цели изучения каждой темы, прогнозируются результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения содержания учебного материала (представления, понимания, применения и творчества (переноса опыта)). Отбор и структурирование содержания типовых учебных программ основаны на соответствующих требованиях ПКХ.

2)Рабочая учебная программа дисциплины

На основании типовых учебных программ, включенных в настоящий сборник, разрабатываются рабочие учебные программы и тематические планы по предметам и производственному обучению, утверждаемые в установленном порядке.

При проектировании рабочей УПД количество часов, отведенное на изучение отдельных тем в типовых учебных программах, последовательность их изучения в обоснованных случаях по усмотрению преподавателя (мастера производственного обучения) могут изменяться при условии выполнения целей изучения предмета, достижения необходимых результатов обучения. При этом количество учебного времени, отводимого на предмет, не должно быть меньше, чем это предусмотрено типовым учебным планом. Данные изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения в установленном порядке.

При разработке рабочих учебных программ необходимо учитывать изменения, происходящие в технике и технологии производства, содержании и характере труда.

3) КТП

КТП – составляется он на основе образовательной программы, гарантирует ее выполнение и не допускает перегрузок обучающихся.

КТП состоит из двух частей:

1) собственно из КТП, где педагог расписывает содержание программы по отдельным темам (кроме занятий в каникулярное время);

2) плана воспитательной работы (в каникулярное время учебные занятия заменяются досуговыми, воспитательными занятиями или мероприятиями).

К учебно-программной документации относятся:

учебный план специальности;

учебные планы специализаций;

учебные программы дисциплин.

Учебный план специальности – документ, определяющий содержание общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной подготовки специалистов конкретной квалификации.

Учебная программа – документ, в котором определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. В учебной программе отражаются цели обучения и воспитания, раскрываются содержание дисциплины, рекомендуемые дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения.

5. Охарактеризуйте понятие «Метод обучения», «прием обучения». Раскройте

сущность структуры метода обучения.

Метод обучения – способ упорядоченной деятельности пед. и уч-ся, направленный на достяжения поставленных целей обучения, развития и воспитания.

Прием – элемент метода, его составная часть.

Структура метода

1)Объективная часть (обусловлена постоянными положениями, кот. присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами)

2)Субъективная (обусловлена личностью педагога, особенностями уч-ся, конкретными условиями)

6. Раскройте сущность классификации методов обучения по источнику информации. Охарактеризуйте методы обучения, используемые при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Метод обучения – способ упорядоченной деятельности пед. и уч-ся, направленный на достяжения поставленных целей обучения, развития и воспитания.

(Верзилин, Голанд, Петровский)

1) Практический (упраж, экспер, наблюд, семинар, лаб, практич)

2)Наглядный (демонстрац, иллюстрац, видео, наблюд)

3)Словесный (рассказ, беседа, инструктаж, диспут, лекция)

4)Работа с книгой (чтение, изложение, конспектирование, рефератирован.)

5) Видео-метод (просмотр, обучение, котроль)

7. Раскройте сущность классификации методов обучения по типу познавательной деятельности. Охарактеризуйте методы обучения, используемые при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Метод обучения – способ упорядоченной деятельности пед. и уч-ся, направленный на достяжения поставленных целей обучения, развития и воспитания.

(Скаткин, Ларнер)

1) объяснительно-иллюстративный (предъявление готовой инфо)

2)репродуктивный (способы действия в готовом виде с предписаниями: упраж, лаб)

3)проблемное излож. знаний (формирует твор. потенциал)

4)частично-поисковой (непроизвольное запоминание, продуктивное мышление)

5)исследовательский (наиболее продуктивный, самост поиск решений)

8. Определите основные критерии выбора методов обучения. Назовите условия рационального применения методов обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Выбор МО:

1)Закономерности и принципы обучения, кот. из них вытекают

2)Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы.

3)Цели и задачи обучения

4)Учебные возможности уч-ся

5)Внешнее условия

6)Возможности педагога

Условия

1) соответствие выбранным формам проведения занятия

2) обеспечение активности учащихся в учебном процессе.

3) обеспечение глубокого понимания и осознания учебного материала

4) разнообразие с учетом специфики используемых "анализаторов"

5) соотношение с реальными учебными возможностями учащегося

6) соотношение с собственными возможностями, опора на сильные стороны пед. мастерства.

9. Опишите типы и структуры учебного занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплин.

Типы: тип, (форма), (вид)

1) формирование новых знаний (лекция)(активная, проблемная, визуализация, лекция информационная)

2) систематизация и обобщение (семинар)(активный, проблемный, в форме деловой игры)

3) практических применений знаний (практическая, лабораторная)(проблемная)

4) контроля и коррекция знаний (взаимоконтроль)(коллоквиум, проверочная, контрольная)

5) комбинированный (лекция с практическим заданием, семинар с практическим заданием)

Структура урока

Тема (из учебного плана)

Цель (формирование систематизация контроль)

Задачи (образовательная; развивающая; воспитывающая).

Тип занятия(5 шт.) = полностью соотв. цели.

Форма занятия(семинарское, коллоквиум и т.д.)

Оснащение занятия(кроме! учебника, доска, конспект, а презентация «тема», схемы, раздаточный материал)

План урока

Ход урока

Список рекоменд. Лит.

10. Охарактеризуйте основные этапы подготовки преподавателя к занятию при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Типовой алгоритм подготовки преподавателя к уроку

1)Диагностический:

Внимательно изучить раздел программы, который предстоит изучить на предстоящем уроке.

Проанализировать итоги предыдущих уроков, представить мысленно коллектив группы, конкретных учащихся, уровень их реальной подготовленности к усвоению учебного материала урока.

2)Прогностический

Сформулировать образовательную цель урока, продумать его развивающую и воспитательную цели, пути и способы достижения результатов.

Четко определить содержание материала урока, изучить или просмотреть фактический материал, намеченный к изучению на уроке.

На основе педагогического замысла определить организацию урока, т.е. основные его структурные элементы, их последовательность и продолжительность.

Из всего арсенала методов и методических приемов выбрать самые результативные применительно к содержанию, цели и структуре урока.

Соразмерить выбранные методические приемы со своими возможностями и способностями, продумать свои действия и действия учащихся на каждом этапе урока.

3)Проектировочный

Выполнить демонстрационные эксперименты, практические работы, сложные иллюстрации, которыми будет сопровождаться сообщение и последующая работа с учебным материалом.

Подготовить и проверить наглядные пособия и технические средства обучения.

Подготовить домашние задания учащимся.

Составить план урока, подготовить конспект изложения учебного материала или ознакомиться с ранее составленным конспектом.

Просмотреть все подготовленное к уроку, при необходимости мысленно или вслух повторить узловые моменты изложения материала.

Подготовленные материала расположить в рабочей папке таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться во время урока

Настроиться на качественное и эффективное проведение урока.

4)Анализ урока (после проведения)

11. Охарактеризуйте виды анализа учебного занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Цели анализа учебного занятия:

• контроль за качеством преподавания и качеством ЗУН уч-ся;

• контроль за состоянием образоват. процесса;

• инструктирование педагога;

• помощь в овладении пед. мастерством;

• выявление причин удач или неудач педагога и оказание ему помощи.

Можно выделить три типа анализа учебного занятия:

• комплексный (полный) – всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учеб. занятия; содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного;

• аспектный — отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия, такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;

• краткий — проводится для общей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достяжение целей, решение задач, выполнение плана и др.)

В зависимости от поставленной цели анализа выделяют:

1)Психологический

2)Общий

3)Методический

12. Раскройте сущность анализа урока практического обучения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Упор делается на анализ навыков, самостоятельную деятельность

1. Анализ целей урока

1)программные требования; 2)содержание материала; 3)уровень зун уч-ся; 4)место урока в системе уроков; 5)подготовленность группы; 6)возможности пед; 7)прогноз на конечный результ; 8)формы и методы проведения; 9)степень достяжения цели.

2. Анализ структуры и орг-ции урока

1)соответствие стр-ты целям и типу; 2)лог. послед. и взаимосвязь этапов; 3)рац. использ. времени и оборудов.; 4)науч. ор-ция труда пед. и уч-ся; 5)ор-ция вступит. и заключ. этапов; 6)темп ведения занятия; 7)наличие плана-конспекта

3.Анализ содержания урока

1)научность и достоверность матер.; 2)соответ. содерж. требов. учеб. прогр.; 3)полнота и четкость понятий; 4)объед. знаний вокруг ключ. идеи; 5)вкл. в содерж. ИТ; 6)разнообраз. источ. получ. знаний; 7)наличие межпредмет. связей; 8)формиров. сам. мышления, познават. интересов уч-ся

4.Анализ методики проведения

1) правильность отбора методов, приемов и средств с учетом темы, цели, возмож. группы, пед, учеб-матер. базы; 2)разнообраз. приемов и средств; 3)формирование новых понятий у уч-ся; 3)актуализация опорных знаний; 4)кач-нное освоение нового мат.; 5)развитие познават. активности; 6)формы и методы проверки; 7)хар-р тренировочн. упраж.; 8)эффективность использ. наглядности; 9)повторение пройденного; 9)индифидуализация обучения; 10)пед. тех. преподавания: темп, дикция, эмоц., точность, приемы влияния на уч-ся; 11)воспитател. эффектив. методов обуч.

5. Анализ работы уч-ся

1)активность и работоспособ.; 2)интерес; 3)степень доставерности ответов уч-ся; 4)степень самост. мышления уч-ся; 5)наличие навыков самокотроля; 6)качество ЗУ уч-ся; 7)умение самост. приобретать знания; 8)культура межличност. общения; 9)комментарии уч-ся

6. Анализ ДЗ

1)методы и приемы проверки ДЗ; 2)мотивирование ДЗ; 3)объем ДЗ; 4)хар-р ДЗ; 5)посильность; 6)методика задания ДЗ

7.Оценка санит-гигиен. условий

1)чистата, освещенность; 2)размещ. уч-ся; 3) прим. нагляд. соответствующ. нормам; 4)соблюд. правил охраны труда

8.Выводы и предлож

1)общая оценка; 2)достяж. цели; 3)х-ка достоинств и недостатков; 4)учет ранее высказ. замеч.; 5)предложен. по преод. недост.

13. Раскройте сущность анализа урока теоретического обучения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Упор делается на анализ подачи информации, на научность и достоверность материала

(тоже, что в 12)

14. Дайте характеристику дидактическим возможностям средств обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия «преподаватель — учащиеся» включаются посредствующие элементы. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений, лежащих в основе работы рассматриваемых технических устройств и т.д.

Средства обучения: учебное оборудование; демонстрационное оборудование; тсо, включая, учебники и учебно-методические пособия; дидактический материал; карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради; изобразительные пособия: плакаты, планшеты, схемы, диаграммы и т.д.

Логические регулятивы обучающей деятельности: подходы, принципы, правила, методы, методики обучения — теоретический уровень; действия, операции, приемы обучающей деятельности — эмпирический уровень.

Относительно самостоятельное значение в структуре средств обучения занимает учебно-производственное и лабораторное оборудование. С его помощью показываются или замещаются объекты учебного познания, моделируются различные режимы работы, увеличиваются познавательные возможности, чувственное восприятие учащихся.

На уроке во время различных демонстраций используется вспомогательное оборудование, не несущее информационной или тренировочной функции, но помогающее педагогу организовать учебный процесс по предмету. Группа средств обучения, выделенная по способу их производства, представляет собой материально-технические объекты, с помощью которых реализуются информационная, управляющая, контролирующая и другие функции обучения. Материальные средства играют значительную роль на начальном этапе формирования новых знаний и способов деятельности учащихся.

15. Охарактеризуйте оценивание как процесс, оценку как результат, отметка, функции оценки.

Основой для оценивания успеваемости уч-ся являются итоги (результаты) контроля Учитываются при этом качественные и количественные показатели. Количественные показатели фиксируются в баллах или процентах, качественные – суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно»

Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Задачи отметки

Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

Отметка является связующим звеном между участниками образовательного процесса.

Принципы выставления отметки

Справедливость и объективность – это единые критерии оценивания ЗУН обучающихся, известные ученикам заранее.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Гласность и прозрачность – это доступность и понятность информации об учебных достижениях обучающихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.

Функции отметки

Нормативная.

Информативно-диагностическая.

Стимулирующе-мотивационная.

Критерии выставления отметок

Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:

полнота и правильность – это правильный, полный ответ;

правильный, но неполный или неточный ответ;

неправильный ответ;

нет ответа.

При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

грубые ошибки;

однотипные ошибки;

негрубые ошибки;

недочеты.

Оценка – результат проверки. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения обуч-ся в учеб. деят.

Задачи оценки:

Формирование и корректировка ценностных отношений обуч-ся.

Формирование у обучающихся адекватной самооценки.

Принципы оценки:

Объективность.

Эмоциональность.

Адекватность.

Может даваться любому действию обуч-ся, особенно успешному.

Функции оценки

Ориентирующая функция – содействует осознанию обуч-ся результатов процесса деятельности и пониманию собственной роли в нём.

Информирующая – даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях обуч-ся.

Корректирующая – способствует изменению действий обуч-ся, его установок, взглядов.

Воспитывающая – создаёт условия для воспитания качеств личности, проявления чувств и т.д.

Социальная – влияет на самооценку, статус обуч-ся в коллективе сверстников.

Диагностическая – определяет уровень знаний, сформированность умений, качеств личности.

Стимулирующая – способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.

16. Раскройте сущность принципов контроля успеваемости при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

1) связи контроля с образованием, обучением и воспитанием.

а) нет обучения без пед. контроля, так же как нет и контроля без обучения; б) о качестве учебно-воспитательного процесса в вузе можно судить по постановке пед. контроля.

2) объективности.

3) справедливости и гласности. ВКЛ широкую область морального и правового регулирования.

4) научности и эффективности. Педагогический контроль может быть организован как на научной основе, так и на основе опыта, интуиции, здравого смысла. Принципом научности контроля подчеркивается обязательность первого подхода и недостаточность второго.

5) Надежность и валидность (адекватность целям проверки)

6) систематичности и всесторонности. Систематичность контроля тесно связана с его плановостью. Запланированный контроль, ввиду его неотвратимости, обладает заметной мотивирующей силой, он стимулирует активность студентов. Принцип всесторонности акцентирует внимание на необходимости полного, по возможности, охвата круга вопросов, подлежащих контролю.

17. Охарактеризуйте методы и формы контроля знаний и умений учащихся при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Формы:

1)Индивидуальный; 2)Фронтальный; 3)Групповой

Методы:

Традиционные:

1)устный опрос; 2)письменный опрос; 3)зачет; 4)диктант; 5)сам. работа; 6)практич. работа; 7)лаб. работа; 8)тест

Нетрадиционные:

1)кроссворд; 2)головоломка; 3)ребус; 4)викторина; 5)шарады

18. Раскройте сущность тестового контроля знаний при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Тест – кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях, умеет вид такого задания, решение которого поддается кол-нному учету и служит показателем степени развития данному моменту известных знаний уч-ся.

Функции тестов:

Обучающая (производит анализ результатов и преподаватель и ученик получает информацию в результате которой возможно изменение учебного процесса)

Воспитательная (усидчивость, самостоятельность, логическое построение мысли, собранность)

Учебно-организационная осуществляется прогноз успешности обучающегося, диагностика проблем ,определение общего владения материалом

Исследовательская определение качества самого теста

Специфическая возможность дополнения а также дополнительная обработка результатов тестирования контролирующим органом

Контролирующая эта функция позволяет контролировать текущую и итоговую успеваемость и эффективность методов обучения

Виды тестов:

Тесты с однозначным выбором ответа

Тесты с многозначным ответом

Тесты на дополнение

Тест перекрестного выбора

Тесты идентификации

Требования:

Надежность контрольного задания - это его способность с достаточной для практики одинаковостью охарактеризовать исследуемые показатели, результаты и числа как в задании в целом, так и в его определенной части т.е. один и тот же показатель даже при изменении определенного момента самой задачи должен формировать тот же результат

Валидность (или адекватность целям проверки)

Дидактическое требование

Определенность

Простота теста

Однозначность

Равнотрудность

Типы тестов:

Тесты достижений

Личностные тесты (социально-психологические качества личности)

Тесты По целям обучения:

Проверяет знание фактов, понятий, законов, теорий…

Проверяет умение выполнять мыслительные операции (решение типовых задач)

Проверяет умение давать самостоятельную, критическую оценку изученного

Содержит задания проверяющие умения решать новые, нестандартные ситуации на основе полученных знаний

19. Дайте общее понятие технологиям обучения: развивающая, проблемная, программированная, личностно-ориентированная, модульная, технология активного обучения. Приведите примеры использования педагогических технологий при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Пед. технология – совокупность правил и соответствующих им пед. приемов и способов воздействия на развитие, воспитание и обучение уч-ся.

Функции:

1)Организаторская: Организуют совместную деят. педагога и уч-ся

2) Проектировочная: Помогает предвидеть результаты учеб. процесса

3) Коммуникативная: Обмен инфо между уч-ками и пед.

4) Рефлексивная

5) Развивающая

Технологии:

Развивающая: способ ор-ции обуч., содерж, методы и формы ор-ции кот. ориентированы на всесторонне развитие уч-ся

Проблемная: тип развивающего обучения, при кот. уч-ся по руководством пед. решают новые для них познават. и практич. проблемы

Программированная: технология основанная на обучающей программе: инфо и алгоритм ее усвоения

Личностно-ориентир: обучение, где главным является личность уч-ся, его особ-нности, ценности, весь учеб. процесс строиться на субъективном опыте ученика.

Модульная: идея технологии смешанного программирования с блочной подачей инфо

Активного обуч: основаны на применении активных методов (методы основаны на применении спец. логико-познават. приемах ведения учеб. процесса, кот. вкл.: информац. база, практич. навыки, творческ. Мышление)

20. Дайте общее понятие проблемного обучения. Охарактеризуйте цели, функции, условия эффективности при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Тип развивающего обучения, при кот. уч-ся по руководством пед. решают новые для них познават. и практич. проблемы

Цели:

1) развитие интеллекта, познават. самост., творческих способностей уч-ся

2) усвоение учениками системы знаний умственной и практич. деят.

Функции:

1) Воспит. навыков творчес. усвоения и применения знаний

2) Формиров. и накопление опыта творч. деят.

3) Формиров мотивов обуч. соц., познават. и нравственных потребностей

Условия:

1) наличие посильного познават. затруднения

2) совместное развитие творческого и материального развития

3)проблема должна вызывать интерес и мотивацию

4) значимость инфо

Этапы: возникновение проблем; осознание пробл; поиск решений; док-во гипотез; проверка

Формы: познавательная задача, проблемный вопрос, проблемная задача

21. Дайте общее понятие методам проблемного обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Тип развивающего обучения, при кот. уч-ся по руководством пед. решают новые для них познават. и практич. проблемы

Методы (по М.И. Махмутовой)

1)метод монологического изложения

Система правил подготовки учеб. мат. с целью объяснения уч-ся готовых выводов науки в форме лекции или рассказа с применением аудиовизуализации. Формирование ЗУН на уровне восприятия и понимания.

Признаки: 1)вербальное изложение; 2)описательное объяснение; 3)уч-ся слушают, наблюдают, запоминают

Функции: 1)передача готовых фактов; 2)повторение, углубление, закрепление

2)Рассуждающий метод

Система регулятивных правил подготовки и объяснения уч. материала путем постановки проблем и показа способов их решения или логики исследования.

Признаки: 1)показ логики решений; 2)показ образца док-в; 3)показ способов решения.

Функции: 1)формирование логики и способов решения научных и практических проблем; 2)формирование представления о способах творческой деят.

3)Дидактический

Система регулятивных правил подготовки учеб. материала и проведение беседы с целью объяснения учеб. материала, усвоение его уч-ся побуждает их к изучении в постановке проблемы

Признаки: 1)форма изложения – беседа; 2)использование репродуктивных вопросов по известному уч-ся материалу; 3) проблемная ситуация создается уч-ся

Функции: 1)раскрытые новых понятий при помощи репродуктивных вопросов; 2)активизация познавательного общения; 3)формирование речевого общения и самост. деят; 4)обучение коллективно мыслить

4)Эвристический

Система регулятивных правил подготовки учеб. матер. и проведение эврестической беседы в сочетаниис решением познават. задач.

Признаки: 1)ор-ция урока в форме эвристической беседы; 2)постановка проблемных вопросов; 3)постановка познавательных задач; 4)учеб. проблема ставиться и регулируется при помощи учителя.

Функции: 1)сам. усвоение знаний и способов действий, развитие творческого мышления; 2)внедрение новой проблемы в традиционную ситуацию; 3)внедрение новых признаков изучения объекта; 4)преобразование известных способов действия; 5)развитие мыслительных навыков и формирования познавательных умений; 6)активное познавательное общение; 7)развитие мотивов учения

5)Исследовательский

Система регулятивных правил подготовки учеб. мат. и организации педагогом сам. работы уч-ся п о решению проблемных заданий с целью усвоения новых понятий и способов действий.

Признаки: 1)пед. организует работу уч-ся с заданиями проблемного хар-ра; 2)проблем. ситуация возникает в ходе выполнения задания

Функции: 1)формирование творческого мышления; 2)самостоят. усвоение ЗУН; 3)стимулирует появление у уч-ся новых спосбов действ.; 4)формирование мотивационной, волевой и эмоц. сферы

6)Алгоритмический

Система регулятивных правил организации педагогом проц. усвоения новых знаний и способов действий путем показа алгоритма решения

Признаки: 1)устный инструктаж; 2)показ алгоритма; 3)наличие деят. по алгоритму; 4)алгоритм могут разрабатывать сами уч-ся

Функции: 1)формирование умений работать по правилам; 2) ор-ция лаб. и практич. по образцу; 3)формирование умений самост. изготовления алгоритма

7)Программированный

Систематическое регулирование правил структурирования учеб. процесса и управление сам. работой уч-ся по его изучению с помощью программных педагогических средств

Признаки: 1)машинное и безбумажное программиров. Материала с постановкой вопросов и заданиями

Функции: 1)управление процессом с помощью программ; 2)обучение навыкам самоконтроля; 3)обучения работы с компом; 4)составление обучающих программ; 5)развитие индивидуальных способностей.

22. Дайте общее понятие программированного обучения. Раскройте основные принципы программированного обучения. Охарактеризуйте виды программ и особенности проведения контроля при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Идея возникла в США в 50-е, в ССР – 70-е.

Важнейшая часть: обучающая программа – упорядоченная последовательность заданий, кот. содержит инфо и алгоритм ее усвоения.

прогр. обуч. - управляемое усвоение программного учебного материала с помощью обучающегося устройства.

программ. учебн. матер. - серия сравнительно небольших порций учебной информации(кадров, файлов, шагов) подаваемых в определенной логической последовательности.

принципы прогр. обуч. (Беспалько):

1) определенная иерархия управляющих устройств

2) обратная связь

3) осуществление шаговой технологии процесса при раскрытии и поадачи учебного материала

состав шага:

а. информация

б. операция с обратной связью

в. контроль

4) индивидуальный темп управления в обучении

5) использование специальных технических средств для подачи программированного учебного материала.

основные методы:

1) методы предъявления информации

2) методы выполнения программированных заданий

3) методы контроля и коррекции

виды обучающего программирования:

1) линейная

2) разветвленная

3) адаптивная

4) смешанная

Функции:

1) служит источником инфо, 2) организует учеб.процесс, 3)контролирует степень усвоения мат., 4) дает необходимые разъяснения, 5) предупреждает ошибки

6) обеспечивает обратную связь

Достоинства технологии:

1)вырабатывает рац. способы умственной деят

2)равивает лог. мышление

3) мелкие порции инфо легко усваиваются

4) темп усвоения выбирается уч-ся

5) обеспечивает высок. ур-нь результ

Недостатки:

1) большие затраты времени

2) из-за мелких порций инфо может потеряться системность

3) не полностью развивается самост.

4) ориентир на продуктивный уровень а не на творческий

Контроль может быть безмашинным или машинным. При безмашинном контроле для формирования оценки используются простые приспособления (планшеты, перфокарты), а при машинном - различные технические средства, вплоть до ЭВМ. Наиболее распространенным методом контроля является альтернативный выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных.

Виды: Устный, письменный, лабораторный, машинный, тестовый, самоконтроль

23. Дайте общее понятие модульного обучения. Цели и особенности модульного обучения.

Модульная технология обучения (ТМО) как дидактическая система возникла в 60-годы в США. От проблемного обучения новая технология заимствовала его главные особенности:

1. расчлененность материала на небольшие дозы;

2. нестандартность упражнений, сложность которых зависела от индивидуальных способностей обучаемых;

3. наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля.

Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы уч-ся.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности уч-ся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. В основании модульной технологии находится программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Положительные аспекты:

жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение ученика с постепенным погружением в детали циклов;

индивидуальный темп обучения;

обязательный самоконтроль;

формирование ориентировочной основы действий;

гибкое управление обучением;

рефлексивный подход (многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном индивидуализированном уровне сложности переводит умения в навыки)

24. Раскройте особенности организации активного обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

АМО – усиленное действующий способ продвижения к намеченной цели, связанный с профессиональной подготовкой специалистов.

Обеспечивают:

1) повышение эмоц. включенности обуч-ся и творческой активности на занятии

2) непосредственное взаимодействие уч-ся между собой и с пед

3)формирование коллективных усилий

Условия организации занятия с применением АМО:

1) проблемность

2)сотрудничество и кооперация

3)коллективное взаимодействие

4)вовлечение обуч-ся в настоящ. активную деят.

5) изменение модели педагога (он консультант, но не источник передачи инфо)

Классификация:

1) Имитационны: ролевые (разыгрывание ролей), неролевые (имитационные упраж)

2) Неимитационные: проблемная лекция, курсовые, дипломные, конференции, науч.-исслед., лаб, практ, активные семинарские занятия.

25. Охарактеризуйте способы проведения семинарских и практических занятий с использованием активных методов обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.

1) Активный семенар

2) Лабараторнаяпрактическая работа с творческим заданием

3) Метод «Мозговой штурм»

1) Мозговая атака

Обуч-ся деляться на 3 группы: 1 – генераторы идей, 2 – аналитики (из полученного от генераторов списка идей выбирают наиболее разумные по их мнению), 3 – эксперты (самые подходящие идеи). Педагог выполняет роль заказчика. Запрещается любая критика в момент выдвижения предложений. Удобная обстановка.

2) Мозговой штурм на основе сенектики

Предназначен для решения сложных творческих задач. 1)Первоначальная постановка проблемы. 2) Анализ проблемы. 3)Выяснение возможных решений 4)Переформулировка проблемы 5)Совместный выбор 1 решения 6)Выдвижение образных аналогий 7)Готовые идеи.

При реализации обязательно использовать 4 приема:

1) прямой (подумай и реши)

2) личный (попробуйте войти в образ)

3) символический ( дайте в 2 словах образное определение)

4)фантастический

3) Мозговая атака 66

Все участники делятся на 6 групп и в течение 6 мин. проводят мозговую атаку.

4) Двойное кольцо Сократа

Кол-во чел. – от 15. Делятся на 2 группы, образуя внешнее (записывают мысли, не обсуждают) и внутренне (обсуждают проблемы) кольцо. Пустой стул показывает, что есть шанс разработать идею.

5) Совет пиратов

(6 – 10 чел.) Все садятся по кругу и исполняют роли. Начиная от младшего по статусу, начинается обсуждение проблемы. Тот, у кого нет идей, выбывает из игры.

4) Метод эвристических вопросов:

Применяется для сбора доп. инфо, для упорядочивания и систематизации знаний.

5) Глоссарный метод обучения: целенаправленное заучивание терминов.

1 2 3