">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Учебно-исследовательская практика бакалавра

Описание: Общая структура компетенций. Структура компетенций по уровням освоения. Матрица соотнесения видов деятельности и формируемых компетенций. Содержание лекционных и практических занятий. Обработка статистической информации. Основная образовательная подготовка.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 14
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА БАКАЛАВРА»

Направление подготовки: Педагогическое образование

Профили подготовки: 1) Математика. Информатика и ИКТ;

2) Математика

Степень выпускника: бакалавр педагогического образования



Пермь

ПГПУ

2011

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания математики Власова Ирина Николаевна

Авторы-составители:

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики Ананьева Миляуша Сабитовна;

старший преподаватель кафедры высшей математики

Недре Лариса Георгиевна

Учебно-методический комплекс по учебно-исследовательской практике составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» и Положением об учебно-исследовательской работе студентов математического факультета ПГПУ.

Учебная практика, в том числе учебно-исследовательская, входит в раздел «Практики» учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра педагогического образования по профилям: «Математика. Информатика и ИКТ» (дневная форма обучения, 5 лет) и «Математика» (заочная форма обучения, 5 лет), является обязательной для прохождения.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, преподавателей, студентов очной и заочной форм обучения.

Согласовано:

Декан математического факультета ______________(И.Н. Власова)

 Утверждено на заседании
учебно-методической комиссии математического факультета ПГПУ

Протокол № _______

«___» ________________2011г.

Председатель _______________ И.Н. Власова   СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ4

2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ4

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ4

3.1. Общая структура компетенций4

3.1. Структура компетенций по уровням освоения6

3.2. Матрица соотнесения видов деятельности и формируемых компетенций11

3.3. Распределение формируемых компетенций по темам13

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ14

4.1. Виды учебной работы по семестрам14

4.2. Распределение часов по темам15

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ17

5.1. Содержание лекционных и практических занятий17

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ18

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов18

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ20

8.1. Основная литература20

8.2. Дополнительная литература20

8.3. Цифровые ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы22

8.4. Материально-техническое обеспечение23

9. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ23

Приложение 1. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА25

Приложение 2. МАТЕРИАЛЫ К ВЫСТАВКЕ «ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ»30

Приложение 3. МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ «ИСТОРИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ»32

Приложение 4. ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ДОКУМЕНТОВ35

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Учебно-исследовательская практика как один из видов учебной практики, формирующей исследовательские и организационные компетенции, является составной частью основной образовательной программы.

Цель практики – формирование навыков исследовательской деятельности, овладение практическим опытом решения конкретных задач, определяемых компетентностным подходом к подготовке педагога.

Задачи практики:

1) овладение базовыми и специальными исследовательскими компетенциями в области математического образования;

2) формирование общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на решение мировоззренческих и социально-личностных проблем подготовки учителя математики;

3) формирование специальных компетенций, позволяющих студенту применить полученные математические знания в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.

2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-исследовательская практика входит в раздел «Практики» учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра педагогического образования по профилям: Математика. Информатика и ИКТ» (дневная форма обучения, 5 лет) и «Математика» (заочная форма обучения, 5 лет), является обязательной для прохождения.

Освоение исследовательских компетенций является необходимой основой для последующего выполнения рефератов, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

3.1. Общая структура компетенций

Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных (ОК), профессиональных (ОПК, ПК) и специальных (СК) компетенций, важных в ходе выполнения информационно-аналитической деятельности.

П/п Код Формулировка  1 1) ОК-4

2) ОК-4 способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования  2 1) ОК-6

2) ОК-6 способность логически верно строить устную и письменную речь  3 1) ОК-9

2) ОК-9 способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях  4 1) ОПК-5

2) ОПК6 способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания  5 1) ПК-13

2) – способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования  6 1) СК-2

2) СК-2 (прикладная) способность строить математические модели, выбирать и применять соответствующий модели математический метод решения задачи, интерпретировать результаты, в том числе с использованием информационных технологий  7 1) СК-3

2) СК-3 (методологическая) понимание методологической и историко-культурной функций математики и информатики, владение культурой математического мышления  8 1) СК-4

2) СК-4 (методическая) понимание сути взаимосвязей содержания школьного курса математики с изучаемыми теориями  9 1) СК-5

2) – (информационная) готовность к преподаванию информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом и профильном уровне; внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс и управление школой  

Коды указаны в соответствии с принятой структурой компетенций для очной и заочной форм обучения по ФГОС указанных профилей. Под цифрой
1) отмечены компетенции бакалавра для дневной формы обучения, под цифрой 2) – для заочной формы обучения.

Предъявляемые требования соотносятся с квалификационными характеристиками выпускника – бакалавра педагогического образования и будущего учителя математики, информатики и ИКТ.

Результатом учебной исследовательской практики является овладение студентом комплексом практических исследовательских умений и навыков, формирование личностно-ценностного отношения к профессии педагога, а именно готовности:

– осуществлять учебно-исследовательскую деятельность по проблемам математического образования;

– диагностировать учебные достижения и личностные результаты учащихся и учителя;

– планировать исследовательскую деятельность;

– грамотно оформлять текстовые документы;

– корректировать свою педагогическую и культурно-просветительскую деятельность на основе рефлексии.

3.1. Структура компетенций по уровням освоения П/п Код Базовый уровень Продвинутый уровень  1 1)-2) ОК-4

способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования По курсовой работе:    Умение свободно отыскивать информацию о современной естественнонаучной картине мира Способность использовать примеры, иллюстрирующие межпредметные связи математики и естествознания в образовательной и профессиональной деятельности    По эксперименту:    Умение применять методы математической обработки информации Владение методами обработки результатов экспериментального исследования в образовательной и профессиональной деятельности  2 1)-2) ОК-6

способность логически верно строить устную и письменную речь По реферату:    Умение составлять план защиты реферата Способность представлять соответствие между задачами и результатами реферата    По работе с MS Word, Excel, PowerPoint:    Умение составлять и оформлять тексты в Word Умение представлять презентации с использованием ПО    По проекту «История Пермского края в математических задачах»    Способность подготовить текст в соответствии с предложенным планом изложения Готовность выступить с устным сообщением    По курсовой работе:    1) Умение составлять план защиты курсовой работы и представлять соответствие между задачами и результатами исследования;

2) наличие представления о видах научных сообщений;

3) знание требований к составлению отчетов 1) Способность свободно презентовать результаты исследований;

2) умение составлять тезисы сообщений;

3) умение составлять отчеты  3 1)-2) ОК-9

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях По библиографическому поиску:    Умение находить информацию по запросу в глобальных компьютерных сетях, в том числе в электронных библиотеках или системах;

умение пользоваться возможностями ЭБС;

способность сохранять информацию Способность представлять обзор библиографический информации    По выставке «Юбилейные даты»:    Умение отыскать информацию об ученом Интернет-ресурсах Умение систематизировать информацию об ученом в Интернет-ресурсах  4 1) ОПК-5

2) ОПК6

способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания По реферату:    Умение подготовить текст реферата в соответствии с требованиями     По проекту «История Пермского края в математических задачах»    Способность подготовить текст в соответствии с требованиями (Приложение 2) Способность подготовить сообщение или тезисы сообщений по результатам участия в проекте    По выставке «Юбилейные даты»:    Способность подготовить текст в соответствии с требованиями (Приложение 2) Способность подготовить материалы выставки, посвященной юбилею ученого   1) ОПК-5

2) ОПК6

По курсовой работе:     способность составлять тезисы сообщений  5 1) ПК-13

2) –

способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования По проекту «История Пермского края в математических задачах»    Умение находить, анализировать и систематизировать исторические сведения о Пермском крае для составления материалов к проекту Способность составлять текст по плану (исторические или географические сведения – математические задачи) с учетом тем школьного курса математики    По курсовой работе:    1) умение находить, анализировать на элементарном уровне факты по теме курсового исследования в области в учебно-воспитательной деятельности;

2) умение применять методы описательного исследования 1) способность анализировать на теоретическом уровне факты по теме курсового исследования в области в учебно-воспитательной деятельности, систематизировать и классифицировать их;

2) способность применить методы прикладного и экспериментального исследования    По эксперименту:    способность подготовить материалы для экспериментального исследования в образовании (анкеты, тесты, опросники) способность провести экспериментальное исследование в образовании;

способность обработать статистическую информацию, полученную при анкетировании или тестировании  6 1)-2) СК-2

(прикладная) способность строить математические модели, выбирать и применять соответствующий модели математический метод решения задачи, интерпретировать результаты, в том числе с использованием информационных технологий По курсовой работе:    1) владение ИКТ при выполнении курсового исследования;

3) составление математических моделей и математических задач по аналогии 1) моделирование задач профессиональной направленности в курсовом исследовании;

2) применение моделирования в курсовом исследовании;

3) применение математических пакетов (компьютерных программ)    По эксперименту:    Наличие представления о возможном использовании эксперимента и моделирования как методов научного исследования Способность применить моделирование в эксперименте или при интерпретации результатов  7 1)-2) СК-3

(методологическая) понимание методологической и историко-культурной функций математики и информатики, владение культурой математического мышления По курсовой работе:    1) умение привести исторические сведения об объекте курсового исследования;

2) наличие представления о методологических основах математики 1) способность выполнить историко-научный анализ и систематизацию фактов о предмете курсового исследования;

2) способность представить методологические основы математики и информатики в курсовой работе    По эксперименту:    знание основ эксперимента как метода научного исследования знание основ дидактического эксперимента  

8 1)-2) СК-4

(методическая) понимание сути взаимосвязей содержания школьного курса математики с изучаемыми теориями По проекту «История Пермского края в математических задачах»    умение составить 2-3 простые математические задачи про Пермский край за курс основной школы способность составить более 3 задач по разным темам школьного курса математики, в том числе для старшей школы    По курсовой работе:    умение составить понятийный математический словарь курсовой работы владение (описание) теории в рамках, необходимых для курсовой работы    По эксперименту:    готовность провести констатирующий (контролирующий)

эксперимент готовность составить материалы для эксперимента  9 1) СК-5

2) –

(информационная) готовность к преподаванию информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом и профильном уровне; внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс и управление школой По курсовой работе:    Способность применить в курсовом исследовании ИКТ Выполнение курсовой работы о применении ИКТ в преподавании математики (информатики) или в управлении школой;

применение математических пакетов  

3.2. Матрица соотнесения видов деятельности и
формируемых компетенций

Форма обучения: очная

Названия тем Компетенции Сумма компетенций   ОК-4 ОК-6 ОК-9 ОПК-5(6) ПК-13 СК-2 СК-3 СК-4 СК-5   2 семестр  Библиографический поиск. Электронные библиотечные системы   1       1  Реферат: подготовка, оформление и защита  1  1      2  Работа с MS Word, Excel, PowerPoint и др.  1        1  Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах»  1 1 1 1     4  6 семестр  Курсовая работа: подготовка, оформление и защита. Выпускная квалификационная работа 1 1  1 1 1 1 1 1 8  Участие в подготовке выставки «Юбилейные даты»   1 1      2  Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах»  1  1 1   1  4  Экспериментальное исследование в образовании. Обработка статистической информации. Подготовка отчетов. 1    1 1 1 1 1 6  

Форма обучения: заочная

Названия тем Компетенции Сумма компетенций   ОК-4 ОК-6 ОК-9 ОПК-6 СК-2 СК-3 СК-4   1 курс  Библиографический поиск. Электронные библиотечные системы   1     1  Реферат: подготовка, оформление и защита  1  1    2  Работа с MS Word, Excel, PowerPoint и др.  1      1  Курсовая работа: подготовка, оформление и защита. Выпускная квалификационная работа 1 1  1 1 1 1 6  2 курс  Курсовая работа: оформление и защита. Выпускная квалификационная работа  1      1  Экспериментальное исследование в образовании. Обработка статистической информации. Подготовка отчетов. 1    1 1 1 4   3.3. Распределение формируемых компетенций по темам

Форма обучения: очная

Названия тем

Компетенции  Библиографический поиск. Электронные библиотечные системы ОК-9  Реферат: подготовка, оформление и защита ОК-6, ОПК-5  Работа с MS Word, Excel, PowerPoint и др. ОК-6  Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах» ОК-6, ОК-9,

ОПК-5, ПК-13  Курсовая работа: подготовка, оформление и защита ОК-4, ОК-6,

ОПК-5, ПК-13,

СК-2, СК-3, СК-4, СК-5  Участие в подготовке выставки

«Юбилейные даты – 201_» ОК-9, ОПК-5  Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах» ОК-6, ОК-9,

ОПК-5, ПК-13, СК-4  *Экспериментальное исследование в образовании. Обработка статистической информации. Подготовка отчетов. ОК-4, ПК-13,

СК-2, СК-3, СК-4, СК-5  

Форма обучения: заочная

Названия тем

Компетенции  Библиографический поиск. Электронные библиотечные системы ОК-9  Реферат: подготовка, оформление и защита ОК-6, ОПК-6  Работа с MS Word, Excel, PowerPoint и др. ОК-6  Курсовая работа: подготовка, оформление и защита ОК-4, ОК-6,

ОПК-6,

СК-2, СК-3, СК-4  Курсовая работа: оформление и защита. Выпускная квалификационная работа ОК-4, ОК-6,

ОПК-6,

СК-2, СК-3, СК-4  Экспериментальное исследование в образовании. Обработка статистической информации. Подготовка отчетов. ОК-4,

СК-2, СК-3, СК-4   4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

4.1. Виды учебной работы по семестрам

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения   Очная Заочная  Номера семестров: 2, 6 2, 6  Аудиторные занятия (всего):

В том числе: 24 6   Лекции (ЛЗ) 6 4   Практические занятия (ПЗ) 18 2   Семинарские занятия (СЗ) – –  Самостоятельная работа студента (СРС) 192 210  Общая трудоемкость: зачет.ед. (Z) / час. 6 / 216 6 / 216  Входной контроль (вид / семестр) – –  Текущий контроль (вид / семестр) – –  Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет / семестр) Дифференцированный зачет / 2, 6

Дифференцированный зачет / 2, 6

 

4.2. Распределение часов по темам № Названия тем Неделя семестра Общая трудоемкость (час.) Виды учебной работы студентов и трудоемкость (час.)      Аудиторная работа СРС      Всего ЛЗ ПЗ Обязательная Дополнительная  1 курс   Всего часов  108 10 2 8 82 16  1 Установочная лекция. Библиографический поиск. Электронные библиотечные системы 2-5 20 4 2 2 14 –  2 Реферат: подготовка, оформление и защита 10 20 2 – 2 28 –  3 Работа с MS Word, Excel, PowerPoint 42 30 2 – 2 18 –  4 Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах» 42-43 38 2 – 2 22 16            3 курс   Всего часов  108 14 4 10 72 22  5 Установочная лекция. Курсовая работа: подготовка, оформление и защита. Выпускная квалификационная работа 10 20 4 2 2 16 –  6 Участие в подготовке выставки

«Юбилейные даты» 10 20 2 – 2 18 –  7 Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах» 15-19 30 2 – 2 18 10  8 Экспериментальное исследование в образовании. Обработка статистической информации. Подготовка отчетов. 46-47 38 6 2 4 20 12                      ИТОГО   216 22 14 8 194  

Форма обучения: заочная

№ Названия тем Неделя семестра Общая трудоемкость (час.) Виды учебной работы студентов и трудоемкость (час.)      Аудиторная работа СРС      Всего ЛЗ ПЗ Обязательная Дополнительная  2 семестр   Всего часов 39-40 108 2 2  106   1 Установочная лекция. Библиографический поиск. Электронные библиотечные системы  20 2 2 – 18 –  2 Реферат: подготовка, оформление и защита  20 – – – 20 –  3 Работа с MS Word, PowerPoint  28 – – – 28 –  4 Курсовая работа: Требования к подготовке  40 – – – 40 –            6 семестр   Всего часов 39-40 108 4 2 2 92 12  5 Курсовая работа: оформление и защита. Выпускная квалификационная работа  54 2 2 – 52 –  6 Экспериментальное исследование в образовании. Обработка статистической информации. Подготовка отчетов.  54 2 – 2 40 12                     ИТОГО   216 6 4 2 210   5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

5.1. Содержание лекционных и практических занятий

Тема 1. Установочная лекция. Библиографический поиск.

Установочная информация к учебной практике во 2 семестре. Понятие об учебно-исследовательской деятельности. Организация УИРС математического факультета. Положение об УИРС математического факультета ПГПУ. Виды работ. Библиографический поиск. Электронные библиотеки и электронные библиотечные системы (ЭБС). Библиографическая информация. Библиографические источники. Справочная литература и образовательные сайты. Требования к библиографическому описанию документов.

Тема 2. Реферат: подготовка, оформление и защита.

Реферат: определение, виды рефератов. Содержание реферата по дисциплине. Требования к оформлению реферата. Защита реферата.

Тема 3. Работа с MS Word, Excel, PowerPoint.

Редактирование текстов. Гипертекст. Составление таблиц и графиков в Excel. Подготовка презентации в PowerPoint.

Тема 4. Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах».

Понятие о культурно-просветительской деятельности педагога и гуманитаризации математического образования. Основные положения проекта «История Пермского края в математических задачах». Примеры задач.

Тема 6. Установочная лекция. Курсовая работа: подготовка, оформление и защита. Выпускная квалификационная работа.

Установочная информация к учебной практике в 6 семестре. Понятие об научно-исследовательской деятельности. Организация НИРС математического факультета. Положение о курсовой работе ПГПУ. Виды курсовых работ. Подготовка курсовой работы. Требования к оформлению. Понятие о выпускной квалификационной работе. Требования к ВКР.

Тема 7. Участие в подготовке выставки «Юбилейные даты – 201_ ».

План конференций и стендовых выставок математического факультета. Ученые – юбиляры 201_ г. Пример оформления биографии ученого.

Тема 8. Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах».

Возможности применения историко-математических задач. Составление задач по темам школьного курса математики.

Тема 9. Экспериментальное исследование в образовании. Обработка статистической информации.

Положения ПГПУ о курсовой работе. Положения ПГПУ о выпускной квалификационной работе. Экспериментально-исследовательская работа. Простая обработка результатов наблюдения, тестирования, анкетирования. Портфолио. Составление и презентация портфолио студента.

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента подразумевает изучение и повторение теоретического материала по лекциям, тематическим презентациям, учебным пособиям; подготовку по дополнительной литературе и выполнение индивидуального задания.

Форма обучения: очная / заочная



Названия тем СРС

час.

Содержание

   Обязательная Дополнительная Обязательная

СРС Дополнитель-ная СРС   Всего часов на 1 курсе 82 16    1 Установочная лекция. Библиографический поиск 14/18  1. Ознакомление с целью, задачами, формами и содержанием практики.

2. Составление индивидуального плана практики.

3. Индивидуальные результаты решения профессиональных задач.

4.Библиографический поиск, оформление библиографического документа в соответствии с требованиями.   2 Реферат: подготовка, оформление и защита 28/20  1. Ознакомление с литературой по подготовке реферата.

2. Анализ подготовленного реферата в соответствии с критериями к содержанию и требованиями к оформлению   3 Работа с MS Word, Excel, PowerPoint и др. 18/28  1. Редактирование текста реферата.

2. Работа со ссылками в тексте   4 Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах» 22/40 16 1. Ознакомление с проектом и опубликованными результатами студентов и школьников.

2. Библиографический и информационный поиск.

3. Составление задач по выбранному историко-культурному объекту Пермского края (можно краеведческому) 1. Самоанализ по итогам практики или задания 4 (эссе «Мои достижения и проблемы»).

2. Подготовка материалов к публикации.

3. Выступление с сообщением на конференции.          Всего часов на 3 курсе 72 22    5 Установочная лекция. Курсовая работа: подготовка, оформление и защита. Выпускная квалификационная работа 16/52  1. Ознакомление с целью, задачами, видами курсовой работы.

2. Составление индивидуального плана практики.

3. Индивидуальные результаты решения профессиональных задач.   6 Участие в подготовке выставки

«Юбилейные даты» 18/–  1. Библиографический и информационный поиск.

2. Подготовка текста биографии ученого.   7 Исследовательский проект «История Пермского края в математических задачах» 18/– 10 1. Ознакомление с опубликованными результатами студентов и школьников.

2. Библиографический и информационный поиск.

3. Анализ школьных учебников математики.

4. Составление историко-математических задач по теме (разделу) школьного курса математики. 1. Подготовка материалов к публикации.

2. Выступление с сообщением на конференции.  8 Экспериментальное исследование в образовании. Обработка статистической информации.

Подготовка отчетов. 20/40 12 1. Составление плана и программы наблюдения элементов учебного или воспитательного процесса.

2. Обработка статистической информации, полученной в ходе предыдущих исследований.

3. Составление отчета по учебно-исследовательской практике.

4. Планирование и составление портфолио студента 1. Выполнение опытно-экспериментальной работы.

2. Самоанализ по итогам практики или задания 8-9 (эссе «Мои достижения и проблемы»).    ИТОГО  194     

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

8.1. Основная литература

Реферат: Подготовка, оформление, защита : учеб.-метод. рекомендации для самостоятельной работы студентов / сост. М.С. Ананьева ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 34 с.

Курсовая работа: Подготовка, оформление, защита : учеб.-метод. рекомендации для самостоятельной работы студентов / сост. М.С. Ананьева ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 52 с.

Требования к выпускным квалификационным работам: Метод. рекомендации для самостоятельной работы студентов / сост. М.С. Ананьева, А.Е. Малых. – Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 64 с.

Ананьева М.С. О Пермском крае замолвите слово… : сборник оригинальных задач по материалам творческих работ школьников, студентов и преподавателей / авт.-сост. М.С. Ананьева, И.В. Косолапова, И.В. Магданова ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 68 с.

8.2. Дополнительная литература

8.2.1. Справочники и словари

Александрова Н.В. Математические термины: Справочник. – М., 1978.

Биографический словарь деятелей естествознания и техники. – М., 1958.

Бородин А.И., Бугай А.С. Биографический словарь деятелей в области математики. – Киев: Радянска школа, 1979.

Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. – М. : Педагогика, 1977.

Ильенков Э. Учитесь мыслить смолоду. – М. : Знание, 1977.

Мантуров О.В. Толковый словарь математических терминов / О.В. Мантуров, Ю.И. Солнцев, Н.Г. Соркин. – М. : Просвещение, 1965.

Математическая энциклопедия / под ред. И.М. Виноградова: в 5 томах. – М., 1977–1985.

Математический энциклопедический словарь / под ред. Ю.В. Прохорова. – М., 1988.

Пидкадистый П.М., Фридман Л.И., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы: – М.: Пед. об-во России, 1999.

Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск, 1979.

Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин. – М., 1989.

8.2.2. Литература по краеведению

Агафонова Н.Н. Страницы истории земли пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века / Н.Н. Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова ; под ред. А.М. Белавина. – Пермь : Книжный мир, 1995. – 176 с.

Архитекторы и архитектурные памятники Пермского Прикамья / сост. Н.В. Казаринова, Г.Д. Канторович ; под ред. Н.В. Казариновой. – Пермь : Книжный мир, 2003. – 156 с.

Баяндина Н.П. Пермь торговая / Н.П. Баяндина, Г.А. Бординская, Л.Ю. Елтышева, Г.Н. Плотникова. – Пермь : Пушка, 2002. – 173 с.

Белавин А.М. Губернская Пермь / А.М. Белавин, М.Г. Нечаев. – Пермь : ПГПУ, 1996. – 99 с.

Белавин А. М. Пермь от основания до наших дней / А.М. Белавин, Т.И. Быстрых, Л.В. Вальнева. – Пермь: Книжный мир, 2000. – 391 с.

Бойко Н.П. Шахтерская старина. История возникновения Кизеловского угольного бассейна: Документы и фотографии / Н.П. Бойко. – Пермь : Пушка, 2007. – 56 с.

Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее / В.С. Верхоланцев. – Пермь : Пушка, 1994. – 256.

Головчанский Г.П. Строгановские городки, острожки, села / Г.П. Головчанский, А.Ф. Мельничук. – Пермь : Книжный мир, 2005. – 232 с.

Горбацевич Н.П. Прикамье: Странички далеких и близких времен / Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатрова. – Пермь : Книжный мир, 2003. – 144 с.

Корчагин П.А. Губернская столица Пермь / П.А. Корчагин. – Пермь : Книжный мир, 2006. – 320 с.

Косматенко И.Е. Медь, чугун, сталь Мотовилихи / И.Е. Косматенко, Н.И. Суятин. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1988. – 192 с.

Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л.А. Шатров. – Пермь : Книжный мир, 1976. – 218 с.

Пермская художественная галерея / под ред. А.Г. Будриной. – Пермь : Кн. изд-во, 1974. – 111 с.

Пермский областной краеведческий музей / сост. С.В. Серова ; под ред. Е.В. Клюевой. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1988. – 128 с.

Спешилова Е.А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди / Е.А. Спешилова. – Пермь : Курсив, 2003. – 523 с.

Чагин Г.Н. На древней Пермской земле / Г.Н. Чагин. – М. : Искусство, 1988. – 176 с.

Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск / Г.Н. Чагин. – Пермь : Книжный мир, 2003. – 256 с.

Чагин Г.Н. Уездные провинции Кунгур, Оса, Оханск / Г.Н. Чагин, А.В. Шилов. – Пермь : Книжный мир, 2007. – С. 408.

Чагин Г.Н. Города-заводы / Г.Н. Чагин. – Пермь : Книжный мир, 2011. – С. 584.

8.3. Цифровые ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы

8.3.1. Электронные библиотеки:

Научная электронная библиотека. – URL : http://elibrary.ru/defaultx.asp.

Российская государственная библиотека. – URL : http://elibrary.rsl.ru.

Российский электронно-библиотечный консорциум. – URL : http://www.ribk.net/about-consortium.jsp.

Библиотека по естественным наукам Российской академии наук. – URL : http://www.benran.ru.

Электронная библиотечная система «КнигаФонд». – URL : http://www.knigafund.ru.

Мир книг. – URL : http://www.mirknig.com.

8.3.2. Полезные ссылки и сайты по математике:

Геометрический портал. – URL : www.neive.by.ru.

Задачи по геометрии: информационно-поисковая система. – URL : http://zadachi.mccme.ru.

Интернет-проект «Задачи» . – URL : http://www.problems.ru.

Компьютерная поддержка графической, геометрической и конструкторской подготовки www.eltech.ru/misc/ggaph/index.htm.

Московский центр непрерывного математического образования. – URL : www.math.ru, www.mccmе.ru.

Математика / Приложение к газете «Первое сентября». – URL : http://mat.1september.ru.

Математика. – URL : www.allmath.ru.

Математика в Открытом колледже. – URL : www.mathematics.ru.

Математика: справочная информация.– URL : http://www.mathem.h1.ru.

Математическая Интернет-школа. – URL : www.bymath.net.

Математические этюды. – URL : http://www.etudes.ru.

Образовательный сайт «Exponentа». – URL : www.exponenta.ru.

Образовательный сайт «Информика». – URL : www.informika.ru.

Словари и энциклопедии. – URL : http://slovari.yandex.ru.

Электронная энциклопедия «Википедия». – URL : www.wikipedia.ru.

8.3.3. Полезные ссылки и сайты по краеведению:

Возникновение г. Пермь и Пермской губернии. URL : http://operm.ru.

Государственный архив Пермского края. URL : http://www.archive. perm.ru.

Достопримечательности города Перми. URL : http://v-perm.ru.

История возникновения Перми. URL : http://www.gorodperm.ru.

История Перми. URL : http://ru.wikipedia.org.

История Перми в фотографиях. URL : http://metrosphera.ru/history.

Пермский край в цифрах: Население. // Федеральная служба государственной статистики по пермскому краю. URL : http://permstat.gks.ru.

Пермский край: энциклопедия. URL : http://enc.permkultura.ru.

Старая Пермь. . URL : http://kamensky.perm.ru.

Реки Пермского края. URL : http://www.zel-veter.ru.

Реки Пермского края. URL : http://ru.wikipedia.org.

Экскурс в историю нашего города // Консультант : Ежемесячный инф.-анал. журнал. URL : http://telecom.perm.ru.

Энциклопедия Пермского края. URL : http://123-realty.ru/encyclopedia.

8.4. Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий требуется компьютерный класс и ПК с подключением к Интернет и стандартными офисными программами: Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Paint и др., предназначенная для показа презентаций (компьютер или ноутбук, экран, электронные носители с презентациями).

На практические занятия в зависимости от темы (см. содержание практических занятий) необходимы библиографические источники, раздаточный материал с различными статистическими данными.

9. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

Результаты практики рекомендуется представить с использованием технологии оценки работы студентов – портфолио. Это документ, используемый в ходе аттестации студента, в котором отражаются его достижения (по учебной, общественной и научно-исследовательской работе, практикам, контрольным мероприятиям и т.п.). Студенты самостоятельно отбирают материалы, предлагают их преподавателю (руководителю практики).

В содержание портфолио могут включаться: результаты наблюдений; конспекты-сценарии проведенных мероприятий (уроков); наглядные пособия; аудио- и видеоматериалы; методические разработки дидактических игр; дидактические материалы; компьютерные программы и презентации; творческие работы; результаты тестирования, анкетирования, их анализ, оценка и выводы; план (дневник) практики, диагностические материалы; отчеты и эссе; грамоты и знаки отличия.

Портфолио состоит из титульной части (творчески оформленная обложка со сведениями о студенте), оглавления с нумерацией слайдов (страниц); основной части, выводов.

Критерии оценки портфолио:

– аккуратность,

– соответствие содержания и оглавления,

– творческое отношение к оформлению, наглядность,

– полнота отражения и качество материалов практики (согласно требованиям),

– факторы, отражающие развитие студента,

– выступление – защита портфолио.

Критерии оценки деятельности студентов по учебной практике

Отметка «отлично»:

Если студент:

1) самостоятельно планирует исследовательскую деятельность и исполняет план в установленный срок;

2) свободно владеет методами учебно-исследовательской деятельности;

3) адекватно выбирает формы организации деятельности;

4) представляет результаты практики, в том числе портфолио.

Отметка «хорошо»:

Если студент:

1)  планирует исследовательскую деятельность, но не исполняет план в установленный срок;

2) владеет некоторыми методами учебно-исследовательской деятельности;

или

3) отсутствует один из пунктов 1)-4) выше (см. отметка «отлично»).

Отметка «удовлетворительно»:

Если студент:

1) затрудняется в определении целей и задач работы;

2) испытывает трудности в использовании методов учебно-исследовательской деятельности;

3) представляет по итогам практики портфолио, которое не может быть оценено высоким баллом.

4) неубедительно проводит защиту;

или

5)  отсутствуют два пункта из 1)-4) выше (см. отметка «отлично»).

Оценка «неудовлетворительно»:

Если:

1)  отсутствует три и четыре пункта из 1)-4) выше (см. отметка «отлично»).

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Основная образовательная программа подготовки. Учебно-исследовательская деятельность студентов является составной частью основной образовательной программы подготовки бакалавра направления 050100 «Педагогическое образование», профиль «Математика. Информатика и ИКТ».

Основными видами исследовательской работы бакалавра являются:

– учебно-исследовательская практика;

– курсовые работы и проекты;

– выпускная квалификационная работа бакалавра.

1.2. Требования к подготовке бакалавра педагогического (математического) образования.

Общие требования к исследовательским умениям и навыкам бакалавра определяются содержанием государственного образовательного стандарта направления 050100 «Педагогическое образование».

Требования к умениям бакалавра педагогического (математического) образования предполагают подготовленность выпускника к решению исследовательских профессионально-образовательных задач. Бакалавр должен:

участвовать в исследованиях по проблемам развития математического образования;

владеть основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления – Математическое образование;

приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.

представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, докладов и т.д.;

участвовать в исследованиях по проблемам развития физико-математического образования;

приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

изучать обучающихся и воспитанников в образовательном процессе;

строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования с использованием современных здоровьесберегающих, информационных технологий, знания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия;

создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду в соответствии с профилем подготовки;

проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;

вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления;

реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

2. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

2.1. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса

1 2