">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Русский язык и культура речи

Описание: Образец выполнения. Основные понятия. Речевые и неречевые. Учебники и учебные пособия. Коммуникативные навыки, перечисленные в журнале Гид молодого специалиста. Знакомство с нормами русского литературного языка. Предлагаемый сборник контрольных работ.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 70
Поднять уникальность

Похожие работы:

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Контрольные работы и рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов всех специальностей заочной формы обучения

Тюмень, 2008

Русский язык и культура речи: Контрольные работы и рекомендации для студентов ОЗО / Сост.: Е.В. Воронкина, Т.Е. Казакова, О.В. Копыльских, А.А. Охалина, Е.И. Стебунова, В.Я. Тихонова, Л.М. Федоряк, Т.М. Ческидова. Отв. ред. канд. филол. наук., доц. В.Я. Тихонова. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2008. – 32 с.

Сборник предназначен студентам ТюмГНГУ заочной формы обучения всех специальностей для самостоятельной работы по курсу «Русский язык и культура речи». В него вошли контрольные работы, выполнение которых позволит сформировать или закрепить навыки правильной речи.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ3

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1. Составитель – ассистент Е.В. Воронкина3

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2. Составитель – канд. филол. наук, доц. Т.Е. Казакова9

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 3. Составитель – ассистент О.В. Копыльских32

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 4. Составитель – ассистент А.А. Охалина3

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 5. Составитель – ассистент Е.И. Стебунова37

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 6. Составитель – канд. филол. наук, доц. В.Я. Тихонова21

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 7. Составитель – д-р пед. наук, проф. Л.М. Федоряк3

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 8. Составитель – ассистент Т.М. Ческидова3

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ3

Учебники и учебные пособия3

Словари3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Реальность сегодняшнего дня – жизнь в условиях жесткой конкуренции: два специалиста, имея одинаковые дипломы об образовании, посылают резюме, идут на собеседование в одну фирму. Одного принимают на работу, а другому вежливо отказывают. Почему? Потому что важна обратная связь, а она во многом зависит от речевой культуры, умения общаться, поскольку характер речи отражает внутренний мир человека, его взгляды и намерения.

Известный ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности».

Не случайно в критериях отбора кандидатов – молодых специалистов – на вакантную должность на второе место после мыслительных качеств ставятся коммуникативные навыки, перечисленные в журнале «Гид молодого специалиста» (2002. – №2): «Хорошее владение устной и письменной речью, т.е. умение точно, ясно и логично излагать собеседнику свои мысли, отсутствие слов-паразитов, владение несколькими стилями речи, а также умение писать отчеты, письма, доклады; навыки презентации, т.е. умение преподать себя, уверенность в публичных выступлениях; навыки взаимодействия, умение достигать результата в процессе общения; умение слушать собеседника, неконфликтность в общении».

Инженеру, который не способен подобрать слова для ясной и точной передачи мыслей и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в профессиональной деятельности. Знакомство с нормами русского литературного языка, выработка необходимых умений и навыков, входящих в профессиональную составляющую специалиста, – задача курса «Русский язык и культура речи».

Предлагаемый сборник контрольных работ предназначен для контроля знаний и умений студентов заочной формы обучения. Контрольные работы составлены преподавателями кафедры русского языка и культуры речи с учетом действующих образовательных ГОСТов и программ. Каждая контрольная работа включает задания по орфоэпическим, лексическим, фразеологическим, морфологическим, синтаксическим, орфографическим, пунктуационным и стилистическим нормам литературного языка, а также по формированию навыков деловой письменной речи. Каждое задание сопровождается рекомендациями по его выполнению и образцом выполнения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1 Составитель – ассистент Е.В. Воронкина

Задание 1.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, каждую орфограмму и пунктограмму прокомментируйте.

Места по которым они прое..жали н.. могли назваться живописными. Поля т..нулись вплоть до самого неб..склона то слегка вздымаясь то опускаясь снов... Кое где в..днелись н..большие леса и усе..н..ые ре..кими и низким кустарником в..лись овраги напом..ная глазу их собственное из..бражение на старин..ых планах екатерининского врем..ни. Поп..дались реч..ки с обрытыми б..регами и крошечные пруды с худыми пл..тинами и деревеньки с ни..кими избенками под темными крышами и покр..вившимися м..лотильными с..райчиками и церкви то кирпи..ные то деревян..ые с накл..нившимися крестами и разорен..ыми кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сж..малось. Как нароч..но, мужички встр..чались все обтерханные на пл..хих кляч..нках; как нищие в лохмотьях, стояли пр..дорожные ракиты с ободран..ою корой и обломан..ыми ветвями; исхудалые словно ..бглоданные коровы жадно щ..пали траву по канавам… «Нет подумал Аркадий (не)богатый край этот не поражает он н.. довольством н.. трудолюбием; нельзя ему так остаться пр..образования (не)обходимы…но как их исполнить как пр..ступить? (И.С. Тургенев.)

Образец выполнения: тянулись – безударная гласная, проверяемая ударением, – тянет; речки – мягкий знак после ч не нужен, т.к. сочетания чк, чн, чт, нщ, щн, нч, рч, рщ пишутся без ь; придорожные – правописание приставки при-, т.к. обозначает расположение вблизи чего-нибудь.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Запятые разделяют два простых предложения в составе сложного. Примечание: грамматические основы предложений места не могли назваться, они проезжали.

Поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова. Запятые нужны для обособления деепричастных оборотов. Примечание: деепричастный оборот – это деепричастие с зависимым словом: задумываясь как? слегка; опускаясь как? снова.

Задание 2.Из «Орфоэпического словаря» выпишите 10 слов, имеющих варианты произношения согласных перед гласным [э]. Например: компьютер [тэ] – обозначение твердого произношения [т], термин [те] – обозначение мягкого произношения [т].

Образец выполнения: компьютер [тэ], термин [те], сессия [сэ] и [се].

Задание 3.Из «Орфоэпического» или толкового словаря выпишите 30 слов, в которых вы могли бы допустить ошибку в ударении.

Образец выполнения: квартал (неправ. квартал).

Задание 4.Составьте предложения или словосочетания с паронимами (значения слов при этом должны четко дифференцироваться). Попытайтесь объяснить разницу в значении слов.

Инженерный – инженерский, технический – техничный, представить – предоставить, лесной – лесистый, хозяйский – хозяйственный, абонент – абонемент, надеть – одеть.

Примечание: паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении: узнать – признать, подпись – роспись, дефектный – дефективный и т.д.

Образец выполнения: К лесному озеру вела извилистая тропинка. Лесистая местность мешала быстрому продвижению отряда.

Задание 5. Из «Орфоэпического словаря» выпишите 10 слов, имеющих варианты произношения гласных [o] или [э].

Образец выполнения: афера [э], острие [о].

Задание 6.Из толкового словаря выберите 10 существительных, имеющих варианты форм множественного числа именительного падежа. Например: договор (договора или договоры?).

Образец выполнения: договоры, лекторы, профессора, доктора.

Задание 7.Из толкового словаря выберите 10 существительных, имеющих варианты форм множественного числа родительного падежа. Например: туркмены (туркмен или туркменов?).

Примечание: существительные в форме множественного числа родительного падежа (вопросы кого? чего?) нулевое окончание имеют в следующих случаях:

существительные обозначают парные предметы: брюки, сапоги – род. п. мн. ч. – брюк, сапог; исключение – гольфов; возможны варианты в слове носки – носков, носок);

существительные обозначают национальность и основа слова оканчивается на -н или -р: грузины – грузин (а не грузинов), башкиры – башкир ( а не башкиров); исключения составляют слова: бурят, турок, негров, бушменов, берберов, сванов;

существительные обозначают названия воинских групп: партизаны – партизан, гусары – гусар; исключения – минеров, саперов.

существительные обозначают некоторые названия единиц измерения: амперы – ампер, ватты – ватт.

В остальных случаях существительные имеют окончание -ов.

Образец выполнения: погон, цыган, греков, хакасов, микрон, солдат, томатов, килограммов.

Задание 8. На базе данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные, запишите их. Сформулируйте правила правописания сложных прилагательных с первым компонентом – основой имени числительного.

Триста лет, шесть килограммов, тридцать четыре года, четыре угла, семьдесят пять метров, сто девяносто сантиметров, три тонны, семь – восемь гектаров, три недели, пятьсот – шестьсот лет.

Запишите числительные восемьсот сорок шесть и восемьсот сорок шестой в форме родительного, дательного и предложного падежей.

Примечание: в сложных количественных числительных (состоящих из двух или более корней) склоняется каждый корень: шестьдесят семь – шестидесяти семи; в порядковых числительных склоняется только последнее слово: шестьдесят седьмой – шестьдесят седьмого.

Образец выполнения:

им.п. (кто? что?) шестьдесят семь, шестьдесят седьмой

р.п. (кого? чего?) шестидесяти семи, шестьдесят седьмого

д.п. (кому? чему?) шестидесяти семи, шестьдесят седьмому

п.п. (о ком? о чем?) о шестидесяти семи, о шестьдесят седьмом.

Задание 9. Выявите случаи нарушения лексических, фразеологических, синтаксических норм русского языка, отредактируйте предложения. Попытайтесь объяснить характер ошибки.

1. Вовка, виляя хвостом Шарика, гладил его по шерсти. 2. Они, должно быть, скучают по нам. 3. По истечению срока договора должны быть выплачены дивиденды. 4. Глядя на ветки сирени, мне вспомнилось детство. 5. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей. 6. Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее. 7. Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. 8. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. 9. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 10. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. 11. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда. 12. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. 13. Артист был удостоен высокой наградой. 14. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. 15. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. 16. Эта история канула в лепту. 17. Меня хотят сделать яблоком преткновения.18. Мы вышли к лесистому озеру.19. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 20. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале.

Образец выполнения: Проголодавшего медведя запирали в дальней комнате. (Ошибка в усечении возвратного постфикса -ся в причастии. Этот постфикс имеет не только возвратное, но и страдательное значение, т.е. описываемый предмет испытывает чье-либо воздействие.) Правильно: Проголодавшегося медведя запирали в дальней комнате.

Он был тертый воробей. (Ошибка в неправильном воспроизведении фразеологического оборота, в данном случае – контаминация, т.е. соединение частей двух сходных по форме и по значению фразеологизмов.) Правильно: Он был тертый калач. Он был стреляный воробей.

Задание 10. Составьте в соответствии с требованиями официально-делового стиля заявление на получение материальной помощи (предоставление общежития, отпуска по семейным обстоятельствам, пересдачу экзамена или зачета, перевод с одной специальности на другую в рамках факультета и т.п.), резюме, доверенность (на получение заработной платы, стипендии и др.).

Задание 11. Оформите библиографию к курсовой работе по любому предмету вашей специальности.

Образец выполнения:

Балабанов, И.Т. Анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 112 с. (Если книга под фамилией одного автора).

Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: учеб. пособие / Н.Г. Иванова [и др.]. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с. (Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя или более авторами, за косой чертой указывают первого автора с добавлением в квадратных скобках [и др.]).

Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова, М.В.Романовский. – СПб.: Питер, 2004. – 633, [7.] с.: ил. – 9 серия «Учебник вузов». (Если у книги два или три автора, описание начинается с фамилии первого автора, за косой чертой перечисляются все авторы.)

Задание 12. Составьте небольшой словарь терминов вашей специальности с толкованием слов.

Образец выполнения: Шкив – колесо с широким ободом, закрепленное на валу или оси и служащее для передачи вращения от одного вала к другому посредством ремня или каната.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 Составитель – канд. филол. наук, доц. Т.Е. Казакова

Задание 1.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, каждую орфограмму и пунктограмму прокомментируйте.

Утомлен…ый путешествен…ик сосредоточен…о осматривал окрес…ности отряхивая пыль с рван…ых башмаков. Восхищен…ый увиден…ым он слушал комарин…ый гул глядя в серебрян…ый бинокль инкрустирован…ый драгоцен…ыми каменьями. Его глазам открылась воистину (не)видан…ая картина (не)кошен…ые луга сияли девствен…ой красотой (не)пуган…ые журавлин…ые стаи торжествен…о ше…ствовали срывая листья с лимон…ых деревьев посеребрен…ые облака отражались в стеклян…ой глади реки. На песчан…ой отмели путешествен…ик от…скал бесцен…ые берестян…ые грамоты. Писан…ые несколько веков назад они были сохранен…ы и (не)испорчен…ы. Несказан…о обрадован…ый путешествен…ик упоен…о пр…танцовывал на берегу. Тихим безветрен…ым вечером он возвращался в запущен…ую гостин…ицу прижимая к сер…цу (не)ожидан…ую находку.

Образец выполнения: утомленный – в слове пишется две буквы н, потому что это страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида утомить; …, отряхивая пыль с рваных башмаков. – Запятой отделяется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Задание 2.Из «Орфоэпического словаря» выпишите 10 слов, имеющих вари-

анты произношения согласных перед гласным [э]. Вы обязательно должны указать словарь, которым пользовались, выполняя задание по орфоэпии.

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1988.

Образец выполнения: диспансер [cэ]; бизнесмен [знэ и доп. зне; мэ и доп. ме].

Задание 3. Из «Орфоэпического» или толкового словаря выпишите 30 слов, в которых вы могли бы сделать ошибку в ударении.

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1988.

Образец выполнения: договор и доп. договор; мизерный и доп. мизерный.

Задание 4.Составьте предложения или словосочетания с паронимами (значения слов при этом должны четко дифференцироваться). Попытайтесь объяснить разницу в значении слов.

Инженерный – инженерский, дипломат – дипломант, технический – техничный, представить – предоставить, каменный – каменистый, обделить – оделить.

При выполнении задания можно пользоваться толковым словарем, но лучше – «Словарем паронимов» (название и авторов словаря необходимо указать).

Образец выполнения: удачный – удачливый. Удачный – «завершившийся удачей, удавшийся»; удачливый – «такой, которому все удается». Удачный день, но удачливый человек.

Задание 5.Из толкового словаря выберите 10 существительных, имеющих варианты форм категории рода имен существительных.

Образец выполнения: пенальти – нескл., м. и ср. В футболе: одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам (Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1999).

Задание 6.Из толкового словаря выберите 10 существительных, имеющих варианты форм множественного числа родительного падежа.

Образец выполнения: туркмены, -ов. «Народ, составляющий основное коренное население Туркменистана» (Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1999).

Ср.: туркмен и туркменов (Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1988).

Задание 7. На базе данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные, запишите их. Сформулируйте правила правописания сложных прилагательных с первым компонентом – основой имени числительного.

Сорок лет, сто свечей, два этажа, шесть километров, двадцать четыре года, четыре угла, десять дней, семьдесят шесть миллиметров, сто девяносто сантиметров, три тонны, семь – восемь гектаров, три недели, пятьсот – шестьсот лет.

Запишите числительные восемьсот девяносто пять и восемьсот девяносто пятый в форме родительного, дательного и предложного падежей.

Задание 8. Выявите случаи нарушения лексических, фразеологических, синтаксических норм русского языка, отредактируйте предложения. Попытайтесь объяснить характер ошибки.

1.Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 2. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 3. Глава администрации распределяет и управляет имуществом. 4. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 5. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы. 6. Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее. 7. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека. 8. Чацкий будет постоянно слышать их усмешки и перешептывания за своей спиной. 9. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 10. Речь была встречена депутатами бурными аплодисментами.

Задание 9.Подберите три рекламных текста, содержащих ошибки; укажите источник, из которого вы взяли материал. Произведите корректорскую и стилистическую правку.

Образец выполнения: Продадим телефон ниже всех. В данном тексте допущена лексическая ошибка. Ср.: «Низкий – 1. Малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого-либо уровня. 2. Меньший по высоте, чем нужно. 3. Не достигающий среднего уровня, средней нормы. 4. Плохой, неудовлетворительный в качественном отношении. 5. Подлый, бесчестный».

Ни одно из этих значений не соответствует смыслу фразы. Необходимо употребить слово дешевле. Дешевый – «недорогой, имеющий низкую цену».

Задание 10. Напишите заявление, резюме, доверенность и гарантийное письмо. Образцы этих документов вы можете взять в любом учебнике по культуре речи и стилистике, указанном в списке литературы.

Задание 11. Оформите библиографию к курсовой работе по любому предмету вашей специальности.

Образцы оформления библиографии:

Монография

Филиппов, А.В. Сто пятьдесят приемов ораторской речи / А.В. Филиппов. – М., 1998.

Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: Нормативный социокультурный контекст / Н.И. Формановская. – М.: Русский язык, 2002.

Если вы указываете издательство, то после места издания (города) нужно ставить двоеточие: название издательства следует оценивать как конкретизацию. Если название издательства отсутствует, то необходимо ставить запятую, после чего следует информация о годе издания. Принято сокращать наименования только двух городов: Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.); названия остальных городов указываются полностью.

Учебное пособие

Название учебного пособия нуждается в конкретизации: после него необходимо указать жанр учебно-научного подстиля. Например:

Головин, Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. / Б.Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1988.

Если монография или учебник написаны несколькими авторами, необходимо указать редактора через косую линию, причем инициалы ставятся в этом случае впереди фамилии (в библиографическом списке – наоборот). Например:

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

Статья в журнале

Григорьева, М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить? // Русская речь. – 1994. - №3. – С.7 - 14.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 3 Составитель – ассистент О.В. Копыльских

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; каждую орфограмму и пунктограмму прокомментируйте.

Задание 1 ориентировано на повторение правил орфографии и пунктуации. Учебное пособие по русскому языку Д.Э. Розенталя считается наиболее авторитетным по курсу орфографии и пунктуации.

Образец выполнения: касание ( в корне пишется а, т.к. после него есть суффикс -а-); Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (Запятая разделяет части сложносочиненного предложения.)

(Пол)ноч… (н…) наступила однако идущим казалось что они постоян…о слыш…т (во)круг ч…и (то) ост…рожные кр…дующиеся шаги а над головами пр…носят…ся шурша крыл…ями ноч…ные страш…л…щ… (дивы). Им вид…лись (из)редк… м…рца…шие среди кустов и дерев…ев желт…ватые треп…тные огон..ки это бродили в тоске и одиноч…стве (н…) в…знесшиеся на небо в св…щен…ом пламен… погребального костра души. Чтобы добрый человек (н…) спутал сию гору с какой (либо) иной и (н…) попал на нее даже случайно (П, п)ерун огнен…ыми стрелами выжег ее верш…ну и…пепелив даже траву.(А. Серба.)

Задание 2. Спишите слова, расставляя ударения. Там, где необходимо, укажите варианты.

Для выполнения заданий 2 и 3 необходимо воспользоваться «Орфоэпическим словарем русского языка» последних лет издания.

Образец выполнения: а?вгустовский и доп. августо?вский.

Кровоточить, обеспечение, диспансер, жалюзи, мусоропровод, тефтели, предложить, вероисповедание, облегчить, мышление, оптовый, цепочка, красивее, квартал, ветеринария, договор, щавель.

Задание 3. Частично затранскрибируйте слова. Необходимо указать звук, который слышится при произнесении слова на месте выделенных букв.

Образец выполнения: нож – но[ш], честно – че[сн]о, тезис – т[э]зис.

Адепт, пресса, счет, лодка, афера, будничный, позже, Ильинична, радио, брызжет, коктейль, нарочно, любовь, просьба, Одесса, сердечный друг, отбой.

Задание 4. Замените следующие фразеологизмы близкими по значению словами и словосочетаниями.

Значения фразеологических оборотов при необходимости можно уточнить в словаре фразеологизмов и крылатых выражений.

Образец выполнения: души не чаять в ком-то – очень любить.

Трепать нервы, приподнять завесу над этой историей, играть первую скрипку, львиная доля, ахиллесова пята, быть в поле зрения, бить баклуши, воспрянуть духом, крокодиловы слезы, нить Ариадны.

Задание 5. Объясните различия в значении слов.

Толкование лексического значения слов-паронимов можно приводить по толковому словарю или «Словарю паронимов».

Образец выполнения: топор – топорище. Топор – орудие труда. Топорище – рукоятка топора.

Явный – явственный, адаптер – адепт, каменистый – каменный, дипломат – дипломант, невежа – невежда, надеть – одеть, индейский – индийский, обязательность – обязательство, враждебный – вражеский, подпись – роспись.

Задание 6. Поставьте слова и словосочетания в нужной падежной форме.

Для правильного образования или выбора формы слова необходимо обратиться к «Словарю трудностей русского языка».

Образец выполнения: им. п. мн.ч.: лектор – лекторы; р.п. мн.ч.: яблоко – яблок; вопреки (угроза) – вопреки угрозе; полка с (54 книги) – полка с пятьюдесятью четырьмя книгами.

Им. п. мн.ч.: свитер, шофер, корпус, инженер, профессор, бухгалтер, инс-пектор. Р.п. мн.ч.: грузины, носки, апельсины, партизаны, ясли, сплетни, помидоры. Согласно (приказ), наперекор (судьба, враги), по (прибытие, истечение срока), кошелек с (562 093 руб.), поезд для (280 экскурсанты).

Задание 7. Дайте толкование лексического значения слов, укажите их род.

Словарная статья в словаре С.И. Ожегова содержит грамматические формы слов, поэтому с его помощью можно определить и род существительных.

Образец выполнения: такси (ср.р.) – «наемный автомобиль с оплатой по счетчику».

Сулугуни, кольраби, шимпанзе, ТЭЦ, иваси, хинди, Тбилиси, инкогнито, пони, пенальти, фламинго, интервью, КНР, авеню, кофе, салями, Капри.

Задание 8. Найдите нарушения лексических, грамматических и стилистических норм, исправьте ошибки, укажите причины их возникновения.

Образец выполнения: Дети играются на улице.

Правильно: Дети играют на улице. (Нарушена грамматическая норма: смешение возвратных и невозвратных форм глагола.)

1. Введение другой валюты пагубно для обоих стран. 2. Грандиозные планы перевоплощаются в жизнь. 3. Он ее поведение пропускает сквозь пальцы. 3. Девушку очень интересуют науки: она изучает историю и восточные единоборства. 4. Пьяный водитель более опаснее. 5. При входе необходимо предъявлять пропуски. 6. Потребовали возвращения шестиста пятидесяти тысяч рублей. 7. Сборник рассказов Бабеля «Конармия» произвели бурю в литературном мире. 8. Самых высоких достижений достигла российская культура. 9. Разговор был полезным, и депутаты поняли, от какой печки надо идти.

Задание 9. Напишите заявление, резюме и доверенность.

При выполнении задания необходимо обратиться к учебным пособиям по культуре речи, в которых содержатся примеры составления текстов разных стилей.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 4 Составитель – ассистент А.А. Охалина

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы. Слова с орфограммами располагайте в столбик или в таблицу.

Образец выполнения: снова (в наречии пишется суффикс а, т.к. есть приставка с).

Пунктограммы комментируйте в сносках после текста.

Образец выполнения: Вы, верно, (1) недавно на Кавказе? 1. Запятые выделяют вводное слово.

Д…виш…ся др…гоце…ости нашего языка что (не, ни) звук то подарок все зернисто крупно как сам жемчуг и право иное название драгоценнее самой вещи. В нем все тоны и оттенки все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мя…ких он бе…пр…делен и может живой как жизнь обог…щат…ся ежеминутно почерпая с одной стороны высокие слова из языка церковно(библейского) а с другой стороны выб…рая на выбор меткие названия из бе…числе…ых своих наречий, ра…ыпа…ых по нашим провинциям имея возможность таким образом в одной и той(же) речи восходить до высоты (не)доступной (не, ни)какому другому языку и опускаться до простоты ощутительной осязанию (не)понятливейшего человека язык который сам по себе уже поэт. (Н.В. Гоголь.)

Задание 2. Выпишите из «Орфоэпического словаря» 10 слов, которые не имеют вариантов ударения (например, нефтепровод); 10 слов, которые имеют равноправные варианты ударения (например, кета – кета).

При работе над заданиями 2, 3 (орфоэпические нормы) целесообразно использовать «Орфоэпический словарь» под редакцией Р.И. Аванесова, в котором четко разграничивается нормативное и допустимое употребление слов.

Задание 3. Выпишите из «Орфоэпического словаря» 10 иноязычных слов, в которых рекомендуется произносить твердый согласный перед буквой е (например, модерн [дэ]); 10 иноязычных слов, в которых следует произносить мягкий согласный (например, термин [те]).

Задание 4. Составьте предложения или словосочетания с паронимами, объясните разницу в значении слов. При затруднении обращайтесь к «Словарю паронимов».

Образец выполнения: обвинительный – обвинительский. Обвинительный – содержащий в себе обвинение, выражающий осуждение. Обвинительный приговор. Обвинительский – принадлежащий обвинителю, относящийся к нему. Обвинительские слова.

Болотистый – болотный, терпение – терпеливость, отрешение – отречение, апробировать – опробовать, выборный – выборочный.

Задание 5. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа, укажите наличие вариантов.

Образец выполнения: цех – -и, -а

Бухгалтер, директор, инженер, профессор, слесарь, торт, порт, шофер, хлеб.

Задание 6. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа, укажите наличие вариантов.

Образец выполнения: томаты – томатов.

Апельсины, яблоки, граммы, килограммы, комментарии, туфли, армяне, грузины, татары, джинсы, солдаты, макароны.

Задание 7. Поставьте слова в скобках в нужной форме (при необходимости используйте предлоги).

Образец выполнения: несведущий (арифметика) – несведущий в арифметике.

Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), отзыв (курсовая работа), заведующий (отдел), ждать (автобус), выпить (молоко).

Задание 8. Найдите в предложениях нарушения лексических, грамматических и стилистических норм, исправьте ошибки.

Образец выполнения: Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками.

Правильно: Когда я вошел в воду, у меня все тело покрылось мурашками. (Нарушена грам. норма: ошибка в употреблении деепричастного оборота.)

1. В этом вам поможет беспрецедентный комплекс из двух медицинских препаратов. 2. Введение другой валюты пагубно для обоих стран. 3. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. 4. Генеральный прокурор на голову чище тех, кто сегодня пытается бросить в него камень. 5. Стоимость этой книги составляет до девяносто рублей. 6. Например, для Фамусова идеальным женихом для его дочери является Скалозуб. 7. Двое подруг записались на шейпинг.

Задание 9. Изложите данный текст в научном стиле, используя приведенные ниже опорные понятия.

При выполнении задания необходимо обратиться к учебным пособиям по культуре речи, в которых содержатся примеры составления текстов различных стилей.

Во многих семьях теперь с детьми обращаются плохо – бьют, издеваются, покормить забывают, а иногда и не хотят. Вроде бы говорят на всех углах, что общество должно быть гуманным, что надо быть добрее, что надо с детьми по -доброму обращаться, а все равно в семье по старинке действуют. Милиция говорит, что каждый год родители бьют что-то вроде 2 миллиона детишек до 14 лет. Естественно, что дети, спасаясь от битья, бегут из дома (50 тысяч в бегах, а половину из них милиция разыскивает).

Конечно же, битье до добра не доводит: кто-то затравленным становится, кто сам на других зло срывает, кто в истерику впадает, кому и увечья достаются, а потом – когда вырастут – тоже своих детей лупить начинают. Другого ведь воспитания не видели, своим же родителям и подражают.

За границей уже давно с такими семьями работают и специальные приемы создали, а у нас еще мало успехов, да и не все, что там придумали, здесь можно применить. Что мешает? Наверное, образ мыслей, традиции, привычки наши.

Нужно, конечно же, социальным работникам этим заниматься. Чем скорее, тем лучше. И успевать в первую очередь самим детишкам помогать, а потом и родителям объяснять, чтобы они поняли, что так с детьми обращаться нельзя, что как-то по-другому нужно отношения в семье устраивать.

Опорные понятия: актуальность, проблема, источники информации, имеющийся опыт, задачи профессиональной деятельности.

Задание 10. Составьте текст заявления с просьбой разрешить академический отпуск, резюме для поступления на работу, доверенность. Каждый документ должен быть оформлен на отдельной странице в соответствии с общепринятыми нормами официально-делового стиля.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 5 Составитель – ассистент Е.И. Стебунова

Задание 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

В это мгновение лодка пр..чалила и все общество вышло на берег.

Между тем кучер с лаке..м и горни..ной пр..несли к..рзинки из к..реты и пр..готовили обед на траве под старыми липами. Все уселись в..круг разос..ла..ой скатерти и пр..нялись за п..штет и прочие я..тва. У всех а..етит был отлич(?)ный а Анна Васильевна то и дело уг..щала и уг..варивала своих гостей что(бы) (по)больше ели уверяя что на воздухе это очень ..дорово она обр..щалась с такими речами к самому Увару Ивановичу. Будьте спокойны пр..мычал он ей с набитым ртом. Дал (же) Господь такой славный день твердила она беспр..станно. Ее нельзя было узнать она точ(?)но два..цатью годами пом..лодела. Берсенев заметил ей это. Да да сказала она была и я в мое время хоть куда из дес..тка(бы) меня (не)выкинули. (По И.С. Тургеневу.)

Задание 2. Проверьте по «Орфоэпическому словарю» и укажите ударение в словах.

Газопровод, жалюзи, квартал, языковой, баловать, диспансер, звонит, облегчить, премировать, феномен, хаос, ходатайство, щавель, генезис, досуг, каталог, шасси, афера, задолго, знамение, избаловать, подростковый, маневр, верование, каталог, приговор, сирота, эскорт, валовой, диалог, еретик, металлургия, мышление, нефтепровод, добыча, кухонный, ва, алкоголь, индустрия, искра, километр, свекла, средства (мн. ч.), обеспечение, партер,оптовый, сосредоточение, уведомить, цемент.

Образец выполнения. Задание выполнено по: Словарь русского языка: В 4 т. - Изд. 3-е. - М.: Русский язык, 1986.

Догово?р, мн. догово?ры и (разг.) до?говор, мн. договора?.

Задание 3. Выпишите из «Орфоэпического словаря» («Словаря трудностей») 10 слов, в которых можно допустить орфоэпическую ошибку, объясните их произношение.

Образец выполнения. Задание выполнено по: Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 6-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Антисептик [сэ], декольте [дэ, тэ], щёлка [не щелка], афера [не афёра], конечно [шн], чтобы [шт], дерматин [не дермантин], пирожное [не пироженое].

Задание 4. Выпишите из «Словаря паронимов» 10 рядов паронимов, объясните их значение, составьте с каждым паронимом предложение.

Образец выполнения. Задание выполнено по: Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М., 1994.

Обвинительный – обвинительский. Обвинительный – содержащий в себе обвинение, выражающий осуждение. Обвинительный приговор. Обвинительский – принадлежащий обвинителю, относящийся к нему. Обвинительские слова.

Задание 5. Подберите к иностранным словам русские синонимы, составьте с каждым словом предложение.

Образец выполнения. Задание выполнено по: Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Совр. литератор, 2006. – 976 с.

Фольклор [англ. folklore] – художественное коллективное творчество народа, включающее былины, сказки, эпос, песни, пословицы, поговорки, загадки, театрализованные обряды и т.д. Русский фольклор богат художественными образами и красочными эпитетами.

Абсолютный, базис, вакансия, девальвация, имидж, пафос, инвестиция, информация, конференция, ликвидация, муссировать, тезис, триумф, консенсус, презентация, толерантность, кулуары, консилиум, кворум.

Задание 6. Составьте текст, используя фразеологические единицы, предложенные ниже (не менее 10 ФЕ).

Как пить дать, как две капли воды, кричать во всю ивановскую, правая рука, верительные грамоты, бабье лето, кишка тонка, знай наших, давать зеленую улицу, закадычный друг, читать между строк, сбоку припёка, высунув язык, положа руку на сердце, подставлять ногу, теплое место, пойти на попятный, седьмая вода на киселе, умываться слезами, мотать на ус, медведь на ухо наступил, пересчитать косточки, поддеть на удочку.

Задание 7. Определите род имен существительных.

Образец выполнения: такси – ср.р.; Сочи – м.р. (город).

Интервью, рантье, царь-пушка, КНР, кредо, сулугуни, кольраби, шимпанзе, Онтарио, ТЭЦ, бра, авеню, ЮНЕСКО, боа, иваси, хинди, Тбилиси, салями, цеце, жалюзи, Хонсю, крупье, тюль, визави, ООН, инкогнито, Капри, идальго, пушту, киви, ФБР, фиаско, сирокко, МИД, Хоккайдо, пони, табу, плащ-палатка, визави, шампунь, сопрано, аутодафе?, Лимпопо, толь, пенальти, авокадо, контральто, фламинго, штаб-квартира, ЦРУ, Сочи, штаб-квартира, рояль, мозоль, Гоби.

Задание 8. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа, указывая, где есть, варианты.

Образец выполнения: цех – -и, -а.

Сторож, невод, грифель, штурман, сын, округ, борт, тенор, соболь, мех, жемчуг, бункер, диспетчер, договор, директор, хлеб, фельдшер, корректор, кузов, шулер, пропуск, джемпер, тон, конструктор, ордер, пекарь, доктор, инспектор, погреб, прожектор, корпус, инженер, порт, паспорт.

Задание 9. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа.

Образец выполнения: томаты – томатов.

Сватья, гольфы, абрикосы, туфля, соты, тихоня, оконца, вафли, ружьё, грузины, полотенца, кочерга, деревня, шорты, мускулы, сплетни, скатерть, помидоры, рельсы, четверть, пекарни, ясли, яблони, зеркальца, заморозки, брелок, кухня, таможни, партизаны, соленья, блюдца, жаровни.

Задание 10. Поставьте данные слова в нужной падежной форме и составьте с ними нормативные словосочетания.

Образец выполнения: несведущий (арифметика) – несведущий в арифметике.

Доказано (Дарвин), благоговеть (творение искусства), вопреки (обстановка), необходимость (крекинг-процесс), обедать (вагон-ресторан), благоприятствовать (выздоровление), импичмент (президент), трагедия (Косово), скучают (мы), баллотироваться (депутат), отдыхать (деревня Алексеевка), рецензия (книга), возразить (замечание), несведущий (арифметика), выходить (салон-парикмахерская), жажда (деятельность), присущий (человечество), согласно (предписание), контрабанда (икра), знакомство (Муртазин), любоваться (Болдино), озабоченность (здоровье).

1 2