">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Структура системы образования в России

Описание: Тенденции развития системы российского образования. Восстановление и развитие школьного здравоохранения. Реорганизация системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 214
Поднять уникальность

Похожие работы:

Вопрос №1

Структура системы образования в России очень схожа с системами образования в других постсоветских странах. За исключением некоторых нюансов, структура системы практически идентична с украинской и белорусской. На сегодняшний день каждый имеет право на получение образования в России. Конечно же, системы образования имеют свои недочеты, однако же, являются абсолютно адекватными. При желании каждый может получить бесплатное высшее образование. Главное, чтобы человек хотел учиться и имел достаточный багаж знаний.

Дошкольное образование

В структуре системы образования России нет ничего сложного. Но, чтобы разобраться во всех нюансах, мы поговорим о том, какова эта структура, поподробнее.

Первой ступенью системы образования является дошкольное образование. К такому виду образования относятся ясли и детские сады. Сейчас в России есть как частные дошкольные учреждения, так и государственные. Поэтому, родители имеют возможность отдать ребенка в то заведение, которое посчитают наиболее подходящим. Но за обучение в частном учреждении необходимо вносить определенную плату. В ясли детей можно отдавать с момента, когда ребенку исполняется один год. Там дети находятся до трех лет. В детский сад детей начинают принимать с трех. Свое дошкольное обучение в этом учреждении они заканчивают в шесть или семь. Стоит сразу же отметить, что получение дошкольного образования не является обязательным. Поэтому, здесь все зависит от желания родителей. Также, частью системы образования являются так называемые предшколы. Они появились достаточно недавно, но, тем не менее, пользуются у родителей большой популярностью. В такие предшколы детей можно отдавать с пяти с половиной лет. Здесь малыши учатся читать, писать, а также постигают другие базовые предметы, которые являются подготовкой к школьному обучению.

Общее образование

Далее структура образования включает в себя общее образование.

В соответствии с законами России, оно делится на несколько этапов и включает в себя начальное общее образование, основное общее образование и полное общее образование.

Для получения начального образования ребенок должен достигнуть возраста шести или же семи лет. Именно тогда родители могут отдать его в школу, лицей или гимназию. Обучаясь в начальной школе, ребенок имеет право получить базовые знания по чтению, письму, математике, русскому языку и некоторым другим предметам.

После окончания начальной школы, в возрасте дести лет, дети поступают в среднюю школу. В средней школе обучение происходит на протяжении пяти лет. После окончания девятого класса ученику обязаны выдать аттестат об общем среднем образовании. С этим аттестатом он может подавать заявление о принятии его в десятый класс школы, гимназии или лицея. Также, ученик имеет право забрать документы и поступить в техникум, колледж или же училище.

Последняя ступень общего образования полное общее образование. Оно длится два года и после окончания ученики сдают выпускные экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.

Профессиональное образование

Далее мы поговорим о том, где российские дети могут учиться после школы. Собственно, выбор у них достаточно велик. Граждане Российской Федерации имеют право получать начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование или же полное профессиональное образование.

Начальным профессиональным образованием называется образование, которое получают в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования. В эти учреждения можно поступать как после девятого, так и после одиннадцатого класса. Обучение после одиннадцатого класса длится меньшее количество времени, поскольку учащимся не читают общеобразовательные предметы по программе десятого-одиннадцатого класса.

Средним профессиональным образованием считается то, которое учащиеся могут получить в техникумах и колледжах. Сюда также можно поступить как после девятого, так и после одиннадцатого класса.

Высшее образование

Ну а теперь мы переходим к самой последней ступеньке образования высшему образованию. В соответствии с законом Российской Федерации, высшими учебными заведениями считаются институты, университеты и академии. Высшими учебными заведениями определяются как государственные учреждения, так и частные. Студенты могут обучаться в таком учреждении от четырех до шести лет. Если студент обучался четыре года, он получает степень бакалавра, пять специалиста, шесть магистра. В случае, когда студент отучился минимум два года, но не закончил высшее учебное заведение, считается, что он получил неполное высшее образование.

Стоит отметить, что после окончания высшего учебного заведения человек имеет полное право получать послевузовое профессиональное образование. Конечно же, такое образование можно получить только в случае, если есть высшее профессиональное образование. В зависимости от того, какую специальность предпочел учащийся, он может учиться в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, докторантуре или же ординатуре.

А напоследок стоит вспомнить еще об одной составляющей структуры образования в России учреждениях, которые предоставляют дополнительные образовательные услуги. К ним относятся спортивные и музыкальные школы. Такое образование является не обязательным, а, скорее, развивающим. Однако, после окончания такого учебного заведения ученик получает диплом государственного образца, с которым может поступить, например, в музыкальное училище.

Подводя итог, можно сказать, что современная российская структура образования работает на то, чтобы граждане страны имели возможность обучаться. Каждый желающий, при наличии необходимых знаний, может выбрать для себя специальность по душе и учебное заведение, в котором он может получать образование. Еще начиная со школы, ученики имеют возможность выбирать профилирующие предметы, которые в будущем станут основой для получения выбранной ими профессии.

Тенденции развития системы российского образования

Образование и защита детства. Ликвидация беспризорности.

Детство - это особый период жизни, который обеспечивает накопление ребенком ресурсов - физических, интеллектуальных, духовных, социальных - на всю жизнь. Человечество на пути своего исторического развития все с большей осознанностью и ответственностью подходит к выстраиванию этого института, а в пору социальных и экономических катаклизмов к целенаправленной защите детства и каждого ребенка в отдельности. Первостепенным условием для развития ребенка, органичной средой для детства является образование во всех его формах и видах и особенно школьное, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни каждого ребенка.

К сожалению, в период глубоких социально-экономических перемен в России факторы риска для детства резко обострились. При этом, пожалуй, единственным социальным институтом защиты детства осталась школа. Однако низкие ресурсные возможности школы (как и образования в целом), не восполненные в свое время государством и обществом, не позволили в должной мере выполнить эту важнейшую социальную миссию.

Отношение к детям - мерило нравственной зрелости общества, его гуманизма и духовного здоровья. В этом плане широкое распространение сегодня массовой беспризорности - одно из самых темных и позорных пятен современной России.

Опыт России и других стран доказывает, что ликвидация беспризорности детей не только диктует необходимость консолидированных усилий всего общества и государства. Эта задача требует создания сильной, полномочной государственной структуры, способной собрать на данном направлении ресурсы и скоординировать действия различных ведомств и социальных институтов (образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, правозащитных организаций). Только тогда, когда все общество повернется лицом к этой проблеме, детская беспризорность может быть устранена из российской жизни.

Следует подчеркнуть, что, по данным ВЦИОМа, большинство населения страны считает, что ликвидация детской беспризорности должно стать первым российским национальным проектом.

Восстановление и развитие школьного здравоохранения

В настоящее время медицинское обеспечение учащихся и воспитанников образовательных учреждений возложено на сотрудников детских поликлиник - врачей-педиатров и медицинских сестер, работающих в отделениях организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, которые по существу являются специалистами первичного звена российского здравоохранения. Укомплектованность медицинских кабинетов образовательных учреждений врачами и средним медицинским персоналом происходит по остаточному принципу и составляет 62-72%, в том числе совместителями - 22-32%, что в значительной степени обусловлено самой низкой оплатой их труда в сравнении с другими работниками детских поликлиник. В 30-50% школ медперсонала нет.

Оценка работы медперсонала в процессе лицензирования и аттестации школ никак не связана с заболеваемостью учащихся, а страховые компании не заинтересованы в проведении профилактической работы, так как их институциональное благополучие связано с больными детьми. В итоге забота о здоровье школьников, декларативно возложенная Законом «Об образовании» на директора школы, на деле не интересует никого, кроме родителей ребенка.

В 67% школ Российской Федерации отсутствуют медицинские кабинеты. Помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентируемые действующими нормативными документами, имеются лишь в половине школ. Только в 44% городских детских поликлиник обеспечены штатные нормативы врачебного персонала.

В итоге, по данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, сегодня только каждый третий ребенок может быть признан здоровым. 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Более половины детей имеют те или иные функциональные отклонения, которые могут привести к хроническим заболеваниям. Все это делает очевидным неотложное восстановление и развитие школьного здравоохранения. Основной тенденцией в этом напрвлении является разработка современных нормативно-правовых, методических документов и стандартов, регламентирующих медицинское обеспечение детей и подростков разного возраста в различных образовательных учреждениях.

Реорганизация системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов

Организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков - одно из важных направлений деятельности образовательного учреждения. Однако сегодня в школах России большинство детей еще не получают необходимого питания с учетом возраста, состояния здоровья, умственной и физической нагрузки, режима функционирования образовательного учреждения, а также территориальных особенностей региона.

Горячее питание в школе в настоящее время получают только 15-20%. Муниципальные органы власти (причем далеко не все) выделяют на питание детей в среднем по 12-15 руб. в день, из которых 60% составляют накладные расходы. Существующее школьное питание ведет к недостаточному потреблению наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, преобладанию углеводно-жирового компонента в питании детей, недостаточному потреблению витаминов и микроэлементов.

Главным направлением стало восстановление «индустрию школьного питания» на основе современной материально-технической базы и использования новых, альтернативных форм обслуживания в образовательных учреждениях. На основании медико-экологических исследований оптимизируются рационы питания детей с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Совершенствуются нормативно-методические документы для создания оптимальных схем организации школьного и дошкольного питания с использованием современной техники и технологий, обеспечивающих высококачественное питание детей.

Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях

За последние десять лет в Российской Федерации сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи. Реорганизация органов управления образования и физической культуры исключила из их структур подразделения, которые осуществляли деятельность в области развития школьной физической культуры. Это повлекло за собой уменьшение финансирования, сокращение количества и выход из строя существующих спортивных объектов в общеобразовательных учреждениях, слабую их оснащенность спортивным инвентарем.

Снижение контроля за уровнем преподавания на уроках физкультуры, производством школьного спортивного инвентаря и оборудования привело к повышению травматизма на занятиях физической культурой и спортом в образовательных учреждениях. По причине резкого повышения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную форму и инвентарь, занятия массовой физической культурой и спортом становятся недоступными для большинства детей и подростков во внеурочное время.

Приоритетной стала разработка и реализация федеральной и региональных целевых программ развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, включающей в себя: нормативное финансирование учебной и внеклассной работы по физической культуре и развитию массового спорта в образовательных учреждениях с учетом увеличения отводимого на неё времени; развитие и совершенствование материально-технической, спортивной базы, необходимой для качественной учебно-спортивной работы, открытие в структуре каждого образовательного учреждения спортивного клуба или центра содействия укреплению здоровья школьников.

Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса

В развитых странах, в том числе и в России, наработан конструктивный опыт в организации инфраструктуры комплексного сопровождения и поддержки ребенка в процессе его развития, обеспечивающей успешность социализации детей в условиях современного мира.

При этом основной тенденцией в формировании такой инфраструктуры становится перенос основных усилий из сферы ликвидации психологических, правовых и социальных последствий и издержек, вызванных имеющимися недостатками образовательной системы, в сферу превентивных мер по предупреждению этих негативных явлений или, что еще более важно, по формированию условий, препятствующих их появлению. Не секрет, что многие педагогические инновации, особенно поспешно вводимые, нередко влекут за собой крайне негативные последствия для здоровья и жизнедеятельности как ребенка, так и педагога.

С другой стороны, именно указанное «перенацеливание» системы психолого-медико-социальной поддержки ребенка в образовательном процессе представляет собой важный фактор инновационного развития образования.

Проблема медико-психологической и социально-правовой поддержки детей в образовании первоначально была поставлена и прорабатывалась в контексте создания службы практической психологии в школе. Однако в настоящее время крайне низкая заработная плата и недостаточный уровень социальной защищенности школьных психологов приводит к их значительному оттоку, особенно специалистов высокой квалификации, из образовательных учреждений. Это делает крайне затруднительным формирование системы комплексной медико-психологической и социально-правовой службы в образовании, создание гибкой инфраструктуры, объединяющей работу психологов, медиков, социальных педагогов, юристов по оказанию необходимой помощи ребенку, семье, педагогу, руководителю образовательного учреждения.

Выходом из создавшейся ситуации является создание на базе существующей региональной системы психолого-медико-педагогической службы комплексной психолого-медицинско-социально-правовой службы образования, включающей различных специалистов (психологов, социальных педагогов, дефектологов, медицинских работников), целью которой является осуществление поддержки развития ребенка и сопровождения педагогических, управленческих и социальных инноваций в системе образования. Разработка нормативно-правовой и организационно-технологической базы указанной службы, организация в системе данной службы, совместно с подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (на федеральном, региональном и муниципальном уровне), антикризисных подразделений по оказанию медико-психологической и социально-правовой помощи в первую очередь детям и семьям, попавшим в кризисные ситуации. Разработка межведомственной программы «Психологическая, социальная и информационная безопасность детства», которая предусматривает изучение особенностей поведения людей и оказание комплексной экстренной помощи в экстремальных ситуациях, создание практических технологий реабилитации детей и взрослых, попавших в чрезвычайную ситуацию.

Ведется создание в сети образовательных учреждений структурных подразделений комплексной психолого-медицинско-социально-правовой службы образования для городских условий по возможности в каждом микрорайоне, а для сельских и поселковых - по крайней мере в районных центрах.

В существующей системе муниципальных служб формируются консультационные пункты по оказанию методической и психолого-педагогической помощи родителям в семейном воспитании детей (ранняя профилактика семейного неблагополучия, обучение родителей технике доврачебной помощи, современным методам физического и нравственного воспитания, здорового питания и др.).

При переходе на нормативное финансирование образования учитываются в нормативах стоимость психолого-медико-социально-правового сопровождения учащихся всех категорий, включая детей с особенностями развития и инвалидностью. Персонал службы приравнивается по зарплате, пенсионному обеспечению социальным льготам и гарантиям к педагогическим работникам.

Создается эффективная система профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки, и других форм подготовки практических психологов, на основе нового поколения образовательных стандартов.

Формирование эффективных механизмов социально-психологической, финансово-экономической и материально-технической поддержки специального образования

Обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получения образования и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой развитого цивилизованного общества. Развитие современных информационных технологий, научно-технический прогресс и глобальное изменение видов профессиональной деятельности резко расширили возможности социальной интеграции различных категорий детей с отклонениями в развитии, поведении, ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Люди, ранее обреченные быть на иждивении у государства, становятся полноценными членами общества. Кардинальное решение проблем обеспечения нормального развития и образования указанной категории детей требует существенного изменения государственной политики по отношению к системе специального образования.

Государственная поддержка одаренных детей

Государственная политика по формированию интеллектуального потенциала нации требует постоянного внимания и всесторонней поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, молодежи. Система дополнительного образования детей и молодежи, традиционно предоставляющая возможности для массового проявления способностей детей и формирующая их социально значимые компетентности, сегодня значительно утратила свое влияние.

За последние годы пересмотр структуры образовательных учреждений, уменьшение бюджетных расходов на отдельные их виды привело к резкому сокращению сети учреждений дополнительного образования детей, художественных, музыкальных и спортивных школ, центров научно-технического просвещения и творчества молодежи. Коммерциализация ряда образовательных программ дополнительного образования сделала их недоступными для большинства детей из малообеспеченных семей (особенно в сельской местности).

Вместе с тем, невозможно совершить инновационный прорыв в обществе без устойчивого интереса к науке и процессу познания у детей и молодежи. Известно, что во всех развитых странах мира пользуются огромной популярностью и успешно работают современные выставочные центры и музеи, представляющие широкой публике, и в первую очередь, детям и молодежи, достижения науки, технического прогресса, промышленной основы производства, использующие самую эффективную на сегодняшний день модель «развлечение+обучение». В городах, где были созданы подобные центры, начался процесс возрождения интереса к науке, получению новых знаний и внедрению их в жизнь.

Формирование современной системы дошкольного образования

С 1991 по 2008 год количество дошкольных учреждений сократилось в 1,8 раза - с 87,6 до 47,8 тысяч. Численность детей в дошкольных учреждениях - почти в 2 раза - с 8 миллионов 433 тысяч до 4 миллионов 321 тысячи человек.

Сегодня происходит рост рождаемости в экономически развитых регионах. Поэтому в крупных промышленных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск и др.) уже наблюдается острый дефицит мест в детских садах. В ближайшие годы этот дефицит будет существенно нарастать.

Кроме того, значительного расширения требует видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, а также разработка новых форм дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, потребностей семей и общества в целом.

Доступность дошкольного образования

Проводится разработка и реализация системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей, а также частичное или полное погашение за счет бюджета стоимости содержаний и питания в дошкольных учреждениях детей из малообеспеченных семей.

Развитие многообразия дошкольного образования

Разрабатывается новая типология дошкольных образовательных учреждений, расширение их многообразия, оптимизация их существующей сети с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения.

Повышение качества дошкольного образования и развития его инфраструктуры

Основными тенденциями являются:

• Обновление и повышение качества дошкольного образования; широкое введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка.

• Оказание помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста: создание тематических теле- радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т.д.

• Государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио- и телепередач через систему конкурсов по размещению госзаказов на данную продукцию; организация их обязательной профессиональной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей.

• Возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам; информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр и игрушек.

Подготовка к школе

Происходит существенное расширение на базе дошкольных, общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования групп подготовки к школе, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Уточнение целей и содержания деятельности этих групп, разработка для них примерных образовательных программ; четкое определение этих программ исходя из задач и содержания начального образования, в частности исключение неоправданно раннего систематического обучения (которое в последнее время получило широкое распространение вследствие противоправного введения приемных испытаний при зачислении детей в образовательные учреждения).

Реализуется бесплатная образовательных программа подготовки к школьному обучению для детей из малообеспеченных детей. Планируется введение законодательного запрета на взимание платы за подготовку указанных детей к школе и на проведение конкурсного отбора в общеобразовательные школы (кроме специализированных школ и школ повышенного уровня), с административной и уголовной ответственностью руководителей школ за нарушение данного запрета.

Введение обязательного бесплатного среднего (полного) общего образования

По данным ЮНЕСКО, одна из ведущих тенденций развития образования в современном мире связана со стремительным ростом системы среднего образования, что вызвано повышенными требованиями к уровню образованности общества в условиях постиндустриального общества и становлением экономики знания. В этой связи наблюдается повышение обязательного порога общего среднего образования (так, в Европе в старших классах средней школы показатели количества учащихся превышают 100%, из-за подростков, проходящих обучение сразу по нескольким программам.).

В мировой образовательной теории и практике обязательным считается тот уровень образования, который государство обязано предоставить гражданам и который гражданин обязан освоить для полноценного участия в жизни общества.

Введение по инициативе Президента РФ обязательного бесплатного общего среднего (полного) образования - стержень современного этапа инновационного развития образования, приоритетная общенациональная стратегическая задача, направленная на повышение образовательного уровня нации, обогащение человеческого капитала, социально-экономическое и культурное развитие страны, рост ее конкурентоспособности.

Необходимо осознавать, что основные трудности введения обязательного среднего образования лежат не в педагогической, а в социальной и экономической плоскостях. Поскольку главным условием решения этой крупной социально-педагогической задачи является создание системы целевой адресной поддержки детей, имеющих социально-экономические, медико-психологические и другие затруднения в получении среднего образования.

Введение всеобщего среднего образования не потребует существенных бюджетных затрат, т.к. в настоящее время из-за демографического спада в стране нарастает тенденция значительного сокращения контингента обучающихся, высвобождения педагогического кадрового и материально-технического потенциала, что обеспечивает определенную ресурсную базу для решения этой задачи. Кроме того, в ряде мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и др.), по существу, сохранилась вся инфраструктура всеобщего среднего образования.

Введение обязательного бесплатного среднего образования (далее: обязательное среднее образование) предполагает различные формы и виды его получения: очная, вечерняя и заочная, обучение на дому и дистанционная подготовка, экстернат, в рамках школы (профильного и профессионального образования в старших классах), в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Таким образом, обязательное среднее образование является частью целостной системы всеобщего непрерывного образования, поэтому меры по его ведению потребуют соответствующих изменений в сопредельных ступенях образовательной системы, в частности в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.

Поскольку образование является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, задачи введения обязательного среднего образования должны решаться совместными организованными действиями федерального правительства, региональных и муниципальных органов власти и управления.

Создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда

Общеизвестно, что профессиональное образование - ведущая опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны. Еще несколько десятилетий назад, в условиях индустриального общества, существующая отечественная система профессионального образования успешно выполняла свои задачи, реализуя потребности страны. Однако динамичное наращивание этих потребностей в период глубочайших социально-экономических сдвигов и стремительное вхождение России вслед за ведущими развитыми странами в постиндустриальную эпоху привело к резкому отставанию профобразования от запросов общества, вскрыло его системные недостатки - консерватизм, неспособность гибко и динамично реагировать на вызовы жизни, на стремительные изменения в экономике и социальной сфере страны.

Несмотря на частные успехи многих профессиональных учебных заведений, система профобразования в целом упустила свой «звездный час». Она оказалась в недостаточной степени готовой к переменам, которые смогли бы подготовить и облегчить как структурные сдвиги в экономике, так и радикальные технологические изменения в отечественном производстве. В итоге профобразование оказалось существенно ниже планки стоящих перед ним задач и общественных ожиданий.

В настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три общепризнанные корневые проблемы.

Первая. Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей и плодит безработицу, но - главное - делает систему образования и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.

Вторая. Резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда. Учреждения профобразования выпускают, в 1,5 раза больше техников и в 5 с лишним раз меньше рабочих, чем это нужно народному хозяйству. На рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.

Третья. Крайняя неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет подготовки (весьма некачественной) во многих профессиональных образовательных учреждениях псевдоспециалистов по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения. Такие «специалисты» составляют значительную часть их учебного контингента. Это крайне затратная, наносящая прямой ущерб государству мера ведет к поощрению слабых, неэффективных профессиональных учебных заведений, что снижает стимулы для развития качественного и конкурентоспособного отечественного профессионального образования.

Очевидно, что без радикальных изменений системы профессионального образования, без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности, без ее соответствия рынку труда, без всеобщего и непрерывного повышения профессионального уровня нации невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность страны.

Основные тенденции развития системы профессионального образования в РФ:

• Создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций. Такая система может быть создана при Российском агентстве образования при паритетном партнерстве государства и бизнеса (союзов работодателей) на основе Мониторингового центра по оценке, прогнозированию рынков труда и координации.

• Формирование законодательной базы для организации системного партнерства, государства, бизнеса и профобразования, которое предусматривает активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования, решении его проблем. В том числе: мониторинг потребностей в кадровом ресурсе рынка труда, формирование соответствующего заказа учреждениям профобразования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профобразования, в организации производственной практики, в социальной поддержке обучающихся и работников и др.

• Разработка новой номенклатуры профессий и специальностей (с их укрупнением, интеграцией), а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями.

• Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, разработка новой типологии этих учреждений. Устранение несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на реальном рынке труда, а также диспропорцией и дублирования в подготовке кадров. Развитие целевой контрактной подготовки в учреждениях профессионального образования.

• Переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ.

• Широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов.

• Разработка и введение нормативного финансирования профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней.

• Стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств. Создание условий для ресурсопривлекательности системы профессионального образования.

• Обновление материально-технической базы и инфраструктуры профессионального образования, более интенсивная его информатизация.

• Разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем профессионального образования на уровне законодательных актов субъектов федерации.

• Обеспечение инновационного характера профессионального образования, в первую очередь за счет: а) интеграции сферы образования, науки и производства; б) разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; в) создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе, с их государственной поддержкой.

• Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающей все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского - и обеспечивающей решение трех основных задач: 1) преемственность всех видов и уровней этого образования, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося; 2) отсутствие в профобразовании тупиковых ветвей, закрывающих пути к дальнейшему продолжению обучения; 3) возможность как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров на каждом из его уровней. Расширение перечня организаций, имеющих право осуществлять непрерывное профессиональное образование, включая в него и необразовательные организации разных форм собственности, способные реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное обучение.

Основные проблемы системы образования

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:

1 недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2 плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3 низкая заработная плата педагогов [6].

4 доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы — и от места проживания.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

— общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

— начальное и среднее профессиональное — разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

— высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как: §

большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования; §

отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании; §

большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Основные меры и направления в системе образования РФ

В дошкольном образовании:

«- разработка и внедрение федерально-региональных стандартов и нормативов финансирования дошкольного образования;

- введение раздельного финансирования дошкольного обучения (за счет бюджетов соответствующих уровней в пределах государственных стандартов) и содержания детей (в зависимости от доходов на каждого члена семьи);

- разработка нормативно-правовых актов по стимулированию финансирования (или софинансирования) учреждений дошкольного образования предприятиями различных форм собственности» [2, с. 18].

В общем среднем образовании:

«- перевод общеобразовательных учреждений на уровень субъектов Федерации, с возможностью делегирования местным властям части полномочий по содержанию общеобразовательных школ;

- осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя;

- получение общеобразовательными школами статуса юридических лиц;

- создание при общеобразовательных школах попечительских советов;

- разработка стандартов содержания общего образования;

- разработка федерально-региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений;

- акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно - на формирование навыков здорового образа жизни;

- широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного» [2, с. 18-19].

В начальном и среднем профессиональном образовании:

«- пересмотр номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования в сторону их укрупнения, с учетом современных и перспективных потребностей общества;

- повышение роли субъектов Федерации в определении структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов среднего звена;

- разработка нового поколения стандартов начального и среднего профессионального образования;

- разработка нормативов финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования;

1 2 3 4 5