">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Роль учебного плана в образовательном процессе

Описание: Учебные занятия. Оценка знаний. Компьютерные технологии обучения. Дистанционное образование. Электронный учебник. Образование на протяжении всей жизни. Весь набор учебных дисциплин. Допустимые числовые параметры. Исторически сложившаяся форма.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 31.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 16
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. РОЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Учебный план - это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. Он составляется заведующим выпускающей кафедрой, визируется деканом факультета и проректором вуза по учебной работе, утверждается ректором и решением ученого совета вуза. Этим подчеркивается определяющая роль учебного плана для процесса подготовки студентов. На структуру и содержание учебного плана влияют закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании», инструктивные материалы Министерства общего и профессионального образования, стандарты на соответствующие направления или специальности образования, внутривузовские приказы ректора, традиции соответствующего факультета и кафедры.

Задача учебного плана - определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента по периодам обучения.

Классификация дисциплин учебного плана предусматривает опору на два ключевых признака: область знаний и свобода выбора. С точки зрения области знаний в структуре дисциплин учебного плана выделяют группы:

- фундаментальные дисциплины,

- экономические и гуманитарные дисциплины,

- общеинженерные дисциплины,

- специальные дисциплины.

Отдельно выделяются виды практики, самостоятельная исследовательская работа студента, виды итоговой государственной аттестации знаний (экзамен, комплексный экзамен, дипломный проект, выпускная работа).

С позиции свободы выбора изучаемых дисциплин выделяют:

- федеральный минимум дисциплин,

- региональный минимум дисциплин,

- дисциплины, устанавливаемые вузом,

- дисциплины, выбираемые студентом,

- необязательные (факультативные) дисциплины.

Состав дисциплин учебного плана опирается на государственный стандарт и традиции конкретного вуза. Научные исследования, проводимые преподавателями кафедры, работы с региональными предприятиями, состояние рынка труда оказываются главными признаками для выбора новых учебных дисциплин. Обязательными дисциплинами при подготовке выпускников вузов являются гуманитарные и социально-экономические, математические и естественнонаучные.

Весь набор учебных дисциплин разделяется на несколько комплексов, имеющих логическую последовательность в изучении. Каждая следующая дисциплина внутри комплекса опирается на учебный материал предшествующих дисциплин.

Временная структура учебного плана предусматривает количество и продолжительность семестров, время каникул (2 недели зимних и 5-8 недель летних каникул). Законом Российской Федерации регламентируется минимально допустимое время обучения в вузе, необходимое для получения государственных документов.

По каждой дисциплине учебного плана указывают количество часов по видам занятий (лекции, упражнения, лабораторные, самостоятельная дополнительная работа), вид контроля знаний (зачет, экзамен), специальную индивидуальную работу (курсовая работа, курсовой проект).

Предельно допустимыми числовыми параметрами учебного плана являются: число часов учебной нагрузки студента в неделю (зависит от формы обучения и курса обучения), общее плановое число занятий студента в неделю (включая самостоятельную работу), количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ в семестр. Имеющиеся стандарты на подготовку студентов устанавливают предельное число часов занятости студента 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Из них на аудиторную работу выделяется 24-30 часов в неделю. Повышается доля самостоятельной работы студента на старших курсах. Наибольшая доля имеет место для подготовки магистров, где в неделю выделяется на аудиторную работу не более 20 часов. При очно-заочной форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

В вузах США, например, недельная нагрузка студента существенно меньше, что отражает иную технологию обучения студентов. Если учебные занятия проводятся преподавателем как основным источником информации и знаний, то необходима значительная аудиторная нагрузка. При ориентации на самостоятельное изучение литературы и компьютерных баз информации собственно занятие превращается скорее в обобщенную консультацию, которую проводит преподаватель для студентов. Подобная технология обучения рассматривает преподавателя как координатора процесса освоения знаний студентами. Каждый студент должен сохранить свою индивидуальность, получить конкретную сумму знаний и сформировать способность к их наращиванию и формированию в систему.

Важным параметром при выборе недельной учебной нагрузки студента является степень использования преподавателем учебной техники. Современные средства показа материала, предварительная подготовка раздаваемого конспекта позволяют существенно повысить интенсивность лекции и сократить общее число часов лекционного курса.

Общее количество аттестационных испытаний за семестр обычно составляет 8-10, в составе которых 4-5 экзаменов. С целью уменьшения разовой психологической нагрузки на студента очень часто прибегают к системе нескольких этапов контроля: два-три промежуточных и обобщенный итоговый экзамен.

Первый уровень учебного плана составляет 2 года и определяет неполное высшее образование, второй составляет дополнительно 2 года (квалификация бакалавра), третий - 1 год (квалификация специалиста) или 2 года (квалификация магистра).

Обязательный минимум программы подготовки бакалавра составляет 8000 часов, подготовки магистра 4500 часов. При освоении программы вуз вправе изменять объем учебного материала для циклов дисциплин в пределах 10%.

2. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Лекция - это исторически сложившаяся форма обучения. Живая речь значительно отличается от опубликованной. «Вышли лекции Захарьина. Я купил и прочел. Увы, есть либретто, но нет оперы, нет той музыки, какую я слышал, когда был студентом» (А. П. Чехов).

Вводная лекция знакомит слушателей с основами и задачами дисциплины. Здесь уместными оказываются история развития предмета, выделение приоритета отдельных ученых, поверхностное изложение структуры всего будущего материала.

Обязательными элементами вводной лекции являются уточнение правил взаимоотношений студентов и лектора, регламента лекций, условий итогового контроля знаний, рекомендуемой учебной литературы.

Тематическая лекция посвящена разбору конкретной темы. Должна отличаться логическим единством и завершенностью материала. В отдельных случаях допускается перенос части материала на следующую лекцию. Содержание тематической лекции должно меняться с учетом развития науки и техники, поэтому недопустимо использование старых конспектов и устаревших данных прошлых лет.

Обзорная лекция - поверхностное изложение большого объема материала, посвященного разделу дисциплины. Отличается новизной материала, большим объемом используемой литературы, изложением различных точек зрения и подходов.

Проблемная лекция предусматривает изложение материала в форме постановки проблемы, с изложением условий ее возникновения, трудностей решения. «Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбрать наилучшее» (Геродот). Подобная лекция стимулирует творческое мышление у обучаемых, вызывает вопросы. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л. Н. Толстой).

Заключительная лекция завершает обучение по курсу. В ней допустимо краткое повторение отдельных частей материала, изложение незатронутых областей знаний, перспективы развития научных достижений.

Недостатками лекционной формы обучения оказываются: пассивная форма передачи материала, трудность индивидуального контакта с обучаемым, невозможность контроля степени усвоения материала (отсутствие обратной связи), ориентация на средний уровень знаний и средний уровень возможностей усвоения материала, быстрая утомляемость обучаемых, повышенные требования к ораторскому искусству преподавателя, повышенные потери вспомогательного времени.

Требования к лекции:

- ясность изложения материала,

- логическое построение изложения,

- связь материала с другими видами занятий,

- актуальность материала,

- увязка теории с практикой,

- стимулирование потребности обращения к литературе.

Особенно важно обеспечение этих требований при лекции для большого числа студентов, когда характер материала должен удерживать порядок в аудитории и внимание студентов. Часто в ходе лекции необходима разрядка. Но она должна быть короткой, тактичной и к месту. Популярность и авторитет преподавателя зависят от глубины и новизны материала, а не от его анекдотов в ходе лекции. Студенческая аудитория очень быстро вырабатывает свою (правильную) оценку лектора.

В ходе лекции от преподавателя требуется умение параллельно с изложением материала контролировать порядок в аудитории, реагировать на поведение отдельных студентов. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движения в сторону то барабана, то валторны. Хороший лектор в значительной степени является хорошим актером. Он «играет» определенную роль в ходе лекции, специально отрабатывает эпизоды лекции.

Требованиями к лектору могут быть отличное знание предмета, умение логически излагать материал, повышенные затраты труда при подготовке материала, умение реагировать на неожиданные вопросы.

В значительной степени качество лекции зависит от многих вспомогательных моментов - подготовки методического материала (таблицы, схемы, слайды), наличия и использования демонстрационной аппаратуры. В воспоминаниях блестящего оратора А. Ф. Кони отмечаются следующие рекомендации лектору:

1. Следует одеться просто и прилично. Психологическое действие на собравшихся начинается с момента появления лектора перед публикой.

2. Перед каждым выступлением следует мысленно пробежать план речи. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.

3. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной. Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше овладеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду.

4. Говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного взрослым, скучного - молодежи.

5. Следует вообще менять тон речи - повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи.

6. Речь не должна произноситься одним махом, она должна быть речью, живым словом.

7. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или слова.

8. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей. Слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. У лектора не должно быть какой-либо одной точки, к которой привлекается во время речи его взор.

9. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собой при всех неблагоприятных обстоятельствах.

10. Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце лекции.

11. Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на «близком расстоянии».

12. Форма речи - простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тот час же объяснить, и объяснение должно быть кратким и четким.

13. Чтобы лекция имела успех, надо завоевать внимание слушателей; удерживать внимание до конца речи.

3. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Правила аттестации знаний студентов представляют серьезную методическую проблему, которая решается по-разному в разных странах, в разных вузах и даже на различных кафедрах. На первый взгляд очевидная проблема оказывается очень непростой для решения. При выборе способа аттестации необходимо ответить на главные вопросы: «Что оценивается?» и «Кто будет в последующем опираться на проставленную оценку?».

В идеале аттестационная оценка студента должна быть показателем степени при годности его знаний и способностей для последующей трудовой деятельности, уровня усвоения учебного материала, объема полученных практических навыков. Это его рейтинг среди других специалистов, на основании которого он эффективно может быть использован обществом на соответствующем уровне деятельности. В принятых сегодня анкетах поступающих на работу в престижные предприятия обязательно указывается средний балл за срок обучения, а ряд фирм требуют оценок по про филирующим курсам. В этом случае преподаватель несет ответственность перед самим студентом и будущим его «работодателем» за объективность и достоверность оценки.

Аттестация знаний не является целью учебного процесса, но она необходима для достижения лучшего результата.

Используемая преподавателем система аттестации иллюстрирует отношение преподавателя к значимости своего предмета и порождает соответствующее отношение студентов к изучаемой дисциплине. Если преподаватель считает свою дисциплину не обязательной для хорошего изучения, то и у студента будет такое же отношение. Социологические исследования в вузах показывают, что преподаватели недооценивают наблюдательность студентов и степень анализа действий преподавателя.

Рассмотрим три типовых способа аттестации: итоговый, непрерывный и комплексный.

1. Простейшим вариантом является проведение аттестации как внутреннего элемента процесса обучения. Сама оценка при этом используется только для разрешения на переход к следующему этапу обучения и возможности назначения стипендии. Такие оценки в последующем обычно никогда не вспоминаются, и ими никто не интересуется.

Этот подход пока наиболее распространен в высшей школе, но он отличается некоторыми негативными моментами: во-первых, имеется элемент случайности из-за рассмотрения знаний выборочного раздела дисциплины; во-вторых, возможно «штурмовое» (недолговечное) овладение студентом знаниями перед аттестацией. Эмоциональная нагрузка на студентов в период сессии при итоговом экзамене резко увеличивается.

2. Аттестация через непрерывный контроль работы студента в период семестра предполагает балльную оценку отдельных элементов учебной деятельности. Через условную шкалу оцениваются каждое выполнение учебного задания, подготовка рефератов, выступления на семинарах, выполнение самостоятельных и домашних заданий, курсовые работы, промежуточные экзамены, посещение занятий. В итоге студент набирает к окончанию семестра некоторую сумму баллов, которая автоматически пересчитывается в итоговую оценку.

На преподавателя при такой форме аттестации ложится достаточно большая работа по ведению учета накапливаемых баллов по каждому студенту.

3. Комплексная аттестация предполагает выделение трех-пяти основных видов учебной деятельности, каждый из которых оценивается индивидуально, а итоговая оценка формируется как средняя, но с учетом значимости слагаемых. Причем это не просто разделение учебного материала на части, а выделение разных элементов учебной деятельности. Например, выделяются следующие виды учебной деятельности и назначается показатель их значимости для итоговой аттестационной оценки:

- посещение занятий - 25%,

- активность на семинарских занятиях - 25%,

- выполнение курсовой работы - 10%,

- промежуточная оценка - 20%,

- итоговая оценка - 20%.

Если, например, студент оценивается по этим видам учебной деятельности показателями 3,3,5,4 и 4, соответственно, то его итоговая аттестация будет

0,25 х 3 + 0,2 х 53 + 0,1 х 5 + 0,2 х 4 + 0,2 х 4 = 3,6

Для пересчета средней оценки в дискретную «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» вводится условное соответствие. Например, при средней оценке до 3,5 итоговая – «удовлетворительно», от 3,5 до 4,5 – «хорошо», более 4,5 – «отлично».

Эта система аттестации принята в большинстве ведущих университетов мира. Отличие состоит только в наборе контролируемых учебных элементов и их значимости для итоговой аттестации. Важно обратить внимание, что большая значимость (не менее 50%) придается текущей учебной работе, а итоговая аттестация имеет долю не более 20-25%. Устойчивый и полный объем знаний нельзя получить за один-два дня. Требуется систематическая учебная работа.

Следует особо отметить, что очень часто детальный контроль за учебной текущей работой студента вводят преподаватели, к занятиям которых студенты не проявляют интереса. Причины здесь могут быть очень разные. Это устаревший материал, плохая подготовка к занятиям, трудная для восприятия форма изложения материала и др. Здесь важно обеспечить контроль со стороны заведующего кафедрой и декана за значимостью (весовой оценкой) и составом элементов контролируемой учебной работы, ролью дисциплины в общей системе преподаваемых знаний.

Третий вариант аттестации менее трудоемок при учете для преподавателя, чем второй, но он также требует контроля за работой студента на каждом занятии. Интересно, что для содействия организации учебного занятия в некоторых вузах имеется опыт привлечения лучших студентов старшего курса (ассистенты преподавателя). Они получают небольшую оплату (не более 0,25 ставки) и помогают профессору готовить раздаточный материал, ведут учет посещаемости, делают анализ ошибок в домашних заданиях и т.д.

Второй и третий варианты аттестации не только дают оценку знаний, но и ориентируют студента в значимости элементов учебной деятельности, помогают ему выбрать распределение своих действий при выполнении учебной работы.

Существующие методические документы по высшей школе позволяют преподавателю самому выбирать систему аттестации знании студента. Однако необходимо соблюдать ряд условий:

- правила аттестации должны быть объявлены студентам на первом занятии по курсу;

- правила аттестации должны быть согласованы с заведующим кафедрой и деканом факультета, если они не являются общепринятыми для факультета;

- правила аттестации должны быть простыми и понятными;

- правила аттестации не могут изменяться в период изучения дисциплины.

Важным аспектом является выбор материала, выносимого на экзамен. Наиболее распространенным оказывается экзамен, на котором студент воспроизводит материал, изложенный преподавателем на занятии. Другой подход предполагает решение на экзамене практических задач с целью иллюстрации студентом умения пользоваться имеющимися знаниями. В этом случае на экзамен не выносится теоретический материал.

Любая система аттестации не должна быть чрезмерно жесткой. Здесь не должно быть 4сведения счетов», необъективности со стороны преподавателя, но халатное отношение к обучению со стороны студента должно иметь однозначную оценку аттестации. Например, если студент по объективной причине пропускает одно-два занятия, то у него должна быть возможность согласовать с преподавателем и самостоятельно отработать необходимый объем учебного материала. Следует всегда помнить, что преподаватель и студент совместно работают в интересах студента, престижа вуза, развития общества.

4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Революция Internet изменила представления обо всех отраслях и сферах человеческой деятельности. Число его пользователей стремительно растет. Если в 1983 г. насчитывалось 562 хоста, то в 1995 г. уже около 5 млн. Действительное число пользователей компьютерной сети никто не знает

Формируется новый тип образования. Стало обычным делом предоставление преподавателям и студентам электронных адресов в компьютерной сети. В ряде вузов США введено обязательное требование при поступлении – «наличие собственного персонального компьютера». Работа в сети становится элементом учебной деятельности вуза.

Дистанционное образование

Дистанционное образование (от английского слова distant, что означает «на расстоянии») предполагает расстояние между преподавателем и студентом. Можно выделить три типа технологии дистанционного образования: портфельная, сетевая, телевизионная. Дистанционная технология обучения позволяет использовать опыт лучших преподавателей, но она отличается повышенной стоимостью на реализацию и требует высокой степени самоорганизованности со стороны студента. Ряд специальностей высшего образования не могут быть реализованы по системе дистанционного образования, так как требуют получения практических навыков в специальных лабораториях.

Портфельная технология опирается на базовый комплект (портфель) учебных материалов, выдаваемых студенту. Это может быть обычная литература, материал на компьютерных носителях, видеокурсы, мультимедийные компьютерные программы. Процесс обучения предполагает предварительно установленный график обучения и аттестации знаний (обычно два-четыре раза в год).

Сетевая технология опирается на возможности Internet. Сеть позволяет передавать на расстояние печатные материалы, звуковые и видеофрагменты. В процесс е обучения студент может использовать материалы из мировых баз данных. Каждому студенту присваивается пароль, дающий право пользования электронной учебной библиотекой, а также сдавать экзамены в режиме online. Общение с преподавателем осуществляется в режиме прямого общения, общения в диалоге через сетевую связь, коллективное общение в режиме конференции через сетевую связь. Такая технология позволяет студенту самостоятельно строить свое обучение как по содержанию, так и по графику.

Телевизионная технология опирается на учебный материал, передаваемый в виде телевизионной передачи. Это может быть обычный канал или специальный. Лекция организуется в виде записи или прямого выступления преподавателя. В последнем случае возможно появление вопросов со стороны студентов по телефонным каналам.

Электронный учебник

Учебник должен отражать то, что известно и доказано, быть понятным и доступным для восприятия. Учебник делает не науку, а человека для последующей работы в производстве, науке, образовании и т. д. Электронный учебник является принципиально новым типом учебного материала. Его назначение - предоставить большие возможности обучаемому по составу знаний, выработке навыков и организации индивидуального процесса обучения. Электронный учебник может быть дополнением к классическому учебнику, заменить его полностью, стать альтернативой печатному учебнику.

По схеме изложения материала можно выделить три типа электронного учебника:

- текстовый учебник,

- гипертекстовый учебник (изложение в виде дерева),

- справочный учебник (изложение материала в виде справочника со свободным входом в любую часть материала),

- игровой (изложение материала в виде деловой игры).

Учебный материал может иметь вид статический (меняющийся под воздействием управляющих команд обучаемого) и динамический (меняющийся под воздействием программного построения), одноцветный и многоцветный, без звуковой поддержки и со звуковой поддержкой. Современный компьютерный учебник - это цветное динамическое изображение, поддерживаемое звуком, включающее органической частью киноизображение, мультипликационные сюжеты.

По характеру взаимодействия обучаемого и компьютера можно выделить учебники:

- информационные (изложение в классическом учебном виде),

- «вопрос-ответ» (изложение с акцентированием на конкретные вопросы, проблемы и задачи),

- информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверяющих вопросов),

- с обратной информационной связью (интерактивный учебник, предусматривающий постоянную оценку знаний обучаемого и выдачу рекомендаций по дальнейшему движению по материалу учебника),

- с пороговыми уровнями контроля (переход к очередной части материала только после положительного преодоления контрольных вопросов).

Учебник должен не только давать учебную информацию, но и проверять уровень ее освоения. Для этого привлекаются контрольные вопросы, тестовые задачи. По итогам ответов обучаемого может вычисляться итоговая оценка уровня знаний, даваться рекомендации по порядку освоения материала на следующих стадиях, разъясняться ошибочные ответы.

Электронный учебник может предоставляться в четырех видах: запись на компьютерной дискете, запись на компьютерном лазерном диске, запись в виде программы на компьютере, запись в виде программы в сетевой структуре. Для эффективного использования электронного учебника необходимо его дополнить описанием структуры учебника, инструкцией по работе с учебником, кратким печатным учебным материалом. Электронный учебник, сохраняя стержень логического и последовательного изложения материала дисциплины, содержит элементы хрестоматии, справочника, контрольные задания и оценочные тесты.

Образование на протяжении всей жизни

Образование на протяжении всей жизни является непрерывным процессом, стимулирующим людей и позволяющим им овладевать нужными знаниями, ценностями, навыками, пониманием, которые требуются по ходу жизни. Такое образование связано с квалификацией индивида на протяжении всего периода его жизни, включает учебу в самых разных областях жизни.

Образование на протяжении всей жизни стало ключевым вопросом конкурентоспособности индивида, организации, государства. Такое образование ЮНЕСКО включило в программу среднесрочного развития, а ведущие страны объявили его как стратегическое средство борьбы с безработицей.

В перспективе ожидается, что крупным компаниям потребуется половина от числа занятых сегодня, но их уровень квалификации должен быть вдвое выше. Такая постановка проблемы влечет за собой возникновение спроса на последующее и продолжающееся образование.

3а время активной деятельности необходимо возобновлять профессиональное образование три-четыре раза.

Вузы должны идти к потребителю, а для этого требуются соответствующие формы обучения. Одна из наиболее подходящих - ресурсные центры. Их задача – обеспечить учебный процесс, построить гибкий график обучения.