">
Педагогика Физическая культура
Информация о работе

Тема: Занятия гимнастикой с использованием фитбола

Описание: Изучение эффективности занятий фитбол - гимнастикой и на состояние здоровья детей с ожирением. Анализ литературных источников. Разрабтка и внедрение методики фитбол – гимнастики для детей с ожирением. Оценка эффективности занятий гимнастикой у детей с ожирением.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Физическая культура.
Тип: Курсовая работа
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 38
Поднять уникальность

Похожие работы:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА АДАПТИВНОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Курсовая работа

Работу выполнила:

студентка

Факультета физической культуры

____________

(подпись)

«Допущен к защитеНаучный руководитель:

Руководитель:_______________старший преподаватель

(подпись)

«___»_________2011г.

Дата защиты: «____»_______2011г.

Оценка:_______________________

Руководитель:__________________

(подпись)

Пермь

2011

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………….3-5

Глава 1. Современное представление о проблемах ожирения у детей и влияние физической реабилитации (литературная справка)

Эпидемиология, факторы риска формирование ожирения, классификация и осложнения………………………………………….6-17

Влияние фитбол – гимнастики на состояние здоровья детей………17-18

Глава 2. Объекты, направления и методы исследования.

2.1. Этапы, условия и объекты проведения исследования……………………19

2.2. Методы исследования…………………………………………………...19-24

2.3 Методы математической статистики……………………………………….24

Глава 3. Собственные исследования и их результаты.

3.1. Описание методики занятий фитбол – гимнастики………………………25

3.2. Результаты апробации предложенного метода……………………… 26-27

Заключение……………………………………………………………………..28

Библиографический список ………………………………………………….29

Приложение…………………………………………………………………30-34

Введение

Актуальность. В настоящее время ожирение становится проблемой общемирового масштаба и представляет собой серьезную угрозу здоровью детского и взрослого населения. Многие ученые считают ожирение эпидемией века.[1]

По данным ВОЗ на Земном шаре около 7% взрослого населения страдает ожирением, что составляет более 300 млн. человек.[1]

В экономических развитых странах в среднем около 30% населения имеет избыток массы тела, превышающий норму на 10-15% и более.[1]

Часто избыточность массы тела наблюдается уже в детском возрасте.

В настоящее время около 155 миллионов детей в возрасте 5–17 лет имеют избыточный вес, а 45 миллионов из них страдают ожирением.[1]

Известно, что при развитии ожирения в детском возрасте, у ребенка не только увеличиваются размеры жировых клеток, но и растет их количество, что может привести к развитию злокачественного неизлечимого ожирения. Понятно, что в дальнейшем количество жировых клеток уже не снизится, может уменьшиться только их размер. Именно поэтому лечение детского ожирения должно начинаться как можно раньше. Одним из методов лечения ожирения является физическая нагрузка, которая позволяет сжечь лишние калории, увеличить расход энергии и поддерживать приобретенную форму. Для детей младшего возраста достаточно пеших прогулок и малоподвижные игры. Детям постарше (с 4-5 лет) рекомендуются различные виды спорта, но многие виды спорта имеют возрастные ограничения, при этом детям более доступны и интересны игровые формы. Но самое простое - это фитбол – гимнастика, ведь надувной детский фитбол - это самый универсальный спортивный мяч. Такой мяч позволяет ребенку развиваться легко и непринужденно. Эти занятия способствуют формированию у детей жизненно важных двигательных навыков, развитию гибкости, прыгучести и аэробной выносливости. Заниматься, конечно же, лучше с веселой музыкой. На мяче с рожками можно скакать и прыгать. [6]

Комплекс упражнений на фитболе для детей улучшает подвижность, гибкость суставов и кровообращение всех органов. Идет положительное воздействие на дыхательную и сердечно - сосудистую системы организма. Просто балансируя, сидя на гимнастическом мяче и удерживая равновесие, вы уже включаете в работу скрытые резервы организма: ровно выстраивается позвоночник, развивается координация движений, укрепляются все группы мышц организма, в том числе и пассивные. А еще мяч фитбол (круглый или мяч с рожками, за которые можно держаться) повышает тонус центральной нервной системы и вызывает массу положительных эмоций.[6]

Гипотеза: занятия гимнастикой с использованием фитбола благоприятно влияет на общее состояние детей с ожирением, когнитивные функции, метаболические процессы и функцию внешнего дыхания.

Цель: Изучить эффективность занятий фитбол - гимнастикой и на состояние здоровья детей с ожирением.

Задачи:

Провести анализ литературных источников на тему «Влияние фитбол – гимнастики на состояние здоровья детей с ожирением».

Разработать и внедрить методику фитбол – гимнастики для детей с ожирением.

Оценить эффективность занятий фитбол – гимнастики у детей с ожирением.

Объект исследования: дети с ожирением 5 – 6 лет.

Предмет исследования: состояние здоровья детей с ожирением, функциональные и физические показатели детей с ожирением.

Научная новизна заключается в том, что впервые изучили нарушения обмена веществ и возможности ЛФК, для их коррекции. Разработана методика в условиях стационара.

Теоретическая значимость исследования: разработана и апробирована новая методика занятий фитбол - гимнастикой у детей с ожирением.

Практическая значимость исследования: предложенная методика может быть использована в детском стационаре.

Глава 1. Современное представление о проблемах ожирения и методах восстановительного лечения (литературная справка).

1.1. Эпидемиология, факторы риска формирование ожирения, классификация и осложнения.

В настоящее время ожирение становится проблемой общемирового масштаба и представляет собой серьезную угрозу здоровью детского и взрослого населения. Многие ученые считают ожирение эпидемией века.[1]

По данным ВОЗ на Земном шаре около 7% взрослого населения страдает ожирением, что составляет более 300 млн. человек.[1]

В экономических развитых странах в среднем около 30% населения имеет избыток массы тела, превышающий норму на 10-15% и более. Наиболее часто эта патология встречается в США, где от ожирения страдает около 61% населения. В Германии, Великобритании и России – избыточная полнота наблюдается у 50 - 54% населения. Значительно реже ожирение встречается в Китае и Японии, где ожирением страдает только 15% населения.[1]

Чрезмерная полнота поражает как женщин, так и мужчин. Отмечено, что ожирение чаще наблюдается у женщин в возрастных группах старше 50 лет. По данным Р. Шимончих (1998) частота ожирения в этом возрасте у женщин составляет 50%, у мужчин — только 30%.

Часто избыточность массы тела наблюдается уже в детском возрасте. На одном из первых заседаний Международного комитета по борьбе с лишним весом были представлены актуальные данные о распространении ожирения среди детей. В настоящее время около 155 миллионов детей в возрасте 5–17 лет имеют избыточный вес, а 45 миллионов из них страдают ожирением.

Научно доказано что 34% тучных детей в зрелом возрасте рискуют получить серьезные заболевания сердца и сосудов.

Наряду с широкой распространенностью ожирения во взрослой и детской популяции из года в год во всем мире растет количество осложнений от этого заболевания. Ожирение является фактором риска таких заболеваний, как:

Сахарный диабет 2 типа, или инсулиннезависимый (у 57% больных ожирением). Этот тип сахарного диабета характеризуется тем, что ткани организма становятся, не чувствительны к инсулину и глюкоза не поступает в клетки. В связи с этим повышается ее уровень в крови с последующими осложнениями зрелом возрасте.

Сердечно - сосудистые заболевания: нарушения сердечного ритма, повышение артериального давления, повышение холестерина в крови и др.

Нарушения в работе желудочно-кишечного тракта: нарушение пищеварения, склонность к образованию камней в желчном пузыре, жировой гепатоз.

Дисфункция половых желез. Так, у мальчиков, с ожирением может быть недоразвитие половых органов, у девочек - нарушение менструальной функции.

Проблемы центральной нервной системы: нарушение сна (ночное апноэ), дальнейшее повышение аппетита, жажда, головная боль. Нередко изменяется поведение, что выражается флегматичностью, легкой сменой настроения. Снижается работоспособность.

Проблемы опорно-двигательного аппарата - изменение осанки, походки, плоскостопие, боли в конечностях и позвоночнике, возможен остеопороз (разряжение костной ткани) и др.

Снижение иммунитета.

Онкологические заболевания молочной железы, матки, толстой кишки. Ожирение становится причиной этих недугов в 11 % случаев.[1]

Выявлено, что даже при небольшой степени ожирения повышается риск развития ишемической болезни сердца (ИБС). Так, известно, что значительное увеличение массы тела ассоциируется с ростом числа сосудистых заболеваний мозга на 53%, ИБС - на 35%, артериальной гипертензии и злокачественных новообразований (онкологических болезней) - на 16%, желчнокаменной болезни (характеризуется образованием камней в желчном пузыре) и сахарного диабета II типа - на 133%.

Осложнения от ожирения могут проявляться и в подростковом периоде.

Доказано, что среди лиц, страдающих ожирением, смертность значительно выше, чем у нормотрофиков. Ожирение особенно повышает риск смерти в комбинации с сердечно - сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом. Установлено, что превышение массы тела по сравнению с нормой на 10% увеличивает смертность на 30%. В связи с этими данными ожирение следует рассматривать как важную медико-социальную проблему.

Эпидемиологические исследования в Европейских странах установили связь между индексом массы тела и риском смерти от различных причин. Показали, что лица с нормальной массой тела имеют наименьший риск развития хронических неинфекционных заболеваний (в том числе, сердечно - сосудистых) и смертности по сравнению с людьми с низкой или избыточной массой тела.

У детей с ожирением страдают также многие органы и системы, нарушаются обмен веществ, часто развивается гиперхолестеринэмия, увеличивается риск формирования желчно- и мочекаменной болезни, эрозивных гастритов и язвенной болезни ДПК, снижаются когнитивные функции, чаще диагностируется артериальная гипертензия. Среди такого контингента больше бывает детей с ослабленной иммунной системой.

Патогенез. Основную патогенетическую роль в развитии ожирения играет нарушение функции коры большого мозга и гипоталамуса и в первую очередь нервных образований в заднем гипоталамусе, входящих в состав пищевого центра — вентромедиальных и вентролатеральных ядер. Поражение вентромедиальных ядер — «центров сытости» — приводит к возбуждению вентролатеральных ядер — «центров аппетита». Повышенное поступление пищи (углеводов, жиров) вследствие возбуждения пищевого центра приводит при недостаточной физической активности к накоплению жира в жировых депо.[1]

Существенное значение в развитии ожирения может иметь снижение липолиза (расщепление жира) вследствие преобладания тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы над симпатическим. Это приводит к стимулированию выработки инсулина р-клетками панкреатических островков (островки Лангерганса) с последующим ожирением. Полагают, что фактором, способствующим усилению секреции инсулина и прогрессированию ожирения, является 3-эндорфин. Последний синтезируется клетками аденогипофиза. Роль эндокринных факторов в развитии обычного ожирения невелика. Однако в развитии симптоматического ожирения эндокринным факторам придают существенное значение. Вследствие недостаточной продукции жиромобилизующих гормонов: АКТГ, ТТГ, СТГ, тироксина и трийодтиронина, адреналина, норадреналина и глюкагона — происходит снижение липолиза. Это является причиной недостаточного использования жировых депо как источника энергии. Развитию ожирения, в первую очередь симптоматического ожирения, способствуют понижение продукции половых гормонов, что приводит к сдвигу обмена глюкозы по пентозному циклу, а также повышение продукции глюкокортикоидов, усиливающих отложение гликогена в печени и тормозящих вследствие этого липолиз. Избыточное отложение жира приводит чаще всего к поражению сердечно - сосудистой системы, органов дыхания с возможным развитием сердечной или легочно-сердечной недостаточности, нарушению функции желудочно-кишечного тракта, печени и т. д. При ожирении происходит увеличение абсолютного количества общей и внеклеточной жидкости с одновременным ее уменьшением во внутриклеточном пространстве. Внутриклеточная дегидратация усиливается с нарастанием массы тела и становится наиболее выраженной при III и IV степенях ожирения (В. П. Лапшин).

При обычном ожирении отмечаются отложение жира в коже, подкожной клетчатке, брыжейке, сальнике, околопочечной и медиастинальной клетчатке, эпикарде, миокарде, печени, поджелудочной железе. Печень увеличена вследствие жировой инфильтрации гепатоцитов и явлений застоя. При симптоматическом ожирении морфологические изменения зависят от основного заболевания.[1]

Факторы риска ожирения. Ожирение, как правило, носит семейный характер. По данным британских исследователей, лишь одна четвертая часть из общего количества семей, где есть дети, страдающие ожирением, признают наличие заболевания. Ситуация во многом обусловлена тем, что многие из сверстников также больны ожирением, и на общем фоне ребенок видится родителям вполне "нормальным". Вследствие этого, было доказано, что в 80% случаев возникшая в детстве полнота не покидает человека уже никогда, поэтому очень важным стратегическим направлением в борьбе с избыточной массой тела у взрослых является предупреждение детского ожирения. [1]

Рассмотрим "внешние" факторы более подробно, количество еды, которое получает ребенок, зависит от тех, кто его кормит. И если в младенческом возрасте ребенок сам регулирует частоту кормления, то с переходом на "взрослую" еду (или ранним введением прикорма в виде каш и блюд с общего стола) ситуация меняется кардинально. Еще не умея сказать о своих потребностях, дети плачут, начинают капризничать, что однозначно воспринимается взрослыми как требование еды и незамедлительной реакцией в виде бутылочки или лишней ложки каши. Перекармливая малыша, родители оказывают ему медвежью услугу: у ребенка увеличивается количество жировых клеток, растет масса тела. Старшие дети часто становятся жертвами агрессивной рекламы высококалорийных продуктов или же попросту нехватки времени у занятых родителей: всегда проще купить ребенку булочку, готовые к употреблению продукты, в то время как над здоровой едой нужно трудиться и придумывать, что бы такое приготовить.[1]

Другим неблагоприятным периодом для развития и прогрессии ожирения является возраст полового созревания, сопровождающийся выработкой большого количества гормонов роста.[1]

Еще одним неблагоприятным фактором является гиподинамия, или малоподвижный образ жизни. Особое внимание хочется уделить увеличению времени проведения досуга детьми у телевизоров и за компьютерными играми как факторам, способствующим снижению подвижности детей. Исследования показали, что отношение к активному образу жизни у детей формируется как зеркальное отражение поведения их родителей. Если старшие любят полежать перед телевизором на диване, игнорируют спортзал, то и дети вряд ли станут ярыми приверженцами здорового времяпровождения.[1]

Между тем, физическая активность позволяет сжечь лишние калории, увеличить расход энергии и поддерживать стабильный вес. Большинство исследований детского ожирения показали, что тренировки как таковые не приносят ощутимого результата, если не комбинируются с другими формами корректировки веса, например диетой. Тем не менее, физкультура и в этом случае приносит дополнительную пользу для здоровья. Даже если телесный жир и вес тела ребенка не изменяются после 50 минут аэробных упражнений трижды в неделю, подобные тренировки улучшают липидные профили крови и кровяное давление. [1]

Еще одна причина ожирения, как это ни странно, может быть связана со сном, который представляет собой наиболее малоподвижное состояние человека. Дети, которые спят меньше, чем нужно, чаще страдают ожирением. К такому выводу пришли канадские ученые. Они проанализировали данные 422 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Результаты исследования показали, что дети, у которых продолжительность ночного сна была менее 10 часов, в 3,5 раза чаще имели избыточную массу тела по сравнению с детьми, которые спали 12 и более часов. Ученые объясняют такую ситуацию колебанием уровня гормонов, отвечающих за обмен веществ. Недостаток сна приводит к снижению уровня гормона, стимулирующего обмен веществ и уменьшающего чувство голода. Кроме того, из-за короткого ночного сна повышается концентрация гормона, усиливающего чувство голода.

Ожирение у детей, как и у взрослых, вызывается целой совокупностью причин.

Под избытком массы тела у детей понимают превышение веса выше половозрастной нормы на 10-15%.

Ожирение (лат. adipositas — «ожирение» и лат. obesitas — полнота, тучность, откормленность) заболевание всего организма, характеризующееся избыточным отложением жира в подкожной клетчатке и тканях вследствие нарушения обмена веществ.

Оно может представлять собой самостоятельное заболевание (тогда оно обозначается как первичное ожирение), а может быть проявлением другого заболевания (иметь вторичный характер).

1. Первичное ожирение развивается обычно в раннем возрасте, но может проявиться и у подростков и взрослых. Нередко ребенок рождается с избыточной массой тела. У большинства таких детей родители или ближайшие родственники имеют избыточную массу тела. Такие дети, как правило, опережают сверстников в физическом развитии, имеют нормальный интеллект, физически активны. Течение заболевания стабильное, но в переходном возрасте, особенно у девочек, происходит нарастание массы тела, появляются стрии (растяжки), возможно нарушение менструального цикла, могут появиться высыпания на коже гнойничкового характера, головные боли, повышение АД, у мальчиков, же может наблюдаться задержка полового развития.

2. Вторичное ожирение или симптоматическое ожирение развивается чаще всего вследствие эндокринных заболеваний (адипозогенитальная дистрофия, синдром Кушинга, гипотиреоз, гиперинсулинизм, гипогонадизм) или патологических процессов в ЦНС (травмы головного мозга, энцефалит, опухоли дна III желудочка мозга и т. д.).

Может возникнуть при опухоли мозга, психических травмах, облучении, воспалении мозговых оболочек, а также после сотрясения мозга. Это связано с тем, что центр пищевого поведения располагается в головном мозге, поэтому в нем могут наступить изменения, усиливающие аппетит, нарушающие жировой обмен и способствующие развитию тяжелого ожирения. Кроме того, нарушение жирового обмена происходит при болезнях щитовидной и поджелудочной желез, половых органов, надпочечников, а также различного рода генетических изменениях.

Однако чаще всего генетические мутации всего лишь создают предрасположенность к ожирению, а само заболевание "запускается" в результате взаимодействия наследственных, диетических, психологических и физиологических факторов, создающих дисбаланс в поступлении и растрате энергии организмом ребенка. Такое ожирение еще называют экзогенно (то есть внешне) конституциональным, что подчеркивает комбинаторный характер заболевания. С одной стороны, оно возникает из-за особой конституции или наследственности, отягощенной генами, которые ответственны за развитие ожирения. С другой стороны, в развитии ожирения играют ведущую роль внешние (экзогенные) факторы – избыточное питание, неправильное пищевое поведение родителей, высококалорийные продукты и гиподинамия.

Классификация.

В клинической практике принято выделять следующие формы ожирения:

1. Алиментарную.

2. Эндокринную.

3. Церебральную.

4. Лекарственную.

1. Алиментарные формы — привычно- гипералиментарное дезрегуляционное, конституционально - наследственное, смешанное.

2. Эндокринные формы — болезнь и синдром Иценко - Кушинга, гипотиреоз,

гипо-питуитаризм, гипогонадизм, гиперинсулинизм.

3. Церебральные формы — корковые, гипоталамо-гипофизарные,

гипоталамические, посттравматические, постинфекционные, опухолевые и

вследствие повышения внутричерепного давления.

5. Лекарственные формы ожирения вызываются передозировкой

инсулина, фенотиазидами, глюкокортикоидами, ципрогептадином, антидепрессантами.

По типу распределения жировой ткани в организме выделяют:

- андроидный,

- гиноидный,

- смешанный виды ожирения.

Первый отличается отложением жировой ткани преимущественно в верхней части туловища, при гиноидном — жир скапливается в основном в нижней части тела и при смешанном типе происходит относительно равномерное распределение подкожно жировой клетчатки. Выявлена зависимость между характером распределения жировой ткани и наличием метаболических осложнений. В частности, андроидный тип ожирения чаще, чем другие, сочетается с нарушенной толерантностью к глюкозе или с диабетом, гипертонией, гиперлипидемией, гиперандрогенией и гирсутизмом у женщин.

По морфологическим изменениям жировой ткани выделяют:

а) гипертрофическое (увеличение массы каждого адипоцита) ожирение;

б) гиперпластическое (увеличение количества адипоцитов) ожирение.

Гипертрофический тип ожирения, характерный для заболевания, проявившегося в зрелом возрасте. Гиперпластическое или смешанное ожирение (сочетание гипертрофии и гиперплазии адипоцитов) отмечается у лиц с избыточной массой тела с детства. Уменьшение количества жировой ткани у тучных сопровождается изменением только размеров жировых клеток, число же их остается практически постоянным, даже в условиях резкого похудания. Этим объясняется резистентность к снижению веса при гиперпластическом и смешанном типах ожирения и важность профилактики заболевания с раннего детского возраста.

По степеням ожирения выделяют:

I степень— избыточный вес превышает нормальную массу тела на 10—29 %.

II степень— избыточный вес превышает нормальную массу тела на 30—49%.

III степень—избыточный вес превышает нормальную массу тела на 50—99 %

IV степень— вес тела избыточен более чем на 100%.

По характеру течения заболевание классифицируют как стабильное

или прогрессирующее.

Группа риска. В группу риска по ожирению входят:

дети, родители которых страдают ожирением или избыточной массой тела;

дети, родственники которых страдают (или страдали) сахарным диабетом или другой эндокринной патологией;

дети и подростки с избыточной массой тела;

дети, рано переведенные на искусственное вскармливание (особенно несбалансированными высококалорийными смесями);

недоношенные и маловесные дети;

дети с наследственными заболеваниями и эндокринной патологией.

Еще различают 3 критических периода, когда значительно повышается частота развития ожирения:

ранний детский возраст (0 -3 года).

дошкольный возраст (5 - 7 лет).

подростковый возраст, или период полового созревания (от 12-14 лет до 16-17 лет).

Строго говоря, не всякий лишний вес можно назвать ожирением. Для характеристики состояния, связанного с избыточным отложением жира, ученые используют два ключевых понятия «избыточная масса тела» и «ожирение».

Индекс массы тела. Существует несколько способов определения нормальной, или идеальной массы тела. Наиболее адекватным значением, характеризующим ожирение, является индекс массы тела, вычисляемый по формуле: масса тела в кг/рост в м2.

За норму принимается индекс массы, соответствующий 20—24,9. Индекс массы тела Соответствие между массой человека и его ростом  15 и менее Острый дефицит массы  15—18,5 (иногда 15—20) Недостаточная масса тела  18,5—25 Норма  25—30 Избыточная масса тела  30—35 Ожирение первой степени  35—40 Ожирение второй степени  40—50 Ожирение третьей степени (морбидное)  50 и более Сверхожирение  

Для определения нормальной массы тела используют таблицы для определения идеальной массы тела с учетом роста, пола, возраста и типа конституции. Кроме того, для определения нормальной массы тела может быть применен ряд индексов:

1. Индекс Брока используется при росте 155—170 см. Нормальная масса

тела при этом равняется (рост [см] - 100) – 10 (15%).

2. Индекс Брейтмана. Нормальная масса тела рассчитывается по

формуле — рост [см] · 0,7 — 50 г.

3. Индекс Борнгардта. Идеальная масса тела высчитывается по формуле

— рост [см] · окружность грудной клетки [см] / 240.

4. Индекс Давенпорта. Вес человека [г], делится на рост

[см], возведенный в квадрат. Превышение показателя выше 3,0 свидетельствует о

наличии ожирения.

5. Индекс Одера. Нормальная масса тела равна расстоянию от

темени до симфиза [см] · 2 - 100.

6. Индекс Ноордена. Нормальный вес равен рост [см] · 420/1000.

7. Индекс Татоня. Нормальная масса тела =.

В клинической практике наиболее часто используется для оценки массы тела

индекс Брока.

Кроме росто - весовых показателей может быть использован метод определения кожной складки, предложенный

Коровиным. По этой

методике определяется толщина кожной складки в подложечной области (в норме —1,1— 1,5 см). Увеличение толщины складки до 2 см свидетельствует о наличии ожирения.

Лечение. Лечение пациентов любого возраста с диагнозом "ожирение", как и любого другого хронического заболевания, является процедурой очень длительной и кропотливой, требующей глубокой ответственности, как пациента, так и всей семьи.

Правильное и раннее лечение очень важно, поскольку существуют доказательства, что физическое и пищевое поведение детей легче корректируется, чем у взрослых.

Программа лечения: физическая активность, правильное питание и диета.

1.2. Влияние фитбол – гимнастики на состояние здоровья детей.

Фитбол (fitball, "fit" – оздоровление, "ball" – мяч) это программа, которая включает в себя самые обычные упражнения, которые выполняются сидя или лежа на специальном гимнастическом мяче.

История фитбола. Впервые такие мячи были использованы в середине прошлого столетия швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата, а позже, примерно в 80-х годах, уже как разновидность Фитбол обладает множеством достоинств.

Использование фитбола. Использование фитбола ведет к улучшению подвижности, координации движения, гибкости, чувства равновесия, улучшает эластичность суставов и кровообращение всех органов. Занятия с фитболом помогают укреплять мышцы спины, пресса, ног и рук, а также формировать правильную осанку детей и корректировать ее у взрослых. Упражнения с фитболом развивают не только внешние, но и глубинные мышцы. Оказывается положительное воздействие на дыхательную и сердечно - сосудистую системы организма. Создаваемая фитболом вибрация оказывает обезболивающее действие, усиливает перистальтику кишечника, благотворно влияет на работу желудка, печени и почек. Кроме того, фитбол избавляет от стресса и снимает напряжение. Доказано, что волны, возникающие при колебаниях мяча, передаются по всему позвоночнику до головного мозга и вызывают положительные эмоции.

Как выбрать фитбол. Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся. для детей 3—5 лет диаметр мяча должен быть равен 45 см, от 6 до 10 лет — 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча должен составлять 65 см, для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см, — 75 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Острый угол в коленных суставах опасен, так как создает дополнительную нагрузку на связки при выполнении упражнений, сидя на мяче.

Глава 2. Объекты, направления и методы исследования.

2.1. Этапы, условия и объекты проведения исследования.

Исследование проходило в три этапа:

Этап I. Обследование. Формирование группы.

На этом этапе были проведены антропометрические измерения по Центильной таблице. Результаты этих измерений показали, что из 54 обследуемых детей, 12 % страдают I степенью ожирения.

Этап II. Разработка и утверждение методики фитбол – гимнастики у детей с ожирением.

Этап III. Анализ эффективности на основании оценки динамики показателей различных проб и антропометрических измерений до и после занятий.

Условия проведения эксперимента.

Группа детей, на которых проводились измерения, составила 7 человек.

Место проведения:

Эксперимент проводился в Государственном учреждении здравоохранения «Пермский научно-исследовательский клинический институт детской экопатологии».

Сроки проведения:

В общей сложности занятия проходили в течение десяти дней – с 4 апреля по 13 апреля 2011 г.

Характеристика условий проведения занятий:

Перед проведением занятия спортивный зал проветривался (температура составляла 160 – 180), проверялись мячи на функциональное состояние, а так же целостность и наличие специализированных ковриков.

2.2. Методы исследования.

Для достижения поставленной цели и решения задач мы проводили антропометрические измерения, адаптационные возможности организма (переносимость гипоксия), нейропсихологические тесты.

Антропометрические измерения включали определения массы, роста ребенка с установлением % избытком массы тела, гармоничности развития, определение измерения экскурсии грудной клетки.

Измерение веса.

Вес - эта та величина, которая получается в процессе серии взвешиваний человека как усредненная величина.

Оборудование: весы.

Данное исследование проводилось до и после эксперимента. Результаты наглядно показывают, насколько произошли изменения показателей веса.

Исследование экскурсии грудной клетки.

Измеряется объём грудной клетки при полном вдохе, и, затем при полном выдохе, в состоянии покоя исследуемого, в положении стоя. Показатели измеряются в сантиметрах.

Оборудование: сантиметровая лента.

Данный метод проводился до и после эксперимента. Результаты наглядно показывают на сколько в объёме произошло физиологическое развитие ребёнка, а именно, развитие его грудной клетки (органов дыхания и необходимых для процесса дыхания межрёберных мышц).

Функциональное состояние высших корковых процессов нервной системы оценивали тестом тревожности и методикой «Какие предметы спрятаны в рисунках».

Для оценки уровня тревожности детей был использован тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М.Дорки). Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Каждому ребенку обязательно проводились инструкции:

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест». ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%   14   В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Для выявления общего уровня развития была использована Методика по А.Р.Лурия "Какие предметы спрятаны в рисунках?". Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий уровень

8-9 баллов – высокий уровень

4-7 баллов - средний уровень

2-3 балла - низкий уровень

0-1 балл - очень низкий уровень

Измерение адаптационных возможностей включает пробы Штанге и Генче. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи – на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

Оборудование: секундомер.

Проба Штанге.

После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время.

После проведения первой пробы необходим отдых 2-3 минуты.

Проба Генчи.

После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время.

Результаты пробы Штанге и пробы Генчи позволяют судить о функциональных резервах системы кислородообеспечения человека и его выносливости.

2.3 Методы математической статистики.

Материалы исследования подвергаются математической обработке с помощью пакетов статистических программ Exсel 5.0, Statistica for Windows. Результат предоставляется в виде среднего арифметического и его стандартной ошибки (М±m). [2].

Величину уровня значимости различий (Р) между значениями рассмотренных показателей до проведения занятий и после в каждой из групп обследуемых вычисляется с использованием непараметрических критериев Виллкоксона. Различия считаются значимыми при р<0.05. [2].

Для сравнения количественных признаков в разных группах применяются критерии Вальда-Вольфовитца. Статистически значимыми считаются различия при уровне значимости критериев <0,05.

Вывод: В ходе данной работы на базе ФГУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» мы использовали антропопометрические измерения для измерения степени ожирения, пробами Штанге и Генча, нейропсихологическое тестирование. Для улучшения состояния здоровья детей нами был разработан комплекс упражнений с фитболом.

Глава 3. Собственные исследования и их результаты.

3.1. Описание методики занятий фитбол – гимнастики

Занятия фитбол - гимнастикой проходили два раз в неделю по 30 минут. Занятие подразделяются на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

Начинать лучше с веселой и задорной игры. Это сразу поднимает настроение у малышей и настраивает их на веселое занятие. В начале, лучше использовать мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в работу. Если ребёнок пришел в первый раз, то надо дать ему время привыкнуть к мячу, помочь правильно принять нужное положение для выполнения упражнений.

Оборудование: мячи по количеству человек в группе (мяч подбирается с учетом ростовых параметров), коврики по количеству детей, магнитофон.

Подготовительная часть (10 минут)

Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

Основная часть (15 минут)

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

Заключительная часть (5 минут)

В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.

3.2. Результаты апробации предложенного метода

Нами были проведены исследования эффективности разработанной методики занятий с фитболом.

Таблица 1. Показатели антропометрические измерений, адаптационных возможностей организма, нейропсихологических тестов до занятия фитбол – гимнастики. Имя Ростсм Вес, кг Проба Штанге, с Проба Генче, с Экскурсия грудной клетки, см Уровень тревожности, % Уровень общего развития баллы       вдох выдох    Анна 114 35 24 27 75 73 44 6  Антон 112 32 27 29 77 74 42 6  Ева 108 30 20 22 68 65 35 5  Елена 111 32 25 23 69 65 50 6  Илья 109 36 23 25 67 64 45 6  Олег 110 34 25 24 73 70 30 5  Павел 116 40 26 27 79 76 53 7  

Таблица 2. Показатели антропометрические измерений, адаптационных возможностей организма, нейропсихологических тестов после занятий фитбол – гимнастики.

Имя Рост, см Вес, кг Проба Штанге, с Проба Генче, с Экскурсия грудной клетки, см Уровень тревожности, % Уровень общего развития       вдох выдох    Анна 114 33 27 30 76 73 39 7  Антон 112 30 32 34 79 76 37 8  Ева 108 29 24 26 70 65 30 6  Елена 111 31 27 27 70 67 46 7  Илья 109 34 26 28 69 65 40 6  Олег 110 33 28 30 75 72 26 7  Павел 116 38 28 32 80 76 50 8  

Вывод: Таким образом, после проведения эксперимента и исследований, подтвердилось положительное влияния упражнений с фитболом. В процессе работы у испытуемых наблюдается снижение веса. Так же увеличились показатели проб Штанге и Генча, что свидетельствует об увеличении функциональных показателей. Снизился уровень тревожности и увеличился уровень общего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении проблемы заболеваемости ожирением среди детей было выяснено, что за последнее десятилетие количество случаев заболевания удвоилось и продолжает прогрессировать. Изучив различные источники литературы, доказано, что ожирение является заболеванием. Для доказательства полученных в ходе изучения литературы выводов о положительном влиянии фитбола на здоровье детей с ожирением нами была выдвинута гипотеза и проведён эксперимент, в ходе которого была разработана методика фитбол - гимнастики для детей с ожирением, проведены исследования и диагностика детей до и после эксперимента. На основании полученных данных было выявлено положительное влияние фитбола на соматическое состояние здоровья детей с ожирением, и эффективность занятий в его улучшении.

Таким образом, гипотеза о положительном влиянии фитбол - гимнастики на занятиях у детьми с ожирением была подтверждена.

Библиографический список.

Аметов А.С. Избранные лекции по эндокринологии. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. – 496 с.

Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.

Кибзун А.И., Горяинова Е. Р., Наумов А. В. Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс с примерами и задачами. ФИЗМАТЛИТ, 2002.

Носова Н.Л. Контроль пространственной ориентации тела в процессе физического воспитания: дис. канд. наук по физическому воспитанию и спорту. 24.01.02/Носова Наталья Леонидовна. - К., 2008. - 199с.

Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. (Высшее образование.).

http://www.medklinika.spb.ru/ctp.php.

Приложение

Подготовительная часть.

Упражнения:

Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.

Повороты головой направо-налево. Темп медленный.

Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.

Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.

Повороты туловища направо-налево. Темп средний.

"Лестница" – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.

Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола

Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть

Упражнения стоя:

Стоя, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз)

Стоя, мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)

"Маятник". Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх

Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно "змейкой", постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.

Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.

Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.

Катание мяча друг другу.

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые

Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше.

Упражнения, сидя на мяче:

Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.

Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны

Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад

Упражнение лежа на спине:

Лежа на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги

Лежа на спине мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.

Лежа на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.

Лежа на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза.

Упражнение лежа на животе:

Лежа на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд.

Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

"Качалочка". Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени.

Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.

Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола .

Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.

"Самолёт". Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд.

Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

"Звёздочка". Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд.

Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.

"Мостик" на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

Заключительная часть.

Примерные дыхательные упражнения

Дышите тихо, спокойно и плавно

И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз). Подышите одной ноздрёй

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

"Воздушный шар"

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).

"Воздушный шар" в грудной клетке

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

"Воздушный шар" поднимается вверх

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

"Ветер"

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

"Радуга, обними меня"

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук "с", выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

Повторить 3-5 раз упражнение "Дышим тихо, спокойно и плавно".

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1