">
Педагогика Хореография
Информация о работе

Тема: Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста от 7-11 летв процессе обучения хореографии

Описание: Методы по формированию стимула у участников творческого коллектива в возрасте 7-11 лет. Работа педагога-хореографа с целью формирования разносторонней развитой личности ребенка. Специфика работы с младшими школьниками на уроке хореографии.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Хореография.
Тип: Курсовая работа
Дата: 11.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 308
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное Государственное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Московский Государственный Университет

Культуры и Искусств

Хореографический факультет

Кафедра народного Танца

Курсовая работа по предмету:

Педагогика

На тему:

Развитие творческих способностей у детей

младшего школьного возраста от 7-11 лет

в процессе обучения хореографии.

Москва 2012

Содержание

Введение.......................................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретические аспекты творческого развития детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность творческого развития детей младшего школьного возраста...........6-9
1.2 Психологические основы творческой деятельности ребенка 7-11 лет..........10-13

Глава 2. Методика развития способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.
2.1. Методы по формированию стимула у участников творческого коллектива в возрасте 7-11 лет.......................................................................................................14-20

2.2. Организация работы педагога-хореографа с целью формирования разносторонней развитой личности ребенка...........................................................21-25
Заключение..................................................................................................................26-27
Список использованной литературы..........................................................................28

Введение

Актуальность данной темы определяется ценностью всех знаний, умений и творческих навыков, которые необходимо приобрести ребенку в младшем школьном возрасте. Это особо ответственный период закладывания основ творческих способностей. И ни что иное как хореография способствует максимальному развитию ребенка с творческой стороны.

Проблема развития творческих способностей ребенка не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого-педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главной задачей развития творческих способностей является обеспечение развития личности ребенка. Решение данной задачи можно черпать из таких видов деятельности, как:

Освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

Учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Самостоятельная реализация своих возможностей благодаря творчеству. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует наиболее оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышления, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических источников определить методику развития творческих способностей младшего школьника в процессе обучения хореографии.

Задачи исследования:

Ознакомиться с различными методами развития творческих способностей

Выяснить особенности детей младшего школьного возраста

Раскрыть специфику работы с младшими школьниками на уроке хореографии

Ознакомиться с методиками развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.






Глава 1. Теоретические аспекты творческого развития детей младшего школьного возраста.
1.1 Сущность творческого развития детей младшего школьного возраста.
Ведущей целью образования на сегодняшний день, по моему мнению, становится не объем информации, дающийся подрастающему поколению, а гармоничное разностороннее развитие ребенка, дающее возможность реализации индивидуальных способностей и качеств ребенка, подготовка его к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннее развитие личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию. Нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.

Одним из универсальных средств воспитания ребенка всегда было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мыслей, чувств, образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Образовательное учреждение должно создавать такие условия воспитания и обучения ребенка, при которых была бы устранен риск негармоничного развития различных способностей обучаемого.

Однако в наши дни на образование в области искусства в начальных классах отводится весьма скудное количество времени, которое лишь уменьшается с переходом ребенка в старшие классы. Что же касается физической культуры, то в учебном плане для нее нашлись лишь два академических часа. А ведь именно эти предметы целенаправленно развивают эстетическую, художественную, моральную и эмоциональную стороны ребенка.

К образованию в области искусства относятся такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, художественная культура, эстетика. Эти предметы уникальны по своей значимости, т.к. развивая эмоционально-нравственную культуру личности, на них ребенок учится не только лицезреть, но и создавать собственные маленькие творения.

Несбалансированность образовательного процесса современной школы, односторонность развития детей - это проблемы, которыми обеспокоены не только родитель и учителя, но руководители учреждений дополнительного образования (музыкальные, танцевальные, вокальные школы и т.п.).

К сожалению, в большей степени основное место в школьной деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность учеников, а не творческая.

С самого детства школа учит нас выполнять разного рода деятельность. Но успешность выполнения любой деятельность не обусловлено только знаниями, умениями и навыками, которые уже выработаны у ребенка. По большей части успех обеспечивается своеобразным сочетанием способностей, которое и характеризует личность.

Понятие «способность» можно определить как индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.

Творческие способности направлены на создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются и развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания.

Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности. Мы поддерживаем их у себя и развиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит не от какой – либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется.

Человека считают способным - быстро и успешно овладевает определенной деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, - добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Способностями также можно назвать индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого (длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий рост баскетболиста не являются способностями). К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, тонкость цветоразличения для художника – живописца.











Психологические основы творческой деятельности ребенка 7-11 лет.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Координально меняется уклад его жизни, его социальное положение в семье, коллективе. Основной, ведущей деятельность и обязанностью становится отныне обучение, приобретение знаний. Все выше сказанное требует немалый труд, организованность, дисциплину, упорство, силу воли.

Правильное отношение к процессу обучения формируется у младших школьников, разумеется, не сразу. Этот фактор является особенностью данного возраста, который повлияет на общее развитие в целом и в частности на творческое. Если ребенок не привык к труду, концентрации внимания, интеллектуальной работе, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учебе. Чтобы этого не случилось, необходима мотивация хорошего обучения: получить отличную оценку, одобрение учителей и родителей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью развития ребенка, которое необходимо учитывать в процессе преподавания.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Она развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. И педагог должен учитывать эту особенность, и даже способствовать такому процессу обработки информации через воображение.

Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивно-направленное развитие. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира и самосовершенствованию личности. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития и активизации познавательной деятельности. Это обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Творчество способствует развитию мышления, памяти, обогащает его индивидуальный жизненный опыт. Во многих случаях для получения определенных знаний детям в первую очередь требуются творческие способности.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов.

Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста

Ребенок младшего школьного возраста в условия воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения.

Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности, и при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.

Таким образом, на данном этапе развития детей творческие способности играют ключевую роль. Образовательный процесс проходит совместно с творческим развитием и на его основе.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Глава 2. Методика развития способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.
2.1. Методы по формированию стимула у участников творческого коллектива в возрасте 7-11 лет.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, приносит радость как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Любые направления в хореографии (классическое, народное, бальное, современное) чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному и эстетическому развитию.

Если более подробно рассматривать данную ситуацию, то хореографическое образование находится в глубочайшем кризисе. Парадокс в том, что родители, желая создать для ребенка гармоничное развитие, исключают из образовательного процесса самую гармоничную дисциплину.

Танцевальное образование в общеобразовательных школах сведено к нулю, и предмет «ритмика» родитель может найти разве что в музыкальной школе.

Хотя, по моему мнению, именно в танцевальных классах раскрываются такие способности учащихся, как умение творить, сочинять, придумывать, воображать и т.д.

Подобная ситуация отчасти обоснована тем, что научно-технический прогресс перетягивает подрастающее поколение на свою сторону. Ребенку скорее хочется владеть новой программой и носить в рюкзаке ноутбук, чем делать монотонный классический станок, который был создан несколько веков назад. А школа и родители лишь «подливают масло в огонь» переводя образовательный процесс на IT технологии.

Рассматривая хореографическое образование более детально, можно найти ошибки и со стороны педагогов-хореографов. Танец – это искусство, которое развивается с каждым днем, в том числе и под влиянием запада. А это значит, что постоянное обновление программ – это неотъемлемая часть работы хореографа. Соответствие сегодняшнему дню, введение новых стилей танца – вот цель педагога. Иначе уроки хореографии станут устаревшими даже для детей младшего школьного возраста.

Но не стоит забывать, что это период интенсивного роста ребенка, его внутреннего обогащения, формирования его личности. И чем больше родители и педагоги вложат усилий, стараний, тем значительнее и будут плоды.

Обучение хореографии обязывает педагога преподносить базовый материал и объем знаний наиболее доступно и понятно для воспитуемых. Для этого создано множество методик, включающих в себя разнообразные методы обучения определенному материалу и последующего выполнения заданий.

Но есть и другая сторона медали, которая, по моему мнению, играет наиважнейшую роль. Ключевыми аспектами во время проведения урока должны стать: вовлечение в творческий процесс учеников, совместное создание образов и ролей для каждого присутствующего, реализация творческого потенциала обучаемых, умение совместно сочинять новые ситуации, истории, чтобы воплощать их в классе или на сцене.

Нельзя не заметить, что выше перечисленные приемы осуществляются совместно. Это один из ключей педагога к равноправному взаимоотношению с детьми. Цель занятия – не просто научиться танцевать, выучить последовательность движений, а понять, почему ребенок их делает.

При подготовке материала к курсовой работе, я взяла за основу методику работы с детьми балетмейстера, педагога-хореографа,заслуженного работника культуры «Детского Центра Хореографии Лотос» Киндяковой Н.В. Ее методика основана на богатом опыте работы и индивидуальном подходе к учащимся.

Вот некоторые из особенностей методики Галины Викторовны:

Индивидуальный подход в работе с детьми. В мире множество методик, но детей все равно больше, так что каждый привносит в работу Галины Викторовны что-то новое, особое. В результате получается взаимообмен: дети учатся танцам, а педагог обогащает знания по педагогике.

Чтобы ребенку процесс обучения был не в тягость, а в радость нужно его немного перехитрить. Неумолимый интерес детей к танцам вызван тем, что ребенок не замечает, как он учится. Танец преподнесет как игра, поэтому ребенок увлекается и в этом процессе Галина Викторовна успевает выучить с ним нужный материал.

Каждое движение, комбинация или игра преподносится в истории, основанной на опыте или фантазии. Ребенка интригует сам рассказ, что побуждает его больше узнать о том или ином случае. Так, через истории, совместное общение дети учатся танцевать.

Уникальность методики Натальи Васильевны заключается в построении взаимоотношений на сцене. Ребенок точно понимает, почему он сейчас удивляется и разводит руками – потому что «Антошка» не хочет копать картошку. В театре танца научились не танцевать, а играть на сцене. Дети, как маленькие актеры катаются на машинах и попадают в аварии. Вершиной творения становятся полноценные спектакли, где школьники перевоплощаются во фрейлин или Пеппи Длинный Чулок, не забывая при этом про качественное исполнение самой хореографии.

Методы развития детских творческих способностей можно найти в любом разделе хореографического урока. Их грамотное применение, искусно вплетенное в канву урока, не оставит детей равнодушными. А педагог в свою очередь достигнет желаемого результата в процессе преподавания.

В разделе урока «разминка» любое упражнение требует немного фантазии. Метод фантазирования можно наблюдать во многих сферах творчества. Это основа, которую родители вместе с педагогами стремятся заложить в ребенка с малых лет. Он схож с приемом «ассоциации», при котором дети учат движения, используя их схожесть с каким-либо предметом.

Например, дети встают в шестую позицию ног (пятки и носки вместе) и представляют, как их ножки связаны резинкой, поэтому они их не могут рассоединить. А прыгать мы учимся в длину не просто так, а через большие лужи. Даже в школе используется прием: закрыть ротик на замок и отдать ключик учителю.

С самого раннего возраста в нашей жизни используется метод перевоплощения. В данном случае задачей ребенка является наиболее убедительно перевоплотиться в другой образ. В жизни нас просят сидеть как мышки, а на уроке прыгать как мячики или танцевать как бабочки. Все это примеры перевоплощений. Если заглянуть в суть этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных процессов. Чтобы ребенок поверить, что он превратился в бабочку, то нужно представить как она выглядит, какие у нее есть качества (легкая, воздушная, цветная, прыгает с цветка на цветок). Затем ребенок присваивает эти качества себе и воплощает их при помощи рук и ног.

Самостоятельные творения детей можно наблюдать с малых лет. Даже игра «Море волнуется», где дети придумывают свои образы солнышка, русалки или солдатика, вмещает в себя и метод фантазирования, и метод перевоплощения.

Очень важным методом является импровизация. В области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ. В большинстве случаев сымпровизировать детям помогает музыкальный материал. В любом разделе педагог может предложить небольшой временной отрывок в танце, чтобы дети станцевали так, как это представляют они. Начинать нужно с 4 счетов (2-4 музыкальных такта), затем можно увеличить. Основная задача педагога, чтобы дети захотели это сделать и к тому же сделали это в соответствующем образе.

Здесь можно применить метод «по показу». Это прием, который используется по принципу цепной реакции. Сначала преподаватель начинает импровизировать, и дети повторяют, а затем начинают импровизировать самостоятельно. Также использовать этот принцип можно, начиная с ученика, который не растеряется и сможет взять инициативу в свои руки.

К примеру, в этом же «Антошке» у детей укладывается логическая цепочка: ждали Антошку, поработали, отдыхаем. Тогда в кульминации номера детям дать немного свободы, чтобы они смогли «зажечь» на сцене. Можно даже разрешить им покричать и повизжать во время импровизации.

Для вовлечения ученика в процесс творения можно использовать такой прием, как дополнение. При наличии определенного образа и задачи этого образа педагог может предложить ребенку придумать, как он будет выполнять эту задачу. Представим, что маленьким сыщикам надо на цыпочках выйти из-за кулис, не привлекая к себе внимания. Для вдохновения детей педагог предлагает несколько вариантов: пойти спиной, боком. У детей создается «цепная реакция» - каждый начинает придумывать. Успех задания обеспечен при условии, если педагог создает условия для соперничества внутри коллектива. Каждый Ребенок хочет выходить интереснее другого, а значит использует все свое воображение, чтобы достичь лучшего результата и отличиться. В результате такого творческого процесса получается интереснейшая картина: девочка едет на спине у мальчика, один запинается об другого и падает, а кто-то вообще ползет с фонарем. Так общим старанием создается целостная картина.

Также в данном примере мы узнаем об отдельном методе конкуренции или соперничества, что всегда может быть использовано преподавателем. Сложность данного приема заключается в балансе между положительным и отрицательным. Педагог должен контролировать, чтобы дети созидали во благо своему коллективу и не начали передразнивать друг друга.

В результате, с помощью выше перечисленных методов всего лишь за один урок хореографии педагог успевает уделить внимание и памяти детей, и воображению в разных его проявлениях. На уроке создается ассоциативный ряд, благодаря которому ребенок запоминает последовательность движений или сами движения.

Не остается без внимания и работа в коллективе и для коллектива. Цель групповой работы: научиться слушать ровесников и прислушиваться, формировать собственное мнение, научиться уважать интересы и мнения других, анализировать сложившиеся ситуации и др.

Важнейшим аспектом на уроке хореографии является взаимоотношения мальчика и девочки. Под руководством Натальи Васильевны дети с первого класса исполняют поддержки и трюки разной сложности. Это в первую очередь воспитывает такие качества, как ответственность за партнершу, доверие, умение работать в паре. Даже чтобы договориться мальчику и девочке о поддержке, им надо элементарно уметь говорить друг с другом. А такое общение искореняет различные комплексы, которые нередко встречаются у школьников. Всем творческим процессом, несомненно, движет стимул, который формируется педагогом. Желание попасть в первую линию, услышать похвалу от родителей и педагога, попасть на сцену, придумать самое интересное движение – это то, что заставляет детей быть искренними в своих поступках, добросовестно выполнять задания. Успех данной методики, конечно, зависит от педагога. Кроме всего, выше сказанного нужно учитывать такие моменты, как комфорт ребенка на уроке, ощущение его значимости в данном коллективе. Хореограф - это даже не учитель танцев, это руководитель, способный чувствовать тонкую детскую психологию с цель предотвратить межличностные конфликты. Я считаю, что девизом любого педагога-хореографа должны быть слова: «Дети- цветы жизни!» И даже еще это всего лишь работа, не стоит забывать, что для ребенка – это жизнь, и она у него единственная. Так что любой промах педагога, ошибка или грубое замечание ребенок могут принести непоправимые последствия. Таким образом, данные взаимодополняющие методы и чуткое руководство взрослого – это важнейшие аспекты, способствующие интенсивному и сбалансированному развитию ребенка с физической, психологической, творческой, нравственной и эстетической сторон.
2.2. Организация работы педагога-хореографа с целью формирования разносторонней развитой личности ребенка.

Для реализации цели и задачи исследования был проведен урок современной хореографии под названием «Подводное царство». Для развития творческих способностей у детей на данном уроке были применены различные методы такие, как ассоциация, фантазирование, перевоплощение, импровизация и др.

Целью урока, к которой стремится педагог, является формирование у детей интереса к выполнению творческих заданий, интенсивно развивать ученика с физической точки зрения, приобретение определенных навыков и умений к творчеству, получение эмоционального заряда, желание ребенка продолжать данный учебный процесс.

Начинается урок с приветствия. Не с танцевального поклона, а с того момента, когда ребенок входит в зал и приветствует остальных учеников. Для создания атмосферы, соответствующей теме урока, предлагается, чтобы дети заходили в образе, т.е. перевоплощались. Педагог дает задание детям придумать, кем и как они зайдут на урок. Таким образом, ребенок уже начинает мыслительный процесс и использует свои знания в области окружающего мира. Ведь очень важно не перепутать, где живет носорог, а где осьминог.

После танцевального поклона приступаем к большому разделу урока – «разогрев». Разнообразные упражнения данного раздела позволяют во всей полноте использовать метод ассоциации. Это значит, что каждое движение педагог ассоциирует с подводным жителем или явлением.

Упражнения начинаются с головы. Круговое движение «воронка» позволяет детям узнать о новом явлении природы и к тому же самостоятельно вообразить, как это выглядит на самом деле. Разминка рук будет похожа на танец осьминога. Корпус ребенка в период интенсивного физического развития очень гибкий, но в тоже время хрупкий. Избежать травм и развить гибкость спины помогут «волны» в разных направлениях.

Ноги танцора – это его хлеб. Они должны быть сильными, но изящными. Разминать эту часть тела можно путем «осьминога». Затем последуют махи ногами, которые являются силовыми упражнениями и ориентированы на улучшение растяжки ребенка.

Теперь можно плавно переходить на следующий раздел урока, который включает в себя кроссы (упражнения с продвижением) по прямой линии и по диагонали. Кроссовые движения бывают нескольких видов: кроссы на вращение, на прыжки, на шаги, смешанные и т.п.

Для детей младшего школьного возраста уровень сложности позволяет осваивать обособленные прыжки с продвижением. Стоит обратить внимание, что дети не схватывают «на лету». Поэтому на данном этапе развития рекомендуются одинаковые прыжки или движения с разных ног. Тогда ребенок успевает попробовать это движение много раз за один кросс, что повышает процент успешности его выполнения.

Несмотря на то, что задача данного раздела – повысить технику исполнения ученика, педагог подходит к нему творчески. Прыгать мы будет не просто так, а через красивые ракушки, которые ни в коем случае не хотим сломать. Прыжки в высоту можно описать, как прыжки из воды, когда нужно сильно оттолкнуться от дна, чтобы вынырнуть и увидеть солнышко.

В кроссовых комбинациях очень популярен прием «позировка», который относится к методу импровизации. Задача прыгающего по окончании своего пути сделать позу какого-либо героя морского царства. Фантазия, воображение и все накопленные знания ребенка тут же начинают процесс созидания нового уникального, а главное собственного образа.

Вращения – элемент, используемый в любом виде хореографии и важный раздел урока. Секрет вращения - это умение «держать точку». Младшим школьникам для достижения успехов в будущем необходимо пройти подготовку к вращениям.

Это так называемый «морской конек». Дети медленно вращаются вокруг себя, предварительно выбрав одну точку на уровне глаз перед собой. Задача ребенка как можно быстрее возвращать голову и взгляд на эту точку после вращения и смотреть на нее до последнего перед ним.

Для полноценной и равномерной нагрузки тела педагог должен уделять внимание «партерной» части, т.е. упражнения на полу. На полу танцор имеет большую площадь опоры, а значит, круг его возможностей расширяется. Партерная часть может преследовать разные цели: силовая нагрузка, растяжка, развитие гибкости ребенка. Даже разминка может проходить на полу. Для мышц стопы оптимальным разогревом будут круговые движения, сидя на полу.

Поддерживая атмосферу подводного мира, педагог с детьми превращаются в «кораблики» и качают на животе, держась руками за ноги. Это упражнение как нельзя лучше развивает гибкость, не отрывая ребенка от творческого процесса. Затем корабли превращаются в «русалок», продолжая раскачиваться, но уже с вытянутыми руками и ногами. После таких сложных превращений всем стоит отдохнуть, лежа на спине виде морской звезды.

Замечен такой факт, что если определенную атмосферу, в данном случае подводного мира, постоянно поддерживать, то ученики не остаются равнодушными и спешат заметить свои ассоциации или показать, как они изображают русалочку.

Кульминацией урока, конечно, должен быть танец, отрывок или этюд. Это как итог всего, чему дети научились на занятии. Поэтому все движения, эмоции должно быть основано на том, что проучивали на разминке или кроссе.

Танец, как отдельное творение требует не один урок, на котором педагог разбирает лексический материал, его последовательность, эмоциональную составляющую. Урок хореографии – это сложнейший процесс созидания, который требует немыслимых физических, моральных и эмоциональных затрат ребенка. Поэтому младшим школьникам, несмотря на их возраст, требуется эмоциональная разрядка.

Игры, хотя они тоже подвижные, отличаются тем, что ребенок предоставлен сам себе. Свобода мысли и тела позволяет включить фантазию на полную мощность. Импровизационные игры во время урока или в конце должны быть четко ограничены по времени. Также педагог напоминает о том, что мы плывем по морскому царству, а значит, каждый придумывает себе роль и четко следует ей.

Так с помощью элементарных приемов и упражнений педагог незаметно для детей создает особенный мир в их душе, полный творчества, фантазии, созидания. Дети и подумать не могут, сколько возможностей в них открывается, когда они прикасаются к творчеству.В результате, при использовании данного рода методики регулярно, у ребенка формируются определенные навыки и умения к творчеству, к созданию новых образов. По средствам таких занятий у детей расширяется кругозор, ведь педагог разносторонне воспитывает и образовывает ученика.

Большое влияние имеет коллектив. Занятия в коллективе – это способ обмена информацией, наглядный пример общения для ребенка. Также работа и обучение в группе – это стимул работать усерднее, чтобы тебя выделили из коллектива.Также большую нагрузку несет в себе коллектив в творчестве. Ребенок наглядно знакомится с творчеством своих ровесников, в процессе общения дети могут создавать новые образы вдвоем, втроем.

Творчество в коллективе – это умение с раннего возраста прислушиваться к «коллеге», сворить в рамках коллектива и для него. Тогда и педагог, и ребенок получат обратный эмоциональный заряд, что и есть самое важное. Это побудит ребенка к новому творчеству, к новым знаниям и занятиям. А это и есть цель педагога.

Заключение

Важнейшей задачей педагога-хореографа в работе с детьми является формирование сплоченного коллектива. Достижение этой цели одновременно как следствие вызывает огромный толчок для плодотворной совместной работы внутри этого коллектива. А любая совместная работа – это творческий процесс, который как показывает данное исследование, является одним из основополагающих аспектов детского развития.

Наибольший интерес в исследовании развития творческих способностей всегда представляли младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие самореализации, самовыражения и формируется мировоззрение. Этот возраст имеет огромный потенциал с точки зрения физического воспитания. Период интенсивного роста у младших школьников открывает широкое разнообразие возможностей для преподавателя. В дополнение к урокам физической культуры в школе дети получают разнообразные виды нагрузок на уроке танцев. Это ведет к поддержанию здоровья в организме и даже к поправке детей от прежде приобретенных заболеваний.

Но важнее то, что именно сейчас дети наиболее предрасположены к творчеству. И благодаря выше упомянутой методике уровень развития ребенка в различных областях можно повысить на столько, на сколько мы захотим. Это значит, что в руках педагога-хореографа – будущее ребенка, и насколько полон и разнообразен будет его творческий процесс, настолько эрудированным, способным гибким будет он будущем.

Анализ методики развития творческих способностей младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в художественном воспитании детей и недостаточно эффективным практическим ее использованием. Именно в искусстве хореографии происходит максимально интенсивное развитие ребенка с творческой, художественной стороны. Это, особое художественное образование создает оппозицию образованию школьному, что способствует гармонии в развитии как физическом и умственном, так и эмоциональном и творческом. Список литературы

1). Захаров Р.В. «Записки балетмейстера». - М.:Искусство,2004 г.

2). Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников». Москва .ред. 2001 г.
3). С.Смирнова Лекции с семинара «Детский танец» солистки «Эксцентрик -балета» г.Екатеринбург - Т.Брызгаловой.

4). Никитина В.Ю. Лекции по методике преподавания современных направлений доктора педагогических наук, кандидата искусствоведения

5) Бореев Ю.Б. «Эстетика» – Феникс, 2004.

6). Васильева-Рождественская М. «Историко-бытовой танец». - М.2003.

7) М.Загорц. «Танцы». Москва 2003

8) М.Загорц «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта». – М.2003.

9). Зись А. «Виды искусства». – М.:Знание. .

10) Келдыш Ю.В. «Музыкальная энциклопедия». –М.: Советская энциклопедия, .
11) Пасюковская В. «Волшебный мир танца». – М.: Просвещение.2003

12)Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». М.: 2003.

13) http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/d/d2/1006346.htm

14) http://dancelovers.ru/other/pr_other/800-istorija-tancev.html

15) http://www.playdance.ru/dance28.htm

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.