">
Политология История политических учений
Информация о работе

Тема: Электронный документ как объект правового регулирования

Описание: Понятие электронный документ. Законодательное регулирование правоотношений в сфере документов в Российской Федерации. Использование в качестве прямых доказательств в судебных разбирательствах и судебном делопроизводстве. Законодательство по рассматриваемому вопросу..
Предмет: Политология.
Дисциплина: История политических учений.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 26
Поднять уникальность

Похожие работы:

Электронный документ как объект правового регулирования

курсовая работа

2012

Оглавление

Введение3

Глава I . Понятие «электронный документ»5

Глава II. Законодательное регулирование правоотношений в сфере электронных документов в Российской Федерации7

Глава III. Использование электронных документов в качестве прямых доказательств в судебных разбирательствах и судебном делопроизводстве.17

Заключение18

Список источников и литературы:20

Введение

Развитие информационных технологий оказывает влияние, буквально, на все стороны жизни общества. Лидеры рынка электронных услуг постоянно расширяют спектр предлагаемых технологий. На современном этапе, все большее количество предприятий начинают использовать электронный документооборот.

Расчеты специалистов показывают, что использование систем электронного документооборота позволяет добиться значительного экономического эффекта.[12]

Внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий в повседневную деятельность привело к возникновению новой области юридических отношений, связанных с обменом информацией без использования бумажного носителя. [9] Что, в свою очередь, требует особого правового регулирования.

Цель работы: выяснить, как осуществляется правовое регулирование данного вопроса в РФ.

Была предпринята попытка решить следующие задачи: раскрыть понятие «электронный документ», проанализировать существующее законодательство по рассматриваемому вопросу.

Объектом курсового исследования является электронный документ.

Предмет – законодательное регулирование правоотношений в сфере электронных документов.

Исследование данной проблемы, насчитывает не одно десятилетие. С тех пор как документы стали издаваться с помощью ЭВМ, назрела необходимость законодательной регламентации, как процесса создания, так и функционирования таких документов. В основном такими исследованиями занимался ВНИИДАД.

В 70 - е годы XX века с развитием электронных систем хранения, обработки и доступа к информации стали звучать призывы к необходимости правового регулирования общественных отношений, связанных с хранением, использованием и передачей информации о личности в электронном виде.

В настоящее время интерес к этой проблеме всё возрастает, среди исследователей, которые занимаются этим вопросом можно назвать следующих: Семилетов С.И., Ларин М.В., СемизороваЕ.В.

Глава I . Понятие «электронный документ»

Правовое регулирование вопросов работы с электронными документами предполагает закрепление в нормативных правовых актах, прежде всего, понятия «электронный документ» и возможности использования электронных документов наравне с традиционными документами в различных сферах деятельности, особенно в сфере государственного управления. [8]

В настоящее время не существует единого определения электронного документа.

ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дает следующую трактовку: «11.1. электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах». [1]

ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: «документ на машинном носителе: Документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычислительной машиной» [5]

ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению» дает определение электронному сообщению «…электронное сообщение; сообщение: XML-документ, а также, при необходимости, дополнительные файлы, передаваемые (получаемые) из одной системы управления документами в другую систему управления документами».[6]

Семилетов С. И. предлагает следующее определение: «"Электронный документ - документ, созданный при помощи электронных аппаратно-технических (ЭВМ) и программных средств, фиксируемый в цифровом коде в форме идентифицируемого именного файла(ов) или записи в файле(ах) базы данных, доступный для последующей обработки в информационных системах, использования, воспроизведения (отображения) и визуального восприятия, а также для передачи и получения по телекоммуникационным каналам связи"» [10]

Глава II. Законодательное регулирование правоотношений в сфере электронных документов в Российской Федерации


В информационном обществе взаимодействие с гражданами, оказание государственных услуг, прежде всего, ориентировано и строится на принципах виртуального дистанционного контакта с использованием ЭД и электронных форм взаимодействия, тем самым реализуется инструментарий так называемого «электронного правительства».

При этом основным средством и инструментарием исполнения органами государственной власти своих функций и реализации предоставления (оказания) государственных услуг является электронный документооборот. Однако действующее законодательство РФ сегодня в большей мере ориентировано на традиционные формы взаимодействия на основе документооборота на бумажных носителях и содержит еще достаточно много административных барьеров, а также ограничений по использованию электронных форм взаимодействия. Соответственно, серьезной проблемой является отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. [14]

Анализ состояния действующего законодательства РФ показывает, что имеющаяся тенденция перехода на электронные формы взаимодействия требует проведения большой комплексной работы по систематизации законодательства и устранению административных барьеров и ограничений действующего законодательства по всей сфере правоотношений.

План по реализации Стратегии развития информационного общества Российской Федерации, ФЦП «Информационного общества (2011-2020 годы)» и поставленные инновационные задачи обязывают акцентировать внимание на переход от бумажных форм общения к электронным формам взаимодействия.

Применение электронных документов требует законодательного обеспечения их юридической силы, то есть установления порядка их удостоверения (состава и способов оформления реквизитов), а также защиты от искажений в процессе электронного обмена. В связи с этим в современном законодательстве предпринимаются попытки создания определенных условий для использования в этих целях технологии электронной подписи.[8]

В ФЗ «об электронной подписи» в статье 6 « Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью» закрепляется, что «1. информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе».

«2. Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия».

«1) электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию»
ст.2 ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ
(ред. От 01.07.2011) [6]

Базовым предназначением электронной подписи является организация юридически значимого документооборота, а также заключение различных рыночных сделок между субъектами рынка.
Принцип действия электронной подписи представляет собой визирование каких-либо документов определенным символьным рядом, сформированным специальным программным обеспечением.
Механизм визирования заключается в добавлении через специальное программное обеспечение к уже готовому документу электронной подписи. В случае несанкционированного изменения документа, подпись автоматически становится недействительной. Таким образом, электронная подпись гарантирует защиту документа от фальсификации или изменения.
Надежность электронной подписи на сегодня высока, и подделать ее практически невозможно.

В пункте 25 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" юридическая сила документа определена как свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. [5]

Таким образом, юридическая сила документа определяется наличием:

формы или обязательных реквизитов;

собственноручной подписи уполномоченного лица;

печати (если необходимо).

Гражданский кодекс признает электронную подпись, используемую при составлении документов гражданско-правового характера, аналогом собственноручной подписи (п. 2 ст. 160).

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" позволяет составлять, хранить и представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, тем самым разрешая и первичные документы составлять в электронном виде (п. 6 ст. 13).

Налоговый кодекс РФ не препятствует составлению и представлению документов в электронном виде (абз 2. п. 1 ст. 169 НК РФ говорит о счетах-фактурах, п. 4 ст. 52 НК РФ – о налоговых уведомлениях, п. 6 ст. 69 НК РФ – о требовании и т.д.).

В соответствии с нормами Федеральных законов от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" и от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), всегда признаются равнозначными документам, подписанным собственноручно. Исключение составляют случаи, когда законодательство допускает составление документа только в бумажном виде. [5]

Для изготовления сертификата ключа ЭП () заказчик представляет удостоверяющему центру:

1. Для юридических лиц:

- нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за тридцать дней до ее представления;

- заявление в удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП;

- если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя руководителя организации: копию документа о назначении руководителя, заверенную подписью руководителя и печатью организации;

- если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя уполномоченного представителя организации: доверенность, подтверждающую полномочия владельца сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью руководителя и печатью организации;

- паспорт гражданина Российской Федерации*, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП (владелец сертификата), а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства);

- если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: доверенность на представителя юридического лица, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью руководителя и печатью организации;

- если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: паспорт гражданина Российской Федерации — представителя юридического лица, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства);

2. Для юридических лиц (в случае, если полномочия единоличного исполнительного органа открытого/закрытого акционерного общества переданы управляющей организации/управляющему):

- документы юридического лица, предусмотренные абзацами 1 — 3 п. 1 настоящего Перечня;

- документы управляющей организации/управляющего, предусмотренные п. 1/п. 4 настоящего Перечня соответственно;

- нотариально заверенную копию решения общего собрания акционеров общества о передаче функций единоличного исполнительного органа управляющей организации/управляющему.

3. Для юридических лиц (в случае, если полномочия единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью переданы управляющей организации/управляющему):

- документы юридического лица, предусмотренные абзацами 1 — 3 п. 1 настоящего Перечня;

- документы управляющей организации/управляющего, предусмотренные п. 1/п. 4 настоящего Перечня соответственно;

- нотариально заверенные копии первого, второго листов устава общества, листа устава, где предусмотрена возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации/управляющему, а также последнего листа устава общества с отметкой налогового органа.

4. Для индивидуальных предпринимателей, имеющих печать:

- нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за тридцать дней до ее представления;

- заявление в удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП;

- если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя — работника индивидуального предпринимателя: доверенность, подтверждающую полномочия владельца сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью и печатью индивидуального предпринимателя;

- паспорт гражданина Российской Федерации, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП (владелец сертификата), а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства);

- если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: доверенность на представителя индивидуального предпринимателя, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью и печатью индивидуального предпринимателя;

- если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: паспорт гражданина Российской Федерации — представителя владельца сертификата, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства).

5. Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих печать:

- документы индивидуального предпринимателя, предусмотренные абзацами 1 — 4 п. 4 настоящего Перечня;

- если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя — работника индивидуального предпринимателя: нотариально заверенная доверенность, подтверждающую полномочия владельца сертификата ключа ЭЦП;

- паспорт гражданина Российской Федерации, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП (владелец сертификата), а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства);

- если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: нотариально заверенная доверенность на представителя владельца сертификата, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП;

- если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: паспорт гражданина Российской Федерации — представителя владельца сертификата, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства).

6. Для физических лиц:

- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- паспорт гражданина Российской Федерации, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП (владелец сертификата), а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства);

- заявление в удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП;

- если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает изготовленный сертификат ключа ЭЦП не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: нотариально заверенная доверенность на представителя владельца сертификата, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП;

- если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает изготовленный сертификат ключа ЭЦП не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: паспорт гражданина Российской Федерации — представителя владельца сертификата, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, а также его копия (копия2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства). [14]

Об актуальности обеспечения юридической значимости электронных документов свидетельствует запланированный к 2015 г. переход на оказание государственных услуг физическим лицам в электронном виде на всей территории Российской Федерации. [9, с.32]

На урегулирование процедуры предоставления государственных услуг в электронном виде направлен Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Целью этого Закона является предоставление заявителям возможности осуществлять взаимодействие с органами власти дистанционно в электронном виде, в том числе обращаться в органы власти и получать результаты такого обращения, а также устанавливает требования к процедурам предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде.

Результаты же оказания государственных услуг в электронном виде (электронные документы) требуют обеспечения юридической значимости.

В 2005 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона N 159016-4 "Об электронном документе".

Законопроект направлен на определение правового режима электронного документа, включая установление требований, предъявляемых к обеспечению сохранности электронных документов, а также к электронным документам в целях придания им юридической силы.

Законопроект не был поддержан Правительством Российской Федерации.

25.05.2012 в «Российской газете», была опубликована статья, в которой говорится, что Минюст разработал законопроект, придающий юридическую силу электронному документу. Президент Федеральной нотариальной палаты России Мария Сазонова, сообщила, что подобный закон может быть принят уже осенью. Цифровые свидетельства (будь то справки, доверенности) получат силу официальной бумаги. Говорят о том, что проект может стать первым шагом к созданию цифрового общества.

Проекты устанавливают правовой режим электронного документа, обеспечивают его юридическую значимость для судов, прокуратуры и нотариата, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде. В целом государственные органы должны признать цифровую бумагу за настоящий документ.

В закон об информации предлагается внести пункт: "Юридически значимый электронный документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным юридически значимому документу на бумажном носителе".

По словам Марии Сазоновой, нотариат уже сегодня в экспериментальном порядке применяет новые технологии по электронному взаимодействию с различными структурами. Например, установлены прямые электронные каналы нотариусов со Сбербанком.

Новый проект - оформление завещаний, удостоверенных капитанами находящихся в плавании рыболовецких судов. Любопытная деталь: в прошлом году на нотариальном семинаре в Германии юристы разных стран обсуждали, стоит ли признавать завещания, написанные, скажем, на обоях тонущей яхты. Вроде бы это не документ. С другой стороны, человек четко выразил свою волю в последние минуты жизни. Донести предсмертные распоряжения другим способом не было возможности. Ответа, как быть нотариусу в такой ситуации, международные эксперты не нашли. Зато проект российского нотариата решает проблему электронным способом. [15]

В прошлом году были приняты два ключевых для цифровых документов закона. Первый - закон об электронной подписи - приравнял электронный документ к бумажному. Другой закон ввел государственные услуги в электронном виде. На федеральном уровне он уже работает. Внедряются электронные услуги и во многих регионах. С июля положения закона становятся обязательными и на региональном уровне.

Глава III. Использование электронных документов в качестве прямых доказательств в судебных разбирательствах и судебном делопроизводстве.

В настоящее время судебная система Российской Федерации не готова исследовать и применять в судебных делах электронные документы как прямые доказательства. Назрела настоятельная необходимость разработки и принятия процессуальных норм в АПК РФ, ГПК РФ, нотариальных норм и соответствующих процедур по использованию электронных документов в судебных разбирательствах как прямых доказательств. Без этого звена электронный документооборот в системе гражданских правоотношений будет не полным и мало эффективным. Исходя из родовых признаков документа, предполагается, что документ по своему предназначению при спорах всегда будет использоваться как прямое доказательство. Соответственно, и электронные документы как первичные документы в судебных слушаниях и делах должны использоваться в том же качестве, как прямое доказательство. Нормы АПК РФ и ГПК РФ допускают применение документов в электронной форме в качестве письменных доказательств. В судебных разбирательствах и судебном делопроизводстве, как показывает существующая практика, используются заверенные бумажные копии электронных документов. Использование электронных документов в качестве прямых доказательств в виду отсутствия процессуальных норм и процедур по порядку их исследования и ведения судебных дел в настоящее время невозможно. [11]

Заключение

В настоящее время, все еще существуют проблемы правового регулирования электронного документа.

Существует интересный зарубежный опыт, связанный с правовым урегулированием вопросов обеспечения юридической значимости электронных документов.

В настоящее время в ряде государств - участников Содружества Независимых Государств действуют законы об электронном документе - в Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Узбекистан, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан и других.

Так, Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" введены в действие такие понятия, как "копия электронного документа", "подлинность электронного документа", "целостность электронного документа".

Электронный документ, согласно ст. 17 указанного Закона, состоит из двух неотъемлемых частей - общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа. Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей, а также может содержать дополнительные данные, необходимые для проверки электронной цифровой подписи (электронных цифровых подписей) и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Возможно, что проблема правового регулирования режима электронного документа, будет решена с принятием общего закона об электроном документе, в котором бы систематизировался и усовершенствовался предыдущий опыт.

Этим законом должны быть установлены:

1. терминология в данной сфере;

2. общие принципы организации документооборота на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

3. общие требования по порядку документирования, требований к форме и форматам представления ЭД и их реквизитам;

4.общие требования к атрибутам форм выделения, представления и оборота ЭД, позволяющих найти необходимый документ среди массы других ЭД;

5. требования по порядку применения, передачи и получения ЭД.

Список источников и литературы:

1. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об электронной подписи" http://base.consultant.ru

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" http://base.consultant.ru

3. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 553

"О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" http://base.consultant.ru

4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477

(ред. от 07.09.2011) "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" http://base.consultant.ru

5.ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. http://base.consultant.ru

6. ГОСТ Р 53898-2010 № 327-СТ от 26.10.2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению». http://base.consultant.ru

7.Лазарев А.Ю. Правовое регулирование электронного документооборота в Российской Федерации.

8. Ларин М.В. Электронные документы: нормативно-методическое обеспечение // Вестник архивиста. 2009.

9. Семизорова Е.В. Правовой режим электронного документа: проблемы правового регулирования // Юрист. 2011. N 15.

10. Семилетов С. И. Документы и документооборот как объект правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. http://www.dissercat.com

11. Семилетов С.И. Правовые проблемы организации электронного оборота документов в государственном управлении. http://emag.iis.ru

12. Петровский С. Правовой статус электронных документов: возникновение и современное развитие // Хозяйство и право. - 2001. - № 12.

13. Лазарев А.Ю. Правовое регулирование электронного документооборота в Российской Федерации.

14. http://www.iecp.ru/

15. http://www.rg.ru/2012/05/25/proekt.html