">
Политология История политических учений
Информация о работе

Тема: Билеты по политологии

Описание: Демократия как политический режим. Аристотель о политике и государстве. Теоретические школы в мировой политике и международных отношениях. Категории методы и функции политологии. Идеи просвещенного абсолютизма. Политическая культура и социализация.
Предмет: Политология.
Дисциплина: История политических учений.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 10.07.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

1 Билет.

1.1 Демократия как политический режим.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Признаки демократического режима:

— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— существование гражданского общества с его развитой структурой;

— реальное осуществление правового государства;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— легитимность государственной власти;

— “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

— во всех сферах общественной жизни господствует закон;

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

— в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип “дозволено все, что не запрещено законом”;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Аристотель о политике и государстве.

Учеником Платона был Аристотель. Его учение более реалистично, чем учение Платона — его учителя, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Полис — общение свободных и в известном смысле равных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управлять своими действиями (власть в нем распространяется на свободных и равных граждан). Свои выводы он изложил в работе «Политика».

Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что, государство есть результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал, город-государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как «политического животного», в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан. Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю государство воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных, граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формой государства Аристотель называя политию — правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархия (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития — это правление в интересах среднего класса.

Билет

Пути (волны) демократии в современном мире.

Демократия – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Демократизация – процесс внедрения демократический принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни.

Демократизация предполагает либерализацию старого политического режима и внедрение демократических институтов и практик в политическую жизнь страны.

Основные предпосылки:

1.Высокий уровень индустриального и экономического развития.

2.Высокая степень урбанизации.

3.Рыночная, конкурентная экономика.

4.Относительное социальное равенство (социальный плюрализм – многообразие социального состава населения, наличие четко оформившихся классов)

5.Грамотность и образованность населения.

Формы демократизации:

1.Революция (Английская буржуазная революция, Велика французская революция, война за независимость в США)

2.Эволюция (Европейские страны)

3.Внешнее воздействие (Германия, Италия, Япония)

4.Демократическая трансформация сверху (Испания, Бразилия)

5.Смешанные формы (Постсоциалистические страны)

Формы определения демократии:

1.Назначение лидеров происходит путем честных и состязательных выборов.

2.Народ является единственно легитимным источником власти.

3.Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Концепция «двух градов» Августина Аврелия.

В своем главном произведении «О Граде Божием» А. Августин (354430) объясняет, что существуют два града: град божий - церковь, град земной - государство. Церковь странствует по земле, но цель имеет на небе. Град земной - создание человеческое, и его цель временная. Он создан насилием, держится принуждением. Государство - большая разбойная шайка. Государства разделяются на те, которые начинаются от братоубийцы Каина, и другие - от Авеля. Те, которые от Авеля, - христианские государства. Их суть - забота о подчиненных. Государство существует в помощь небесному граду, чтобы направлять мир земной к небесному.

Августин первый призвал обращать всех в христианство насильственными методами. Источник зла - свободная воля людей. Прежде чем понимать, мы должны верить. Рабство создано не природой. Грех - первопричина рабства. Бог разделил людей на бедных и богатых, установил частную собственность.

Создал богатых - чтобы помогать бедному, бедных - чтобы испытать богатых.

Он считает, что несовершенство земной жизни человека - результат, порожденный «великим преступлением» Адама и Евы. Их греховность породила греховность государственного устройства, при котором существует господство человека над человеком. Но эта греховность - естественный порядок человеческой жизни, предопределенный судом Божиим, у которого нет неправды и который выносит наказания, соответствующие вине согрешающих. Но этот порядок не будет вечным, он прекратится со вторым пришествием Христа, когда будет установлено царство небесное. Оправданием существующего государства может быть лишь его служение церкви.

Августин стоит на страже справедливости, считая, что в ней проявляется истинное право, без которого неизбежна гибель государства; осуждает жестокость и аморальность. Однако все его рассуждения о земных правах в конечном итоге определяются главным правом, в соответствии с которым божественная власть стоит над властью светской и поэтому может предоставить государству право, идущее от церкви, на борьбу со всем тем, что противостоит христианской вере. Августин затрагивал и проблему естественного права, которое, как он считал, люди изначально получили от Бога, его разума и воли.

Следует отметить, что в учении Августина прослеживается и прогрессивное начало, связанное с реалистическим подходом к оценке возможностей и способностей человека, его законных устремлений подниматься в своем развитии, но, конечно, лишь при помощи Бога.

Билет

Теоритические школы в мировой политике и международных отношениях.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств.

По-верктикали:

1.Глобальные международные отношения - отношения между системами государств, крупнейшими державами.

2.Региональные отношения – отношения между государствами определенного политического региона.

3.Отношения конкретной международно-политической ситуации – различные типы отношений, которые могут втягивать в свою сферу несколько государств.

По-горизонтали:

1.Групповые (коалиционные) – реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций.

2.Двусторонние отношения – форма международных отношених между государствами и организациями.

Виды международных отношений:

1.Политические.

2.Экономические и научно-технические.

3.Идеологические.

4.Международно-правовые.

5.Военно-стратегические.

6.Культурные отношения.

Закономерности:

1.Главное действующее лицо международных отношений – государство.

2.Государственная политика существует в двух измерениях – внутренняя политика (политология) и внешняя политика (международные отношения).

3.Основа всех международных действий государств – национальные интересы (безопасность, суверенитет).

4.Международные отношения – силовое взаимодействие государств (баланс сил).

5.Баланс сил принимает различные формы – однополярную, биполярную, трехполярную, мультиполярную.

Классически парадигмы теории международных отношений:

1.Либерально-идеалистическая парадигма:

Участники международных отношений – широкий круг акторов, объединяющий не только государство.

В международных отношениях отсутствует верховная власть. Международные отношения нельзя свести к состоянию войны и мира. Урегулирование конфликтов и споров возможно мирным путем. Будущее – создание общемирового сообщества.

2.Политический реализм:

Участники международных отношений – государства. Крупные государства имеют преимущество. Международные отношения носят анархический характер. Каждый руководствуется своими интересами. Верховная власть отсутствует. Невозможно избежать конфликтов, крайняя форма – война. Эффективное средство обеспечения мира – баланс сил. Основная цель – обеспечение безопасности. Главное средство обеспечения безопасности – сила и угроза ее применения. Можно изменить конфигурацию политических сил.

3.Марксистско-ленинская парадигма:

Главное действующее лицо – социальные классы (буржуазия, пролетариат). Международные отношения не отличаются от внутриобщественных отношений. Главные международные процессы – социалистические революции, классовые конфликты, кризисы, войны. Цели участников: буржуазия – извлечение прибыли, пролетариат – к мировой социалистической революции.

Средства: буржуазия – усиление эксплуатации, пролетариат – революция. Будущее – отмирание государства, простые нормы нравственности и справедливости.

Современные теории международных отношений:

1.Неореализм: международные отношения – межгосударственные отношения, мировая политика – взаимодействие негосударственных акторов. МО – целостная система, функционирующая по определенным законам. Международное поведение – результат взаимодействия великих держав. Отделение экономических отношений от политический. Главные акторы – государства и их союзы. Цели – защита национальных интересов, средства – сила и союзы.

2.Неолиберализм: государство – не единственный участник МО. Увеличение числа участников МО имеет ряд негативных последствий – увеличение числа угроз для общества. Главная цель – международная безопасность. Условие достижения –международное сотрудничество. Средства – распространиение идеалов либеральной демократии. Центр тяжести – международная мораль.

Мировая политика – ядро международных отношений.

Мировая политика – процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Дипломатия – средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач.

Геополитика – общественная наука о контроле над пространством.

Рациональное и религиозное в учении Фомы Аквинского.

Три элемента власти: сущность, форму и использовании. Власть – установление божественное. Формы приобретения власти и ее использование могут быть дурными. Следует повиноваться властям в той степени, в какой она происходит от Бога.

Специальный закон: Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Все остальные законы – производны от вечного закона. Один из них – естественный закон – отражение вечного закона в человеческом разуме. Его конкретизация – человеческий закон: силой и страхом побуждать людей избегать зла и достигать добродетели.

Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые

людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Билет.

Категории методы и функции политологии.

Функции политологии:

Познавательная – получение знаний по политической жизни.

Прогностическая – познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни.

Нормативно-инструментальная – обоснование политического действия, его средств и методов.

Экспертная функция – оценка политических проектов на соответствие их выводам политической науки и моральным ценностям.

Идеологическая – формирование идеалов и интересов.

Мировоззренческая – изменение системы взглядов личности, соц.общностей.

Практически-деятельностная – определение характера политической деятельности субъектов.

Политические категории:

Общенаучные (в большинстве наук) – цивилизация, культура, общество, население, власть, народ, свобода, право, революция, культура, прогресс…

На стыке с политологией – правовое гос-во, частная собственность, гражданское общество, общественное мнение, социальные группы, формы правления…

Собственные категории:

Политическая власть – реальная способность класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике.

Политическая система – разветвленная совокупность различных полит. институтов, соц.полит. общностей, форм, норм и принципов взаимодействий между ними, в которых реализуется полит. власть.

Политический режим – совокупность средств и методов осуществления власти господствующим классом.

Политический процесс – форма функционирования полит. системы общества.

Политическое прогнозирование – научное исследование конкретных перспектив политической ситуации.

Политическое лидерство – феномен политической и общественной жизни, связанный с осуществлением властных функций.

Политическая элита – избранная часть общества, меньшинство, правящее большинством в целом, принимают главные политико-управленческие решения.

Политический плюрализм – система власти, основанная на взаимодействиях и противовесах основных партий и организаций.

Методы политологии:

Методы теоретического познания:

1. институциальный метод – исследование полит. структур.

2. социологический метод – изучение соц. Обусловленности политики.

3. исторический – политические явления в процессе их становления

4. системный – объект рассатривается как целостность, которая формируется взаимодействием элементов и находится в многогранных связях с внешней средой.

5. сравнительный – сопоставление однотипных объектов.

6. антропологический – объяснение политики исходя из природы и универсальности родовых качеств человека.

7. нормативно-ценностный – оценка политических процессов с точки зрения оптимального варианта, идеала.

Философские, обще-логические методы:

Диалектический – рассмотрение политических явлений с учетом их изменения, взаимосвязи частей, внутреннего противоречия.

От абстрактного к конкретному.

Анализ и синтез.

Индукция и дедукция.

Обобщение.

Эмпирические методы сбора и анализа информации:

Опрос – беседы, интервью, анкетирование.

Наблюдения.

Статистические методы

Математические методы – моделирование полит. процессов.

Метод моделирования – проверка гипотез, составление прогнозов, объяснение явлений.

Политические идеи периода Киевской Руси.

(11 в) Первое чисто политическое произведение – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона. (Независимость от Византии). История делится на два периода: Ветхий завет и Новый завет. Русский народ не нуждается в опеке. Восхваляет Крестителя Владимира Святославича. Теоретическое обоснование независимости Русского государства.

(12 в) «Повесть временных лет» (Нестор, Киево-Печерский монастырь) – дает историческое обоснование независимости Русского государства. В летописи утверждается, что киевские князья происходят от варяжского князя Рюрика, который якобы призван славянами для управления ими. Эти рассуждения были использованы в (18-19вв) для создания норманнской теории происхождения русского государства. Автор летописи стремился опровергнуть византийскую идею несамостоятельности варяжской идеей несамостоятельности. Князья-братья призывают к единению и подчинению киевскому князю.

(12 в) Феодальная раздробленность. «Поучение» Владимира Мономаха – продолжать политику укрепления и единения Русского государства: не нужно забывать убогих, быть милостивым в суде. Мудрый князь верен клятве, избегает усобиц.

(11-13вв) «Русская Правда» - памятник права раннего феодального общества: феодальные отношения, социальная дифференциация. Статьи: ограничение срока взимания процентов по долгам, сокращение процентов по долгам, запрещается быть смерда без вины. Закрепление эксплуатации холопов и других попавших в феодальную зависимость.

Великий Новгород (боярская республика) «Начальный свод» : критическое отношение к княжеской власти. Преимущество власти вече.

(12.a – 13.b вв) – (татаро-монгольское нашествие) – феодальная раздробленность и эксплуатация. Призывы к единению. «Слово о полку Игореве» - идея единства русской земли. Сопоставление славного прошлого с тяжелым настоящим, главная причина бед – в княжеских усобицах.

(12-13вв) – «Моление Даниила Заточника» - автор находится в заточении и обращается к Юрию Долгорукому с просьбой защитить его от притеснений и освободить от заточения. Беды Даниила от произвола бояр, княжеских слуг и богачей. Единовластие – единственное средство возвеличивания государства.

Билет

Формы правления

Форма государственного правления – элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенция, порядок взаимодействия данных органов между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки:

Единоличный глава государства – монарх, получает власть по наследству.

Монарх юридически безответственен.

Виды монархий:

Абсолютная монархия – монарх является единственным высшим органом государства.

Ограниченная монархия – помимо монарха существуют иные органы государственной власти не подотчетные ему.

Сословно-представительная монархия – власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов и играющих роль совещательного органа.

Конституционная монархия – власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), существует высший орган власти, формирующийся путем выборов представителей народа – парламент.

Дуалистическая монархия – монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган осуществляет законотворческие функции. Монарх может наложит вето на принимаемы акты.

Парламентарная монархия – монарх обладает представительными и церемониальными функциями. Государственное устройство строится на принципе разделения властей.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок и несут полную ответственность перед народом.

Отличительные признаки республики:

Несколько высших органов власти, разделение полномочий, избираются на определенный срок.

Глава государства – президент, власть от имени народа.

Ответственность высших органов власти перед народом.

Виды республик:

Президентская республика – парламент + президент как глава правительства и государства.

Парламентская республика – верховная роль парламента. За президентом только представительские функции.

Смешанная республика: сильная президентская власть с наличием эффективных мер по контролю парламента в лице правительства, которое формируется президентом. Парламентская Президентская Смешанная  Статус президента Представительские функции Глава государства и исполнительной власти Глава государства, арбитр, гарант Конституции  Избрание президента Парламент Всеобщие выборы Всеобщие выборы  Формирование правительства Парламент Президент Президент и парламент (премьер-министр)  Ответственность правительства Перед парламентом Перед президентом Перед парламентом и президентом  Право вето президента на решения парламента Отсутствует Сильное право вето Слабое право вето  Право президента на роспуск парламента Редко Отсутствует Обладает  Наличие поста премьер-министра Имеется Отсутствует Имеется  Страны Германия, Италия, Израиль США, Аргентина, Мексика Россия, Франция  

Политические идеи периода становления централизованного Московского государства.

Борьба с татаро-монголами. Идея укрепления ценрализованной власти.

Иосиф Волоцкий (1500) – идеолог, формирование самодержавной московской государственности. «Просветитель» - концепция монархической власти. Историосовская концепция третьего Рима. Роль православного царства принадлежит России (Филофей, послание Василию III). Русское царство – единственное православное царство в мире.

Политические интересы боярства отражены в работах А.Курбского (16в) – идея ограниченной монархии.

Политические интересы дворянства отражены в работах И.Пересветова (16в) – идея неограниченной монархии. Причина падения Константинополя – засилье вельмож. Выдвигал идею отмены холопства.

Билет

Многообразие акторов мировой политике

Политические идеи просвещенного абсолютизма.

(17 в) – преобразование сословно-представительской монархии в абсолютную. Окончание (18a в) при Петре I.

(17b) – трактат «Разговоры о государстве» («Политика»), автор – Ю.Крижанич (Хорватия). Идея просвещенного царя, заботящегося о благе своих поданных, совершенное самовластие.

(18a) – Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Посошков. Прокопович и Татищев – просвещенная монархия. Рассматривают вопросы возникновения государства и власти, политики и социального неравенства.

Посошков выдвинул предложения о преобразованиях общественной и государственной жизни. «Книга о бедности и богатстве» - стране нужна сильная централизованная власть, способная твердо проводить политику «общего блага», необходимо четко определить права каждого сословия.

Татищев: сторонник естественного права, выступал против крепостничества. Необходимость развития науки, сторонник самодержавия. Демократия для маленьких государств.

Посошков: защитник буржуазии. Выступал за регламентацию их деятельности, строгое выполнение ими царских указов, установление цен на товары.

(18b ) – разложение феодализма и начало формирования капиталистического уклада. Нарастающие противоречия между дворянством и крестьянами, идейная поляризация политической мысли. Крестьянские восстания заставили задуматься передовых людей о судьбе страны. Два течения: консервативно-аристократическая и либеральная.

Идеология просветительства (С.Десницкий, Н.Новиков, Д.Фонвизин) – была поддержана Екатериной II.

Идея сохранения феодально-крепостнического строя, критика политики самодержавного государства была выдвинута М.Щербаковым.

Революционер-республиканец А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», а также П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, декабристы. Единственное средство ликвидации крепостничества – революция, которая приведет к распаду России на части, которые впоследствии объединятся в добровольный союз республик. Власть в республиках будет осуществляться народными избранниками.

Билет.

Гражданское общество и государство.

Гражданское общество – сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Признаки гражданского общества:

1.Наличие в обществе свободных владельцев средств производства.

2.Развитая демократия.

3.Правовая защищенность граждан.

4.Определенный уровень гражданской культуры.

5.Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека.

6.Самоуправление.

7.Конкуренция образующих его структур и различных групп людей.

8.Свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм.

Функции гражданского общества:

1.Защита частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной регламентации государства.

2.Создание и развитие механизмов общественного самоуправления.

3.Система «сдержек и противовесов».

4.Реальные гарантии прав и свобод человека.

5.Социальный контроль.

6.Коммуникационная функция.

7.Стабилизирующая функция.

Гражданское общество – социально-экономическое и культурное пространство, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы.

Государство – пространство взаимоотношений политически организованных субъектов.

Гражданское общество – промежуточная инстанция между индивидом и государством.

Структура гражданского общетсва:

1.Социальные субъекты: нации, социальные слои, группы, личности.

2.Социальные институты.

3.Общественные отношения.

4.Культура.

Гражданское общество связано с правовым государством.

Правовое государство – государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Макиавелли и его наука о политике.

(15-16вв). Труды «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве», «Мандрагора».

Реалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единения теории и практики.

Анализ исторических судеб древних государств, их взлетов и падений. Освобождение учения о государстве от официальной церковной морали. Сближал политику с наукой и искусством, отказ от ее идеализации. Построил теорию обобщающую реальный опыт государства. Сила государя в знании и способности учесть не только современный ход событий, но и опыт сходных ситуаций в истории. «Новый государь» обладает несгибаемой волей, традиционные нормы морали не препятствие для осуществления великой цели. Важно казаться добродетельным, дабы не утратить расположения поданных (Лицемерие – принцип политики). Симпатии Макиавелли на стороне республиканской формы правления (единовластие на начальном этапе становления, далее народное правление).

Идея цикличности, закономерной смены государственных форм: монархия – олигархия – республика.

Маккиавелизм – жесткие методы правления, готовность ради успеха в политике нарушить нормы морали.

Билет

Политическое участие.

Политическое участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности.

Формы:

1.Реакция (позитивная, негативная) на деятельности политической системы. Не требует высокой активности человека.

2.Делегирование полномочий (электоральное поведение): участие в выборах, референдумах.

3.Участие в деятельности политических и общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов.

4.Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая СМИ.

5.Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

6.Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях.

7.Абсентизм – уклонение от участия в политической жизни.

Мотивы:

1.Интерес и привлекательность политики как сферы деятельности.

2.Познавательные мотивы.

3.Мотив власти над людьми.

4.Идеологические мотивы.

5.Мотив преобразования мира.

6.Традиционные мотивы.

7.Меркантильные мотивы.

8.Ложные псевдомотивы.

Типы:

1.Автономное – свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы.

2.Мобилизационное – принудительный, вынужденный характер.

Политические идеи Левиафана Гоббса.

(16-17вв). Разработал теорию общественного договора. В произведении «Левиафан» отбросил теорию божественного происхождения государства и рассматривал его как результат общественного договора между гражданами в целях обеспечения всеобщего мира. В догосударственном состоянии люди действуют согласно законам своей природы, в результате возникают конфликты - «война всех против всех». В результате появилось гражданское общество. Благо народа – высший закон государства. Гоббс признавал только три формы государства: монархия, демократия, аристократия. Симпатия – абсолютная монархия. Главное, чтобы власть была абсолютной, суверенной, единой.

Власть издает гражданские законы и обязывает людей к их безоговорочному исполнению с помощью силы. Когда власть избрана, граждане теряют все права, за исключением тех, которые предоставит им правительство.

Билет

Типология политических культур и субкультур.

В соврем-ом общ-ве существуют различные типы ПК-ур. Амер-ие политологи Г.Алмонд и С,Верба провели исследование ПК-ры в ряде стран и выделили 3 идеальных «чистых» типа ПК: патриархальную (традиционную), подданническую политическую культуру и культуру участия (активистскую, гражданскую).

1. Патриархальная. Характеризуется полным отсутствием у человека интереса к политике, политической власти, политическим институтам. Индивид маловосприимчив к пол-й культуре и не выполняет никакие пол-ие роли, т.е. политические интересы человека не выходят за рамки первичного сообщества. Данный тип ПК характерен для первобытно общинных обществ, которые до сих пор существуют в мире (в Африке).

2. Подданническая хар-ся тем, что в ней имеются специализированные пол-е институты, однако индивидуальная активность отдельных личностей либо очень низка, либо вообще отсутствует. Т.о. пол-ие функции выполняют специальные институты, тогда как обычные граждане могут лишь выражать своё отношение к ним. 3. ПК участия отличается политической активностью. Каждый человек признаётся полноправным участником политической жизни. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций). Ярким примером культуры такого типа являются современные дем-е общества, поскольку в них наблюдается политизация общ-й жизни, а политическое измерение жизни становится значимым для всех людей.

Чаще встречаются смешанные типы ПК.

Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать "гражданской культурой».

Ещё вытеляют такие типы к-р, как

1. Доминирующая ПК – это совокупность ценностей норм, представлений и гос-ых символов, которые разделяются большей частью граждан.

2. Политическая контркультура. Пол-я контркультура – это сов-ть ценностей, норм, представлений и символов, которые противоречат и идут в разрез доминирующей культуре.

3. Политическая субкультура – это совок-ть ценностей, норм, представлений и символов, которые хар-ны для той или иной соц-ой группы внутри общества. Пол-ая субк-ра оличается от контркультуры тем, что она не противостоит доминирующей и не стремится к её уничтожению.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов т.п. Это, свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурный уровень

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи.

Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, образовательному, половозрастному и другим признакам.

Локк как идеолог раннего либерализма

(17в) «Два трактата о правительстве», основатель английского буржуазного либерализма. Естественное состояние (догосударственное) – царство свободы и равенства, люди свободно располагают своей личностью, имуществом, имеют равные права на свободу. Отсюда, три неотчуждаемых права человека: на жизнь, на свободу, на собственность, приобретенную трудом. Основная цель при установлении государства – сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в естественном состоянии. Полного отказа от естественных прав при заключении договора быть не может. Индивид ограничивает свои естественные права для сохранения его личности и имущества. Отсюда – власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная монархия хуже естественного состояния, так как над монархом нет суда.

(Послужило обоснованием конституционной монархии в Англии).

Выдвинул идею разделения властей: законодательная (парламент – издание законов), исполнительная (правительство – проводит законы в жинь), федеральная (король и министры – вопросы внешней политики). Законодательная власть – верховная.

Возможность сопротивления суверенитету при злоупотреблении своей прерогативой.

Билет

Многопартийность в современной России.

Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и сопровождается внезапным появлением и исчезновением большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов.

Взрывной характер формирования многопартийности: за несколько лет образовалось большое количество партий, однако деятельность многих не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния большинство партий ближе к группам интересов, характеризующиеся малочисленностью, аморфностью программ.

Партийное строительство в России опережает трансформацию ее социальной структуры.

Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие этажи государственной службы.

Проблемы партий связаны с недоверием многих граждан.

Трудности становления многопартийности связаны с тем, что перед обществом стоит проблема поиска и выбора нового пути развития.

Непартийное устройство государственной власти в стране (участие партий ограничено Госдумой), отсутствие возможности парламента формировать правительство.

Монтескье о концепции разделения властей.

Произведения: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов».

Первая развернутая политическая доктрина в идеологии правительства. Ход истории определяется действием соответствующих закономерностей.

Эмпирические (историко-сравнительные) методы наравне с рационализмом. При изучении первобытного общества, опроверг идею естественного догражданского состояния, рационалистические конструкции – образование государства как требование естественного права. Отрицал понятие общественного договора.

Возникновение политически организованного общества – исторический процесс. Государство и законы – следствие войн.

Закономерности общественной жизни раскрыл через понятие общего духа нации. На общий дух, нравы, законы нации воздействует множество причин, которые делятся на физические и моральные.

Физические причины определяют общественную жизнь на самых первых порах: климат, почва, размер и положение страны, численность. Ведущая роль – географические факторы (юг – подчинение, север – господство).

Моральные причины вступают с развитием цивилизации: политический строй, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи. Моральные причины вытесняют физические.

Важнейший – принцип государственного строя. Различал три вида правления: республика (демократия, аристократия), монархия, деспотия.

Республика – государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части (аристократия). Движущий принцип – любовь к отечеству.

Монархия – единоличное правление, опирающееся на закон. Принцип – честь. Носитель принципа – дворянство.

Деспотизм – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Держится на страхе.

По традиции античной мысли: республика – небольшие государства, монархия – государства средней величины, деспотизм – обширные империи. Исключение: республика может быть на обширной территории с установлением федеративного устройства государства.

Для обеспечения законности и свободы необходимо разделение властей (монархия и республика): законодательная, исполнительная и судебная власти – власть принадлежит различным гос. органам, власти ограничивают друг друга. Пример Англия: законодательная – парламент, исполнительная – король, судебная – присяжные.

Классик конституционализма.

Билет

Политические элиты.

Политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Концепция элиты (Н.Маккиавели). Основные положения:

1.Общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе деления – естественное неравенство людей по способностям.

2.Элита – сплоченная группа, отличающаяся исключительными качествами.

3.Развитие общества направляется и зависит от политической элиты.

4.Главное предназначение элиты – принятие важнейших политических решений.

Теория правящего класса (Г.Моск):

1 2