">
Политология Муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Методическое пособие по дисциплине Политология

Описание: Политическая теория античности, средних веков и Нового времени. Политическая элита и лидеры. О государстве. Два трактата о правлении. Об общественном договоре, или принципы политического права. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии.
Предмет: Политология.
Дисциплина: Муниципальное управление.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 17
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт управленческих технологий и аграрного рынка

Методическое пособие по дисциплине

«Политология»

для студентов, обучающихся для получения степени бакалавра

(заочная форма обучения)

Кинель 2011

Данное методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения, обучающихся для получения степени бакалавра.

Пособие содержит:

- введение (цель и задачи курса, требования к уровню освоения дисциплины);

- сведения об объеме дисциплины и видах учебной работы;

- программу курса;

- вопросы для самоконтроля по всем темам курса;

- методические рекомендации по изучению дисциплины;

- темы и планы практических (семинарских) занятий (с методическими рекомендациями для подготовки);

- задания для контрольных работ и методические рекомендации по их написанию;

- вопросы для подготовки к зачету/экзамену;

- список основной и дополнительной литературы по курсу;

- тестовые задания по дисциплине;

- глоссарий (словарь основных понятий курса).

Сведения об авторе:

Асташкин Руслан Сергеевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Института управленческих технологий и аграрного рынка Самарской государственной сельскохозяйственной академии.

Введение

Цель курса – последовательное изучение сущности и содержания политологии как науки и учебной дисциплины, а также формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих анализировать источники и научную литературу по дисциплине и доказывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, входящим в структуру дисциплины.

Задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:

понимать и уметь объяснить феномен политики, ее роль и значение в жизни современного общества;

иметь представление о политической реальности, нормах политического поведения, демократических ценностях современного государства и общества, основных этапах развития крупнейших политических институтов;

владеть достаточной информацией о типологии политических систем и режимов, закономерностях функционирования и развития отдельных форм, типов и т.п.;

знать и уметь применять основные политологические категории в соотнесении с действующим законодательством РФ в общественно-политической практике, а также в своей будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

стремление работать на благо общества;

знание законов развития политической системы общества и умение применять эти знания в профессиональной деятельности, умение анализировать и оценивать политические явления, события, процессы;

способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества;

способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;

умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;

способность использовать основы теории мотивации при решении профессиональных задач;

умение определять политические закономерности и тенденции.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные теории, понятия и модели политологии; основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы развития государства; систему властных отношений, государственно-политическую организацию общества; институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить взаимоотношения между обществом и государством;

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные модели и теории политологии в профессиональной деятельности, корректно использовать политическую лексику; анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления;

Владеть: навыками целостного подхода к анализу политических проблем общества; методами выявления общего и особенного в политическом развитии отдельных обществ, стран, регионов и т.п.

Дисциплина «Политология» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

- знания закономерностей и этапов исторического процесса, основных событий и процессов мировой и отечественной истории, закономерностей развития природы, общества, права и мышления, основных понятий и моделей микроэкономики и макроэкономики, основных теорий, понятий и моделей социологии, форм социальных взаимодействий и факторов социального развития, типов и структур социальных организаций;

- умения применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы ранее изученных гуманитарных и социальных наук, ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать социальные процессы и явления, а также основные экономические события в России и в мире, оценивать состояние социальной среды, в которой реализуются управленческие процессы, использовать современные социальные технологии для реализации управленческих процессов в обществе и его различных подсистемах, ориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующей сферу профессиональной деятельности;

- владение навыками целостного подхода к анализу проблем общества, качественными и количественными методами социологических исследований, навыками анализа исторических документов и нормативно-правовых актов.

Содержание дисциплины «Политология» является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Социология», «Микроэкономика и макроэкономика», «Основы права», «История мировых цивилизаций», «Психология» и служит основой для освоения дисциплин «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Принятие и исполнение государственных решений», «Геополитика», «Политическое управление», «Социальное управление» и других дисциплин профессионального цикла (в зависимости от направления подготовки).

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость дисциплины Семестры (кол-во недель в семестре)   Всего часов Из них в интерактивной форме 1

(18) 2

(18) 3

(18) 4

(18)  Аудиторные занятия (всего) 14 5 - - 14 -  в том числе: Лекции (Л) 10 2 - - 10 -   Лабораторные работы (ЛР) - - - - - -   Практические занятия (ПЗ) 4 3 - - 4 -  Самостоятельная работа студента (СРС) (всего), в том числе: 91 13 - - 91 -   СРС

в семестре: Курсовой проект (КП) - - - - - -   Курсовая работа (КР) - - - - - -   Расчетно-графические

работы (РГР) - - - - - -   Реферат (РЕФ) - - - - - -   Другие виды

самостоятельной работы 55 13 - - 55 -   СРС

в сессию: Зачет 36 - - - 36 -  Вид промежуточной аттестации: зачет/экзамен 3 - - - 3 -  Общая трудоемкость, ч. 108 18 - - 108 -  Общая трудоемкость, зачетные единицы 3 0,5 - - 3 -  

Содержание дисциплины (программа курса)

Тема 1. Понятие политики и ее функции. Политология как наука.

Происхождение термина «политика». Возможные определения политики. Политика как взаимоотношения людей и их объединений по поводу политической власти. Политическая сфера жизни общества и ее взаимосвязь с другими сферами общественной жизни (экономической, правовой, социальной, культурной).

Политика как совокупность особых институтов. Процесс исторической институционализации политики. Возникновение зачатков политики в первобытном обществе. Примитивные формы политической жизни при родовом строе. Усложнение общественного строя и социально-экономическое развитие как факторы усложнения политической организации общества.

Основные функции политики в современном мире: функция поддержания стабильности и целостности общества, функция мобилизации общей деятельности, управленческая (регулятивная) функция, функция рационализации, функция политической социализации, гуманитарная функция.

Проблема соотношения политики и нравственности (позиции Платона и Аристотеля, Н. Макиавелли, М. Вебера).

Политология как наука о политике. Возникновение политологии во второй половине 19 века. Гуманитарная и социальная направленность политологии. Объект и предмет политологии.

Методы современной политологии (общая характеристика). Понятие и особенности общенаучных методов. Специальные методы политологии в их историческом развитии: нормативно-ценностный метод, социологический метод, антропологический метод и др.

Структура политологии. Основные отрасли (дисциплины) современной политологии и их классификация. Тематические разделы политологического знания.

Основные функции политологии: познавательная, прогностическая. Факторы, влияющие на эффективность политических прогнозов. Соотношение политологии и политических технологий.

Тема 2. История мировой и российской политической мысли.

История мировой политической мысли как процесс смены базовых парадигм. Вклад различных гуманитарных наук и отраслей духовной культуры в развитие мировой политической мысли и формирование понятийного аппарата политической науки.

Основные особенности античной политической мысли. Полисный строй в Древней Греции. Теории идеального государства Платона и Аристотеля. Древнеримские мыслители и их рассуждения о политике и государстве.

Средневековая политическая философия и ее связь с христианской картиной мира. Политические учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Политическая мысль эпохи Возрождения. Н. Макиавелли как основоположник политической науки. Постулаты макиавеллизма. Роль Ж. Бодена в формировании политической науки.

Буржуазная политическая мысль эпохи Нового времени. Концепции естественного права, общественного договора, разделения властей. Идейное и научное наследие Т. Гоббса, Дж. Локка, французских просветителей. Концепция регулярного полицейского государства.

19 век — классический период в развитии мировой политической мысли. Влияние позитивизма на становление политической науки. «Понимающая социология» М. Вебера. Марксизм как противоположность позитивизма.

Основные направления современной политической науки: бихевиоризм, психоанализ, структурализм и постструктурализм.

Ключевые особенности процесса формирования политической мысли в России. Политическая мысль в Киевской Руси, Московском царстве, Российской империи, СССР, современной России.

Тема 3. Политическая власть как важнейший политический институт.

Понятие власти. Основные виды власти, действующие в современном обществе.

Специфика политической власти и ее отличия от других видов власти (родительской, преподавательской, педагогической и т.п.).

Социальная природа политической власти. Общественно значимые функции политической власти. Социальное содержание политической власти (позитивное, негативное).

Историческая институционализация политической власти. Зачатки политической власти в первобытнообщинном обществе («распыленная» власть). Оформление институтов индивидуализированной политической власти.

Формы осуществления политической власти: авторитет, господство.

Основные концепции сущности политической власти. Силовая (директивная) концепция (Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс, бихевиоризм, психоанализ). Дуалистическое понимание сущности политической власти в трактовке М. Дюверже. Функциональная концепция сущности политической власти. Т. Парсонс как основатель структурно-функционального подхода к анализу политической власти. Концепции «сопротивления» и «обмена». Коммуникативная концепция сущности политической власти (П. Бурдье, М. Фуко).

Ресурсы политической власти: насилие, убеждение, материальная выгода. Концепция «смещения власти» Э. Тоффлера.

Легальность и легитимность политической власти: отличия и значение. Типология легитимности по М. Веберу.

Тема 4. Государство как политический институт. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое и социальное государство.

Формирование термина «государство» в истории политической мысли. Основные трактовки термина «государство» (различия взглядов Аристотеля и деятелей эпохи Возрождения).

Основные признаки государства: территория, система органов власти, связь с правом, суверенитет, обязательные платежи. Внутренние и внешние функции современного государства.

Основные теории происхождения государства (теократическая, патриархальная, договорная, марксистская, психологическая и т.п.) и их историческая обусловленность.

Форма государства: общая структура и политическое значение.

Понятие формы правления. Монархическая форма правления и ее разновидности. Республика как основная форма правления в современном мире. Специфика президентской республики (на примере США), парламентской республики (на примере ФРГ), «смешанной» республики (на примере Франции). Форма правления современной России.

Понятие формы государственного устройства. Унитарное государство. Понятие и виды федераций. Федеративное устройство РФ. Понятие конфедерации.

Понятие политического (государственного) режима в европейской и американской политологии. Тоталитаризм как политический режим: основные признаки, факторы формирования и политическая судьба. Авторитарные режимы в современном мире: гражданские, военные, теократические. Демократический политический режим и основные теории демократии. Народный суверенитет и другие признаки развитой демократии. Проблемы современной российской демократии.

Понятие правового государства. Правовое государство в современных российских условиях.

Теория социального государства и ее историческое значение. Социальная ориентированность современного государства.

Тема 5. Основные виды политических субъектов.

Понятие политического субъекта (субъекта политики).

Политическая элита как участник политики. Классические теории политической элиты (итальянская школа политической социологии). Современные концепции политической элиты (менеджеральная теория, теория властвующей элиты, теория множественности элит). Функции политической элиты.

Системы отбора политических элит: «гильдейская», «антрепренерская». Особенности современной российской политической элиты.

Политическое лидерство: понятие и основные функции. Теории лидерства в мировой политической мысли и современной политологии: этико-мифологическая концепция, макиавеллистская теория эффективного лидерства, психологическая (психоаналитическая) трактовка лидерства, теория черт, теория ситуационного анализа, личностно-ситуативная теория.

Возможные типологии политических лидеров. «Идеальные типы» политических лидеров (М. Вебер). Имиджевая типология М. Херманн. Стилевая типология политического лидерства.

Актуальные проблемы политического лидерства в России.

Понятие гражданского общества и его историческая трансформация. Основные теории гражданского общества (классическая либеральная, марксистская). Содержание современного гражданского общества. Формы и масштабы участия гражданского общества в политике. Специфика процесса формирования гражданского общества в современной России.

Понятие политической партии. Исторический процесс развития партийных институтов. Обязательные признаки политической партии. Общественно значимые функции политических партий.

Возможные типологии политических партий (социальная, идеологическая и т.п.). М. Дюверже о кадровых и массовых партиях.

Партийная система: понятие и значение. Разновидности партийных систем в современном мире. Взаимосвязь партийных и избирательных систем. Партийная система современной России.

Группы давления (группы интересов) как специфический политический субъект. Понятие лоббизма. Обязательные признаки группы давления и ее отличия ото политической партии. Функции групп давления в современном обществе.

Интересы, отстаиваемые группами давления. Основные типы групп давления. Возможные механизмы и объекты легального и нелегального политического давления. Группы давления в современной российской политике.

Тема 6. Человек в политике. Политическая культура и политическая социализация.

Человек (личность) как участник политики (общая специфика).

Понятие политического поведения. Политическое участие. Политическое действие: понятие и виды (конвенциональные и неконвенциональные политические действия). Современные подходы к интерпретации политического поведения (бихевиоризм, социологическая модель, психологическая модель, теория рационального выбора). Электоральное поведение и его значение.

Понятие политической культуры. Концепция политической культуры, выдвинутая Г. Алмондом. Содержание сложившейся политической культуры (дискуссионные аспекты).

Основные типы политической культуры: патриархальная, подданническая, культура участия. Политическая культура современной России.

Политическая социализация: понятие и современное значение. Основные концепции политической социализации личности: «модель подчинения», «модель интереса». Возможные пути политической социализации (гармоническая, плюралистическая, конфликтная социализация).

Понятие и содержание политической идеологии. Основные функции политической идеологии. Значение политических идеологий в современном обществе (дискуссионные аспекты).

Типология политических идеологий: «правые» и «левые», консервативные, центристские и радикальные. Современные политические идеологии (неоконсерватизм, неолиберализм, социал-демократия, национализм, религиозный фундаментализм).

Тема 7. Изменения и развитие в политике. Политика как система.

Политические изменения и политическое развитие. Политическая модернизация: современная трактовка понятия. Соотношение модернизации и вестернизации. Возможные модели политической модернизации.

Понятие политического конфликта. Значение политических конфликтов. Основные теории политического конфликта (либеральная, авторитарная).

Политический кризис как фактор политического развития. Основные виды политических кризисов и возможные способы их разрешения. Кризисные явления в современной российской политике.

Системный подход в изучении политики. Историческое формирование понятия «политическая система» (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд).

Структура политической системы. Значение и взаимосвязь отдельных подсистем, образующих политическую систему. Функции политической системы и их классификация.

Типология политических систем. Политическая система современной России.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком значении можно рассматривать термин «политика»?

2. Какие функции выполняет политика в современном мире?

3. Как соотносятся между собой политика и мораль?

4. Что является объектом и предметом изучения политологии?

5. Какие общенаучные методы использует политология? В чем заключаются достоинства и недостатки основных специальных методов, используемых политологией?

6. Из каких дисциплин и разделов состоит политология?

7. Какие общественно значимые функции выполняет политология?

8. Каковы основные этапы развития мировой политической мысли?

9. В чем проявляется философский характер политических теорий Платона и Аристотеля?

10. Как трактовали политику и государство представители средневековой католической идеологии?

11. Почему Н. Макиавелли считают «отцом» политической науки?

12. В чем состоит суть теорий естественного права и общественного договора?

13. Чем отличаются друг от друга позитивистский и марксистский взгляд на политику?

14. Какие основные парадигмы можно выделить в современной политологии?

15. Под влиянием каких факторов формировались специфические особенности российской политической мысли?

16. Какие виды власти действуют в современном обществе? Почему политическая власть представляет собой особый вид власти?

17. Каким может быть социальное содержание политической власти?

18. В каких формах осуществляется политическая власть?

19. Какова сущность директивного подхода к анализу политической власти?

20. Какие функции политической власти изучаются в рамках функциональной концепции?

21. Каким образом трактуют политическую власть современные структуралисты и постструктуралисты?

22. Какие ресурсы использует любой субъект политической власти?

23. Чем отличается легитимная власть от легальной? Какие типы легитимности политической власти выделяет М. Вебер?

24. Как трактовалось понятие государства в античности? Когда впервые были четко разделены термины «государство» и «общество»?

25. Какими обязательными признаками обладает любое государство?

26. Какие функции возложены на современное государство?

27. Что такое «форма правления»? Какие виды республик существуют в современном мире?

28. Каковы основные особенности федеративной формы государственного устройства? Почему конфедерация не является формой государственного устройства?

29. Какие типы политического режима выделяются в современной науке? Какое государство можно считать демократическим?

30. Является ли современная Россия правовым государством?

31. Каково историческое значение учения о социальном государстве?

32. Какие объединения людей, помимо государства, принимают участие в политической жизни?

33. В чем заключается общественная значимость политической элиты?

34. Каким образом может происходить смена политической элиты?

35. Какую роль в современной политике играют политические лидеры?

36. Как объясняет природу политического лидерства современная политология?

37. Какие типы политического лидерства выделяет М. Херман?

38. Что означает термин «гражданское общество»?

39. В чем заключается участие гражданского общества в политике?

40. Какую организацию можно считать политической партией?

41. Какие функции выполняют современные политические партии?

42. Чем отличаются кадровые партии от массовых?

43. Какие виды партийных систем существуют в современном мире?

44. Что такое «группы давления»? Какие интересы защищают эти участники политики?

45. Какие типы групп давления выделяет современная наука? Какие средства политического давления используют эти группы?

46. Чем отличается политическое поведение от политического участия?

47. Какие виды политических действий возможны в современных условиях?

48. Что такое «политическая культура»?

49. Какие типы политической культуры выделяет Г. Алмонд?

50. В чем состоит значение политической социализации?

51. Какие теории политической социализации действуют в современной науке?

52. Что такое «политическая идеология»?

53. Какую роль играют идеологии в современной политике?

54. Какие политические идеологии распространены в современном мире?

55. Чем отличаются политические изменения от политического развития?

56. Что такое «политическая модернизация»? Какие модели политической модернизации возможны в современных условиях?

57. Какие трактовки сущности политических конфликтов существуют в политологии?

58. Какие разновидности политических кризисов различает современная наука?

59. Что такое «политическая система»?

60. Какие функции выполняет любая политическая система?

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Рациональная технология усвоения учебного материала по курсу предусматривает:

- обязательное посещение лекций и практических занятий;

- просмотр материалов каждой предшествующей лекции для того, чтобы новую информацию можно было воспринимать в контексте уже имеющихся знаний;

- активное участие в беседах, проводимых в рамках лекций;

- консультирование с преподавателем по отдельным проблемным элементам курса (в т.ч. по вопросам, отведенным для самостоятельного изучения);

- использование сравнительного (сопоставительного) подхода при изучении отдельных разделов и вопросов курса (для лучшего понимания специфических особенностей изучаемых явлений);

- активное участие в практических занятиях (в т.ч. в ролевых играх, работе в группах, решении тестовых заданий);

- освоение понятийного аппарата курса;

- обязательное ознакомление с важнейшими источниками по дисциплине (опубликованными научными текстами, в т.ч. классическими);

- самостоятельное привлечение дополнительных знаний, полученных в процессе знакомства с другими (смежными) гуманитарными и профессиональными дисциплинами.

При самостоятельном изучении теоретического материала следует использовать:

- материалы прослушанных лекций;

- информацию, полученную самостоятельно при подготовке к практическим занятиям, а также при выполнении контрольной работы;

- основную и дополнительную литературу по курсу, в т.ч. учебники, монографии, научные статьи;

- научные источники (опубликованные тексты) по отдельным разделам и вопросам курса.

При чтении основной и дополнительной литературы по курсу студент должен руководствоваться базовым перечнем, представленным в данном пособии. Одновременно студент должен четко осознавать различия между собственно учебной литературой и основными научными источниками по дисциплине (текстами, отражающими различные этапы и направления развития политической мысли и современной политологии).

Студентам рекомендуется последовательно законспектировать ряд важнейших научных текстов, в т.ч. тех, которые используются при подготовке к практическим занятиям. Составленные конспекты могут впоследствии использоваться при подготовке к итоговой аттестации по курсу.

Студент вправе консультироваться с преподавателем по поводу целесообразности использования тех или иных материалов в процессе самостоятельной подготовки. При этом поощряется самостоятельное использование как можно более широкого круга учебной и монографической литературы (как отечественной, так и зарубежной).

Студенту следует не злоупотреблять использованием откровенно публицистических и пропагандистских материалов, имеющих формальное отношение к тематике курса.

При изучении дисциплины следует избегать типичных студенческих ошибок, примером которых могут служить:

- непонимание гуманитарной и социальной направленности курса;

- недостаточное усвоение понятийного аппарата курса (отсюда, в частности, вытекает путаница при использовании терминов «политика», «политическая власть», «государство»);

- поверхностное восприятие учебного материала, обусловленное в т.ч. стереотипами массовой культуры (типичные модели ошибок: «все политики врут», «политика меня не касается» и т.п.).

Темы и планы практических (семинарских) занятий

Семинар № 1.

Политическая теория античности, средних веков

и Нового времени.

Идеальное государство Платона.

Политическая теория Аристотеля.

Средневековые мыслители о власти и политике. «Два града» Аврелия Августина. Функции государства в теологической доктрине Фомы Аквинского.

Особенности политической теории эпохи Возрождения. Политические взгляды Н. Макиавелли и Ж. Бодена.

Теория естественного права и «общественного договора» в XVII-XVIII вв. Основные концепции, их сходства и различия.

Концепция «регулярного полицейского государства».

Политические идеи Т. Гоббса и Дж. Локка.

Ш.Л. Монтескье о принципах и природе правления и разделении властей.

Теория «коллективной демократии» Ж.Ж. Руссо.

Источники:

1. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997.

2. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1983. Т. 4.

3. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

4. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч. М., 1991. Т. 2. С. 129-287.

5. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. В 3 т. М., 1988. Т. 3.

6. Макиавелли Н. Государь. М., 1998.

7. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999.

8. Платон. Государство // Платон. Соч. М., 1994. Т. 3. Кн. 1.

9. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

10. Хрестоматия по политологии. Под ред. проф. Василика М.А. М., 2000.

Литература:

Античное общество и государство. Проблемы социально-политической теории. Л., 1988.

Белов Г.А. Генезис политических идей и истоки политологии как науки // Кентавр. 1993. № 3.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1989.

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

Краснов Б.И. Введение в историю политической науки // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.И. Платон. Аристотель. М., 1996.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

Марру А.И. Св. Августин и августинизм. М., 1998.

Михаленко Ю.П. Политический идеал Платона в контексте реальной истории. М., 2003.

Могилевский Б.М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М., 2005.

Раев М. Регулярное полицейское государство и понятие модернизма в Европе XVII-XVIII вв. // Американская русистика. Императорский период. Самара, 2000.

Ракчеева Н.Е. Государство. Платон. М., 2001.

Сафонов В.Н. Политические взгляды Аристотеля // Социально-политический журнал. 1998. № 4.

Семинар № 2.

Политическая элита и политические лидеры.

1. Понятие политической элиты. Классические теории элит.

Современные элитарные теории. Типология элит.

Понятие и основные теории политического лидерства.

Типология лидерства и его функции.

Литература:

1. Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Государство и право. 1993. № 5.

2. Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство // Социально-политический журнал. 1993. № 1-2.

3. Ашин Г.К. Современные теории элиты. М., 1985.

4. Ашин Г.К. Теории лидерства // Современная западная социология. М., 1990.

5. Ашин Г.К. Элитология. М., 1995.

6. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992.

7. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

8. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5.

9. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис. 2000. № 3.

10. Дай Т.Р. Демократия для элиты. М., 1984.

11. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

12. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10, 12.

13. Пищулин Н., Сокол С. Политическое лидерство. М., 1992.

14. Пищулин Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс // Политические исследования. 1998. № 5.

15. Самсонова Т.И. Концепция «правящего класса» Г. Моски // Социологические исследования. 1994. № 10.

16. Сиверцев М.А. Типология лидерства // Власть: Сб. статей. М., 1989.

17. Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996.

18. Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера // Политические исследования. 1997. № 6.

19. Шпакова Р.П. Типы лидерства в социологии М. Вебера // Социологические исследования. 1988. № 5.

Методические рекомендации для подготовки

к практическим (семинарским) занятиям

В течение учебного процесса будет проведено два семинарских занятия. Перед каждым семинарским занятием студенту следует ознакомиться с необходимыми для рассмотрения соответствующей темы научными статьями и монографиями, учебной литературой, классическими научными источниками, по возможности подготовить конспекты.

Семинарское занятие фактически является отчетом студента по изучению определенного раздела или вопроса дисциплины. Результатом каждого занятия является промежуточная оценка текущей работы студента. На каждом практическом занятии студент должен ориентироваться в теоретическом содержании каждого вопроса, предусмотренного планом семинара, а также четко формулировать ответы на вопросы преподавателя и при необходимости ссылаться на соответствующие письменные источники (тексты). Подготовку облегчает тот факт, что адаптированные выдержки, примеры и цитаты из важнейших классических источников, как правило, приводятся в учебной литературе по политологии. Также поощряется самостоятельная подготовка кратких конспектов обязательных материалов, рассматриваемых на том или ином занятии.

Студент по согласованию с преподавателем может подготовить учебный доклад по конкретному вопросу, обсуждаемому в рамках семинарского занятия. Любая работа студента на семинаре (выступления, доклады, замечания, дополнения) обязательно оценивается преподавателем. Данные оценки учитываются при проведении итоговой аттестации по дисциплине.

Активная работа на практических занятиях может использоваться в качестве дополнительного критерия при определении итоговой аттестационной оценки.

Задания для контрольных работ

Вариант 1

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Платон. Государство. Книга 4 и 5 // Платон. Собрание соч. в 4-х т. Т. 3. М., 1994.

Кн. 4: Модель идеального государства.

Размер идеального государства

Роль воспитания и законов в идеальном государстве

4 добродетели в идеальном государстве

Справедливое государство и справедливый человек

Кн. 5: Соотношение своего и общего в идеальном государстве.

Правители и народ в идеальном государстве

Почему правителями государства должны быть философы?

2) Как в античности понималось государство? Кто первый разделил понятия государства и общества, и почему?

3) Перечислите основные определения государства в современной политологии; какое определение, на ваш взгляд, наиболее полно отражает функции государства?

Вариант 2

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Платон. Государство. Книга 8 и начало 9-ой // Платон. Собрание соч. в 4-х т. Т. 3. М., 1994.

Виды государственного устройства.

Соответствие 5 характеров 5 видам государства.

Тимократия

Олигархия их достоинства и недостатки

Демократия

Состав демократического государства: 3 части людей

Тирания и «тиранический» человек

2) Что такое форма правления? Чем форма правления отличается от политического режима? Какие политические режимы вам известны?

3) Что понимается под олигархией в современной политологии? В чем сходство и различие в понимании олигархии у Платона и современных политологов?

Вариант 3

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Аристотель. Политика. Кн. 1 и 2 // Аристотель. Собрание соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983.

Формы и виды общения

Почему человек существо общественное?

Должна ли собственность быть общей?

В каком объеме можно допустить граждан к государственной жизни?

Что критикует, а что принимает Аристотель в концепции Платона?

2) Какую роль в политической мысли играет утопия? Каково происхождение и развитие данного термина? В чем смысл и значение утопического социализма?

3) Сравните представления о целях государства у Аристотеля и Т. Гоббса.

Вариант 4

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Аристотель. Политика. Кн. 3-4 // Аристотель. Собрание соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983.

Что есть государство?

Гражданин

Государственное устройство

Виды государственного устройства

Какой вид государственного устройства наилучший?

Три вида людей в государстве

2) Что такое политический институт, какие виды политических институтов вам известны?

3) Назовите плюсы и минусы мажоритарной избирательной системы.

Вариант 5

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Аристотель. Политика. Кн. 5 и 7 // Аристотель. Собрание соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983.

Причины возмущения в государстве

При каких условиях изменяется государственный строй?

Три качества, нужные для людей, занимающих высшие должности

Какой государственный строй наилучший?

Задачи государства

Условия, необходимые для достижения блага общества

2) Какие виды политических конфликтов и кризисов вам известны, каковы пути преодоления политических конфликтов?

3) Каковы функции современного государства? Проиллюстрируйте функции государства на примере Российской Федерации.

Вариант 6

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Скольких видов бывают государства, и как они приобретаются?

Смешанные государства

За что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают?

Как государи должны держать слово?

Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?

Как избежать льстецов?

2) Согласны ли вы с утверждением, что политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств? Приведите аргументы.

3) Что такое политическая модернизация, какие виды политической модернизации существуют?

Вариант 7

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Гоббс Т. Левиафан. Часть II. О государстве. Гл. XIII-XVI // Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Естественное состояние

Первый и второй естественный закон

Договор

Другие естественные законы

Личность и доверитель

2) Назовите ведущих представителей неоконсервативной идеологии и практикующих политиков-неоконсерваторов. В чем суть неоконсерватизма как явления?

3) Что такое политическая культура? Какие типы политической культуры выделяет Г. Алмонд?

Вариант 8

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Гоббс Т. Левиафан. Часть II. О государстве. Гл. XVII-XX // Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Цель государства

Определение государства

Происхождение государства

Суверен и подданные: их права и обязанности

Виды государств

Отеческая и деспотическая власть

2) Назовите ведущих представителей неолиберальной идеологии и практикующих политиков-неолибералов. В чем суть неолиберализма как явления?

3) Назовите плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.

Вариант 9

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Гоббс Т. Левиафан. Часть II. О государстве. Гл. XXI-XXIII, XXVI, XXX // Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Свобода

Группы людей (какие социальные категории выделяет)

Государственные служители и их виды

Обязанности суверена

Гражданский закон

2) Подумайте, что означает лозунг Римского клуба «мыслить глобально, действовать локально»? Что это за организация, когда и с какой целью она была создана?

3) Каковы истоки возникновения неомарксизма? Когда он появился, и какими политическими движениями представлен? Кто идеологи и лидеры неомарксизма?

Вариант 10

1) Прочитайте и законспектируйте указанный текст. Выпишите из источника определения ниже перечисленных терминов и понятий, или ответьте на вопрос, процитировав автора произведения.

Локк Дж. Два трактата о правлении. Трактат второй. Гл. I-VI // Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

Природа правления и его виды

Естественное состояние

Состояние войны

Собственность

Свобода

2) Как понимаются естественное состояние и общественный договор в учениях Гоббса и Руссо, в чем их отличие от теории Локка?

3) Как понимают свободу, в частности политическую, Монтескье и Маркс, в чем сходство и различие их позиций с точкой зрения Локка?

Вариант 11

1 2