">
Политология Муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Макроэкономическая политика

Описание: Макроэкономическая политика как желаемых целей рационально максимизация общественного благосостояния Проблемы, связанные с осуществлением дискреционной политики. Изменение уровня цен на мультипликаторы. Условия торговли в международной экономике их факторы.
Предмет: Политология.
Дисциплина: Муниципальное управление.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 73
Поднять уникальность

Похожие работы:

Особенность нормативного подхода в теории макроэкономической политики. Цели и инструменты макроэкономической политики.

Макроэкономическая политика – это такая форма вмешательства гос-ва в экономику, которая направлена на повышение уровня занятости, темпов эк.роста, внешнего равновесия (равновесия платежного баланса) и стабилизацию уровня цен (инфляция=0) посредством применения инструментов, дополняющих и корректирующих рыночный механизм.

Нормативная теория призвана определять, как следует действовать политикам для достижения желаемых результатов. Исследование объекта осуществляется с точки зрения оценочного, нормирующего суждения, прежде всего, относительно достижения желаемых целей. Предполагается, что правительство является субъектом, действующим рационально. То есть: субъект, принимающий решение, осознает свои цели и точно понимает, какими инструментами он может их достичь.

В качестве общей цели выступает максимизация общественного благосостояния. Это понятие многогранно > необходимо определить более конкретные цели, которые могут быть измерены в виде целевых показателей. Например, достижение полной занятости – одна из целей, без которых невозможно максимизировать общественное благосостояние.

Цели:

1)Конечные – это те ориентиры, которые входят в конечную функцию благосостояния правительства.

Сбалансированный экономический рост, стабилизация цен, равновесие платежного баланса, полная занятость, сглаживание циклических колебаний.

Это стратегические задачи.

2)Промежуточные – это цели, которые не входят в конечную функцию благосостояния правительства, но выдвигаются в качестве тактических задач.

Сбалансированность гос.бюджета (DEF=0), снижен темпа роста ден.массы, поддержание валют курса в опред. коридоре.

В условиях неопреде-ти в кач-ве конечной цели может выступать снижение неопределенности гос.воздействия на эк-ку.

На перечисленные цели гос-во не может воздействовать непосредственно. Параметры, на которые гос-во может оказать непосредственное влияние, называются инструментами макроэкономической политики.

Например: T=ty*Y, здесь ty – (ставка налога) - это инструмент

Итак, суть нормативного подхода: определение величин инструментов при заданных целях макроэк политики. (Выбираются масштабы вмешательства гос-ва и наиболее эффективные инструменты). Инструменты задаются гос-вом (являются экзогенными), а цели определяются в процессе функционирования экономики (являются эндогенными).

Между целями существует неоднозначная система взаимосвязей. Они могут дополнять друг друга: достижение одной цели способствует достижению другой. Пример: Экономический рост и полная занятость в условиях экономического спада. Есть нейтральные цели, не оказывающие влияние друг на друга.

Но задача выбора оптимальной политики иногда усложняется в связи с наличием:

Конфликтных целей.

Несовпадения числа целей с числом инструментов

Наличием неопределенности при принятии решений

Пример конфликтных целей: кривая Филлипса в краткосрочном периоде демонстрирует противоречие между стабилизацией уровня цен и полной занятостью. «Компромисс между инфляцией и безработицей»

В связи с этим (с конфликтными целями) государство вынуждено заниматься выбором (арбитражем) целей:

а) Ряд целей не учитываются при проведении политики. Т.е. борется с инфляцией, но не решает проблему безработицы. Политика была актуальна в 70-е гг. в западных странах.

б) Политика последовательных шагов. Достижение определенных целей на различных интервалах времени.

в) Политика компромиссов. Правительство должно учитывать компромиссы между целями при формировании функции своего благосостояния или при формировании обратной ей функции социальных потерь от проведения политики.

Функция социальных потерь

Это квадратная функция, в которой каждой из целей приписывается определенный вид и учитывается отклонение желаемых показателей от заданных стандартов. Стандарты – это эталоны пок-лей, часто разрабатываемые международными эк-ми организациями, например, МВФ. Математический ее вид:

ZR=((n, i=1) gi * (Yi - Yi)2 ( min

n – число целей

gi – вес при цели i-того вида

Yi- значение цели i-того вида

Yi – величина норматива (стандарта i-того вида)

ZR – потери при проведении макроэкономической политики.

(Примечание: Yi – это Yi с черточкой вверху!)

Итак: гос-во опред-т конечные цели и конкретные значения целевых пок-лей, к кот нужно стремиться. Затем опред-т колич значения инструментов, кот необходимы для их достижения. Выбор оптимальной политики может осложняться существованием конфликтных целей, несовпадением числа инструментов и наличием неопред-ти при принятии реш-й.

Модель выбора оптимальной политики: теоретические предпосылки построения и экономико-математическая интерпретация. Определенность политики. Правило Тинбергена.

В 50-е годы XX века голландский экономист Ян Тинберген разработал модель выбора оптимальной политики в рамках нормативного подхода, за что получил Нобелевскую премию. Алгоритм:

- правительство определяет конечные цели, исходя из максимизации общественного благосостояния

- определяет целевые показатели, к которым нужно стремиться

- оценивает политические инструменты, находящиеся у них в распоряжении

- прав-во должно иметь в распоряжении модель эк-ки, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения

- выбрать оптимальный масштаб применяемых мер

Пусть число целей совпадает с числом инструментов.

Цели: Y1 , Y2 Инструменты: T1 , T2

Поскольку связь между ними линейная, то:

Y*1 = а1 * T1 + а2 * T2

Y*2 = b1 * T1 + b2 * T2

где а1, а2 , b1 , b2 - коэффициенты, отражающие степень влияния инструментов на цели.

Итак: Первое правило оптимальности Тинбергена.

Число линейно независимых инструментов должно быть равно числу целей, что приводит к однозначности и определенности оптимальной политики. Иными словами: при проведении экономической политики может быть достигнуто такое количество целей, которое равно количеству имеющихся у политиков инструментов. В реальности, однако, число целей и число инструментов часто не равно друг другу.

Также в реальности, если соотношение а1 / b1 ? а2 / b2 формально есть, но различие между соотношениями незначительно, то искомые значения инструментов могут быть нереально велики. В частности, проведение оптимальной политики может потребовать такого изменения гос.закупок, которое приведет к увел-ю бюдж дефицита до огромных размеров.

Проблема выбора оптимальной политики при децентрализованном принятии решений. Принцип эффективной рыночной классификации при проведении.

Различные инструменты макроэк политики контролируются различными гос.органами. Инструменты ДКП – ЦБ, инструменты ФП – правительством. Ян Тинберген предполагал, что различные органы гос.управления координируют свою политику. Но в реальности они могут принимать решения в децентрализованном порядке, то есть независимо друг от друга. Проблему выбора оптимальной политики децентрализованными органами гос.управления впервые исследовал амер ученый Роберт Манделл. Итак, число инструментов превышает число целей (1 цель, 2 инструмента). То есть, задача переопределена. Манделл показал, что каждый инструмент должен использоваться для регулирования того целевого показателя, на который данный инструмент оказывает наибольшее влияние. Только в этом случае может быть принят оптимальный пакет правительственных мер.

Второе правило оптимальности Манделла (правило эффективной рыночной классификации):

При наличии большого числа инструментов следует проводить дезагрегирование при принятии управленческих решений. Выбираются те инструменты, которые наиболее оптимально воздействуют на данную цель, и соответствующая политика проводится определенными органами власти. Так, политика, направленная на борьбу с инфляцией – ЦБ (т.к. инструменты, используемые ЦБ, например, денежная масса и ставка % больше влияют на уровень инфляции), политика, направленная на борьбу с безработицей – правительству (его инструменты – гос.закупки, ставки налога, трансферты).

?Y = Y*1 = a1 * ?G + a2 * ?M ^ занятость, значит, правительство

?? = Y*2 = b1 * ?G + b2 * ?M v инфляцию, значит, ЦБ

Если а1 / b1 › а2 / b2, то инструменты, используемые правительством, более эффективны при воздействии на объем выпуска страны, чем инструменты, используемые ЦБ.

Итак, Манделл «привязал» каждый инструмент к тому целевому показателю, на который данный инструмент оказывает наибольшее влияние. Практическое значение: разграничил полномочия между правительствои и ЦБ. Если правило Манделла не применяется, то процесс децентрализованного принятия решений не будет сходящимся, это приведет к существенным колебаниям значений целевых показателей вокруг их оптимального уровня.

4.Проблемы, связанные с выбором оптимальной политики при несовпадении количества целей и инструментов. Теоретические подходы к решению проблемы. Минимизация социальных потерь.

1) Пусть число инструментов превышает число целей (1 цель, 2 инструмента). То есть, задача переопределена. Манделл показал, что каждый инструмент должен использоваться для регулирования того целевого показателя, на который данный инструмент оказывает наибольшее влияние. Только в этом случае может быть принят оптимальный пакет правительственных мер.

При наличии большого числа инструментов следует проводить дезагрегирование при принятии управленческих решений. Выбираются те инструменты, которые наиболее оптимально воздействуют на данную цель, и соответствующая политика проводится определенными органами власти. Так, политика, направленная на борьбу с инфляцией – ЦБ (т.к. инструменты, используемые ЦБ, например, денежная масса и ставка % больше влияют на уровень инфляции), политика, направленная на борьбу с безработицей – правительству (его инструменты – гос.закупки, ставки налога, трансферты).

?Y = Y*1 = a1 * ?G + a2 * ?M ^ занятость, значит, правительство

?? = Y*2 = b1 * ?G + b2 * ?M v инфляцию, значит, ЦБ

Если а1 / b1 › а2 / b2, то инструменты, используемые правительством, более эффективны при воздействии на объем выпуска страны, чем инструменты, используемые ЦБ.

2) Пусть число инстрментов меньше числа целей (1 инструмент, 2 цели)

Тогда проблема аналогична проблеме конфликтных целей. (Пример конфликтных целей: кривая Филлипса в краткосрочном периоде демонстрирует противоречие между стабилизацией уровня цен и полной занятостью).

В данном случае прав-во должно миним-ть соц потери при проведении политики при заданных ограничениях.

Предположим, что прав-во не может использовать гос расходы при проведении макроэк политики (дельтаG=0). При этом у прав-ва 2 цели: дельтаУ>0 (эк рост) и дельтаП<0 (инфляция). Тогда:

?У=а2*?М

?П=в2*?М, и ?У/а2=?П/в2, значит ?П=(в2/а2)* ?У.

Данное тождество является ограничением на проводимую политику в условиях недостатка инструментов. Из данного тождества видно, что невозможно даже теоретически снизить инфляцию без потерь объема выпуска.

Графический вид ограничения:

Из графика видно, что любое смещение кривой в область увел-я объема выпуска (вправо) невозможно без измен-я инфляции. В данном случае прав-во столкнется с проблемой выбора между разл целями, поэтому прав-ву необх-мо опред-ть функцию соц потерь. Функция соц потерь оценивает издержки, кот несет общество в рез-те отклонения целевых пок-лей от из оптим значений. В нашем случае ф-я соц потерь примет вид: ZR=(?У-?У*)^2+(?П-?П*)^2 ( min

?У-целевое значение, ?У*-оптим значение. Функция соц потерь схожа с ф-ей полезности, но в отличие от полезности, кот максимизируется, соц потери минимизируются.

Пример. Перед прав-м стоит цель сниж инфляции на 2% при стабил объеме выпуска. Т.е. ZR=(?У-0)^2+(?П+2)^2(min

Рассмотрим график. Пусть в2=2, а2=0,5.

точка А – точка оптимума, где ?П*=-2, ?У*=0 (точка благосостояния).

Вокргу точки А образуются окружности, отображающие собой кривые безразличия.

Для определения точки, где соц потери минимальны, необх найти точку касания кривой ограничения с одной из кривых безразличия. В точке В ?П=-1%, ?У=-1%. В точке В ни одна из поставленных целей не достигается, но при этом потери общества от проведения политики при заданных ограничениях явл-ся миним, т.е. прав-во достигает некоего компромисса.

5.Оптимизация макроэкономической политики в условиях неопределенности. Виды неопределенности. Простейшая модель оптимальной политики с учетом неопределенности.

Выбор рациональной политики осложняется наличием условий неопределенности, когда правительство не может точно знать силу влияния инструментов на целевые показатели, в том числе из-за наличия экзогенных шоков. Существуют длинные и изменчивые лаги влияния инструментов на целевые показатели > политики не должны слишком часто менять параметры инструментов. Итак, неопределенность связана еще и с временными параметрами влияния инструмента на целевые показатели.

Выделяют 3 вида неопределенности:

- аддитивная. Связана с влиянием на результаты решения событий, на которые не могут повлиять гос.органы управления. Пример: стихийные бедствия, научные открытия, изменение погодных условий. Это экзогенные шоки. Их результаты влияния суммируются с эффектом влияния политических инструментов.

- мультипликативная. Связана с отклонением фактических значений коэффициентов, характеризующих степень влияния инструментов на цели от их среднего значения. Политики могут определить средние значения коэффициентов, но не могут знать, каковы будут эти значения во время проведения политики. Эффект мультипликативной неопределенности умножается на эффект влияния политических инструментов.

- временная. Связана с тем, что неизвестно, когда во времени проявится рез-т влияния инструмента на целевой пок-ль.

Рассмотрим пример.

Имеется 1 целевой показатель и 1 инструмент. Экономика на стадии спада > главная цель – увеличение выпуска (?Y). В качестве инструмента будет ?М. Модель будет иметь вид:

?Y = (а с птичкой*дельтаМ+эпсилон)при ?Y › 0

где (а с птичкой) - случайная переменная, хар-я степень влияния  (изменение ден.предложения) на ?Y

? (эпсилон) – случайная переменная, характеризующая результат влияния экзогенных шоков

Кажется, что правительство должно ориентироваться на средние значения переменных, чтобы достичь оптимального выпуска в среднем за период. Тогда ур-е должно принять вид:

?Y = (а среднее*дельтаМ)

Где среднее  =  , ? (эпсилон) в среднем равно 0

Получается, что цель ?Y = ?Y* в принципе может быть достигнута, но только в среднем, если выполняется условие

?М = (дельта М=дельтаУ*/аср)

В реальности наличие мультипликативной неопределенности не дает никакой гарантии достижения поставленной цели даже в среднем за период. Если ?М =  , а реальное значение (а с птичкой меньше аср) , то уровень ?Y будет меньше оптимального. При (а с птичкой больше а ср) получим ?Y больше ?Y*. Это приведет к избыточному спросу и возникновению узких мест в экономике, дефицита и усилению инфляции.

В. Брейнард исследовал влияние мультипликативной неопределенности на политический выбор. Ориентация на среднее значение  не является лучшим выбором! Т.к. возникают издержки, связанные с существенным отклонением фактических показателей от их целевых значений. Особенно, когда (а с птичкой больше а ср). Здесь резко возникший совокупный спрос может привести к развитию гиперинфляции и соц.потерям для общества.

Увеличения предложения денег нужно определять так:

?M = ?У/(аср+ско в кв/а ср)

Ско в кв– дисперсия отклонений а с птичкой от а ср.

Величина изменения ден.массы, полученная во втором уравнении меньше, чем в первом. Значит, при расчете вторым способом экономика будет находиться в условиях неполной занятости. Это поможет избежать «перегрева» и связанных с ним потерь от высоких темпов инфляции.

Аддитивные шоки целесообразно учитывать по их среднему значению. Параметр эпсилон не влияет на выбор ?М в такой же степени как колебания а с птичкой. В связи с тем, что среднее значение ? (эпсилон) равно нулю, то наличие аддитивной неопределенности не должно влиять на политический выбор. Это эквивалентная неопределенность, то есть в условиях аддитивных шоков инструменты должны выбираться так же, как при полной определенности. Правительство не может предусмотреть эти шоки, оно должно реагировать на них по мере возникновения.

Временная неопределенность связана с временными характеристиками влияния инструментов. То есть в нашем примере: увеличение ден.массы приведет к увеличению объема выпуска, но неизвестно когда. Это затрудняет проведение макроэк политики! Например, рост Y произойдет не в период спада экономики, а когда экономика уже находится на стадии подъема. Возникает угроза перегрева, ускорения инфляции, соц.потерь. Поэтому в условиях неопределенности ставится новая задача: политика стабилизации. Это политика, направленная на снижение степени случайных отклонений в целевых показателях.

6.Фискальная политика как составная часть бюджетно-налоговой политики государства и ее роль в стабилизации экономики. Классификация целей и инструментов фискальной политики. Виды фискальной политики.

Осн цели макроэк. пол-ки: т.н. «золотой четырехугольник»

1.стабилизация ур. цен

2.Достиж.полн.занятости

3.Обеспеч.равновесного эк. роста

4.Поддерж.равновес платеж. баланса

Для достиж. указ-х целей прав-во мож исп-ть инструменты, направленные на стимулирование совок.спроса и инструменты, направленные на стимулирование сов.предлож.

Стимул-е сов.спроса/ограничение сов.спроса осущ-ся гос-вом мерами фиск.п, ДКП

Стимулир-е сов. предложения осущ-ся мерами, предложенными в рамках теор. направления «эк-ка предложения» (перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости)

В отличие от норматив. подхода, в позитивном не дается оценка сложившейся ситуации, а лишь констатируется факт того/иного положения.

Фиск. п- П, проводимая прав-вом, напр-я на регулирование сов.спроса поср-вом изменения вел-ны гос.расходов (бюджетно-налоговая П)

Виды ФП:

1.По направленности

А) стимулирующая (экспансионистская) напр. на увелич. сов. спроса и занятости в стране посредством увел. гос. закупок, уменьш налогов

увG(снT)- увYd-увY-увNd

Б) сдерживающая (рестриктивная) напр. на огранич. сов спроса и увелич цен поср-вом сниж G или увел T

снG(увT)-снYd-снY-снП(инфляция)

2.По методам воздействия

А) автоматическая прав-во не вмеш-ся в нал.сист. страны, т.к полит построена на действии встроенных стабилизаторов

Встроенные стабилизаторы ФП: прогрессивная сист. налоблож и соц пособий

Механизм воздействия:1) подъем эк-ки-увY(ВВП) –ув ty подох-увTподох-сн Yрасп- сн C—сн Y- ув ВВП на душу нас

2) ув tyприб.-снТприб- сн нераспр.прибыль-сн I—сн Y (предотвращение перегрева эк-ки)

Соц.пособия: подъем экономики - увУ-снижTR-снYрасп –сн C—сн Y (предотвращение перегрева эк-ки)

Если спад, то ув Т, сн TR

Б) Дискреционная.ФП. прав-во вмеш-ся в нал.политику в целях стабилизац эк.коньюктуры согласно опред фазе цикла.

7.Проблемы, связанные с осуществлением дискреционной политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов при автоматической политике.

По методам воздейств.

А)автоматическая ФП - прав-во не вмеш в нал.сист. страны, т.к полит построена на действии встроен стабилизаторов

Встроенные стабилизаторы ФП: прогрессивная сист. налоблож и соц пособий

Механизм воздействия:1) подъем эк-ки-увY(ВВП) –ув ty подох-увTподох-сн Yрасп- сн C—сн Y- ув ВВП на душу нас

2) ув tyприб.-снТприб- сн нераспр.прибыль-сн I—сн Y (предотвращение перегрева эк-ки)

Соц.пособия: подъем экономики - увУ-снижTR-снYрасп –сн C—сн Y (предотвращение перегрева эк-ки)

Если спад, то ув Т, сн TR

Б)Дискреционная ФП. Пр-во вмеш-ся в нал.политику в целях стабилизац эк.коньюктуры согласно тойиной фазе цикла (инструменты – манипулирование налог ставками, изменение TR)

Проблемы: 1) проблемы, связанные с фактором неопределенности, обусловленного недостатком информации о реальной эконом ситуации и (или) ее искажения (проблема неопределенности величины эффекта);

2) наличие внутренних и внешних лагов, значительно снижающих действенность проводимых фискальных мероприятий. Временные лаги — это определ период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в и осознания такой потребности (проблема несогласованности во времени);

3)существование проблемы несогласованности ожиданий эконом агентов и стабилизационных решений правительства;

4) ряд проблем политического свойства (личные интересы политических деятелей).

8.Мультипликаторы государственных расходов и налоговые мультипликаторы при фиксированных ценах. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Влияние инструментов ФП (изм налгос.расходов) на изменение объема выпуска хар-ся коэф. – мультипликаторами ФП.

1.М-р гос.закупок

mg=?Y/?G

Показ. на сколько изм-ся ВВП страны при изм. гос.закупок на 1.

2.Налоговый м-р

mт=?Y/?Т

Показ. на сколько изм-ся ВВП страны при изм. налогов на 1.

3.М-р сбалансированного бюджета

m(?G=?T)=?Y/?G

При ?G=?T-сбалансиров.бюджет

Показ на ск.изм-ся ВВП страны при изм.гос закупок ,финансируемых за счет равного изменения налогов.

Количеств. знач-я мультипликаторов зависят от.:

1)гибкости цен на макроэк. рынках(P.i.W)-номинальные

2)от принятой в стране сист. налоблож

-пропорциональная T=ty*Y

-паушальная T-const (налоги взимаются фиксир величиной)

Рассмотрим мультипликаторы при жестких ценах на всех рынках и различных системах налогообложения.

А) при паушальной системе налогообложения:

mg=1/(1-Cy)

mt=-Cy/(1-Cy)

m(?G=?T) =1 (теория Хаавельмо)

Если ?G=?T, то ?Y=?G (если рост гос. расходов финансируется за счет роста налогов, то конечный прирост НД равен первоначальному приросту гос. расходов.

Б) пропорциональная система налогообложения:

mg=1/(1-Cy(1-ty))

mt=-Cy/(1-Cy(1-ty))

m(?G=?T)=1

Взаимосвязь между mg и mT

1)mt=-Cy*mg

2)Т.к. Cy<1, то |mt|3)1/(1-Cy) > 1/(1-Cy(1-ty)) , т.е. при паушальной системе нал/обл воздействие G и T на изм ВВП будет больше, чем при пропорциональной системе

4)Если в стране пропорциональная система налогообложения, то ув ty => тоже ув |mt|,mg

5)если в стране пауш сист нал/обл, то изменение Т не влияет на колич значение mt и mg

6) если в стране пропорц сист нал/обл, то рост ty ведет к снижению mt и mg

Рассмотрим мультипликаторы при жестких ценах на рынке благ и рынке труда (Р, W=const) и гибкой ставке %

1)mg=Li/(эпсилон*Li+Ly*Ii)

Li,Ly – показатели функции спроса на деньги (Ly - предельная склонность к предпочтению ликвидности по доходу;

Li – предельная склонность к предпочтению ликвидности по процентной ставке; другими словами – эластичность)

Функция спроса: L=Ly*Y-Li*i

I=I0-Ii*I (Ii- предельная склонность к инвестициям)

Эпсилон: при пропорциональной системе налогообложения:

Эпсилон = 1-Cy(1-ty)

При паушальной:

Эпсилон=1-Cy

2)mt=-Cy*mg

Факторы, влияющие на значения мультипликаторов:

1)ув Cy ув mg

2)ув ty сн mg

3)ув Li ув mg

4)ув Ii сн mg

5)ув Li сн mg

Если Li=0, то mg=0, т.е. ФП абсол неэф-на (неокл теория рассм-т только Lt=Ly*Y, Ls=0, ФП неэф-на)

Если Li->к беск, то mg=1/эпс, т.е мультипликатор становится равным мультипл-ру при фикс ценах (ситуация, хар-я для ликв ловушки, где ФП – высокоэф инструмент. Ликвидная ловушка — макроэк ситуация в кейнс.теории, когда монетарные власти не имеют инструментов для стимулирования экономики, ни через понижение %х ставок, ни через увел-е денеж. предложения. Возникает, когда ожидания негативных событий (дефляции, слабого совокупного спроса, гражданской или мировой войны) заставляют людей увеличивать их предпочтения ликвидности)

Вывод: самое большое колич значение мультипл-в ФП возможно при:

Фикс ценах на всех рынках

Пауш сист нал/обл

По мере повышения гибкости цен на макроэк рынках колич значения мультипл-в будут снижаться.

9.Воздействие изменения процентных ставок на результативность фискальной политики. Модификация мультипликаторов фискальной политики с учетом эффекта процентной ставки.

Рассмотрим модель IS-LM:

Рост гос. расходов сдвигает линию IS вправо, что приводит к росту ставки процента.

Это происходит по следующей причине: рост гос. закупок ведет к росту НД, это вызывает рост спроса на деньги, если предложение денег задано, то ставка % растет (из-за роста спроса на деньги). Рост ставки % ведет к сокращению спроса на инвестиции (в соотв-и с функцией инвестиций). Сокращение спроса на инвестиции уменьшает НД, уменьшение НД сокращает спрос на деньги и ставка % падает (и т.д.). Падение ставки % приводит к увел-ю спроса на инвестиции и рост дохода и т.д. Итог этих колебаний: национальный доход возрастает, но не так сильно, как в том случае, если бы ставка процента не менялась.

Рассмотрим мультипликаторы при жестких ценах на рынке благ и рынке труда (Р, W=const) и гибкой ставке %

1)mg=Li/(эпсилон*Li+Ly*Ii)

Li,Ly – показатели функции спроса на деньги (Ly - предельная склонность к предпочтению ликвидности по доходу;

Li – предельная склонность к предпочтению ликвидности по процентной ставке; другими словами – эластичность)

Функция спроса: L=Ly*Y-Li*i

I=I0-Ii*I (Ii- предельная склонность к инвестициям)

Эпсилон: при пропорциональной системе налогообложения:

Эпсилон = 1-Cy(1-ty)

При паушальной:

Эпсилон=1-Cy

2)mt=-Cy*mg

Факторы, влияющие на значения мультипликаторов:

1)ув Cy ув mg

2)ув ty сн mg

3)ув Li ув mg

4)ув Ii сн mg

5)ув Li сн mg

10.Влияние показателей эластичности спроса на деньги и инвестиционного спроса на величину мультипликаторов фискальной политики.

Если Li=0, то mg=0 т.е. фискальная политика абсолютно неэффективна.

Если Li стремится к бесконечности, то mg=1/эпсилон ,т.е. мультипликатор становится равным мультипликатору при фиксированных ценах (ликвидная ловушка, фискальная политика является высокоэффективным инструментом). Ликвидная ловушка — макроэк ситуация в кейнс.теории, когда монетарные власти не имеют инструментов для стимулирования экономики, ни через понижение %х ставок, ни через увел-е денеж. предложения. Возникает, когда ожидания негативных событий (дефляции, слабого совокупного спроса, гражданской или мировой войны) заставляют людей увеличивать их предпочтения ликвидности)

Теперь рассмотрим также показатель эластичности инвестиционного спроса (предельная склонность к инвестициям по ставке %). Эта величина изменяет наклон линии IS, чем она больше, тем более горизонтальна IS. Чем больше эластичность – тем менее эффективна фискальная политика (можно показать по формуле, можно нарисовать график, как в первом случае, только играть теперь с наклоном IS).

11.Фискальная политика при гибких ценах. Влияние изменения уровня цен на величину мультипликаторов.

На рисунке показана ФП в том случае, когда функция сов. предложения демонстрирует крайний кейнсианский случай. Несмотря на то, что цены, согласно нашему предположению, могут меняться, они не меняются. Соответственно и мультипликатор не меняется

В более общем случае вариант кейнс ФП в условиях изменяющихся цен выглядит как на рисунке.

ФП приводит к сдвигу кривой IS вправо (IS2). Такой сдвиг линии IS соответствует перемещению линии функции совокупного спроса из Yd0 в Yd1. Однако при таком значении совокупного спроса и неизменном уровне цен (P1) на рынке благ образуется дефицит (Y2-Y1). Дефицит рассасывается тогда, когда уровень цен повышается до P2.

При таком уровне цен, во-первых, увеличится предложение, во-вторых, сократится кол-во денег в обращении. Это выразится в сдвиге кривой LM в положение LM1 и, соот-но, сокращении совок. спроса. В итоге равновесный НД примет значение У1 меньшее, чем У2. Так как Y1 < Y2, то можно заключить, что с учетом изменения цен мультипликаторы ФП изменятся (уменьшатся).

Мультипликаторы фискальной политики при абсолютно гибких ценах: если речь зашла об абсолютно гибких ценах на всех рынках, в том числе и на рынке труда, значит мы попали в логику неоклассических рассуждений. Неоклассическая интерпретация фискальной экономики при подвижных ценах представлена на рисунке.

Здесь гос расходы посредством сдвига линии IS вправо, вызвали рост сов. спроса до величины Y2. При уровне цен Р1 на рынке благ образовался дефицит. Причем этот дефицит не может быть даже частично устранен за счет роста предложения. Ведь функция предложения вертикальна. Значит, дефицит будет устранен путем возврата к прежнему уровню спроса. Возврат к прежнему уровню спроса произойдет за счет роста уровня цен до Р2, и соотв-го сдвига кривой LM влево. В данном случае, прирост гос расходов вызвал нулевой прирост дохода. Т.е. мультипликатор в данном случае равен нулю!

12.Механизм воздействия фискальной политики на совокупный спрос. Условия возникновения и количественная оценка эффекта вытеснения частных инвестиций.

Это – простейший вариант воздействия фискальной политики на совокупный спрос. IS1 смещается в положение IS2. Это происходит вследствие того, что государство осуществило закупки каких-то товаров на рынке. Тем самым гос-во увеличило сов.спрос на величину своих расходов, умноженную на мультипликатор гос расходов. Это и отразилось на верх. графике в виде перемещения Y1 в положение Y2. На нижнем графике факт увеличения сов. спроса отражен в сдвиге функции AD1 в AD2. Но ставка % не изменяется.

Если же взять случай, когда ставка % меняется, то механизм возд-ия ФП на сов. спрос усложняется и мы сталкиваемся с эффектом вытеснения частных инвестиций.

Увеличение гос. закупок приводит к сдвигу IS1 в IS2. В случае с абсолютно эластичным спросом на деньги (LM) это приведет к Y1 в Y2. В случае LM происходит эффект вытеснения частных инвестиций:

Увел G(T=const) или сниж T (G-const) ( DEF (дефицит) (увел Bs (гос-во увел предложение облигаций)- iв увел (доходность облигаций)- увелставка % i - сниж I.

Т.е. повышение госзакупок приводит к росту ставки процента i, следовательно сокращается спрос на инвестиции (I1(I2). Это сокращение и называют эффектом замещения.

По лекциям: увел G(IS0 k IS1. Если бы ставка % i=const, то У увел с У0 до У1, но i увел с i0 до i2(У0 до У2, при это сокращение дохода У1 до У2 обусловлено эффектом вытеснения частных инвестиций (фото).

Чем более крутая кривая LM, тем к большему вытеснению инвестиций приводит рост G.

Если LM абсолютно неэластична по ставке % (вертикальная), то наблюдается полный эффект вытеснения инвестиций. ИзменениеG = минус изменениеI, изменение У=0.

13.Анализ влияния фискальных методов регулирования совокупного спроса на динамику реальных и номинальных показателей функционирования национальной экономики на основе кейнсианской модели ОМР.

Последствия от проведения ФП зависят от того, какая модель описывает принципы функционирования нац экономики

Предпосылки:

Кейнс-цы рассм-т стимулирующую ФП, как эффект-й инструмент вывода экон-и из состояния депрессии, поэтому

IS пересекает LM на ее максим эластичном участке, т.к. ситуация близка к ликвидной ловушке (Li ( бесконечность).

Кривая Yd пересекает Ys кратк на ее высокоэластичном участке, т.к. в состоянии депрессии производственные мощности недозагружены

Кривая Yd низкоэластична по уровню цен (почти не реагирует на цены)



Увел G (снижT) – стимулирующая фискальная политика. IS0 ( IS1, E0 ( Е1, Yd0 ( Yd1. Тогда при P0 на рынке образуется дефицит в размере (Y1-Y0). Под давлением дефицита P0 ( P1, реальные кассовые остатки снижаются с M/P0 до M/P1, LM(P0) ( LM (P1), экономика смещается в т. Е2, где: 1) i2>i1>i0; 2)Y0P0; 4) M/P0 > M/P1; 5)N1>N0 и W/P0>W/P1.

Таким образом, гос политика эффективна, но эффект вытеснения частных инвестиций приводит к снижению Y1(Y2

14.Факторы, определяющие эффективность фискальной политики в закрытой экономике. Специфика изменения номинальных и реальных показателей в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Масштабы вытеснения одновременно определяют и эффективность фискальной политики. Если имеется полное вытеснение, то считается, что фискальная политика неэффективна, т.к. роста дохода нет, а ресурсы изымаются из частного сектора. Чем вытеснение меньше, тем фискальная политика эффективнее.

На рисунке кривая LM пологая, а линии IS – крутые. Их взаимод-ие показывает, что нац доход возрос почти на такую величину, на какую сместилась линия IS. При этом процентная ставка возросла несущественно. Это свидетельствует о незначительном эффекте вытеснения и высокой эффективности фискальной политики.

На след рисунке ситуация противоположная: кривая LM крутая, а линии IS пологие. Такая комбинация ведет к тому, что доход возрастает на существенно меньшую величину, чем сдвигаются линии IS. Зато ставка % возрастает почти пропорционально линии IS. Значит, эффект вытеснения масштабный. ФП при таком сочетании наклонов линии IS и кривой LM оказывается неэффективной

В конечном счете эффективность ФП в реальном секторе зависит от того, насколько полно задействованы факторы пр-ва. Если имеются свободные факторы пр-ва, то фискальная политика эффективна. Если же факторы полностью вовлечены в пр-во – неэффективна. Кейнсианцы настаивают на 1м варианте, неоклассики – на 2м.

В денежной сфере эфф-ть ФП определяется реакцией ставки % на предложение денег. Кейнсианцы полагают, что ставка % и предложение денег связаны между собой. Поэтому эфф-т вытеснения, порожденный ростом ставки %, может быть погашен увеличением предложения денег и соотв снижением ставки %. Неоклассики отрицают эту связь. Мы попадаем в классическую область кривой LM, и эффект ФП оказывается нулевым. В целом считается, что кейнсианская теория демонстрирует эффекты фискальной политики в коротком промежутке времени, а неоклассическая - в длительном.

15.Денежно-кредитная политика как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Виды денежно- кредитной политики.

ДКП- макроэк политика, проводимая ЦБ посредством измен-я денежной массы страны в целях воздействия на сов. спрос.

Непосредственными целями ДКП явл-ся: 1) изменение денежной массы на определенную величину; 2) достижение заданной ставки процента; 3) достижение определенных параметров кредитования экономики.

Виды ДКП:

1)Стимулирующая. ЦБ увеличивает денежную массу в целях стимулирования сов. спроса и экономической активности в стране. (экспансионистская)

2)Сдерживающая (контрактивная). ЦБ сжимает денежную массу в целях ограничения сов. спроса и инфляционного роста цен.

Инструменты ДКП:

Валютная политика. ЦБ проводит валютные интервенции. Так, если ЦБ продает иностранную валюту, то денежная масса страны уменьшается. В результате снижается сов. спрос, падают доходы страны (и наоборот). Ограничения на проведения валютной политики – выбор режима валютного курса. Т.е. валютная политика может применяться только при фиксированном валютном курсе. (редко где – нет такого режима)

Учетная политика. ЦБ изменяет учетную ставку %. Если учетная ставка снижается, то цена кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ и в дальнейшем выдаваемых населению, снижается. Это приводит к увеличению экономической активности (росту потребления ,I); увеличению сов. спроса и НД страны (и наоборот).

Резервная политика. ЦБ изменяет норму обязательных резервов. Если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то увеличивается размер общих резервов, отчисляемых коммерческими банками ЦБ. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по выдаче кредитов, как следствие: падает сов. спрос, НД страны и наоборот.

Политика открытого рынка. ЦБ продает и покупает гос.облигации на открытом рынке. Если ЦБ продает облигации на открытом рынке, то денежная масса снижается. В рез-те снижается сов. спрос, НД страны (наиб быстрая)

16. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в кейнсианской и монетаристской концепциях.

-передаточный механизм (цепочка связей), которая передает импульс от изменения денеж массы к изменению объема выпуска и уровня занятости в стране

Существует 2 основных концепции трансмиссионного механизма:

1)Кейнс связывает передаточный механизм только с изменением процентной ставки % i и изменением I

2)Монетаристская связывает передаточный механизм не только с изменением процентной ставки i и ее воздействием на I, но и с изменением структуры портфеля активов

Суть кейнсианского механизма: увелM сниж i увел I увел Yd (совокупный спрос) увелY (национальный доход)

Суть монетаристского трансмиссионного механизма

Монетаристы считают, что трансмиссионный механизм помимо механизма Кейнса включает в себя структуры портфеля активов, ведущие не только к изменениям инвестиц спроса, но и к изменению таких элементов спроса, как потребление, гос. закупки. Более того, в рамках монетаристского подхода результатом снижения i является большее, чем у Кейнса, увеличение I.

увелM - сниж i - сниж rB и rA (доходность облигаций) - увел PA и PB

Снижение ставки % увел-т инвестиции

Владельцы портфеля активов начинают распродавать гос облигации:

а) фирмы, продавая ценные бумаги, получают допол средства для инвестиций

б) гос-во, продавая облигации, получает допол бюджетные средства, позволяющие увеличивать гос закупки

в) домохозяйства, продавая облигации, получают средства, которые могут направлять на приобретения благ, услуг.В результате увеличивается совок спрос и НД страны.

На графике видно, что сдвиг Уd будет больше, чем у Кейнса, так же, как и рост У (НД).

17.Мультипликатор денежно-кредитной политики и его модификации. Влияние показателей эластичности спроса на деньги и инвестиционного спроса на величину мультипликатора денежно-кредитной политики.

ДКП, связываемая с изменением денежной массы, всегда приводит к изменению ставки %, поэтому мультипликатор ДКП показывает прирост дохода при изменения M на 1 ед. в условиях гибкой ставки процента.

mДКП = ?Y/?M , i не равен const

Рассмотрим вид мультипликатора ДКП при гибкой ставке % и фиксированных P и W:

mДКП=Ii/(эпсилон*Li+Ii*Ly)

эпсилон: 1-Cy *(1-ty) при пропорциональной системе налогообложения

1-Cy при паушальной

Если мы сравним mДКП с mg, то увидим, что:

mДКП=(Ii/Li)*mg, где Ii – предельная склонность к инвестициям

тогда:

mДКП тем больше, чем выше Ii

если увел Li,Ly , то mДКП умен

если Cy увел, то mДКП увел

если Ty увел, то mДКП умен

в случае возникновения ликвидной ловушки (Li стремится к бесконечности) mДКП = 0 (ДКП неэффективна)

18.Анализ результатов воздействия денежно-кредитной политики на реальные и номинальные показатели функционирования национальной экономики на основе кейнсианской модели ОМР.

Кейнсианцы рассматривают ДКП, в основном, как сдерживающую, позволяющую предотвратить перегрев экономики, находящейся на стадии подъема. (графики вообще один под другим, но место надо экономить, как обычно, сверху IS-LM, снизу Yd-Ys)

В рамках сдерживающей политики ЦБ сжимает денежную массу. В результате:

LM(P0) ( LM(P1)

Yd0 ( Yd1

При уровне цен P0 на рынке благ образуется избыток в размере (Y0-Y1) под давлением которого цены снижаются до P2

Сниж P с P0 до P2 ( увел M/P ( LM(P1) к LM(p2)

Т.о. результатом сдерживающей ДКП является:

i1>i2>i0

1 2