">
Политология Муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Конституционный строй Российской Федерации

Описание: Конституционный строй РФ: понятие, структура и базовые характеристики. Форма правления. Политический режим. Государственное устройство. Классификация основ. Выборы: понятие и виды. Избирательная система и право РФ. Вопросы местного значения поселения.
Предмет: Политология.
Дисциплина: Муниципальное управление.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 176
Поднять уникальность

Похожие работы:

25. Конституционный строй Российской Федерации.

I. Конституционный строй РФ: понятие, структура и базовые характеристики.

Конституционный строй РФ – это определённая форма и способ (модель) организации Российского государства и общества, закреплённая в его Конституции (глава 1 Конституции РФ).

Структура Конституционного строя РФ: Конституционный строй – это сложная правовая категория, состоящая из четырёх основных элементов:

Форма правления – это структура и правовое положение высших органов государственной власти и установленный порядок взаимоотношений между ними. Различают две основные формы правления:

Республика:

Президентская (например: США).

Парламентская (парламентарная) (например: ФРГ, Италия).

Смешанная (полу президентская) (например: Франция).

Монархия.

Ч. 1 ст. 1 Конституции РФ гласит: в РФ республиканская форма правления. РФ существует в форме президентской республики с некоторыми элементами парламентской республики.

Политический режим – это совокупность приёмов, средств и способов осуществления государственной власти (например: демократический, тоталитарный, авторитарный, фашистский, либеральный и др.). В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ – в РФ демократический политический режим.

Форма государственного устройства (ФГУ) – это способ территориальной организации государства. Различают две основные ФГУ: федеративное государство и унитарное государство. Согласно ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ – Россия по ФГУ есть федеративное государство.

В совокупности, форма правления, политический режим и форма государственного устройства образуют государственный строй РФ (ФП + ПР + ФГУ = государственный строй РФ).

Основы Российского гражданского общества.

P.S.: следует различать понятия «конституционный строй РФ» и «государственный строй РФ». Эти понятия не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Отличаются они во первых, по объёму. Конституционный строй РФ более широкое по своему объёму понятие, т.к. помимо трёх вышеперечисленных элементов (форма правления, политический режим, форма государственного устройства) он включает в себя и четвёртый – основы Российского гражданского общества. Во вторых они отличаются по содержанию – государственный строй может быть любым (демократическим, тоталитарным, авторитарным и т.д.), когда же мы говорим о конституционном строе, всегда имеем в виду демократический.

Базовые характеристики Конституционного строя РФ:

Правовой характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

Демократический характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

Социальный характер государства (ст. 7 Конституции РФ).

Светский характер государства (ст. 14 Конституции РФ).

Республиканская форма правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

Полный государственный суверенитет РФ (ст. 4 Конституции РФ).

Права и свободы личности - как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ).

Единственный источник власти – Российский многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).

Верховенство Конституции и Федеральных Законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).

Федеративная форма государственного устройства (ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ).

Разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

Единое гражданство РФ (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).

Единое экономическое пространство в РФ (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Идеологическое многообразие и многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

Организация местного самоуправления на всей территории РФ (ст. 12 Конституции РФ).

II. Основы Конституционного строя РФ: понятие, сущностные (важнейшие) черты и классификация.

Конституционное право РФ не регламентирует всей совокупности общественных отношений составляющих Конституционный строй. Часть этих отношений носит объективный характер (например: экономические отношения), а часть – субъективный характер (например: политические отношения). Таким образом, Конституционное право регулирует не все отношения Конституционного строя, а только его основы.

Основы Конституционного строя РФ – это система исходных (базовых) конституционных принципов, определяющих правовые, социально-экономические, политико-управленческие и духовно-культурные основы Российского общества и государства. Основы Конституционного строя РФ закреплены в главе 1 Конституции РФ.

Важнейшие черты основ Конституционного строя РФ:

Носят основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение.

Это их нормативность и общая обязательность.

Юридическое верховенство по отношению ко всем другим положениям Конституции РФ и всем НПА как федерального уровня, так и уровня Субъектов РФ (согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ, никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам Конституционного строя РФ).

Определённость и категоричность.

Постоянность действия.

Общепризнанность и цивилизованность.

Сжатость и концентрированность положений.

Целостность и устойчивость.

Повышенная стабильность (основы Конституционного строя РФ не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой Конституции РФ Конституционным Собранием, либо референдумом).

Демократизм.

Гуманизм.

Классификация основ Конституционного строя РФ:

Они закреплены в главе 1 Конституции РФ, в виде системы основополагающих принципов, которые можно разделить на три группы:

Основные конституционные начала организации Российского государства.

Основные конституционные начала организации российского гражданского общества.

Основные конституционные начала организации местного самоуправления в РФ.

III. Основные конституционные начала организации Российского государства.

Это - совокупность базовых конституционных принципов (закреплённых в главе 1 Конституции РФ), составляющих юридический фундамент (основу) Российской государственности. К числу данных принципов относятся следующие:

Принцип правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) – это такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности, является обеспечение прав и свобод человека. Признаки правового государства:

Верховенство права во всех сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной).

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина со стороны государства.

Разделение властей.

Независимость правосудия.

Взаимная ответственность личности, общества и государства.

Принцип демократического государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) – это государство, в котором единственным источником власти выступает народ; а отдельная личность, её права и свободы являются высшей ценностью. Основные признаки демократического государства:

Народ осуществляет свою власть непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов, обращений граждан, путём собраний, сходов, конференций граждан и т.д.), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

P.S.: непосредственная демократия и представительная демократия.

Легитимность государственной власти (т.е. демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти).

Децентрализация государственной власти.

Экономическая основа государства – рыночная экономика, основанная на свободе предпринимательства и частной инициативе.

Высокая правовая и политическая культура граждан и должностных лиц.

Политический плюрализм и многопартийность.

Наличие реальной оппозиции.

Принцип социального государства (ст. 7 Конституции РФ) – это государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные признаки социального государства:

Социально ориентированная структура рыночной экономики.

Гражданское общество определяет основные направления социальных программ приводимых в жизнь государством.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также социально не защищённых слоёв населения.

Государственная поддержка образования, здравоохранения, культуры.

Развитая система социальных служб.

Установление гарантированного государством МРОТ и минимального прожиточного минимума.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

Принцип республиканской формы правления.

Принцип федеративной формы государственного устройства (ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ). Федерация – это союзное или сложно составное государство, объединяющее в себе несколько территориальных единиц (Субъектов Федерации), которые обладают определённой самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и её Субъектами. Принципы федеративного устройства РФ закреплены в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Принцип государственного суверенитета РФ (закреплён в ст. 4 Конституции РФ). Государственный суверенитет РФ – это юридическое и фактическое состояние независимости Российского государства на всей своей территории, а также в международных отношениях. Государственный суверенитет РФ характеризуется определёнными свойствами:

Верховенство государственной власти – означает:

Полноту власти Российского государства при решении всех вопросов внутренней жизни.

Верховенство Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).

Исключительное право Российского народа на владение, пользование и распоряжение национальными богатствами страны (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Целостность и неприкосновенность территории РФ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).

Российская государственная власть имеет такие средства воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (вооружённые силы, правоохранительные органы).

Единство государственной власти - означает наличие в РФ только законно установленных государственных органов, входящих на основе принципа разделения властей в единую систему, а также отсутствие в государстве каких-либо параллельных структур власти. Согласно ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ и Суды РФ.

Самостоятельность государственной власти – выражается в её исключительном праве свободно выполнять (осуществлять) все свои функции, как внутренние, так и внешние.

Независимость государственной власти – означает самостоятельность Российского государства в отношениях с другими государствами (на международной арене): РФ выступает в качестве равноправного, с другими суверенными государствами.

Содержание государственного суверенитета РФ.

Он выражается в суверенных правах Российского государства – это неотъемлемые и неотчуждаемые от РФ правомочия, позволяющие ей выступать в качестве самостоятельного и независимого государства. Основные суверенные права РФ:

Право РФ осуществлять верховенство на своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ); а также осуществлять свою юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Право РФ разрабатывать и принимать свою Конституцию и своё Федеральное законодательство, а также осуществлять контроль за их соблюдением (п. а ст. 71 Конституции РФ).

Право РФ создавать свои общефедеральные государственные органы (п. г ст. 71 Конституции РФ).

Право РФ на создание и формирование собственных вооружённых сил (п. м ст. 71 Конституции РФ).

Право РФ на владение государственной собственностью и управление ею (п. д ст. 71 Конституции РФ, а также установление единой денежной системы (п. з ст. 71 Конституции РФ).

Право РФ на установление дипломатических отношений с иностранными государствами, а также на заключение международных договоров (п. к ст. 71 Конституции РФ).

Право РФ иметь собственный государственный язык (ст. 68 Конституции РФ).

Право РФ устанавливать собственное гражданство (ст. 6, п. в ст. 71 Конституции РФ).

Право РФ на учреждение собственных символов государственного суверенитета (государственный флаг, герб, гимн, а также столица) (ст. 70 Конституции РФ).

Государственный суверенитет РФ не является не ограниченным, т.е. абсолютным (с одной стороны он ограничен правом, а с другой стороны – нахождением РФ в различных международных организациях (например: ООН, кроме того, РФ является постоянным членом Совета Безопасности ООН; Совет Европы; СНГ; Международная организация труда (МОТ); МАГАТЕ, ШОС и др.). (см. ст. 79 Конституции РФ).

В России как в федеративном государстве, делится не суверенитет (он един и принадлежит только РФ в целом), а происходит разграничение предметов ведения между Федеральным центром РФ и органами государственной власти Субъектов РФ. Субъекты РФ (в частности – республики) собственным суверенитетом не обладают, в частности они не обладают правом сецессии (т.е. правом выхода из состава РФ) и не являются самостоятельными субъектами международного права (в частности – они не имеют права от своего имени заключать международные договоры с иностранными государствами).

Принцип светского государства – данный принцип закреплён в ст. 14 Конституции РФ и конкретизирован в ФЗ от 26.09.1997 г. № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях». Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Основные признаки светского государства:

Отделение церкви от государства – это означает следующее:

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти, других государственных учреждений и органов местного самоуправления.

Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству.

Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений.

Религиозные объединения не имеют права участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и не в праве оказывать им материальную и иную помощь.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами; а должностные лица, а также военнослужащие – не в праве использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах власти, организациях и учреждениях (в том числе и в образовательных), а также в воинских частях (в негосударственных учреждениях – всё это возможно).

Религиозные объединения не финансируются государством.

Отделение школы (в широком смысле) от церкви: государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, при этом религиозные объединения в праве создавать свои образовательные учреждения в соответствии с ФЗ «Об образовании», а государство в свою очередь оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях.

P.S.: согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ №125 «Об образовании», по просьбе родителей и с согласия детей обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений в праве, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставить религиозным организациям возможность обучать детей религии, но только вне рамок основной образовательной программы, т.е. на правах факультатива.

Невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной (закреплено в ч. 1 ст. 14 Конституции РФ).

Равенство все религиозных объединений перед законом.

Признаётся равенство всех религий, свобода различных вероучений, а также свобода атеизма.

IV. Гражданское общество: понятие, структура, основные конституционные начала.

Человек (индивид) живёт одновременно в трёх сферах:

В гражданском обществе.

В политическом сообществе – государстве.

В сфере личной (частной) жизни.

Гражданское общество – это своеобразное социальное пространство; взятые в единстве и взаимодействии политические, экономические и социально-культурные отношения, в рамках которых реализуется большинство прав, свобод и потребностей личности (индивида).

Структура гражданского общества:

Экономические отношения (они охватывают собственность, труд, предпринимательство и конкуренцию в сфере производства материальных и духовных ценностей (экономический блок)).

Общественно-политические отношения (в них в частности включаются различные общественные объединения граждан и политические партии).

Социальные отношения (они охватывают образование, здравоохранение, культуру, науку и т.д.).

Национальные отношения, т.е. отношения между нациями, народностями проживающими (населяющие) в РФ.

Семья.

Средства массовой информации (СМИ).

Политические и правовые взгляды и идеологии.

Институт местного самоуправления.

Основные конституционные начала Российского гражданского общества – это совокупность базовых (основных) конституционных принципов (закреплённых в главе 1 Конституции РФ), составляющих юридический фундамент, т.е. основу Российского гражданского общества. Назовём эти принципы:

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина в его взаимоотношениях с обществом и государством (закреплён в ст. 2 Конституции РФ).

Принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Принцип многообразия и равной защиты всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Ряд авторов под термином иные формы собственности, подразумевают собственность религиозных объединений.

Идеологическое многообразие, политический плюрализм и многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

Открытость Российского гражданского общества и его вовлечённость в мировое сообщество.

26. Производство по делам о гражданстве РФ (глава VII ФЗ №62 «О гражданстве РФ»).

Ст. 32 – 38 ФЗ №62 «О гражданстве РФ».

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:
а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Заявление подается заявителем лично.
3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.
4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.
Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
 
1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.
2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
 Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов
 1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 настоящего Федерального закона, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.
 Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.
2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.
Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой и шестой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.
4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.
Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.
2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.
Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
1. Гражданство Российской Федерации приобретается:
в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона - со дня рождения ребенка;
в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона - со дня усыновления (удочерения) ребенка;
в остальных случаях - со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.
2. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.
Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

11. Выборы: понятие и виды. Избирательная система и избирательное право РФ: понятие, виды, соотношение. Избирательный процесс.

Выборы – это система организационно-политических и организационно-правовых мероприятий по формированию народом представительных ОГВ, ОМС, а также по наделению им полномочиями ряда ДЛ.

Виды выборов:

Президентские и парламентские.

Очередные и досрочные.

Альтернативные и безальтернативные.

Общегосударственные, региональные и местные.

Многопартийные, однопартийные, беспартийные.

Избирательная система (в узком смысле) – Способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Виды избирательных систем:

Мажоритарная (Президентские):

Абсолютного большинства (больше половины голосов – 50 % + 1 голос).

Относительного большинства (нужно набрать больше каждого своего конкурента).

Пропорциональная (Парламентские).

Смешанная (в Свердловской обл. смешанная).

Избирательное право – совокупность КПН, регламентирующих общественные отношения по подготовке и проведению выборов.

Принципы:

Принцип всеобщего избирательного права – означает, что в выборах участвуют все совершеннолетние граждане независимо от расы, пола, религии. Не имеют право быть избранными граждане РФ:

Имеющие гражданство иностранного государства либо ВНЖ.

Осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких прест.

В отношение которых решением суда установлены факты призыва к экстремистской деятельности.

Не имеют право избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Принцип равного избирательного права – означает:

Каждый избиратель имеет только 1 голос.

Каждый депутат представляет примерно одинаковое число избирателей.

Принцип прямого избирательного права – означает, что избиратель голосует за или против

Принцип тайного голосования

Принцип альтернативности выборов –избиратель имеет возможность выбора кандидатов

Избирательный процесс - это деятельность органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов и референдумов.

Стадии:

Назначение выборов.

Формирование избирательных органов.

Регистрация избирателей.

Образование избирательных округов.

Выдвижение и регистрация кандидатов.

Предвыборная агитация.

Голосование.

Подведение итогов выборов.


28. Право народов на самоопределение

— в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления[1].

В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.

29. Статья 72


1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Анализ решения КС РФ по «Калининградскому делу»

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Калининградской областной Думы о проверке конституционности статей Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли статьи Временного положения Конституции РФ с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ. Статьями 23 и 24 Временного положения установлены неприкосновенность депутатов Калининградской областной Думы в сфере уголовного, уголовно - процессуального, административного и административно - процессуального права

Решением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда рассматриваемые статьи Временного положения признаны незаконными и противоречащими положениям Конституции РФ.

Мотивы принятого решения: уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно - исполнительное законодательство находятся в ведении РФ.

31. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

Статус парламентария – члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – образуют правовые нормы, устанавливающие их права, обязанности, ответственность, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими парламентской деятельности. Эти установления содержатся в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О статуте депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», других федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, регламентах и постановлениях палат.

Общее и особенное в статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Обобщенное понятие статуса парламентария, применяемое одновременно к члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы, является в известной мере условным и подразумевает, что в их работе по осуществлению законодательной деятельности в Федеральном Собрании много схожих черт. Вместе с тем статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы правомерно рассматривать и раздельно как два самостоятельных, правовых института, поскольку они отличаются целым рядом особенностей, что обусловлено спецификой формирования и деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.

К таким особенностям следует отнести прежде всего то обстоятельство, что депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель (достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах), тогда как члены Совета Федерации входят в Федеральное Собрание от субъектов Федерации. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий парламентариев, предусмотренных ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Срок полномочий члена Совета Федерации зависит от срока его пребывания в должности главы и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и законодательного (представительного) органа власти в регионе.

Различны и формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Так, последним, помимо общих, установленных для парламентариев форм деятельности (участие в заседаниях палат, в работе соответствующих комитетов и комиссий, в выполнении поручений палат и их органов, в парламентских слушаниях и т.п.), присущи и иные, характеризующие их особый правовой статус. К ним относятся: участие в работе депутатских объединений; обращение с депутатским запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

Особо следует сказать о такой форме депутатской деятельности, как работа с избирателями. Она выражается в обязанности депутатов Государственной Думы поддерживать тесные взаимоотношения с избирателями, т.е. принимать меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов. Именно: рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Для работы с избирателями депутатам ежемесячно предоставляются соответствующие дни в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы. Для осуществления данных полномочий депутатам предоставляются транспорт, отдельное помещение, оборудованное средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделяется для этого помещение.

К общим установлениям, характеризующим статус парламентария, относятся прежде всего нормы, определяющие их права и обязанности в сфере законотворческой деятельности. Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Думу законопроектов и поправок к ним; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и т.п.

По законодательству парламентарии вправе иметь помощников, т.е. граждан, оказывающих постоянную помощь конкретному члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий.

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вправе иметь до пяти помощников, работающих на основании трудового договора (контракта), а также до пяти помощников, работающих на общественных началах.

Депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников по работе в данной палате (одного помощника), а также по работе в своем избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным округам) или по работе в регионе, определяемом соответствующим депутатским объединением (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы самостоятельно определяют общее количество своих помощников и распределяют обязанности между ними.

Число помощников депутатов Государственной Думы, работающих на общественных началах, в законе не определено. И это не случайно, поскольку депутаты, избранные по партийным спискам, обязаны работать практически со всеми регионами страны. Чтобы не потерять с ними связь, необходимо иметь большой актив помощников.

Ряд предоставляемых парламентариям прав, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации, направлен на беспрепятственное осуществление ими парламентской деятельности.

К ним в первую очередь следует отнести обеспечение неприкосновенности членов Совета Феде-рации и депутатов Государственной Думы. Это означает, что в течение всего срока полномочий они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Парламентариям предоставлено право на безотлагательный прием должностными лицами по вопросам деятельности Федерального Собрания; право на получение и распространение информации; право пользоваться правительственной и другими видами связи; право на внеочередное поселение в гостинице; предоставление служебного помещения; право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси.

Учитывая особую значимость парламентской деятельности, законодательство Российской Федерации устанавливает для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы специальные гарантии. Так, например, парламентарии освобождаются от призыва на военную службу и на военные сборы; для них предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет Федерального бюджета, а также компенсация за причиненное увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую утрату трудоспособности.

1 2 3