">
Право Административное право
Информация о работе

Тема: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности «Юриспруденция»

Описание: Понятие и предмет административного права. Органы исполнительной власти . Государственная служба как институт административного права. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Нормативные правовые акты .
Предмет: Право.
Дисциплина: Административное право.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 9
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Государственное право»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 030501.65 (021100)
«Юриспруденция»

Санкт-Петербург

2006

Одобрены на заседании кафедры «Государственное право»,
протокол № 5 от 24.01.2006г.

Утверждены Учебно-методическим советом по специальности 030501.65 (021100), протокол № 7 от 14.03.2006г.

Административное право. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 39 с.

Составители: канд. юрид. наук, проф. В.Н. Полторыпавленко

доц. О.В. Полторыпавленко

преп. И.Б. Роговцев

Рецензент: канд. юрид. наук, доц. А.В. Кузьмин

© Санкт Петербургский государственный университет сервиса и экономики

2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА4

1. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ4

2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ5

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ15

4. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ31

Пояснительная записка

Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами вопросов учебного курса Административного права.

Курсовая работа по Административному праву выполняется на втором курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования (специальность 021100 – юриспруденция).

Основными целями курсовой работы являются: обучение самостоятельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса Административного права; привитие практических навыков научного исследования; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.

Курсовая работа по Административному праву помогает студентам логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по административно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельностью.

Курсовая работа должна:

основываться на нормативных правовых актах, специальной научной и справочной литературе, на достоверном фактическом материале из практики деятельности правоприменительных органов;

носить самостоятельный, творческий, логически связанный, непротиворечивый характер;

содержать авторские обобщения и выводы, касающиеся исследуемой проблематики.

Курсовая работа, является самостоятельной формой итогового контроля знаний обучаемых. Окончательная оценка курсовой работы определяется по итогам ее защиты.

1. Тематика курсовых работ

Понятие и предмет административного права.

Административно-правовые отношения.

Субъекты административного права.

Органы исполнительной власти.

Государственная служба как институт административного права.

Граждане Российской Федерации.

Формы государственного управления.

Методы государственного управления.

Административная ответственность.

Административные правонарушения.

Административные наказания.

Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Государственное управление экономикой.

Государственное управление в области образования и науки.

Государственное управление в области здравоохранения.

2. Порядок подготовки курсовой работы

Этапы подготовки курсовой работы:

выбор и утверждение темы;

составление и согласование плана курсовой работы;

изучение научной литературы и нормативных правовых актов;

написание текста работы;

оформление курсовой работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования;

работа с рецензией и устранение указанных замечаний;

защита курсовой работы.

1. Выбор и утверждение темы

Тематика курсовых работ составляется и утверждается кафедрой. Персональная тема определяется только согласованно с преподавателем. Повтор тем в учебной группе должен быть сведен к минимуму, не более двух.

Возможен также инициативный выбор темы. В этом случае необходимо её предварительное согласование с научным руководителем.

Регистрация тем (в том числе согласованных с научным руководителем) осуществляется методистом кафедры в журнале учета тематики курсовых работ.

2. Составление и согласование плана курсовой работы

Важным элементом любой письменной работы является план, который определяет структуру и направленность исследования. План курсовой работы должен состоять из следующих разделов:

введение;

основная часть (2 - 3 вопроса);

заключение;

список использованной литературы.

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

По согласованию с научным руководителем определяется план работы. Студент может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. При необходимости рекомендованный примерный план может быть изменен: дополнен новыми вопросами; изменена последовательность изложения материала и т.п.

Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвпросы. При этом следует помнить, что излишняя перегруженность плана работы множеством вопросов нецелесообразна. Первый признак неправильно составленного плана – повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

После составления плана работы необходимо согласовать его с научным руководителем. Без такого согласования приступать к раскрытию темы не рекомендуется, так как неудачно составленный план может свести на нет всю последующую работу.

3. Изучение научной литературы и нормативно - правовых актов

Приступая к данному этапу работы необходимо, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования.

Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки обучаемых искать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море современной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача - найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера. Это показатель научной грамотности и добросовестности студента.

При работе над курсовой работой следует использовать следующую научную литературу:

монографии (научные книги по специальным темам);

научные статьи журналов;

статьи в сборниках научных трудов;

статьи в материалах научных конференций;

рецензии на опубликованные монографии и научные статьи;

авторефераты диссертаций;

аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках;

научно-практические комментарии законодательства;

материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать:

предметные и систематические каталоги библиотек;

библиографические указатели;

реферативные журналы;

указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или 1-2 номере следующего года) в журналах:

Государство и право;

Правоведение;

Российская юстиция;

Российский юридический журнал;

Административное право;

Социальная защита;

Журнал российского права.

Кроме того, по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные «Библиографии», которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той либо иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литературы за определенный период времени. Информацию об этом можно получить у библиографов в учебных и научных библиотеках.

Помимо этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях.

Необходимо учитывать определенную научную и фактологическую ценность советской и дореволюционной литературы.

Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности.

Кроме того, нужно активно использовать, получившие широкое распространение в последние годы, автоматизированные компьютерные базы данных «Кодекс», «Гарант», «Консультант» и др., содержащие информацию обо всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих актов.

Изучение литературы в одном случае целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом - с журнальных статей. Все зависит от темы исследования, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно-правовые и другие официально-документальные источники, содержащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений. Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера.

Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются:

Собрание законодательства Российской Федерации (Собрание актов Президента и Правительства РФ);

Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ);

Российская газета.

Некоторые темы и характер курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию практики применения этого законодательства.

Студент должен иметь ясное представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того, чтобы изучение практики было плодотворным, студент совместно с научным руководителем должен определить методику обобщения (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи).

Материалы обобщения юридической практики могут использоваться как для подтверждения, и иллюстрации теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

Собранная в процессе подготовки научная информация курсовой работы должна отражать различные взгляды на поставленную проблему, т.е. в ней должны присутствовать элементы научной полемики.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. При работе с нормативным материалом необходимо учесть, что сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт.

Анализ составных частей проблемы, изложение темы должно проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, который следует использовать при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного теоретического положения в виде развернутого определения. Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль и значение изучаемого явления, его место в системе теоретических положений. В-третьих, весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов и положений фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. В-четвертых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя развивать новые взгляды иначе как полемически, без нее невозможно представить развитие науки. В-шестых, работа должна завершаться выводами и предложениями, к которым пришел автор в ходе исследования.

4. Написание текста работы

К непосредственному написанию содержания курсовой работы можно приступить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, практики применения законодательства.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Творческая самостоятельность студента должна быть проявлена в умении находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в способности найти самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, проанализировать материалы практики и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения.

Курсовая работа должна быть написана грамотно, литературным языком.

Основные требования к работе:

работа должна носить исследовательско - аналитический, а не описательный характер;

работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения и цитат;

в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые факты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера.

Студентам в ряде случаев достаточно сложно самостоятельно отделить необходимую информацию от второстепенной, поэтому на данном этапе необходимо проконсультироваться с научным руководителем.

При написании текста курсовой работы следует помнить о том, чтобы каждый пункт плана раскрывал отдельный аспект избранной темы. Структурные разделы работы должны носить логически взаимосвязанный не противоречивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме. В работе не допускаются текстуальные повторения.

Для того чтобы тема курсовой работы была раскрыта, студент должен исходить из следующих основных принципов:

самостоятельность в обобщении изученного материала;

оценка различных точек зрения по рассматриваемой;

собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний;

системность, стройность изложения и логическая завершенность работы;

убедительность и аргументированность авторских суждений;

оригинальность и нестандартность в освещении проблемы.

Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения, где называются мотивы избрания данной темы, подчеркивается актуальность исследуемой проблематики, показывается степень ее научной разработанности, определяется место в науке Административного права. Во введении ставятся основные цели и задачи, разрабатываются подходы по их реализации.

Объем введения должен соответствовать примерно 10% от общего объема работы (2 - 3 страницы).

В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Каждый вопрос, должен включать вводную, описательную и заключительную части, в которой автору следует изложить выводы частного характера.

В процессе изложения основной части работы показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездоказательная критика, а стремление к тому, чтобы главные моменты были подкреплены теоретическими положениями, фактами и примерами практической деятельности.

Раскрывая тему, автору нужно максимально использовать имеющиеся теоретические знания, навыки в работе с источниками, умение сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью, практической деятельностью общественных организаций т органов государственной власти.

Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнение авторов, являющихся признанными авторитетами в данной проблематике.

При написании курсовой работы, студент должен использовать не менее 10-15 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, а также разнообразную печатную продукцию периодических изданий).

Примерный объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц машинописного текста.

Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения студентами избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые личные обобщения и выводы.

В заключение работы автором подводится итог научного исследования, указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, акцентируется внимание на теоретических положениях вызвавших особый интерес, выделяются вопросы, имеющие практическую значимость для деятельности правоохранительных органов, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Объем заключения составляет около 10% от всего содержания курсовой работы (2 - 3 страницы).

5. Оформление курсовой работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования

Как правило, курсовую работу оформляют в компьютерном варианте в соответствие с требованиями к работам подобного рода. Как исключение, допускается рукописный вариант. Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. Сокращение слов не допускается за исключением официально установленных аббревиатур (РФ, МВД, ОВД и т.п.).

После того как работа подготовлена, необходимо пронумеровать страницы. Тщательно отредактированный текст брошюруется в установленной последовательности.

На титульном листе (первой странице, – которая не нумеруется) указывается название учебного заведения, кафедры, темы, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы (шифр специальности), а также должность, ученая степень и научное звание руководителя.

На второй странице размещается план курсовой работы и указывается, на каких страницах размещены вопросы, параграфы, подзаголовки.

Текст каждого раздела курсовой работы (введения, основной части, заключения) начинается с новой страницы.

Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами, а в сносках (внизу страниц) указывается цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата.

В библиографии указывается список использованной литературы, включающий разделы: 1) законодательные и другие официальные материалы; 2) книги; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) литература на иностранных языках.

В законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, указы, постановления правительства, приказы министерств, ведомств, государственных комитетов и т. п. в соответствии с установленной последовательностью. В раздел «Книги» включается вся использованная монографическая, публицистическая и другая литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сборник, научных статей, – то по первой букве его названия. В разделе «Статьи» перечисляются научные работы, опубликованные в журналах, сборниках научных трудов, в периодической печати.

Курсовая работа должна быть грамотно и аккуратно написана и представлена для рецензирования на кафедру в установленный срок. Кафедрой принимаются только оригиналы работ. Работы, выполненные путем ксерокопирования не принимаются. Кроме этого, студент должен у себя хранить черновые материалы, которые он использовал при написании курсовой работы вплоть до защиты.

Не рецензируются курсовые работы выполненные несамостоятельно. В таких случаях преподаватель определяет новую тему по своему усмотрению.

В библиографии указывается только цитируемая по тексту литература. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то, сколько страниц в этой работе; если это научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена.

Курсовая работа подписывается автором, ставится дата ее завершения и работа сдается для регистрации и рецензирования методисту кафедры.

6. Работа с рецензией и устранение указанных замечаний

Получив письменную рецензию, студент внимательно изучает ее, акцентируя внимание на отмеченных недостатках.

Замечания принципиального характера, должны быть устранены. Необходимые доработки осуществляются в письменной форме. Отдельные замечания, указанные в рецензии и не нуждающиеся в письменном изложении, требуют подкрепления устными аргументами, которые приводятся при защите.

Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыты вопросы, при написании работы использован единственный источник, содержание работы не соответствует плану и т. д.), то курсовая работа направляется на доработку.

В случае неудовлетворительного отзыва рецензента, студент обязан выполнить работу вновь или переработать ее в соответствии с полученными указаниями. К повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на предыдущую работу.

Устранение указанных в рецензии замечаний и последующая защита представляет собой завершающую часть работы над исследованием и в некоторой степени выступает ее итогом. Только после устранения указанных замечаний и доработки студент допускается к защите.

Получив допуск к защите, автор должен обновить в памяти содержание курсовой работы, выделить узловые вопросы и найти дополнительные аргументы на высказанные замечания.

Полученный положительный отзыв является основанием для защиты курсовой работы.

7. Защита курсовой работы

Срок и место защиты определяется кафедрой. Защита принимается комиссией в составе 2 - 3 преподавателей, включая научного руководителя. Студент должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором он в соответствии с планом, кратко и убедительно излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования. Дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Выслушав автора, члены комиссии задают вопросы по содержанию курсовой работы, на которые отвечает докладчик.

Ознакомившись с отзывом рецензента на курсовую работу, проанализировав ответы на заданные в процессе защиты вопросы, члены комиссии указывают на допущенные недостатки и вносят предложения по ее оценке. Оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты.

В случае если курсовая работа на защите оценена на «неудовлетворительно» студент должен подготовить работу заново по той же самой теме или другой, по согласованию с научным руководителем и, пройти вновь процедуру защиты.

Студенты, не сдавшие на рецензию или не защитившие курсовую работу, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче семестровых экзаменов.

3. Методические указания и рекомендации по выполнению курсовых работ

Тема № 1. Понятие и предмет административного права

Примерный план:

Введение

Понятие административного права.

Предмет и метод административного права.

Заключение

Методические указания

При раскрытии первого вопроса необходимо охарактеризовать административное право как отрасль, науку и учебную дисциплину, после чего обозначить место, занимаемое данной отраслью в системе российского права. Отдельно следует рассмотреть административное право как элемент сферы публичного права.

Раскрывая второй вопрос, следует представить предмет правового регулирования как главный критерий подразделения системы права на отрасли, назвать и раскрыть признаки, отличающие предмет административного права. Здесь же надо дать характеристику основных блоков отношений, включаемых в предмет административно-правового регулирования. Особое внимание следует уделить отграничению отношений, составляющих предмет административного права, от административно-правовых отношений.

Литература

Бахрах Д.Н. О предмете административного права России // Государство и право. 2003. № 10. С. 31 – 38.

Вишняков В.Г. К вопросу о предмете административного права // Административное право. – М., 2002. С. 49 – 57.

Игнатьев Д.В. К вопросу о предмете науки административного права России // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей-юристов. Вып. 1. – Нижний Новгород, 2001. С. 152 – 160

Калинина Л.А. Административное право как наука: Предмет, методы, задачи, этапы развития // Проблемы административного и административно-процессуального права. – М., 2005. С. 24 – 36.

Килясханов И.Ш. К вопросу о предмете и структуре курса административного права России // Юридическое образование и наука. 2003. № 2. С. 12 – 13.

Килясханов, И.Ш. Предмет административного права и актуальные проблемы структурного построения курса // Вестник Московского университета МВД России. 2004. № 1. С. 105 – 111.

Князев С.Д. Предмет и система административного права Российской Федерации: Традиционные взгляды и современные реалии // Юрист. 2001. № 5. С. 48 - 52

Печеницын В.А. О предмете и системе административного права //Система права и его отдельных отраслей. Омск, 2002. С. 126 – 139.

Россинский Б.В. О предмете и системе административного права // Административное право. М., 2002. С. 40 - 49.

Тема № 2. Административно-правовые отношения

Примерный план:

Введение

Понятие административных правоотношений.

Виды административных правоотношений и их классификация.

Структура административного правоотношения.

Заключение

Методические указания

Раскрывая первый вопрос, необходимо дать понятие административного правоотношения, подробно раскрыть его признаки, указать особенности, присущие только административным правоотношениям, в частности, сферу их возникновения и специфику административно-правового регулирования. Выделяя особенности административно-правовых отношений, следует показать роль административных правоотношений в системе правоотношений современной
России.

При изложении второго вопроса необходимо охарактеризовать и классифицировать административно-правовые отношения по следующим основаниям:

а) по юридическому характеру – на материальные и процессуальные;

б) по характеру связей (взаимодействия) сторон – на вертикальные (субординационные), то есть отношения «власти – подчинения», и горизонтальные (координационные), то есть отношения координации и согласования без подчинения одной стороны другой;

в) по характеру порождающих их юридических фактов – на порождаемые правомерными и неправомерными фактами;

г) по способу защиты – на защищаемые в административном и в судебном порядке;

д) по сфере правового регулирования – на внешние и внутриорганизационные;

е) по субъектному составу.

При рассмотрении второго вопроса необходимо приводить примеры по каждому виду классифицируемых административных правоотношений.

При рассмотрении третьего вопроса следует охарактеризовать структуру административного правоотношения. Раскрыть содержание его элементов: объекта, субъекта, содержания.

Литература

Козлов Ю.М. Административные правоотношения. – М., 1976.

Николаева Л.А. Административная ответственность как охранительное правоотношение //Административная ответственность. – М., 2004. С. 24 – 31.

Пугинский Б.И. О норме права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. № 5. С. 23.

Сорокин В.Д. О содержании и видах административно-процессуальных правоотношений // Правоведение. 1968. № 2. С. 51 – 58.

Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм советского права // Правоведение. 1970 №1. С. 12 – 16.

Тема № 3. Субъекты административного права

Примерный план:

Введение

Система субъектов административного права.

Индивидуальные субъекты административного права.

Коллективные субъекты административного права.

Заключение

Методические указания

При изложении первого вопроса следует раскрыть понятие субъекта административного права, охарактеризовать основные виды и правовой статус субъектов данной отрасли права.

Отвечая на второй вопрос, необходимо охарактеризовать права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Необходимо раскрыть понятие и виды правовых гарантий прав граждан в сфере государственного управления, способы защиты прав граждан. Следует также раскрыть общий и специальный административно-правовые статусы граждан. Также следует остановиться на особенностях административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

При изложении третьего вопроса следует дать характеристику органов местного самоуправления как субъектов административного права, раскрыть административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций. Необходимо особо остановиться на рассмотрении Административно-правового статуса общественных, религиозных объединений, политических партий, профессиональных союзов.

Литература

Бахрах Д.Н. Коллективные субъекты административного права // Правоведение. 1991. № 3. С. 66 – 73.

Бахрах Д.Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс. М., 2004. С. 72 – 89.

Кочубей З.К. К вопросу о единстве органов государственной и муниципальной власти // Журнал Российского права. 2000. № 12.

Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. 2001. № 6. С. 25 – 34.

Марьян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. 2005. № 2. С. 77 – 85.

Попов Л.Л., Колесниченко Ю.Ю. Административная ответственность юридических лиц // Административная ответственность. – М., 2001. С. 41 – 46.

Розенфельд В.Г.; Гостев Р.Г. Организации как субъекты административных правоотношений и правовое регулирование их деятельности // Российская цивилизация: история и современность. – Воронеж, 2002. Вып. 14. С. 135-164

Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции: Обязанности и права // Административное и информационное право. – М., 2003. С. 155 – 163.

Тема № 4. Органы исполнительной власти

Примерный план:

Введение

Понятие органов исполнительной власти.

Виды органов исполнительной власти.

Заключение

Методические указания

При изложении первого вопроса следует охарактеризовать систему и структуру органов государственной власти Российской Федерации, раскрыть понятие и признаки органа исполнительной власти, необходимо подробно рассмотреть принципы и функции деятельности органов исполнительной власти.

Раскрывая второй вопрос, следует подробно рассмотреть выработанные современной наукой административного права основания классификации органов исполнительной власти: коллегиальный и единоначальные, органы общей и специальной компетенции, отраслевые и межотраслевые органы и др.

Литература

Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 11. С. 40 – 45.

Кулинич С.С. Новая система органов исполнительной власти // Проблемы административного и административно-процессуального права. – М., 2005. С. 54 – 62.

Махров И.Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти // Право и экономика. 2002. № 12. С. 14 – 20.

Хазанов С.Д. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: Некоторые методологические вопросы. // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. – М., 2003. С. 30 – 44.

Тема №5. Государственная служба как институт административного права

Примерный план:

Введение

Понятие государственной службы.

Правовой статус государственного служащего.

Заключение

Методические указания

Раскрывая первый вопрос, следует охарактеризовать государственная служба как комплексный правовой институт, раскрыть понятие и принципы государственной службы. Подробно рассмотреть систему и виды государственной службы. Дать понятие государственной должности.

При изложении второго вопроса следует раскрыть основы административно-правового статуса государственного служащего. Остановиться на вопросах прохождения государственной службы, поощрения и ответственности государственных служащих.

Литература

Арутюнов К.Г., Куракин А.В. Аттестация государственных служащих: Понятие и сущность // Право и государство. 2005. № 3. С. 144 -146.

Бабелюк Е.Г. Особенности правового статуса гражданских служащих в системе видов государственной службы Российской Федерации // Кодекс info. 2004. № 11 - 12. С. 3 – 9.

Кулешов И.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих РФ: Общее и особенное. Чиновник. 2005. № 2. С. 6 – 9.

Марьян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. 2005. № 2. С. 77 – 85.

Тема № 6. Граждане России

Примерный план:

Введение

Административно-правовой статус граждан РФ.

Административно – правовой статус.

Административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса изложение следует начать с определения конституционных норм как основы правовой системы Российской Федерации. Нужно указать, что нормы административного законодательства конкретизируют конституционные нормы и могут издаваться только на их основе. Следует дать определение административной правосубъектности, административной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, назвать условия их приобретения и утраты, охарактеризовать их правовое содержание.

Во втором вопросе необходимо дать определение понятия гражданства как политико-правовой связи личности с государством, характеризующейся взаимными правами и обязанностями. Следует также определить понятия иностранного гражданина, лица без гражданства и лица с двойным гражданством, указать на особенности их правового положения по действующему российскому законодательству.

Раскрывая третий вопрос, необходимо дать общее понятие гарантии, ее значение для реализации административных прав граждан. Для каждого вида гарантий нужно дать развернутую характеристику и привести примеры с использованием положений действующего российского законодательства.

Литература

Басик В.П. Количественные и качественные изменения правовых принципов гражданства Российской // Государство и право. 2005. № 6. С. 90 – 96.

Басик В.П. Условия приобретения и прекращения гражданства на территории Российской Федерации // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. № 1. С. 23 – 42.

Мещеряков А.В. Гражданство современной России: Особенности правового регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. №2. С. 76 – 81.

Мисрокова М. Коллизии законов о гражданстве РФ и республик в ее составе // Закон и право. 2005. № 6. С. 12 – 14.

Оганисян. М.С. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства (и их детей) и их административная ответственность // Актуальные проблемы государства и права. Новокузнецк. 2005. С. 109 – 112.

Российское гражданство: учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Под ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. – М., 2005.

Тема № 7 «Формы государственного управления»

Примерный план:

Введение

Понятие и сущность форм государственного управления.

Виды и содержание форм государственного управления.

Заключение

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать понятие форм государственного управления, как внешнего практического выражения конкретных действий, совершаемых органами государственного управления в процессе исполнительной и распорядительной деятельности, раскрыть их связь с функциями государственного управления.

Во втором вопросе следует подробно рассмотреть виды форм государственного управления, раскрыть понятие и виды правовых и неправовых форм государственного управления.

Литература

Аврутин М.Ю. К вопросу о формах и методах административно-правового регулирования экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 2. С. 95 – 99.

Албастова Л. Технологии проведения социальных инноваций в органах власти // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 1999.

Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону, 2000.

Тирских М.Г. О причинах изменения методов государственного управления // Сибирский юридический вестник. 2001. № 2. С. 86 – 91.

Уваров А.А. Местное самоуправление и государственное управление в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 3. С. 10 – 16.

Шабров О. Управление и самоорганизация как формы стабильности и развития // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 1999.

Тема № 8. Методы государственного управления

Примерный план:

Введение

Понятие и классификация методов государственного управления.

Убеждение и принуждение в государственном управлении.

Заключение

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, следует дать понятие методов государственного управления, раскрыть отличие методов государственного управления от иных способов воздействия на общественные отношения. Необходимо также классифицировать методы по различным основаниям.

Отвечая на второй вопрос, следует раскрыть значение убеждения и принуждения как методов государственного управления. Охарактеризовать виды административного принуждения: административно-предупредительные меры, административно - пресекательные меры, меры обеспечения производства об административных правонарушениях, гарантии законности и прав граждан при применении мер административно-правового принуждения.

Литература

Аврутин М.Ю. К вопросу о формах и методах административно-правового регулирования экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 2. С. 95 – 99.

Албастова Л. Технологии проведения социальных инноваций в органах власти // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 1999.

Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону, 2000.

Тирских М.Г. О причинах изменения методов государственного управления // Сибирский юридический вестник. 2001. № 2. С. 86 – 91.

Уваров А.А. Местное самоуправление и государственное управление в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 3. С. 10 – 16.

Шабров О. Управление и самоорганизация как формы стабильности и развития // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 1999.

Тема № 9. Административная ответственность

Примерный план:

Введение

Понятие административной ответственности.

Административное правонарушение как основание административной ответственности.

Заключение

Методические указания

1 2