">
Право Гражданское право
Информация о работе

Тема: Понятие и свойства прав человека

Описание: Соотношение понятий права и свободы человека. Права и их отличия с обязанностями. Человек и гражданин: проблема соотношения. Правовой статус личности в Российской Федерации. Основные черты современной универсальной концепции. Судебная защита.
Предмет: Право.
Дисциплина: Гражданское право.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 164
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Понятие и свойства прав человека. Соотношение понятий «права человека» и «свободы человека».

ПЧ-это определенные возможности,которые предоставляются гос-вом и международным сообществом в целях реализации человеком своих прав.

ПЧ имеют опред. свойства ,признаки:

1.Пч-воплощение достоинства личности.

2.Универсальность(права принадлежат всем людям независимо от расы пола,религии,возраста,языка и т.д.).

3.Неотчуждаемость (неотъемлемость) ПЧ.

4.Системность и неделимость прав.

5. непогашаемость(т.е. их одноразовое использование не ведет к их прекращению

ПЧ-это признанные и гарантированные гос-вом возможности действий человекав указанной сфере.

Свободы человека- это возможность человека действовать в соответствии со своим выбором в целях реализации своих интересов в определенной сфере в которую гос-во не должно вмешиваться.Оно только определяет границы.

2.Права человека и их соотношение с обязанностями.

Обязанности ч-ка –мера должного поведения ч-ка

Обязанность - вид и мера необходимого по своей сущности, активного и должного поведения человека и гражданина.

Обязанности являются основанием права, при помощи которого реализовываются правовые нормы. Понятие обязанности неразрывно связанно с понятием права. Обязанность есть то, что у каждого индивидуума соответствует правам другого. Человек потому только имеет права, что он несет на себе обязанности, и наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей лишь потому, что он имеет права. Только лишь единство прав и обязанностей и возможность их полной реализации человеком и гражданином является залогом обеспечения справедливости, законности, общественной безопасности и правопорядка.

Государство должно создать такие условия, чтобы люди и граждане выполняли свои социально-правовые обязанности не по принуждению, а добровольно, ибо государство сильно сознательностью масс.

3.Права человека и права гражданина: проблема соотношения.

Каждый гражданин есть человек, но не каждый человек есть гражданин!

1.Чел-это биосоциальное существо.

Градж.-это лицо являющееся участником политико-правовых отношений между гос-вом и человеком.

2.ПЧ носят всеобщий хар-р. Права гражданина существуют в конкретном гос-ве на определенном этапе его развития.

3.ПЧ являются международной категорией , а права гражданина –государственной.

Следовательно: Права гражданина - это совокупность субъективных прав лица возможность реализации которых определяется фактом наличия гражданства.

4. Теория поколений прав человека.

Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только но сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда — появление понятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революции, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических нравах — нраве на свободу мысли, совести п религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу п безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом п ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы пародов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав.

В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную политику. Па основе Манифеста германского кайзера 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом (это право не могло быть обеспечено в послевоенной Германии), право па социальное страхование в случае старости, болезни и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что "строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и "целям обеспечения для всех существования, достойного человека".

Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право па образование) в качестве программы были заявлены еще в Конституции РСФСР 1918 г. Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла реформация экономических отношений в буржуазных государствах, поскольку реальная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшей особое значение в XX в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран.

Права третьего поколения – коллективные права, а не какие-либо «новые» права индивида. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности. На наш взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Такая точка зрения высказана К. Васаком , который к третьему поколению относит только коллективные права , основанные на солидарности , так называемые "права солидарности" — право на развитие , на мир , на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества,

а также право на коммуникацию,связанное с концепцией нового международного информационного порядка

5. Принципы прав человека.

Принципы прав человека - основополагающие идеи, определяющие содержание и социальное назначение прав человека.

К принципам прав человека относят :

-достоинство

-гуманизм(система взглядов признающих человека высшей ценностью на земле)

- равноправие(мера одинаковой правовой свободы для всех людей независимо от их пола рассы,общественного положения и условий жизни,системы взглядов и вероисповедании. Равноправие тесно связано с понятием «демократизм»

-свобода

-справедливость

-толерантность

-демократизм

6.Система прав человека

Система прав- это взаимосвязь которая сводит права человека в единое целое.

Права человека возникли в результате длительного исторического развития. В 17в. Локк называет только 3 права.

2 подхода к классификации:

-НАЦИОНАЛЬНЫЙ

-МЕЖДУНАРОДНЫЙ:

• универс-я (вытекает из межд-го пакта

1966г.В основе этой классиф-и - сфера

жизни человека:

-граж-е

-полит-е

-экон-е

- соц-е

-культр-е)

• региональная

Имеет исторический х-р :

3 поколения прав чел-ка:

1.Права возникающие в 17-19вв

2.С18-20в. Эк,соц,куль-е права

3.Во 20ой пол.20в. связанные с техническим процессом.Право на развитие,П на охрану окруж.среды.

7.Правовой статус личности в Российской Федерации: понятие и структура

Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе прав и обязанностей .

Структура правового статуса личности включает в себя следующие элементы:

•гражданство

•правосубъектность:

-правоспособность

-дееспособность

•основные права, свободы, законные интересы и обязанности

•правовые принципы

•гарантии правового статуса

•юридическая ответственность

Немного по подробнее о каждом элементе, который входит в структуру правового статуса личности.

1.«Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» . Гражданство – один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защит лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. В настоящее время все отношения связанные с гражданством в Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 31 мая 2002г. «О гражданстве Российской федерации». Понятие, которое я дала выше, сформулировано в его преамбуле.

2. «Правосубъектность – это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. праводееспособность» . Правоспособность – это непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент правового статуса, предпосылка к правообладанию. Дееспособность – это способность субъекта осуществлять права и обязанности своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правоотношений.

3. Основные права, свободы, законные интересы и обязанности. Права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса личности. Данное положение закреплено в ст.64 Конституции Российской Федерации. Законные интересы - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не определены. Это объясняется тем, что в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации. При определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм.

4. Правовые принципы - это особый аспект, отражающий роль государства в закреплении определенного уровня гарантий применительно к правам и обязанностям, который оно обязано обеспечить тем или иным субъектам права. Принципы - это часть права в объективном смысле, и очень важной в понимании их значения является ст. 18 Конституции РФ, в которой сказано, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

5. Гарантии правового статуса личности – это суть, условия и средства реализации других элементов структуры правового статуса личности, прежде всего основных прав и свобод. Гарантии нужны для каждого элемента правового статуса, но в первую очередь для конституционных прав и обязанностей. Так же следует упомянуть о таких гарантиях как юридические - это правовые и организационно-правовые условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод.

6.Юридическая ответственность - это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. В нее входит позитивная ответственность и негативная. Позитивная – мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально-правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью. Позитивная ответственность личности предшествует негативной, последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е совершается правонарушение.

Правовой статус личности бывает 3-х видов:

1.Общий(конституционный статус гражданина РФ)

2.Специальный(родовой)(статус человека, принадлежащего определенной группе людей)(пенсионеры, студенты)

3.Индивидуальный(характеризует каждого из нас как индивида или характеризует конкретику отдельного лица)

8. Основные черты современной универсальной концепции прав человека.

То, что сейчас принято называть правами человека, восходит к идее естественного права, которая зародилась в древнем мире. Суть ее в том, что человек независимо от его положения в обществе обладает равными с другими правами, которые даны ему самой природой. Государство же возникло как следствие договора между людьми и является вторичным по отношению к правам, данным природой.

Существенный вклад в концепцию естественного права внесли такие мыслители как Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джефферсон и др. Они понимали права человека на жизнь, свободу, безопасность, частную собственность как фундаментальные и неотъемлемые.

Под фундаментальным набором прав человека понимают те из них, которые свойственны человеку независимо от политических установлений и законодательных гарантий государства. Это право на жизнь, телесную неприкосновенность, свободу о произвольного ареста, свободы веры и совести, право родителей на воспитание своих детей, право на сопротивление угнетателям и т. д.

В более широком смысле под правами человека понимается весь спектр прав и свобод личности, которые могут быть предоставлены человеку в современном обществе и государстве.

Концепция прав человека была систематизирована и получила юридическое оформление в 1776 году в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах и конституции США 1789 г. В том же году во Франции появилась Декларация прав человека и гражданина которая закрепила конституционно ряд основополагающих прав человека: право на собственность, безопасность, сопротивление угнетению, свободу личности. Заглавная статья этого документа гласит так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Целью государственного союза объявлялось обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Причинами общественных бедствий и пороков правительств является «невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним».

Понятие свободы в Декларации формулировалось как возможность гражданина «делать все, что не приносит вреда другому», не препятствует всем прочим гражданам пользоваться теми же самыми правами. Границы этих прав определяются только законом. Сам закон объявлялся как выражение общей воли, равным и обязательным для всех.

«Драгоценным правом» человека Декларация именует «свободное выражение мысли и мнений», равное право каждого «высказываться, писать и печатать свободно под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом».

10 декабря 1948 года в Париже Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека». О своеобразной перекличке времен свидетельствует содержание 1-ой статьи, которая гласит, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Содержание последующих статей пронизано принципами создания условий для реализации гражданских и политических (ст. 3 - 21), экономических, социальных и культурных прав человека (ст. 2 - 27) «без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или социального происхождения» (ст. 2). В заключительных статьях (28 - 30) признается право каждого человека на социальный и международный порядок – необходимое условие полного существования всех прав и основных свобод личности.

В Конституции Российской Федерации права и свободы закреплены во второй главе. В ней признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ст. 17).

9. Формирование представлений о ценности человеческой личности и ее прав в древнем мире.

Истоки идеи прав человека следует искать в античной Греции.

Действительно, та цивилизация, которая была создана на берегах Эгейского моря, настолько отличалась от всего, что было известно человечеству до этого, что ее называют «греческим чудом».

Одно из важнейших составляющих этого «чуда» - созданная греками система полисной демократии (классическим образом которой являются Древние Афины) и невиданный расцвет философской мысли.

Древнегреческие философы выдвинули идею естественного (божественного) закона в противоположность установлениям земных правителей.

Греческие философы спорили о том, что есть свобода, справедливость и общее благо.

Гражданам полиса полагались многие права, которые в современной Европе считаются основными: например, свобода слова для всех (изогория) или равноправие (равенство всех перед законом, исономия).

Также член полисной общины мог обжаловать несправедливое решение и имел право частной собственности. Древнеримская республика несколько расширила список прав за счет свободы передвижения, запретив пытки, введя в судебный процесс принцип состязательности. Однако, не следует забывать о том, что свобода и связанные с ней права, были в античном мире привилегией немногих.

«Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба – граждане.» Аристотель.

За бортом полисной политики оставались, во-первых, женщины, во-вторых, метеки (переселенцы из других мест и полукровки), в-третьих, рабы.

Впрочем, даже неравным в Греции гарантировались некоторые права. Так, даже рабы имели право на физическую неприкосновенность.

Некоторые считают, что политическая свобода в Древней Греции была не только привилегией, но обязанностью каждого гражданина.

Как известно, в большинстве древневосточных государств подчинение человека деспотической власти было абсолютным. В Древней Греции, как мы уже видели, о таком подчинении не было и речи. Но границы свободы отдельного человека даже в афинской демократии были достаточно узкими: свобода довольно часто приносилась в жертву общественному спокойствию и общественным интересам, даже если это было и несправедливо. Смысл свободы усматривался в первую очередь в ее полезности для общества, а не в значении для личности».

10. Эпоха Возрождения и ее значение для формирования идей о достоинстве и правах человека.

В позднее средневековье (XIV – XVI вв.) в представлениях о месте человека в мире произошел настоящий переворот. Реформация и Возрождение два различных пути утверждения достоинства человеческой личности, освобождения разума от диктата церкви, а человека — от сословных привилегий. Именно в эпохе Возрождения видят начало формирования современных представлений о личности как о самостоятельной ценности. Итальянские гуманисты выделили науки о человеке — studia humanitatis — в отдельное направление. Особую ценность для них имела не только духовная жизнь человека, подготавливавшая его к жизни вечной, но жизнь земная, со всеми ее радостями и страстями, общением с себе подобными. Кстати, многие гуманисты были и активными деятелями городских республик Италии. Мыслители Ренессанса сформулировали идеал человека, целостного и гармоничного, который может занять то место, которое только пожелает.

В другой части Европы, в XVI в. развивалось движение за очищение церкви. Немецкий монах Мартин Лютер, ставший идеологом Реформации, выдвинул идею спасения только верой. Традиционно считалось, что для того, чтобы спасти бессмертную душу, христианин должен совершать добрые дела и следовать предписаниям церкви. Лютер утверждал, что для личного спасения человеку не нужны посредники. Мысль о всеобщем равенстве во Христе в учении немецкого монаха обрела форму концепции всеобщего священства: мирянин уравнивается в правах и достоинстве с клириком (священнослужителем), он может самостоятельно без помощи церкви толковать Библию. Лютер также выдвинул идею о рабстве воли, принципиальной несвободе человека, поскольку человек неизмеримо ниже Творца и никогда не сможет постигнуть божественного замысла. Ему остается только верить.

В дальнейшем другой реформатор Жан Кальвин преобразовал концепцию рабства воли в идею абсолютного предопределения, согласно которой Творец еще до сотворения мира определил, кто будет спасен, а кто нет, — ведь ему известно все, что совершит каждый из нас. Человек никак не может повлиять на возможность своего спасения, но он может узнать о своей судьбе: он должен вести праведную жизнь, накапливать богатства и по тому, насколько успешной будет эта жизнь, сможет понять божественный промысел

Многочисленные религиозные конфликты, вызванные появлением новых реформационных учений, в том числе спровоцировали отъезд большого числа сторонников Кальвина в новый свет, тем самым было дано начало истории Соединенных Штатов. Как полагают исследователи, разнообразие общин, вызванное возможностью различного толкования Библии, способствовало становлению принципа веротерпимости, оформление его в принцип свободы совести. В юридическом смысле принцип равенства католиков и протестантов закрепляли мирные договоры, которые действовали во многих странах Европы (Германии, Франции, Голландии, Швейцарии и т.д.)

11. Развитие идей прав человека и их последующее политико-правовое закрепление в период Просвещения.

В этот период в Англии возникают попытки ограничения права монарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства, завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г

обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей, лиц, не знающих законов, либо не желающих их выполнять.

Особое место занимает ст. 39 Великой хартии, предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Следующим важнейшим шагом в обеспечении прав личности явилось принятие Петиции о правах, закона, принадлежащего к числу немногих актов, на которых зиждется английское конституционное право. Петиция о праве 1628 г.

возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.

Петиции узаконивались право обеспечения неприкосновенности личности и право равенства всех лиц перед законом независимо от социального статуса в случаях совершения уголовно наказуемого поступка или присуждения к смертной казни.

Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1678 г.

ввел понятие «надлежащей процедуры»,

установил гарантии неприкосновенности личности принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения.

Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 г.

обстоятельно перечислял политические права как парламента, так и отдельных граждан, и являлся по существу мирным договором, поставившим последнюю точку в продолжительной и упорной борьбе между королевской властью и парламентом.

Монтескье

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

Вольтер.

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся.

Свобода у него в первую очередь - свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом.

Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.

Эти представления о свободе и равенстве Вольтер использовал в своих предложениях по реформированию феодального общества, он выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов, аристократию, по его мнению, следовало заменить бюрократией.

Естественно-правовые учения в Германии

Представители немецкого Просвещения многое сделали для дальнейшей систематизации и популяризации доктрины естественного права, для приспособления ее к потребностям буржуазного развития страны.

Естественное право выглядело универсальной социальной этикой, нормы которой должны были регулировать поведение всех людей независимо от их ранга и имущественного положения, государственной принадлежности и политических убеждений.

12. Эволюция концепции прав и свобод человека в дореволюционной России.

Неотчуждаемые права и свободы человека, положения Декларации 1789 г., идеи правового государства получили поддержку и защиту в трудах многих известных дореволюционных русских ученых.

Так, Б.Н. Чичерин (1829 — 1904), сочетая в своем творчестве подходы Канта и Гегеля, с либерально-индивидуалистических позиции защищал свободу, равенство и права людей.

По поводу прирожденных и неотчуждаемых прав человека Чичерин придерживается позиции Канта, который утверждал, что прирожденное человеку право только одно, а именно свобода: все остальное заключено в ней и из нее вытекает. Данное положение Чичерин трактует в том смысле, что человеческая свобода — явление историческое, а не природное, т. е. это гражданская свобода, подчиненная общему закону.

Признание человека свободным лицом Чичерин характе­ризовал как величайший шаг в историческом движении граж­данской жизни и достижение той ступени, когда гражданский порядок становится истинно человеческим. Многие народы по­ложили эту идею в основу своего строя. Имея в виду отмену крепостничества в России, Чичерин отмечал: "У нас этот вели­кий шаг совершился позднее, нежели у других европейских народов, п это служит несомненным признаком нашей отстало­сти по только в умственном, но п в гражданском отношении; а так как признание в человеке человеческой личности составля­ет также и нравственное требование, то и с этой стороны нам нечего величаться перед другими. Новая эра истинно челове­ческого развития начинается для России с царствования Алек­сандра Второго". Недостаточно, однако, подчеркивал он, про­возгласить начала свободы и прав людей; необходимо провести их в жизнь со всеми вытекающими из них последствиями.

Защита естествсппоправовых идей свободы и прав личнос­ти занимает центральное место в творчестве П.И. Новгородце-ва (1866— 1924). Его правовые взгляды находились под замет­ным влиянием кантианства и естественного права, необходи­мость возрождения которого является стержневой идеей всей сто юридико-теорстпческой позиции. В целом весь подход Нов-городцева пронизан стремлением утвердить нравственный идеализм в юриспруденции. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной п нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений и морального обоснования права можно преодолеть кризис современного правосознания.

Так же многие другие ученые и философу того времени придерживались похожих концепций, т.е. необходимость в признании естественных прав человека высшей ценностью.

13. Права человека в СССР. Правозащитное движение.

Права человека в СССР — комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР (например, Конституцией СССР 1977 года), а также конституциями, уголовными и гражданскими кодексами союзных республик (например, Уголовным кодексом РСФСР и Гражданским кодексом РСФСР).

Советский Союз был создан на большей части территории бывшей Российской империи после тяжелых и кровопролитных войн.

В соответствии с Декретом об уничтожении сословий и другими законами основной целью нового государства было установление равноправия, как политического, так и экономического, и недопущение эксплуатации человека человеком, то есть запрет не только рабства, но и использования наемного труда в частных хозяйствах. Найм был разрешён только для государственных или коллективных хозяйств.

Политические и гражданские права считались бессмысленными без основных «экономических прав», которые на государственном уровне обеспечивают первичную медико-санитарную помощь, адекватное питание, право на образование вместо либерального права собственности.

Каждый был обязан пожертвовать своими личными правами и желаниями в пользу коллективных потребностей.

Де-юре граждане обладали широким спектром прав, в частности Конституция СССР 1936 года и Конституция СССР 1977 года всем гражданам предоставляли равные права:

всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни,

свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.

Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.

Де-факто многие из этих деклараций не соблюдались. Например, цензура в СССР носила тотальный и идеологический характер, а переписка подвергалась массовой перлюстрации.

В СССР сложилось тоталитарное государство.

Основные права и интересы граждан провозглашались лишь формально

Было фактически сведено на нет действие законов

В Конституции СССР 1977 года провозглашала следующие права:

Право на труд

Право на отдых

Право на охрану здоровья

Право на материальное обеспечение в старости, случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца

право на жилище

право на образование

право на пользование достижениями культуры

право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения

право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе

право объединяться в общественные организации

право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество

Правозащи?тное движе?ние — часть диссидентского движения в СССР, сосредоточенная прежде всего на отстаивании гражданских прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией СССР (свобода слова, печати, демонстраций, ассоциаций и др.), вне зависимости от их принадлежности к каким-либо социальным, национальным или мировоззренческим группам (в отличие от других фракций диссидентского движения, отстаивавших те или иные социально-политические проекты — монархический или левосоциалистический, требовавших самоопределения и отделения отдельных территорий и др.). Под правозащитной деятельностью, главным образом, понималась деятельность, направленная в защиту прав других людей высказывать собственное мнение и жить по своему усмотрению, даже если это мнение и этот образ жизни не совпадают с мнениями и образом жизни самих правозащитников.

Оно смогло объединить дотоле разрозненные проявления независимой гражданской и культурной инициативы в единое целое.

14. Понятие, система и основное назначение международных стандартов прав человека

Международные стандарты ПЧ – это совокупность междун.- правовых норм, сожержащаяся в различных источниках международного характера.

Источники :

декларации

конвенции

Декларации имеют рекоменд. характер для гос-в участников

Конвенции имеют обяз. характер

Основное назначение международных стандартов состоит в объединении усилий гос-в по поддержанию мира и безопасности в целях соблюдения и обеспечения прав и свобод человека.

Пройдя последовательные этапы своего развития, современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве составляют систему гражданских прав: политических, социальных, экономических, культурных прав.

Политические права - это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности и т.п.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с "вложениями в человека" со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

Культурные права - это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним.

Во второй половине XX в. появилась новая группа прав - экологических, вызванная к жизни противоречиями научно - технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида (использование атомной энергии, развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой техникой и т.д.).

15. Всеобщая декларация прав человека 1948г.: исторические условия принятия, основные принципы и положения, значение.

Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.

Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был необходим.

Итак, первым объектом нормотворческой деятельности ООН должны были стать основные права человека. С этой целью на основе резолюции ЭКОСОС(экономический и социальный совет организации объединенных наций) от 16 февраля 1946 г. была создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международных деклараций или конвенций по вопросам гражданских свобод. Комиссия была сформирована в составе 18 представителей государств, избранных по принципу равного географического представительства.

Кроме того, с целью оказания помощи Комиссии по правам человека в Секретариате ООН был создан Департамент по правам человека, возглавляемый известным канадским профессором, специалистом в области международного права Джоном Хамфри. Подготовленный им обширный документ “Документированные заметки”, обобщающий национальное законодательство государств по правам человека и проекты неправительственных международных организаций, лег в основу работы Комиссии по правам человека.

Для подготовки Декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли Элеонора Рузвельт, французский профессор Рэнэ Кассен, философ по образованию Шарль Малик (Ливан), получивший образование в Гарварде и заменивший впоследствии Элеонору Рузвельт на посту председателя Комиссии по правам человека.

Уже на 2-й сессии Комиссии по правам человека, проходившей в декабре 1947 г., был представлен практически законченный проект Декларации, подготовленный Кассеном, основанный на “Документированных заметках” Департамента по правам человека Секретариата ООН. После обсуждения в Комиссии он был отправлен на замечания правительствам.

На 3-й сессии (июнь 1948 г.) Комиссия по правам человека, после изучения немногочисленных замечаний правительств, завершила работу над проектом Декларации и представила его в ЭКОСОС, который направил его для окончательной доработки и принятия в III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Париже с сентября по декабрь 1948 г. Таким образом, работа над текстом Декларации о правах человека была завершена в течение 2 лет, что свидетельствует о высокой степени эффективности деятельности членов Комиссии по правам человека, готовивших данный документ в условиях постоянной дипломатической борьбы.

На 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов: из 56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовали за, лишь 8 государств воздержались.

Несомненная значимость Декларации заключается в том, что она не только содержала основные права и свободы, обусловив необходимость государственной власти для их гарантии, но и сформировала принципы ее организации, весьма созвучные с принципами современного правового государства. К ним относятся:

а) верховенство закона (все, что не запрещено законом, то дозволено; никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом (ст. 5); наказание и задержание лица, лишение собственности возможно только на основании закона) (ст. 7, 8, 17);

б) представительная форма правления (все граждане имеют право лично или через своих представителей участвовать в создании закона; все граждане имеют равный доступ ко всем должностям согласно их способностям (ст. 6);

с) подотчетность всех органов и должностных лиц (“общество может требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности” (ст. 15).

Это не большой по содержанию документ, но он содержал все основные права и свободы человека.

В.д.п.ч имеет рекомендательный характер.

1989 г. – ратификация в.д.п.ч

Основные положения:

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

И многие другие положения.

16. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966г. и факультативные протоколы к нему.

В виду рекомендательной силы в.д.п.ч комиссией ООН по ПЧ было принято решение о разработке единого пакта об основных правах и свободах который должен был иметь обязательную силу для гос-в участников.

Однако, в виду противоречий США и СССР пакт не был принят.

Было принято написать 2 пакта один для США, другой для СССР

В 1966 г. ООН приняла эти два пакта.

Международный пакт о гражданских и политических правах, создавал комитет по правам человека, который принимал и рассматривал доклады гос-в участников на предмет исполнения ими положений пакта.

Межд. Пакт об экономических, социальных и культурных правах, предусматривал направления докладов в экономический и социальный совет ООН( ЭКОСОС)

М.п.г.п.п содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым гос-ом участником всем лицам, находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией, без каких либо различий.

Пакт закрепил, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона.

1 2 3