">
Право Гражданское право
Информация о работе

Тема: Методические указания по написанию и защите курсовых работ по дисциплине «Гражданское право»

Описание: Методические рекомендации по написанию и защите курсовых работ по дисциплине «Гражданское право» и гражданско-правовой специализации для студентов юридического факультета (специальность «Юриспруденция»). Специальные термины. Фразеология. Научный стиль.
Предмет: Право.
Дисциплина: Гражданское право.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 07.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 38
Поднять уникальность

Похожие работы:

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Юридический факультет

Кафедра «Гражданское право и процесс»

К.Г. Токарева, Н.А. Ющенко

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по написанию и защите курсовых работ

по дисциплине «Гражданское право»

и гражданско-правовой специализации

для студентов юридического факультета

(специальность – 030501.65 «Юриспруденция»)

Набережные Челны – 2008

УДК 67.404

ББК 347

Печатается по решению секции правовых дисциплин

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Токарева К.Г., Ющенко Н.А.

Методические указания по написанию и защите курсовых работ по дисциплине «Гражданское право» и гражданско-правовой специализации для студентов юридического факультета (специальность – 030501.65 (021100) «Юриспруденция»): Учебно-методическая разработка. – Казань: Познание, 2008. – 68 с.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, студентов любых форм обучения юридического факультета высших учебных заведений.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры гражданского права и процесса Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань).

УДК 67.404

ББК 347

© Институт экономики, управления

и права г. Казань), 2008

© Токарева К.Г., Ющенко Н.А., 2008

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Основные требования к содержанию курсовой работы 6

1.1. Цель, задачи, выбор темы и составление плана курсовой работ 6

1.2. Сбор и анализ источников, используемых при написании

курсовой работы 9

1.3. Структура курсовой работы12

1.4. Содержание и методика написания курсовой работы 13

1.4.1. Общие требования13

1.4.2. Введение19

1.4.3. Содержание основной части20

1.4.4. Заключение 22

1.5. Особенности написания курсовой работы по специализации 22

1.6. Научное руководство курсовой работой 23

Глава 2. Оформление курсовой работы 26

2.1. Общие требования к оформлению курсовой работы 26

2.2. Оформление табличного и иллюстрационного материала 28

2.3. Оформление цитат, ссылок на литературные источники29

2.4. Оформление перечислений и примечаний35

2.5. Оформление титульного листа, содержания и приложений 37

2.6. Оформление списка использованной литературы 39

Глава 3. Защита курсовой работы 42

3.1. Порядок допуска курсовой работы к защите 42

3.2. Подготовка доклада по результатам исследования 43

3.3. Защита курсовой работы 48

Приложение № 1. Образец оформления содержания курсовой работы50

Приложение № 2. Образец оформления титульного листа курсовой

работы51

Приложение № 3. Образец оформления списка литературы52

Приложение № 4. Список тем курсовых работ по дисциплине

«Гражданское право»54

Приложение № 5. Список тем курсовых работ по гражданско-правовой

специализации58

Список использованной литературы67

Введение

Система образования, его содержание являются одним из факторов экономического и социального прогресса общества. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» целью высшего профессионального образования является подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении своего образования. Также оно должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, освоение личностью ценностей культуры своей страны и ее народов, а также национальных культур стран мира, становление человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на его прогрессивное совершенствование.

Научная работа – неотъемлемая составляющая образовательной программы всех ступеней высшего профессионального образования, имеющая в вузовской практике свои специальные организационные формы.

Одним из видов учебной научно-исследовательской работ является курсовая работа, которая выполняется студентом на протяжении всего курса под руководством преподавателя – научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась курсовая работа.

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса, она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется согласно учебным планам.

Курсовая работа – это, прежде всего, строго плановая деятельность, и призвана, не столько установить какой-либо новый факт, сколько показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение, а также заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления.

Выполнение курсовой работы является творческим процессом, предполагает как обязательное условие ее ведения плюрализм научного мнения.

Цель курсовой работы по учебной дисциплине «Гражданское право» и по специализации состоит в следующем:

а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания;

б) овладеть навыками самостоятельной работы;

в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение публичной защиты;

д) подготовиться к более сложной задаче – выполнению выпускной квалификационной работы.

Начиная курсовое исследование, студент должен ориентироваться на поэтапное выполнение данной работы. Поэтому студенту рекомендуется весь процесс написания курсовой работы разделить на следующие этапы:

Выбор темы и ее регистрация.

Составление плана работы.

Утверждение плана курсовой работы научным руководителем.

Сбор нормативного материала, источников специальной литературы, материалов судебной и иной практики.

Анализ и обработка собранного материала.

Написание курсовой работы.

Оформление курсового исследования согласно предъявляемым требованиям.

Регистрация готовой курсовой работы на кафедре.

Рецензирование работы научным руководителем.

Подготовка доклада к публичной защите.

Публичная защита курсовой работы.

Студенту необходимо на каждом этапе работы над курсовым исследовании осуществлять постоянное консультирование с научным руководителем в его явочное (приемное) время, что обеспечит студенту последовательную работу и завершение ее в установленные сроки.

При разработке методических рекомендаций, мы руководствовались основополагающими работами в данной области, и, прежде всего «Методическими рекомендациями по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности «Юриспруденция», разработанными к.ю.н, доцентом кафедры гражданского права и процесса ИЭУП (г. Казань) З.А. Ахметьяновой, с учетом особенностей, выработанных Учебно-методическим Советом Набережночелнинского филиала Института Экономики, Управления и Права (г. Казань), позволяющие приблизить студента к написанию дипломного исследования при выборе им гражданско-правовой специализации.

Глава 1. Основные требования к содержанию курсовой

работы

1.1.Цель, задачи, выбор темы и составление плана

курсовой работы

Курсовая работа по учебной дисциплине «Гражданское право» и гражданско-правовой специализации является одной из важнейших форм учебного процесса, она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебным планом.

Курсовая работа – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по изучаемым дисциплинам для решения конкретных, как теоретических, так и практических задач в области права. При написании курсовой работы студенты обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные в ходе выполнения результаты могли быть использованы при написании дипломной работы.

Курсовая работа – это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя – научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки. При написании курсовой работы студент должен показаться навыки работы с литературой, способность к анализу правовых источников и правоприменительной практики, делать обоснованные выводы и рекомендации.

Цель курсовой работы:

– закрепить, углубить и расширить теоретические знания по дисциплине «Гражданское право»;

– овладеть навыками самостоятельной работы;

– научиться систематизировать полученный материал;

– выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

– привить студенту навыки научно-исследовательской работы;

– выработать умение публичной защиты;

– подготовиться к выполнению дипломной работы по гражданско-правовой специализации.

Написание курсового исследования – это работа качественно иного уровня, чем в случае реферата, доклада или контрольной работы. Прежде всего, курсовое исследование, в отличие от всех перечисленных видов работ, не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за реферат или контрольную всего лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую работу вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена.

Курсовая работа – это настоящее студенческое научное исследование. Поскольку пишется она по специальному предмету «Гражданское право» и выбранной студентом гражданско-правовой специализации, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько последний овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Именно поэтому свободу студента в разработке темы курсовой никак не ограничивают.

Студенты ежегодно выполняют курсовые работы, начиная с первого курса, им предоставляется возможность выбора темы. За студентом или группой (курсом) студентов закрепляется научный руководитель, который предлагает список тем, утвержденных на заседании кафедры. Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса «Гражданское право» и гражданско-правовой специализации.

Темы курсовых работа по учебной дисциплине «Гражданское право» и гражданско-правовой специализации, графики их выполнения разрабатываются и утверждаются кафедрой гражданского права и процесса.

Выбор темы определяется, прежде всего, научными интересами, стремлениями и наклонностями студента по дисциплине «Гражданское право» и гражданско-правовой специализации. При избрании темы студенту необходимо обратить внимание на возможность получения по ней литературного материала, нормативных источников, юридической и иной практики. Студент вправе самостоятельно сформулировать тему безотносительно к примерному перечню и обязательно согласовать ее с научным руководителем путем подачи заявления на кафедру, которое в дальнейшем утверждается заведующим кафедрой. Если возникает сложность в выборе темы курсового исследования, студенту желательно проконсультироваться с научным руководителем. Выбранную тему студент должен сообщить методисту кафедры гражданского права и процесса, либо путем внесения записи своей фамилии напротив темы утвержденного примерного списка тем курсовых работ.

Студентам устанавливается срок выбора и закрепления за собой темы курсовой работы, который зависит от формы обучения (заочная или дневная). В случае нарушения установленных сроков, студенту определяется тема курсового исследования научным руководителем в принудительном порядке.

Приказом по институту утверждаются темы курсовых работ и научные руководители (по представлению кафедры). После этого изменение темы курсовой работы не допускается.

Выбрав тему курсовой работы, студент под руководством научного руководителя определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения.

Тема курсовой работы по учебной дисциплине «Гражданское право», выбранная студентом на 3 курсе, обычно в работах последующих лет обучения получает дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь. Однако это не является правилом, и студент в принципе может менять тему и научного руководителя на последующих курсах. Но происходит это, как показывает практика, не очень часто, что вполне объяснимо. Ведь взяв новую тему, студент вынужден сначала делать необходимую предварительную работу, т.е. снова подбирать литературу, знакомиться с ней, входить в проблематику, выявлять степень ее разработанности и т.д. На это уходит много времени и сил, тогда как, продолжая уже начатую научную работу, он может все свое внимание сосредоточить непосредственно на разработке проблемы.

После выбора темы, студенту необходимо самостоятельно разработать план курсовой работы и представить его на утверждение научному руководителю. В случае сложности темы или невозможности студента самостоятельно продумать план работы, его возможно обсудить и составить совместно с научным руководителем. Наличие хорошо продуманного плана позволит студенту систематизировать и осветить только те вопросы, которые относятся к выбранной теме, обеспечит последовательность в изложении материала, организует самостоятельный труд.

Утверждение плана является необходимым этапом работы студента над курсовым исследованием, так как отсутствие проверки его научным руководителем увеличивает возможность отклонения работы или ее отправление на дополнительное (повторное) написание.

Содержание глав должно точно соответствовать теме курсового исследования и полностью его раскрывать. Как правило, в содержание курсовой работы включается 2 – 4 главы, отражающих теоретическое осмысление и обобщение юридических, экономических, политических и иных проблем. В каждую главу рекомендуется включать от 2-х до 4-х параграфов, увеличение их числа приводит к распылению материала, препятствующих концентрации внимания на главном.

Главы и параграфы должны последовательно вытекать и дополнять друг друга, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводимого исследования.

Особое внимание следует уделить формулировке названий глав и параграфов, которые не должны совпадать с названием выбранной темы курсовой работы. Не следует включать в их названия слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка, слова, представляющие собой аббревиатуры или сокращение. Названия глав и параграфов должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В то же время следует избегать слишком краткие или широкие по смыслу заголовки, так как они размывают смысловое содержание и не позволяют точно определить ту задачу, которая ставится в главе (параграфе).

1.2. Сбор и анализ источников, используемых при написании

курсовой работы

Сбор необходимых литературных источников для осуществления курсового исследования может осуществляться студентом как непосредственно после выбора им темы работы, так и после составления и утверждения ее плана. Однако следует иметь в виду, что сбор материала способствует формированию плана работы исходя из имеющихся источников. В противном случае в план курсовой работы могут быть включены параграфы (главы) по которым нет соответствующей информации, что в дальнейшем усложнит деятельность студента. Литературу по разрабатываемой теме студент, при соответствующей консультации научного руководителя, должен подобрать самостоятельно.

Студенту рекомендуется использовать критерии получаемой информации:

- соответствие информации теме курсового исследования;

- научность информации;

- объективность информации (как правило, данный критерий обеспечивается авторитетностью источника);

- точность информации.

Также студенту следует руководствоваться примерной схемой изучения информации:

- общее ознакомление с источником (оглавлением, аннотацией);

- просмотр содержания источника;

- выборочное изучение значимой для исследования части источника;

- конспектирование представляющих интерес материалов;

- критическая оценка законспектированного материала, редактирование.

Прежде всего, студент должен собрать весь основной нормативный материал: законодательные и подзаконные нормативные правовые акты. Если тема работы подразумевает анализ деятельности субъектов РФ и (или) муниципальных образований, то собирается имеющийся нормативный массив соответствующего(их) уровня(ей) правового регулирования.

Также могут быть анализироваться и источники нормативного характера, утратившие силу к моменту написания работы. Однако строить выводы и предложения при исследовании темы на таких источниках, не допускается. Они могут быть использованы в историческом или ином сравнительном плане.

Если имеются нормативные правовые акты, которые еще действуют в момент написания работы, но утратят в дальнейшем свою юридическую силу, и при этом уже принято законодательство, которое вступит в силу после их утраты, студенту необходимо проводить сравнительно-правовой анализ всех этих источников.

Нормативные правовые акты можно найти в официальных источниках их опубликования: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Ведомости Государственного Совета Татарстана», «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» и др. При поиске нормативных правовых актов студент может использовать компьютерные правовые базы: «Гарант», «Консультант Плюс» и др., при этом ссылка на официальный источник их опубликования обязателен. Если нормативный источник опубликован не был, то ссылка на информационно - правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс» допускается.

Выполняя курсовую работу необходимо иметь в виду, что гражданское законодательство в России развивается быстрыми темпами, поэтому студенту рекомендуется в работе опираться на нормативный материал с учетом всех принятых изменений и дополнений к нему на момент сдачи работы.

Необходимым условием курсового исследования является сбор источников специальной литературы. Для подбора и составления списка специальной литературы необходимо ознакомиться с каталогами библиотеки института. Прежде всего, рекомендуется собрать и проанализировать основные монографические работы, учебники и учебные пособия. Кроме того, при написании работы рекомендуется использовать материалы, публикуемые в таких периодических изданиях как: «Государство и право», «Хозяйство и право», «Российская юстиция», «Закон», «Право и экономика», «Юрист», «Законодательство», «Журнал российского права», «Юридический мир», «Современное право», «Правоведение», «Вестник Московского Университета. Серия 11. Право», «Законодательство и экономика», «Российское предпринимательство» и другие.

При подборе журнальных статей следует иметь в виду, что в последнем за каждый календарный год номере журнала приводятся перечни статей, опубликованных во всех номерах данного журнала за год. Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних трех лет.

Работа с материалами судебной и иной юридической практики является неотъемлемой составной частью, как научных исследований, так и практических разработок. Студенту рекомендуется использовать как материалы обобщенной судебной практики, так и конкретные дела, рассматриваемы судами.

Вид и характер материалов судебной и иной юридической практики зависит от темы курсовой работы. В некоторых случаях выбранная студентом тема бывает настолько узкая или специфическая, что по ней нет конкретной судебной практики. В таких случаях студент должен обратиться за консультацией к научному руководителю с целью определения круга исследуемых судебных источников.

Материалы судебной практики можно найти в периодических изданиях: «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Хозяйство и право», «Российская юстиция» и другие.

По возможности студенту желательно проанализировать и местную юридическую практику: решения городских, областных и иных судов, деятельность нотариальных, регистрационных, налоговых и иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, формирующих юридические решения и относящиеся к рассматриваемой теме.

Допускается также использование данных статистической и иной отчетности, анкетирования и других источников для выработки необходимой информации.

Вся собранная информация должна обрабатываться и анализироваться в совокупности, дополняя друг друга. При сложности работы с имеющимся материалом, студент может ее сгруппировать по главам (параграфам), что позволит более логично систематизировать, упростить их обработку.

Источники используемой литературы в работе должны полностью раскрывать исследуемые проблемы. Учитывается также и количество используемых источников. Традиционно считается, что их количество при написании курсовой работы по дисциплине «Гражданское право» должно быть не менее 25-30, а при исследовании темы по специализации не менее 35-40 источников. Хотя эта цифра является условной, так как тема курсовой работы может быть настолько узкой, что по ней может и не оказаться достаточно материала для исследования. Однако студенту не рекомендуется отклоняться от данной цифры количества источников, а в случае сложности подбора материала – обратиться к научному руководителю.

1.3. Структура курсовой работы

Одним из необходимых требований, предъявляемых к курсовой работе – это требования к структуре работы.

Структура курсовой работы подразумевает последовательность расположения ее основных составляющих частей и элементов, к которым относятся:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть (главы, разбитые на параграфы);

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (если имеются в работе).

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и имеет строго определенную форму (см. приложение № 2).

Содержание является планом курсовой работы и должно содержать название всех глав и параграфов с обязательным указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания (плана) должны точно повторять заголовки глав и параграфов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается (см. приложение № 1).

Введение должно содержать все основные квалификационные признаки курсовой работы: актуальность темы, цель и задачи исследования, структура работы, основные группы информационных источников. Студентом дополнительно могут быть указаны: предмет и объект, методы и приемы исследования. Объем введения курсовой работы по дисциплине «Гражданское право» не должен превышать 2-3 страниц машинописного текста, а по специализации – 3-4 страниц.

Основная часть работы состоит из глав разбитых на параграфы, в которых рассматриваются теоретические аспекты темы курсового исследования, проводится анализ судебной и иной практики, выявляются проблемные аспекты. В конце каждого параграфа (главы) подводится итог, и делаются обобщенные выводы по основным вопросам исследования. Курсовая работа по специализации должна также содержать основные пути решения выявленных проблем или поставленных задач исходя из цели работы. Объем основной части курсовой работы по дисциплине «Гражданское право» не должен превышать 25 страниц машинописного текста, а курсовой работы по специализации – 30 страниц.

Заключение работы должно логично заключать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые, накопленные в основной части, итоги курсового исследования. Как правило, выводы (а по специализации и предложения) оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой построения исследования. Объем заключения не должен превышать 3-5 страниц машинописного текста.

Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной (и иной юридической) практики и специальной литературы включает в себя все литературные источники, которые были изучены при подготовке курсового исследования, а не только те, на которые есть ссылки в тексте (см. приложение № 3). Рассматриваемый список литературы подразделяется на три блока используемых источников:

I. Нормативно-правовые акты.

II. Материалы судебной (и иной юридической) практики.

III. Специальная литература.

Приложения включаются только в том случае, если имеются дополнительные и вспомогательные материалы, загромождающие текст основной части курсового исследования и на них есть ссылки в самой работе.

Более подробно о структуре, методики написания и правилах оформления всех составляющих частей и элементов курсовой работы будут проанализированы в следующих главах и пунктах (подпунктах) настоящей работы.

1.4. Содержание и методика написания курсовой работы

1.4.1. Общие требования

Пользуясь советами научного руководителя и подобранной им литературой, студент в течение нескольких месяцев проходит подготовительный этап работы и пишет текст, который затем сдает своему руководителю для прочтения и оценивания.

Поскольку курсовая работа – это уже самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки.

Написание рукописи курсового исследования может осуществляться в следующем порядке:

– предварительный отбор материала;

– конспектирование, выписки, отбор материала;

– систематизация материала;

– окончательный отбор материала;

– составление чернового варианта;

– правка;

– предварительное оформление работы;

– окончательное оформление работы.

Для создания курсовой работы необходимо исходить из плана изложения. В связи с тем, что объем научных работ в основном ограничен, следует определить объем каждой части, исходя из запланированного. Такая предварительная разметка обеспечивает соразмерность частей, помогает сконцентрировать внимание на главном.

При написании курсовой работы допускается корректировка окончательного плана содержания работы. Для создания его необходимо тщательно просмотреть весь отобранный для литературного оформления материал, продумать отдельные его части и хотя бы предварительно установить связи между ними. Это может быть вызвано различными причинами, например отсутствие специальной литературы, материалов судебной и юридической практики и т.д.

Примерная последовательность работ по литературному оформлению включает следующее:

– определение соотношения объемов запланированного и фактически собранного материала;

– определение соответствия собранного материала структуре работы (главы, параграфа) согласно утвержденному плану;

– уточнение, корректировка плана работы (добавить, сократить);

– проверка логической связи между частями окончательного плана работы.

Языку и стилю научной работы следует уделять самое серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научного и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала.

Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии.

Специальные термины дают возможность в краткой и лаконичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Причем научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Поэтому нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.

Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она признана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ» «на основании вышеизложенного», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т. п.), с другой стороны – обозначать определенные понятия, являющиеся, по сути, терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины как «государственное право» и т. п.).

Грамматические особенности научной речи также существенно влияют на языково-стилистическое оформление текста научного исследования. Следует отметить в ней наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.).

Научный стиль изложения характеризуется относительными прилагательными, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыстрее»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений, например, «наименьшее значение показателя».

Особенностью научного стиля изложения является также отсутствие экспрессии (выразительность, сила проявления чувств, переживаний). Отсюда доминирующая форма оценки – констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.

Глагол и глагольные формы в тексте научных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, содержания нормативных документов и др.

Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола, и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено, необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «В данной статье рассматриваются...», «Намечено выделить следующие классификационные группы...»).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте научных работ не употребляются.

Научная речь характеризуется строгой логической последовательностью, в ней отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом: каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Преобладают сложные союзные предложения на основе таких составных подчинительных союзов, как «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того, что», «после того как», «в то время как» и др. Часто употребляются производные отыменные предлоги: «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т. п.

Научный текст чаще излагается сложноподчиненными предложениями. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения, а также тем, что отдельные части в сложноподчиненном предложении имеют более тесные связи между собой.

При описании фактов, явлений и процессов в тексте используются безличные, неопределенно-личные предложения. Номинативные предложения применяют в названиях разделов, глав и параграфов.

Письменная научная речь имеет и чисто стилистические особенности, сутью которых являются объективность изложения. Поэтому в тексте научных работ много вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам, тот или иной факт можно представить как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («возможно», «вероятно»).

Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. Это условие реализуется с использованием специальных вводных слов и словосочетаний («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.).

Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.

Однако нельзя в тексте злоупотреблять местоимением «мы». Следует прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например, «Вначале производят отбор исходных данных и устанавливают их соответствие направлениям исследования...»).

Употребляется также форма изложения от третьего лица (например, «автор полагает...»). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию...», «Целесообразно предложить...»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст работы личные местоимения.

Культуру научной речи определяют точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации, так как неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Другое необходимое качество научной речи – ее ясность. Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия.

Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст работы читается легко, т. е. когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность.

Не следует отождествлять простоту с общедоступностью научного языка. Популяризация здесь оправдана лишь в тех случаях, когда научная работа предназначена для массового читателя. Главное при языково-стилистическом оформлении текста научных работ в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу ученых, на которых такие работы рассчитаны.

Краткость более всего определяет культуру научной речи. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации. Каждое слово и выражение должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было не только точнее, но и короче изложить суть. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы. Следует избегать многословия (речевой избыточности), которая проявляется в употреблении лишних, ненужных по смыслу слов.

Другая разновидность многословия – тавтология, т. е. повторение того же самого другими словами. Многие научные работы могут быть переполнены повторениями одинаковых или близких по значению слов, например: «схематический план», «пять человек сотрудников».

Очень часто в тексте работ возникает необходимость в определенной последовательности перечислить явления (процессы). В таких случаях обычно используются сложные бессоюзные предложения, в первой части которых содержатся слова с обобщающим значением, а в последующих частях по пунктам конкретизируется содержание первой части. При этом рубрики перечисления строятся однотипно, подобно однородным членам при обобщающем слове в обычных текстах. Между тем нарушение однотипности рубрик перечисления – довольно распространенный недостаток языка многих курсовых работ. Поэтому на однотипность построения таких рубрик всегда следует обращать внимание.

Соблюдение этих правил позволит избежать студенту ряда ошибок при изложении материала наиболее часто совершаемых ими при написании курсовых работ.

1.4.2. Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель курсовой работы, конкретные задачи исследования, приводится общий обзор наиболее значимых трудов авторов, излагается структура написания работы.

Введение обязательно следует начинать с обоснованности актуальности, поскольку основная задача автора состоит в том, чтобы сделать выбор темы более убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узком научном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать именно эту тему, но и об актуальности в правоприменительной деятельности (здесь необходимо привести название основных источников, отметить и оценить индивидуальный вклад различных ученых в разработку проблемы). Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразработанного в ней, и почему именно Вы ее выбрали.

Под актуальностью темы курсового исследования понимается степень его важности в определенный момент времени и в определенных социальных, экономических, политических и других условиях для решения конкретной проблемы (задачи, вопроса).

Освещение актуальности должно быть кратким, не превышающим 1 страницу машинописного текста.

Затем необходимо переходить к довольно трудному этапу – формулированию цели курсовой работы и определению задач необходимых для ее достижения.

При определении целей и задач исследований необходимо правильно их формулировать. Как правило, цель курсового исследования определяется ее названием (темой). Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем анализа правоприменительной практики, теории и действующего законодательства.

1 2 3 4