">
Право Конституционное право
Информация о работе

Тема: Конституционно-правовой статус президента РФ

Описание: Государство: роль и место в системе власти. Порядок избрания Президента РФ. Компетенция. Система разделения. Значение института. Соотношения власти и призедента. Органы при управлении. Администрация. Совет безопасности РФ. Акты, порядок их опубликования .
Предмет: Право.
Дисциплина: Конституционное право.
Тип: Курсовая работа
Дата: 31.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 164
Поднять уникальность

Похожие работы:

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Конституционное право

Тема: Конституционно-правовой статус президента РФ

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО: РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ.…5

1.1 Порядок избрания Президента РФ…………………………………...10

1.2 Компетенция Президента РФ.………..……………………………....15

ГЛАВА 2. ПРЕЗИДЕНТ РФ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…..19

2.1 Значение института президентства……………………………….....19

2.2 Соотношение ветвей власти и Президента……………………….....25

2.3 Органы при Президенте РФ………………………………………….28

2.4 Администрация Президента РФ. Совет Безопасности РФ................30

2.5 Акты президента РФ. Порядок их опубликования и

вступления в силу…………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...35


ВВЕДЕНИЕ

В наше время при обсуждении вопросов власти идёт речь, прежде всего, о власти в человеческом коллективе. Всякая власть такого рода обычно определяется как способность (употребляемая или нет в данный момент) путем какого-либо воздействия, который связан с волевыми, психическими моментами, обеспечить желаемое поведение определенного лица, коллектива, другого субъекта отношений (например, автономного образования в составе государства). Отношения власти - всегда асимметричны, они предполагают доминирование одной стороны.

Особое место в системе органов гос власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации - глава страны. Он оказывает немаловажное влияние на всю систему государственных органов.

Президент Российской федерации является главой страны и высшим должностным лицом. Он представляет Российскую Федерацию во внутренних и наружных сношениях и интересы всех граждан в силу того, что он избирается методом всеобщего голосования.

Конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и взгляды взаимодействия властей смотрятся таковым образом, что путем «сдержек и противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим собственной власти, который неподконтролен народу, и который способен игнорировать другие ветви государственной власти России. Из этого следует, что как бы не были широки возможности Президента, они сопрягаются с возможностями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации характеризуются не лишь правами, но и обоюдной ответственностью.

Необходимость в институте Президентства вытекает из потребности снабдить устойчивость сложной системы управления муниципальными делами. Как известно, институт Президента вводился в России, прежде всего для укрепления исполнительной власти. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без знатного арбитра, который, не состоя с данными институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее, гарантирует согласованное их функционирование, способен быстро выводить государственную систему из различных тупиковых обстановок, не всегда имеющих форму правового спора .

Таким образом, Президент обеспечивает необходимое единство государственной власти. Он сохраняет при этом разделение властей. Президент, призван обеспечить устойчивость механизма властвования. Объектом исследования моей курсовой работы являются общественные отношения. Предметом является Конституция РФ и иные нормативно-правовые акты.

Итак, целью моей курсовой работы является изучение Конституционно-правового статуса президента РФ. Исходя из этой работы её задачами являются Рассмотрение следующих вопросов:

Порядок избрания Президента РФ

Компетенция Президента РФ

Значение института президентства

Соотношение ветвей власти и Президента РФ


ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО: РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ

Президент РФ – глава государства, получающий свои полномочия на шестилетний срок непосредственно от народа на всеобщих равных прямых выборах тайным голосованием.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, государственного единства ее независимости и, гарантирует согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет главные направления внутренней и внешней политики страны. Он как глава страны представляет Российскую Федерацию внутри страны и в интернациональных отношениях.

Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами:

1.Президент избирается народом. Его возможности производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст.81 Конституции РФ Президент избирается всеми гражданами России, владеющими избирательным правом на всеобщих выборах. В силу этого Президент приобретает мандат доверия от всего населения России.

2.Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей. Он стоит над всеми отраслями власти и исполняет свою власть без помощи других.

Особенно ярко проявляется роль главы государства в " треугольнике " отношений Президент – Правительство – Государственная Дума. Президент опосредованно (чрез Председателя Правительства) сформировывает Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в Государственной Думе - это связано с необходимостью обеспечить устойчивость Правительства.

Задача Президента – определять основные цели экономической политики, контролировать темпы их достижения и методы. Формы деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач:

•поддержания стойкости государственной системы в РФ;

•поддержка мира в обществе;

•охрана конституционного строя РФ;

•охрана единства страны и суверенитета.

3.Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти – федеральных и субъектов Российской Федерации (ст. ст. 80, 85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не обладают.

4.Президент независим от остальных органов гoсударственной власти. Судебные и парламентские сдержки и противовесы в отношении президентской власти и контроль есть в минимальных размерах. В общем, можно сказать об отсутствии конституционной ответственности Президента РФ. Но хотя ст. 93 Конституции РФ устанавливает отрешение Президента от власти, нежели он совершит измену или другое тяжкое преступление, которое послужит основанием для его отрешения от должности. Однако в Конституции РФ не предусмотрена ответственность Президента РФ за грубое нарушение не только самой Конституции РФ, но и законов, и президентской присяги. Но формально Парламент РФ в лице собственных палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции РФ может отрешить Президента от должности.

5.Возможности самого президента, в особенности по отношению к парламенту, очень внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут, определены быть президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, которые назначаются палатами, и заканчиваются правом роспуска нижней палаты – Госдумы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. 84,111, 117 Конституции РФ). В верхней палате – Совете Федераций – Президент имеет мощное " лобби " в виде пятидесяти процентов её состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, которые ранее в собственном большинстве назначались президентом Российской Федерации, сейчас избираются населением, но всё - же, как бы соединены с правительством и президентом.

6.Президент имеет право на принятие НПА (указов, постановлений), которые в отсутствие законов на одинаковых условиях нормативно – правовыми актами регулируют общественные отношения и действуют до тех пор пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование исполняется без помощи других. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает постановления и указы, обязательные для выполнения на всей территории страны. Совет Федерации и Государственная Дума не вправе их онулировать. Распоряжения и указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такового противоречия конституционный суд полномoчен аннулировать указ президента, если сочтёт, что он не сooтветствует КРФ.

7.Президент определяет внешнюю и внутреннюю политику страны. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не объясняется, в какой форме Президент определяет главные направления политики. Однако п. " е " ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об главных направленностях внешней и внутренней политики страны, т.е. эти направления определяются в посланиях Президента РФ.

8.Правительство нашей страны можно назвать Правительством президента РФ, т.к. президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любое время вправе отправить в отставку - ст. 83, 111 Конституции РФ, хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы - ст. 103, 111 Конституции РФ. Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.

9. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

10.Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных её местностях чрезвычайное положение, но он должен немедленно сообщить об этом Госдуме и Совету Федерации.

11.Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со различными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, которые установлены Конституцией РФ.

12.В интернациональных отношениях президент олицетворяет Российскую Федерацию не как государство - аппарат и не как федеральный уровень власти, а как государство-субъект интернациональных отношений, страну самостоятельную и суверенную. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России или поручает это тому или другому государственному должностному лицу.



1.1 Порядок избрания Президента РФ

Назначение выборов

Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днём голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации.

Пост Президента в РФ был утвержден в РСФСР на всенародном референдуме 17 марта 1991г. Сначала Президент РФ избирался сроком на 5 лет. С принятием Конституции РФ на основании ст.81 Президент избирался на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а теперь согласно изменениям, президент РФ избирается сроком на шесть лет. Этот закон был принят Госдумой 21 ноября и одобрен Советом Федерации 26 ноября. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом. Совет Федерации принимает и объявляет решение о назначении выборов президента РФ. Право на выдвижение кандидатов на пост президента РФ принадлежит политическим партиям, избирательным блокам и избирателям. Для поддержки самовыдвижения создается группа избирателей в количестве не менее 500 граждан, которые обладают активным избирательным правом. Политическая партия, избирательный блок или группа избирателей обязаны собрать не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на одного субъекта РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находиться на территории данного субъекта РФ.

Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата.

На выборах Президента РФ каждый зарегистрированный кандидат получает от Центральной избирательной комиссии на ведение своей кампании средства из федерального бюджета. Выборы Президента проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

После окончания голосования и подсчета голосов избранным считается зарегистрированный кандидат, который набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Вновь избранный Президент России вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.

Вновь избранный Президент РФ перед вступлением в должность обязан принести народу присягу. С момента принятия присяги он приступает к выполнению своих полномочий и заканчивает их выполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства и называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.

Голосование

Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права).

Порядок голосования

Голосование происходит на специально оснащённых избирательных участках методом внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, который относится к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.

Результаты выборов

Первоначальный подсчет голосов исполняют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы об итогах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы о результатах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы о результатах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.

Центральная избирательная комиссия не позже чем через 10 дней после дня голосования определяет итоги выборов.

Мы рассмотрели порядок избрания Президента РФ. За рубежом полномочия и порядок избрания немного отличается. Я предлагаю рассмотреть несколько стран и сравнить с РФ.

К примеру, во Франции дуалистическая (бицефальная) исполнительная власть. Ее осуществляют президент республики и правительство (совет министров). Первое место в системе госорганов принадлежит президенту. Он избирается на 5 лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного - во втором. Президент обладает большими полномочиями, которые он исполняет самостоятельно (распускает Национальное собрание, назначает премьер-министра, министров, высших чиновников, назначает референдум, промульгирует законы, ратифицирует международные договоры и т. д.) или с наличием контрасигнатуры премьер-министра (их немного; например, созыв парламента на чрезвычайную сессию).

В Италии, глава государства избирается на 7 лет коллегией, состоящей из всех членов парламента и представителей областей (по 3 от каждой и 1 от области Вале д Аоста). Выборы проводятся тайным голосованием по мажоритарной системе квалифицированного большинства: для избрания кандидату необходимо набрать 2/3 голосов членов коллегии. Президентом может стать гражданин Италии, которому исполнилось 50 лет и который пользуется гражданскими и политическими правами. Президент обладает широкими полномочиями: представляет государство внутри страны и за рубежом, назначает выборы

палат, имеет право роспуска палат, обладает правом вето, назначает референдум, назначает высших должностных лиц, является верховным главнокомандующим вооруженных сил и др. Если президент не имеет возможности исполнять свои функции, то их выполняет председатель сената.

На Украине - президент - избирается гражданами на 5 лет. Президентом Украины может быть гражданин Украины, достигший 35 лет, обладающий избирательным правом, проживающий в Украине не менее 10 лет перед выборами, владеющий украинским языком. Полномочия президента: представляет государство внутри страны и за ее пределами, может распустить парламент (с согласия правительства), имеет право отлагательного вето, назначает референдум, является главнокомандующим, назначает (с согласия Верховной рады) и освобождает премьер-министра, назначает высших должностных гжц.

В Бразилии центральной фигурой в государстве и главой исполнительной власти является президент. Под председательством президента образуется кабинет министров, выполняющий совещательные функции. Президент избирается на 4 года прямым голосованием граждан по мажоритарной системе абсолютного большинства на один срок. Одновременно избирается вице-президент, который может стать президентом в случае отставки или смерти президента. Возрастной ценз для этих должностей составляет 35 лет. Президент обладает значительными полномочиями: является политическим лидером страны; руководит правительством; назначает и смещает министров; назначает высших должностных лиц.

Таким образом, рассмотрев порядок избрания и полномочия глав государства зарубежных стран, мы можем сделать вывод, что в большей степени РФ по порядку избрания и полномочиям схожа с Украиной.


1.2 Компетенция Президента РФ

Компетенция президента РФ — сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей президента РФ, объем и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. По своему значению все полномочия Президента подразделяются на две группы:

принадлежащие только президенту как главе государства

для осуществления, которых президент в соответствии с принципом разделения властей содействует с другими органами государственной власти.

Компетенция Президента РФ - это совокупность его полномочий в деле разрешения вопросов публичной и государственной жизни, которые закреплены в НПА. Они установлены в Конституции РФ в ст. 83-90, и в ряде статей, которые регулируют деятельность других органов государственной власти. Ряд полномочий закреплен в других правовых актах различного уровня. Oпределенные возражения в научной юридической литературе вызывает имеющаяся практика определения их указами президента. В связи с этим можно отметить, что по мере укрепления правовой основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа "саморегулирования " главой государства своих полномочий.

Ученые-юристы дают различные классификации полномочий президента РФ. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп: в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц; в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами; в области внешней политики; в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране; в области обеспечения конституционного статуса личности. В.Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий: в сфере правового статуса личности; связанные с федеративным устройством государства; в отношениях с парламентом; в отношениях с органами исполнительной власти; в отношениях с органами судебной власти; по урегулированию чрезвычайных положений; в военной сфере; в области внешней политики. По мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на шесть групп по следующим сферам: полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти; участием в законотворчестве; функционированием исполнительных органов государственной власти; обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; внешней политикой и обороной; иными сферами государственной деятельности.

1.В организации работы законодательного органа и законодательного процесса:

созыв парламента на внеочередные и очередные сессии;

роспуск однопалатного парламента или его нижней палаты;

подписание и публикация законов;

использование права вето;

обращение в орган конституционного контроля в отношении законодательных и иных актов, которые противоречат Конституции РФ;

выступает как непременный участник законодательного процесса;

издает нормативно-правовые акты;

имеет право назначать выборы в Государственную Думу и распускать ее, но не имеет право распустить верхнюю палату Совета Федерации.

2.В организации работы органов исполнительной власти, в области обороны государства и управленческой деятельности:

имеет право председательствовать на заседании Правительства;

принимает решение об отставке Правительства;

по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

назначает председателя Центрального Банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении;

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;

назначает на должность и освобождает от нее высшее командование Воoруженных Сил РФ;

формирует администрацию Президента;

назначает на должность и освобождает от нее полномочных представителей в семи федеральных округах;

вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное или военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;

назначает судей высших и других судов, генерального прокурора и др.;

ведает вопросами помилования.

3.В области внешней политики:

ведет переговоры и подписывает международные договоры и ведет переговоры;

назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат федерального собрания

дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных отношениях;

осуществляет руководство внешней политикой РФ и выполняет другие внешнеполитические функции (участие в Саммитах и т.д.).

4.В области прокурорского надзора:

Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, а так же судей других Федеральных судов, представляет Совету Федерации кандидатуру генерального прокурора РФ.

Реализация всех этих полномочий главой государства осуществляется независимо от того, входит ли он в состав указанных органов видов государственной власти.

Президент прекращает исполнение своих полномочий в случае:

его отставки;

стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

отрешение от должности;

Когда истекает срок его полномочий;

Отставка президента – это его добровольное решение о сложении полномочий до истечения их срока.

Отставка подразумевает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья конституцией не предусмотрено никаких процедур.

Процедура отрешения от должности носит непростой характер, при этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное решением Верховного Суда.

ГЛАВА 2. ПРЕЗИДЕНТ РФ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

2.1 Значение института президентства

Институт президентской власти сравнительно новое явление для российской государственности. До февраля 1917 г. наша страна представляла собой абсолютную монархию. Свое окончательное оформление она получила в первой четверти XVIII в., при Петре I. При такой форме правления монарх являлся главой государства. Ему принадлежала вся полнота власти. Он не ограничивался каким-либо органом, ни перед кем не был ответствен, никому не был подконтролен. Неограниченная власть монарха закреплялась в законодательстве. Так, "Толкование" к артикулу 20-му Воинского устава 1716 г. устанавливало: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".

Вместе с тем следует отметить, что в монархической России выдвигались конституционные идеи, предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России; часть из них нашли свое реальное воплощение на практике в условиях современности. К такого рода проектам относится, например, проект конституции, который был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным. Процедура введения поста президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 г. В них устанавливалось, что временная исполнительная власть до установления основных законов возлагалась на временного президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. Вместе с тем каких-либо действенных контрольных, надзорных мер со стороны парламента, правительства за президентом не устанавливалось. Президент наделялся обширными полномочиями. Он, в частности, обладал правом законодательной инициативы. Совет министров имел право вносить в Учредительное собрание все правительственные законопроекты только по распоряжению и от имени президента. Законы, принятые парламентом, передавались президенту, который немедленно препровождал их для обнародования через Правительствующий совет в установленном порядке. Президент наблюдал за исполнением законов, делал необходимые распоряжения для этого; он издавал указы об устройстве, составе и деятельности правительственных учреждений и наделялся правом назначения и увольнения Председателя Совета министров, любого военного и гражданского чиновника. В научной литературе отмечается, что такая конструкция очень напоминает положение американского президента, отражает стремление к сильной власти и установлению диктатуры. Идею введения республиканской формы правления в России и учреждения поста президента выдвигали и некоторые дореволюционные ученые-юристы. При этом они отмечали необходимость ограничения власти президента, подчинения ее закону, и, прежде всего, конституции.

Двоякого рода отношение к институту главы государства в целом и президенту в частности было фактически в годы советской власти в нашей стране. Во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в правовых актах. О чем, например, свидетельствует анализ текстов Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. В научной литературе глава государства, президент довольно часто трактовались как чисто буржуазные институты, служащие интересам подавления буржуазией трудящихся. Отмечался процесс усиления президентской власти, и прежде всего в США, что отвечало классовым целям монополий, концентрации их экономического и политического могущества. Президентской власти здесь отводилась основная, главенствующая роль.

Во-вторых, вопрос об учреждении поста президента возникал в реальной жизни нашей страны неоднократно. Так, это было при обсуждении Конституции СССР 1936 г. одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением страны, а не Верховным Советом СССР. И.В. Сталин категорически отверг это предложение, указывая на то, что у нас не должно быть единоличного президента. Он отметил, что президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом и подотчетного Верховному Совету. С этих слов Сталина в советской юридической литературе Президиум Верховного Совета часто стал именоваться коллегиальным президентом. Высказывались и более четкие суждения. Например, И.П. Трайнин характеризовал Президиум Верховного Совета СССР как главу государства, и его деятельность определял как президентскую. Вопрос о введение в СССР института президента был поставлен и в середине 60-х годов Н.С. Хрущевым на комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР, но он не был реализован.

В целом следует констатировать, что институт президента был органически чужд советской системе. "С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента". Президиум Верховного Совета СССР во главе с его Председателем формально играли роль коллегиального главы государства. Но на практике этот орган не был самостоятельным. Он являлся придатком партийного аппарата. Важнейшие вопросы государственной жизни решались Политбюро ЦК КПСС, партийным лидером. Фактическим свидетельством этого, усилением руководящей роли КПСС в жизни общества и государства стало совмещение в лице Л.И. Брежнева поста Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Таким образом, это дало возможность на практике соединить в одних руках большие властные полномочия, чем мог бы дать пост президента страны.

Новый подход к данной проблеме мы наблюдаем в последнее пятнадцатилетие прошлого столетия, в период так называемой перестройки в нашей стране. Четко прослеживается тенденция к практическому введению поста президента. На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает Закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР". Далее избирается первый Президент СССР. В соответствии со ст. 127 Конституции СССР он является главой Советского государства. Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Об этом, в частности, говорилось на Съезде. "Мы решили не просто вопрос о посте Президента, мы решили вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления. То есть мы решили вопрос политической системы нашего общества". Позднее институт президента создается в ряде бывших союзных республик, например в Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Институт Президента СССР предусматривался и в Договоре о союзе суверенных государств. Этому акту отводилась роль основного политико-правового документа в деле стабилизации социально-экономической ситуации в стране и создания новых межнациональных отношений, новой советской федерации. В периодической печати было опубликовано несколько его проектов. Окончательный текст Договора был согласован 23 июля 1991 г. Его подписание намечалось на конец августа 1991 г. В проекте Договора Президент СССР трактовался как глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью.

Соответствующие процессы протекали в РСФСР. Можно заметить, что на официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, достаточно острая дискуссия о введение поста президента в России. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против нововведения. Данный пост учреждается методом референдума инициированного одной третью депутатов российского парламента. Он состоялся 17 марта 1991 г. " За " высказались 70% участников голосования. Состоявшийся в мае 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР утверждает ранее принятые законы РСФСР " О Президенте РСФСР ", " О выборах Президента РСФСР ". Съезд внес надлежащие изменения, дополнения в Конституцию РСФСР. В июне 1991 г. избирается 1-й Президент РСФСР. В соответствии с введенной тогда моделью он являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР.

Учреждение поста президента в нашей стране определялось рядом субъективных и объективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, правопорядка и законности. Введение этого поста дало возможность покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей. Определенное воздействие на возникновение института президента в России оказало и учреждение этой должности в 1990 г. в СССР.

В современных условиях вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента РФ, регулируются Конституцией РФ 1993 г. Этим вопросам посвящена ее особая четвертая глава. Которая открывает перечень глав, которые посвящены органам государственной власти России. Уже это - правовое свидетельство того, что Президент не включается ни в одну из 3-х ветвей власти: ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную. Конституция Российской Федерации не предусматривает особого закона о Президенте. Вместе с тем ряд вопросов его функционирования регулируется различного рода правовыми актами, например Федеральным конституционным законом " о Конституционном Суде " РФ 1994 г., Федеральным законом " о выборах Президента России " 2002 г. и др. Можно заметить, что на сегодняшний день приняты и действуют законы обо всех высших органах государственной власти Российской Федерации. В связи с этим целесообразна подготовка и принятие специального федерального закона о статусе Президента РФ, в котором в концентрированном виде будут урегулированы все важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного института.

2.2 Соотношение ветвей власти и Президента

В научных исследованиях иногда лишь констатируют, что он занимает место вне трех традиционных ветвей власти, иногда его относят к исполнительной власти. Последнее положение вызывает сомнения, поскольку в Конституции РФ есть четкое указание на то, что исполнительная власть России принадлежит Правительству Российской Федерации. Ст. 110 Конституции РФ гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Следовательно, «президентуру нельзя отнести к исполнительной власти, точно так же как ее нельзя отнести к законодательной или судебной ветви власти».

Особенности положения президента в системе разделения властей связаны, прежде всего, с тем, что он - глава государства. «Действующая Конституция не закрепляет за Президентом статус главы исполнительной власти, он - де-юре глава государства (ст.80 Конституции). Высшим исполнительным органом государственной власти является федеральное Правительство».

Прeзидент Российской Федерации активно участвует в осуществлении исполнительной власти, в исполнитeльно-распорядительной деятельности. Он издает мнoжество указoв, которые, сoгласно Конституции Российской Федерации, имеют подзаконный характер и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и законам и издаются, прежде всегo, для их исполнения. При Президенте дeйствует Администрация Президента Российской Федерации, которая нередко раньше подменяла Правительство Российской Федерации, отдeльных министрoв (это отмечалось в печати). Более тогo, Президенту Российской Федерации, и только ему, подчинены некоторые министерства, составляющие ядро исполнительной власти, ведомства, имeющие в своем распоряжении войска. Ни Председатель Правительства Российской Федерации, ни Правитeльство Российской Федерации в целом не вправе принимать в отношении руководителей этих министерств и ведомств обязывающие решения, Правительство Российской Федерации лишь координирует их деятельность с другими министерствами и ведомствами.

Не только непосредственно подчиненные Президенту Российской Федерации министры, но и другие, и сам премьер-министр (Председатель Правительства Российской Федерации) регулярно посещают Президента Российской Федерации с докладами и информацией. Осуществляя непосредственное руководство ими, Президент Российской Федерации активно участвует в реализации исполнительной власти. «И все-таки такое участие не является решающей стороной в деятельности Президента Российской Федерации, и, следовательно, его нельзя отнести к ветви исполнительной власти не только из-за прямых формулировок ст.110 Конституции РФ, но и с точки зрения фактического положения - доминанты в деятельности Президента РФ».

Статус и полномочия прeзидента сформулированы в основном законе России так, что на первое мeсто выдвинуты цeли и задачи укрeпления государства, обeспечения конституциoнного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это прeдопределяет важное значение для президента Российской Федерации функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента Российской Федерации является формирование политического курса гoсударства.

Свое понимание роли и места Президента в определении государственной политики В. Путин выразил в Послании Федеральному Собранию (2000 года): «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение». В этих словах роль Президента как политического лидера выражена предельно ясно. Как отмечает Л.А.Окуньков, «на правовой оценке института Президента негативно сказывается его культовое значение в общественном сознании. Глава государства (в разных ипостасях: царя, партийного вождя - генсека правящей партии) всегда имел в России харизму политического лидера, защищающего народ от злоупотреблений чиновничества, радеющего за Отчизну. Собственно, такая иллюзия имела немаловажное значение при определении статуса Президента в Конституции 1993 года».

Сложившаяся практика управления подтверждает фактическое верховенство президента Российской Федерации в исполнительной власти. Но политические реалии изменчивы, они не всегда соответствуют логике предписаний Закона. Конституция Российской Федерации закрепляет за ним статус главы государства и не более того. В этой связи небесспорны суждения о том, что «анализ конституционных норм подтверждает вывод, что Президент РФ фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства РФ, осуществляющий общее стратегическое руководство им».

1 2