">
Право Конституционное право
Информация о работе

Тема: Развитие конституции

Описание: Этапы развития российской конституции, свойства, структура. Источники КП.система КП. Порядок внесения поправок в гл.1,2,9. Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм. Законадательный процесс-понятие стадии. Постановление.
Предмет: Право.
Дисциплина: Конституционное право.
Тип: Курсовая работа
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 10
Поднять уникальность

Похожие работы:

1.Конституция РФ. 
К- особый нормативно-правовой акт, отличающейся от других: 1. Способом 
принятия, внесения поправок и изменений, 2. носят учредительный, первичный 
характер, 3. всестороннее регламентирование общ. жизни, Особые юр. 
свойства: 1. Верховенство- учредительный характер, 2. Высшая ю. сила, 3. 
Прямое действие- всеобщий характер, 4. Применяется на всей терр. РФ, 5. 
Является ядром правовой системы РФ, 6. Особая охрана её и её положений, 7. 
Особый порядок её пересмотра- стабильность.Т.О сущность конституции – это контракт между гос-ом и граж-ом на политическом рынке 
Понятие Конституционализма. 
это политическая система, опирающаяся на конституцию. 
Конституционализм характеризуется наличием: 
- высшего законодательного органа, избираемого населением; 
- ответственности правительства перед законодательным органом или главой государства; 
- всеобщего избирательного права; 
- института демократических прав и свобод, правосудия.

2Этапы развития российской конституции
Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. 
Первые 4 – социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.
Конституция 1918 г. Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами 
большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет,
власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения,
ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой 
эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала 
насилие в целях утверждения нового строя.
. Конституция 1925 г. Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было 
прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.
. Конституция 1937 г. Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый 
этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения 
политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила
принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и обязанностях граждан.
Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль
ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР.
. Конституция 1978 г. Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который я
влялся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась 
руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и 
социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.
. Конституция 1993 г. – действующая конституция.

3.Структура,юр.св-ва конституции РФ
К- особый нормативно-правовой акт, отличающейся от других: 1. Способом
принятия, внесения поправок и изменений, 2. носят учредительный, первичный
характер, 3. всестороннее регламентирование общ. жизни, Особые юр.
свойства: 1. Верховенство- учредительный характер, 2. Высшая ю. сила, 3.
Прямое действие- всеобщий характер, 4. Применяется на всей терр. РФ, 5.
Является ядром правовой системы РФ, 6. Особая охрана её и её положений, 7.
Особый порядок её пересмотра- стабильность.Т.О сущность конституции – это контракт между гос-ом и граж-ом на политическом рынке
Структура КРФ.
Под структурой К понимается принятый в ней порядок, посредством кот.
устанавливается опред. сист. группировки однородных конст. норм в разделы,
главы и последовательность и расположения. КРФ состоит из преамбулы и двух
разделов. 1 р. содержит собственно К и включает 9 глав: 1.) Основы К строя,
2.) Права и свободы чел. и гр., 3.)Федеративное устройство, 4.) Президент РФ,
5.) Федеральное собрание, 6.) Правительство РФ, 7.)Судебная власть, 8.)
Местное самоуправление, 9.) Конституционные поправки и пересмотр К. 2.
именуется « Заключительные и переходные положения»( Прекращение действия
старой К, введение новой К в силу).

4Источники КП.система КП
Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ,
международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами
нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, 
структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие 
основные права и свободы личности в РФ.
Виды источников конституционного права России: 1) международные акты, например Всеобщая
декларация прав человека 2) Конституция РФ от 12 декабря 1 993 г.; 3) федеральные конституционные 
законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 
4) внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской 
Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.; 5) федеральные законы: 
а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 
5) законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ; 6) указы и распоряжения Президента РФ: 7) 
постановления Правительства РФ, 8)постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ
К.п. является частью правовой системы РФ и в свою очередь состоит из
огромного числа различных правовых норм. 
Система отрасли выражается в её внутреннем строение. В ней
отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых
норм. Поскольку общественные отношения связанны с разными сферами жизни, каждая из кот.
имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не
проявлять соответствующие им специфические свойства. В системе К.п. принято
выделять следующие институты , кот. составляют основные элементы отрасли и
объединяют нормы, закрепляющие:1. основы К.п. ( исходные начала правового
регулирования), 2. основы правового статуса человека и гражданина ( права,
свободы и обязанности), 3. федеративное устройство гос., 4. систему орг. гос.
власти и орг. местного самоуправления. Для системы отрасли характерен более
высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию, чем в КРФ.

5.порядок внесения поправок в гл.1,2,9
Статья 135 
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть 
пересмотрены Федеральным Собранием. 
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской 
Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации 
и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционном законом 
созывается Конституционное Собрание. 
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, 
либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным 
Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. 
При проведении всенародного голосования Конституция Российской федерации считается принятой, если за
нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем 
приняло участие более половины избирателей.

6.порядок внесения поправок в главы 3-8
Одобрение поправки большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов 
Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы.одобрение поправки органами законадательной власти субъектов не менее чем в 2/3 
субъектов(в течении 1 года) Принятый закон о поправках в течение четырнадцати дней подлежит 
подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

7.порядок внесения изменений в ст.65
Порядок принятия в Рф нового субъекта:
1условия:обоюдное желание обеих сторон.
Варианты изменения состава1не нарушаются границы(субъекты объединяются)
2изменение границ
Инициатива предложения о принятии в РФ принадлежит ин-му гос-ву о чем информируется
Президент РФ.Пр-нт уведомляет о поступившем предложении Парламент и Прав-во.Составляется 
международный договор.СД направляется в КС для проверки его на конституционность.ГД ратифицирует 
данный договор и принимает ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта(2/3 голосов).ФКЗ одобряет 
СФ(3/4) и в течении 14 дней подписывается и обнародуется Президентом.Вето наложить не может.
Порядок образования в составе РФ нового субъекта:инициатива принадлежит субъектам РФ о чем извещается 
Президент.Президент уведомляет Парламент.В заинтересованных субъектах проводится референдум.Составляется 
ФКХ об образовании нового субъекта(процедура та же)
Наименование субъектов-изменение наименования субъектов включается в текст конституции указом Президента
РФ на основании решения субъекта РФ

8.Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права 
общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и
обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.собенностями конституционно-правовых
отношений являются:1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области 
общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;2) специфика субъектного состава. 
Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;3) специфика объектов 
конституционно-правовых отношений;4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный
удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.
Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание
правоотношения.Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых 
конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и 
обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Круг субъектов конституционно-
правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:
Челоек(гражданин,иностранец, апатрид),народ,гос-во,соц.общность
Объект-то по поводу чего возникают правоотношения1предметы материального мира2интеллектуальные блага3нематериальные блага
4социально-политические
Содержание-субъективные права и юридические обязанности.Суб права-мера возножного или дозволенного поведения обеспеченного 
юридическими обязанностями других лиц.Юр обязанность-мера необходимого или должного поведения

9.конституционная ответственность-понятие особенность
КО-особый вид юр.отв-ти,которая наступает на конст деликт,выражается в особых н
егативных последствиях для субъекта правонарушения
Состав конст деликта:1.объект-регулируемое и охраняемое конституцией общественное
отношение на которое посягает субъект2.объективная сторона-характеризует деликт во 
вне,т.е. раскрывает само деяние и последствие3-субъект-граждане иностранци и лица 
без гражданства, гос органы а также не гос организации4-суб сторона-отражает психическое 
отношение субъекта к деянию и последствиям.
Виды деликтов1конст деликт в сфере основ конст строя2конст деликт в сфере прав и свобод 
человека и гражданина3в сфере федеративного устройства4в сфере местного самоуправления
5деликт связанный с внесением поправок в конституцию6в сфере функционирования органов гос власти
Особенности-1конст отв-ть может наступать не только за нарушение конституции но и за нарушение законов
2отв-ть наступает как за правонарушение так и за его отсутствие3отв-ть имеет ярко выраженный полит характер
4отв-ть может иметь и моральные основания5отличается отсутствием детализации нормативных оснований

10.законадательный процесс-понятие стадии
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, 
направленных на принятие нормативно-правовых актов.
Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 
3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона 
Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.
Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и 
Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае
возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.
Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное 
Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект
считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата
Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.
Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное 
рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.
После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.
Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает 
никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.
После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. 
С этого момента законопроект считается федеральным законом.
Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован,
если не был одобрен Советом Федерации.
Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах 
(в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).
Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации,
осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.
Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. 
Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию 
«неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето
Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

11Постановления Конституционного Суда как источник права 
1.Функция толкования конституционного (уставного) текста, особенно в установлении жестких механизмов изменения е
го содержания в целях обеспечения стабильности Конституции, приобретает новое качество – конституционного законод
ательствования.
2.Осуществляя толкование основного закона, Конституционный Суд принимает такие решения, без которых сам текст
Конституции уже не может считаться полным. Интерпретация каким-либо иным органом конституционной нормы, толкование 
которой уже было дано Судом, недопустимо.
Юридическая сила принимаемых Конституционным Судом решений равна юридической силе законов. Причем первые более
защищены, чем вторые, так как изменить и отменить закон вправе и парламент, и Конституционный Суд, а изменить и отменить 
свое судебное решение может лишь он сам.
Конституционный Суд выступает в роли законодателя, правда, «негативного»: он выбраковывает дефектные правовые нормы из 
правовой системы. Так, согласно ч. 3 ст. 79 Закона о Конституционном Суде акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. 
3.Разрешаются споры о компетенции органов власти
Таким образом, постановления Конституционного Суда можно признать источником конституционного права по следующим основаниям:
- могут содержать и отменять правовые нормы;
- имеют во многих случаях силу закона;
- выносятся именем Российской Федерации, являются окончательными и пересматриваются только этим органом;
- обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, 
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;
- подлежат официальному опубликованию;
- обладают большим моральным авторитетом.
Решения Конституционного Суда действительно выполняют правотворческую функцию, выступают в качестве источников права, 
устанавливают правила, реально регулирующие отношения в обществе, даже если это не соответствует положениям правовой доктрины, 
причем они являются источниками не только конституционного, но и гражданского, уголовного, трудового и других отраслей российского права.

12Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. 
Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе
имеет конституционное (государственное) право, прежде всего конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина.
Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, 
политические, экономические, социальные и культурные), конституционные обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, 
его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, 
их содержание составляют положения гл. 2 Конституции РФ.
При характеристике правового положения человека и гражданина большое значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в 
Конституции РФ.
1.Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод 
гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, 
места жительства, отношения к религии. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, 
которые имеют одинаковые возможности для их реализации. Гарантируется соблюдение равноправия: запрещаются любые формы ограничения прав 
граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2.Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан Российской 
Федерации. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами (и несет равные конституционные обязанности). 
Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть и 
исключения, установленные федеральным законом или международным договором РФ. Например, иностранцы не имеют избирательных прав, не 
могут занимать определенные должности и т.д., так что в полном объеме правами, свободами, обязанностями обладают только граждане РФ.
3.Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное 
закрепление основ правового статуса человека. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», – 
гласит ч. 2 ст. 17 Конституции РФ. В нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 
В то же время осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы. 
Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. 
4. включение в правовой статус личности не только прав и свобод, но и обязанностей. Так, право граждан на благоприятную окружающую среду, 
немыслимо без осуществления всеми и каждым в отдельности обязанностей по сохранению окружающей среды и рациональному использованию 
природных ресурсов, установленных ст. 58 Конституции РФ.

13Гражданские права и свободы связаны непосредственно с личностью. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения
(ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с е
го индивидуальной, частной жизнью.
В статье 20 провозглашено право на жизнь, введено правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение 
о стремлении государства к полной отмене смертной казни. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и
природной среды обитания, условий жизни.
ст21 К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления. Эта
конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур.
ст22 Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности,
как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями 
и поступками. Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно ст.22 ч.2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно 
только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается на срок не более 48 часов. 
Статья 23 ч.1 Конституции Российской Федерации гласит: “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и 
доброго имени”. Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных 
сообщений, ограничение таких прав не предусмотрено судебным решением. 
ст24 указана гарантия реализация данных прав- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 
Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное 
не предусмотрено законом. 
ст25 В статье о праве на жилище и гарантии его реализации, указано, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем лиц, за исключением 
случаев предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения. Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, 
законными арендаторами или проживающие по договору найма. 
Согласно ст.26 настоящей Конституции “каждый вправе определять свою национальную принадлежность”. Дополнительной правовой гарантией равноправия 
независимо от национальности является конституционная норма о том, что “никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности”. 
ст27 положение о свободе передвижения, выбора места жительства и пребывания указывает на то, что таким правом обладает каждый, законно находящийся 
на территории Российской Федерации. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок - регистрация в течение 7 дней в органах внутренних дел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, имеющий также определенный порядок регистрации.
ст28 Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия или непринятия религиозных верований. Никакая религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной.
ст29 закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений устанавливает, что никто не может быть
принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

14.Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права
выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: 
право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию,
право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей,
право избирать и быть избранными и др.
В Конституции закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации 
является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере 
наступают по достижении гражданином 18 лет.
ст29 (свобода мысли и слова), связана как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны
преобладать различные взгляды и убеждения. 
ст.30 “Каждый имеет право на объединение...”, т.е. создание разного рода (не государственных) общественных объединений совместно с другими лицами, 
а также входить и беспрепятственно выходить из них. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. 
ст32 Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей 
“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, 
а также участвовать в референдуме” (ст.32 п.2). 
Статья 32 п. 4 устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает
право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие 
в отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
ст33 Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные 
органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, 
источник информации, который необходим для решении вопросов общественной жизни.

15.Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы
право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. 
ст34 право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. При этом субъект 
экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями,
приобретать и распоряжаться собственностью.
ст35 Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность
и даже на закон, лишать человека имущества против его воли. Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто при условии равноценного
и предварительного возмещения. 
ст36 Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, е
сли это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. 
ст37 Закреплено право на защиту от безработицы и установлен запрет принудительного труда. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола
работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы. 
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых, именно поэтому оно закрепляется также в ст.37. Функции государства в этой сфере заключаются в 
установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
ст43 Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Родители (
или лица их заменяющие) должны способствовать получению детьми основного общего образования.
ст39 право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. 
ст41 право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 
ст42 право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу 
в результате экологического правонарушения 
ст44 Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, 
право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

вопрос16Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции): 1) права и свободы человека и гражданина принадлежат 
всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, 
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;2) ограничение прав граждан по признакам 
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3) основные права и свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат каждому от рождения;4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии 
конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются федеральными законами. 
Например:
1)ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»устанавливает 
основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах.В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ 
проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в
соответствии с федеральными законами и только в качестве установленных мер Ответственности либо в случае ограничения дееспособности;
2) ФЗ от 15 июля 1995 г. №03-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ от 22 декабря1992 г. 4180-1 
«О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-1«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 
гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность.В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно
только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается 
трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств,что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни 
больного либо восстановления его здоровья;
3) ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование.Согласно этому Закону право на 
образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ.
В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др.Никто не может быть лишен права на образование 
независимо от каких бы то ни было обстоятельств,включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия
для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.В РФ не допускается 
ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.

вопрос 17Конституционные обязанности человека и гражданина
Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, 
что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). 
Равенство обязанностей
Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом 
плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.
Соблюдение Конституции и законов
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся 
гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. 
Уважение прав и свобод других лиц
Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. 
Забота о детях и нетрудоспособных родителях
В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их .воспитании. Во-вторых,
трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. 
Получение основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить 
получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). 
Забота о памятниках истории и культуры
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная
обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.
Уплата налогов и сборов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе
и пользуется благами государственной деятельности. 
Сохранение природы и окружающей среды
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. 
Защита Отечества
Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59).

18.Конституционный строй России:понятие,принципы.
Конституционный строй-это такая организация государственной общественной жизни,где гос-во является политической организацией гражданского
общества и в нем человек,его права и свободы признаются высшей ценностью,а их соблюдение и защита основной обязанностью государства.
Принципы: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени 
многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей,
прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство 
государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ 
как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: 
государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной 
власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ 
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства
(т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться 
в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной,
а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, 
свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым 
экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
деятельности).

19.Активное и пассивное избирательное право.
Активное– это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов.
Пассивное избирательное право – это право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления.
Избирать могут:1.Граждане РФ 2.Достижение 18 лет,кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Требования для избрания президента:35 лет,гражданство,Постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет, Одно и то же лицо не может занимать
должность Президента РФ более двух сроков подряд
Требования для депутата: 21 год,постоянно проживающий,не может быть членом СФ и Гос.Думы

1 2 3 4 5