">
Право Конституционное право
Информация о работе

Тема: Конституционное право: рабочая программа дисциплины

Описание: Целями изучения учебной дисциплины является освоение конституционно-правовых институтов. Изучение конституционного права носит учебно-познавательный характер. Материально-техническое обеспечение практических занятий. Словарь терминов (глоссарий).
Предмет: Право.
Дисциплина: Конституционное право.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 136
Поднять уникальность

Похожие работы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Конституционного и муниципального права»

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

______________ А.Г. Гончаров

«____»__________201__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Конституционное право

(наименование дисциплины)

Направление подготовки 030900 Юриспруденция

Профиль подготовки уголовно-правовой, гражданско-правовой

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

(бакалавр, магистр, специалист)

Нормативный срок обучения 4 года

Форма обучения очная

Оренбург 2011 г.

Цели освоения дисциплины

Целями изучения учебной дисциплины является освоение содержания основных конституционно-правовых институтов. Изучение конституционного права носит учебно-познавательный характер и имеет научно-практическое значение. Задачами учебной дисциплины выступают освоение теоретических и практических знаний о конституционном строительстве в нашей стране, повышение политической и правовой культуры студентов, уровня их теоретической и профессиональной подготовки.
Учебно-методический комплекс включает в себя основные теоретические положения: о предмете, методе, источниках отрасли конституционного права, основах конституционного строя, правовом положении личности, особенностях федеративного устройства России, системе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Конституционное право» включена в цикл ОПД дисциплин базовой части. Перечень дисциплин, для которых дисциплина «Конституционное право» является основополагающей, представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Требования к постреквизитам дисциплины Дисциплина Модуль Кафедра ФИО зав. кафедрой Дата Подпись  Международное публичное право Права человека и международное право Международного права     Административное право РФ Конституционные принципы организации и деятельности органов управления Конституционного и муниципального права     Муниципальное право РФ Конституционные принципы организации и деятельности местного самоуправления Конституционного и муниципального права     Уголовное право, уголовный процесс РФ Личные права человека. Принципы организации и деятельности судебных органов и прокуратуры. Уголовного права и уголовного процесса     Конституционное (государственное) право зарубежных стран Разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; органы государства Конституционного и муниципального права     Гражданское право Собственность и ее правовые формы Кафедра гражданского права и процесса     Трудовое право Охрана труда; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Кафедра трудового права     Земельное право Государственное управление земельным фондом; правовой режим земель муниципальных образований. Земельное право     Финансовое право Бюджетная система, бюджетный процесс; понятие налога; правовое регулирование денежного обращения. Кафедра конституционного и муниципального права     Правоохранительные органы Взаимодействие правоохранительных с другими органами; судебная власть и система органов, составляющих ее; правосудие и его принципы; прокурорский надзор и органы прокуратуры Кафедра уголовного права и процесса     

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

1. способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

способность подготовки юридических документов (ПК-7);

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

способнсоть давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

предмет конституционного права; место российского конституционного права в системе права РФ

конституционные основы правового положения граждан; конституционный статус человека и гражданина РФ; вопросы гражданства РФ

государственное устройство РФ

об организации и функционировании избирательной системы Российской Федерации

виды государственных органов в РФ, их систему и конституционно – правовой статус

понятие и стадии законодательного процесса в Российской Федерации, а также порядок изменения (пересмотра) Конституции Российской Федерации

конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ

конституционные основы местного самоуправления

Уметь:

анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы конституционного законодательства,

участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности,

обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права,

принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом,

юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства,

принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Владеть:

юридической терминологией;

навыками работы с правовыми актами;

Организационно-методические данные дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» составляет 8 по ЗЕТ (288часов), их распределение по видам работ и по семестрам представлено в таблице 4.1.

Таблица 4.1. Распределение трудоемкости дисциплины

по видам работ и по семестрам Вид учебной работы Трудоемкость   ЗЕ час. распределение по семестрам     1 семестр 2 семестр     ЗЕ час. ЗЕ час.  Общая трудоемкость 8 288 4  4   Аудиторная работа (АР)  138      в т.ч. лекции (Л)  58  36  22  лабораторные работы (ЛР)        практические занятия (ПЗ)  80  36  44  семинары (С)        Самостоятельная работа (СР)  150  60  90  в т.ч. курсовые работы (проекты) (КР, КП)  30    30  рефераты (Р)        эссе (Э)        индивидуальные домашние задания (ИДЗ)  60  30  30  самостоятельное изучение отдельных вопросов (СИВ)  60  30  30  подготовка к занятиям (ПкЗ)        другие виды работ*        Аттестации  18    18  в т.ч. Зачет (З)    З    экзамен (Эк)      Эк.  

* указать дополнительные виды самостоятельной работы, предусматриваемые рабочей учебной программой дисциплины

Структура и содержание дисциплины

Дисциплина «Конституционное право» состоит из 10 модулей. Структура дисциплины представлена в таблице 5.1.

Таблица 5.1. Структура дисциплины 1 курс 1 семестр

п/п Наименования модулей и модульных единиц Семестр Трудоемкость, ЗЕ Трудоемкость по видам учебной работы, час. Коды формируемых компетенций      общая трудоемкость аудиторная

работа лекции лабораторная работа практические занятия семинары самостоятельная работа курсовые работы (проекты) индивидуальные домашние задания самостоятельное изучение вопросов подготовка к занятиям другие виды

работ   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17  1. Модуль 1

Модуль 1. Общие сведения о конституционном праве. 1  24 12 6   6 12  4 4 4  ПК-2  1.1 Модульная единица 1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука 1    4   4 8  2 2 4  ПК-2  1.2 

2. Основы конституционной теории 1    2   2 4  2 2   ПК -2  2. Модуль 2 Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.

1  16 8 4   4 8  4 3 1  ПК-9

ПК -2  2.1. Модульная единица 3 Конституционное развитие России

1   4 2   2 4  2 1 1  ПК-9

ПК-2  2.2 Модульная единица 4. Конституция РФ 1993г. (общая характеристика) 1   4 2   2 4  2 2   ПК-9

ПК-2  3. Модуль 3

Институт основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя) 1  24 12 6   6 12  6 5 1  ПК-9, ПК-2

ПК-3  3.1. Модульная единица

5. Общая характеристика института основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя) 1    2   2 4  2 1 1  ПК-9, ПК-2

ПК-3  3.2 Модульная единица

6.Экономические и социальные основы конституционного строя 1   4 2   2 4  2 2   ПК-9, ПК-2

ПК-3  3.3 Модульная единица

7.Политические и духовные основы конституционного строя 1   4    2 4  2 2   ПК-9, ПК-2

ПК-3  4. Модуль 4

Конституционные характеристики Российского государства 1  16 8 4   4 8  4 2 2  ПК-2

ПК-9

ПК-3  4.1. Модульная единица

8. Конституционные характеристики Российского государства 1    4   4 16  4 2 2  ПК-2

ПК-9,

ПК-3  5. Модуль 5

Институт конституционно-правовых основ положения человека и гражданина

1  64 32 16   16 32  16 14 2  ПК-2

ПК-9

ПК-3  5.1 Модульная единица

9.Общая характеристика института конституционно-правовых основ положения человека и гражданина 1    2   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15  5.2 Модульная единица

10.Гражданство РФ

1    4   4 8  4 2 2  ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

 5.3 Модульная единица

11.Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства 1    2   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-7

 5.4 Модульная единица

12.Личные права и свободы 1    2   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

 5.5 Модульная единица

13.Политические права и свободы 1    2   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

 5.6 Модульная единица

14.Экономические, социальные и культурные права 1    2   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

 5.7 Модульная единица

15.Конституционные обязанности, гарантии прав и свобод 1    2   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-13

 6. Реферат    ? ? ? ? ?  ? ? ? ? ? ?  7. Эссе    ? ? ? ? ?  ? ? ? ? ? ?  8. Промежуточная аттестация Зачет 1   ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  9. Всего в семестре  4 144 72 36   36 72      ?  10. Модуль 6

Государственное устройство России 2  31 16 4   12 15  8 7   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

 10.1. Модульная единица

16.История развития федерализма в России 2    1   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

 10.2. Модульная единица

17. Статус РФ и статус субъектов РФ 2    1   4 3  2 1   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

 10.3 Модульная единица

18. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ 2    1   4 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-7

 10.4 Модульная единица

17.Административно-территориальное деление и автономия в РФ

2    1   2 4  2 2     11. Модуль 7

Избирательная система и референдум РФ 2  20 10 4   6 10  5 5   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1  11.1. Модульная единица

18.Избирательная система РФ 2    2   4 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 11.2. Модульная единица

19.Референдум в РФ 2    2   2 6  3 3   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 12. Модуль 8

Государственные органы РФ 2  53 30 10   20 23  11 10 2  ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 12.1. Модульная единица

20.Общая характеристика государственных органов РФ 2   3 1   2 2  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 12.2. Модульная единица

21.Президент РФ    6 2   4 4  2 1 1  ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 12.3. Модульная единица

22.Федеральное Собрание РФ 2   6 2   4 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 12.4. Модульная единица

23.Правительство РФ 2   3 1   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 12.5. Модульная единица

24.Судебная власть, прокуратура и иные государственные органы РФ 2   9 3   6 5  2 2 1  ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 12.6. Модульная единица

25.Система государственных органов в субъектах РФ 2   3 1   2 3  1 1   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

 13. Модуль 9. Законодательный процесс в РФ

2  14 6 2   4 8  4 4   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

ПК-16

ПК-14

ПК-13

 13.1 Модульная единица

26.Общая характеристика законодательного процесса в РФ 2   3 1   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

ПК-16

ПК-14

 13.2

Модульная единица

27.Порядок внесения поправок, изменений и пересмотр Конституции РФ 2   3 1   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

ПК-16

ПК-14

ПК-13

                                                       14 Модуль 10. Конституционные основы местного самоуправления 2  8 4 2   2 4  2 2   ПК-2

ПК-9, ПК-6

ПК-4

ПК-5

ПК-15

ПК-1

ПК-16

ПК-14

 14.1 Модульная единица

28.Конституционные основы местного самоуправления 2   4 2   2 4  2 2     13. Реферат    ? ? ? ? ?  ? ? ? ? ? ?  14. Эссе    ? ? ? ? ?  ? ? ? ? ? ?  15. Аттестация (экзамен)   18 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  16. Всего в семестре 2 4 144 66 22   44 60      ?   5.2. Содержание модулей дисциплины

5.2.1. Модуль 1 Общие сведения о конституционном праве.

5.2.1.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция 1 (Л-1). Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука

Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли права.

Конституционно – правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно – правовые институты

Конституционно – правовые отношения и их субъекты.

Источники отрасли конституционного права.

Система конституционного права.

Предмет, система и источники науки конституционного права.

Методы науки конституционного права

Лекция 2 (Л-2). Основы конституционной теории.

Понятие и сущность конституции.

Виды и функции конституции.

Черты и юридические свойства конституции.

Форма и структура конституции.

5.2.1.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1). Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука

Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли права.

Конституционно – правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно – правовые институты

Конституционно – правовые отношения и их субъекты.

Источники отрасли конституционного права.

Система конституционного права.

Место конституционного права в системе права РФ. Тенденции развития конституционного права на современном этапе

Предмет, система и источники науки конституционного права.

Методы науки конституционного права

Практическое занятие 2 (ПЗ-2). Основы конституционной теории.

Понятие и сущность конституции.

Виды и функции конституции.

Черты и юридические свойства конституции.

Форма и структура конституции.

Конституционная ответственность.

5.2.1.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения № п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы  1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука

Место конституционного права в системе права РФ. Тенденции развития конституционного права на современном этапе

Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судоустройстве РФ

 38 -41  2. Основы конституционной теории.

Конституционно-правовая ответственность.

 42-71  

5.2.1.6. Темы индивидуальных домашних заданий

Модуль 1. Общие сведения о конституционном праве.

Задачи:

Задача 1.

ООО «Миг» и ЗАО «Дарви» получили разрешение от Правительства Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт- Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Правительство города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности.

Одновременно против ЗАО «Дарви» и Правительства Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета «медный всадник» выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр.

Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично- правового от частноправового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права?

Задача 2.

На основании ст. 135 ГПК РФ Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга возвратил гражданину Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со ст.ст. 23-27 ГПК РФ. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления синевин указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого это дело отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст. 118). Следовательно, делает вывод Синевин, подсудность каждого суда должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК РФ неправомерен.

В чем разница между федеральным конституционным законом и обычным федеральным законом? В какой части вопросы организации судебной системы относятся к предмету регулирования конституционного права и Федерального конституционного закона, а в какой части – к предмету процессуального законодательства?

Задача 3.

Прокурор города Н возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации «Свидетели Иеговы», разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по ст. 148 УК РФ – «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести».

Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституцией РФ не раскрывается содержание понятия «право на свободу совести» и не дается определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации «Свидетели Иеговы», не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция РФ не содержит санкции за нарушение нормы о свободе совести, следовательно, в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция.

Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты? В чем специфика такого элемента конституционно- правовой нормы, как санкция?

Задача 4.

Гражданин А. припарковал свой автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена». Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Гражданин А. посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированной ст. 35 Конституции РФ. ГИБДД предоставило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством.

Какое решение следует вынести в случае передачи дела в суд? Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного права?

Модуль 2 Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.

5.2.2.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция1 (Л-1). Конституционное развитие России

Конституционное строительство в дореволюционной России.

Развитие советских конституций (1918-1978г.г.)

Конституционная реформа в России 1989-1993 г.г.

Особенности подготовки и принятия Конституции РФ 1993г.

Лекция 2 (Л-2). Конституция РФ 1993г.

Структура и содержание Конституции РФ 1993г.

Конституционно-правовые нормы и институты.

Система Конституции РФ 1993г.

Место Конституции РФ 1993г. в системе других нормативно-правовых актов РФ

5.2.2.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1).Конституционное развитие России

Конституционное строительство в дореволюционной России.

Развитие советских конституций (1918-1978г.г.)

Конституционная реформа в России 1989-1993 г.г.

Особенности подготовки и принятия Конституции РФ 1993г.

Практическое занятие 2 (ПЗ-2).Конституция РФ 1993г.

Структура и содержание Конституции РФ 1993г.

Конституционно-правовые нормы и институты.

Система Конституции РФ 1993г.

Место Конституции РФ 1993г. в системе других нормативно-правовых актов РФ

5.2.2.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения № п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы  1. Конституционное развитие России

Конституция РСФСР 1918г.  110-111  2. Конституция РФ 1993г. Толкование Конституции РФ  

97-99  

5.2.2.6.Темы индивидуальных домашних заданий

Задачи:

Задача 1.

Во время проведения выставки коллекций государственного Эрмитажа в соборе Дома Инвалидов в Париже в парижский суд обратились ассоциации держателей царских займов и займов советского правительства с требованием наложить арест на произведения, представленные на выставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как правопреемнице Российской Империи и СССР. Одновременно было подано требование об аресте другой выставки, проходившей в то же самое время в Париже – выставки коллекций Санкт-Петербургского музея истории города, для обеспечения требований к Санкт-Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908 годах.

Является ли Россия правопреемницей Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, – правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами это регулируется?

Задача 2.

Законом СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" были регламентированы экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Указанный Закон в настоящее время не отменен, однако предмет его регулирования в отношении садоводческих товариществ, дачных кооперативов, кооперативов в сфере производства и услуг, сельскохозяйственной и потребительской кооперации урегулирован действующими законодательными актами Российской Федерации.

Является ли РФ правопреемницей правовых актов СССР? Каково действие нормативных актов СССР и РСФСР в современной России?

Задача 3.

Гражданин Седюкин А.М., служащий Административного комитета Санкт-Петербурга, обратился в Смольнинский федеральный районный суд с требованием о предоставлении ему ежегодного отпуска в июне месяце в связи с обучением на вечернем отделении факультета менеджмента СПбГУ, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 года №1116 было утверждено положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. В частности, указанным положением было предусмотрено, что при предоставлении рабочим и служащим, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, ежегодных отпусков администрация предприятий, учреждений, организаций обязана приурочивать, по их желанию, эти отпуска ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов в учебном заведении. Однако на его требование о предоставлении отпуска отдел кадров Административного комитета ответил ему отказом. Представитель ответчика в суде пояснил, что согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации источниками трудового права могут быть Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров СССР к таковым не относится, поскольку Правительство СССР не являлось органом исполнительной власти, а было лишь исполнительным и распорядительным органом при Совете Народных Депутатов СССР. Следовательно, данная льгота не может считаться установленной в надлежащей правовой форме.

Признавался ли в Конституции СССР принцип разделения властей? Опишите систему органов государственной власти в СССР. Каким статусом обладал Совет Министров СССР – Правительство СССР?

Модуль 3 Институт основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)

5.2.3.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция 1 (Л-1). Общая характеристика института основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)

1. Понятие основ общественного и государственного строя, его соотношение с основами конституционного строя.

Особенности закрепления основ общественного и государственного строя в советских конституциях.

Содержание института основ конституционного строя, особенности его правового регулирования

Место института основ конституционного строя в системе отрасли конституционного права.

Лекция 2 (Л-2). Экономические и социальные основы конституционного строя

1. Принципы построения экономической системы.

единство экономического пространства;

свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

поддержка конкуренции;

свобода экономической деятельности;

равная защита всех форм собственности.

2. Использование и охрана земли и других природных ресурсов

3. Социальное государство.

Лекция 3 (Л-3). Политические и духовные основы конституционного строя

1. Идеологическое многообразие.

Политический плюрализм.

Светское государство

5.2.3.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1).Общая характеристика института основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)

Понятие основ общественного и государственного строя, его соотношение с основами конституционного строя.

Особенности закрепления основ общественного и государственного строя в советских конституциях.

Содержание института основ конституционного строя, особенности его правового регулирования.

Место института основ конституционного строя в системе отрасли конституционного права.

Практическое занятие 2 (ПЗ-2).Экономические и социальные основы конституционного строя

1. Принципы построения экономической системы.

единство экономического пространства;

свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

поддержка конкуренции;

свобода экономической деятельности;

равная защита всех форм собственности.

2. Использование и охрана земли и других природных ресурсов

3. Социальное государство.

Практическое занятие 3 (ПЗ-3). Политические и духовные основы конституционного строя

1. Идеологическое многообразие.

Политический плюрализм.

Светское государство

5.2.3.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения № п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы  1. Общая характеристика института основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)

Место института основ конституционного строя в системе отрасли конституционного права.

 125-128

 2. Экономические и социальные основы конституционного строя

Принцип свободы экономической деятельности

 174-177

 3. Политические и духовные основы конституционного строя

Идеологическое многообразие  190-193  

5.2.3.6. Темы индивидуальных домашних заданий

Задачи:

Задача 1.

Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин Семенов Ж.Л. обратился в Куйбышевский федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме №10 по Миллионной улице. В возражениях на жалобу, представленных юридическим отделом Федеральной службы охраны было указано, что право по “недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты” предоставлено этому органу в соответствии в положениями п. 10 статьи 15 Федерального закона “О государственной охране” от 27 мая 1996 года №57-ФЗ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, может осуществляться Федеральным законом для обеспечения безопасности государства.

Семенов посчитал такой вывод необоснованным, поскольку статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы (в том числе свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства) высшей ценностью, а следовательно соображения безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения её прав, но не для отстаивания своих собственных интересов) не могут служить ограничением прав и свобод граждан.

Как следует решить дело? Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 55 (часть 3) Конституции РФ не соответствующей положениям главы “Основы конституционного строя” и в частности статье 2 той же Конституции РФ?

Задача 2.

Типография “На страже Родины” обратилась к прокурору г. Москвы с требованием принять меры к устранению нарушений Конституции и Федеральных законов, выразившиеся в следующем. По мнению типографии, установленный законом порядок лицензирования деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, равно как и лицензирование любой другой деятельности, не соответствует конституционному принципу свободы экономической деятельности. Установленный порядок лицензирования фактически означает нарушение принципа поддержки конкуренции и поощряет монополию государственных предприятий, для которых получение лицензии упрощается, поскольку помощь им осуществляет вышестоящий государственный орган.

В чем состоит принцип свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции? Соответствует ли этому принципу установленный в настоящее время в законодательстве порядок лицензирования отдельных видов деятельности? Необходимо ли государственным предприятиям получать лицензию для осуществления лицензируемых видов деятельности? Вправе ли государство как властный субъект осуществлять экономическую (в том числе предпринимательскую) деятельность?

Задача 3.

Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и демократического государства и республиканской формы правления. На возражения оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение определенной идеологии, они возразили, что идеология – это система взглядов, которая навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей.

Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия?

Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу?

Задача 4.

В государственном внешкольном образовательном учреждении – Дворце творчества детей Санкт-Петербурга – было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона. Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет.

Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы “воинственная религия”.

Какое решение должен принять прокурор?

Модуль 4 Конституционные характеристики Российского государства

5.2.4.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция 1 (Л-1). Конституционные характеристики Российского государства

Демократическое государство

Федеративное государство.

Правовое государство.

Республиканская форма правления.

Суверенное государство.

5.2.4.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1).Конституционные характеристики Российского государства

Демократическое государство

Федеративное государство.

Правовое государство.

Республиканская форма правления.

Суверенное государство.

5.2.4.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения № п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы  1. Конституционные характеристики Российского государства

Суверенное государство.

 165-171  

5.2.4.6. Темы индивидуальных домашних заданий

Задачи:

Задача 1.

В 2003 год на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона, по которому с 2005 года должен был осуществиться переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования соответственно внесенным страховым вкладам.

Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства? Каковы в мировой практике подходы к социально-обеспечительной политике государства и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?

Задача 2.

В государственном внешкольном образовательном учреждении – Дворце творчества детей Санкт-Петербурга – было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона. Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет.

Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы “воинственная религия”.

Какое решение должен принять прокурор?

Задача 3.

Гражданин К.В. Ансумов оспаривает принятое муниципальным образованием Мучкапский район решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий в населенных пунктах района. К.В. Ансумов считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать общеобязательные решения, поскольку они по Конституции не являются государственными органами, а значит и органами власти. Право на осуществление местного самоуправления - это право тех граждан, кто желает решать свои проблемы местного значения, однако поскольку подавляющее большинство избирателей даже не приняли участия в выборах органов местного самоуправления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет.

Какова правовая природа органов местного самоуправления и каковы особенности права граждан на осуществление местного самоуправления? Обоснована ли позиция К.В. Ансумова? Приведите аргументы.

5.2.1. Модуль 5. Институт конституционно-правовых основ положения человека и гражданина

Темы и перечень вопросов лекций

Лекция 1 (Л-1) Общая характеристика института конституционно-правовых основ положения человека и гражданина

1. Понятие и содержание института основ правового положения человека и гражданина.

Место института основ правового положения человека и гражданина в системе отрасли конституционного права.

Основные принципы правового положения человека и гражданина.

Система и классификация основных прав и обязанностей человека и гражданина.

Лекция 2 (Л-2) Гражданство РФ

1. Понятие и принципы гражданства РФ

2. Основание приобретения гражданства.

3.Основание прекращения гражданства.

4.Порядок изменения гражданства детей.

Государственные органы по делам гражданства.

Лекция 3 (Л-3) Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Лекция 4 (Л-4) Личные права и свободы

1. Право на жизнь.

Достоинство личности.

Право на свободу и личную неприкосновенность.

Право на частную жизнь.

1 2 3 4 5 6 7