">
Право Конституционное право
Информация о работе

Тема: Реализация конституционного права несовершеннолетних сирот оставшихся без попечения родителей на получение социального жилья

Описание: Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современное состояние федерального и регионального законодательства. Регламентация предоставления им жилья. Права сирот на получение жилья. Этимология сиротства.
Предмет: Право.
Дисциплина: Конституционное право.
Тип: Курсовая работа
Дата: 11.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 18
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

кафедра юриспруденции       (фамилия, имя, отчество студента)     

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Конституционное право

На тему: Реализация конституционного права несовершеннолетних сирот оставшихся без попечения родителей на получение социального жилья.

Работа допущена к защите ______________________________________

(подпись руководителя)(дата)

Признать, что работа

выполнена и защищена с оценкой ____________________________________

Руководитель

(должность, уч. степень, уч. звание)

___________________________ ______________

(подпись) (и., о., фамилия) (дата)

Северодвинск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как юридическая категория6

Глава 2. Особенности принятия на учет в качестве нуждающихся

в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 13

2.1 Регламентация предоставления жилья сиротам на

федеральном уровне 13

2.2 Регламентация предоставления жилья сиротам на

уровне субъектов 15

Глава 3. Правовое регулирование в сфере реализации прав

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

на получение жилья 18

3.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищный

вопрос 18

3.2 Формы и способы обеспечения жилой площадью 21

3.2.1 Формы обеспечения жилой площадью 21

3.2.2. Способы обеспечения жилой площадью 23

Заключение 25

Список использованных источников 28

Приложение 32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Провозглашенное в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) построение социального правового государства предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей и, прежде всего; жизни, здоровья, свободы, достоинства, чести, прав и интересов личности. В ходе длящихся, уже более 20 лет, социально-экономических преобразований, проводимых в Российской Федерации одной из самых острых нерешенных проблем является обеспечения права на жилище, закрепленное в пункте 1 статьи 40 Конституции РФ, где говорится о том, что: «Каждый имеет право на жилище».

Особое внимание российский законодатель уделяет обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа поскольку наличие жилища всегда было и до настоящего времени остается одним из важнейших определяющих элементов социального статуса индивида. Основными правовыми нормами, регламентирующие данную сферу отношений на федеральном уровне, является Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ), а также Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ №159-ФЗ), который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон №159-ФЗ объединяет, систематизирует все дополнительные гарантии для этих детей, которые они могут получить, в том числе, в сфере защиты жилищных прав.

Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что социальная значимость жилищных отношений требует особого внимания законодателя в вопросах правовой регламентации этих отношений при участии в них детей, утративших родительское попечение. Учитывая характерную для всей Российской Федерации ситуацию, связанную с обеспечением жильем нуждающихся в нем граждан и с последующей защитой их жилищных прав, создание четкой системы гарантий жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем на протяжении уже многих лет.

Важную роль в раскрытии темы исследования сыграли работы, посвященные анализу причин регулирования реализации и защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения: Егоровой О.А., Назаровой И.Б., Мамаевой А.К, Федоровой О.А., Юдина В., Кочкиной Л.С., Бреевой Е.Б., Дорожкиной О.А.

Также основу работы составляют действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права, проекты законов, исторические источники права.

Объектом исследования являются – общественные отношения, связанные с реализацией жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом исследования являются – правовые нормы, правовые акты, практика их применения, а также учебная, научная и монографическая литература, посвященная исследованию регулирующие реализацию жилищных прав детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей.

Поэтому мы ставим перед собой цель – проанализировать современное состояние реализации конституциональных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– определить правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– исследовать современное состояние отечественного законодательства как федерального так и регионального (на примере муниципального образования «Северодвинск») в вопросе обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья;

– выработать предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья.

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как юридическая категория

Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей как социальный феномен появились не сегодня. Данное явление существовало с возникновения человеческого общества и, вероятно, будет существовать всегда. В разные периоды истории к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, общество относилось по-разному от полного игнорирования и безразличия до всеобщего участия и заботы.

По мнению современных исследователей «Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (после гражданской и Великой Отечественной войн)» причин тому несколько: это и кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества, повлекший за собой переоценку духовных ценностей и как следствие предопределил кризисные явления в семье выразившееся в росте числа разводов; резкое падение жизненного уровня основной массы населения в России приведший к асоциальному образу жизни родителей (алкоголизм, наркомания). На сегодняшний день общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2010 года в Российской Федерации составляет 665987 человек.

Обращаясь к этимологии слова «сирота»: в русском языке этим словом назывался ребенок, лишившийся одного или обеих родителей. В.И. Даль в своем словаре, так определяет слово сирота – «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек».

Однако, на сегодняшний день в научной литературе отсутствует единый подход в понимании термина «сирота».

Л.С. Кочкина предлагает использовать два понятия «натуральное сиротство» и «социальное сиротство». Первое определяется ею как «случай, когда родителей у ребенка нет или они неизвестны» (дети-сироты или подкидыши). Второй термин предлагает использовать, в отношении «детей, оставшихся без попечения родителей в случае, когда общество проявляет функциональное неудовлетворение тем, как родители их воспитывают, и берет эти функции на себя».

Для другого исследователя, Е.Б. Бреевой, решающим фактором для отнесения ребенка к категории детей-сирот является его проживание в учреждении интернатного типа и в тоже время она определяет понятие социального сиротства следующим образом: «Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома – в детских домах, приютах, интернатах». Как мы видим налицо терминологическая путаница когда «классические» сироты не попадают под определение детей-сирот.

Более подробной является классификация детей-сирот О.А. Дорожкиной, в которой она выделяет следующие категории: «Отказные дети; дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют». Безусловно, эти дети чаще всего оказываются воспитанниками интернатных учреждений. Но в детский дом может попасть не только ребенок-сирота, но и беспризорник. Но беспризорник может иметь родителей или опекунов, т.к. беспризорник – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

В своей работе мы будем исходить из понимания детей-сирот как детей, физически лишенных своих родителей, или полностью лишенных родительской (опекунской) заботы, по какой бы причине это лишение не наступило.

Этот смысл более всего соответствует законодательному определению категории «сирота». Так в ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ, основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) установлено, что дети-сироты – дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Однако в данном законе стали использоваться и новые термины, определяющие другие категории детей – дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Различая понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, законодатель, тем не менее, определяет им равные дополнительные права и гарантии в получении образования (ст. 6), медицинского обслуживания (ст. 7), жилого помещения (ст. 8), дополнительные гарантии права на труд (ст. 9).

В научной и публицистической литературе часто используется термин, не закрепленный законодательно – социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким – то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях (брошенные родителями, родители судом лишены родительских прав, родители находятся в местах временного лишения свободы и др.).

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Очень близкими, но не тождественными этой категории, согласно российскому законодательству является понятие, содержащееся в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее ФЗ № 124-ФЗ): дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Этот же закон дает определение таким детям: безнадзорные и беспризорные:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Как видим эти два определения терминов «безнадзорный» и «беспризорный» очень похожи на определения «сирота» и «оставшийся без попечения родителей», но законодатель не предоставляет им гарантий защиты жилищных прав.

Для нашего исследования важно определить такие категории как опека и попечительство. Так, законодатель в ФЗ № 159-ФЗ под опекой и попечительством понимает – форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Вместе с тем термин попечительство (англ. guardianship) –форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий) граждан. Согласно ст.26 ГК РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных).

Под опекой понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Лицо, которому поручено попечение называют попечителем, а его обязательства - попечительство. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

– лишены родительских прав;

– ограничены в родительских правах;

– недееспособны (ограниченно дееспособны);

– отбывают наказание в исправительных колониях;

– обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

– уклоняются от воспитания детей;

– отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;

– признаны безвестно отсутствующими;

– умерли.

Согласно ФЗ № 159-ФЗ  опека и попечительство – устройство таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и законных интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Глава 2. Особенности принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей

2.1 Регламентация предоставления жилья сиротам на федеральном уровне

Вопросы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Однако в нормах данного правового акта отсутствуют специальные нормы, регулирующие особенности их учета в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении.

В части 3 статьи 49 ЖК РФ устанавливается, что «жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях». Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ «жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В части 1 статьи 57 ЖК РФ установлено, «что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет». Исключением служит часть 2 статьи 57 данного кодекса: «в соответствии с которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилые помещения предоставляются вне очереди».

В части 2 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ установлено, что «регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья)».

Но, по нашему мнению применение указанных норм сопряжено с определенными проблемами.

Во-первых, практически невозможно определить с какого именно момента дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретают статус, нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ЖК РФ данный момент связан с постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Во-вторых, в федеральном законодательстве не указано, когда именно лицо должно быть поставлено на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Как отмечалось выше, в ЖК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие вопросы постановки данных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем субъекты Российской Федерации используют следующие варианты:

а) постановка на учет происходит тогда, когда выявлено, что лицо нуждается в жилом помещении.

б) постановка на учет осуществляется по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Но в данном случае возникает нарушение закона, т.к. к данному времени лицо уже должно быть обеспечено жилым помещением.

Однако в некоторых субъектах России предпринимались попытки расширить этот список. Например: в Законе г. Москвы от 30.11.2005 № 61 статья 13. Дополнительные гарантии права на жилище и имущество в пункте 2 указаны не только условия, но и обстоятельств при которых, в связи с наличием любого из них, возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сохраненные за ними жилые помещения невозможно, если это противоречит интересам указанных граждан. Причем, этот перечень остается открытым, т.к. заканчивается формулировкой «иные заслуживающие внимания обстоятельства, препятствующие социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при вступлении в самостоятельную жизнь».

2.2 Регламентация предоставления жилья сиротам на уровне субъектов

В субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты (как правило, законы), которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам. Рассмотрим, как это осуществляется в Архангельской области.

В Архангельской области порядок ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях регулируются ст.6.1 Областного закона «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма».

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.

Для получения объективной оценки ситуации создан областной банк данных о сиротах, имеющих право на внеочередное получение жилья. Эти данные обновляются два раза в год. Большая часть сирот, вернувшихся к месту постоянного проживания, до получения жилья проживает у родственников и знакомых, в съемном и временном жилье, выделенном из муниципального жилого фонда.

В 2009 году на приобретение жилья для детей-сирот в Архангельской области было выделено 53,8 млн. рублей, что в 10 раз больше, чем в 2006 году. В 2010 году расходы на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа составили 85,7 млн. рублей. В текущем году выделены и направлены в муниципальные образования в полном объеме 100 миллионов рублей. В региональный бюджет следующего года планируется заложить более 150 миллионов рублей. В 2011 году ожидается увеличение субсидии на эти цели из федерального бюджета до 60 миллионов рублей. Однако очевидно, что проблему предоставления жилья детям-сиротам не решить в полном объеме. По предварительным подсчетам, реальная потребность средств на эти цели оставляет 730 миллионов рублей (см. приложение 1 график 1).

На реализацию государственных полномочий Архангельской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в 2011 году Северодвинск получил 22, 5 млн. рублей из областного и федерального бюджетов.

Управление муниципального жилищного фонда Администрации при участии Агентства государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области приобрело 19 жилых помещений.

В настоящее время на учете в Администрации Северодвинска состоят 28 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа нуждающихся в жилье.

В 2011 году они уже получили 10 жилых помещений, а до конца года жильем будут обеспечены еще 11 человек. (см. приложение 1 график 2).

По данным на 1 февраля 2012 года очередь в городе Северодвинске составляет 186 человек. При несложном арифметическом подсчете выясняется, что без учета вновь поставленных на учет нуждающихся в жилье, для полного выполнения требований законодательства потребуется 18.6 лет.

Однако, несмотря на то, что с каждым годом жилых помещений выделяется всё больше (это видно по графику 2), данная проблема обостряется, поэтому детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей приходится возвращаться в ранее сохраненные за ними жилые помещения. Зачастую в этом помещении проживают лица лишенные родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям.

Органы опеки выселить их не могут, но и жить с такими «оккупантами» под одной крышей тоже невозможно.

Глава 3. Правовое регулирование в сфере реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья

3.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищный вопрос

Одним из основных нормативных актов, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Статья 57 данного кодекса устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пункту 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила – это категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены пунктом 1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ . «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), когда-либо имевшие закрепленную жилую площадь, всё равно сохраняют на него все права на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью».

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не менее 14 м. кв.), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений – на органы исполнительной власти по месту жительства.

Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Кроме этого, в Федеральном законе № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее ФЗ №48-ФЗ) и ст. 121 СК РФ, определяется, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов РФ, Семейным кодексом, Гражданским кодексом. При этом, исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203 (ред. от 30.12.2011).

Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства (ОФК), открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация) вправе выбрать между получением указанных субсидий в порядке, предусматривающем учет этих средств на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты – на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных ОФК), или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.

Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Так же данные органы обязаны следить за состоянием жилья, которое числится за детьми-сиротами. Специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними составляет Акт обследования жилищно-бытовых условий жизни.

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 в рамках программы «Дети России» утверждена Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (1994-2010) основными целями и задачами, которой являлось предупреждение сиротства, своевременное выявление детей-сирот «социального риска». Государственная поддержка и организация работы с проблемной семьей, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечении условий и гарантий для их интеграции в общество. Социальной и личностной самореализации, формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реформирование системы жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот, ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

3.2 Формы и способы обеспечения жилой площадью

3.2.1 Формы обеспечения жилой площадью

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность органов исполнительной власти обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью.

Выделяют следующие формы обеспечения жилой площадью: предоставление жилья на основании договора социального найма и предоставление субсидии на приобретение либо строительство жилья.

1. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В статье 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма. Согласно части 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом в части 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривается исключение из общего правила – категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

2. Другой формой обеспечения жилой площадью, предусмотренной в законодательстве субъектов РФ, является предоставление субсидий на приобретение либо строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Тем не менее, предоставление субсидий на приобретение либо строительство жилья не получило широкого распространения, и в большинстве субъектов РФ законодательно закреплена обязанность органов исполнительной власти по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью посредством заключения договоров социального найма.

3.2.2. Способы приобретения жилой площади

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилой площадью может быть реализовано несколькими способами:

1. Жилье приобретается и (или) строится за счет средств бюджета субъекта, которое непосредственно предоставляется гражданину на основании договора социального найма.

2. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в областную казну и государственный жилищный фонд субъекта Российской Федерации социального использования и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

3. Органы местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, путем предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам. Данный способ является самым распространенным и применяется во многих субъектах Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществлённый обзор нормативного регулирования в сфере реализация прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья, подтверждает, что в Российской Федерации выстроена достаточно стройная система нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, регламентирующих вопросы осуществления и защиты, жилищных прав данной категории населения.

В то же время, мы считаем необходимым сформулировать некоторые обобщающие выводы:

Гарантиями реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нормативно установленные обязанности органами представительной власти по внеочередному предоставлению жилья, а также определение минимального размера предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм). Основная тяжесть выполнения заявленных прав ложится на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые передают данные полномочия органам местного самоуправления. При этом финансирование осуществляется пропорционально. В целях исключения диспропорций по обеспечению детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в предоставлении им комфортного жилья, мы предлагаем для так называемых «дотационных» регионов предусмотреть возможность до 100% финансирования данной программы.

С учетом сложившейся ситуации, когда в большинстве регионов России жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, которые могли бы быть переданы детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей или лицах из их числа, отсутствуют, а имеющиеся нуждаются в как минимум в косметическом ремонте, представляется необходимость в «социальной гостинице». Мы предлагаем ввести в Закон №159-ФЗ понятие «социальная гостиница», и определить ее как специализированное социальное учреждение для временного проживания выпускников сиротских учреждений и детей, оставшихся без попечения родителей до получения ими комфортного жилья.

Представляется необходимым внести в ФЗ № 159-ФЗ и/или в ЖК РФ изменения в части условий реализации прав детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не имеющими закрепленного жилого помещения и включения в число последних лиц, утративших жилое помещение в результате сноса дома, пожара, признания его не пригодным для проживания; установления ответственности за сохранение, а также и предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; освобождения детей, оставшихся без попечения родителей от внесения платы за жилое помещение на период с момента окончания образовательных учреждений всех видов профессионального образования, либо по окончании службы по призыву рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на до момента подписания трудового договора но не более чем на 1 год.

Для более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения), в случае, когда несовершеннолетние остались одни проживать в жилом помещении, предлагаем законодательно закрепить норму обязывающую органы опеки и попечительства с момента выявления таких детей в течение месяца инициировать процедуру оформления договора передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать), с возможностью дальнейшего использования жилого помещения в интересах несовершеннолетних (например, сдача в поднаем жилого помещения с обязательным зачислением средств на личный счет несовершеннолетнего). При этом, по нашему мнению необходимо запретить возможность продажи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, даже в исключительных случаях как это разрешается осуществлять на основании абзаца 4 письма Минобразования РФ от 20.02.1995 № 09-М «О защите жилищных прав несовершеннолетних» // Вестник образования, № 8, 1995.

Закрепить ФЗ № 159-ФЗ и/или в ЖК РФ возможность осуществления сделок купли-продажи жилья органам опеки и попечительства, с разрешения совершеннолетних лиц до 23 лет, не утративших статуса сироты, или оставшегося без попечения родителей на жилье в случаях:

а) в целях улучшения жилищных условий;

б) в связи со сменой жительства в связи с переездом к месту постоянной работы при предоставлении соответствующих документов с обязательной проверкой до заключения сделки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. 1993. № 248.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)// Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.01.1996, № 1, ст. 16.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ  (ред. от 21.11.2011) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 06.12.2011)// Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.04.2008, № 17, ст. 1755.

Указ Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 (ред. от 19.02.1996) «О президентской программе «Дети России» // Собрание законодательства Российской Федерации, 22.08.1994, № 17, ст. 1955.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.01.2010, № 3, ст. 327.

Областной закон Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» (ред. от 21.11.2011г.)// Волна, № 40, 11.10.2005.

Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 44-50.

Булыгина О. Сиротское жилье – Режим доступа: // http://29.ru/ (14 ноября 2011).

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.. Т. IV. М.: Терра, 1994. – 688 с.

Дорожкина О.А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Дис. … д-ра пед. наук. 13.00.01. – М., 2001. – 405 c.

Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Дис. … канд. пед. наук. 13.00.01. – М., 1998. – 184 c

Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 544 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ Ltd, 1992. – 960 с.

Усыновите–точка–ру. Интернет-проект Министерства образования и науки. Департамент воспитания и социализации детей // Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2010/2/.(20 февраля 2012).

Юдин В. Дети сироты. Что с ними делать? // Вече Твери. 26 апреля 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ



график 1



график 2

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1