">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран

Описание: Древнейшие города-государсва Месопотамии (III тыс. до н.э. I в до н.э.). Периодизация истории. Государственный строй и социальная структура общества. Законы вавилонского царя Хаммурапи. История создания, структура изложения, основные институты и нормы.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Шпаргалки
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 96
Поднять уникальность

Похожие работы:

Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран.

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они напрямую относятся как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран – правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования.

Предметом истории государства и права зарубежных стран является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития – с другой. Ведь важно не только выявить тенденции развития права и государственного строя, но и грамотно аргументировать их. Таким образом, курс изучает два важнейших явления социальной истории: государство и право в их взаимосвязи.

Основными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являются конкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический, структурно-функциональный, культурологический, системно-структурный, cтатистический и формально юридический методы. Конкретно-исторический метод предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в той социальной среде, которая обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы. Уже на начальных ступенях своего развития государство и право представляют собой достаточно сложные социальные образования. Поэтому в историко-правовых исследованиях важное значение имеет системный анализ, с помощью которого возможно выделение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Использование сравнительного метода позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение). Структурно-аналитический метод предполагает изучение отдельных элементов государства и права, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов государства и права с другими социальными явлениями. Разновидностью структурного метода является метод структурно-функциональный. Его задача – помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития. В целом структурно-аналитический метод позволяет изучить социальную структуру общества, иерархию его социальных и политических институтов, а также отдельные элементы и их функции. Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества, как императив цивилизационного типа, который довольно рельефно отражается в морали и религии. Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов; их внутренние и внешние связи; выявление так называемых системообразующих элементов. Вышеназванным методом осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. Статистический метод наука использует при исследовании количественных сторон любого исторического процесса. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных тенденций, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. Формально-юридический метод предполагает изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций. Этот метод означает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права.



2.Древнейшие города-гос-ва Месопотамии (III тыс. до н.э. –I в до н.э.). Периодизация истории. Государственный строй и социальная структура общества.

В южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом, стали возникать города-гос-ва в конце IV – н. III тыс. до н.э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или групп общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. Ко второй трети III тыс. до н.э. в городах-прото-государствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигло нескольких тысяч человек. Здесь уже появились социальные различия, выделилась родовая аристократия, обладающая большими участками земли. В III тыс. до н.э. появляется и царско-храмовое хозяйство благодаря отделению храмовых земель от общинных. Общинные земледельцы больше не участвуют, как раньше, в обработке храмовых земель, а уплачивают ренту-налог в храмовую казну, земли же храмов обрабатываются различными категориями зависимого люда, рабами.

Появление городов -государств вместе с набирающими силу прощессами социального расслоения коснулись прежде всего двух племенных групп, неселяющих Южное Двуречье: шумеров (центром был Урук); аккадян (ценром был Аккад). На соц-эконом. И полит. Развитие Двуречья большое влияние оказало то обстоятельство, что города- гос-ва появлялись здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлым и кочевым народом, инокультурными племенами.

Раннединастийная эпоха истории Двуречья была периодом ожесточенной борьбы соседних городов-гос-в за политическую гегемонию, а их правителей- за упрочнение и расширение своей власти за счет покорения соседей.

Соц. структура Месопатамского общества была довольно сложной, потому что была связана: 1) с многоукладным хар-ром экономики; 2) незавершенностьб процессов образования классов; 3) ранним и относительно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным образом в царско-храмовом хоз-ве и не затронувших, в значительной мере общинного производства.

В гос-вах Др. Месапотамии главных источником права стал писаный законодательный акт, который был принят по воли правителя, того или иного царства. Значительное место в зак-ве Месапотамии занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности или имуществу чел-ка, влекущие за собой наказание в форме возмещения этого ущерба; кража, нанесение телесных повреждений, нарушение собственнических прав господина на раба, колдовство, насилие над женщиной и т.д. Суровые наказания предполагались за лжесвидетельство, клевету.

Отличительная черта Месапотамского зак-ва – его жестокость. Большое кол-во преступлений каралась смертной казнью, применявшейся и по принципу Талиона не только в случае умысла преступника, но и по его неосторожности.

Смертная казнь могла быть в форме сожжения, утопления, сожания на кол; существовали и членовредительские наказания: отсечение рук, пальцев, отризание уха, языка и т.д.

3. Законы вавилонского царя Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы. Составлен в XVIII в. до н.э. по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи. Законник обнаружили французские археологи в 1901 году. Черный базальтовый столб, на котором высечен текст законов, сохранил изображение Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные. Он состоит из трех условных частей: введения, перечня 282 статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия.

Источниками сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; нововавилонское законодательство, судебные казусы.

При царе Хаммурапи собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская; храмовая; общинная; личная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Законодательству Хаммурапи были известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, даже еще не освоенной земли. В Законах упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы подробно регулировали следующие положения:

ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

ограничение процентов, взимаемых ростовщиком (20 % годовых в случае займа денег, 33 1/3 годовых в случае займа зерна);

ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним.

Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; существовал своеобразный «гарантийный срок», например, 1 год при продаже раба; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество; сохраняла право на принесенное ею приданое; имела право на развод; могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей; отдавать их в качестве заложников за свои долги; отрезать язык за злословие по поводу родителей. Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законам Хаммурапи являлась наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, в том числе усыновленные; внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Однако из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений: против личности (неосторожное убийство; различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечалось причинение побоев); имущественные (кражу скота, рабов); против семьи (прелюбодеяние, т.е. неверность жены, но не мужа, кровосмешение, действия, подрывающие авторитет отцовской власти).

Целью наказаний- возмездие. Основными видами наказаний являлись: 1)смертная казнь в различных вариантах: сожжение, утопление, сажание на кол; 2) членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание языка и т. п.; 3)денежные штрафы; 4) изгнание из общины.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» – «равное за равное», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Ведение процесса по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст.2 Законов). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

4. Древний Египет (XXVIII-XIIвв. До н.э.). Периодизация истории. Организация государственной власти. Социальная иерархия и общественные институты.

Древний Египет, как гос-во сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, в которой располагалось по нижнему течению реки Нил. Перед образованием единого египетского гос-ва на его тер-и было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе их стояли правители – номархи. Изначально номы объединились в две самостоятельных гос-ва: Верхний Египет, Нижний Египет. К концу IV тыс. до н.э. фараон Верхнего Египта Менес утановил контроль над своей тер-й страны.

История Др. Египта делиться на ряд периодов: 1) Период Раннего царства ( 3100- 2800 гг. до н.э.), время царствования первых трех династий египетских фараонов. 2) Период древнего царства ( около 2800-2250 гг. до н.э.) в который включается время царствования 3-4 династий египетских фараонов. 3) Период Среднего царства ( около 2250 – 1700 гг. до н.э.) – время царствования 11-12 династий египетских фараонов. 4) Период нового царства ( около 1575 – 187 гг. до н.э.) – время царствования 18-20 династий египетских фараонов.

Государственный строй. Это гос-во было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключ. Кратких периодов распада, в нем работал централизованный бюрократический аппарат, в кот. входили правители номархи; храмовые жрецы; вельможи; царские чиновники различных рангов. Фараон: был главным законодателем и судьей; от него, по мнению египтян, зависели урожай, справедливость в гос-ве и его безопасность; ему принадлежало верховное право на земельный фонд; власть передавалась по наследству; но его власть сдерживалась религиозно-моральными нормами справедливости (маат).

Общ. строй. Госп. класс др. общ-ва сост. рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется: древностью рода; величиной землевл.; и занимаемой должностью. Бюрократия в Др. Ег. была силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной. Осн. масса сельского населения лично-свободно, жила в деревнях (сельских общинах). Росло значение раб. труда. Ист: военнопленные, кабальные договоры. Население сложилось из объединенных хаттских племен: 1)политическая власть сосредоточена в одном центре; 2) права и собственность определяются центральной властью; 3)собственность слабо гарантирована; 4)в обществе и государстве преобладает произвол (деспотизм фараона).

Социальная иерархия: Фараон - сын Ра, Везир - чатти, Жрецы, высшие вельможи, Чиновники, Стражи, Земледельцы (общинники), Рабы.
Общественные институты: Община, патриархальная семья, управляющие сословия: чиновники, жрецы, писцы, контролеры. Жрецы были самыми уважаемыми, они составляли законы, которые не дошли до нас.

5. Древнеегипетское право. Брачно-семейные отношения. Собственность и договорные отношения. Суд и процесс.

Источниками права в Древнем Египте были 1. правовые обычаи. 2. Указы фараона. 3. Религиозные тексты (книга Мертвых). 4. Вещания жрецов оракулов. 5. Международные договора.

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против личности - убийство; 4) против собственности - кража; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Виды наказаний: * штраф * тюремные заключения * членовредительство * смертная казнь.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил форализованный характер. В качестве доказательств служили свидетельские и вещественные доказательства. Допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

 6.Древняя Индия (VIIIтыс. До н.э.-II в. н.э.). периодизация истории. Варно-кастовая социальная структура и организация власти.

Гос-во образов. в пятиречье Инд и Ганг. 2-я пол 2 го тысяч-я на индию нападают Арийские племена. Разгром. Начин. имущ. неравенство. на 4 варны. Втор. пол. 1-го тысяч-я. начало б-бы гос-в Кошалы и Магадхи (победа). Возн. династия Маурьев. В империи маурьев раздел. центральное и местное управление. Центр. – монарх + паришад (совещ. орган при царе-8 высш. сановников) + чиновники (по разл. сферам). За этим следят шпионы. Местное. Страна ? на провинции (во главе царские фамилии), округа (чиновники), области и деревни (староста – сбор налогов, поддерж. обществ. порядка, сбор сходок)

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Государственный строй. Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

7.Законы Ману- основной правовой документ Древней Индии. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений. Преступления и наказания.

Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Право собственности. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Ещё одним способом приобретения права собственности была давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности Законы называют землю ( была царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Также Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли. Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось. Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое.

8.Древний Китай (IIIтыс. До н.э.- I в. до н.э.). Периодизация истории. Общественный и государственный строй.

В Китае складываются сословно-классовые границы между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили

в социальную лестницу. Рабы в Древнем Китае жили семьями. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой с определенных общин, территорий. привело к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство. Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из одной партии власти в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.

Государственный строй. Во главе государства стоял наследственный Ван (император). Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли 3 других ближайших советника и помощника вана, именуемые "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Им были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Финансовое ведомство – взимало подати натурой. Военное - производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Ведомство общественных работ - занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся Ван (император)

10. Происхождение славян. Понятие «прародина славян». Славяне в VI-VIIIвв. н.э. Зарождение права у древних славян.

Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением центральной и восточной Европы. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге v Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н.э. до первых веков н.э. С конца IV века н.э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV - VIII веков. Это явление носит название Великого переселения народов. Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг - Балканский полуостров, включая Пелопонесс, на восток и север - по Восточно-Европейской равнине; на запад - в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. В ходе перемещений и расселения (VI v VIII века) у славян, так же как и у германцев, шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политичесий характер. Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные.

 

11.Особенности возникновения и развития Афинского рабовладельческого государства (II тыс. до н.э.- IIв. н.э.). реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла. Организация и деятельность учреждений афинской демократии в V-IVвв. до н.э.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь. Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превратился в экономический, торговый и культурныйцентр. У Афин был сильный флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

Афины - небольшое государство. Принято называть полисом - городом-государством.

Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы – результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к 8 в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате в Афинах был создан совет, управлявший делами всех племен. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Начиная с VI в. до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ремеслом. Относительно высокий уровень производительных сил, и благоприятные природные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Но развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.

На рубеже 76 вв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проблема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попадали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин становился рабом. Из долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение.

Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих рабов на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие были зачислены в один четвертый и последний разряд.

По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.

Реформы Клисфена были напрвлены на ликвидацию старых племен. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территорий, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение изгнание из государства как мера наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане.

Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот.

Реформы Эфиальта. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он ограничил функции ареопага (в ведении которого остались лишь религиозные и некоторые уголовные дела). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.

Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив народу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) для всеобщего ознакомления.

Реформы Перикла. С именем Перикла связано два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. Другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. 12.Возникновение государства в Древней Спарте. Социальная структура Спарты. Военно-аристократический характер государственного строя Спарты. Законы Ликурга.

Спартанское гос-во возникло в результате синойкизма,т.е. слиянияобособленных родовых общин-ахейской,проживавшей на территории Лаконии, и дорийской,сложившейся из завоевателей.

Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов.

Земля в Спарте была поделена на равные участки - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Илотами признавались порабощенные жители, они являлись собственностью государства. Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами и находились под надзором особых должностных лиц. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях. По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, при чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии (совет старейшин). Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям. Эфоров было 5, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. В их руках почти целиком находились внешние связи, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты.

13. Общая характеристика древнегреческого права. право собственности и обязательства. Брак и семья. Преступления и наказания.

Древнейшим источником права в Афинах был обычай. Далее появляется писаное право в виде Законов Драконта. Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда. Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын. Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны. Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию. Наказание для рабов и свободных было различным. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику. Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

14.Периодизация государственности в Древнем Риме. Государственный строй Древнего Рима в «царский» период (VIIIв.- 509г. до н.э.). Реформы Сервия Туллия (VIв. до н.э.).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10