">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Виды источников права

Описание: Характеристика источников права . Соотношение понятий формы и источников права. Правовой обычай . Юридический прецедент. Нормативно правовой акт. Источники права и законы упорядочены. Право формируется по мере развития общества и распределения благ.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Курсовая работа
Дата: 07.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 183
Поднять уникальность

Похожие работы:

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы. (Приложение 2.)
Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают "законы и иные нормативные правовые акты" (ст. 76).
Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Так, например, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ очерчивается общий круг вопросов, по которым российское правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы, касающиеся федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также - единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также "осуществляет иные полномочия", возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. "ж" ст. 114 Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что "порядок деятельности Правительства", а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяются федеральным конституционным законом.
Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок "в обращении", чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.
Нормативно-правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.
Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права.
Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.
Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, объявления амнистии и др.
Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.
Как верно отмечают английские юристы, основное правило толкования "законодательных положений", по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять "в соответствии с намерениями тех, кто их создал". при этом всегда сохраняет свою силу "презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом".
Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, "по возможности", не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям"; нормы уголовного права "толкуются" только в пользу обвиняемого, и т.д.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов.
В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая систем расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим - подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
Наряду нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственными органами решения по одному и тому же вопросу. Например, в условиях существования СССР имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер.
И, во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Последняя может выражаться в разных формах. Наиболее распространенные из них - последующие санкции, придающие, в случае необходимости, каждому отдельному акту общественных организаций юридический характер. 

§4. Иные источники

Нормативный договор – двусторонне или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он может выступать в качестве источника. Для этого источника характерной особенностью является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой соглашение договаривающихся сторон.

Разновидностью нормативных договоров является коллективный договор, заключенный между администрацией предприятия, организации и трудовым коллективом. Этим нормативным актом регулируются многие социально-экономические трудовые и иные отношения между администрацией предприятия и ее работниками.

Договор в праве – распространенное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству. В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием – Договор об образовании СССР (1922г.). В современный период к таким соглашениям можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993г., заключенную странами, входящими в СНГ.

Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. В английских судах судьи также нередко использовали труды известных юристов в качестве источников права. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.

В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают как непосредственные источники права, но являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны. Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, совершенствовании законодательства. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль и оказывают помощь в процессе реализации правовых норм.

В современном мире в качестве непосредственного источника права юридическая доктрина используется иногда в государствах с религиозными правовыми системами, в частности, в мусульманских странах. Поэтому некоторые авторы эти религиозные писания рассматривают в качестве отдельного, самостоятельного источника права.

Источниками мусульманского права являются собрания религиозных (исламских) высказываний, преданий, описаний поступков, а также правил, сформулированных пророками, их наследниками, богословами и содержащихся в особых книгах и решениях богословов – Коране, Сунне, Иджме, Киясе. Они относятся к семье религиозно-традиционного права (некоторые страны Азии и Америки). Согласно мусульманской доктрине под правом понимают не совокупность норм и принципов, специально разработанных и установленных, а конкретные решения, выносимые изо дня в день с учетом нужд конкретного момента. 

Заключение

Курсовая работа по теме «Виды источников права» состоит из двух глав : первая посвящена понятию «источники» права; вторая отдана видам источников права.

При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и учебная литература по источникам права.

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.

В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина.

Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.

В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.

Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и обеспечение прав человека – принципиальное требование правового государства.

Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде всего общественного производства и распределения общественных благ.

Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без исключения регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, то есть, исходящая от государства.

Библиография

I. Нормативные правовые акты и официальные документы

Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 49с.

"Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик" (Принят в г. Москве 30.12.1922 на I съезде Советов СССР)

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993г.

II. Учебники, монографии, статьи, диссертации

Александров Н.Г. Понятие источника права // ВИЮН. Ученые труды. 1946. Вып. 8. С. 47.

Алексеев С.С. Право. М., 1999. С.39.

Анишина В.И. Решения российских судов в системе праворегулирования: некоторые проблемы теории и практики //Государство и право. 2010. №7 . С.57.

Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веко). Саратов, 2005. С. 67.

Богдановская И.Ю. Судебный прецедент – источник права? // Государство и право. 2012. №12

Брежель Жан-Луию Общая теория права. М., 2000. С. 97.

Верещагин А.Н. Судебное правотворчество в России: сравнительно-правовые аспекты. М., 2004

Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб. Пособие– Мн.: Амалфея, 2002. С. 253

Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский: Общая теория государства и права / Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. С.339

Вопленко Н.Н. Источники и формы права. Волгоград, 2011

Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 75.

Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940. С. 173.

Гук П.А. Судебный прецедент: теория и практика. – М., 2010. С. 55.

Гурова Т.В. Актуальные проблемы теории источников права. Тольятти, 2001

Гурова Т.В. Источники Российского права: Авторефер. Дис. Канд. Юрид. Наук Саратов 1998 С.5.

Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1976. С. 301.)

Давид Р., Жоффре – Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2003. С.379

Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 2011. С.17.

Ершов В.В. Основополагающие общетеоретические и гражданско-правовые принципы права: Моногр. – М., 2010. С.16 – 17.

Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционно суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. №12. С.4.

Зыкин И.С.  Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. государство и право. 1991 г.№3.

Иванов В.С. «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.59

Кечехьян С.Ф. О понятии источника права: ученые записки МГУ. Вып. 116. Кн.2. М., 1946. С.3.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Кн. 1. Понятие права. М., 2003. С. 69-70.

Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. С. 223

Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. 2004. №7. С. 5.

Лазарев В.В. Нормативная природа судебного прецедента // Журнал Российского права. 2012. №4. С.92-99.

Лейст О. Сущность права. М., 2008. С.25

Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики . М., 2011. С. 11.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 2005. С.3.

Марченко М.Н. Источники права. – М., 2005. С. 29.

Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права // Вестник Московского университета. 2002. №5 С.3 – 16

Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1954. С.237.

Мкртумян А.Ю. Судебный прецедент в современном гражданском праве. – М., 2008. С. 119.

Монтескье Ш. О духе законов //Избранные произведения. М., 1995. С.272.

Муравский В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право. 2009. №2. С.13.

Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы).//Правоведение, 1992 г. № 2.

Пряхина Т.М., Розанова Е.В. Решения Европейского суда по правам человека в правовой системе России // Вестн. МГПУ. Серия «Юридические науки». 2012. №2. С. 83.

Рябко А.И., Василенко О.Н. Актуальные проблемы онтологии форм права // Философия права. 2011. №2. С. 63-64.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1998. С. 138.

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1999. С. 97.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права : Учебное пособие. М., 1995. Т.2. Вып. 2,3,4.С.5.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2011. С. 511.

Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1999. С. 115.

III. Литература на иностранных языках

Cotterrell R. The Politics of Jurisprudence: A Critical Introduction to Legal Philosophy. L., 1989;

Freeman M. Lloyd’s Introduction to Jurisprudence: 6th ed. L., 1994;

Ford St. The American Legal System. Its Dynamics and Limits/ St. Paul, 1984 P. 2 – 33;

Harris J. Legal Philosophies. L., 1997. P. 156-185

Hearn K. The Theory of Legal Duties and Rights. L., 1883. P. 31-32.

McLeod I. Legal Theory. L., 1999.

Stromholm St.(ed.) An Introduction to Swedish Law. Stockholm, 1988. P. 30-33;

IV. Юридическая практика

V. Документы из Internet

http://www.forbes.ru/column/47477-pretsedentnoe-pravo-teper-i-v-rossii

http://www.lawguard.net

http://lawtoday.ru/razdel/biblo/tgp/082.php

Приложение 1.

Виды источников права:

Правовой обычай Нормативно-правовой акт Юридический прецедент Юридические доктрины Нормативный договор Религиозные (священные) писания  

Приложение 2.

Виды нормативных актов.

1 2