">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Школа научного управления

Описание: Исторические условия, события, способствующие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки. Возникновение и основные положения теории управления. Ф.У. Тейлор и А.Файоль и их последователи. Школа человеческих отношений и поведенческих наук Э.Мэйо.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 116
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ



 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ................................................................................... 6

1.1 Исторические условия, события, способствующие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки.......................................................................... 6

1.2 Возникновение и основные положения теории управления. Ф.У. Тейлор и А.Файоль и их последователи.................................................................................. 8

1.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук Э.Мэйо................... 12

1.4 Становление и развитие количественной школы............................................. 15

ВЫВОДЫ.................................................................................................................. 18

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСЕТЬ-РИТЕЙЛ»..... 20

2.1 Характеристика предприятия............................................................................. 20

2.2 Основные экономические показатели .............................................................. 21

2.3 Оценка использования достижений менеджмента на предприятии ООО «Евросеть-Ритейл».......................................................................................................... 22

2.4 Стратегическое управление. Основные понятия............................................. 24

2.5 Типы стратегий в стратегичяеском управлении организацией...................... 25

ВЫВОДЫ ................................................................................................................. 37

ГЛАВА III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЕВРОСЕТЬ-РИТЕЙЛ»............................................................................... 39

3.1 Основные направления повышения эффективности современных моделей менеджмента(США и Япония)..................................................................................... 39

3.2 Мероприятия по повышению эффективности использования разнообразных

современных моделей менеджмента на предприятии ООО «Евросеть-Ритейл»....................................................................................................................... 47

3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий............ 80

ВЫВОДЫ.................................................................................................................. 87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 88

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................... 91

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим словом.

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.[4,с.8]

Актуальность изучения проблемы подходов к управлению в разных школах менеджмента обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе в России активно насаждается зарубежный опыт управления, при этом многие теоретики забывают, что отечественная школа управления имеет давние традиции и положительный опыт, который современным менеджерам следовало бы учитывать в своей практической деятельности. На современном этапе существует острая практическая необходимость обосновать особенности управления в разных (отечественных и зарубежных) школах менеджмента. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Школа научного менеджмента».

Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. В настоящее время достаточно сложно провести систематизацию сложившихся школ в управлении, так как представители различных школ используют теории и концепции других школ.

Гипотеза исследования основана на том, что управление организацией будет более эффективным, если концепции исследователей школы научного управления будут применяться на практике.  

      Цель работы: разработка задач стратегического  управления организацией  на примере  ООО «Евросеть-ритейл».

      Задачи:

     1.Изучить теоретические основы разработки задач стратегического управления организацией.

     2.Анализировать стратегическое управление организацией

     3. Провести анализ системы стратегического планирования на предприятии «Евросеть».

     4.Разработать направления совершенствования системы стратегического планирования «Евросеть».

Методы исследования: сравнительный анализ, синтез, наблюдение, эксперимент.

Объект исследования: группа компаний ООО «Евросеть-ритейл».

Предмет исследования: характеристика системы управления данной компании, оценка эффективности менджмента на предприятии.

Методологической основой курсовой работы послужили труды Ф. Тейлора, Г. Гантта, супругов Ф. Гилберт и Л. Гилберт, Харрингтона Эмерсона, Генри Форда.

Структура курсовой работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

При написании работы использовались официальные  данные компании, размещенные на ее сайте и статьи периодических  изданий о деятельности компании на рынке и о развитии отрасли  сотового ритейла в России.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

1.1 Исторические условия, события, способствующие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки

Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в XIX в. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в этот период, обеспечивающих:

· занятие руководящих постов по праву компетентности с соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования);

· принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм);

· построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР

Формирование научных основ управления производством началось в ХХ в. стараниями таких ученых, как А. Маршалл(1842-1924), Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Джозеф (1850 г., принципы единоначалия и контроля), Вартон, Меткалф, Халси и др. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.

Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США. Концентрация производства способствовала созданию новой техники в США и других странах.

Первое десятилетие ХХ в. было периодом, так сказать, еще внутриутробного развития идей научного управления производством. Ф. У. Тейлор и его единомышленники фактически уже сформировали основные принципы управления и даже довольно широко использовали их на практике, но их методы применялись еще только на отдельных предприятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преимущественно отрицательным к идеям научного менеджмента. И неудивительно: они видели в них посягательство на «священное право частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится».

Однако жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистического производства - общественного по существу, но остающегося в частных руках, приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники идей абсолютной «свободной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это.

1911 г. может по праву считаться годом «рождения», признания теории управления как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по теории управления, инициатором и организатором которой был Х. Персон. В 1911 г. вышла книга основоположника научного менеджмента Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления».[18, 145 с.]

Движение за научное управление пошло и вширь, и вглубь, все более овладевая умами бизнеса.

Вся система подготовки управляющих и повышения квалификации в США стала своего рода мостом между, с одной стороны, научными исследованиями в области анализа, техники, форм и методов управления, а с другой стороны, практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики. Эта система постоянно приспосабливается к увеличивающейся сложности управления промышленными комплексами, непроизводственными организациями, национальными, программами, рыночной конъюнктурой. Изменяются и совершенствуются методы, организационные формы, учебные планы. Американские школы бизнеса, ассоциации по управлению, учебные центры промышленных корпораций прочно утвердились в качестве лидеров в деловом мире в области разработок научно-методических основ и организации обучения управляющих. Организация и методы обучения управленческого персонала давно стали предметом американского экспорта в другие страны.

1.2 Возникновение и основные положения теории управления. Ф.У. Тейлор и А.Файоль и их последователи

В первой половине ХХ в. Получили развитие четыре четко различимые научные управленческие школы:

- школа научного управления;

- административная (классическая) школа;

- школа психологии (ее два крыла - школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»); - школа количественная, или новая (есть еще название, практически дублирующее первое течение,

- школа «науки управления»). Кроме этого имеет большое значение для развития науки управления «эмпирическая школа», которая считает себя школой практики управления, однако вносит большой вклад в развитие науки, поэтому не может быть забыта при рассмотрении данного вопроса.

Непосредственным источником «научного менеджмента» и тейлоризма ХХ в. надо считать деятельность так называемых основоположников «научного менеджмента» XVIII - XIX вв. - периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному пере вороту. Буржуазия как исторически перспективный класс олицетворяла собой идею прогресса и являлась выразительницей антифеодальных устремлений. Интенсивный рост промышленности и крупных городов привел к ухудшению условий труда. Обострение экономической борьбы свидетельствовало о выходе на историческую сцену новой общественной силы пролетариата. Он все чаще стремился заявить о себе как об экономическом партнере менеджмента. Развитие эмпирических исследований (социальная статистика), просветительских теорий прогресса, разработка методологических проблем политической экономии, отток научных интересов к обществоведению от естествознания - все это способствовало попыткам научного подхода к проблемам организации труда и управления предприятием в XIX в.

Итак, школа «научного управления» сформировалась в 1885-1920 гг. работами американских менеджеров Ф.У. Тейлора (18561915), Френка и Лилиан Гилбретов, Г. Гантта (1861-1919), Г. Форда (1863 - 1947), Г. Эмерсона (1853 - 1931) и др.

Ф. У. Тейлор символизировал новый тип менеджера: предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий собеседника, прекрасно и всесторонне образованный инженер, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Ему постоянно приходилось с чем-то бороться - с сопротивлением профсоюзов, групповым эгоизмом рабочих, завистью коллег и косностью промышленников.

Среди последователей Ф. У. Тейлора особенно выделяются Ф. Гилбрет и его супруга Лилиан. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Работы Френка и Лилиан Гилбретов оказали значительное влияние на развитие организации и технического нормирования труда. В России наиболее известны их книги «Азбука научной организации труда и предприятий» и «Изучение движений» (1911), «Психология управления» (1916).

3начительный вклад в развитие системы Ф.У. Тейлора внес Г. Эмерсон. Широкую известность получил его труд «Двенадцать принципов производительности» (1931). В нем он изложил свои взгляды на рационализацию производства.

Большое внимание Г. Эмерсон уделил исследованию штабного принципа в управлении.

Г. Форд продолжил идеи Ф.У. Тейлора в области организации производства. Г. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В системе Г. Форда повышаются роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. В социальном плане он продолжал развивать основное положение системы Ф. У. Тейлора в гармонии интересов предпринимателя и рабочего.

Г. Гантт особое внимание в своих исследованиях уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования. Г. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы ХХ в. это научное направление выделило такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства (в том числе поточными методами) и др. Инициатор создания в России, научной организации труда экономист и социолог А. Гастев. (1882-1941) писал: «Ф. Тейлор разработал определенную организационную механику.

Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1910-1930 гг. (может быть, и 1950 г.). Если представители школы «научного управления» посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента) является Анри Файоль, которого американцы считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины ХХ в.[8, с. 57]

Важную роль в развитии идей этой школы сыграли также английский исследователь Л. Урвик (консультант по вопросам управления в Англии), Дж. Муни (менеджер компании «Дженерал Моторс»), а также Г. Форд, Г. Эмерсон и др. Административная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Многие из этих принципов не потеряли своей ценности и сегодня.

Английский исследователь Л. Урвик является автором многочисленных статей и работ по вопросам организации управления производством. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Он уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. Л. Урвиком были разработаны принципы построения формальной организации.

Немецкий юрист и социолог М. Вебер развивал свои взгляды примерно в одно и то же время с Ф. У. Тейлором. Поэтому его концепция включает основные положения тейлоризма. Особое внимание в своих работах М. Вебер уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Кроме того, М. Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации".

Г. Черч, как один из представителей классической школы, главное внимание уделил структурным вопросам производства и управления на предприятии, пытался внести свой вклад в разработку общих правил организации труда.

Значительный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А. Рейли. Основная их идея заключается в том, что эффективная организация - это система, построенная на строго формальных принципах. В своей работе «Принципы организацию» (1939) они дали общее определение понятия «организация» как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. По их мнению, без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса.

Таким образом, основной вклад представителей административной школы состоит в том, что они рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, изложили свои функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные функции - производство, финансы, маркетинг), выделили управление как особый вид деятельности.

1.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук Э.Мэйо

Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ - школы «человеческих отношений» (1920 - 1950 гг.) и школы «поведенческих наук» (1950 г. - по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации.

Возникновение школы связано с именем немецкого психолога Г. Мюнстенберга (1863 - 1916), переехавшего в США и преподававшего в Гарвардском университете, а также с работами американки М. Фоллет (1868 - 1933), изучавшей социально-психологические отношения в небольших группах. Г. Мюнстенберг попытался применить психологический анализ к практическим задачам производства. Самой крупной его работой является «Психология и промышленная эффективность». Он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует отбирать людей на руководящие должности.

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения. Бихевиориальный подход был направлен на преодоление недостатков концепции «человеческих отношений». Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880 - 1949). Он провел ряд испытаний, получивших название «хотторнские эксперименты». Опыты на предприятиях фирмы «Вестерн Электрик» недалеко от Чикаго продолжались с 1924 по1939 г. Они проводились в четыре этапа.

На первом этапе изучалась роль влияния интенсивности освещения на производительность труда.

На втором этапе в 1926 г. изучались «неконтролируемые факторы», определяющие увеличение производительности труда. Было выяснено, что на производительность влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений.

Задачей третьего этапа эксперимента было совершенствование непосредственного руководства людьми и улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к работе. На этом этапе была разработана программа, состоящая из бесед 20 тыс. сотрудников об их отношении к выполняемой ими работе.

Четвертый этап получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. На данном этапе изучали воздействие материального стимулирования на рост групповой производительности труда. Параллельно с этим исследовались стиль руководства и структура межличностных отношений.

Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять ИХ отношение к труду посредством формирования небольшой неформальной группы, заложили фундамент для формирования поведенческого, или бихевиористского, подхода в индустриальной психологии и основы современного менеджмента. Немаловажным следствием экспериментов явилось возникновение понятия «хотторнский эффект» положительные результаты эксперимента (повышение производительности) вызываются не специально создаваемыми изменениями (улучшение условий труда или его организации), действие которых, собственно, и является предметом исследования в самой экспериментальной ситуации, а вмешательством ученых.

Главный теоретический вывод Э. Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение. Представители этой школы выявили, что мотивами поступков людей являются не только и не столько экономические силы, как считали представители школы научного управления, а различные потребности, которые могут лишь частично быть удовлетворены с помощью денег. Следовательно, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то возрастает и уровень удовлетворенности трудом и производительности труда. Приемы управления человеческими отношениями (эффективные действия начальников, консультации с работниками, предоставление им большей возможности общения на работе и др.) оказывают во многих случаях большее влияние на производительность труда, чем физиологические факторы (освещение, вентиляция и др.).

Продолжением школы «человеческих отношений» является школа «поведенческих наук». На смену модели «экономического человека», который ради высокого заработка готов терпеть плохие условия труда, продолжительный рабочий день, высокую интенсивность и монотонность труда, пришла концепция «человеческих отношений». Во главу угла были поставлены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности.[21, с. 146]

К представителям этой школы относят американских ученых А. Маслоу, Д. МакГрегора, Д. МакКлелланда, К. Арджариса, Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, В. Врума и др. Они исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации; власти, авторитета, коммуникаций и др.

Согласно учению А. Маслоу человек имеет множество различных потребностей. Часть из них (физиологические потребности и потребности безопасности и уверенности в будущем) относится к первичным, или базисным, потребностям, другая - к вторичным (потребности принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения и др.). По теории А. Маслоу, все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (в этом собственно и заключается достоинство рассматриваемой концепции - в ее «двигательной пружине», т.е. принципе иерархии). Она внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Иерархическая теория А. Маслоу служит надежным инструментом управления.

Школа поведенческих наук продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения. Наибольший интерес представляют три концепции изучения потребностей, которые имеют принципиальные отличия. Теория мотивации наиболее последовательно была развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений Д. МакГрегором.

Теория Х и теория У - это две модели поведения руководителей. Д. МакГрегор отмечал, что «успех менеджмента... в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение».

Работы Д. Макгрегора дали мощный толчок к использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений.

Школа поведенческих наук помогла работнику осознать свои собственные возможности, т.е. способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. А. Морита утверждал: «Качество дают не станки, а люди». Эта школа основное внимание направила на изучение межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни, продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения.

1.4 Становление и развитие количественной школы

Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других связанных с ними областей знаний. Они внесли значительный вклад в совершенствование теории управления. Научный метод при анализе работы еще применял Ф.У. Тейлор. До Второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.

Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения названия «школа науки управления» одной из самых новых, последних по времени возникновения управленческих школ, которую более точно можно назвать «количественной» школой (1950 г. - до настоящего времени). Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др.

Количественной школе предшествовал период, когда было разработано и сформулировано большое количество теорий, принципов, правил и д.д., т.е. был сформулирован эмпирический подход. На его основе были сформированы три методологических подхода: процессный, системный и ситуационный.

Влияние количественной школы на управление велико, и оно будет увеличиваться в будущем. Представители этой школы способствовали углубленному пониманию сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, использовали точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Толчок к применению ЭММ и точных методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.

Таким образом, 50-е годы ХХ в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.

Итак, теория управления выделилась в самостоятельную область человеческих знаний, в науку только в конце XIX в. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Теоретическую основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций различных школ, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и эффективным. На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией.[27]

Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию.

Развитие теории и практики управления во всем мире позволило сформулировать современную концепцию менеджмента:

- успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям внешней среды;

- организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.);

- процесс управления организацией - это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который воздействуют факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные;

- применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленные цели;

- ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.

ВЫВОДЫ

1) Объектами управления являются люди, материально-вещественные объекты, техника. Поэтому появление новых концепций в теории управления всегда зависело от успехов других наук, таких как психология, социология, математика, инженерные науки и антропология. По мере того как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех предприятия. Все это заставило представителей управленческой мысли глубже осознавать возможности и пределы управленческого знания.

2) Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу.

Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. Очевидно, что и сейчас многие успешные компании и индивидуальные предприниматели для эффективного управления работой своих предприятий используют принципы, разработанные представителями различных школ менеджмента. Но каждому из них всегда необходимо помнить, что в условиях современной экономики перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.[8, с. 305]

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСЕТЬ-РИТЕЙЛ»

2.1 Характеристика предприятия

«Евросеть» - одна из крупнейших розничных компаний России, СНГ и Прибалтики, работающая в формате дискаунтера с человеческим лицом, и один из ведущих дилеров  операторов сотовой связи.

     Компания  была основана в апреле 1997 года, тогда  же был открыт первый салон сотовой  связи «Евросеть» в Москве.

     С самого начала Компания делала ставку на розничные продажи, с каждым годом  расширяя ассортимент товара. В конце 1999 года «Евросеть» проводит ряд масштабных рекламных кампаний.

     С января по декабрь 2002 года «Евросеть» открывает более 100 салонов связи, в 2003 году - к этому числу добавилось еще 117 салонов, в 2004-м – более 800 новых  салонов связи «Евросеть», а 2005-м - 1934 новых магазина «Евросеть», в 2006-м – 1976 новых магазинов. По итогам 1 квартала 2011 года количество магазинов «Евросеть» в 12 странах составило 8976.

     Группа  компаний «Евросеть» насчитывает 18 региональных филиалов с развитой инфраструктурой  местного управления. Сегодня ни одна компания не имеет таких темпов регионального  развития, как группа компаний «Евросеть».

     В компании работает более 34 тысяч человек.

     «Евросеть» - единственная российская розничная  компания, которая широко представлена за рубежом. Сегодня магазины «Евросеть» открыты также в Украине, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литве, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Армении и  Азербайджане.[31]

2.2 Основные экономические показатели

Динамика финансово-экономических  показателей компании ЕВРОСЕТЬ

Таблица 1 - Показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Евросеть - ритейл» за 2009-2010 год № п/п Наименование  показателя Объем, тыс. руб Темпы роста    2009 2010       Тыс.руб %  1 Товарооборот (без  НДС) 83612,5 93903,2 10 290,70 12,31  2 Издержки обращения 63 545,50 70 427,40 6 881,90 10,83  3 Стоимость основных  фондов 3638,2 3947,45 309,25 8,50  4 Численность работающих 347 361 14,00 4,03  5 Фонд оплаты труда 28 315 29 800,00 1 485,00 5,24  6 Балансовая  прибыль  20 067,00 23 475,80 3 408,80 16,99  7 Торговая надбавка 31,58 33,33 1,75 х  8 Удельная рентабельность  24,00 25,00 1,00 х  9 Производительность  труда  240,96 260,12 19,16 7,95  10 Фондоотдача  22,98 23,79 0,81 3,51  11 Средняя заработная плата 81,60 82,55 0,95 1,16   
 

       Как показывают данные таблицы, прибыль  от реализации за отчетный период увеличилась  на 10 290,70 тыс. руб. и составила 93903,2тыс. руб. Это является положительной динамикой для предприятия. Деятельность предприятия  является рентабельной, в отчетном периоде она возросла на 2,78 %. Так же увеличилась балансовая прибыль на 3 408,80 тыс. руб. Так же увеличилась производительность труда на 19,16 руб. В целом можно сказать, что торговая точка ООО «Евросеть-ритейл» ведет торговую деятельность довольно успешно.

     Причиной роста чистой прибыли стала выбранная «Евросетью» стратегия развития бизнеса. «Компания приняла правильное решение по увеличению количества торговых точек в России и расширению пула услуг в рамках одного салона. По нашей информации, ритейлер продал в 2010 году 32 млн. телефонов и занял на рынке 33,5%, при этом ближайший конкурент компании — сеть салонов «Связной» — 25,5%. 

2.3 Оценка использования достижений менеджмента на предприятии ООО «Евросеть-Ритейл»

Основные  этапы стратегического управления выглядят следующим  образом:

Анализ внешней среды организации, оценка сильных и слабых сторон организации. Результатом данного этапа является SWOT-анализ и составление профиля среды.

Определение миссии и целей организации. Результат - выработка наиболее общей цели и стратегических целевых приоритетов.

Оценка внутреннего потенциала предприятия. Результат - определение узких мест и ключевых конкурентных преимуществ (точек роста) предприятия.

     При разработке мер, направленных на стратегическое развитие, важнейшей задачей управления становится наращивание внутренних возможностей предприятия. Потенциал  организации должен обладать следующими свойствами:

     1. Способностью приспосабливаться  к внешним условиям (адаптивностью).

     2. Достаточностью для обеспечения  стратегического развития.

     3. Саморегулированием в соответствии  с динамикой внутренней среды.

     Достаточность потенциала свидетельствует о наличии  у предприятия начальных возможностей для роста и развития.

     В связи с большим количеством  внутренних факторов, влияющих на формирование потенциала предприятия, представим его  в виде составляющих подсистем (локальных  потенциалов).

     4. Разработка и выбор альтернативных  стратегий по конкретным подсистемам  организации. Результат – разработка  функциональных стратегий организации  как составных частей корпоративной  стратегии.

     5. Разработка и развернутое определение  корпоративной стратегии как  программы конкретных действий. Результат – программа развития  предприятия.

     В качестве ведущей ключевой стратегии  выбирается функциональная стратегия  локального потенциала, имеющего высокую  оценку и являющегося приоритетным с точки зрения предоставляемых  им конкурентных преимуществ.

     Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается, объединяет понятие базовой конкурентной стратегии. В основе концепции базовой конкурентной стратегии лежит идея, что каждая из таких стратегий базируется на определенном конкурентном преимуществе. Выбор базовой конкурентной стратегии  на основе преимуществ организации  представлен в табл.2. 

Таблица 2. Базовые конкурентные стратегии предприятия Вид потенциала Предоставляемое конкурентное преимущество Базовая стратегия  Маркетинг Низкие издержки на реализацию Стратегия лидерства  по издержкам, стратегия расширения границ рынка  Производство Качество и  соблюдение сроков строительства Стратегия дифференциации, наступательная стратегия  Персонал Высокая производительность труда Стратегия лидерства  по издержкам  Финансы «Дешевые» финансовые ресурсы Стратегия совершенствования  деятельности, стратегия разработки новых товаров  Исследования  и разработки Новые технологии и усовершенствование продукции Стратегия лидерства  по продукту  Организационные возможности Гибкость Совершенствование продукции, интенсификация процесса производства  Ресурсы Низкие издержки Стратегия лидерства  по издержкам   

     6. Реализация стратегии. Результат  – мониторинг реализации стратегии  и ее соответствия ключевым  стратегическим целям.

     7. Оценка результатов и обратная  связь. Результатом этого этапа  является оценка эффективности  стратегии развития и корректировка  программы развития с учетом  изменений внутренней и внешней  среды.


2.4 Стратегическое управление. Основные понятия

     Понятие «стратегия» вошло в число  управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные  изменения во внешней среде приобрела  большое значение. Вначале смысл  этого понятия был неясен. Словари  не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще  определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск  для боя».

1 2 3 4