">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: цицерон о государстве и праве

Описание: Учение цецерона о государстве. Возникновение государства. Формы государственного устройства. Политическая позиция Цицерона. Характеристика государственного деятеля. Естественное право. Формулировка законов. Марк Тулий Цицерон биография.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Курсовая работа
Дата: 19.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 108
Поднять уникальность

Похожие работы:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Отделение высшего профессионального образования

Теория государства и права

Курсовая работа

ЦИЦЕРОН О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Петрозаводск 2012г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I УЧЕНИЕ ЦЕЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ…………………....6

Возникновение государства………………………………………....6

Формы государственного устройства………………………………8

ГЛАВА II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМА ПО

ЦИЦЕРОНУ……………………………………………………...11

2.1. Политическая позиция Цицерона…………………………………11

2.2. Отношение Цицерона к рабству…………………………………..14

2.3. Характеристика государственного деятеля……………………...16

ГЛАВА III ИСТИННЫЙ ЗАКОН..............................................................19

3.1. Естественное право………………………………………………...19

3.2. Формулировка законов…………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..25

МАРК ТУЛИЙ ЦИЦЕРОН – БИОГРАФИЯ…………………………...26

ВВЕДЕНИЕ

Личность Марка Тулия Цицерона, равно как и его творческое наследие,

представляет несомненный интерес. Марк Тулий Цицерон - знаменитый римский оратор, юрист, учёный, писатель, государственный деятель и мыслитель. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию многие поколения юристов древности, средних веков и нового времени. Известен тем, что стремился возродить республиканские принципы во время гражданских войн, окончательно разрушивших Римскую республику. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах « О государстве » и « О законах ».

Целый ряд политико – правовых проблем рассматривается в других его

произведениях. Главные сочинения: « О государстве », « О законах », « О границе добра и зла » и другие. Цицерон познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Трактаты Цицерона « О государстве» и « О законах » крайне ценны как исторический памятник, сохранивший важные сведения и подробности, главным образом относительно государственного устройства римской республики.

Цицерон широко известен как знаменитый оратор, как политический

деятель и почти вовсе неизвестен как философ.

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права

находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и , прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик

стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в

области государственно – правовой практики и политико – правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.

Изучение творческого наследия Цицерона началось еще с античных

времен. Во времена поздней античности к сочинениям Цицерона проявляют интерес первые теоретики христианства. Нередко его трактаты адаптировались христианскими учителями для своих целей. Более того, мыслители такого уровня, как Минуций Феликс и Августин не малую часть своих знаний по философии почерпнули именно из трудов Цицерона. Ассимиляция идей Цицерона римскими отцами церкви сделало возможным терпимое к ним отношение в середине века. Многие из его трактатов переписывались мои нахами в течение всего средневековья, благодаря чему они дошли до нашего времени в сравнительно неплохой сохранности. Подлинный интерес к личности и творчеству Цицерона возникает в эпоху Возрождения; гуманисты изучают его слог и стиль, своеобразный характер его философии. В век Просвещения и во времена Великой Французской Революции особый интерес для мыслителей приобретают политико – философские спекуляции Цицерона .

В отечественной литературе впервые достаточно точный анализ

философских произведений Цицерона был предпринят историком С.Л. Утченко в книге « Цицерон и его время ».

При написании работы основной акцент сделан на положениях,

представленных в трудах М.И. Рижского, С.Л. Утченко и других авторов.

Цель работы изучить взгляды Цицерона на государство и право.

Для достижения поставленной цели последовательно решались

следующие задачи:

Ознакомиться с учением Цицерона о государстве;

Изучить формы государственного устройства;

Рассмотреть взгляды Цицерона на рабство, государственных деятелей.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка

использованной литературы.

ГЛАВА I УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ

1.1. Возникновение государства.

Цицерон первым в античности предложил правовую трактовку

сущности государства. По его определению Государство (respublika) о как дело, достояние народа (res populi).

При этом он подчеркивает, что « народ не любое соединение людей,

Собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как

выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, но одновременно также как и согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок».

Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия

государства , которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько а их врожденной потребности жить вместе.

Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:

Сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

Поддержание должного порядка;

Управление присоединенными к государству территориями;

Обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;

Влияние Аристотеля заметно в трактовке - Цицероном роли семьи как

первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

Возникновение государства ( также и права )не по мнению и произволу

людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они ( государство и право ) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.

1.2 Формы государственного устройства.

Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм

государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам « наилучшей »формы и т.д.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон

усматривал в « характере и воле » тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления:

Царская власть (монархия);

Власть оптиматов (аристократов);

Народная власть (демократия).

«И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство – царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же ( ведь ее так называют ) является такая община, в которой все находится в руках народа».

Все эти простые формы не совершенны и не наилучшие, но они, по

Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи ( в том числе – и правовые ), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки.

В случае если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается

царской власти, а на последнее место ставится демократия. « Благоволением своим, - пишет Цицерон, - нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы».

Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли

Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной ( а потому и наилучшей ) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обуславливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в « неправильные » формы.

Основной порок простых форм государства состоит, согласно

Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на « обрывистом и скользком пути », ведущем к несчастью. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего ( т.е. смешанного ) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. « Ибо, - подчеркивал он, - желательно, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа ».

Эти уродливые виды властвования ( тирания единоличного владыки или толпы, господство клики ) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право. 

В качестве важнейших достоинств такого государственного строя

Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

Как путь к смешанной форме правления Цицерон трактовал эволюцию

римской государственности от первоначальной царской власти к сенаторской республике.

При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистров

( и прежде всего, консулов ) , власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных трибунов.

В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов.

Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость « равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий – с тем, что бы достаточно власти было у магистров, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа ».

ГЛАВА II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМА ПО ЦИЦЕРОНУ

2.1 Политическая позиция Цицерона.

Римское государство - историко-политический феномен,

представляющий собой наглядную модель развития и трансформации идеи высшей государственной власти. Изначально Римом правили цари, ведущие свой род от Ромула - основателя вечного города, затем на смену монархии пришла республика, высшим законодательным органом которой был сенат, представляющий олигархическую верхушку римского общества. Власти аристократии на смену пришла имперская форма управления государством, позднее выродившаяся в тиранию эпохи солдатских императоров. Попыткой обуздания активной политической жизни в различных провинциях огромного государства стала тетрархия - власть четырех соправителей, на смену которой пришла близкая к теократии форма правления Константина - первого христианского императора, основавшего новую столицу и создавшего условия для разделения страны на два государства - Западную и Восточную Римскую империю.

Достоинства государственного устройства Рима – это по оценке

Цицерона, плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного лица, от которого обязательно что-то ускользает. В отличие от Рима в других государствах формы правления создавали на основе своих законов и установлений отдельных лиц ( например, Минос – на Крите; Ликург – в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен, Деметрий Фалерский – в Афинах и т.д. ).

Свою концепцию наилучшей ( смешанной ) формы государства, в

отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования («при предках»).

Во времена Цицерона римская республика переживала тяжелый кризис

и доживала свои последние дни. Политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти, к принципату и монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще его суждения о государстве как деле народа явно расходились с современными ему социально – политическими реалиями и действительными тенденциями развития римской государственности. Как теоретик и практический политик, находившийся в гуще борьбы за власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию к перегруппировке сил и власти, к отливу реальных полномочий от прежних республиканских институтов и их концентрации в руках отдельных лиц, и, прежде всего тех, кто опирался на армию. Об этом красноречиво говорили примеры возвышения:

Суллы;

Помпея;

Цезаря;

Антония;

Октавиана и других

В своем творчестве и своей практической политической деятельности

( в качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула ) Цицерон последовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

С позиции « истинного популяра » и борца за « всеобщее согласие »

и благо государства он атаковал своих политических противников, в частности таких как Рулл, Катилина, Клодий.

Цицерон выступал против всевластия триумвиров ( Помпея, Цезаря и Красса ) и возможной военной диктатуры. В 40-х гг. установление режима личной власти Цезаря он расценил как « ночь республики », « Утрату свободы в государстве » и тиранию. Убийство Цезаря ( 44 г. До н.э. )он встретил с радостью. С учетом специфики практической политики и ее особой логики следует все, же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался, верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об « общем благе », « согласовании интересов », « общем правопорядке » и т.д.

При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и

граждан римской республики, но вовсе не рабов.

2.2 Отношение Цицерона к рабству.

В римском обществе рабовладельческий способ производства

достигает высшей ступени своего развития. Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызрели противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74 – 71 гг. до н.э.).

Политико – правовые учения Древнего Рима имели много общего с

политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально – экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время оставался на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций. Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества.

Рабство, по Цицерону, « справедливо потому, что таким людям рабское

состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем ».

Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям

Владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души ( разум, мудрость)правит слабыми и прочными частями души (страстями, гневом и т.п. ). К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается.

Хотя характеристика раба как « наемника » выгодно отличается от

распространенных в то время представлений о рабе как « говорящем орудие », однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что по природе « все мы подобны и равны друг другу », что между людьми никакого различия нет, что человек - « гражданин всего мира, как бы единого града ».

Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению

добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. В этой связи он критиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует принимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной и политической жизни. Считая управление государством сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общественного блага, Цицерон отмечал, что « сама природа » влечет лучших людей к тому, чтобы « сделать жизнь людей более безопасной и более богатой ». Он советовал изучать науки о государстве и праве как

« такие науки, которые могут сделать нас полезными государству », усматривая в этом служения господству « самую славную задачу мудрости и величайшее проявление доблести, и ее обязанность ».

2.3 Характеристика государственного деятеля.

Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть

и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий ( смене форм правления и пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости ) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как « общего правопорядка ».

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым,

справедливы, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и « владеть основами права без знания которых никто не может быть справедлив ».

В том крайнем случае, когда под опрос поставлено само благополучие

государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, должен « как диктатор установить в государстве порядок ». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в награду за их дела « назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство ».

Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены

необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не

должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.

ГЛАВА III ИСТИННЫЙ ЗАКОН

3.1 Естественное право.

Цицерон дает следующее развернутое определение естественного

права: « Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство; сколько – нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью не возможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем ».

Этот « истинный закон » - один и тот же везде и всегда, и « на все

народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей - бог, создатель, судья, автор закона ».

Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется

данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который неминуемо понесет величайшую ( божью ) кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания.

Естественное право, согласно Цицерону, возникло « раньше, чем какой

бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано ». само государство ( как « общий правопорядок » ) с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления

( политические учреждения, писаные законы и т.д. ) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.

3.2 Формулировка законов.

Соответствие или несоответствие человеческих законов природе ( и

естественному праву ) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости.

В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву,

Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правящих в Афинах в 404-403 гг. до н.э., а также на римский закон 82 г. до н.э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие « пагубные постановления народов », по словам Цицерона, « заслуживают название законов на больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками ».

Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме

того, установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон придавал введению к закону, поскольку « закону свойственно так же и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами ».

Свои общие представления о справедливых законах Цицерон

конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистрах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: « Ведь мы издаем законы не для оного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом ». Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистрах. Так, отмечал, что империй ( полномочия должностных лиц ) должен быть законным. В общем, виде им формулируется и следующий правовой принцип: « Под действие закона должны попадать все ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, виднейшим идеологом римской аристократии в период

республики был знаменитый оратор Марк Тулий Цицерон ( 106 – 43 гг. до н.э. ). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах « О государстве » и « О законах » и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии

представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению.

В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от

писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения ( т.е. как естественное международное право ).

Он формулирует существенный принцип международного права о

необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая « не была возвещена и объявлена ». Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели – установление мира. Цицерон Выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.

Политический идеал Цицерона – аристократическая республика. В

общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства:

Царская власть – монархия;

Власть оптиматов – аристократия;

Власть народа – демократия.

Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия.

В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание

многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства. Суждения Цицерона по этому кругу проблем находится в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Басовская Н. Цицерон / Н. Басовская // Знание – сила. – 2008. - №3. – С. 110 – 119.

Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды / под ред. А.Н. Бадак. – Москва : Наука, 1999. – 230 с.

История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. – Москва: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 736 с.

Мельничук Я.В. Цицероновы законы и платоновская политическая традиция / Я.В. Мельничук // Вестник Московского университета. – Серия 8, История. – 2010. - № 2. – С.9 – 20.

Нерсесянц В.С. Право и закон : из истории правовых учений / В.С. Нерсесянц. – Москва: Наука, 1983. – 366 с.

Рижский М.И. Цицерон Марк Тулий. Философские Трактаты.- Москва: Наука, 1985. – 329 с.

Утченко С.Л. Цицерон и его время / C.Л. Утченко. – Москва: Мысль, 1973. – 352 с.

Цицерон – философ и историк философии / под ред. К.Н. Любутина. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1998. – 205 с.

Цицерон М.Т. Избранные сочинения / под ред. М.Л. Гаспарова, С.А. Ошерова, В.М. Смирина. – Москва : Художественная литература, 1975. 454 с.

Чернышев А.А. История политических учений. / А.А. Чернышев. – Москва: РОССПЕН, 2000. – 479 с.

МАРК ТУЛИЙ ЦИЦЕРОН – БИОГРАФИЯ



Марк Туллий Цицерон ( 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43

до н. э., Формиа ) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, получил великолепное образование, с детства преуспевал в учёбе.

Одну из первых своих речей, дошедших до нас, «В защиту Росция»,

Цицерон произнес в порицание вольноотпущенника и любимца диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни с целью избавления от неугодных. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику.

После смерти Суллы он вернулся в Рим, где начал выступать

защитником в суде. В 75 до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение в Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены.

Более широкую известность Цицерон приобрел после дела Верреса,

бывшего наместника Сицилии. В 70 до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, так затянули разбирательство, что не оставили Цицерону времени для произнесения речи, однако он настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, обвинявших наместника во взяточничестве, вымогательствах и прямом грабеже сицилийцев, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание. В 69 году до н. э. Цицерон избирается курульным эдилом, а в 66 до н. э. — претором.

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи

первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста.Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

После поражения на выборах, Катилина начал готовить заговор с

целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков, которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры — домашний арест или ссылка — были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора.

В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика;

восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества».

В 60 г. до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили ресурсы с

целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клавдий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клавдий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на

изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клавдия. В апреле 58 г. до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. В сентябре 57 г. до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клавдию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки.

В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии,

где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанес поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил статус «императора» . Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто — Цезарь или Помпей — будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.

После битвы при Фарсале (48 г. до н. э.) Цицерон отказался от

предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Цицерон вернулся к политике,

решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления оппозиции Антонию, он произнес 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако, когда Октавиан, благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был убит при попытке к бегству в декабре 43 г до н. э.

Убийцы уже догоняли их. Цицерон приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под нож убийцы. Его отрубленные голова и руки были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.