">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Право и политика

Описание: Общая характеристика права и политики. Соотношение. Политические права и свободы. Основные приоритеты российской правовой политики. Доктринальное (научное) понимание. роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 262
Поднять уникальность

Похожие работы:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Тульский Государственный Университет»

Кафедра «Государство и право»

Право и политика

Контрольно-курсовая работа

студента группы, первого курса

очной формы обучения

Научный руководитель:

Дата сдачи:________________

Оценка____________________

Тула

2010

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….....……3

2. Общая характеристика права и политики………......................................4

3. Соотношение права и политики…………...................................................5

4. Политические права и свободы……………….................................…….10

5.Основные приоритеты российской правовой политики …….………….11

6. Заключение.……………………………….........................................…….16

7. Список источников и литературы..............................................................18

3

Введение

В современном мире актуальным является изучение соотношения права и политики, но в программах и учебниках по теории государства и права такая тема отсутствует, что, на мой взгляд, является неоправданным и неправильным упущением, поэтому тема данной контрольно-курсовой работы право и политика. Студентам юридических вузов важно знать как взаимодействуют право и политика, на что направлено это взаимодействие, какие сферы человеческого общества оно затрагивает.

Задачи и цели контрольно-курсовой работы: разграничить и понять такие термины как право, политика, правовая политика; определить основные элементы соотношения права и политики; уяснить основные приоритеты российской правовой политики.

Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики, фиксируют и гарантируют политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны.

В этой контрольно-курсовой работе проанализированы учебные материалы, научные статьи и такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ от 12.12.1993 г., Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 20 апреля 2007 г., 24 июня 2008 г., 24 июля 2009 г.) . Данные материалы явились источником ознакомления и усвоения соотношения права и политики, их взаимодействия и противоречий.

4

Общая характеристика права и политики

Прежде чем начать рассматривать соотношение права и политики, необходимо разграничить данные понятия.

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле – право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Доктринальное (научное) понимание права требует синтетического (интегративного) определения. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».

Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Это - важнейший и сложнейший пласт общественной

5

жизни, самостоятельный мир политических ценностей и интересов.

Аристотель определял политику как искусство управления государством. Демокрит считал такое искусство наивысшим из всех искусств. В XIX столетии эти идеи были развиты М. Вебером, В. Гумбольдтом, К. Марксом, Ф. Энгельсом и другими учеными. Современные политологи, опираясь на мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье и др.), подчеркивают, что политика - это также искусство возможного, искусство компромиссов, искусство согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможного начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм.

Соотношение права и политики

Политика и право — это два способа деятельности двух видов власти. В праве законодательная власть выражает себя, устанавливая нормы, за неуклонным соблюдением которых она постоянно следит. Правовые нормы, законы обладают определенным автономным существованием. В политике же исполнительная власть выражает себя текущими решениями, которые она принимает под влиянием динамики социально-политической ситуации.

Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения:

1. Право—это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои политические притязания с учетом данных пределов.

2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из

6

составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.

3. Право — своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.

4. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой — переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.

Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права

7

имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.

6. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые, на всенародном референдуме. Статья 3 Конституции Российской Федерации провозглашает референдум наряду с выборами высшим непосредственным выражением власти народа.

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия: но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии “право” можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы.

Для политики приоритетны, как конституции и положения публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности. При изучении поведения избирателей политологу необходимо хорошо знать правила и законодательные нормы проведения избирательных кампаний. Мировая

8

политика также все в большей степени ориентируется на нормы и положения международного права. Законы – это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь.

Общественный договор, о котором писали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсон, имеет юридическое происхождение. Работы многих мастеров политической мысли – Н. Макиавелли, И. Бентама, Г. Гегеля и др. отмечены как обязательные в университетских списках литературы по теоретической юриспруденции. а также по истории политической мысли.

Различие между политикой и правом проистекает в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых, сколько многих других средств, мер и норм (силовых, материальных. идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и “устойчивы”, а у разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по разному. Тоесть, те или иные люди провозглашают и проводят различающуюся политику. В этом смысле она является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия (или взаимодействия) на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика, обычно, есть везде, где

9

есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях. отношениях и процессах.

Наконец, различие между политикой и правом состоит в том, что политика предполагает непосредственное взаимодействие между обществом и властными структурами, а право меняется медленно и, как правило, только через официальное нормотворчество.

Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение – способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них — крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Вместе с тем принижается значение и самой политики – политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, “нажима”, манипулирования общественным сознанием.

Существует и другая опасная тенденция – сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы. Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести их поля критического анализа, представляется также нерациональным.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу “революционной” или иной “политической целесообразности”);
2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;
3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

10

Политические права и свободы

Политические права и свободы принадлежат гражданам Российской Федерации. В этот блок входят следующие права и свободы: свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме ( ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" ); иметь равный доступ к государственной службе; участвовать в отправлении правосудия; направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности.

Основу политических прав составляет право граждан на участие в управлении делами государства, которое может осуществляться непосредственно или через представителей. Это право носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его реализации. Так, например, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранными в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в формировании органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в составе государственных органов.

Мирные митинги, шествия и пикетирования также являются политическими свободами, так как они позволяют гражданам публично выражать свои требования и интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются

11

интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предварительного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Основные приоритеты российской правовой политики

Приоритетов в современной российской правовой политике много. Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, укрепление принципов федерализма, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьба с преступностью, терроризмом; выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка во власти, усиление защиты и гарантий прав человека, преодоление правового нигилизма, воспитание законопослушной личности и др.

Остановимся на некоторых из указанных ориентирах и направлениях, имеющих как теоретическое, так и "прикладное" значение.

1. Реализация идеи правовой государственности предполагает выяснение сложной диалектики соотношения права и государства или государства и права, поиск оптимальных вариантов их взаимодействия в современных условиях.

2. За годы проведения "шоковых" реформ, вопреки благим намерениям их зачинателей, образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека. Устранение этого разрыва - важнейший приоритет российской правовой политики сегодня. Страна столкнулась с вопиющими массовыми нарушениями элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на

12

жизнь, здоровье, безопасность, минимальную оплату труда (Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" ),социальную защиту, медицинскую помощь и др.

Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы, главное - материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в России глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Все чаще возникают ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются. Гражданин спрашивает чиновника: "Я имею право?" - "Имеете". - "А я могу?" - "Нет, не можете". Этот журналистский каламбур вполне обоснован.

Поэтому сегодня главный приоритет в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав человека, не академические споры о дефинициях, концепциях и конструкциях (хотя такая необходимость, конечно, не снимается), а создание надлежащих условий, гарантий и механизмов для их реализации. Научную мысль в данной гуманитарной области необходимо повернуть в несколько иное русло - не словопрения и фанфары, не восторги и ликования по поводу самого факта признания, закрепления, провозглашения прав и свобод человека, не любование их широтой, значимостью, неотчуждаемостью, а трезвая оценка результатов этого долго ожидавшегося поворота, анализ причин кризиса. Необходимо сместить акценты в трактовке

13

"модной" ныне темы в практическую плоскость - в плоскость достижения конечных целей, фокусируемых на личность.

3. Неотложная и крайне злободневная задача современной российской правовой политики - укрепление законности и правопорядка в стране, неукоснительное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правовых норм. Сегодня это - наиболее слабое место во всей государственной деятельности. Общество испытывает самый глубокий кризис законности и правопорядка за последние годы.

Тем не менее само слово "законность" почти исчезло из лексикона работников органов внутренних дел, силовых структур, спецназа, ОМОНа. Сами руководители указанных органов признают, что в их рядах, мягко говоря, не все благополучно: превышение власти, злоупотребление полномочиями, применение недозволенных методов допросов и обращения с гражданами, избиение и пытки задержанных; сращивание с преступным миром, коррупция, поборы, вымогательство - таков далеко не полный букет прегрешений. Не от хорошей жизни в системе МВД и прокуратуры созданы особые структуры по собственной безопасности. Понятие "законность" размыто и почти забыто. Более того, оно дискредитировано. Торжествует не законность, а целесообразность, произвол, субъективизм, самоуправство. Особенно на местах. В прессе опубликована серия кричащих статей на эту тему. В данной связи представляется более чем оправданным создание независимых окружных прокуратур, призванных обеспечивать единообразное понимание и строгое соблюдение законности в субъектах Федерации.

Одним из безусловных приоритетов российской правовой политики является преодоление правового нигилизма и правового идеализма, которые представляют собой в конечном итоге две стороны "одной медали", а именно острого дефицита юридической культуры. Многие изъяны советской, а также постсоветской правовой политики, прошедшей в послеоктябрьский период

14

весьма извилистый и тернистый путь, объясняются как раз указанным ключевым недостатком. Искаженное правосознание общества не раз заводило эту политику в тупики беспределов, порождало разного рода уклоны и перегибы. Это относится не только к сталинским временам репрессий (борьба с "врагами народа", "кулаками", "контрреволюционерами"), но и к последним десятилетиям, когда торжествовала "социалистическая законность" (разоблачение "антисоветчиков", "диссидентов", "идеологических диверсантов").

Правовая политика, конечно, должна не плестись в хвосте у экономической и других видов политики (хотя она в значительной мере ими обусловлена), а, напротив, по возможности прокладывать им путь, заглядывать в будущее, предупреждать негативные явления и процессы, не забегая вместе с тем вперед там, где условия для правового вмешательства не созрели. В юридической политике, как нигде, важен прогноз и предвидение. Правовая политика должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно их профилактировать.

Современная российская правовая политика призвана (просто обязана) всемерно противодействовать "бандитскому капитализму", направлять реформы в более гуманное, человеческое, социально ориентированное русло, ибо ускоренного построения "развитого капитализма" не получилось. Общим лозунгом должно быть: "Реформы с человеческим лицом! ", "Реформы для народа, а не за счет народа!" Только в этом случае они обретут всеобщую и мощную поддержку.

Правовая политика - это перевод на юридический язык объективных потребностей развития общества, прежде всего экономических. Необходимо всемерно стимулировать честный бизнес, предпринимательство, но решительно противодействовать хищническим инстинктам, криминальным устремлениям. Мафиозный рынок несовместим ни с нормальным правовым регулированием, ни с разумной правовой политикой. Напротив, он опрокидывает, ломает любые

15

рамки и нормы законной деятельности. В этих условиях государство, власть, закон должны проявить свои "лучшие качества", "свой характер", остановить стихию и неуправляемость, что предпринимается сейчас новым руководством страны.

Право, как это ни печально, оказалось "жертвой" неудачных реформ, ибо оно "освящало" и благословляло этот курс: принимались соответствующие законы, указы, постановления, создавалась необходимая правовая среда, иными словами, проводилась определенная правовая политика. Юридическая форма была нужна политикам для претворения в жизнь своих нежизненных, субъективистских лозунгов.

История показывает, что право в его "писаном" и "неписаном" виде использовалось в разное время по-разному и в разных целях - в зависимости от ситуации. Когда надо было, призывали к "строжайшему соблюдению норм права и законности", когда не надо - объявляли все это "юридической формалистикой и казуистикой" или устаревшим, отставшим, не соответствующим новым условиям. Иными словами, понятием права можно манипулировать.

6. В современных условиях одним из основополагающих приоритетов российской правовой политики является конституционная реформа, о необходимости которой много говорят и пишут сегодня в средствах массовой информации, в парламентских, политических и научных кругах. Проводятся теоретические дискуссии, "круглые столы".

Суть всех предложений об изменении Конституции - перераспределение власти. Последнее можно свести к четырем главным пунктам: а) ограничение полномочий Президента; б) усиление контрольных функций парламента; в) расширение компетенции и самостоятельности правительства; г) формирование кабинета министров на коалиционной основе, утверждение парламентом вице-премьеров и ключевых министров.

16

Заключение

Право и политика тесно связаны между собой. Главное в их связи — общность задач, стоящих перед ними. Они регулируют отношения общественного управления, реализации государственного властвования. Между правом и политикой связь выражается в самых разнообразных формах — взаимоподдержки, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными.

На территории Российского государства сравнительно долгое время игнорировалось не только соотношение политики и права, но и связь между политикой и правом (таково было марксистско-ленинское учение). Так, например, функционирование экономики управлялось не столько законом (правом), сколько государственными силами (политикой).

Политика активно подменяла право, внедряясь в сферу его непосредственного действия. Политические решения имели приоритет над решениями правовыми — законами. Кроме того, ради блага общественных интересов практически совсем игнорировался и частный интерес. Однако имело место и пренебрежение общественными интересами в ущерб частным интересам.

В настоящее время складывается совсем иное соотношение политики и права. Изменилась общественная психология, пересмотрелась роль государства в регулировании общественной жизни. Не вмешиваясь непосредственно в процесс производства и процесс распределения результатов такого производства, политическая власть с помощью права определяет границы социальной справедливости.

Субъективный подход к оценке общественных явлений, проявляемый со

17

стороны современных политических властей, распространяется и на политику и на право. Несмотря на существующие в современном Российском государстве политический плюрализм, формальный демократизм, действующее право не отражает необходимого баланса интересов, часто оказывается манипулятором в руках политической власти.

Правовая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий и антипатий. Право является той системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование.

Право также регулирует политическое поведение граждан. Оно определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации политическою режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но и в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона, а закон, в свою очередь, может очень слабо соотноситься с правом. Так, например, в недавнем прошлом право было в нашей стране безгласной служанкой политики, областью жизни, никак не регламентировавшей властный беспредел тоталитарной бюрократии.

Главный вывод, который можно сделать из данной контрольно-курсовой работы, заключается в том, что право и политика являются важнейшими сферами жизни общества, и их взаимодействие бесценно.

Список источников и литературы

Нормативно- правовые акты:

Конституция РФ от 12.12.1993 г// «Российская газета». - №7. – 21.02.2009г

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Российская газета.-№137.– 30.06.2004.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 20 апреля 2007 г., 24 июня 2008 г., 24 июля 2009 г.) // // Российская газета.-№ 118.–21.06.2001.

Научная и учебная литература:

Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 1998. - с. 456.

Правоведение. Учебное пособие для неюридических вузов / Бошно С.В. - М.: Право и закон, 2002. - с. 416.

Ирхин Ю.В. Взаимосвязь политики, морали и права // Вестник Российского университета дружбы народов. – 1999. – № 1. – с. 7-15.

Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. — с. 480.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – с. 511.

Теория государства и права. Матузов Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 2004. — с. 512.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Аспект-пресс, 2000. - с. 446.

Ты подруга верная,

Девочка примерная,

Поздравляю с днем рожденья,

Будь такой без измененья.

Если будешь ты меняться -

Не забудь собой остаться!

Будь красива как Мальвина

И как Золушка мила!

Пусть полюбят тебя сразу

Тридцать три богатыря!

Здоровья шоколадного,

Успеха виноградного,

Радости клубничной,

улыбки земляничной.

С Днём Рождения, подружка!

Мы с тобой «сто лет» уж дружим,

Но ты славно сохранилась,

Да и я не развалилась!

Мы ещё о-го-го-го!

Мы с ума сведём легко

Сто красавцев молодых,

Олигархов сто крутых!

Лучше нас ведь нет девчонок!

Щас короткие юбчонки

Мы нацепим и вперёд!

Всякий под ноги падёт!

Пусть всё получается,
Что захочешь ты.
Каждый день сбываются
Все твои мечты!

Дружим мы весной и летом,
В дождик, солнышко и в снег,
И дороже дружбы этой
Ничего на свете нет!
Очень здорово с тобою
И смеяться, и шутить!
Я желаю всей душою
Всех счастливей в мире быть!

Ты похожа на котенка:
Ангелок с характером!
Самой лучшей будь девчонкой,
Самой замечательной!

Я тебе желаю жизни
Словно в телесериале
Чтобы от тебя мужчины
Мигом головы теряли
На руках тебя носили
И цветами засыпали
И веселым хэппи-эндом
Все закончилось в финале!

Мысли только позитивно,
Весело живи, активно!
Не хандри по пустякам,
Я тебе конфетку дам!

С тобою мы знаем друг друга давно
Ты мне как сестра, ближе нет никого
В расстройствах и радости мы заодно
И сердце уже у обеих одно.
Меня ты поймешь с полуслова всегда
И чтоб не подкинули жизни года
Будь счастье то, или большая беда,
Нас не коснется слепая вражда.
Тебе доверяю секреты свои,
Расскажешь ты мне о несчастной любви
Поплачем с тобой, но зови не зови
Назад не вернуть наши детские дни.
А сколько еще всего ждет впереди
Назад не смотри, смело в завтра иди
Я буду с тобой на тернистом пути
На то мы подруги, чтоб вместе идти.
Так пусть же нас верная дружба хранит
Как солнце согреет, от бед защитит
Пусть ярче, искристее смех наш звенит
И пусть стороной плывет лодка обид

СМСку.
ОНИ МОГУТ СИДЕТЬ И О ЧЁМ-ТО БОЛТАТЬ.
ИЛИ ПРОСТО О ЧЁМ-ТО ДРУГ С ДРУГОМ МОЛЧАТЬ.
ОНИ МОГУТ ДРУГ С ДРУГОМ ТАК ДОЛГО СМЕЯТЬСЯ,
ЧТО ОТ СМЕХА У НИХ ЖИВОТЫ РАЗБОЛЯТСЯ.
ОНИ ВЕРЯТ ДРУГ ДРУГУ,КАК-БУДТО СЕБЕ,
ОНИ ЗНАЮТ ДРУГ ДРУГА КАК НИКТО НА ЗЕМЛЕ.
ОНИ МОГУТ ДРУГ С ДРУГОМ ВСЕГДА БЫТЬ СОБОЙ.
ЭТО ЛУЧШИЕ В МИРЕ ДРУЗЬЯ...
МЫ С ТОБОЙ


Ты - лучшая в мире подруга,
Дороже, чем тридцать три друга!
С тобой не разлить нас водой,
Дарована дружба судьбой!
Красавица, умница, душка,
Будь счастлива в жизни, подружка!
Будь радостна и хороша,
Как птичка поет пусть душа!
              _____________

Об одном мечтаю я -
Любят пусть тебя всегда.
Пусть не ищут недостатки -
У тебя ведь все в порядке!
Замечательная ты:
Симпатичные черты,
И характер золотой:
Добрый, легкий, озорной!

Поздравляю с Днем Рождения!
Желаю, чтобы каждый твой день был как картинка в телевизоре:
Яркий и нескучный!