">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Теория государства и права

Описание: Предмет изучения науки ТГП. Особенность, Функции: прогностическая, методологическая, идеологическая. Искусство нахождения истины. Правоотношение Признаки правоотношений: Структура. Предпосылки возникновения. Классификация, субъекты. Правоспособность. Дееспособность.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

1-ый семестр: 4 занятия (16 ак. часов), контрольная работа, зачет.

2-ой семестр: контрольная работа, зачет, курсовая работа, экзамен. Оценка за курсовую идет в диплом.

Наука – упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений, закономерности их развития и функционирования.

Научные дисциплины условно можно разделить на 3 группы:

технические

ествественные

гуманитарные

Юридические науки в свою очередь можно подразделить на следующие виды:

непосредственно ТГП

историко-правовые науки (I курс)

отраслевые

прикладные (криминалистика, судебная психиатрия и т.п. (IV курс)

Предметом изучения науки ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.

..(общие закономерности для всех стран)

..ТГП вырабатывает понятийный аппарат

Особенность ТГП состоит в том, что

она относится к гуманитарным наукам

является политико-юридической наукой

является теоритической наукой ..закладывает базу ..изучаем общие закономерности

Функции ТГП:

прогностическая

методологическая – создает систему понятий и категорий, применяемых во всех остальных юридических науках

идеологическая

Идеология – совокупность взглядов в обществе на происходящие события.

эвристическая – открывает новые закономерности в развитии государственных институтов

Эвристика – искусство нахождения истины.

гносиологическая – выработка научных концепций, доктрин, правовых понятий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права

онтологическая – ТГП познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы «Что есть государство и право?» и «Как они взаимодействуют между собой»

.. Брежнев – генсек политбюро ЦК КПСС, председатель призидиума Верховного Совета

Государственный сувернитет – 1. самостоятельность государства внутри своих границ 2. недопустимость ему в этом мешать. ..термин изменяется

Методы ТГП – совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет науки.

Методы условно можно разделить на 3 группы:

- Всеобщие методы

философские мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

К Всеобщим методам относят метафизику и диалектику.

- Общенаучные методы

К ним относятся анализ, синтез, системный подход, функциональный подход.

- Частно-научные методы

Статистичесий, конкретно-социологический, формально-юридический, сравнительно-правовой.

.. Предмет: государство, право, их взаимодействие, юридические термины.

ГОСУДАРСТВО

Теории возникновения государства:

Религиозная (Фома Аквинский – христианский философ и богослов)

Патриархическая (Аристотель, Николай Михайловский – русский социолог и публицист конца 19 века) – государство возникает в результате разрастания семьи. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, которая первоначально растространялась только на семью, а затем – на все население страны).

.. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Теория насилия (Шан-Ян – древнекитайский государственный деятель, Людвиг Гумплоич – австрийский юрист, Карл Каутскин (?) – теоретик социал-демократии в Германии (ум 1938) – государство возникло в результате применения внешнего или внутренноего насилия одних людей над другими.

.. Захватив кого-то, насаждаем туда свои обычаи и культуру – основу своего права. Внутреннего – одна группа захватывает другую и насаждает.

Договорная (Гуго Гроцкий – голландский мыслитель, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо) – главная причиная возникновения государства – общественный договор. Сущность договора – народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности. Содержание договора – 1. воля народа является источником любой политической власти в обществе 2. верховенство закона 3. взаимная ответственность государства и личности 3. обеспечение прав и свобод личности в рамках государства ..- главная задача государства

.. источник власти - народ

Психологическая (Лев Петрожитцкий – польский социолог) – психическая потребность человека жить в организованном обществе – основная причина, порождающая государство.

Классовая/экономическая (Маркс, Энгельс, Ленин, основная в СССР) – государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводят к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство, возникая, использует средство подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса.

.. ~10 000 до н.э. homo sapiens – собирательство; 8000 – земледелие; 6000 – скотоводство; 3000 – прибавочный продукт, расслоение на классы – причина образования государства

«»Суть государства – насилие одних людей над другими (К. Маркс)

Единого понятия «государство» не существует.

Государство – политическая целостность, образованная одно- или многонациональным народов, закрепленным на определенной территории, где власть принадлежит политической элити, обладающей законными правами принуждения.

Прихнаки государства:

Территория

Население, которое имеет устойчивую правовую связь с государством.

Право

Система налогов и сборов

Монополия на легальное применение силы

Монополия на право творчества – принятия, создания законов

Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающего с населением страны

Обладание определенными государственными ресурсами ..(частная, муниципальная, государственная собственность)

Государственный сувернитет ..(МВД, армия..)

Государственные символы – герб, гимн и флаг.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. ГОССУДАСТВЕННЫЙ АППАРАТ. (27.09)

Функции государства – это основные направления деятельности госва по решению стоящих перед ним целей и задач.

В зависимости от придолжительности действия – постоянные и временные.

В зависимости от принципа разделения властей – правотворческие, управленческие, судебные.

В зависимости в какой сфере общественной жизни они существуют – внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1 охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка

2 экономическая функция

3 функция налогооблажения

4 функция социальной защиты - какие услуги должно предоставлять – и в каком объеме. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на сглаживание противоречий между различными слоями общества и созданию условий для всестороннего развития личности.

5 культурная

6 экологическая

Внешние функции:

1 функция обороны страны

2 функция сотрудничества (экономическое, политическое, информационое, правовое, культурное… )

3 функция содействия по обеспечению международного мира

Форма осуществления функций государства

Под формой осуществления понимается однородная деятельность органов государства посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций принято делить на 2 группы: правовые и организационные.

К правовым формам относятся:

1 право творческое – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства.

2 право применительное – направлено на то, чтобы действовали принятые законы.

3 правоохранительная

К организационым формам относятся:

1 организационно-идиологическая

2 организационно-хозяйственная

3 организационно-регламентирующая – подготовка проектов документов, тевущая работа

Методы осуществления функций государства

1 убеждение

2 принуждение

3 поощрение

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ (механизм государства)

Государственный аппарат – система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

Черты гос. аппарата:

1 система

2 единые цели и задачи

.. Если ты занимаешь пост гос чиновника – значит ты согласен с политикой госва.

3 основной эллемент гос аппарата – государственные органы, обладающие властными полномочиями

4 является организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть

(Внутренняя) структура государственного аппарата:

1 государственный орган ..основное звено.. наделен властными полномочиями

2 государственная организация – полиция, вооруженные силы

3 государственные учреждения – школа, поликлиника, больница, библиотека, налоговая, ПФР

4 государственные предприятия – еще остались в оборонной области

5 государственные служащие – .. есть бюджетники, но не госслужащие; полицейские, таможенники, погоны; не в поликлинике врач, а в министерстве госслужащий

6 финансовые, материальные и иные средства

Орган государства – звено государственного аппарата, учавствующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государствнного органа:

1 действует от имени государства и по его поручению (суд делает заключения от имени Российской Федерации)

2 образован и действует на основе нормативно-правовых документов

3 выполняет свойственные только ему задачи и функции

4 имеет соответствующую компетенцию

5 состоит из госслужащих

6 имеет необходимую материальную базу (181 федеральный закон – о закупках)

7 обладает определенным правовым статусом

8 действует на определенной территории

9 в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица

10 является самостоятельным элементом механизма государства

Классификация органов государства

*Монескье. Истинная свобода заключается в том

ПРЕЗИДЕНТ РФ (в марте выборы) Законодательная

Парламент (парле франсе) – федеральное собрание, главное лицо – спикер (спик инлиш)

Двухпалатный:

Верхняя Палата – Совет Федерации – спикер Матвиенко, был Миронов

Нижняя Палата – государственная Дума (4 декабря выборы) 450 мест, 312 – единая Россия – 21 год, гражданин РФ

исполнительная

Правительство РФ

Состоит из Преседателя Правительства (премьер-министр)

заместителя Председателя Правительства (вице-премьеры)

Федеральные Министры

судебная

суды

федеральные суды

суды субъектов РФ

судьей – 25 лет, 5 лет опыта юр работы

 

По порядку формирования: Выборные и формируемые другими государственными органами

Иерархия: Федеральные и Региональные

По срокам полномочия: постоянные и временные (замещающие или, например, при ЧС)

По характеру компетенции: органы общей компетенции и органы специальной компетенции (МинОбр..)

По форме реализации государственной деятельности: законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата)

Принципы деятельности государственного аппарата.

1 Принцип демократизма

2 Принцип разделения властей – чтобы не было узурпации власти каким-либо лицом, каждый занимается своим, не вмешиваясь в чужое.

3 Принцип законности

4 Принцип федерализма

5 Профессионализм

6 Принцип иерархичности – нижестоящий орган должен выполнять указания вышестоящего

7 Сочетание выборности и назначаемости

8 Коллегиальности и единоначалие

9 Гласность

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства – сложное общественное явление, представляющее собой внутренне-согласованную систему, регулирующуювзаимоотношения основных органов государства, территориально-политическое устройство государства, методы действия государственного аппарата и формы его обратной связи с населением.

Основными элементами формы государства являются

1.форма государственного правления

2.форма территориального устройства

3.форма государственного режима

Форма государственного правления – система формирования и взаимоотношений главы государства и высших органов государственной власти.

Всего существует 2 формы: монархия и республика.

Монархия – такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и почетный титул по наследству и пожизненно.

..в швеции – кто раньше родился, тот и король

..кастильская – может быть женщина, если все мужчины отказались

..в Вел. Королева Мать стала королевой, т.к. ее брат отказался от престола в 1937г., т.к. полюбил женщиную легкого поведения

1 абсолютная монархия. глава госва сосредоточил в своих руках все 3 ветви власти – Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия

2 дуалистическая монархия – когда парламент ограничивает власть короля – Иордания, Марокко

3 парламентарная (конституционная) - глава государства царствует, но не правит, рулит и ездит по всяким большим восьмеркам премьер-министр

..в 1905 выходит манифест о содании гос думы (1-ая проработала 72 дня, 2-ая 104 дня, 3-я – положенный срок), стала дуалистическая, была абсолютная

4 монархия с элементами республики – ОАЭ (7 эмиратов, раз в 5 лет выбирается лидер)

Республика – такая форма правления, при которой главой государства является лицо, избираемое на определенный срок из числа граждан, обладающий необходимыми требываниями, предусмотренные законом. ..Пост формируется путем выборов.

..у нас 1.должен быть гражданином 2. не моложе 35 лет 3. занимающий должность не более 2 сроков подряд 3. не признанный судом недееспособном 4. не находящийся в местах лишения свободы 5. не лишенный судом права быть главой государства

Выбирать могут граждане от 18, не признанные судом недеесп, не находящиеся в местах лишения свободы.

1.Президенсткая республика – глава госва выбиравется непосредственно населением, глава госва сам формирует правительство (иногда даже воглавляет), правительство подоотчетно главе государства. США

2.Парламентская республика – глава государства выбирается либо парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, правительство формируется парламентом, правительство подоотчетно парламенту. Германия с Ангелой Меркель. Позоже на монарха в конституционной монархии. Латвия, Литва, Эстония

3.Полу-президенсткая, смешанная – выборы в парламент отдельно, выборы главы госва отдельно; в формировании правительства принимают участие и парламент и глава государства. Россия, Франция, Казахстан

4.Республики с элементами монархии – типа Белоруссии (Лукашенко 20 лет), Казахстан (Назарбаев 16 лет), Азербайджан (Алиев, потом стал его сын), Египет (под 40 лет), Ливия (Каддафи 40 лет), Куба (Кастро)

5. Супер-президенсткие республики – Россия, Чили (Пиночет), Греция (черные полковники)

Форма территориального устройства – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

К территории государства относится часть суши, внутренние морские воды, территориальные воды – 12 морских миль, воздушное пространство (100 км), континентальный шельф.

Унитарные – единый – 1.общие органы трех ветвей власти 2.единое гражданство 3.единая система права 4. одноканальная система налогов 5. в состав унитарного государства входя т административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью.

Федеративные – союз объединений – 22 всего – 1. в состав государства входят политико-административные единицы (государственные образования) ..констрф ст5ч2 ..UStates(государства)A 2. двойная система права ..закон субъекта не должен противоречить федеральному 3. два уровня государственного аппарата 4. субъекты федерации могут иметь свое гражданство 5. субъекты могут иметь свой государственный язык 6. не обладает политической самостоятельностью, не может делать валюту, объевлять войну, заключать договора с другими странами, создавать свои армию и полицию

подводный камень федерации – она может распасться

главная проблема – распределение полномочий между федеральным центром и субъектами, как правило, осуществляется одним из следующих способов:

1 устанавливается исключительная компетенция федерации – в конституции написано (США, Австрия)

2 устанавливается исключительная компетенция субъектов – Германия

3 устанавливается комптенция федерации и ее субъектов – Аргентина, Канада

4 компетенция федерации, компетенция субъектов и совместная компетенция – Индия

5 федеральная компетенция и совместная компетенция – Нигерия, Пакистан

конрф ст 71-72

до 1905 финляндия, польша, кавказ – были автономные области, а госво было унитарным

в 1924 конституция ссср

Конфедерации – объединение союзов – постоянный союъ государств, который образуется для достижения конкретных целей. Вступив в конфедеративный союз, государство сохраняет свой сувернитет и продолжает выступать самостоятельным субъектом во всех внешних и внутренних делах. (Страны Европейского Содружества – главная цель – экономическая и укрепление военной мощи, СНГ – праобраз, Единое правительство России и Белоруссии – возглавляет Бородин)

Форма государственного режима – савокупность способов и методов осуществления власти государства.

Признаки чисто теоретические, в идеале

Демократический

1 население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (непосредственно процесс выборов и референдумов (на тер РФ 13.12.1993г всероссийский последний)) и представительной демократии (через представительные органы)

2 выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти

3 гласность

4 разделение властей – закон, исполн, судеб

5 многопартийность (в японии около тысячи партий, но реально борятся 2-3, в США – дем и респ (есть еще коммунистическая), в Великобритании (лейбористы и консерваторы))

6 отсутствие обязательной государственной идеалогии (.. в сев корее идеалогическая система Чучке – опора на собственные силы)

7 решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства

8 провозлашается и реализуется принцип юридического равенства – все равны перед законом и судом, равноправие мужчин и женщин, равноправие независимо от расы, национальности, пола, вероисповедания, должностного положения и т.д.

9 провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина

Антидемократический

Тоталитаризм

1 Одна официальная идеология (Чучхе, Марксистко-Ленинская)

2 Одна правящая партия, которая захватывает все бразды государственного управления

3 Контроль за СМИ, цензура

4 Централизм – все решения принимаются высшим органом власти, которые должны неукоснительно исполняться на местах

5 Террор по отношению к населению

6 Полный контроль над всеми сферами жизни общества

7 Милитаризация

Авторитарный – нечто промежуточное между тот. и дем.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

Норма – образец, правила поведения.

В догосударственный период нормы – мононормы, основывались на гендерном и возрастном принципе.

Нормы: социальные, технические. Социальные

Действуют между людьми

Технические

Действуют между людьми и техническими объектами

->Технико-правовые  

Социальные нормы обладают следующими характерными признаками:

1.устанавливают правила поведения, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом

2.являются правилами поведения общего характера

3.представляют собой обязательные правила поведения

К социальным нормам относятся

1.нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе, в соотетствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве

2.религиозные нормы

3.нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий и закрепившиеся как устойчивые нормы

4.нормы традиций – правила поведения людей, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев

5.нормы общественных организаций

n.нормы права – общеобязательные правила поведения людей, установленные или санкционируемые государством, и обеспечиваемые принудительной силой государства

Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную или классовую волю, и направленных на урегулирование общественных отношений. ..савокупность правовых норм

ПРИЗНАКИ ПРАВА

1 общеобязательность

2 нормативность

3 формальная определенность

4 системность – отрасли права

5 связь с государством

6 волевой характер

ФУНКЦИИ ПРАВА – основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

1 воспитательная

2 политическая

3 экономическая

4 регулятивная – функция, направленная на развитие наиболее ценных для общества и государства социальных связей

5 охранительная

ПРИНЦИПЫ ПРАВА – основные исходные начала, выражающие сущность права

1 гуманизм

2 справедливость

3 юридическое равенство всех перед законом и судом

4 демократизм

5 сочетание убеждения и принуждения

6 единство прав и обязанностей «Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав», К. Маркс

7 презумпция невиновности – должны доказать, что подозреваемый виноват, а не подозреваемый доказать, что не виноват

8 неотвратимость ответственности

9 принцип состязательности и гласности судопроизводства

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

ЭКЗАМЕН + КУРСОВАЯ РАБОТА, ДВЕ ОЦЕНКИ В ДИПЛОМ

В экзамене один вопрос из теории гос-ва, один из теории права.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА.

Под источником права следует понимать 3 фактора:

1. Источник в материальном смысле – материальные условия жизни общества, интересы и потребности людей, формы собственности.

2. Источник в идеологическом смысле – различные правовые учения и доктрины, правовые концепции, правосознание и т.д.

3. Источник в формально-юридическом смысле.

В теории государства и права выделяют 4 основные формы источников права.

1. Правовой обычай

2. Нормативный акт

3. Юридический прецедент

4. Нормативный договор

1. Правовые обычаи.

Исторически сложившиеся правила поведения, санкционированные государством, приводящие к правовым последствиям.

.. в ряде африканских стран все еще действует, например, выкуп за невесту скотом или другим имуществом; мужчина, на которого указала женщина, не может отрицать отцовство, если не сможет доказать, что не имел с ней связи

2. Нормативный акт

Правовой акт, содержащий нормы права. По своей юридической силе все нормативные акты делятся на 2 группы: законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

а. Конституция Российской Федерации (Основной Закон) (12.12.1993г.) – база, закладывающая основные положения. Была принята всенародным голосованием.

б. ФКЗ

в. ФЗ

г. законы субъектов РФ

Особенности ФКЗ

1. принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ

2. для принятия законов требуется квалифицированное большинство (2/3 голосов)

3. президент не имеет права накладывать вето

Подзаконные акты – изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

а. указы и распоряжения президента РФ

б. постановления Правительства РФ

в. приказы, инструкции Министерств и Ведомств

г. акты органов местного самоуправления

д. локальные нормативно-правовые акты

т.е. если Трудовой Договор не соответствует Трудовому Кодексу, это филькина грамота, в суде не имеет никакой силы.

3. Юридический прецедент

Судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Характерно для англо-саксонской правовой школы.

У нас в стране это только решение Конституционного Суда.

4. Нормативный договор

Соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникают новые нормы права.

Правовая семья

Совокупность правовых систем, выделенных на основе общности источников структуры права и исторического пути его формирования.

Выделяют 4 основных правовых семьи.

1. романо-германская правовая семья, у некоторых авторов ее «подсемьей» является славянская

2. англо-саксонская

3. семья религиозного права

4. семья обычного права

1. Романо-германская правовая семья, «континентальная»

К ней относятся все страны Европы за исключением Великобритании, Россия.

Характеризуется:

а. доминирующим источником права являются нормативные акты, правовой обычай и юридический прецедент используются как вспомогательные

б. единая, иерархически построенная система источников права

в. имеются писанные конституции

г. кодификация нормативных актов (кодекс в переводе – «свод законов»)

д. ведущая роль в формировании права отводится законодателю

е. деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли

2. Англо-саксонская, «островная»

Великобритания, США, Канада, Австралия..

Характеризуется:

а. основным источником права является судебный прецедент, нормативные акты и правовой обычай используются как вспомогательные

б. ведущая роль в формировании права отводится судам

в. главенствующее значение имеет процессуальное право

г. отсутствуют кодифицированные отрасли права

3. Семья религиозного права

Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар

а. основным источником права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, нормативные акты имеют вторичное значение

б. судебная практика не является источником права

в. особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов

4. Семья обычного права

Правовые системы Мадагаскара, ряд стран Африки

а. доминирующее положение занимает правовой обычай, нормативные акты имеют вторичное значение

б. обычаи и традиции регулируют отношения, в первую очередь, групп или сообществ, а не отдельных индивидов

в. судебная власть руководствуется идеей смирения, восстановления согласия

--начало лекции отсутствует—

Специально-юридический

Основывается на спец. знании – такое толкование предусматривает иссл. тех.

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права, и обнародование его.

Толкование включает в себя 2 части - уяснение и разъяснение.

В ходе уяснения применяются различные способы и приемы толкования.

Грамматическое (филологическое) толкование – уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста:

Логическое толкование – используются законы логики.

Систематическое толкование – уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте или отрасли права в целом.

Историко-политическое толкование – с помощью данного способа изучается исторические условия издания нормативного акта и социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот акт.

Специально-юридическое толкование – основывается на профессиональных знания юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

Нормативное толкование бывает аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное).

Казуальное толкование – толкование норм права с учетом ее применения к конкретному случаю.

Неофициальное толкование бывает обыденным, профессиональным и доктринальным.

Структура нормы права.

Норма права имеет внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью трех элементов:

гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства, вступление нормы в действие и реализацию ее диспозиции. В зависимости от строения, гипотезы подразделяются на простые и сложные. Простая гипотеза предполагает только одно условие, через которое реализуется юридическая норма; сложная гипотеза предполагает наличие двух или более условий, через которые реализуется юридическая норма. По форме выражения гипотезы бывают абстрактные (указывают на условия действия нормы, основанные на общих или родовых признаках) и казустические (связывают реализацию юридической нормы строго определенными частными случаями, которые невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы).

Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. В зависимости от формы выражения, диспозиции подразделяются на управомочивающие (предоставляют субъектам права на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяя тот или иной вариант их возможного дозволенного поведения), обязывающие (возлагают на субъектов обязанности совершения определенных положительных действий) и запрещающие (содержат запрет совершения определенных противоправных действий или бездействие).

Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителей ее предписаний. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции бывают возместительные и карательные. В зависимости от степени определенности, санкции бывают абсолютно определенные (точно указывают меру государственного воздействия), относительно-определенные (устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия) и альтернативные (позволяют выбрать из двух или более возможных вариантов государственного воздействия).

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

1. Норма права и статья закона совпадают.

2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или другого нормативного акта.

3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм.

ПРАВООТНОШЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Правоотношение – общественные отношения, урегулированные нормами права.

Признаки правоотношений:

- общественные отношения, которые представляют собой двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами

- возникают, изменяются или прекращаются на основе норм права

- субъекты взаимосвязаны субъективными правами и обязанностями

- носят волевой характер

- возникают по поводу определяемого блага или ценности

- охраняются государством

Структура правоотношений:

- субъекты

- объекты

- субъективные права

- юридические обязанности

Предпосылки возникновения правоотношений: 2 большие группы

- материальные или общие предпосылки: интересы и потребности людей, материальные блага и ценности

- юридические или специальные предпосылки: нормы права, юридические факты, правосубъектность

Классификация правоотношений:

1. В зависимости от предмета правового регулирования.

- конституционные

- административные

- уголовные

- семейные и т.д.

2. В зависимости от характера:

- материальные

- процессуальные

3. В зависимости от природы юридических обязанностей:

- пассивные

- активные

4. В зависимости от состава участников

- простые (2 субъекта)

- сложные (3 и более)

Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Традиционно к субъектам правоотношений относят:

1. государство в целом (когда на уровне государств заключаются международные договоры; госзакупки)

2. государственные организации, наделенные соответствующими полномочиями, в пределах своей компетенции

3. государственное образование

4. муниципальное образование

5. юридические лица

6. физические лица

Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей области права.

Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность субъектом права.

Правоспособность – способность индивида иметь права и обязанности.

Дееспособность – способность своими действиями реализовывать и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Объекты правоотношений – то, по поводу чего субъекты вступают в юридические связи.

- материальные блага – вещи, ценности, имущество;

- нематериальные блага – жизнь, здоровье и проч.;

- продукты духовного творчества;

- результаты действий участников правоотношений.

Субъективные права включают

1. возможность определенного поведения субъектов

2. возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица

3. возможность обращаться за защитой к компетентным органам

4. возможность пользовать определенными социальными благами

Юридическая обязанность

- необходимость для субъекта совершать определенные действия или воздерживаться от них

- необходимость отреагировать на обращенное законное требование

- необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение законных требований

- необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться теми благами, на которые он имеет право

ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.

Правосознание – совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, выражающих отношение к действующему и желаемому праву.

Состоит из двух элементов:

- правовая идеология – система идей, теорий, научных доктрин, которые отражают правовые явления общественной жизни

- правовая психология – совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву

Правовая культура включает в себя

- правосознание

- юридически значимое поведение