">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Специфика источников

Описание: Специфика источников международного права. Традиционные элементы. Основные субъекты. Виды государств. Основное содержание принципа. Понятие дипломатического и консульского права, их источники. Кодифицирование следующих конвенций. Виды дипломатических представительств.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 4
Поднять уникальность

Похожие работы:

71. Источники международного права — это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

Нормы не выступают ни внешней, ни внутренней формой международного права, а являются его сущностью, т.е. обеспечивают главные его характеристики: нормативность, определенность, обязательность, всеобщность (для тех, кого эти нормы касаются), устойчивость и прочность. Первоначальный структурный ряд понятий, относящихся к категории «источник права», в общей теории права образует такие понятия как «нормативно-правовой акт», «международно-правовой договор», «обычай» и «прецедент».

Специфика источников международного права:

1) нормы международного права устанавливаются субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласование и, следовательно, общую волю;

2) субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов международного права.

Исходя из этого, источники международного права можно рассматривать как:

- источники субъективных прав;

- источники субъективных обязательств субъектов международных правоотношений.

Источники международного права можно разделить на:

1) основные;

2) вспомогательные.

Основные источники международного права

Международный договор — письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения.

Международные договоры или правообразующие международные договоры создают общие нормы для будущего поведения сторон, выраженные в форме правовых положений и обязательств, одинаковых для всех сторон. Парижская Декларация 1856 г. (о нейтралитете в морской войне), Гаагские Конвенции 1899 и 1907 гг. (о праве войны и нейтралитета) Женевский Протокол 1925 г. (о запрещении использования химического и бактериологического оружия), Генеральный Договор об отказе от войны 1928 г. и Конвенция о геноциде 1948 г. служат примерами такого рода документов.

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства, и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего международного сообщества, то есть нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международный обычай — правила поведения субъектов международного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.

Международный обычай представляет собой длительно повторяемое в аналогичных условиях правило поведения, которое молчаливо соблюдается и признается субъектами международного права. Согласно Статуту Международного суда ООН обычай есть «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» (ст. 38). Обычная правовая норма, основанная на принципах суверенитета и равенства государства и обуславливающая иммунитет государства, должна рассматриваться в качестве общепризнанного императивного правила поведения. От такой нормы невозможно отступить, даже если в собственной практике у соответствующего государства не было возможности подтвердить его признание и соблюдение.

Традиционные элементы, составляющие международный обычай:

- длительность существования правила поведения;

- устойчивость практики его соблюдения несколькими субъектами международного права;

- молчаливое признание государствами этого правила поведения в качестве обязательной нормы.

Однако продолжительность практики для формирования обычая не имеет решающего значения. Обстоятельства, влияющие на формирование обычая, могут оказаться настолько чрезвычайными, что обычай может сложиться на основании одного единственного прецедента.

В функции ГА ООН входит содействие прогрессивному развитию кодификации МП (ст. 13 Устава ООН)

Прогрессивное развитие — подготовка международных договоров по вопросам, которые еще не урегулированы международным правом, или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.

Кодификация международного права — более точное формулирование и систематизация норм международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.

Это производится с помощью Комиссии международного права (ст. 15 Положения о Комиссии международного права).

Вспомогательные источники международного права

Вспомогательными источниками международного права являются:

1) решения международных судебных органов;

2) доктрина международного права;

3) резолюции — рекомендации международных организаций;

4) национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовой позиции государства.

Хотя международное право не предписывает, каким образом государство осуществит реализацию взятого на себя международного правового обязательства, так как это целиком лежит в плоскости осуществления государственного суверенитета, но и не игнорирует этот вопрос. Механизм согласования, увязки международного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями. В Конституции РФ 1993 г. воля государства в вопросе соотношения международного и национального права выражена следующим образом: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15). Конституция РФ один раз и на все случаи (общим образом) конституционно решила вопрос о юридической силе международных договоров в правовой системе России.

72. Субъекты международного права — это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе МП и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Основными субъектами международного права являются:

1) первичные субъекты международного права:

- государство;

- нации, борющиеся за государственную независимость;

2) производные субъекты международного права:

- международные организации;

- государственноподобные образования.

Государство — главная политическая организация современного общества, создатель и гарант соблюдения норм международного права. Государства юридически не подчинены друг другу, что является выражением их суверенитета, который имеет внутреннюю и внешнюю стороны:

- территориальное верховенство;

- независимость в международных отношениях.

Виды государств как субъектов МП.

Простое (унитарное) государство (единая система органов власти, конституция, система права, единое гражданство). Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, хотя административная автономия может присутствовать.

Здесь только государство в целом выступает как субъект международного права. К унитарным государствам относятся Франция, Италия, Швеция, Япония, большинство стран Африки и Латинской Америки.

Сложное государство — конфедерация и федерация.

Конфедерация — это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения определенных задач.

Члены конфедерации остаются субъектами международного права, им может быть и конфедерация в целом, если государства при ее создании возложили на нее определенные права и обязанности. Классическая конфедерация не является субъектом международного права. Международной правоспособностью обладают лишь ее члены, что не исключает возможности создания в рамках конфедерации некоторых общих органов.

История показывает, что устойчивые конфедерации имеют тенденцию перерастать в федерации. В прошлом конфедерациями являлись: США (1776—1787 гг.), Швейцария (1291—1848 гг.), Германия (1815—1866 гг.). Интеграционные процессы приводят к тому, что члены конфедерации наделяют ее международной правосубъектностью, переходя тем самым к федерации.

В настоящее время конфедераций как классического вида объединения государств не существует, однако конфедеративные признаки (договорно-правовая основа объединения, сохранение общих рамок суверенности государств-членов, право сецессии, как свободы членства в объединении и выхода из него) присущи современным межгосударственным объединениям — содружествам, сообществам и союзам государств.

Федерация — это не просто союз государств, а союзное государство. Федеральная власть распространяется на всю территорию и население государства, хотя члены федерации обладают определенной самостоятельностью, у них отсутствует внешняя сторона суверенитета.

Степень самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в первую очередь ее конституцией. Внешнеполитическая самостоятельность членов федерации может быть различной по объему. Как субъекты международного права члены федерации могут выступать лишь в том случае, если законодательство федерации признает за ними это качество (право от собственного имени заключать договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т.д.). Их международная правосубъектность не зависит от признания их суверенитета конституцией федерации. Главное — это самостоятельный выход в межгосударственную сферу.

Федерация сама является субъектом международного права. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Канада, ФРГ, Бразилия, Индия и др.

Субъектом международного права также являются нации и народы, борющиеся за независимость. В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающими международными правами и обязанностями (ФНОА, СВАПО, ООП).

73. Основными принципами международного права (юридическим фундаментом) являются следующие принципы.

Неприменение силы. Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с уставом ООН.

Мирное разрешение споров. Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Территориальная целостность государств. Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).

Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.

Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Суверенное равенство. Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету. Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.

Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях.

Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Равноправие и самоопределение народов. Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Сотрудничество государств. Государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Уважение прав человека. Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.

В соответствии с международными актами можно выделить следующие основные положения принципа уважения прав человека:

- признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

- права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;

- каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

- государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;

- государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод с изменениями, внесенными Протоколам к ней № 1, 2, 3, 5, 8 и дополнениями, содержащимися в Протоколе № 2. Согласно ст. 1 Закона «Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Cуда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации». Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по вопросам применения и толкования Конвенций, Протоколов к ней в случаях нарушения этих соглашений Россией.

Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

Принципы могут быть и региональными. Получили распространение двухсторонние акты о принципах (декларации, договоры). Нередко в их число включаются политические и иные принципы. Например, неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, сохранение общего культурного наследия человечества, охрана окружающей среды и др. Есть все основания отнести к основным принципам международного права такие общеправовые принципы как справедливость, добрососедство, а также не злоупотребление правом.

Для того, чтобы принцип стал общеобязательным, необходимо признание его международным сообществом в целом, т.е. достаточно большим представительством государств.

75. Дипломатическое и консульское право в своей совокупности составляют право внешних сношений, которое в целом регулирует межгосударственные официальные отношения.

Понятие дипломатического и консульского права, их источники

Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:

- Активного права посольства право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;

- Пассивного права посольства право государства принимать иностранные посольства.

Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы следующих конвенциях:

- Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. ;

- Конвенции о специальных миссиях 1969 г.

Тем не менее, открытие дипломатического представительства всегда свидетельствует о признании государства и установлении дипломатических отношений. Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией. Заключается она в следующем. По прибытии в страну пребывания представитель должен подучить агреман - согласие страны пребывания на назначение! именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания вправе отказаться без мотивировки от выдачи агремана. Выдача агремана делает прибывшего представителя persona grata (желательное лицо).

После получения агремана дипломатический представитель получает от главы своего государства верительную грамоту-документ удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вручается главе МИДа, другой главе государства.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства ( отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны-пребывания ( признание представителя persona поп grata.)

Виды дипломатических представительств подразделены на два вида, в соответствии с классом главы представительства:

Первый класс: послы аккредитуемые при главах государств;

Второй класс: посланники аккредитуемые при главах государств:

Третий класс: поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел.

Виды дипломатических представительств:

1. Посольство - во главе стоит чрезвычайный и полномочный посол;

2. Миссия - во главе стоит, посланник или поверенный в делах.

Дипломатические представительства (как правило, на уровне посольств) образуются в странах, с которыми Российской Федерацией установлены дипломатические отношения. Правовой основой их деятельности являются законы, Положение о Посольстве Российской Федерации , нормы международного права, а также соглашения Российской Федерации с правительствами стран пребывания.

Дипломатические представительства осуществляют следующие функции: представляют Российскую Федерацию в соответствующей стране пребывания; реализуют а стране пребывания внешнюю политику Российской Федерации, защиту ее политических, экономических и других интересов, а также интересов граждан, организаций и учреждений Российской Федерации, находящихся за границей; собирают дипломатическим путем информацию политического и экономического характера о стране пребывания, о происходящих в ней важных событиях, направляя ее министерству иностранных дел Российской Федерации; ведут переговоры с руководством страны пребывания, содействуют становле­нию и развитию дружественных отношений, экономических, научно-технических, культурных связей Российской Федерации с другими государствами; осуществляют координацию деятельности и контроль за работой иных представительств России, российских учреждений и организаций, их должностных лиц, делегаций и групп специалистов, находящихся в стране пребывания (давая им в случае необходимости обязательные для исполнения указания); оформляют и выдают визы на въезд на выезд в Российскую Федерацию.

Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, а миссию — Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации или Поверенный в Делах Российской Федерации. При этом Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации, а Поверенный в Делах Российской Федерации — Министром иностранных дел Российской Федерации.

Работники дипломатических представительств, составляющие дипломатический персонал (послы, посланники, советники, секретари, атташе и др.), и члены их семей пользуются дипломатическим иммунитетом, а посольство (миссия) — экстерриториальностью.

Для эффективной реализации различных аспектов своей внешней политики Российская Федерация имеет постоянные представительства при различных международных организациях: ООН, ЮНЕСКО и др.

Консульские учреждения (генеральные консульства, консульства, вице-консульства. консульские агентства) являются органами защиты интересов Российской Федерации, ее граждан, учреждений и организаций за границей. Они образуются в крупных городах, морских и речных портах страны пребывания на основе двусторонней консульской конвенции, заключенной Российской Федерацией с этой страной. Однако при отсутствии в стране пребывания посольства (миссии) на консульское учреждение с согласия данного государства могут быть возложены функции дипломатического представительства. Основными функциями консульских учреждений являются: информирование соответствующего дипломатического представительства и МИД России о социальной и культурной жизни, важнейших законах страны пребывания; учет граждан и регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, находящихся за границей; выполнение нотариальных действий; выдача и продление паспортов гражданам России; оформление виз на въезд, выезд и транзит через территорию Российской Федерации и др. Консульские учреждения подчинены МИД России и осуществляют свою деятельность под общим руководством главы дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания. Соответственно виду учреждения они возглавляются генеральным консулом, консулом, вице-консулом либо консульским агентом. Сотрудники консульских учреждений обладают в стране пребывания рядом консульских привилегий и иммунитетом.