">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Билеты по теории права

Описание: Объект и предмет ТГП. Нормативный договор. Правоотношения: признаки, состав, виды. Стадии правоприменения. Способы толкования. Правопорядок: понятие и признаки, соотношение с законностью. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды. Правовое государство.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 10.07.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 93
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Объект и предмет ТГП. Опред ее как науки . Соотн-е ТП и ТГ

Объект: Гос-во, право, правоотношения, правонар-я, сама юриспр (обл. знан).

Предмет: Теоре модели гос. Прав орган-ции общества; Наиб общие закономерности возникн-я, развития и функц-я Г и П как целостной системы; Понятия и категории ТГП

Объект (явление объективной действительности, которое исследует наука)

Предмет (хар-т особ-ть науки, предост-т отд-е грани объекта, кот она иссл-т).

ЦЕЛЬ- познание осн закономерн, возн-я, развит и функционир-я Г и П

Наука – сфера чел деят-ти, ф-цией кот явл-ся выработка и теор систематизация объективных знаний о предмете.

ТГП – общ, политико-юр наука, целью кот явл-ся созд-е теор моделей гос-прав организ общ-ва на основе позн-я наиб общих закономерн происх, развит и функц-я гос-ва и права.

Соотношение Теории гос-ва и Теории права.

ТГП изучается в единстве, но существуют т.зр, что надо переименовать дисциплину в ТПГ или необходимо вообще разделить Теорию права от Теории гос-ва. Однако нормы права не могут существовать вне гос-ва, а гос-во в свою очередь не может реализовывать свои функции без нормотворчества. Поэтому представляется более верной т.зр. о невозможности разделения Теории права от Теории гос-ва, а необходимости их совместного существования.

2. Термин и понятие «право»: их многозначность. Право и закон.

Термин «право» исп-ся в нескольких значениях:

Юридический смысл:

1. Естественное право – соц-прав. притязания людей, обусловленные природой человека (жизнь);Позитивное право- свобода или возможности повед-я сформул-е и закреп-е в офиц. ист. права.

2. Объективное право – система юр. норм;Субъективное право – офиц признание возм-тей, кот обладают физ и юр лицо (пр на труд);

3.Частное право - это свобода или возм повед-я, кот необх для реализации личных, индивид-х, эгоист-х интер-в субъекта; Публичное право - это свобода или возм-ти повед кот реализ-ся в рамках преобл-я общ либо гос интереса.

4. Материальное право - это свобода или возм повед-я, с пом кот Ч (субъект) приобретает дух и матер блага. Процессуальное право - это свобода и возм-ти повед, с пом кот субъект может защитить, отстоять свои права и свободы.

Не юр.смысл:

П – объект.соц.закономерность

П-корпоративн возм-ть поведения

П-моральная возм-ть поведения

П-эстетич. возм-ть поведения

Понимать право также можно по разному:

Право –мера своб лич-ти, то чем она может своб. распор-ся без ч-л вмеш-ва.

Проф. поним-е П – совок-ть правил повед-я исход-х от гос-ва или санкц-х им.

Науч. поним-е П– это совок-ть призн-х в дан общ-ве и обеспеч-х офиц. защитой нормативов рав-ва и справед-ти, рег-х борьбу и соглас-е своб воль в их взаимоде-вии др с др.

Закон и право

Термин Закон достаточно многозначен:

В узком смысле Закон – это акт высшей юр. силы, принятым орг-м законод власти или путем всенародного голосования.

В широком смысле Закон – это любой источник права.

Пробл соотнош-я права и закона сущ-ла практич всегда, ее практ знач-ть обусл-на прежде всего хар-ом и особ-ми самой проблемы. Суть: сущ-ют законы соотв-е прав критериям, кот и необх считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть законы, кот не отвечают прав критериям, и значит с правом не совпадают.

Сущ-ют 2 подхода:

1. Гос-во явл-ся единств-м и исключ-м ист-м права, все то, о чем говорит гос-во чз свои законы – это и есть право

2. Право независимо от гос-ва и закона и даже предшествует ему. Право создается обществом, а закон гос-м.

3. Позитивное право: сущность, содержание, признаки.

Позитивное право – нормы, правила повед-я, устан-е или санкц-е гос-ом и адресованные членам общ-ва.

Сущность - внутр, глубин сторона явления, это главное, основополаг в нем.

Сущность Позитивного права – возвед в офиц ист-к воля больш-ва людей.

Содержание – это конкретизация сущности, ее детализация.

Содержание Позитивного права – это масштаб и мера поведения.

Содержание права вкл:

1. Объем и равенство прав и свобод человека и гражданина (Первоначально перечень прав был ограничен и не развит. Впервые равенство прав было провозглашено Декларацией независимости США).

2. Свобода выбора и деятельности.

- Право не столько ограничивает и запрещает, сколько предоставляет права.

3. Мера допустиых ограничений свободы человека.

- Это необходимо для того, чтобы произвол одного не вторгся в сферу свободы другого.

Признаки Позитивного права:

1. Официальная нормативность – право при поми регул-х ср-в охв-т широкий круг отнош, ситуаций, дей-ет непрер, вплоть до отмены или изменения.

2. Формальная определенность – точность, конкр-ть изложения сод-я права.

3. Обеспеченность права – к таким ср-вам относятся: юр. обяз-ти граждан, организ-я деят-ть граждан, прав поощрение, гос принуждение.

4. Системность права – право это сложное соц образование, все его эл-ты связаны му собой (нормы основаны на принципах, целях, задачах)

5. Динамизм права – право развив-ся, доп-ся, убираются устаревшие нормы.

4. Подходы к понятию права.

Можно выделить 2 противоположных подхода к праву:

классово-этатический (гос-воцентричный,легистский, позитивный)

1. Пр – совок-ть команд, приказов, уст-х и санкц-х гос-м

2. Пр – приказ гос-ва, право навязано

3. Негативное отнош-е общ-ва к праву

цивилизационный (человеко-центричного либеральный,либертарный, ест-правовой, нравств.)

1. Возн-е и разв-е права - эволюц, ест-ист процесс, т.е. переход от обезличенности, к индивидуальности, личной свободе,

2. Гос-во явл-ся явл-м цивилизации и культуры, оно подчинено праву

3. В праве выражена не воля гос-ва, а воля определённой общности людей.

4. Главное в праве - права и свободы человека и гражданина.

5. Право и закон не совп-т - они различаются. Право это сод-е, а закон форма.

Социологический (правовой реализм)

Право- то, что существует в реальности, при помощи традиций.

П- то, что сказали судьи. Неасесянс (Свобода, равенство, справедливость)5. Основные правовые школы.

1. Теологическая теория Право – вечно, это выражение Божьей воли. Это Богом данное искусство добра и справедливости.

2. Естественно-правовая теория (17-18вв.) (Гоббс, Локк, Радищев)

Право – совок-ть всех ест- прав (совок-ть высших ценностей, право=морали (право принадлежит человеку от рождения) человека.

3. Историческая теория (18-19вв.)(Гуго, Савиньи, Пухта)Право – совок-ть прав обычаев

4. Нормативистская теория (19-20вв) (Штамлер, Новгородцев, Кельзин)

Право есть система норм, где на самом верху нах-ся «осн» (суверенная) норма, принятая законод-м, и где каждая низшая норма черпает свою закон-ть в норме большей юр. силы. Право – пирамида не зависящих от сущего норм.

5. Психологическая теория (Петрожицкий, Тард) Право -сь благодаря психики людей; субъект-е права возн из чувства правомочия.

Право делится на интуит и позит. Ист-м авторы счит интуитивное, т.к. оно побужд чел к самост-м и волевым дей-ям.

6. Социологическая теория Право есть реализ закона. Закон – писаное право. Право – то, что прим-ся, оно функционирует, изменяется, П в действии.

7. Марксистская теория (в основе классовый подход) Право – возведенная в закон воля господствующего класса. Право уст-ся и охраняется гос-ом.

6. Принципы права: понятие, функции, виды.

Принципы права – это осн, исходные начала, идеи, выражающие сущность права как специфич соц регулятора.

Функции принципов права – осн направл возд-я пр-пов права на осн общ отн-я, повед людей

1. Познавательная – пр-пы права спос-ют глуб усил-ю сущ-ти дейст системы ист-в права, уясн-я смысла и знач прав норм. Выст-т ориентирами в правотворч и деят-ти и критериями их оценки, обеспеч преемств-ть прав рег-я.

2. Информационно-ценностная – обеспеч-е осозн-я, усв-я соц и личн смысла общих начал права и выр-е в них важнейш полит, моральн и иных ценностей.

3. Регулятивная– устан-е позит правил повед-я, представления прав и возложение обязанностей.

Виды принципов права:

1. По форме и способу закрепления:

- закрепленные прямо;

- закрепленные косвенно

2. По историческому типу права: рабовлад, феодального, бурж-го и социалист типов права.

3 По содержанию:

принципы права (социально-политический начала права)

правовые принципы (специально-юридические начала)

4 По способу выражения:

а) содержание права раскрывается в правовом тексте

б) наименование права раскрывается в правовом тексте

в) право на уровне правового текста не закреплено

5. По сфере действия:

А) Общеправовые – верх-во права, справед-ти, гуманизма, закон-ти, демократизм и.т.д., т.е. общие для всех отраслей права.

Б) Межотраслевые – хар-т наиболее сущ-е черты неск-х отраслей права

В) Отраслевые – хар-т сущ-е черты конкретной отрасли права.

Осн. Пр.: верх-ва права, зак-ти, уваж-е прав и свбод ч. и гражд, справед-ти..

7. Соотн-е права и морали: единство, различие, взаимод-е, противоречия.

Мораль – совок-ть ист-и складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и реализующих отношения людей друг к другу, обществу, гос-ву, семье.

ЕДИНСТВО:

1. Единая нормативная основа, т.к. лни представляют собой разновидности соц. норм, образующих в совокупности целостнустную систему нормативного регулирования.

2. Преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи.

3. Одинаковый объект регулирования – общ. отношения.

4. Определяют границы должных и возможных поступков субъектов.

5. выступают в кач-ве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общ-ва, его созидательных и дисциплинирующих начал.

ОТЛИЧИЯ:

1. По способам их установления, формирования – право выражает не просто волю народа, а гос-ую волю и выступает особым гос. регулятором. Мораль носит не гос-ый хар-ер.

2. По методам их обеспечения – в праве заложен принудительный момент, носит общеобязательный характер. Мораль опирается на силу общественного мнения.

3. По форме их выражения (фиксации)

4. По хар-ру и способам их воздействия на сознание и поведение людей.

5. По хар-ру и порядку ответственности за их нарушение.

6. По сферам дей-я – моральное пространство гораздо шире правового, т.к. право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общ. жизни.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ их выражается в том, что под дей-ем морали создаются более гуманные, справедливые законы, в свою очередь право закрепляет важнейшие моральные принципы и ценности.

8. Соотношение права и государства.

Это особенности взаимодействия государства и права.

Два типа связей:

Генетический – взаимодействие государства и права при их возникновении.

1-й вариант: Государство по отношению к праву первично, возникло раньше и полностью определяет его дальнейшее развитие.

2-й вариант: право первично по отношению к государству, право определило возникновение государства.

3-й вариант: государство и право возникло одновременно.

Функциональный – отражает взаимодействие государство в процессе его существования и развития.

Пути воздействия государства на право:

1) государство устанавливает нормы права;

2) государство исполняет (реализует, применяет) нормы права;

3) государство обеспечивает действие правовых норм.

Пути воздействия права на государство:

1) легализует государственный строй;

2) правовые нормы учреждают органы государства;

3) нормы права оформляю механизм деятельности органов государственной власти.

Государство и право функционально неразрывны (одно не существует без другого).

.

9. Правосознание: понятие, структура, виды, функции.

Правосознание – совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств эмоций, переживаний выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и др. правовым явлениям.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология – система правовых взглядов, идей, доктрин, теорий на право и правовые явления.

2. Правовая психология – это эмоциональная оценка, это чувства, эмоции, настроение индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений.

3. Индивидуальные знания о праве

4. Ценности индивида

5. Воля индивида – способность на основе знаний и чувств принимать реш-я.

Виды правосознания:

1. По носителям:

А) Индивидуальное – личное отношение чел-ка к праву.

Б) Групповое – правовые представления тех или иных соц. групп.

В) Массовое – господствующие правовые взгляды

Г) Общественное – правовые воззрения нации или народа.

2. По Ур-ню осознания необходимости права:

А) Обыденное – осн. на жизненном опыте людей

Б) Профессиональное – осн. на спец. юр. образов.

В)Научное – базируется на систематизированном научном знании.

Функции:

1. Информационно-познавательная – высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юр. знаний.

2. Оценочная – при развитом правосознании легче и правильней оцениваются правовые явления.

3. Регулятивная – высокий уровень правосозн-я в об-ве и отд- личности спос-т выработке и распр-ю правомерного поведения.

4. прогностическая

10. Правовая культура: понятие, структура, виды.

Правовая культура – качественное состояние правовой жизни общ-ва, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юр. актов, правосознания и в уровне правового развития в целом.

Структура:

1.Уровень развития правосоз.населения

2.Уровень развития правовой деят. (-теоретич. ученые-юристы –образоват. Студенты,-практическая правотворч., праворегулир-я)

3. Уровень разв. Всей сист. Юрид. Актов,т.е. текстов документов, в кот. Выраж. И закреп-ся право данного общества.

Субъекты ПК: населения, групповая, личностиЧ.

Различают ПК:

1) Всего общества – вкл. в себя Ур-нь правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему.

2) Личности. Характерные черты:

- высокий уровень правосознания;

- знание действующих законов страны;

- соблюдение, исполение, использование законов;

- убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных н-п. актов;

- правильное понимание (осознание);

- правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деят-ть субъекта по пресечению правонарушений.

Суть правовой культуры гражданина: ЗНАТЬ, УВАЖАТЬ, СОБЛЮДАТЬ требования законов.

Уровни:

Обыденное

Профессиональное

Научное

11. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность гос-ва, а также общ. структур, СМИ, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры.

Формы:

1. Правовая пропаганда (лекции, беседы, изд-е книг)

2. Правовое обучение (усвоение проф. Знаний в ВУЗах).

3. Юридическая практика (участие в судх проц в лице истца или ответчика)

4. Самообр-е и самовосп-е (собственное постиж-е и осмысл-е прав явлений).

Методы:

- убеждение

- принуждение

- наказание

- поощрение

- угроза применения санкций

- профилактика и т.д.

Вкл в себя: субъект, объект, методы, формы12. Деформация правового сознания: понятие, виды, причины.

Деформация правового сознания – искажение представлений и чувств, выражающих отклонение человека к праву и правовым явлениям.

Виды:

1. Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Как правило, при такой форме деформации имеют место существенные пробелы почти во всех отраслях права, нет понимания ценности права.

Правовой нигилизм - пассивная форма - осознанное игнорирование права. Праву отводится второстепенная роль. Занимающие такую позицию люди призывают жить по совести, а не по праву. Активная форма - осознанное, сопряжённое с совершением правонарушений, поведение людей.

Деформация правовой культуры. Деформация правовой культуры рассматривается в аспекте правовой культуры в широком смысле, так как правовая культура в собственном смысле рассматривается в её прогрессивном содержании.

Правовой цинизм - характеризуется признанием ценностей, идеалов и социального назначения права на словах, внешне и фактическим отрицанием в деятельности. Это попытка облечь нигилистическое поведение в «правовые одежды».

Правовой идеализм - переоценка права, безоглядная вера в силу правовых норм.

Правовой фетишизм - отношение к праву на уровне его нормативного выражения. Причины: незнание, непонимание законов общественного развития, неадекватное значение роли права в жизни общества.

Причины:

Самые разнообразные, в частности в России это особенности исторического развития, это плохая социальная обстановка обусловленная рядом экономических, политических и др. факторов, также низкое правосознание и правовая культура, обусловленные плохим правовым обучением.

13. Социальные нормы: понятие, виды, функции

Соц. норма – это исторически сложившееся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в общ-ве.

Виды:

1. Обычаи и традиции – исторически сложившиеся и вошедшие в привычку в ходе многократного повторения на практике правила поведения людей.

2. Этические – это взгляды людей на добро и зло, на хорошее и плохое, обеспечивается общ-ым воздействием

3. Эстетические – представления о красоте, творчестве, обеспечиваются внутренними убеждениями илии общ-ым воздействием.

4. Религиозные – закреплены в религиозных учениях, их исполнение обеспечивается религиозным убеждениями – страхом перед Божьей карой.

5. Политические – закреплены в док-ах политич. партий, их исполнение обеспечивается гос. принуждением.

Функции:

1. Регулятивная – СН регулируют поведение людей в общ-ве

2.Оценочная – СН выступают критериями отношения к тем или иным действиям.

3. Трансляционная – в СН сконцентрирован определенный соц. опыт, достижения в развитии общ-ва. Эти нормы передаются будущему поколению

14. Правовые нормы в их соотношении с др. видами соц. нормами.

Норма права – исходящее от государства или санкционированное им, общее правило поведения, которое предоставляет участникам общ. отношений юр. права и накладывает на них субъективные юр. обязанности.

1. Корпоративные - правила поведения, закрепленные в уставах общ. организаций.

Похожи: текстуально закреплены в соотв. документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы.

Отличие: не общеобязательны, не обеспечиваются гос. принуждением, носят локальный хар-ер, т.е. действуют в пределах общ. организации.

2. Обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку в ходе многократного повторения на практике поведение людей в обществе.

В отличие от права обычай представляет не согласованное поведение с предписанными правилами, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах; отсутствие механизмов принуждения, сущ-ют в виде привычки, а не текстуально.

3. Религиозные – закреплены в религиозных учениях, их исполнение обеспечивается религиозным убеждениями – страхом перед Божьей карой.

В отличии от них нормы права принимаются компетентными органами гос. власти, текстуально закрепляются в соответствующих док-ах, обеспечиваются гос. принуждением, являются общеобязательными.

4. Политические – правила, регулирующие отношения м/у политическими группами в процессе осуществления гос. власти.

Они закреплены в уставах полит. партий, обеспечиваются политическими убеждениями и партийным воздействием; не явл-ся общеобязательными, не обеспечиваются гос. принуждением.

15. Норма права: понятие и признаки

Норма права – это исходящие от гос-ва или санкционируемые им, охраняемое, общеобязательное правило поведения, которое представляется участникам общественных отношений субъективные юр. права и возлагает на них субъективные юр. обязанности.

Признаки нормы права:

1. Нормативность – общий хар-ер, т.е. явл-ся общим правилом поведения. Они рассчитаны на все сходные, а не конкретные ситуации.

2. Системность – ни одна норма права самостоятельно, вне связи с др. нормами, не может регулировать общ-ые отношения.

3. Иерархичность – необходимо учитывать юр. силу каждой нормы. Это необходимо для разрешения коллизий (противоречий) возникающих м/у нормами, в таких случаях большую юр. силу будет иметь норма вышестоящего нормативного акта.

4. Общеобязательность – нормы права общеобязательны для исполнения всеми гражданами, не зависимо от их личного отношения к праву.

5. Формальна определенность – содержание правовых норм со всей четкостью выражено в тексте норм. Акта.

6. Неперсонифицированность – правовая норма адресована кругу лиц, определяемых видовыми признаками: т.е. каждый, гражданин, юр. лицо и т.д.

7. Неоднократность дей-я – правовая норма создается для постоянного применения.

8. Гос. принуждение – реализация правовых норм при необходимости обеспечивается принудительной силой гос-ва.

16. Структура прав нормы. Логич норма и норма как часть ист-ка права.

Структура правовой нормы – ее внутреннее строение, ее внутренняя форма, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.

Сущ-ет 3 основных структуры правовой нормы:

1. ЮРИДИЧЕСКАЯ

Гипотеза – эл-т нормы права, указывающий на те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма вводится в действие.(простоясложнаяальтернативная)

Диспозиция – эл-т нормы права, указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.(абсолют. Опред., альтернатив., относит. Опред.)

Санкция – это завершающий эл-т, который содержит указания на негативные или же позитивные последствия возникающие в результате нарушения или же соблюдения диспозиции.(позитивнаянегат.)

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ структура – она определяется в социологических понятиях – смысл, цель, назначение нормы. Она раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации.

3. ЛОГИЧЕСКАЯ структура – показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции в виде формулы «если – то – иначе» (Если – усл. дей-я нормы; то – само правило поведения; иначе – это те последствия, которые возникают).

17. Виды норм права

Основные классификации:

I. По субъектам правотворчества различают нормы исходящие от государства и от граждан.

II. По социальному назначению и роли в правовой системе различают нормы: принципы (учредительные), регулятивные (нормы правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правовые положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан.

Регулятивные нормы – направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Три вида:

Управомочивающие – предоставление своим адресатам права на совершение положительных действий).

Обязывающие – содержащие обязанность совершить определенные положительные действия).

Запрещающие – устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определяются законом, как правонарушения).

Охранительные нормы. Фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

Обеспечительные нормы. Содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Могут располагаться в разных нормативных актах, связаны между собой.

Декларативные нормы. Включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.

Дефинитивные нормы. Формируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Коллизионные нормы. Призваны устранить возникшие противоречия между правовыми предписаниями.

III. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей. Отраслевые нормы могут подразделяться на процессуальные и материальные.

IV. По методу правового регулирования выделяются:

Императивные нормы. Имеют властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Обычно – нормы административного права.

Диспозитивные нормы. Автономный характер позволяет сторонам отношений самим договорится по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Реализуется преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы. Адресуются не государственным предприятиям, устанавливая варианты желательные для государства поведения.

V. По сфере действия:

Нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на территории всего государства.

Нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.

Локальные нормативные предписания – действуют в рамках отдельных государств, общественных или частных структур.

VI. Нормы права классифицируются также по времени и кругу лиц.

18 Правовое воздействие и правовое регулирование. Предмет и методы правового регулирования.

Правовое воздействие – любое влияние права на поведение людей.

Формы:

1. Общесоциальное дей-е права:

- информационное;

- ценностно-ориентационное

2. Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых ср-в.

Предмет правового рег-я – та сфера общ-ых отношений, которая подвергается юр. воздействию.

Предмет вкл. в себя:

1. Властеотношения

2. Отношения по обеспечению правопорядка;

3. Отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

Методы правового рег-я:

1. Децентрализации (диспозитивный) - предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие м/у ними отношений власти и подчинения. Применяется в частно-правовой сфере

2. Метод Централизации (императивный) - базируется на отношениях субординации (т.е. один субъект подчинен др.). Применяется в публично-правовых отраслях.

19. Способы, типы, виды, стадии правового регулирования.

Способы правового регулирования – как осуществляется целенаправленное воздействие.

1. Дозволение – предоставление субъектам возможности совершать определенные дей-я в собственных интересах.

2. Обязывание – возложение на лиц необходимости совершать активные указания в законе либо договоре дей-я

3. Запрещение – возложение обязанности воздержаться от каких-либо действий.

4. Меры принуждения

5. Предупредительное воздействие норм

Типы правового регулирования – те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязыванием с запрещениями.

1. Общедозволительный – дозволено все, кроме того что прямо не запрещено.

2. Разрешительный – запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Виды:

1. Государственное (федеральное, региональное, республиканское).

2. Местное-в интересах жителей городов/районов/поселков)

3. Локальное- на предпр-х,учерждх.

Нормативное-адресованы непоред. Кругу лиц и рассчитаны на использ. При опред. Жизненных обст-х.

Казуальное-на основе норм права воздействие на конкретных суб. Путем установления содержания субъективных прав и юрид. обязанностей.

Стадии:

1. Издание законотворческим органом нормативных актов, осуществляется общее воздействие права.

2. Происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей, после наступления обстоятельств, предусмотренных нормами права.

3. Реализация тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются.20. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, эффективность.

Механизм правового регулирования – это система юр. средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общ. отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Элементы мех-ма правового рег-я:

1. Нормы права – образец, модель поведения

2. Нормативно-правовой акт – содержит нормы права и воздействует на поведение путем установления правового режима.

3. Акты официального толкования – направлены на разъяснение смысла правовых норм.

4. Юр. факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации влекущие юр. последствия.

5. Правоотношения – реализация норм права

6. Акты реализации права – дей-я участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний.

7. Акты применения права - индивидуализированные властные предписания.

8. Правосознание, режим законности

Эффективность – считается эффективным, если нормы права трансформируются в правомерное поведение.

21. Понятие и виды форм источников права.

Источники права – сила создающая право.(власть гос-ва)

Форма права – это способ выражения вовне гос. воли, юр. правил поведения.

Виды источников права:

Все источники права можно разделить на: НПА(законы,указы,постановления, инструкции,договоры) и иные источники права ненормативного характера(правовые обычаи, судеб.прецеденты и решения)

1. Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

2. Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

3. Судеб. прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юр. делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

Признание прецендента источником права означает правотворческую функцию суда.

4. Нормативный договор – соглашение м/у правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

Наиболее древняя форма-правовой обычай.

Содержание всегда должно быть оформлено и форма должна быть содержательной

Внутренняя форма права - это материал, который структурирует, оформляет (закрепляет) сущность и содержание права. Элементами внутренней формы права являются: принципы, цели, задачи, дефиниции (определения), нормы права.

Внутренняя форма права состоит из комплекса нормативно-регулятивных средств: 1) нормативных обобщений: 1) принципы права; 2) цели права; 3) задачи права; 4) правовые дефиниции (определения); 2) нормы права.

Внешняя форма права - это объективное проявление его сущности и содержания (воплощённое первоначально в принципах, целях, задачах, дефинициях, нормах) в юридических источниках, зафиксированных в различных носителях информации, т.е. это официальный способ выражения, закрепления сущности и содержания права (внешняя форма права - это система источников права).

Право всегда воплощается в определённой форме, является формализованным явлением, внешняя форма показывает каким образом право создаётся, фиксируется и доводится до членов общества.

22. Система форм (источников) права РФ: понятие, структура, тенденции развития.

Система источников – сила, которая образует правовые нормы. Условия которой способствуют возникновения правовых норм.

Структура:

Законы

Конституция РФ

Закон о поправке

Федеральный Конституционный закон

Федеральный закон

НА Совета Федерации (не локальные)

Указы Президента РФ(нормативные и не)

Постановления Правительства(нормативные)

Приказы и инструкции Федеральных орг. Исп. Власти.

Законы субъектов РФ:

Конституции(уставы)

Законы о поправках в конституции.

Текущие обыкновенные законы

НПА высших должностных лиц суб. РФ

Решения органов исп. власти суб. РФ

Нпа предст. Органов местного самоуправ.

Нпа местных органов исп. Власти.

Локальные.(действующие в организациях.

Нормативный договор:

- международный

- федеральный

- коллективный

23. Закон в РФ: понятие, роль, виды.

Закон – это изданный высшим представительным органом в особом порядке нормативно-правовой акт, обладающий высшей юр. силой и регулирующий наиболее важные общ. отношения.

Виды:

1. Конституция РФ – закон, обладающий наивысшей юр. силой.

- принята на референдуме

- устанавливает основные начала гос. строя.

- содержит перечень основных прав человека.

2. Закон о Поправках

3. Федеральный Конституционный закон - принимается по вопросам, предусмотренными Конституцией РФ и отличается особым порядком принятия – ? голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов общего числа членов гос. Думы.

4. Федеральный закон – принимается Гос. Думой, после чего передается на рассмотрение Совету Федерации.

5. Закон Субъекта Федерации – принимается законодательным органом субъекта федерации или референдумом Сов. Фед и не должен противоречить ФЗ.

По сфере правового регулирования:

Отраслевые законы – административные законы, гражданские законы, брачно-семейные законы, уголовные законы, земельные законы

Межотраслевые законы – это законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права. Лесной кодекс, в котором есть нормы административного права, гражданского и экологического права.

Классификация законов по субъектам законотворчества.

Законы, принятые в результате референдума.

Законы, принятые законодательным органом.

по предмету правового регулирования.

Административные.

Гражданские.

Уголовные и т.д.

по сроку действия.

Постоянные.

Временные.

По степени систематизации.

Кодифицированные.

Обычные.

По содержанию.

Экономические.

Социальные.

Политические.

Роль закона: Чем выше уровень цивилизованности общ-ва, тем больше испытывает потребность в законах, причем в правовых законах, содержание которых соответствует неотчуждаемым, неотъемлемым естественным правом человека. Верховенство закона означает невозможность произвольного усмотрения управления общ-ом и гос-м.

24. Подзаконные Н-П акты в РФ

Подзаконные Н-П акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юр. нормы.

Виды:

1. Указы Президента РФ – Обязательны для исполнения на всей тер-рии РФ. Не противоречат Конституции и законам РФ.

2. Постановления Правительства РФ

3. Приказы и инструкции Федеральных министерств и ведомств

4.Указы и постановления глав субъектов и органов исполнительной власти

5.Решения представительных органов местного самоуправления

6. Постановления глав местных администраций

7. Локальные – приказы, правила, распространяющихся на служащих.

Признаки нормативно-правового акта.

1. Это документально оформленный акт (акт-документ.

2. Это акт субъекта правотворческой деятельности, который уполномочен издавать такие акты: уполномоченные органы государства, их должностные лица, органы местного самоуправления, их должностные лица.

3. Подзаконный нормативно-правовой акт принимается по кругу вопросов, которые отнесены к ведению субъекта правотворческой деятельности.

4. Такой акт принимается на основе и во исполнения Конституции РФ, они не должны противоречить законам и Конституции.

5. Это акт, содержащий правила поведения.

6. Подзаконный нормативно-правовой акт направлен на установление, изменение или отмену правил поведения.

25. Действие Норм. Актов во времени.

Во времени – действуют с момента вступления и до момента утраты

Вступают:

1. Указание в тексте Норм. Акта на конкретную дату с момента которой он вступает в силу.

2. Указание обстоятельства, с момента которого Норм. Акт вступает в силу (момент опубликования)

Указы президента- в силу по истечению 7 дней

Минестерств/ведомств- по истеч. 10 дневного срока с момента их опубликования.

НПА суб. РФ с момента определения ими самими.

Прекращение:

1. Истечение срока, на который был принят Норм. Акт.

2. Принятие нового юр. документа равной или большей юр. силы, регулирующего тот же круг общ. отношений

3. Объявление об утрате юр. силы.

4. Устаревание юр. док-та в связи с исчезновением общ-ва, которое подлежало регулированию.

Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы, т.е. он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в дей-е.

Нормативный Акт может утратить силу, но отдельные его положения могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия.

Обратная сила закона- распространение НА во времени на обществ. Отношения, существовавшие до вступления НА в силу.

26. Дей-е норм. актов в пространстве и
по кругу лиц

В ПРОСТРАНСТВЕ - Норм. акт действует на тер-рии, на которой распространяется юрисдикция издавшего его органа.

Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю тер-рию РФ, акт субъектов – на тер-рии этих гос. образований, акт муниципальных органов – на тер-рии соотв. Админ. Единицы.

Пример- Тер-рия РФ:

- часть суши, которая определена как РФ

- внутренние водоемы

- полоса тер-ных вод 12 морских миль

- прилегающий тер-ный шельф

- воздушное пространство РФ

- воздушные суда РФ

- морские суда находящиеся вне тер-ных вод под флагом РФ

- тер-рия дипломатийных представительств РФ

ПО КРУГУ ЛИЦ – нормативно-правовые акты действуют в отношении всех граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства находящихся на территории РФ

Могут действовать в отношении определенных граждан (военнослужащих, инвалидов)

Действие их ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных гос-в и членов их семей.27. Понятие и виды правотворчества.
Правообразование и правотворчество
.

Правотворчество – деятельность компетентных органов гос-ва по принятию, изменению и отмене юр. норм.

Принципы – основополагающие, руководящие начала. Это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

1. Законность – разработка и принятие нормативно-правовых актов должна осуществляется с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих органов. А также соответствующих актов Конституции и действующему законодательству.

2. Научности – подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук.

3. Использование правового опыта – всякий вновь разработанный нормативный акт должен опираться на положительный опыт гос-ва и цивилизаций.

4. Демократизм – характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в общ-ве.

5. Гласность – открытость «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации.

Виды правотворчества:

I. В зависимости от субъектов правотворчества

1 2 3