">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Понятие и нормы права

Описание: Интеллектуально-волевой характер права Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения. Локальные договоры. Способы и виды толкования языковой функциональный исторический систематический логического телеологического. Признаки преступления.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Шпаргалки
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Понятие права

Право есть система особых (общеобязательных, формально-определенных, неперсонофицированных, установленных и охраняемых гос-вом) правил поведения (норм права,) субъектов, определяющих права и свободы в различных сферах жизни личности, общества и государства.

2. Признаки права. Задачи права

Признаки по консультации

Нормативность - установление правовых норм.

Обеспеченность гос. принуждением.

Существование системы органов издающих акты применение права - судебные и исполнительные органы.

Задачи права – разновидность социальных задач. Социальная задача – необходимость осуществлять в будущем определенную деятельность. Осн. цель права – установить формальное равенство разных людей; обеспечить возможность осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве.

Свойства (признаки) права:

1. Нормативность - право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права - право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

2. Интеллектуально-волевой характер права - право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право - форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения - если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность "будущего".

3. Функции права

Ф-ции права:регулятивная(Воздействие права на нормы полезн. и естествев. для человека и общественные отношения), охранительная(охрана регулируемых правом отношений, ценностей…), воспитательная(проявление уважения закона и следование правовым предписаниям). Принципы права - те основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, различают принципы права; Общие *межотраслевые Специальные

*общие принципы носят общегуманный характер, характер общечеловеческих ценностей.

- принцип социальной свободы (обеспечивает социальную защищенность личности в обществе )

- принцип социальной справедливости (обеспечивает соответствие между практической ролью индивида в обществе и социальным положением личности: соответствие между вложенным трудом и полученным вознаграждением, соответствие между преступлением и наказанием...)

- принцип демократизма (определяет положение личности в ее взаимоотношениях с государством)

- принцип гуманизма (право на жизнь, неприкосновенность жилища , невмешательства в личную жизнь и т.д. ..)

- принцип равноправия ( определяет равенство всех перед законом независимо от пола, возраста, национальности, места работы и жительства,...)

- принцип единства юридических прав и обязанностей ( предоставление определенных прав одним субъектам влечет обязанность других субъектов совершить ряд позитивных действий в направлении обеспечения этих прав)

-принцип ответственности за вину (противоправное виновное деяние влечет неотвратимость наказания)

принцип законности (взаимодействие субъектов строятся на законных основаниях, каждый не виновен до тех пор пока в законном порядке не будет доказано обратное )

*межотраслевые принципы отражают общие особенности нескольких отраслей права коллегиальность взаимосвязь

*специальные принципы отражают характерные черты локальных правовых сфер.

4. Норма права

Норма права это устанавливаемое гос-вом, Общеобязательное, *неперсонофицированное, формально определенное правило поведения,*содержащее масштаб должного или возможного, поведения субъекта, *Отвечающее общим правовым принципам и *Обеспечиваемое в необходимых случаях принудительной силой гос-ва.

Структура- её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязей между собой и предполагающим друг друга сост частей. Гипотеза - часть нормы, предусматривающая условия, обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом. (если)Диспозиция -часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение в случае наступления условий и обстоятельств, предусмотренных гипотезой.(то)Санкция - часть нормы, в которой указываются юридические последствия невыполнения предписания, указанного в диспозиции.(иначе) Система нормативного регулирования

В обществе действует целая система нормативного регулирования, которая включает в себя две группы норм

Социально- технические нормы (регулируют поведение людей в несоциальных образованиях с природой и техникой)

Социальные нормы (общеобязательные правила взаимоотношения людей, определяемые опытом исторического развития, национальными особенностями, экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемыми в исполнении сознательностью масс и в необходимых случаях мерами гос-ого принуждения) Социальные нормы по способу общественного становления и обеспечения можно подразделить на

- Норма морали - одна из форм общественного сознания, правило поведения, выработанное обществом с позиции добра и зла, честного и бесчестного, похвального и постыдного.

- Норма обычая - правило поведения которое формируется в обществе путем его неоднократного повторения, закрепляется в сознании, становится привычкой и передается из поколения в поколение,

- Норма корпоративная -правила поведения общественных организаций, закрепленные в уставах и положениях.

-- Норма права - см. выше

5. Источник права

Источник права - форма внешнего выражения права, показывает, откуда право черпается, исторически первой формой (источником) права является. Правовой обычай, под которым понимается санкционированное гос-вом правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией. Юридический прецедент - это придание нормативной силы отдельным решениям судебным и административным органами по конкретным делам. Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Нормативно-правовой акт — это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый высшим представительным органом государства или на референдуме, в порядке осуществления народом законотворческой инициативы. Структура законов:

* Конституция – обладает наивысшей юридической силой, определяет правовую структуру государства, является правовой основой государства, действует на территории всей страны.

* Органические законы – направлены на дальнейшее развитие конституционных норм, но не в рамках конституции, а действуют самостоятельно, однако не должны противоречить конституции.

* Обыкновенные(текущие) законы – регулируют многообразные общественные отношения, требующие к себе повышенное внимание.

*Отраслевые законы – регулируют конкретные достаточно узкие группы

общественных отношений, разделенных по отраслям.

Подзаконные акты – нормативные правовые акты, которые принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют порядок реализации законов. Структура подзаконных актов

* Указы Президента и декреты (действуют на территории всей республики)

* Постановления и распоряжения Правительства, обязательные к исполнению на всей территории, но только по вопросам находящимся в его юрисдикции

* Нормативные акты, принимающиеся министерствами, ведомствами, государственными комитетами носят отраслевой характер -отличаются большим многообразием Наиболее распространенными являются *приказы, *решение коллегии, *инструкции, *правила, *положения, *уставы, *распоряжения. Ведущим из них является приказ – приказам придается юридическая сила различным нормативным актам, исходящим от какого-либо ведомства, т. е. Имеет нормотворческое значение.

* Решения местных органов власти. Особенности -территориальная ограниченность самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов *управление муниципальной собственностью, формирование , утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка

* Локальные нормативные акты – приказы и решения, которые в праве принимать уполномоченные на то должностные лица: прокурор, глава администрации.

Договор с нормативным содержанием. Как известно, договор — это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве — весьма распространенное явление. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве.

Локальные договоры, заключаемые между субъектами гражданского оборота.

6. Система права

Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты. Т.е. система права это внутреннее строение права, которое включает в себя не одинаковые по объему и содержанию структурные элементы:

**правовая норма, как первичный элемент

**правовой институт - совокупность правовых норм регулирующих самостоятельный вид определенных общественных отношений ( институт купли - продажи.. институт права собственности)

**отрасль права совокупность правовых норм , регулирующих достаточно однородные общественные

отношения (гражданское право, административное право...)

В основе разбиения права по отраслям лежат

*Предмет правового регулирования (материальный критерий разбиения права по отраслям, отвечающий на вопрос: что регулируется) - определенная группа качественно однородных общественных отношений, отрегулированных нормами права. Предмет правового регулирования может часто совпадать по отраслям (так например имущественные отношения регулируются различными отраслями : гражданским правом, административным, семейным, уголовным, трудовым и т.д.) и для того чтобы определить нормы какой отрасли будут регулировать определенное общественное отношение необходимо привлечь дополнительный критерий (метод).

Метод правового регулирования (юридический критерий разбиения права по отраслям, отвечающий на вопрос: как регулируется) - совокупность приемов, способов, средств, принципов посредством которых происходит непосредственное юридическое воздействие на определенный род общественных отношений различают ,

Каждая отрасль имеет свой предмет (иногда совпадающий) и метод правового регулирования.

7. Правоотношение

Правоотношение — это специфический результат воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Правоотношение есть форма осуществления права, а не форма права; оно является средством регулирования общественных отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права); Субъекты правоотношений - обладающие правосубъектностью

Правосубъектность – совокупность двух понятий:

Правоспособность — это установленная (признанная) в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, лишить правоспособности нельзя можно только ограничить в судебном порядеке

Дееспособность — это установленная (признанная) в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Объем и содержание дееспособности зависит от различных факторов: **Возраста **состояния здоровья, **родственных связей, **законопослушности **результата совершаемых деяний**. Различают

**Полную дееспособность (наступает с 18 лет)

**Ограниченную дееспособность (установленную решением суда по заявлению родственников, если лицо вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, над ним устанавливается попечительство. Однако оно самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.)

**Абсолютная недееспособность (устанавливается решением суда на основании медицинского заключения, когда вследствие психического расстройства лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими, над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. **. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.)

**Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия своих законных представителей:1) аспоряжаться своими заработком, стипендией и иными собственными доходами;2) осуществлять права автора; 3) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими в соответствии с законодательством; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки,

**По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с актами законодательства о кооперативах.

**При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

Физические лица, (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства)

Физические (частные) лица обладают как общей, так и специальной правоспособностью, что является предпосылкой приобретения ими конкретных прав и обязанностей. в зависимости от характера регулируемых отношений, норм права, каждая отрасль соотносит правоспособность с правами и обязанностями, определяет момент наступления правоспособности. Правоспособность и дееспособность физических лиц, как правило, не совпадают. В гос-ом праве правоспособность наступает в полном объеме с 18-летнего возраста, в трудовом — с 16-летнего, в уголовном (т.е. деликатная правоспособность) — с 16-летнего, а по некоторым составам — с 14-летнего, в гражданском — с момента рождения, а дееспособность — с 18-летнего возраста. Правоспособность — это установленная (признанная) в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, лишить правоспособности нельзя можно только ограничить в судебном порядеке **Юр. лица, (под юр. лицом понимают структуру, деятельность которой не зависит от элементов в нее входящих, *наделенную обособленным имуществом, *несущую самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам (субъекты входящие в организацию могут нести только субсидарную ответственность по обязательствам структуры, в случае если она не сможет расплатиться по своим долгам) * от своего имени приобретающая права и несущая обязанности ( под именем понимают организационно- правовую форму и юр. адрес), * являющуюся истцом или ответчиком в суде, *имеющую самостоятельный баланс или смету.)

8. Юр.факты

Юр.факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление определенных юр. последствий. Классификация юр. фактов в зависимости от тех последствий **правообразующие**правоизменяющие**правопрекращающие по волевому основанию**События**Деяния (действия или бездействия).

9.Формы реализации права:

соблюдение права (действ нормы запрета)

исполнение права (действ обязующие нормы)

использование права (действ дозволяющей нормы0

Толкование права – это деятельность по выявлению воли законодателя выражен в правовой норме. В процессе устанавливают действие норм права; юр прва и обязанности уч правоотношения; меры юр ответственности за нарушением предисп норм права.

Толкование:

официальное – дается уполномоченным на то юст органом (Верховный Суд РБ, ….)

неофициальное – не имеет общего хар-ера, исход от тех лиц, кот не уполномочены давать разъяснения правовым нормам

буквальное толкование – здесь действ смысл прав нормы уяснен в точности с соответствием с текстом правовой нормы, дух закона и буква совпадают.

9. Способы и виды толкования

Способы толкования - специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений. В зависимости от задач интерпретатора способы толкования права делятся на:

языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

функциональный

исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

При этом языковой способ относится к анализу текста правового акта, а все иные — к познанию его контекста. Дискуссионными остаются вопросы о существовании логического и телеологического (целевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение различных способов, как правило, не производится.

Толкование права дифференцируется и по его субъектам. Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. — в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).

10. Основы конст. строя РБ

Структура Конституции представляет собой систему группировки ее норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения.

¦ В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.

¦ Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, разделы III, IV и V состоят из глав (всего восемь глав).

В разделе I раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности, и другие.

Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе III фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют.

Раздел IV посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закреплены полномочия Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Положения V раздела касаются местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

¦ Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей.

Основные черты

22 июня 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии.

Проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991 г. и августе 1992 г.). Была отмечена высокая активность граждан и организаций республики при обсуждении проекта новой Конституции. Работа над проектом Основного Закона завершилась на 13-й сессии Верховного Совета, начавшейся в ноябре 1993 г.

Историческое решение - принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г.

30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня вступила в действие. День принятия Конституции - 15 марта - объявлен праздничным днем.

Отличительные признаки нового Основного Закона Беларуси:

1) деидеологизированный характер;

2) закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

3) установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

4) закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;

5) разделение и взаимодействие властей;

6) прямой характер действия норм Конституции.

Конституция любого государства, в том числе и белорусского, ставит и решает три группы проблем:

1) регламентация института прав и свобод;

2) создание нового государственного механизма;

3) разработка нового права, создание новой судебной системы, которая должна пресекать возможный произвол власти.

Конституция сформулировала генеральную схему балансов и противовесов.

В Основном Законе закреплен принцип верховенства права (ст. 7). Это обеспечивает более полную реализацию концепции разделения властей и большую свободу судебным органам по осуществлению правосудия, т.е. вынесению решений, основанных прежде всего не на актах какого-либо одного вида, а на праве как высшей справедливости.

Наиболее существенные изменения претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов, расширены права граждан.

Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

По форме правления Беларусь - президентская республика.

Важнейшие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции. При этом следует иметь в виду, что иные полномочия могут быть предусмотрены обычными законами.

Одним из путей предупреждения конфликтных ситуаций является определение предмета и пределов законодательного ведения Парламента. В этих целях в Конституции указано, какие общественные отношения должны регулироваться законами, а также указано на то, что палаты могут принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Такой подход позволяет исключить превышение Парламентом своих полномочий. В то же время Президент в силу особой необходимости и срочности по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Парламент Беларуси стал двухпалатным. По Конституции не предусматривается проведение совместных заседаний палат для принятия каких-либо решений. Каждая из них обладает своей компетенцией. И лишь принятие законов - дело обеих палат, причем любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

По Конституции обеспечивается участие двух ветвей власти представительной и исполнительной - в формировании Конституционного Суда, Центризбиркома, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов, что совпадает с зарубежной практикой.

В Конституции имеются нормы, определяющие законодательный процесс. Это проявляется в том, что сужен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, в то же время им наделено Правительство.

Президент, как и ранее, имеет право вето на принятый закон. Однако новым является то, что закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Это так называемое карманное» вето, которое давно предусмотрено в Конституции

11. Административное право

Административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих

* во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов гос-ого управления с гражданами, гос-ми и негос-ми организациями,

* во-вторых, внутри аппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, и методы внутри аппаратной деятельности в гос-ых органах и органах местного самоуправления) В зависимости от субъектов управленческих отношений представляется возможным выделить их следующие виды:

- между вышестоящими и нижестоящими органами гос-ого управления;

- между различными органами гос-ого управления, не связанными отношениями подчиненности;

- между органами гос-ого управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями;

- между органами гос-ого управления и гражданами;

- между органами гос-ого управления и негос-ми организациям. По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения:

- в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей госу-ого управления);

- в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);

- в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью гос-ого управления).

В зависимости от конкретных целей возникновения можно выделить:

- внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные (например, в связи с формированием управленческих структур, определением взаимодействия между ними, их подразделениями и т. д.);

- внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры).

Нормами А.П. регулируются управленческие отношения и внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры. Принципы административного права – это основополагающие идеи, требования, выражающие его сущность. К числу основных принципов административного права относятся:

демократизм нормотворчества и реализации права

равенство граждан перед законом и правоприменителем

взаимная ответственность гос-ва и личности

гуманизм

законность

индивидуализация

справедливость.

12. Субъекты

Субъекты — это физические и юридические лица, наделенные правами, обязанностями, ответственностью в отношениях, регулируемых А.П. К ним относятся:

1) физические лица; 2) органы исполнительной власти; 3) органы местного самоуправления; 4) гос-ные служащие; 5) предприятия, учреждения и другие организации; 6) общественные объединения.

Физические лица — люди. По своему отношению к гос-ву они делятся на граждан, иностранцев, лиц без гражданства. Административно-правовой статус граждан РБ устанавливается Конституцией РБ и другими нормативными правовыми актами. Права Физических лиц в административных отношениях делятся на:— личные (личная неприкосновенность и т.д.); — социально-экономические (право частной собственности и т.д.); — социальные (на образование и т.д.); — социально-культурные (например, на свободу литературного, художественного творчества и т.д.); — политические (на свободу слова и т.д.) Органы исполнительной власти — политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций власти, наделенное полномочиями государственно-властного характера. как разновидность органов гос-ой власти самостоятелен: организационно; функционально; юридически. Органы местного самоуправления — изменяют статус гражданина; — организуют исполнение нормативных правовых актов;— помогают гражданам РБ реализовывать свои права, исполнять свои обязанности; — осуществляют охрану и защиту прав и свобод граждан. Это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городах, сельских поселениях и на других территориях. Гос-ные служащие — работники гос-ных органов, осуществляющие профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий гос-ных органов.

13. Особенности административно—правовых отношений:

1. Они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами гос-ого управления задач исполнительно—распорядительной деятельности.

2. Их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы гос-ого управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно—распорядительной деятельности.

3. Обязательным субъектом должен быть орган гос-ого управления.

4. Невозможность их возникновения без участия органа гос-ого управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, наделенной внешне властными полномочиями.

5. Орган гос-ого управления или должностное лицо действует властно, распоряжаясь, т. е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно—властного характера.

6. Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения; в тех случаях, когда таковое согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно—правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т. е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор).

7. Споры между сторонами в большинстве случаев разрешаются во внесудебном (административном) порядке.

8. В случае нарушения одной из сторон требований административно—правовых норм эта сторона несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы госу-ого управления.

Административно—правовые отношения имеют свою структуру.

Элементами (составными частями) административно—правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Административно—правовой метод регулирования общественных отношений находит свое выражение:

- в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий;

- в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

- в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно—правовой нормой;

- в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать, либо не совершать предусмотренные административно—правовой нормой действия в определенных ею условиях. Административные методы проявляются через :установление правил; — утверждение поручений; — предписание; — назначение; — запрещение; выдача разрешения; — удовлетворение заявлений; — контроль; — надзор; — поощрение; применение санкций; — разрешение споров;— установление стандартов. принуждение. Оно реализуется посредством принятия определенных мер, которые делятся на 3 группы. Административно-предупредительные меры, Административно - пресекательные меры, Процессуальные меры пресекательного характера.

14. Административная ответственность

Административная ответственность наступает за административные правонарушения (проступки). Административный проступок — это виновное (умышленное ипи неосторожное) действие или бездействие, посягающее на:— гос-ный порядок; — общественный порядок; — собственность; — права и свободы граждан; — порядок управления. Эта ответственность наступает с 16 лет. За административные проступки гос-вом предусмотрены административные взыскания, т.е. мера ответственности. Виды административной ответственности: — предупреждение — выносится в письменной форме;

— штраф — денежное взыскание;

— возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, прав охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

— исправительные работы;

-- административное арест.

Порядок наложения административных взысканий. При наложении административного взыскания учитываются: — характер совершенного правонарушения; — личность нарушителя; — степень его вины; — имущественное положение; — обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Взыскания применяются на основе 3 принципов: *законность,*индивидуализация,*справедливость. Административная ответственность смягчается при наличии следующих обстоятельств:— чистосердечное раскаяние виновного;— предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; — совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; — совершение правонарушения несовершеннолетним; — совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.

Ответственность за административные правонарушения отягчают следующие обстоятельства: — продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; — повторно в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; — совершение правонарушения лицом, ранее совершившим правонарушение; — вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;— совершение правонарушения группой лиц; — совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; — совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: - административные комиссии при администрации городов, районов, сельских поселений, где эти органы предусмотрены;- главы администраций, преимущественно муниципального уровня управления; - комиссии по делам несовершеннолетних;- районные (городские) народные суды (народные судьи);- органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то действующим законодательством РБ. Это могут быть налоговая служба, природоохранные органы, санитарно-эпидемиологические службы и др.

15. Государственная служба

В настоящем Законе под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

 Статья 3. Государственный орган

1. Государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

2. Для целей настоящего Закона под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими.

Статья 4. Государственная должность

Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

1 2 3 4 5