">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Право, его роль в жизни государства и общества

Описание: Политический режим. Демократия. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Экономика и ее роль в жизни общества. Объект и субъект в уголовном праве. Индукция, дедукция. Истина, ее критерии.Виды правонарушений.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

В античности

Социальные нормы первобытного общества закрепляли ту или иную территорию за соответствующим кланом; указывали, на каких животных надо охотиться, время охоты на них; запрещали убийства, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь колдуны), воровство, похищение женщин и детей, нарушение супружеской верности и т.д.; помогали организовывать приготовление пищи, разжигание и поддержание огня, строительство жилищ и т.д. Нарушителей, если такие встречались, ждало наказание — общественное порицание, изгнание из общины или смертная казнь. Эти правила поведения представляют собой нормы, то есть единые, специфические нормы поведения первобытного общества, которые предшествуют становлению правовых и моральных систем.

Сейчас

Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе нормы начинают перерастать в нормы права и морали.

Но тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:

представляют собой правила поведения общего характера;

обладают той или иной степенью обязательности;

направлены на упорядочение общественных отношений.

Право имеет и свои специфические характеристики:

правовые нормы устанавливаются государством;

другие социальные нормы складываются стихийно или устанавливаются отдельными общественными организациями (например, уставы партий);

правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах;

это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна;

исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;

нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;

в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

для других социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социальных норм (например, наличие разных религий в одном государстве).

Право — это:

Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

Система обязательных правил поведения, формально определенных и закреп­

ленных в официальных документах.

2. Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

В 70-80-е гг. XX столетия в наиболее развитых странах началась третья волна изменений в истории человечества — переход к постиндустриальному обществу, которое также называют информационным.

Информационное общество — это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. В экономику активно внедряются информационные и телекоммуникационные технологии. Информация превращается в один из главных факторов производства, пронизывает все сферы жизни общества. Использование информационно-коммуникационных технологий неизмеримо повысило мобильность капиталов, товаров и услуг, стимулировало предпринимательскую деятельность, развитие торговли, занятость, дало возможность более эффективно и творчески решать различные экономические и социальные проблемы, позволило людям шире использовать свой потенциал.

Согласно теории основоположника постиндустриального общества Д. Белла, «осью» такого общества является знание, и прежде всего знание научное. В постиндустриальном обществе резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Основным двигателем технологических изменений стало внедрение в производство научных достижений. Наибольшее развитие получают наукоемкие и информационные технологии, такие как нанотехнология, микроэлектроника, программное обеспечение, робототехника, биотехнологии и др.

Важная черта постиндустриального общества — усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников.

3. Наука в жизни современного общества.

Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она доводит до совершенства такие фукции культуры, как познавательная, практическая и методологическая.

Науку принято рассматривать:

как особую систему знаний о природе, обществе и человеке;

как особый вид деятельности человека, систему научных исследований, направленных

на получение новых знаний;

как систему специфических организаций и учреждений.

Главными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, то есть в широком смысле ее теоретическое отображение.

Важнейшей особенностью современной науки является ее компьютеризация. В связи с этим принципиально изменились объект и предмет познания. В то время как высокая математизация позволила в свое время развить вероятностное знание о сложных объектах, компьютеризация и кибернетизация науки позволили объяснить и осмыслить сверхсложные явления, исследование которых возможно лишь комплексными методами.

Кроме того, вместе с увеличением разнообразия социальных и природных объектов и методов науки, ведущих к ее дифференциации — появлению множества новейших научных дисциплин, происходит интенсивный процесс интеграции. В настоящее время ежегодно рождаются десятки новых естественно-научных и гуманитарных дисциплин, имеющих новые предметы исследования, собственную методологию, теоретический аппарат, представляющих собой синтез двух или нескольких наук.

Основные функции современной науки:

культурно-мировоззренческая (познавательная);

в современных условиях наука так неразрывно связана с производственной деятельностью, что фактически исполняет функцию производительной силы общества;

наука — катализатор процесса непрерывного соврешенствования производства (осознание данного факта повлияло на резкое изменение отношения к науке и явилось серь­езной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики);

социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управления ими (использование научных исследований, для разработки масштабных проектов социально-экономического развития).

4. Политический режим. Демократия.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов:

Авторитарный

Тоталитарный

Демократический

Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть концентрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при нацизме).

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осуществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором является право (закон).

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство.

Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредственной.

Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению непосредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.

Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа.

Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:

высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей;

высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

5. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.

Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражданина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.

В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни только на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюремное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность человека защищена уголовным законодательством, административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательство — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.

Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраняется государством.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государства. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.

К политическим правам относятся:

Свобода мысли и слова

Право на информацию является элементом свободы мысли и слова

свобода ассоциаций

свобода собраний, включая право на манифестации

право участвовать в управлении делами государства

право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

6. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и

свобод человека? Объясните свой выбор ответа.

Наличие конституционных прав и свобод нуждается в гарантиях их реализации. Эта обязанность лежит на всех государственных органах власти. Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию и защиту основных прав и свобод граждан.

Различают несколько видов гарантий.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу ученые относят социальную стабильность, развивающуюся экономику, обеспечение занятости населения, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов и т.д.

Политические гарантии заключаются в обеспечении государством участия граждан в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и способны содействовать достижению гражданского согласия.

Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

7. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете установить контакт при отсутствии сопровождающего лица?

Несмотря на незнание языка, человек может установить коммуникацию с окружающими. Коммуникация — в широком смысле — обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Она может осуществляться вербальными (словесными) и невербальными (без использования слов) средствами.

Для решения возникшей проблемы следует использовать так называемые «невербальные средства коммуникации» — это средства общения, включающие систему жестов, пантомиму, мимику. Жест — это физическое движение, поза или выражение лица, несущие, согласно существующим в обществе культурным традициям, определенную смысловую нагрузку.

Также можно использовать и так называемые «вторичные языки» — азбуку Морзе, музыкальные ноты, языки программирования.

8 Экономика и ее роль в жизни общества.

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства является:

земля со всеми ее богатствами;

труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

капитал

Различные экономические подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ряде экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признаками натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает государственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельности.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существования рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяемые рынком, цены.

9 Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты федерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна противоречить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые закреплены в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа равноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является принцип государственной целостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и многое другое.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

10 Экономические системы и собственность. Право собственности.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма.

Выделяют несколько видов экономических систем:

традиционную;

командно-административную;

рыночную;

смешанную.

Экономические системы отличаются наличием нескольких условий, среди которых наиболее значимые:

1) господствующая форма собственности;

2) механизм ценообразования;

3) наличие (отсутствие конкуренции);

4) мотивация людей к труду и др.

В традиционной системе экономика основывается на натуральной форме общественного хозяйства, продукция производится прежде всего для собственного потребления. Господствующей формой собственности является общинная. Традиционная экономика характерна для доиндустри-альных обществ. Новейшая же история знает два основных вида экономических систем — командно-административную и рыночную.

Примером командно-административной системы является экономическая система Советского Союза, сформированная к концу 20-х годов и действовавшая до начала 80-х гг. XX в. В настоящее время примерами командно-административной экономики являются экономические системы Кубы и Северной Кореи. Основой командно-административной системы является государственная собственность на все ресурсы. Планирование экономики осуществляется из единого экономического центра и носит административный характер. Ценообразование также носит централизованный характер, не отражает реальной оценки произведенной продукции и не зависит от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара.

В рыночной экономической системе основу экономических отношений составляет частная собственность. Вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно, основываясь на личном интересе. Особенностью рыночной системы является также ценообразование, которое не регулируется государством, а формируется путем взаимодействия спроса и предложения товаров на рынке. Элементом рыночного механизма хозяйствования является также конкуренция, то есть соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Но нельзя отрицать и роль государства в рыночной экономике. Именно государство создает равные условия для конкуренции производителей, ограничивает монополизированное производство, стабилизирует экономические колебания и выполняет другие функции в экономической сфере, используя правовые (принятие законов) и финансово-экономические методы (установление налогов, пошлин и др.).

Собственность можно определить как отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.

В юридическом смысле собственность представляет собой единство прав владения, пользования и распоряжения вещью.

Владение — это фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью. Иногда еще употребляют такое выражение: «фактическое держание ее в своих руках».

Под пользованием понимается извлечение из вещи ее полезных свойств в процессе ее потребления. Нередко одна и та же вещь может быть использована не только с целью личного потребления, но и в целях извлечения прибыли.

Распоряжение — это полная или частичная передача вещи другим лицам с помощью каких-либо актов, определяющих ее судьбу, в том числе: продажа вещи, сдача ее в залог, передача в качестве пожертвования в благотворительный фонд, уничтожение вещи.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

11 Предпринима?тельство

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации, за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В основе регулирования предпринимательской деятельности лежит ряд основополагающих принципов:

свобода предпринимательской деятельности;

инициативная и самостоятельная деятельность;

получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;

законность в предпринимательской деятельности;

юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; •S государственное регулирование предпринимательской деятельности.

В сфере экономики выделяют два основных вида предпринимательства:

производственное предпринимательство, распространенное в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве;

предпринимательство в сфере услуг (или сервисное предпринимательство), в том числе в торговле, финансах, консультации в области юриспруденции, психологии, социологии и др.

Главным субъектом, реализующим на практике предпринимательскую деятельность, выступает предприниматель, занимающийся данной деятельностью систематически на профессиональной основе.

Предпринимательская деятельность может реализовываться как в индивидуальной, так и в коллективной форме, как с помощью создания юридического лица, так и без его образования.

Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предприниматель несет полную имущественную ответственность, то есть он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением некоторых вещей, которые в соответствии с законодательством не могут быть у него изъяты.

Для организации более крупного дела необходимо объединение людей и капиталов. Таким организациям присваивается статус юридического лица.

12. Гражданин иностранной державы, находясь за рулем автомобиля, совершил наезд на пешехода в одном из городов России. При составлении протокола на месте ДТП между его показаниями и показаниями пострадавшего возникли разногласия: каждый из них доказывал свою невинностью. Кто из них в данной ситуации имеет больше прав? Имеет ли право иностранный гражданин на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту его прав? Аргументируйте ваш ответ.

Правовое положение иностранных граждан регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно статьи 4 данного закона иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с действующим законодательством, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

В данном случае имеет место дорожно-транспортное происшествие, участники которого обладают равными правами и обязанностями вне зависимости от гражданства. Статья 11 Уголовного кодекса Российской Федерации не делает различия между лицами, совершившими преступление на территории Российской Федерации по основаниям различного гражданства.

Так же как и российский гражданин, иностранец имеет право на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту прав — данная норма закреплена ст. 3 УПК РФ. Исключение составляют только лица, обладающие правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия в отношении которых имеют свои особенности.

13 Социальные ценности и нормы. Мораль.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о

хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­

рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­

тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это

всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом

конкретном обществе существует только одна правовая система;

религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо

установленные религиозными организациями;

политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,

отношения между гражданином и государством и т.п.;

эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем:

1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­

ком смысле слова;

2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить

сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­

шению к тебе».

14 Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой

нормы от норм морали.

В эпоху первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социальным нормам, создаваемым в целях регулирования деятельности общества.

Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе они начинают перерастать в нормы права и морали. Тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:

они представляют собой правила поведения общего характера;

обладают той или иной степенью обязательности;

направлены на упорядочение общественных отношений.

Но наряду с общими признаками право имеет свои специфические характеристики, которые отличают его от других социальных регуляторов:

правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складывают­

ся в процессе жизнедеятельности общества стихийно или устанавливаются отдельными

общественными организациями (например, уставы партий);

правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других норма­

тивных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов

запись необязательна;

исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;

нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;

в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социальных норм (например, наличие разных религий в одном государстве).

Если право — это система норм, то под нормой права следует понимать охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Нормы права, отличаются своей формальной определенностью и излагаются в источниках права. Теория права выделяет 3 основных источника права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт — это документ компетентного органа государственной власти или местного самоуправления, содержащий правовые нормы. Данный источник права имеет больший удельный вес в странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ и т.д.). Это основной источник права и в Российской Федерации. Все нормативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Все нормативные правовые акты можно разделить по их юридической силе на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы — это нормативные правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы образуют стержень правовой системы. В Российской Федерации они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ.

15 Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.

Во-первых, необходимо составить план реферата. Реферат, как правило, должен состоять из следующих структурных элементов:

1) введение, в котором обосновывается актуальность темы, объект и предмет исследова­

ния, хронологические рамки, дается краткий анализ использованной литературы;

2) основных глав (разделов); как правило, в первой главе (разделе) излагаются основные

теоретические положения (в данном случае, можно предложить дать объяснение поня­

тия «общество», представить типологию обществ); во второй главе (разделе) целесооб­

разно дать развернутую характеристику информационного общества; в третьей главе

можно изложить проблемы современного информационного обществе и (или) спрогно­

зировать перспективы дальнейшего развития современного общества и т.п.;

3) заключение, в котором кратко делаются основные выводы по проблеме;

4) список источников и литературы.

Во-вторых, необходимо подобрать литературу: справочники, энциклопедии, учебники, монографии, статьи в различных журналах, таких как «Общественные науки и современность», «Полис» и т.д.

Третьим этапом работы является написание реферата по составленному и согласованному с учителем плану.

16 Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на

временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: паспорт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае — срочный трудовой договор.

В трудовом договоре работнику следует обратить внимание на следующие пункты:

место работы;

трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

дата начала работы;

срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

условия оплаты труда;

режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

17 Налоги, уплачиваемые гражданами.

Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято понимать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства.

Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и социальная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все граждане нашей страны должны уплачивать в размере 13 процентов от дохода).

Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или потребления товаров и услуг, следовательно, в конечном счете — с потребителей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, дополнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость).

Виды налогов

Прямые налоги

Личный подоходный налог

Налог на наследство

Налог на имущество

Налог с владельцев транспортных средств и т.д.

Косвенные налоги

Налог на добавленную стоимость Акцизный налог (на сигареты, алкоголь и др.)

В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы и включает:

федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина);

налоги субъектов Российской Федерации (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата

за воду и т.д.);

местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог,

сбор за право торговли, налог на вмененный доход и др.).

Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочисленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государственной и муниципальной власти, дает возможность реализовать разнообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.

1 2 3 4