">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Шпоры по общей теории права

Описание: Естественно-правовой и нормативистский подход. Социологический тип правопонимания. Типы правовых отношений. Признаки унитарного государства. Виды монархий. Юридические события. Правотворчество государственных органов, непосредственное правотворчество народа.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Шпаргалки
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 372
Поднять уникальность

Похожие работы:

2.методы общей теории права

Метод науки — это способ изуч., на кот-м базируется данная наука.

1.Общенаучные методы: Диалектика, Анализ, Индукция, Аналогия,Абстрагирование,Моделирование, Сравнение, Конкретизация

2.Специальные методы:

Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.Структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы.Сравнительный: сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями.Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование).Психологический: изучение, главным образом, правового поведения.Статистический: оперирование количественными величинами. Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

3.Частноправовые методы:формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта. 4.обществ.власть и соц нормы в первобытн.общ-ве

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.

В современной литературе по археологии, антропологии и этнографии отмечается, что около 1,5-2 миллионов лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного стада. Позднее люди объединились по родственным связям в родовые общины, что явилось основой организации первобытного общества. Последнее характеризовалось общественной собственностью на орудия и средства производства, равномерным распределением общественного продукта между членами рода, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием прибавочного продукта в каждой родовой общине. Позднее рода объединялись в племена, возникали племенные объединения или союзы.

Власть при первобытнообщинном строе носила сугубо общественный характер и была основана на личном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, которых избирали на общем собрании всех членов рода. Кроме того, власть основывалась на личных достоинствах и уважении каждого члена рода к опыту старших. Вместе с тем, в силу практической необходимости и для регулирования общественных отношений между членами рода в первобытном обществе стали складываться относительно устойчивые правила поведения, обычаи, т.е. исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате их многократного повторения вошли в привычку и стали жизненной потребностью людей. Обычаями регламентировались все сферы деятельности членов первобытного общества, и действовали они в комплексе с нормами, морали и религиозных обрядов и ритуалов.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в догосударственном обществе общественная власть и социальные нормы (правила поведения) полностью соответствовали его экономическому, социальному и духовному развитию каждого члена родового общества. 6.различн.подходы к поним.права

Естественно-правовой подход основывается на теории естественного права, возникшей в XVII-XVIII вв. Согласно этой теории право возникает из природы человека, его разума, оно вечно, неизменно и не зависит от государства и позитивного права, исторически предшествует ему. Первоосновой естественного права являются идеи естественного равенства и свободы, признание неотчуждаемого характера прав человека. Нормы позитивного права способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Основываясь на этих положениях, различии права и закона, правового и неправового закона, естественно-правовой подход определяет право как меру свободы (противоположность несвободе, произволу).

Нормативистский подход С позиции данного подхода (в отечественной литературе он зачастую именуется узконормативным) право есть совокупность норм, исходящих от государства и им охраняемых. Преимущество Нормативного понимания права заключается в том, что данный подход: фиксирует границы дозволенного и запрещенного юридическими предписаниями; содержит прямое указание на связь права с государством (хотя данная связь и представлена односторонне); фиксирует формальную определенность права (нормы права выражены в тексте нормативного документа, т.е. формально определены).

Сторонники социологического направления (социологический тип правопонимания) в его классической интерпретации приоритетным в содержании права признают действия или отношения. Право, с позиции этой школы, это не то, что выражено в тексте документов, удостоверенных государством, а то, что имеет место в действительности, в практической деятельности адресатов предписаний. Иными словами, правом признается не право "в норме", а право "в действии".

Представители социологической школы права (Р. Паунд, К. Левеллин и др.) не отрицают нормативности в праве, но считают, что нормы права - лишь часть права, право в их понимании не сводится к закону и т.п. Действия и отношения, имеющие правовой характер, складывающийся на их основе реальный правопорядок признаются сторонниками рассматриваемого подхода основными компонентами права или собственно правом.  8.правовое регулирование общественных отношений:понятие,стадии,механизм.

Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей. К средствам социального регулирования относятся прежде всего социальные нормы: правовые, моральные, корпоративные, обычаи и т.д.; индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д. Важная роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию.

Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами (воздействие на сознание через СМИ, путём пропаганды, агитации). Конечная цель правового регулирования - создание системы упорядоченных общественных отношений.

Классификацию правового регулирования на виды проводят по следующим основаниям:

В зависимости от наличия/отсутствия у субъектов общественных отношений возможности определять конкретный вариант своего поведения:

1. Централизованное (императивное) правовое регулирование - отсутствие у субъекта такой возможности. Наибольшее распространение такой вид правового регулирования получил в публичном праве.

2. Децентрализованное (диспозитивное) правовое регулирование - общественные отношения предоставляют субъекту возможность самостоятельно конкретизировать своё поведение.

В зависимости от используемых юридических средств:

1. Нормативное правовое регулирование - основное средство урегулирования - юридические нормы;

2. Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование - основное юридическое средство - индивидуальный акт.

10.основные методы правового регулир общ-х отн-й

Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода правового регулирования:

1. Диспозитивный (децентрализованный) - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право).

2. Императивный (централизованный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные отношения приобретают общесоциальный интерес.

Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.

Способы правового регулирования - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и иных правовых средствах.

Таких способов три:

1. Дозволение - предоставление участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из собственных интересов.

2. Запрет - закрепление за участниками общественных отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное поведение участников общественных отношений.

3. Позитивная обязанность - закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать активно.

Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод.

Отраслевой метод - это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением, запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается в методах правового регулирования. Их четыре:

1. Взаимное правовое положение субъектов правоотношений;

2. Система юридических фактов;

3. Порядок определения прав и обязанностей участников правоотношений;

4. Система правовых санкций, применяемых к правонарушителям.

12.понятие и признаки правовой нормы

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

Норма права является первичным элементом права. Свойства правовой нормы определяются двумя началами:

1) принадлежностью правовых норм к нормам социальным;

2) юридической природой норм права.

Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества юридической нормы:-Она есть правило поведения людей в обществе.-Она обладает качеством нормативности – является типовым образцом поведения, что находит выражение в следующем:

А) круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т.д.);

Б) она рассчитана на многократное применение. Она распространяется не на один конкретный случай, а на все случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой;

В) вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в данной норме).

Юридическая природа правовых норм определяет их следующие признаки:1.Норма права непосредственно исходит от государств или санкционируется им.2.Норма права представляет собой государственно-властное веление.3.Норма права охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения.4.Норма права – общеобязательное правило поведения..5.Норма права обладает качеством формальной определенности.6.Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения.7.Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые:

1.исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, и признаны государством;

2.исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;

3.изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией;

4.закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

  14.структурные элементы правовой нормы,способы их изложения в нормативных актах

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Существует несколько точек зрения по поводу структуры юридической нормы.

-Норма права состоит из трех элементов.

-Норма права состоит из двух элементов.

-Норма права может состоять как из трех, так и из двух элементов.

Преобладающим является мнение, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

Логическую структуру правовой нормы можно сформулировать так: если имеют место определенные обстоятельства, то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определенные действия, иначе для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (если-то-иначе).

Различают следующие варианты изложения трехэлементных правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1. В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Статья закона содержит одну норму, включающую все элементы. Такая конструкция встречается достаточно редко.

2. Статья нормативного правового акта состоит из двух или более правовых норм.

3. Норма права содержится в разных статьях одного нормативного правового акта или в разных нормативных правовых актах.

4. В некоторых случаях в статьях нормативного правового акта гипотеза или диспозиция могут пропускаться, так как они легко домысливаются исходя из содержания других элементов нормы.

Согласно двухэлементной концепции изложения правовой нормы, есть два способа ее изложения в статьях нормативного правового акта. В первой случае в одной статье нормативного правового акта содержится одна правовая норма, а во втором случае – в одной статье нормативного акта содержатся две или более правовых норм.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах:

-прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно, во взаимосвязи друг с другом;

-отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной статье этого же нормативно-правового акта;

-бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному закону, а к другому порядку правового регулирования – правилам международного договора, правилам совершения какого-либо вида деятельности.

16.основные положения теорий о происхождении гос-ва

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 18.понятие и виды правоотношений.структура правоотношения.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права и определенных жизненных обстоятельств общественная связь, участники которой имеют субъективные права и обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношению присущи следующие признаки.

правоотношения возникают на основе правовых норм при наличии предусмотренных правом определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов). В них общие правовые положения (предписания) конкретизируются применительно к фактическим обстоятельствам. Таким образом, в правоотношении наблюдается превращение элементов объективного права в их субъективное состояние;

Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи

Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Субъективному праву одной стороны соответствует субъективная обязанность другой. Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. Тем не менее, чаще всего правоотношения имеют более сложную структуру, когда каждая из сторон является и управомоченной, и обязанной.

Правовое отношение это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

Правоотношения имеют свою особую структуру, под которой понимается совокупность составляющих ее обязательных элементов (состав правоотношения). К этим элементам относятся:

субъекты правоотношения;

объекты правоотношения;

содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон правоотношения; фактическое (реальное) поведение субъектов правоотношения).

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям: =по отраслевому признаку : конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. Д;=По характеру содержания: регулятивные и охранительные. =В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

 

20.порядок опубликования и вступления в силуНПА

Статья 62. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов

Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

-Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты (изданы).

- Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.

-Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: вида акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.

-Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев:

опубликования нормативных правовых актов, отдельные положения которых содержат государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения;и др

Статья 63. Срок и условия официального опубликования нормативного правового акта

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

Указы Президента Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь или настоящим Законом.Постановления Совета Министров Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь или настоящим Законом.

Иные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.Нормативные правовые акты, поступившие от уполномоченных государственных органов (должностных лиц) в органы официального издания (кроме издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь), должны быть опубликованы не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления, за исключением декретов Президента Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, подлежащих немедленному опубликованию.

Статья 65. Вступление в силу нормативных правовых актов

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.

Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, за исключением указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

5.понятие,признаки и соц назначение права

Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования древних обычаев - так называемых мононорм, выражающих коллективную волю первобытной общины (см. более подробно тему 3), в предписаниях, отражающих интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти. Право есть совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, неразрывное единство последних. Одни нормы могут развивать, дополнять и конкретизировать другие, сужать или расширять их смысл и сферу действия, устанавливать исключения из общих правил и т.д. Право представляет собой действенный регулятор общественных отношений, средство установления порядка в обществе. Такое регулирование осуществляется в нескольких формах.

во-первых, оно предоставляет, а также обеспечивает и охраняет определенные возможности поведения участников общественных отношений - субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и т.д.);

во-вторых, устанавливает необходимость тех или иных действий позитивного характера - регулятивные обязанности (платить налоги, исполнять служебные обязанности, воинский долг и т.д.);

в-третьих, запрещает определенные деяния, которые вредны или опасны для общества, - негативные обязанности (хулиганство, служебный подлог, нарушение правил дорожного движения и т.д.);

наконец, право предусматривает меры принудительного воздействия в случае нарушения предписаний правовых норм - юридические санкции. 

23.понятие,признаки и соц назн гос-ва

Сущность любого явления – это главное, основное, определяющее. Это совокупность внутренних характеристик, черт и свойств без которых явление теряет свою особенность.

Сущность государства – это его роль в обществе, его объективная необходимость в обществе, раскрыть сущность государства - это значит уяснить почему общество на данном этапе развития, не может обойтись без государства.

В юридической литературе имеет место два основных подхода к понятию «сущность государства»:

1. Государство рассматривается с классовых позиций, как орудие диктатуры господствующего класса.

2. Государство, как надклассовое образование, как институт примирения социальных противоречий, выражающее интересы всего общества.

Сущность государства современного периода:

1. Единственная организация политической власти, управляющая всем обществом, обладает колоссальными организационными возможностями и правом применения принуждения.

2. Организует и регулирует совместную деятельность людей, обеспечивает стабильность и порядок в обществе и является орудием социального компромисса.

3. Особая структурная организация состоящая из специального аппарата управления, где работают люди особого разряда, обладающее публично – властными полномочиями.

4. Объединяет население определенной территорий, которая делится на административно -территориальные единицы.

Социальное назначение государства определяется его сущностью. Социальное назначение государства это роль государства в обществе, это роль государства при решении социальных вопросов, это роль государства при решении проблем общества.

Социальное назначение современного государства- это создание в рамках закона разнообразии социальных благ, для всех челнов общества с учетом возможностей каждого.

В современный период государство все больше превращается в орган при отдалений социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп и отдельных слоев общества.

Государство проводит в жизнь решения, которые поддерживаются различными слоями населения и тем не менее социальное назначение государства – противоречиво:

1. Государство призвано с одной стороны выражать интересы элиты общества, а с другой стороны интересы общества в целом. А их интересы очень часто не совпадают.

2. Противоречие не обусловило постоянным компромиссом между общими и частными интересами.

3. Противоречие обусловило противостояние между государством и гражданским обществом.

34.форма гос устр-ва

Форма государственного устройства – это политико-правовая категория, которая характеризует государства на составные части по политическому, административно-территориальному признаку, взаимодействие частей государства между собой и с центральными органами.

По форме государственного устройства государства подразделяют на: Унитарные – единое целое образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единые и общие для всей страны высшие представительные, судебные и исполнительные органы.2. Действует одна конституция и одно законодательство.3. Единая налоговая и кредитная политика.4. Составные части унитарного государства суверенитетом не обладают.5. Всю внешнеполитическую деятельность осуществляют центральные органы власти.

Унитарные государства бывают:

1. Централизованные ( все чиновники на места назначаются из центра ) 2. Децентрализованные ( все чиновники назначаются местным населением ) 3. Частично централизованные ( часть чиновников назначается, другая часть избирается местным населением )

Сложные ( федерация, конфедерация, сообщество )

Федерация представляет собой добровольные обледенения нескольких ранее самостоятельных государственных образовании в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство не однородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, вместе с тем можно выделить наиболее общие черты:

1. Организация государственной власти и системы органов определяется федеральным законодательством.2. На федеральном уровне функционируют общие для всей страны властные структуры, предписания которых обязательны для вех субъектов.3. Разграничение предметов ведения и компетенции между центральными органами и субъектами осуществляется федеральным законодательством.4. Субъекты федерации обладают собственным законодательством могут иметь право принять свою конституцию.5. Субъекты федерации имеют свои судебные органы.6. Могут обладать одинаковым политическим и правовым статусом, но могут быть и не равноправными.7. Субъекты федерации представлены в федеральных органах государственной власти.На ряду с единым союзным гражданством может существовать и гражданство субъектов федерации.

8. Территория федерации состоит из территории ее субъектов.

9. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют центральные органы, но и субъекты федерации могут осуществлять такую деятельность.

Так же федерации строятся по территориальному, национальному и смешанному признаку.

1) Территориальная федерация – строится без учета национального состава населения, она характеризуется значительным ограничением суверенитета, их деятельность различна, они не имеют права представительства в международных организациях.2) Национальная федерация – образуется с учетом национального состава населения, субъекты такой федерации имеют реальную возможность оказывать влияние на политику центра и обладают значительными полномочиями, имеют право представительства в международных организациях.

Так же федерации подразделяются на :

- автономные - союзные - семетричные - асемитричные

Всего в мире насчитывается 23 федерации, из них 7 федерации в Европе и 4 а Азии.

Конфедерация – временный союз государства, исключающий политическую централизацию и созданный для обеспечения их интересов. При этом члены конфедерации полностью сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерация может иметь свои общее законодательные исполнительные органы, но акты этих органов приобретают юридическую силу, только после ратификации всех субъектов конфедерации.Ратификация – утверждение парламентом. Конфедерации не долговечны.Содружество – это редкое объединение государств

26.полит сис-ма общ-ва

Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции.

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стрндарты. Всвязи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.

Основателем теории политической системы можно считать Д.Истона, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.

Иной подход избрал американский политолог Г.Алмонд. Он исхидил из того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. На основе этого тали развиваться сравнительные исследования политических систем. Это было важно для выделения основных жизненно важных функций политической системы, которые необходимы для эффективного социального развития. Исходя из этого Г.Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и взаимодействий между собой, осуществляемыми не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. В частности установили, что политическая система должна эффективно выполнять три группы функций:

функции взаимодействия с внешней средой;

функции взаимосвязи внутри политической сферы;

функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.



31.функции гос-ва:понятие, классифик, содержание

Социальное назначение и задачи государства проявляются в его функциях.

Преобладающей точкой зрения, в юридической литературе, является та точка зрения в соответствий с которой под функциями государства понимают :

1.Основные направления государственной деятельности.

Под функцией государства принято понимать, основные направления его деятельности по решению главных задач в данный исторический период, в которых выражается его сущность и социальное значение.

Для функций любого государства характерно, то что без их осуществления на данном историческом этапе, государство обойтись не может.

От функции государства следует отличать функции его отдельных органов.

Функции отдельного государственного органа – это такие направления деятельности, которые соответствуют социальному назначению именно этого органа.

При осуществлении функции государства, в той или иной степени, участвуют все государственные органы.

Так же функций государства следует отличать и от видов государственной деятельности, которая имеет вспомогательное значение и осуществляется структурными подразделениями государственных органов.

Функций государства осуществляются в определенных правовых формах, а именно:

- Правотворческая

- Правоисполнительная

-Правоохранительная

Каждая функция государства имеет свое определенное содержание, которое показывает, что делает государство и какие вопросы оно решает. Но содержание функции государства может изменятся в связи с изменениями происходящими в обществе.

32.Форма правления:монархия

Признаки монархии:

1. Монарх во внутренней и внешней политике выступает как глава государства2. Монарх осуществляет единоличное правление, его власть верховная и суверенная, так же он решает важнейшие вопросы по осуществлению политики в государстве.3. При решении вопросов монарх формально политически и юридически – не зависим.4. Власть монарха предается по наследству, свой пост он занимает не неопределенный срок, то есть пожизненно.

Наиболее распространенной является классификация, в соответствий с которой монархии подразделяются на:

-Неограниченные;-Ограничены

Так же имеются следующее виды монархии:

1.Древневосточная монархия (Индия, Китай) – Восточные деспотии, то есть неограниченная наследственная власть, которая опирается на силу военно-бюракратического аппарата.2. Раннефеодальная монархия – эта монархия вырастает непосредственно из рода общинных отношении, эта монархия имелась в значительной части Европы не знавших рабства. Например в Германии, данная монархия характеризуется раздробленностью территории, слабой централизованной властью, феодалы управляют своими владеньями, как носители верховной власти.3. Сословно-представительная монархия – власть монарха ограничена сословно представительным органом, который состоит из дворянства и духовенства. Имело место двойственность государственной власти, то есть монарх был не зависим от парламента в сфере исполнительной власти, но считался с парламентом как с законодательным органом.4. Конституционная монархия – власть монарха значительно ограничена парламентом, правительством и независимым судом. Монарх не в праве изменить конституцию, такая форма правления возникает в период становления буржуазного строя.

В зависимости от степени ограниченности власть монарха, конституционные монархии подразделяются на:

- Дуалистическую ;- Парламентскую

1) Дуалистическая монархия – полномочья монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в исполнительной сфере. В частности монарх в праве назначить правительство, которое ответственно перед ним.2) Парламентская монархия – здесь власть монарха не распространена на сферу законодательства и ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Нетипичная монархия :

1 2 3 4 5