">
Право Основы государства и права
Информация о работе

Тема: Форма (источник) права

Описание: Официальные формы выражения и закрепления(изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. Правовой обычай. Юридический (судебный) прецедент. Нормативный договор. Религиозное право. Официальный характер. Всеобщий характер. Документарная природа.
Предмет: Право.
Дисциплина: Основы государства и права.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 16
Поднять уникальность

Похожие работы:

 Курсовая работа  По дисциплине: «Теория государства и права»

Тема: «Форма (источник) права»

     Москва 2012  

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие и виды (форм) источников права………………………………….....4

2.Нормативный правовой акт…………………………………………………...12

2.1.Понятие и признаки нормативно-правового акта………………………....12

2.3.Виды нормативно-правовых актов…………………………………………22

3.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованной литературы…...............................................................32

Введение.

Римский историк Тит Ливий назвал законы 12 таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево права; Ливий хотел термином «источник» обозначить начало, от которого идет развитие права.

В юридической литературе выражение «источник права» употребляется в различных смыслах: 1) как форма содержания правовых норм; 2) как способ, форма образования (возникновения) норм права; 3) как источник познания права.

Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет. Для того, чтобы полностью исследовать данный «объект», необходимо дать определение источников права и характеристики. Особое внимание будет уделено такому источнику права как нормативно-правовой акт, т.к. он является основным источником (формой) права романо-германской (континентальной) правовой семьи, а, как нам известно, наше государство, Российская Федерация, относится именно к этой правовой системе. Следовательно, я постараюсь  выявить и определить возможные сложности в использовании, пути развития и процессы создания и применения нормативно-правовых актов.

1.Понятие и виды форм (источников) права.

В правовой науке и юридической практике термин «источник права» понимается многозначно, а иногда употребляется как тождественный термину «форма права».

В советской правовой теории значительное место занимали дискуссии о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия "источник права" или "форма права". Одни ученые признавали правильным употребление термина "форма права" (А.Ф. Шебанов), - другие склонялись к термину "юридический формальный источник права" (С.А. Голунский, С.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович, С.Л. Зивс). Предлагалось также отличать "источник права в материальном смысле" (материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права "в формальном смысле", то есть от формы объективного выражения и закрепления обязательности правых норм.

Несмотря на многозначность и неопределенность этих терминов, они имеют разную этимологическую природу, а именно: источник характеризует происхождение, генезис какого-либо явления, своего рода его «производящее начало»; форма же характеризует способ организации содержания, его внешнее проявление. В связи с последним необходимо заметить, что деление формы на внутреннюю - как совокупность способов образования нормы и объединения их в систему и внешнюю - как способ возведения формирования, «документирования» государственной воли - не имеет под собой существенного основания.

Разграничив источник и форму как соответственно происхождение и образование права, нетрудно заметить, что при нормативном подходе (где источником является сама норма), а также при сведении источника к исключительно государственной воле рассматриваемые понятия действительно совпадают, в чем и видится главная причина отождествления источника и формы права.

Конкретизация понятия «форма (источник) права» в современной теории государства и права осуществляется в нескольких аспектах:

а) в материальном смысле под формой (источником) права понимаются экономические, социальные условия жизни общества, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой общества;

б) в идеологическом смысле - понимаются совокупность идей, правовое сознание, концепции, политико-правовые воззрения и т. п.;

в) форма (источник) права как способ внутренней структуризации и закрепления правовых велений рассматривается в виде внутренней формы права;

г) в формально-юридическом понимании юридическими источниками или формами  права являются официальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. Теория государства и права: Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 336 -338. 2 Общая теория права: Курс лекций II Новгород, 1993. С 247 -249.

д.) форму (источник) можно рассматривать как источник познания права (исторические памятники права, данные археологии и т. д.)

Нас в первую очередь будет интересовать источник права в формально-юридическом смысле, под которым понимаются юридический прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор, юридическая доктрина, священные книги.

В юридической литературе отмечается, что форма права в идеале характеризуется рядом особенностей: она должна нормативно закреплять волю граждан; обусловливаться существующим социально-экономическим базисом; обеспечивать политическую власть, служить интересам народа; утверждать приоритетное значение законов как наиболее демократической формы выражения интересов, демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в правотворческом органе.

Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией. Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Известными памятниками обычного права являются Законы 12 таблиц, Законы Драконта, Салическая Правда, Русская Правда…Комаров С.А.Общая теория государства и права: Учебник.7-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 238-239 с.

Следующим видом источника (формы) права является юридический (судебный) прецедент. Это решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел. Марченко М. Н. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 96-107.

Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англо-саксонской правовой семьи. Прецедентное право является неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения дел по аналогии определяет ее специфику.

Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем государстве могут служить решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ.

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BEгосударство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения .

Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами. Также международные договоры могут быть классифицированы на: А) Договоры между государствами Б) Договоры между правительствами государств В) Межведомственные договоры государств.  Матузов Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 2004. — 512 с.

Религиозное право — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

"Материальными" источниками могут быть непосредственно тексты священных писаний (например, Коран), богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. Мусульманское право (шариат) - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново. Артёмов В. Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал Российского права. 2007. — № 3. — С.128-135.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

- Коран – священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду;

- Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

- Иджма общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;

- Кийас- рассуждение по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются предыдущим толкованием трех первых источников.

Мусульманское право представляет собой целую систему детализированного права. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, оно имеет весьма оригинальное строение. Особенность мусульманского права, отличающая его от других правовых систем, заключается в сочетании в нем религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике его источников и структуры, механизма действия и правопонимания. Другая черта мусульманского права - это его тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, сочетание в нем детализированных индивидуальных решений с общими принципами. Комаров С.А.Общая теория государства и права: Учебник.7-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 241-242 с.

Правовая (юридическая) доктрина (как источник права) — придание некоторым положениям научных работ в области юриспруденции общеобязательного значения. В качестве источника права правовая доктрина известна уже на ранних этапах развития права. В 426 году н.э. в Риме был принят специальный закон, согласно которому положения работ наиболее известных юристов — Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина признавались обязательными для судей. Точнее сказать, уже начиная с римского императора Августа, работам, указанных юристов было придано значение jus respondendi. Это означало, что решение по делу судья может выносить не только на основании действовавших в то время законов, но и ссылаясь на высказывания указанных юристов. Ничего подобного последующие эпохи развития права не знали. В то же время правовая доктрина в качестве источника права известна и современным правовым системам. В частности, действующий гражданский кодекс Швейцарии содержит норму, предоставляющую правоприменительным органам право в случаях пробела в законодательстве решать рассматриваемый спор, основываясь на положениях работ наиболее известных специалистов в области гражданского права. Для мусульманской правовой системы правовая доктрина и ныне признается едва ли не важнейшим источником права. Труды ученых-юристов, по признанию ведущих специалистов по мусульманскому праву, «являются единственным источником права».

 В России доктрина в качестве источника российского права официально не признается, однако фактически им является. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон, М.: КолосС, 2003. — 544 с.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BCс соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%F0%EC%E0%F2%E8%E2%ED%FB%E9_%EF%F0%E0%E2%EE%E2%EE%E9_%E0%EA%F2 - cite_note-NPA-0

Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты связаны друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2001. с. 315

2.Нормативный правовой акт.

2.1 Понятие и признаки нормативно-правового акта.

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Самощенко И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах социалистического государства // Правоведение. 1969. №3. С. 21.

Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов в их иерархичности, системности. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении.

Определения нормативного правового акта за прошедшие последние сто лет не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее определение: нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Юридическая энциклопедия / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1997. С. 269.

Вариант определения для целей систематизации был предложен авторами концепции системы классификации правовых актов: «Нормативный правовой акт – это правовой акт, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Нормативный акт, являясь предписанием общего значения, распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений».

Имеются не только научные, но и официальные определения, исходящие от разных органов государства. Так, от имени судебной власти определение сформулировал Пленум Верховного Суда РФ: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом». Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону (в ред. Постановлений Пленума ВС РФ от 21.12.1993 № 11, от 25.10.96 № 10, от 25.05.2000 № 19). – К+.

При некоторых различиях приведенные определения имеют общие черты. Так, основополагающее свойство нормативных актов – их письменная, официальная форма, – остается неизменным. Источником, творцом нормативных правовых актов признаются органы государственной власти, реже – народ и органы местного самоуправления. Нормативная природа состоит в возможности их неоднократной реализации, всеобщности и общеобязательности.

Таким образом, можно сформулировать определение нормативного правового акта – это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.

Более глубокое проникновение в природу и сущность нормативного правового акта требует изучения его признаков. За многие десятилетия усилий ученые выявили и исследовали огромное количество признаков нормативного правового акта. Мы рассмотрим те, которые видятся актуальными и необходимыми применительно к современным условиям.

Тем не менее, актуальность вопроса о признаках нормативных правовых актов только возрастает. Это связано в тем, что современная законодательная практика ставит под сомнение, испытывает на устойчивость признаки, которые наукой провозглашаются незыблемыми. Таким образом, предметом анализа выступает восприятие практикой теории нормативных актов в час.

1) Нормативный правовой акт несет волевое содержание. Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С.Алексеева, независимо от органа или организации, принявших акт, «во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность». Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. Свердловск. Т.2. 1973. С.24.

В столь же четком позитивистском ключе выступает и Н.М.Марченко, по мнению которого через нормативные акты «преломляется государственная воля». Теория права и государства. Курс лекций / Под ред. Н.М.Марченко. М., 1998. С. 343.

Российской юридической науке свойственны не только позитивистские взгляды. Социологический подход, без которого демократическое правотворчество не представляется возможным, имел величайших сторонников на рубеже ХIХ-ХХ веков. Одним из них был Л.Кассо. Ученый достаточно негативно относится к такой форме права как законодательство. Источники его несовершенства он видел в различных плоскостях: 1) отсутствие связи между законодательной деятельностью и научной разработкой права; 2) посредственная рецепция отрывочного характера как следствие 1-го; 3) заимствование из иностранных источников даже в виде интерпретации. Л.Кассо видит причины низкой эффективности государственных актов в отсутствии их поддержки со стороны общества. Кассо Л. Источники русского гражданского права. М., 1900. С. 3-4. Я поддерживаюсь взгляда Кассо, т.к. считаю, что НПА должно выражать волю общества через существующие органы законодательства, а не должно выражать волю самого государства, тогда скорее это будет как «изъявление желания бюрократического аппарата».

2) Официальный характер также выступает немаловажным признаком нормативного правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают ввиду его связи с государством.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ № 763 акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания. Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Систематическое и языковое толкование текста Указа приводит к выводу, что не являются синонимами выражения «официальное опубликование» и «официальный текст». В первом случае речь идет о процессуальной стороне правотворческого процесса, в котором с опубликованием связывается возможность вступления в юридическую силу правового акта. Именно об опубликовании идет речь в Конституции РФ. Выражение «официальный текст» означает, что он является точным, гарантированным от фальсификаций. п. 2 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» № 763 от 23.05.96 // СЗ РФ от 27.05.1996. № 22. Ст. 2663 (с послед. изм. и доп.).

В целом, судебная практика по вопросам опубликования нормативных правовых актов разнообразна и обширна. Она охватывает акты от федеральных до актов органов местного самоуправления. Например, в связи с последними Верховный Суд РФ давал оценку последовательности операций: государственная регистрация и опубликование. Верховный Суд РФ отдал предпочтение опубликованию, указав, что только после него акт вступает в силу. Однако условием опубликования является предварительная регистрация.

С учетом сказанного отметим, что опубликование как завершающая стадия законодательного процесса имеет огромное значение. С ним связано действие нормативных правовых актов. Процедура этой деятельности нуждается в детальном правовом регулировании. Благодаря ее точному исполнению нормативный правовой акт получает государственный официальный характер.

3) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с  общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак представляется важнейшим, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Н.М.Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности». Теория права и государства. Курс лекций / Под ред. Н.М.Марченко. М., 1998. С. 346. По мнению С.С.Алексева, «собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре». Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. Свердловск. Т.2. 1973. С.43. Не случайно именно вопросам иерархичности современных актов посвящаются монографические исследования. Благодаря иерархичности может проводиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.

4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативного правового акта. Он непременно должен содержать  общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение.

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативный характер акта, по мнению Верховного Суда РФ, выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Что касается типичности как проявления нормативности, отметим следующее. Ответственность законодателя состоит в том, чтобы верно установить те общественные отношения, которые возникли в общественной практике, и их дальнейшее функционирование без юридического механизма затруднительно или невозможно. Так возникает большинство законов. Например, компьютерная техника в своем развитии входит во взаимодействие с человеческим обществом. Законодатель, реагируя на это взаимодействие, создает акты, направленные на регулирование отношений по поводу технических и виртуальных объектов.

Труднее задача законодателя в случае проектирования им тех отношений, которые в реальной жизнь пока отсутствуют, но с необходимостью возникнут. Так, например, создаются законы об органах власти и должностных лицах, о порядке их формирования, компетенции. Особенность публичных отношений в том, что возникнуть в жизни без правовых норм они не могут, т.к.  их субъекты не создаются явочно, а действовать должны компетентно. Возможно, особенностями их перспективной типичности предопределяется уязвимость таких законов. Они создаются путем проб, дальнейшего корректирования, отмены неудачных решений.

Таким образом, типичность отношений сообщает акту нормативный характер. Он одинаково предназначен для всех субъектов, не адресован никому персонально. Благодаря этому признаку право может выступать мерой, равным масштабом поведения для других лиц.

5) Для характеристики нормативного  правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа

Вопросы формы, структуры и текста не достаточно освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам.

Таким образом, нормативный правовой акт – это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

6)Для проникновения в сущность нормативного правового акта важны процедурные вопросы. Признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке.

Российское государство создало достаточно  развитый механизм регулирования правотворчества.  Основные идеи, принципы, конструкция законодательного процесса получили закрепление в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества». Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.

Значение процедурных вопросов исключительно велико, что подчеркивается возможностью отмены нормативных правовых актов в случае нарушения порядка их принятия. Этот вопрос становился предметом рассмотрения высших судебных инстанций.

Процессуальные вопросы создания нормативных правовых актов достаточно интенсивно рассматриваются в практике Конституционного Суда РФ, им дано толкование практически всех статей Основного закона, затрагивающих процедурные нормы.

7) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в  которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РФ создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Например, в общих чертах она закреплена в статьях 71 и 72 Конституции РФ. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой – к содержанию. Второе требование означает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.

8) Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т. к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативного правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается в специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.

Таким образом, понятие нормативного правового акта находится в постоянном развитии. Сохраняются основополагающие признаки этого феномена, такие как его связь с органами государственной власти, поддержка  принудительной силой государства. Тем не менее, основания для удовлетворения современным состоянием нормативных правовых актов нет. Многочисленные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что граждане, организации не видят в актах государства абсолютной истины. Как только политический режим допустил саму мысль об отсутствии священного происхождения и незыблемости актов государства, их система стала сыпаться под настойчивыми ударами заявителей в суде. Пиетет, как необходимая составляющая силы государства, практически исчез. Его место занимает желание любыми способами защитить свой интерес, даже если это борьба против государства и его актов. Все это явно свидетельствует о том, что нужны новые подходы к доктрине нормативных актов. Существует острая потребность придания ей юридической силы. Реальный путь  для достижения этого результата видится в принятии федеральных законов, регулирующих законодательный процесс и систему нормативных правовых актов. Не случайно мы столь большое внимание уделяли социологическим школам в части их взглядов на авторитет Законодателя. Убежденность граждан в их сопричастности к деятельности государства, растворение воли всех в воле государственных предписаний, согласие с  ограничениями, вера в обоснованность запретов – все это сделает авторитет нормативного правового акта действительным. Есть другие формы права, которые все это имеют в силу своего происхождения и сущности. Именно об этом должен помнить независимый и неприкосновенный Законодатель.

2.2. Виды нормативно-правовых актов.

Виды нормативно-правовых актов - это их деление в соответствии с объективно существующей иерархической структурой. Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объём действия, содержание, субъекты издания и другие основания.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.
В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
По объёму и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на: акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; акты исключительного (чрезвычайного) действия, регулятивные возможности которых реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-
правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы);
акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти
(юрисдикционные акты общего характера) .
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1998. С. 242

По содержанию нормативно-правовые акты классифицируются в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Наряду с отраслевыми нормативными актами (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Примером таких комплексных нормативно-правовых актов является хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство.
Система нормативно-правовых актов - это упорядоченная масса изданных правотворческими органами, должностными лицами и принятых на референдумах, находящихся между собой в иерархических связях субординации и координации, федеральных и региональных нормативно-правовых актов, направленных на регламентацию общественных отношений и призванных адекватно выразить существующую в обществе расстановку политических сил.
В этой связи рассмотрим виды и систему нормативно-правовых актов в Российской Федерации более подробно.
Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права, свободы и обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие положения Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причём все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой нормативный акт или его часть признается недействующим.
Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 116. Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, её субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые считаются подзаконными и не могут противоречить закону. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1998. С-243.
По значимости содержащихся в них норм законы делятся на конституционные и обыкновенные.
К числу конституционных законов относятся прежде всего законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, и законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно ею.

Обыкновенные законы делятся, в свою очередь, на кодификационные и текущие законы. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Подзаконные акты. Кроме законов палаты Федерального собрания - Государственная Дума и Совет Федерации - полномочны принимать постановления. Примерами таких постановлений являются постановление Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, постановления палат об утверждении регламентов их деятельности.
Еще одним видом нормативно-правовых актов Российской Федерации являются указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу Президент РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы. Это определено Конституцией.
Распоряжения Президента обычно издаются по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права.
Нормативно-правовые акты, такие как постановления и распоряжения, издает и Правительство Российской Федерации. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они имеют общий характер и содержат нормы права.
Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Единых форм нормативно-правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления. Из них нормативными обычно являются инструкции и постановления.

1 2