">
Право Таможенное дело
Информация о работе

Тема: Изучение таможенного дела

Описание: Таможенное дело в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Внешняя политика. Таможенная политика, законодательство. Подготовка и реализация реформы Петра Ивановича Шувалова. Предпосылка и причина. Указ об уничтожении внутренних мелочных сборов.
Предмет: Право.
Дисциплина: Таможенное дело.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 81
Поднять уникальность

Похожие работы:

Введение

Изучение таможенного дела во второй половине XVIII века и реализации таможенной реформы П.И. Шувалова остается одним из актуальных направлений современной исторической науки. Именно таможенная политика России имеет многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, она изначально выступала важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. Сегодня таможенная политика России вновь приобретает значение важнейшей составной части внутренней и внешней политики государства и наполняется новым содержанием.

Предметом пристального изучения становится сама категория «таможенная реформа» тесно связанная с внутренней и внешней политикой. Предметом исследования является таможенная политика России в период царствования императрицы Елизаветы Петровны которая рассматривается в контексте таможенной политики и таможенного законодательства. Объектом исследования ( деятельность П.И. Шувалова по проведению таможенной реформы.

Целью данной курсовой работы является исследовать таможенное дело во второй половине XVIII века и проанализировать таможенную реформу Петра Ивановича Шувалова.

Для достижения цели в работе были определены следующие задачи:

Рассмотреть внешнюю политику в период царствования императрицы Елизаветы Петровны.

Исследовать таможенную политику.

Изучить таможенное законодательство во второй половине XVIII века.

Необходимо исследовать причины и предпосылки для реализации таможенной реформы.

Выяснить подготовку к данной таможенной реформе.

Проанализировать указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», значение данного Указа для таможенной политики.

Определить итоги таможенной реформы Петра Ивановича Шувалова, ее значение для внутренней политики Елизаветы Петровны.

Методологической основой является исторический метод анализа вопросов, относящихся к историко-правовой оценке таможенной политики России во второй половине XVIII века. В свою очередь, ее последовательная реализация обусловила рассмотрение основных вопросов становления и развития таможенной политики в общем русле внутренней и внешней политики и на их основе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Таможенное дело в период царствования императрицы Елизаветы Петровны

1.1. Внешняя политика

В 1740 году прусский король Фридрих II решил воспользоваться смертью австрийского императора Карла VI для захвата Силезии. Началась война за австрийское наследство. Враждебные Австрии Пруссия и Франция попытались склонить Россию принять участие в конфликте на своей стороне, но их устраивало и невмешательство в войну. Поэтому французская дипломатия пыталась столкнуть Швецию и Россию, с тем, чтобы отвлечь внимание последней от европейских дел. Швеция объявила войну России .

Русские войска под командованием генерала Ласси разгромили шведов в Финляндии и заняли её территорию. Абоский мирный трактат 1743 года завершил войну. В ходе переговоров Россия соглашалась ограничить свои территориальные притязания при условии избрания наследником шведского престола голштейнского принца Адольфа Фредрика. 23 июня 1743 года Адольф был избран наследником шведского престола, что открывало путь к окончательному соглашению.

21 статья мирного трактата устанавливала между странами вечный мир и обязывала их не вступать во враждебные союзы. Подтверждался Ништадтский мирный договор 1721 года. К России отходили Кюменегорская провинция с городами Фридрихсгамом и Вильманстрандом, часть Саволакской провинции с городом Нейшлотом. Граница проходит по реке Кюммене.

В 1756-1763 годах шла англо-французская война за колонии. В войне участвовали две коалиции: Пруссия, Англия и Португалия против Франции, Испании, Австрии, Швеции и Саксонии с участием России .

В 1756 году Фридрих II без объявления войны напал на Саксонию. Летом того же года вынудил её капитулировать. 1 сентября 1756 года Россия объявила войну Пруссии. В 1757 году Фридрих разбил австрийские и французские войска и направил основные силы против России. Летом 1757 года русская армия под командованием Апраксина вступила в Восточную Пруссию. 19 августа русская армия была окружена у деревни Гросс-Егерсдорф и только при поддержке резервной бригады П.А. Румянцева вырвалась из окружения. Противник потерял 8 тысяч человек и отступил. Апраксин не организовал преследования, и сам отступил в Курляндию. Елизавета его отстранила и отдала под следствие. Новым командующим был назначен англичанин В. В. Фермор.

В начале 1758 года русские войска овладели Кёнигсбергом, затем ( всей Восточной Пруссией, население которой даже присягнуло императрице. Восточная Пруссия получила статус провинции России. В августе 1758 года при деревне Цондорф произошли сражения не принёсшие победу ни одной из сторон. Фермор после этого был отстранён.

Армию возглавил П.С. Салтыков. 1 августа 1759 года 60-тысячная русская армия у деревни Кунерсдорф против 48 тысяч прусской армии дала генеральное сражение. Армия Фридриха II была уничтожена: осталось только 3 тысячи солдат. Салтыкова за медленное продвижение войск к Берлину отстраняют и назначают А. Б. Бутурлина.

28 сентября 1760 года произошло взятие Берлина; им ненадолго овладел корпус генерала З.Г. Чернышёва, который захватил военные склады. Однако при приближении Фридриха корпус отступил .

Пруссия была поставлена на край гибели. Лишь смерть Елизаветы Петровны и приход к власти Петра III спасли Пруссию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, ей были достигнуты определенные успехи во внешней политике. Французская дипломатия пыталась столкнуть Швецию и Россию, что в дальнейшем привело к войне. Русско-шведская война завершилась Абоским мирным контрактом в 1743 году. Россия приняла участие в англо-французской войне за колонии в 1756-1763 годах. Престиж страны и русской армии в результате Семилетней войны существенно вырос. 1 сентября 1756 года Россия объявила войну Пруссии, Восточная Пруссия получила статус провинции России. Далее произошло взятие Берлина в 1760 году. Можно без преувеличения сказать, что эта война сыграла немаловажную роль в становлении России как великой европейской державы.

1.2. Таможенная политика

Вторая половина XVIII века характеризуется в основном либеральными тенденциями, которых придерживалось правительство царицы Елизаветы Петровны. Таможенная политика строилась с учетом дальнейшего развития торговли, как внутри страны, так и с зарубежными странами. Серьезным препятствием в формировании таможенной политики являлось наличие внутренних таможен, огромное количество различных таможенных сборов, сложность таможенной процедуры .

Таможни по-прежнему управлялись таможенными головами из гостей, купцов, посадских людей и государственных крестьян. Лишь в двух главных таможнях, Архангельской и Макарьевской, они назначались исключительно из гостей. В Архангельске таможенный голова назначался только на время навигации, в других городах ( сроком на 1 год. При голове состояло несколько помощников ( целовальников. Ему также помогали местные дьяки и подьячие, заносившие в специальные таможенные книги данные о торговцах, перемещаемых товарах, суммах сборов. Как голове, так и его подчиненным строго запрещалось производить какие-либо операции за собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной. За увеличение таможенных сборов голов и целовальников награждали и поощряли. В случае же уменьшения суммы сборов по причине неискусного или недобросовестного управления с них взыскивали неустойку, а то и наказывали кнутом .

Важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло в XV-XVI веках, в экономическом отношении оставалось раздробленным на бесчисленное множество отдельных мелких областей, в каждой из которых взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров.

После смерти Петра I, восстановившего мыты и мытные сборы, купцы стали роптать на то, что по дороге к Петербургу их товары везде останавливают «и требуют от посланных от них приказчиков и работников и извозчиков выписей, и с тех выписей берут по гривне и более с выписи». Стремясь оградить торговлю от злоупотреблений, правительство перепечатывало прежние указы, «издавало в подкрепление новые, но тщетно: нарушения постановлений не прекращались. Они могли исчезнуть только с устранением причин их, то есть самих мытных пошлин, что было славным деянием царствования императрицы Елизаветы Петровны» .

Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщин» существовало много других мелочных сборов, что вместе со сложной процедурой досмотра товаров и записи в книгах серьезно стесняло торговлю. Внутренние сборы во второй половине XVIII века существовали «в 17 различных видах, отчасти сохранившихся со времени Новоторгового устава, отчасти введенных вновь Петром и его преемниками. Сборы эти, особенно тяжело ложившиеся на малоценные товары, взимались откупщиками в большом размере, чем следовало, и приводили ( по словам сенатора графа Петра Шувалова ( к тому, что многие люди подвергались суду и наказанию и народ разорялся».

В рассматриваемый период на направленность таможенной политики оказывали влияние внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и препятствовать расширению торговли. Работа таможен, таможенных постов в регионе оказывала влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны .

Таким образом, таможенная политика строилась на развитии внешней и внутренней торговли. В ее формировании препятствием послужило наличие внутренних таможен, огромное количество таможенных сборов, сложные таможенные процедуры, поэтому важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Существенное влияние оказывали внешнеполитические акции иностранных государств, которые стремились затормозить развитие экономики России.

1.3. Таможенное законодательство

Поворот в таможенном законодательстве России произошел в годы царствования Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). Это было время свержения немецкого режима, систематического покровительства всему национальному. Так, по мнению С. М. Соловьева, историческое значение правления Елизаветы состояло в подготовке к следующей эпохе, а историческая заслуга ( в «национальности ее направления» .

Правление Елизаветы Петровны «не изменило в старых формах управления ни одной существенной черты и не принесло никакой существенной новизны. Законодательная деятельность шла за указаниями жизни, развивалась путем практики и не возвышалась до сознания руководящих норм, потому что у власти не было потребности что-либо переделывать и перестраивать. Идеалом был петровский порядок, но его не всегда достигали и даже не всегда понимали ».

Поощряя внутреннее производство некоторых товаров, например, шелка, в интересах отдельных фабрикантов разрешался беспошлинный импорт необходимого им сырья и других материалов. Иногда облагались высокими пошлинами или совсем запрещались к вывозу из страны изделия обрабатывающей промышленности. Довольно часто стеснялся вывоз за границу сырья, добываемого или производимого в России, с целью не допустить его удорожания внутри страны. Таким образом, именными и сенатскими указами в годы царствования Елизаветы Петровны таможенный тариф 1731 года довольно часто подвергался различного рода изменениям и дополнениям без «общего пересмотра».

С принятием тарифа 1766 года в таможенном законодательстве наметились новые тенденции. Пошлины по новому тарифу составляли 12-30 %. Наиболее дорогие товары с целью противодействия контрабанде были обложены незначительными пошлинами. Тариф не в полной мере способствовал развитию промышленности в России.

Дальнейшая либерализация таможенной политики, получившая отражение в указе 1767 года и манифесте 1775 года, способствовала развитию предпринимательства в России. В связи с принятием тарифа 1 марта 1767 года в указе, адресованном Сенату, говорилось, что тариф издан в связи с недостатками предыдущего тарифа, который препятствует развитию отечественной промышленности.

Согласно тарифу 1767 года запрещался ввоз хлебного вина, французской водки, иностранной соли, бархата, парчи, шелковых лент и бахромы, галунов, меха, мышьяка и других товаров. Запрещался вывоз золота и серебра в монетах и в слитках, леса, пороха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли. Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк ( 24 руб. 70 коп.

Таким образом, Елизавета Петровна внесла достаточные изменения для преобразования таможенного законодательства. Императрица придерживалась также старой формой управления. Законодательная деятельность развивалась путем практики. Именными и сенатскими указами таможенный тариф 1731 года довольно часто подвергался изменениям и дополнениям. Тариф 1766 года способствовал развитию промышленности России, что автоматически привлекло к новым тенденциям. Развитию предпринимательства способствовали указ 1767 года и манифест 1775.

Глава 2. Подготовка и реализация таможенной реформы Петра Ивановича Шувалова

2.1. Предпосылка и причина таможенной реформы

Во второй четверти XVIII века обнаружилась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров. Более того, сам механизм взимания таможенных платежей, отличавшийся крайним несовершенством, не побуждал таможенных чиновников радеть о казенном интересе.

В самом деле, досмотрщикам было предоставлено право и даже вменено в обязанность принимать на себя товар, цена которого при перемещении через границу сознательно занижалась, с уплатой купцу-нарушителю объявленной стоимости товара с прибавлением одной пятой части. Отменялась прежняя система правильности таможенной оценки товара, когда сам голова или его помощники должны были присутствовать при заключении торговой сделки . Это вынуждало досмотрщиков не только вступать в коммерческие отношения с купцами-перекупщиками, но и закрывать глаза на явные злоупотребления со стороны торговых людей, которые с этого времени могли без опасений занижать стоимость товара на 20 %. Ведь если рублевый товар оценивался купцом в 80 коп., то таможенный чиновник, пожелавший оставить товар за таможней, уплачивал купцу 96 копеек. Последний только выигрывал от такой «сделки», позволявшей развязаться с целой партией товара. Досмотрщик же оставался внакладе, поскольку ему было невозможно реализовать даже за 96 копеек то, что торговец-профессионал продавал на месте за 1 рубль.

Денежное и иное содержание таможенников было крайне незначительным. Низшие чины вовсе не получали жалования и должны были кормиться из таможенных доходов.

В интересах развития внешней торговли и для пользы «лучшего распорядку в купечестве» в 1729 году был издан вексельный устав. Примерно к этому же времени относится создание национальной таможенной статистики. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным товарам по всем статьям тарифа. С начала 40-х годов XVIII века составлялись ведомости о внешней торговле по всей империи. Наконец, в 1731 году был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой «великого не отменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли» .

Таким образом, причиной проведения таможенной реформы являлось расширение торговли. Так же во второй половине XVIII века в России обнаружилась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров. Далее причиной послужила сложная процедура осмотра товаров и записей в книгах, злоупотребления со стороны торговых людей, занижавших стоимость. В связи с этим, по инициативе графа Петра Ивановича Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х годах XVIII века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753 году началась подготовка к таможенной реформе.

2.2. Подготовка таможенной реформы

С 20-х годов XVIII века один за другим стали появляться проекты перестройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, возникали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. 20 декабря 1753 года императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота .

7 сентября 1752 года граф Пётр Иванович Шувалов предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Первоначально программа мероприятий Шувалова предусматривала освобождение от внутреннего таможенного обложения исключительно крестьянской торговли, не затрагивая купеческой торговли. В проекте не указывалось, на какие виды сборов перелагались доходы, поступавшие в казну от таможенного обложения крестьянской торговли. Именно поэтому 16 марта 1753 года Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях. В окончательном проекте, представленном Сенату 18 августа 1753 года, предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов, обременявших крестьянскую и купеческую торговлю, но также винокурение помещиков. Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. 20 декабря 1753 года предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 декабря 1753 года.

Таким образом, подготовка к реализации таможенной реформы Петра Ивановича Шувалова развивалась успешно. Уже 7 сентября 1752 года граф Петр Иванович предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Далее 16 марта 1753 года Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях. Проект, представленный Сенату 18 августа 1753 года был окончательным, в нем предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов. Предложения П.И. Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» 20 декабря 1753 года.

2.3. Указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов»

В манифесте, опубликованном 20 декабря «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» признавалось, какие сборы пойдут в Государство, указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможенных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препятствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вследствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить».

В манифесте перечислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчиков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мостов и перевозов (кроме Санкт-Петербурга)»). Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх 5 %-й внутренней таможенной пошлины .

Уже в 1754 году внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13 % планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

В 1754 году правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10 %: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров ( по 10 копеек с рубля. Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5 %-й пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13 %; вывоз сибирских товаров за границу ( 10 %-й пошлиной вместо тарифной (с пушнины ( натурой) и 13 %-м сбором. Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10 % и дополнительно 13 %.

В апреле 1755 года пограничные таможни в Брянске, Курске, Смоленске и некоторых других городах перенесли на государственную границу Российской империи. Также были отменены внутренние таможни на границах между Россией, Украиной и областью Войска Донского. К декабрю 1755 года по сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен (не считая 6 сибирских) с целой системой форпостов и застав на всем протяжении государственной границы. Кроме того, имелось 15 портовых таможен .

Портовые и пограничные пошлины стали единственными таможенными пошлинами в стране. Необходимо отметить, что в России ликвидация внутренних пошлин произошла раньше, чем в других европейских странах.

По всей стране ликвидируемые таможни и таможенные чиновники должны были составить отчет и передать свое делопроизводство в местные губернские и провинциальные канцелярии .

Таким образом, указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», опубликованный 20 декабря, закончил целую эпоху в истории российской таможенной политики. В манифесте перечислены 17 видов внутренних сборов, в нем провозглашалась отмена проезжих пошлин. Были отменены внутренние торговые и канцелярские сборы. По сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен к декабрю 1755 года. Единственными таможенными пошлинами в стране стали портовые и пограничные.

2.4. Итоги таможенной реформы

Согласно таможенной реформе 1753 года ввозимые товары облагались 17,5-25 %-й адвалорной ставкой, а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33 % к стоимости импорта.

Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение таможенной реформы .

В целях борьбы с контрабандой была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Одновременно с этим правительство решилось вновь ввести откупную систему. Оно вверило таможенное управление по сухопутной западной границе, уполномочив на шестилетний срок взимать таможенные сборы, не притесняя при этом купцов и не требуя с них лишнего. Также вменялось в обязанность вести таможенные книги и предоставлять в Коммерц-коллегию верные рапорты о привозе и вывозе товаров. Компания обязывалась не только уплачивать откупную сумму, но также содержать таможни и выплачивать жалованье таможенным служащим. Одновременно она получила право осуществлять кадровую политику вплоть до замещения управляющих таможнями свободными лицами любого звания .

Фактором, способствовавшим успехам деятельности Петра Ивановича Шувалова была стабильность и систематичность его действий. Важным условием успешной деятельности графа было и то, что он по своей собственной «доброй охоте» откликался на злободневные вопросы. В отличие от обыденной для изучаемого периода ситуации, когда «мнения» и проекты поставлялись чиновниками по требованию вышестоящих инстанций или самой императрицы, П.И. Шувалов по собственной воле предлагал варианты разрешения наиболее актуальных проблем. Тем самым граф сохранял за собой инициативу, он лично выбирал момент, когда ему удобней всего было обратиться к рассмотрению того или иного вопроса, мог тщательно подбирать все необходимые сведения .

Радикальная таможенная реформа 1753 года, освободившая внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин, за счет роста ставок тарифа при заграничной торговле принесла российской казне значительную прибыль. Так, если при императрице Елизавете Петровне таможенные сборы составляли, как указывалось, около 900 тысяч рублей в год, то в начале царствования Екатерины II пограничные таможни доставляли казне уже свыше 2 млн. рублей.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что императрицей Елизаветой Петровной были достигнуты определенные успехи во внешней политике. Столкновение интересов России и Франции в Польше привело к серьезному ухудшению русско-французских отношений. Французская дипломатия постаралась поднять против России Турцию и Швецию. Русско-шведская война завершилась Абоским мирным контрактом. Семилетняя война существенно увеличила престиж страны и русской армии.

Главным мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI веках, в экономическом отношении до середины XVIII века оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю. На формирование стратегии и тактики таможенной политики оказывала влияние внутренняя и внешняя политика государства, а также необходимость увеличения фискальных сборов.

Для преобразования таможенного законодательства Елизавета Петровна приложила не мало усилий. Не было необходимости что-либо переделывать и перестраивать, поэтому императрица придерживалась старой формой управления. Таможенный тариф довольно часто подвергался различного рода изменениям и дополнениям, он способствовал развитию промышленности и предпринимательства в России.

Причиной проведения таможенной реформы являлась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров. Так же во второй половине XVIII века в России взималось 17 различных таможенных сборов, поэтому процедура осмотра товаров и записей в книгах была весьма сложной. В связи с этим, по инициативе графа Петра Ивановича Шувалова в 1753 году началась подготовка к таможенной реформе.

Подготовка к реализации таможенной реформы Петра Ивановича Шувалова развивалась успешно. 7 сентября 1752 года граф П.И. Шувалов предложил проект уничтожения внутренних таможенных сборов. 16 марта 1753 года Шувалов внес в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы. Далее 18 августа 1753 года, предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов. 20 декабря 1753 года предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов».

Указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» в истории российской таможенной политики закончил целую эпоху . В 1753 году кавалер граф Шувалов в предложении своем Сенату подробно изъяснил, что «к облегчению народному надлежит все внутренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых нашим подданным наносит немалое разорение, оставить» . В 1754 году внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю.

Таможенная реформа 1753 года за счет роста ставок тарифа при заграничной торговле освободила внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин и принесла российской казне значительную прибыль. Список использованных источников

I. Книги

Аграшенков А.В. Таможенное дело в России. X ( начало XX вв. / А.В. Аграшенков, Н.М. Блинов, В.Б. Бобков, А.Н. Мячин, В.А. Шамахов, М.М. Шумилов. ( Санкт-Петербург, 1995. ( 214 с.

Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: учебник для вузов. ( М.: ИНФРА-М, 2001. ( 447 с.

Драганов В.Г. Основы таможенного дела: учебник для вузов. ( М.: Экономика, 2003. ( 687 с.

Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. – М.: Автор, 1995. – 592 с.

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учеб.: в 2 т. Т. 2 / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов , В.А. Шестаков. ( М.: Проспект, 2009. ( 720 с.

II. Статьи из периодических изданий

Габричидзе Б.Н., Коланда В.М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право, ( № 12. ( 1995. ( С. 19-26.

III. Материалы из интернета

Гочковский И.Е. Взятие Берлина русскими войсками. 1760. Из записок Гочковского // Русский архив / Сообщ. П. И. Бартенев. ( 1894. ( 720 с. (электронный ресурс). URL: http://memoirs.ru/texts/Gotschkovski.htm (дата обращения: 03.05.2012).

Таможенная реформа Шувалова // Библиофонд. ( 2009 (электронный ресурс). URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=16393 (дата обращения: 07.05.2012).

Торговая и таможенная политика Российской Империи в 18 веке // real.elfouratti. ( 2012 (электронный ресурс). URL: real.elfouratti.ru/local/ist_td/ ist_td-003.docx (дата обращения: 05.05.2012).

IV. Авторефераты и диссертации

Андриайнен С.В. П.И. Шувалов и его проекты государственных преобразований в 1744-1761 гг.: автореф. дис. С.В. Андриайнена кандидата исторических наук. ( Санкт-Петербург, 2007 ( 194 с.

Приложение

Указ императрицы Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». 1753 год.

Об уничтожении внутреннихъ тамоменыхъ и мелочныхъ сборовъ.

Объявляемъ во всенародное извъстiе. Благополучiе и силу Государства и народа умножать и возстановлять, Наше удовольствiе и желаше о томъ всегдашнее попечете имъя, разными способы по многимъ матерiямъ со времени возшествiя Нашего на Прародительски и Родителей Нашихъ Престолъ возобновлять не оставили; отъ чего Богу, спомоществуюшему Намъ, благо дареше. Государство въ цветущую силу и славу возрастаете народъ, темъ пользуяся, въ лучшее состояше приходить началъ; между прочимъ Всемилостивъйше усмотръли, катя отъ сборщиковъ внутрь Государства таможенныхъ пошлинъ происходять отягошеюя подверженным» къ платежу оныхъ, хотя они безъ наказашя по изслъдоваши не оставляются, но пресъвчетя не видно, а всегдашшя приметки, грабительство и воровство, а отъ того слъдствш коммисш такъ умножаются, что учрежденнымъ мъстамъ для расправь и судовъ настояшихъ дълъ теченiе пресъкаютъ, купечеству жъ помешательство въ торгахъ, перебойка товаровъ и прочiе убытки слъдуютъ; то какъ для сего, а особливо, дабы народъ въ лучшее состояше и силу предъ нынъшнимъ привести, положенной въ подушной окладъ, и какъ оной, такъ и всякаго звашя людей, который слъдующимъ платежамъ подвергнуть, изъ Нашей Императорской милости къ народу и любви отечеству, върноподданныхъ Нашихъ Всемилостивъйше жалуемъ и освобождаемъ отъ платежа внутри Государства таможенныхъ и мелочныхъ сборовъ, то есть:

1. Таможенныхъ съ товаровъ, съ хлъба и со всякихъ съестныхъ припасовъ, съ съна и съ дровъ и съ прочаго, что въ Москвъ въ большую, номерную и мытенную, такожъ и въ другихъ городахъ въ Таможни сбиралось (кромъ конскихь пошлинъ);

2. Съ найма извошиковъ и съ плавныхъ судовъ десятой доли, и съ извозу;

3. Съ клейменiя хомутовъ;

4. Съ мостовъ и перевозовъ (кромъ Санктпетербурга);

5. Вмъсто валешныхъ подымныхъ;

6. Съ подпалыхъ и палыхъ лошадиныхъ и яловичныхъ кожъ и съ скотины;

7. Привальныхъ и отвальныхъ;

8. Съ Яицкой рыбы десятаго сбора;

9. Канцелярскихъ мелочныхъ;

10. Съ ледоколу и съ водопою;

11. Съ четвериковъ помърныхъ;

12. Съ продажи дегтя;

13. Съ въсовъ въсчихъ товаровъ;

14. Съ каменнаго жерноваго промысла я горчетаой глины;

15. Съ проъзжихь грамотъ печатныхъ, которыя сбираются въ казанской Таможяъ съ проъзжихъ торговыхъ людей при объявленш выписей;

16. Вычетныхъ у винныхъ подрядчиковъ и у объявителей за домовыми расходы недонимаемыхъ по вьписямъ Таможеншыхъ пошлинъ;

17. Съ таможеннаго письма.

Какое же облегчете изъ сего Всемилостивъйшаго Нашего установлеюя верноподданному Нашему народу, следующему къ платежу вышеимеиованныхъ сборовъ, произойдетъ отъ разныхъ при оныхъ бываемыхъ слу-чаевъ, и притомъ какъ велико число сбираемыхъ съ нихъ до сего денегъ, которое не въ одномъ, но болъе въ милiонахъ состояло, положеннымъ въ подушной окладъ останется; сколько жъ по онымъ сборамъ доносов», а по иихъ продолжительныхъ слъдствiевъ въ Государства было и есть, по которымъ безчисленное истязанiе, гибель людей и разореше домовъ происходило, какъ отъ правыхъ, такь и ложныхъ доносовъ, что симъ въ пресъченiи Таможенъ конепъ свой возметъ, ибо тотъ случай, по которому оное происходило, искореняется; чего ради Всемилостиввйше повелеваемъ: всъ Таможни, имъющiяся внутри Государства (кромъ портовыхъ и пограничньтхъ) уничтожить, и какъ имъ не быть, такъ и вышеписаннаго сбора не сбирать, а ту сумму сбирать въ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, съ привознаго и отвознаго товара внутренiя пошлины единственно по 13 копъекъ съ каждаго рубля, болъе жъ сего съ того товара, съ которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую какъ иностранные и Россiйскiе купцы съ привоз-ныхъ, такъ подданные Наши съ отвозньгхъ товаровъ платить имеютъ, ибо подданные Наши Россiйскiе купцы, внутри Государства Нашего всяюе товары продавать и покупать будутъ безпошлинно, которой пошлины съ одного товара съ продажи и съ покупки въ одинъ рядъ бываетъ въ платежи по гривн съ рубля, а съ перепродажи одинъ другому сверхъ того пошлину жъ платили, и тако съ одного товара тройная пошлина и болъе въ платежъ бываетъ, а ньне тъ Наши подданные купыы отъ того всего уже будутъ свободны, а только той внутренней пошлины, какъ выше сего явствуетъ, платить будутъ въ однъхъ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, противъ прежняго при портахъ внутренняго платежа, 5 копъекъ, съ прибавкою токмо по 8 копъекъ съ рубля; также и иностранные купцы отъ платежа той внутренней пошлины излишняго убытка пре-терпъть не могутъ, ибо они тъ свои товары продавать будутъ Россiйскимъ купцамъ, не инако, какъ съ прiумножеюемъ той пошлины. кто жъ изъ Нашихъ Россiйскихъ подданныхъ купцовъ о поставки къ портамъ товаровъ до ньшвшняго новаго учреждетя съ иностранными купцами контракты заключили, темъ быть въ своей силе, токмо по сему учрежденiю при портахъ и пограничныхъ Таможняхъ съ техъ товаровъ прежнее положенiе внутренней пошлины платить темъ, кто контрактомъ обязался, а къ тому вновь прибавочную 8 копъеекъ съ рубля платить Нашимъ подданнымъ, а не иностраннымъ, въ разсужденш последующей имъ изъ того пользы; буде же прежняго положешя пошлину кому платить въ контрактахъ заключенныхъ не написано, то и оная остается въ платежъ со стороны подданныхъ Нашихъ; положенныя жъ платежемъ съ привозу и отвозу товаровъ по Тарифу портовыя ефимочныя пошлины остаются впредь до указа на прежнемъ основами. И сей Нашего Императорскаго Величества указъ действо свое взять имъетъ будущаго 1754 года Апреля съ 1 дня, къ которому времени стараться всъ таможеиныя выписи платежемъ очистить, а между темъ Сенату Все-милостивъйше поведали потребныя учрежденiя къ тому времени сделать, которыя тогда и публикуются.