">
Право Уголовное право
Информация о работе

Тема: Уголовная ответственность за нарушение законодательства об уклонении от уплаты налогов и сборов

Описание: Актуальность исследования . Причины возникновения налоговых правонарушений. Их состав, объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Законное уменьшение налогов или налоговая оптимизация. Незаконное уменьшение или уклонение от уплаты.
Предмет: Право.
Дисциплина: Уголовное право.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 17
Поднять уникальность

Похожие работы:

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Факультет вечерне-заочного обучения

Кафедра уголовного и административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Уголовное право»

Тема: «Уголовная ответственность за нарушение законодательства об уклонении от уплаты налогов и сборов»

Выполнил: студентка

Проверил:

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...……3

Глава 1. Причины возникновения налоговых правонарушений ……..……….….6

Глава 2. Состав налогового правонарушения ………………..………………...….8

Пункт 2.1. Объект налогового правонарушения…………………………8

Пункт 2.2 Объективная сторона налогового правонарушения………….8

Пункт 2.3 Субъект налогового правонарушения…………………………8

Пункт 2.4 Субъективная сторона налогового правонарушения…………9

Глава 3. Признаки налогового правонарушения ..………………..…………….....10

Глава 4. Законные и незаконные уменьшения налогов………..……….………....12

Пункт 4.1. Законное уменьшение налогов или налоговая оптимизация..12

Пункт 4.2. Незаконное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов…………………………………………………………..13

Глава 5. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов. ...…..…..17

Глава 6. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Cанкции, применяемые за налоговые правонарушения………………...………………………………………………...….22

Пункт 6.1. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения………………….22

Пункт 6.2. Cанкции, применяемые за налоговые правонарушения……..23

Заключение…………………………………………………………………………...24

Список использованных источников…………………………………………...…..25

Введение

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. От поступления налогов (в цивилизованных странах налоги составляют от 50 % до 90 % от всех поступлений в бюджет) зависит не только бюджет, но и государственная безопасность страны.11

Общее понятие налога – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.5

Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет наступление ответственности (уголовной, налоговой, административной, гражданской) и применения соответствующих санкций.5

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Несмотря на реформирование экономики страны, и замены старых законов новыми, нельзя сказать, что наше законодательство совершенно. Несовершенство налогового законодательства провоцирует совершение преступлений в этой сфере, поэтому государство вынуждено ввести контроль за уплатой налогов. Отсюда и появление понятия уголовная ответственность и наказание за налоговое правонарушение. Понятие "налоговое преступление" означает наиболее опасное нарушение налогового законодательства, в результате которого в бюджет не поступают денежные средства, необходимые государству для осуществления его полномочий.9

Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.».1

Ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Нарушения нормативных актов о налогах и сборах при определенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным или административным законодательством. 5

Уголовная ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения – это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.7

Актуальность исследования темы настоящей работы заключается в том, что понимание сущности уголовной ответственности, знание ее основных принципов позволяет налогоплательщикам успешно разрешать сложные конфликтные ситуации. Установление ответственности за налоговые нарушения уменьшит уклонения от уплаты налогов.

Целью настоящей работы является: исследование вопроса о наступлении уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, определение специфики уголовной ответственности, особенностей объекта, субъекта, субъективной и объективной сторон составов уклонения от уплаты налогов.

Задачи исследования данной темы состоят в следующем:

кратко осветить причины возникновения налоговых правонарушений;

рассмотреть состав и признаки налогового правонарушения;

определить законнонность и незаконность уменьшения налогов;

привести основания уголовной ответственности;

обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Глава 1. Причины возникновения налоговых правонарушений

Причины возникновения налоговых правонарушений в России, всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на следующие категории:

политические;

экономические;

моральные;

технические.

- Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения;

- Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию. Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога;
- Моральными причинами являются неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и корысть налогоплательщиков. Налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов. Корысть, при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию. Например, руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия;

- Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.9

Глава 2. Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения – это система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как налогового правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности.3

Состав налогового правонарушения, как и любого другого правонарушения, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Пункт 2.1. Объект налогового правонарушения

Под объектом правонарушения понимаются те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель и которым причиняется вред.

Пункт 2.2. Объективная сторона налогового правонарушения

Объективная сторона характеризует правонарушение как деяние, т.е. акт поведения. Её образует само противоправное деяние, причиненные негативные последствия и причинная связь между деянием и его последствиями. Характеристика объективной стороны правонарушения определяется нормативными правовыми актами – действия или бездействие, способ, место, обстоятельства его совершения, тяжесть причиненного вреда. 9

Пункт 2.3. Субъект налогового правонарушения

В соответствии со ст.107 НК РФ под субъектом налогового правонарушения понимается лицо, совершившее противоправное деяние и подлежащее налоговой ответственности. Таким лицом может быть как физическое лицо, так и организация. 3

Пункт 2.4. Субъективная сторона налогового правонарушения

Субъективная сторона налогового правонарушения характеризуется виной правонарушителя. При этом вина как психическое отношение лица к совершенному деянию может иметь разные формы – умысел и неосторожность. 4

Правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния.2Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, что деяния, которые оно совершает, нарушают законодательство и запрещены им под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий умышленно, может активно желать наступления вредных последствий, а может игнорировать их, сознательно предполагая при этом их наступление.4

Неосторожность всегда характеризуется тем, что правонарушитель не осознавал противоправного характера своего деяния либо вредный характер наступивших последствий, хотя должно было и могло это осознавать.2

Глава 3. Признаки налогового правонарушения

К признакам налогового правонарушения относят:

Антиобщественность, то есть деяние является общественно опасным, нарушающим общественные отношения охраняемые законом. Статья 57 Конституции Российской Федерации (далее КРФ) гласит: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”1;

Противоправность состоит в нарушении действующих норм законодательства.

Вредность деяния. Любое правонарушение причиняет вред действующему правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выражен материально. Если поведение лица не несет никаких существенных угроз общественным или частным ценностям, запрещать его не имеет смысла.

Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного законодательством, является правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение санкций.

Виновность выражается в психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному - правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения.8

Масштабы налоговой преступности в России сегодня представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства. Это обусловливается все возрастающим проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны.

За 2010 год из 400 тыс. преступлений экономического характера, совершенных в прошлом году, 15 тыс. – налоговые. При этом ущерба они наносят больше всего: казна потеряла 75 млрд. руб. А по остальным 385 тыс. - 140 млрд. руб. Существенно выросло количество уклонистов - на 10 процентов. Среди налоговых агентов нарушителей стало больше на 12 процентов, среди юридических лиц - на 5,5 процентов. При этом наказания физическим лицам выносятся мягкие. За два года за уклонение от уплаты налогов были осуждены около 7 тыс. человек. По УК РФ были наказаны единицы, да и те отделались условными сроками и штрафами. За прошлый год действительно возросла преступность. 11

Глава 4. Законные и незаконные уменьшения налогов

Все способы можно подразделить на две самостоятельные категории. Незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе - правомерное уменьшение налогов.

Пункт 4.1. Законное уменьшение налогов или налоговая оптимизация

В эту категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов. По сути, это не уклонение от уплаты налогов, так как от уплаты, как таковой, налогоплательщик не уклоняется, а оптимизация налогов.

Иначе, действия по легальному уменьшению налоговых платежей называют минимизацией налогов.

Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Данный способ с юридической точки зрения не предполагает нарушения законных интересов бюджета.

Главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов: налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия плательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

Пункт 4.2. Незаконное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов

В эту категорию входят способы, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее законодательство, в частности российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой оптимизации через термин "уклонение от уплаты налогов" (ст.198, 199 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого нарушения налогового законодательства. Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и противоправны изначально, то есть законного уклонения не бывает.7

Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

Исходя из тяжести содеянного, в результате незаконного уклонения от уплаты налогов можно выделить следующие способы.

Некриминальное уклонение от уплаты налогов - это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности (неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения и проч.) 7

На сегодняшний день необходимость установления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов обусловливается рядом факторов:

1) Криминологический – определяет общественную опасность уклонения от уплаты налогов, причинность, распространенность и латентный характер этого деяния.

2) Нормативно-правовой – отражает юридическое закрепление налоговой системы в нормах Учредительного акта государства – Конституции, а также в нормах других отраслей права.

3) Исторический – рассматривает вопросы возникновения и развития института уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

4) Международно-правовой – изучает соотношение норм национального уголовного права и международного права в области противодействия налоговой преступности, а также сотрудничества государств в борьбе с уклонением от уплаты налогов и привлечения виновных к ответственности.

5) Политический – использует механизмы массовых информационных коммуникаций и публичной дипломатии в вопросе противодействия налоговым преступлениям.9

Криминальное уклонение от уплаты налогов совершается путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности.7

Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ.2

В соответствии с действующим уголовным законодательством для организаций уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, наступает только при совершении этого преступления в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.4

Для примера, криминальными способами уклонения от уплаты налогов являются: подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за "наличку"), фиктивный прием на работу "мертвых душ".

Причин, склоняющих налогоплательщика к уменьшению налогов, достаточно много. Некоторые из них:

Колебания налогового законодательства снижают авторитет налоговых законов, что в свою очередь вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности его исполнения и, соответственно, влечет его нарушения;

Граждане относятся к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих же интересах;

Чувство несправедливости, возникающее из-за предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков, так как они оказываются в более выгодном положении;

Сложность налоговой системы и само налоговое законодательство препятствуют эффективности налогового контроля, создают налогоплательщику возможности избежать уплаты налогов и тем самым дают возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. 7

Глава 5. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (юридические лица) и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и/или сборы.3

Необходимо различать налоговые преступления, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена УК РФ, и налоговые правонарушения, ответственность за которые наступает согласно НК РФ.

На основании УК РФ 2011 г. Главы 22 преступления в сфере экономической деятельности формирование бюджета и государственных внебюджетных фондов включает в себя следующие виды деяний:

уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194);

нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.192);

неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);

сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2);

уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198);

уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст.199).2

Рассмотрим особенности уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

“Уголовная ответственность – это предусмотренное уголовно–правовой нормой и примененное к лицу вступившим в законную силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление”.2

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

УК РФ выделяет следующие принципы наступления уголовной ответственности:

- преступность деяния (ст. 3);

- его наказуемость (ст. 3);

- общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия (ст. 5);

- установлена вина (ст. 5).10

Статья 198. “Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды”, указывает на нарушение Конституционной обязанности платить законно установленные налоги непосредственно физическим лицом – налогоплательщиком, то статья 199 “Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации”, указывает на нарушение того же правоотношения организацией, подразумевая должностных лиц этой организации. То есть, обе статьи охраняют одно правоотношение – уплату налогов, различие проводится по субъектному составу.2

Основанием для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов может являться только вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. В связи с чем полностью исключено привлечение к уголовной ответственности до момента окончания проведения проверки налоговым органом и принятия по ее результатам решения о привлечении к ответственности, равно как полностью исключено и привлечение к уголовной ответственности в случае признания арбитражным судом недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности.

Согласно ст. 199 УК РФ к ответственности могут быть привлечены должностные лица организаций и предприятий: руководитель организации - налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывавшие другие объекты налогообложения.

Виновным может быть признано не только лицо, непосредственно осуществлявшее преступное деяние. Перечисленные лица могут быть как непосредственными исполнителями рассматриваемых преступлений, так и их организаторами или лицами, склоняющими других к совершению преступления.

В этих случаях лица, организовавшие совершение преступления, о котором идет речь в ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации - налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 и соответствующей части ст. 199 УК РФ.

Соучастниками в совершении преступления могут быть должностные лица любых предприятий и организаций, в том числе должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые могут умышленно содействовать уклонению от уплаты налогов. Это содействие может быть направлено как на физическое, так и юридическое лицо. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которыми они умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, рассматриваются как соучастие в совершении преступления, то есть в соответствии с уже упомянутой ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 (или ст. 198 Уголовного кодекса, когда речь идет об уклонении гражданина от уплаты налога).4

К организациям, о которых говорится в ст. 199 УК РФ, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов за исключением физических лиц.

Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с организацией надлежит квалифицировать действия виновного, совершившего два раза и более деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК РФ, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное деяние, являлся исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление.

Уклонение от уплаты налогов с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно, если судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята, а также если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности. 4

Статья199 УК РФ призвана регулировать отношения, связанные с надлежащим исполнением своих обязанностей налоговым агентом по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Законодательно закреплено, что лицо, впервые совершившее преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов, освобождается от уголовной ответственности в случае, если оно полностью возместило ущерб, причиненный бюджету. Особо отметим, что условием освобождения от уголовной ответственности является уплата не только недоимки, но соответствующих сумм пени и штрафов, начисленных в соответствии с НК РФ. Важным является и то, что в случае уклонения от уплаты налогов с организации возможность уплатить необходимые суммы в бюджет законодательно предоставлена не только самой организации, но и должностному лицу, совершившему преступление, что до недавнего времени не расценивалось судами как надлежащая уплата налогов налогоплательщиком-организацией. 10

По общему правилу, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу, что подразумевает нахождение подозреваемого (обвиняемого) по таким статьям на свободе до момента вынесения судом приговора по уголовному делу.4

Для налогоплательщиков-физических лиц, прежде всего индивидуальных предпринимателей, чётко закреплен принцип однократности ответственности за налоговые правонарушения. В частности установлено, что привлечение налогоплательщика-физического лица к уголовной ответственности влечет за собой отмену решения о привлечении к налоговой ответственности, т.е. наступление уголовной ответственности исключает привлечение лица к налоговой ответственности.5

Глава 6. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Cанкции, применяемые за налоговые правонарушения

Пункт 6.1. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.7

При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем вдвое, а при наличии отягчающих обстоятельств он увеличивается на 100%. Имеет место давность взыскания налоговых санкций. 4

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта.

Вместе с тем при нарушении своих прав налогоплательщики вправе обжаловать действия налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщик вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пени и налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. 5

Пункт 6.2. Cанкции, применяемые за налоговые правонарушения

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах. Ответственность за вину является принципом материального права, презумпция невиновности - процессуального. Именно поэтому в уголовно-правовой сфере, где материальные и процессуальные нормы образуют самостоятельные отрасли права, эти принципы закреплены раздельно: ответственность за вину - в УК РФ, презумпция невиновности - в УПК РФ. 7

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков как в судебном порядке (если больше 5 тыс. рублей) так и по решению руководителя налогового органа.

Если налогоплательщик не уплатил штраф добровольно и в срок, налоговый орган подает иск в арбитражный суд или суд общей юрисдикции о взыскании суммы штрафа. 5

Недоимки по налогам и пени взыскиваются в бесспорном порядке со всех счетов налогоплательщика, кроме ссудных и депозитных.

Заключение

В проделанной работе исследовалась одна из важнейших проблем современности - уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Непоступление в бюджет и государственные внебюджетные фонды средства причиняет существенный вред государству и обществу, поскольку затрудняет реализацию государственных социально-экономических программ, нарушает интересы граждан.

Применяемые к лицу, совершившему преступление, наказания и иные меры уголовно - правового воздействия должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также обстоятельствам его совершения.

В целом, в соответствии с поставленными задачами в настоящей работе были освещены основные теоретические понятия в сфере Уголовной ответственности за нарушение законодательства об уклонении от уплаты налогов и сборов, рассмотрены состав и признаки налогового правонарушения; приведены основания уголовной ответственности, а также ответственность за уклонение от уплаты налогов, предусмотренная статьями 198 и 199 УК РФ, рассмотрены основные способы совершения преступлений, предусмотренных статьями УК РФ.

Список использованных источников

Конституция РФ: официальный текст.- М.: Айрис пресс, 2006. – 64 с.;

Уголовный кодекс РФ: текст с изм. У 26 и доп. на 1 ноября 2011 г.- М.: Эксмо, 2011. – 176 с. – (законы и кодексы);

Налоговый Кодекс РФ (электронная версия);

Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2004. – 896 с.;

Феоктистов И.А, Нечипорчук Н.А, Красноперова О.А. Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. 2009.- 192 с.;

Смоленский М.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – Ростов Н/Д: Феникс, 2010. – 312 с.;

Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от платы налогов и сборов. - М.: Юрайт, 2009.;

Пепеляев С.Г. «Основы налогового права». - М. :1998.-496 c.;

Демин А.В Налоговое право России: учебное пособие, 2009.-328 c.;

Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Уголовное право России. – М.: Норма, 2008. – 479 с;

http://www.taxpravo.ru/rubrics/topic1/topic14334НДФЛ.