">
Право Уголовное право
Информация о работе

Тема: Уголовно-исполнительная политика

Описание: Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание. Основные принципы. Общеправовые, демократизма, законности, гуманизма, межотраслевые, равенства осужденных перед законом, индивидуализации, отраслевые, рационального применения мер принуждения.
Предмет: Право.
Дисциплина: Уголовное право.
Тип: Курсовая работа
Дата: 31.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 127
Поднять уникальность

Похожие работы:

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Основные положения уголовно-исполнительной политики…………6

1.1. Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание………..…..6

1.2. Принципы уголовно-исполнительной политики………………………...…8

Глава 2. Сущность уголовно-исполнительной политики в ИУ и СИЗО…..…16

2.1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью………………………………………………....16

2.2. Влияние уголовно-исполнительной политики на реформирование уголовно-исполнительной системы в целом и на ИУ и СИЗО в частности как органов (учреждений) по исполнению уголовных наказаний………...……..20

Заключение……………………………………………………………………….27

Список источников и литературы………………………………………………29

Введение

Актуальность темы исследования. Политика государства оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно – исполнительная политика в ИУ и СИЗО тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно – исполнительная политика в ИУ и СИЗО определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.

Степень научной разработанности. Данная проблема была поднята среди таких авторов, как: М.А. Громов, И.А. Ефремова, Б.Б. Казак, Л.М. Колодкина, В.М. Лебедев, Б.З. Маликов, Р.Г. Матушевский, Т.Ф. Минязева, В.И. Селиверстов, C.B. Степашин и других.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе совершенствования уголовно-исполнительной политики в ИУ и СИЗО.

Предметом исследования является совершенствование уголовно-исполнительной политики в ИУ и СИЗО.

Цель курсовой работы – рассмотрение основных положений уголовно-исполнительной политики в ИУ и СИЗО.

Задачами курсовой работы являются: рассмотреть понятие уголовно-исполнительной политики, его принципы; выявить сущность уголовно-исполнительной политики и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью; раскрыть, в чем состоит влияние уголовно-исполнительной политики на реформирование уголовно-исполнительной системы в целом и на ИУ и СИЗО в частности как органов (учреждений) по исполнению уголовных наказаний

Методы исследования: функциональный, системный, логический, анализа и синтеза и другие.

Структура работы. Курсовая включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список источников и литературы.

Глава 1. Основные положения уголовно-исполнительной политики

1.1. Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание

Борьба с преступностью - одна из основных задач государства. Ее решение связано со всеми областями политики и непосредственно отражается на уголовно-исполнительной политике и правовом положении осужденных. П.В. Шмаров отмечал, что «на формирование стратегии политики в области исполнения наказания оказывают влияние динамика и структура преступности. При стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной сфере, как правило, более гуманна. Однако рост преступлений, особенно тяжких, прежде всего насильственных, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения» .

Уголовно-исполнительная политика как часть социальной политики в сфере борьбы с преступностью в рамках уголовной политики имеет свой предмет, с учетом которого ее можно определить как основанные на научном познании объективных закономерностей развития общества направления деятельности органов и учреждений, исполняющих меры уголовно-правового характера, назначенные виновному судом, а также органов, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан, содействующих им в этой деятельности, на базе которых формируется правовое положение осужденных в период отбывания ими соответствующей меры уголовно-правового характера и применения к ним основных средств исправления, а также мер социальной адаптации.

В литературе встречаются и другие определения уголовно-исполнительной политики, например, как политики в области борьбы с преступностью в сфере исполнения уголовного наказания, определяющей «цели, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами» .

Считается, что в этих определениях не в полной мере выражена сущность, специфика и содержание именно уголовно-исполнительной политики, задачей которой является установление и обеспечение правового положения уже осужденных лиц.

Термин «уголовно-исполнительная политика», пришедший на смену термину «исправительно-трудовая политика», прочно вошел в научный оборот после принятия Конституции 1993 г., в ст. 71 которой отмечается, что в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство.

Термин «исправительно-трудовая политика» появился в советском государстве в 20-е годы. В то время употреблялся еще и термин «пенитенциарная политика». Слово «пенитенциарный» происходит от латинского слова «poenitentiarius», которое в переводе на русский язык означает «покаянный, исправительный».

В зарубежных концепциях XVIII в. и в русском дореволюционном праве бытовало мнение о том, что смысл положения осужденного в период исполнения назначенного ему наказания, главным образом в виде лишения свободы, заключается в религиозном воздействии на него, что предполагает покаяние виновного и отпущение ему грехов. Впоследствии в России и других странах термину «пенитенциарный» придавалось значение «исправительный», а политика в сфере определения правового положения осужденного называлась «исправительно-трудовая», что отражало ее основное направление - исправление трудом. С середины 20-х по 60-е годы весь Советский Союз был превращен в «трудовой лагерь», а использование дешевого труда осужденных было особенно выгодно стране Советов. Впоследствии постепенно труд осужденных стал терять свое первоначальное значение и приобретать качество одного из основных средств воздействия на виновных, являвшегося главным критерием их становления на путь исправления.

Термины «исправительно-трудовая политика» и «исправительно-трудовое право» использовались в России в значении «уголовно-исполнительного» вплоть до принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г.

Содержание уголовно-исполнительной политики выражается в разработке основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных; в определении характера применяемых к ним средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.

В задачу уголовно-исполнительной политики входит определение приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами, т. е. создание эффективной исправительной системы России.

Итак, под уголовно-исполнительной политикой понимают основанные на научном познании объективных закономерностей развития общества направления деятельности органов и учреждений, исполняющих меры уголовно-правового характера, назначенные виновному судом, а также органов, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан, содействующих им в этой деятельности.

1.2. Принципы уголовно-исполнительной политики

Принципы - это вытекающие из требований политики государства общие руководящие начала, обусловливающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.

Принципы уголовно-исполнительной политики, выраженные в правовых нормах, становятся принципами уголовно-исполнительного права.

Имеются три группы принципов уголовно-исполнительного права:
1) общеправовые; 2) межотраслевые; 3) отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.
Общеправовыми они называются потому, что присущи всем отраслям права; межотраслевыми - потому, что присущи смежным отраслям права: уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному; отраслевыми - потому, что присущи только одной отрасли права: уголовно-исполнительному.

Принцип демократизма отражает сущность многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности.

Принцип демократизма заключается в следующем:

а) законы, регулирующие исполнение наказания и применение к осужденным исправительного воздействия выражают волю народа. Так, например, проект нового Уголовно-исполнительного кодекса обсуждался в средствах массовой информации. 

б) руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма. То есть централизованное руководство органами, исполняющими наказание, сочетается широкой самостоятельностью местных органов власти и управления. 

в) основное содержание этого принципа составляет положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом независимо от национальности, языка, происхождения, социального положения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. 

г) принцип демократизма выражается в демократичном характере процесса исправления осужденного он не только объект, но и субъект воспитания. 

д) принцип демократизма выражается и в широком участии общественности в исправлении осужденных и в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений.

Принцип законности - конституционный и закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст.ст. 4, 13, 15, 17-19 и др.), а также в международных документах. В уголовно-исполнительном праве он выражен в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере .

Принцип законности выражается в следующем: 

а) он пронизывает всю деятельность исправительных учреждений, так как эти учреждения по своему значению призваны воспитывать в духе уважения к закону лиц, осужденных за его нарушение, 

б) основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, так как способствуют росту рецидивной преступности.

в) соблюдение законов и требований режима осужденными, 

г) соблюдение законов и подзаконных актов представителями общественности, 

д) контроль за соблюдением законности в деятельности органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным Прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Проводится также контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль Ст. 19-22 УИК РФ.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права отражен во многих институтах и нормах УИК и других законах, регулирующих исполнение наказания, он закреплен во многих международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».

Принцип гуманизма заключается в следующем: 

а) общество не отказывается от преступника, как от своего члена, а стремится исправить его. Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных.

Поэтому суровая мера государственного принуждения - уголовное наказание - является гуманной, так как с его помощью общество борется за человека, совершившего преступление, за то, чтобы он стал честным, нужным обществу гражданином. 

б) гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека. 

в) принцип гуманизма находит выражение в установлении гуманных условий отбывания наказания: жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы соответствуют санитарным нормам, питание обеспечивает нормальную деятельность организма, осужденным оказывается медицинская помощь, труд организуется с соблюдением охраны труда и техники безопасности.

Требованием гуманности отвечают и нормы закона о поддержании контактов с родственниками и иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.

Особой гуманностью отличаются условия установленные для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Им создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, повышены нормы питания. 

г) за хорошее поведение и честное отношение к труду к осужденным применяется целая система мер поощрений. Ст. 113 УИК РФ. 

д) отражением принципа гуманизма является прогрессивная система, то есть изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных.

Лица, твердо вставшие на путь исправления, могут быть переведены на улучшенные условия содержания, а также из тюрьмы в исправительную колонию, из исправительной колонии - в колонию-поселение . 

е) проявлением заботы о судьбе осужденных проникнуты нормы об оказании помощи лицам, освобожденным от наказания, о праве на пенсию и возмещение вреда лицам, утратившим трудоспособность во время отбывания наказания. 

ж) к лицам, доказавшим свое исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания или замена его более мягким. 

з) от отбывания наказания освобождаются лица, заболевшие душевной хронической или иной тяжкой болезнью. 

и) выражением гуманности является возможность применения амнистии и помилования.

II. Межотраслевые принципы: равенства осужденных перед законом; дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.

1) Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящиеся в одних условиях отбывания наказания. Принцип равенства всех перед законом основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения Ст.19 Конституции РФ..

2) Принцип дифференциации. Он отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству (есть специальные колонии для иностранцев); полу (мужские и женские); возрасту (есть колонии для несовершеннолетних); тяжести совершенного преступления (колония строгого режима); судимости (колонии особого режима).

Дифференциация обуславливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.

3) Принцип индивидуализации. Он выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

Такой подход определяется на основе изучения личности осужденного с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств дела, степени опасности самого преступника, его поведения во время отбывания наказания. Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т. п.). Упор делается на характер и степень социально-нравственной запущенности личности.

Необходимо ставить задачи по исправлению осужденных и ориентировать работников исправительных учреждений и СИЗО на проведение воспитательной работы с каждым осужденным, а также заключенным под стражу.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных. Рациональность применения мер принуждения главным образом заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.

Каждому виду наказания свойственен свой набор средств исправления осужденных применяемых в конкретных условиях исполнения наказания.

Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает, прежде всего, применение правовых стимулов регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

Нравственное воспитание способствует развитию таких положительных качеств у осужденных, как честность, любовь к людям. С этой целью в исправительных учреждениях разрешается деятельность религиозных организаций .

В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных. Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой деятельности.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного. Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, тем самым, проводя идею о возможности исправить каждого правонарушителя. Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями и не всегда их исправление возможно.

Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Общеобразовательное обучение способствует повышению культуры и сознательности осужденных и имеет значение для получения ими специальности. Профессиональная подготовка создает возможности для приобщения к трудовой деятельности.

Вывод по 1 главе:

Уголовно-исполнительная политика подразумевает под собой основанные на научном познании объективных закономерностей развития общества направления деятельности органов и учреждений, исполняющих меры уголовно-правового характера, назначенные виновному судом, а также органов, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан, содействующих им в этой деятельности.

Она основана на ряде принципов, выраженных в правовых нормах, среди которых принято выделять такие, как: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

Глава 2. Сущность уголовно-исполнительной политики в

ИУ и СИЗО

2.1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике

государства в сфере борьбы с преступностью

В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Конкретные цели социальной политики имеют сложную систему и зависят от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по их реализации.

Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика государства в указанной сфере многоплановая, ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную политику, уголовно-исполнительную политику.

Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью условно; отдельные ее направления могут объединяться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступлений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждения рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой. В любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Составной частью уголовной политики является уголовно-правовая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания .

Правовая сфера уголовно-исполнительной политики имеет более узкое содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге, политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Поскольку цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства в указанной социальной сфере произошло в России в последние годы. Оно обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними; изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы.

Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредованно определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются Президент России и Федеральное Собрание. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Примером, показывающим роль Президента РФ в формировании уголовно-исполнительной политики государства, является его Указ от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ» и Указ от 25 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД России в ведение Минюста России», которыми осуществлена передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции и намечены меры по ее реформированию. Данные документы имеют не только организационно-правовое содержание, но и предопределили направление дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики.

Федеральное Собрание России, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассматривая вопросы борьбы с преступностью, оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания. Все иные субъекты Российской Федерации лишь реализуют ее в своей деятельности .

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего - в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение): Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, департамента судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. органы государственной власти и управления субъектов федерации входят с предложением или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала этих учреждений; создают условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду.

Мы выяснили, что уголовно-исполнительная политика имеет своей целью создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Касаемо сферы уголовно-исполнительной системы отметим, что одним из направлений такой политики является политика в сфере борьбы с преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

2.2. Влияние уголовно-исполнительной политики на реформирование

уголовно-исполнительной системы в целом и на ИУ и СИЗО в частности

как органов (учреждений) по исполнению уголовных наказаний

Определяя основные направления деятельности государства и всего общества в борьбе с преступностью, уголовная политика оказывает значительное влияние на содержание, структуру, функции и задачи уголовно-исполнительной системы.

Разрабатывая вопросы криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации деяний, определяя характер и виды применяемых мер уголовного преследования и т.д., политика по существу обосновывает создание органов и учреждений по исполнению уголовных наказаний, направления, формы и методы их деятельности, в частности на ИУ и СИЗО. Последние 70 лет в формировании уголовной политики России доминирующим фактором являлось ужесточение борьбы с преступными проявлениями.

В начальный период этот фактор был обусловлен прежде всего политическими целями, когда перед соответствующими органами ставились задачи по уничтожению классовых врагов, «враждебных элементов»: дворянства, духовенства, кулачества, казачества и т.д. В конце концов эти задачи были выполнены, однако жесткость уголовной политики осталась, а позитивных результатов в борьбе с преступностью это не принесло. Зато охват населения репрессивными мерами исправительно-трудовой системы оказался огромным.

Как уже отмечалось, уголовная политика во многом определяет основные направления и цели политики в сфере исполнения уголовных наказаний, которая непосредственно реализуется в соответствующем законодательстве и практике его применения .

Поскольку уголовно-исполнительная политика базируются на общих принципах и положениях социальной политики, постольку на формирование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, на практику применения их норм воздействуют требования социальной политики, в соответствии с которыми осуществляется социальное управление, оказание воздействия на воспитание человека и формирование личности. Следовательно, можно сделать вывод, что уголовно-исполнительная система любого государства формируется и зависит от общей социальной политики и ее составных частей: уголовной, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики. Изменение и реформирование их с неизбежностью влечет необходимость реформирования уголовно-исполнительной системы этого государства.

Уголовно-исполнительная система любого государства, являясь его неотъемлемой частью, складывается, развивается и реформируется под влиянием тех же социальных, экономических, политических, идеологических и иных факторов, которые протекают в обществе.

Советская политика в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными с самого начала формировалась и развивалась как исправительно-трудовая. Поэтому исправительные учреждения именовались исправительно-трудовыми, которые создавались прежде всего в малонаселенных и труднодоступных регионах страны. Именно эти учреждения, благодаря своей дешевой рабочей силе, во многих случаях являлись основной производительной силой в выполнении пятилетних и иных планов. Не случайно, Министерство внутренних дел СССР занимало место в первой десятке промышленных министерств и ведомств страны.

Кризис экономики не замедлил сказаться на положении дел и в исправительных учреждениях. Были разрушены хозяйственные связи этих учреждений с предприятиями других министерств и ведомств, многие предприятия исправительной системы оказались на грани банкротства, а отсюда незанятость осужденных трудом, неплатежи, задержки заработной платы персоналу учреждений и многие другие отрицательные факторы в деятельности исправительно-трудовой системы.

Все это потребовало принятия мер, направленных прежде всего на экономическую выживаемость этой системы. В 1992 г была разработана и принята Концепция перехода промышленности уголовно-исполнительной системы к рыночным отношениям. В управленческих структурах системы начали создаваться маркетинговые службы, деятельность которых была направлена на максимальное обеспечение конкурентоспособности создаваемой на предприятиях исправительных учреждений продукции.

В начале 90х – годов был принят и ряд других нормативных правовых актов, направленных на изменения в уголовно-исполнительной системе. Они в основном имели характер ситуативного реагирования на изменения в обществе и государстве, ответной реакцией на имевшую место критику системы со стороны общественности и требования международно-правовых актов по правам человека и содержанию осужденных.

Безусловно, основополагающим фактором в деле серьезного подхода к реформированию уголовно-исполнительной системы стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Традиционно советская исправительная система исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности рассматривались на паритетных началах лишь в случаях совпадения интересов государства, общества и личности, а если такого не случалось, то интересы государства и общества преобладали над интересами личности.

Напротив, новая Конституция России в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет интересов личности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2) .

Этот принцип лег в основу реформирования политики и законодательства, в том числе и в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний, обусловив в первую очередь систему мероприятий, направленных на их гуманизацию, усиление цивильного начала в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Ряд вопросов функционирования уголовно-исполнительной системы был решен нормативными актами Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

Так, Правительством были установлены нормативы штатной численности персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в зависимости от среднегодовой численности осужденных. Для стабилизации промышленной деятельности и финансового состояния учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы решениями Правительства Российской Федерации они были освобождены от платежей за землю, от налога на имущество. В 1994 г. Правительство приняло специальное Постановление «О размещении на предприятиях учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и на собственном производстве этих учреждений заказов на поставку продукции, выполнение работ и услуг для удовлетворения государственных нужд». Позднее Правительство разработало специальные Федеральные целевые программы содействия трудовой занятости осужденных к лишению свободы. Все эти мероприятия позволили УИС не только выжить, но в целом на удовлетворительном уровне решать поставленные перед ней и непроизводственные задачи.

Отметим, что реформирование уголовно-исполнительной системы - процесс достаточно длительной и многоэтапный. Его эффективность зависит от целого ряда факторов и условий экономического, социального, правового и иного характера, в том числе и от проводимой государством уголовно-исполнительной политики.

В этих целях следует изучать и в разумных пределах использовать накопленный в зарубежных странах опыт применения различных государственных стратегий в борьбе с преступностью в условиях социально-экономического кризиса и криминального взрыва.

Для совершенствования отечественной уголовной политики представляет интерес и опыт зарубежных стран, где в этой сфере серьезное внимание уделяется жертвам преступления. Им обеспечивается реализация всего спектра прав, предусмотренных нормами международного законодательства: права на доступ к механизму правосудия и справедливое обращение; право на реституцию, на компенсацию со стороны государства (в случае, когда ее невозможно получить от правонарушителя), право на социальную помощь. Причем необходимая материальная, медицинская, психологическая и социальная помощь оказывается жертве преступления по правительственным, добровольным, общественным и местным каналам даже в том случае, когда пострадавший по каким-либо причинам не обращается в полицию или суд.

К сожалению, до сих пор отечественная уголовная политика основным объектом своего воздействия считает правонарушителя и почти не уделяет внимание жертве преступления.

Свидетельством тому является, например, то обстоятельство, что в нашем законодательстве отсутствует термин «жертва преступления», а имеется понятие «потерпевший», которое охватывает лишь часть понятия «жертва преступления».

Нельзя не заметить, что успех преобразований в пенитенциарной сфере зависит от уровня научной разработки проблем формирования, развития и реализации уголовно-исполнительной политики. В качестве перспективных научных исследований в этой сфере выделяются: концептуальные направления развития УИС, а также создание и обновление законодательной и иной нормативной базы деятельности УИС.

Для предварительной проверки предлагаемых новелл в тех или иных направлениях деятельности УИС и конкретных нормативных правовых актов необходимо широко практиковать проведение экспериментов, которые и должны быть положены в основу реформирования системы .

Результаты функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в последние годы убедительно показали правильность выбранного стратегического курса реформ и его практического осуществления.

К примеру, немаловажным является создание в 2004 г. ФСИН России – федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Новые рубежи в деятельности УИС в рамках ФСИН Росси намечены в Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», утвержденной Постановлением РФ от 05.09.2006 № 540.

Вывод по 2 главе:

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о полезности и необходимости использования новых тенденций и направлений зарубежной уголовной политики для совершенствования и развития отечественной уголовной политики, связанной с избыточностью репрессивных направлений, а значит и ростом расходов на ее реализацию. В этом плане, в направлении ее гуманизации, как уже отмечалось, делаются серьезные подвижки, которые обусловливают необходимость и неизбежность совершенствования деятельности (а иногда и реформирование) правоохранительных и судебных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а именно ИУ и СИЗО.

Заключение

С позиций уголовно-исполнительной политики исправительная система России представляет собой единый комплекс исполнения мер уголовно-правового характера и применения в этот период к виновным исправительного воздействия. Исправительное воздействие, непосредственно влияющее на правовое положение осужденных, представляет собой систему установленных законом основных средств исправления виновных: применение к ним мер поощрения, взыскания, безопасности, а также проведение мероприятий, направленных на их бытовое и трудовое устройство по отбытии наказания (мер социальной адаптации).

Уголовно-исполнительная политика обладает всеми чертами, свойственными политике государства. Формами ее выражения являются законодательство и другие нормативные акты, регламентирующие правовое положение осужденных, а также органов, учреждений, организаций и отдельных граждан, обеспечивающих его. Данная политика зависит от уровня социально-экономического положения в стране.

Уголовно-исполнительная политика России гуманна в своей основе и отражает морально-нравственные принципы общества на современном этапе его развития. Мораль непосредственно влияет на содержание норм уголовно-исполнительного права. Неотвратимость ответственности - основное направление борьбы с преступностью.

В рамках уголовно-исполнительной политики необходима ориентация на разумное сочетание комплекса карательных и исправительных мероприятий, которые, с точки зрения здравого смысла, способны содействовать достижению цели становления виновного на путь исправления. В ряде случаев доверие, оказанное виновному в процессе отбывания наказания, может иметь эффект, который не произвели бы никакие постановления закона и властей.

В рамках уголовно-исполнительной политики в настоящее время разрабатываются и принимаются неотложные меры по охране здоровья осужденных, лиц, заключенных под стражу, оказанию им специализированной противотуберкулезной и иной помощи, обеспечению исправительных учреждений и СИЗО России необходимым оборудованием, медицинским персоналом и лекарствами.

Актуальны сегодня вопросы бытового и трудового устройства большинства осужденных, особенно лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Пока меры социальной адаптации осужденных, разработанные в нормативных актах, далеко не всегда реализуются на практике. Но это одно из направлений уголовно-исполнительной политики, содействующее закреплению результатов действия исправительной системы, одно из средств предотвращения рецидива. Задача уголовно-исполнительной политики в этой части - содействие бывшим преступникам в возвращении к нормальной жизни в обществе. Этого курса должны держаться все звенья государственных и негосударственных структур, различных общественных формирований, граждан в сфере борьбы с преступностью.

Таким образом, содержание уголовно-исполнительной политики образуют вырабатываемые ею и рассмотренные выше основные направления деятельности государственных, негосударственных структур, общества в целом по определению и обеспечению правового положения осужденных и лиц, заключенных под стражу.


Список источников и литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации  от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ от 18.12.1996) // СПС КонсультантПлюс по состоянию на 11 марта 2012 года.

3. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 года N 205 // СПС КонсультантПлюс по состоянию на 11 марта 2012 года.

II. Специальная литература:

4. Громов М.А., Селиверстов В.И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности работников ИУ. Рязань. 2002. – 240 с

5. Иванов В.Д. Уголовно-исполнительное право России: Учебник. Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. – 224 с.

6. Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Мнография / Под ред. С.Н. Пономарева, С.А. Дьячковского. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. – 324 с.

7. Колодкина Л.М. Уголовно-исполнительное право России. М., Норма, 2005. – 404 с.

8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. C.B. Степашина. — 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Юрист, 1999. – 624 с.

9. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Под ред. профессора А.И. Зубкова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2007. С. 163.

10. Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ. Под редакцией профессора А.Г. Перегудова. Уфимская высшая школа МВД России. - Уфа, 1996. – 672 с.

11. Маликов Б.З., Усеев Р.З. Теоретико-правовые проблемы изоляции осужденных к лишению свободы при их перемещении из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое / Б.З. Маликов, Р.З. Усеев. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2009. – 180 с.

12. Матушевский Р.Г. Уголовно-исполнительное право (конспект лекций). – М.: А-Приор, 2008. С. 70.

13. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., Юристъ, 2007. – 614 с.

14. Минязева Т.Ф. Политика государства в сфере обеспечения правового положения осужденных // Правоведение. 2000. № 1. С. 8.

15. Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. Курс лекций. СПб, 2002. С. 73.

16. Уголовно-исполнительное право: Общая часть / Геранин В.В., Мелентьев М.П., Пономарев С.Н. и др. - Рязань; Изд-во Акад. права и управления Минюста России, 2001. – 584 с.

17. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. — М., 2005. С. 32.

18. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. П.В. Шмарова. М., 1996. С. 6.

19. Уголовно-исполнительное право: учебник / В.М. Анисимков, С.М. Зубарев, С.А. Капункин; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2011. – 400 с.

20. Уголовно-исполнительное право. Курс лекций: учебное пособие для вузов / И.А. Ефремова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 316 с.

21. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / отв. ред. А.С. Михлин. 2-е изд., перер. и доп. – М.: Высшее образование, 2008. – 442 с.

1