">
Прикладные науки Безопасность жизнедеятельности
Информация о работе

Тема: Ответы на билеты БЖД

Описание: Негативные факторы. Безопасность быта и потребительских услуг. Защитные сооружения и организация работ по обезвреживанию техники, местности, дезактивации и обработке людей. Основные законодательные акты обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 14.07.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 384
Поднять уникальность

Похожие работы:

Аксиома «О потенциальной опасности».

Анализ деятельности и жизни людей даёт основание для утверждения, известного как «Аксиома о потенциальной опасности». Она подразумевает что любая деятельность потенциальна опасна. Потенциальная опасность – воздействие на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов. Негативные факторы делятся на естественные (природные), антропогенные (вызванные деятельностью человека), физические (движущиеся машины и механизмы, неустойчивые конструкции, острые и падающие предметы, повышение и понижение температуры, повышенная запыленность, загрязненность, уровень шума и акустических колебаний и т. д.), химические (промышленные яды, ядохимикаты с/х и быта, боевые отравляющие вещества), биологические (бактерии, вирусы, микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности) – возникает в результате аварий на биотехнических предприятиях очистных сооружений недостаточной остатки стоков, психофизиологические (особенности характера и организации труда, параметры рабочего места и оборудования), травмирующие (повреждение в организме человека, вызванные действием факторов внешней среды). Потенциальную опасность оценивают с помощью риска. Риск – вероятность реализации опасности. Состояние безопасности – отсутствие риска. На практике полная безопасность недостижима, пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

Безопасность быта и потребительских услуг.

Человек стремится к обеспечению личной безопасности и сохранения здоровья. На человека воздействует бытовая среда – совокупность факторов и элементов, воздействующих на человека. Вредные элементы – загрязняющие вещества в воздухе, которую дают мебель, формальдегид, выделение из синтетических материалов (особенно при пожаре), различные моющие средства, газовое оборудование, поля электроприборов и т.д. Также влияет неблагоприятная социальная обстановка – шантаж, мошенничество, разбой, бандитизм, террор. Особо опасные террористические угрозы: взрывы, захват транспортных средств, нападение на объекты, потенциально опасные для жизни в случае их разрушения или нарушения технологий. Отравления, системы водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение инфекционных болезней, вывод из строя информационных сетей и телекоммуникаций. Особую тревогу вызывают применение высокотоксичных химических отравляющих веществ и биологических соединений. Опасны взятия заложников, алкоголизм, наркомания, курение, СПИД, венерические заболевания. Особенно важны для здоровья населения качество питьевой воды и безопасность человека как потребителя товаров и услуг. Разработаны законы РФ 1992 г. «О защите прав потребителей». Право потребителя на безопасность товара закреплено в статье 7 этого закона..

По данным ВОЗ здоровье населения на 20% зависит от наследственности, на 20% - от социальных условий, на 10% от условий здравоохранения, на 50% от образа жизни чел.

Современное жилище нельзя назвать экологичным, т.к. строительные и отделочные материалы часто вредные, материалы, вентиляция не отвечает требованиям очистки квартир, нарушен шумовой режим, велики потери тепла. В ряде случаев загрязняющих веществ в помещении бывает в десятки раз больше, чем на улице.Мебель – в ее составе содержится очень вредный компонент – фармальдегид, загрязняющий воздух на 70%. Моющие, чистящие вещества, телевизор, компьютер, пыль, синтетические ковры, одежда и пр.

Против защиты от электромагнитных излучений практически ничего не найдено. Очень серьезные социальные опасности от шантажа, мошенничества, разбоя и т.д. Серьезную опасность представляют недоброкачественная пища, продукты. По данным ВОЗ 70% вредных веществ в организм человека попадает с продуктами питания..

Важнейшие международные документы в сфере охраны окружающей природной среды и безопасности человечества.

М/унар. конвенции и соглашения по эколог. и жизнеобеспечивающим проблемам принимаются с XIX в. Приведем осн. эколог. конвенции и соглаш, подписанные Р.:

1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, Швейцария, 1989). Участ.: 71 гос-во (РФ—с 1990) и ЕЭС. Осн. положения: запрет на вывоз и ввоз опасных отходов, координация действий правительствен. организаций, промыш. пред-ий, науч. учрежд. и др., создание нац-ых компетентных органов, внедрение сист. письмен. уведомлений на право трансграничного переноса опас. и др. отходов; 2. .Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, Австрия, 1985). Участ.: 120 гос-в (РФ—с 1988) и ЕЭС. Осн. полож.: сотруд-ство в области исследования веществ и процессов, которые влияют на изменения в озон. слое; создание альтернативных веществ и технологий; наблюдение за сост. озон. слоя; сотруд-ство в обл. разработки и применения мер, контрол. деят-сть, которая приводит к неблагоприят. последствиям в озон. слое; обмен науч., технич., соц-но-эконом., коммерч. и юрид. инф-ией; сотруд-ство в обл. разработки и передачи технологий и науч. знаний; 3.Конвенция об охране всемирного культу. и природ. наследия (Париж, Франция, 1972). Участ.: 124 гос-ва (РФ—с 1988). Осн. полож.: ответств-сть за выявление, защиту, охрану и передачу будущим поколениям культур. и природ. наследия; включение охраны наследия в программы развития. 4.. Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бен, Ямайка). Участ.:157 гос-в и ЕЭС. Осн. полож.: определение границ территор. морс. и смежной зон; использование проливов для м/унар. судоходства; определение границ исключит.

эконом. зоны; освоение континент. шельфа; предотвращение, снижение и контроль за загрязнением морск. среды; проведение науч. исследований; 5. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Участ.: 33 гос-ва (РФ—с 1983)и ЕЭС. Осн. полож.: обмен инф-ей, консультациями, рез-тами науч. исслед. и мониторинга, политики и стратег. реш.; сотруд-ство в проведении науч. исследований; 6. Международная конвенция по регулир.китобойного промысла (Вашингтон, США, 1946). Участ.: 44 гос-ва (РФ— с 1948). Осн. полож.: созд. м/унар. комиссии по китовому промыслу; проведение науч. исследований, сбор и анализ статист. данных, оценка и распределение инф-ции о китовом промысле и запасах; принятие правил, регулир. охрану и использ. запасов. 7. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, США, 1973). Участ.: 119 гос-в. Осн. полож.: осуществление лицензирования торг. операций; проведение исследований сост. популяций охраняемых видов; создание сети нац-ых контрол-органов; взаимодействие правоохранит. органов, тамож. служб, неправительственных организаций и част. лиц; контроль за выполнением Конвенции, классификация видов, разработка процедурных правил.

4. Внутренние и внешние угрозы безопасности личности, общества.

Внутренние:

1)сокращение численности населения и его старение
2)деградация учреждений соц. Сферы
3)криминализация экономики
4)усиление имущественного расслоения населения
5)структурная деформированность экономики
6)низкая конкурентоспособность экономики

Внешние( важнее):

1)зависимость от импорта многих видов продукции стратегического назначения
2)высокий уровень внешнего долга
3)дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам
4)приобретение инофирмами российских предприятий в целях вытеснения отеч. Продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка
5)неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций
6)недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной и гос-ой границы

Глобальные проблемы обеспечения безопасности развития человечества.

За последние два десятилетия концепция безопасности подверглась существенному пересмотру. Ее традиционная трактовка как безопасности государства (его границ, территории, суверенитета, населения и материальных ценностей) была дополнена безопасностью человека (человеческой безопасностью), которая означает, по словам Ф. Рузвельта, «свободу от страха и свободу от нужды».

Человеческая безопасность — это состояние защищенности людей от внутренних и внешних угроз и рисков и свобода от страха и нужды, которые достигаются путем совместной и целенаправленной деятельности гражданского общества, национального государства и международного сообщества.

К основным свободам/условиям, обеспечивающим человеческую безопасность, относятся:

свобода личности;

мир и личная безопасность;

полное участие в процессах управления;

защищенность прав человека;

доступ к ресурсам и средствам первой жизненной необходимости, включая доступ к медицинским услугам и образованию;

благоприятная для жизни человека окружающая природная среда.

Создание этих условий предполагает, во-первых, ликвидацию первопричин или установление эффективного контроля над источниками угрозы и, во-вторых, повышение способности каждого индивидуума противостоять угрозам. Для обеспечения этих условий возможно использование двух групп мер: превентивных, или долгосрочных, и немедленных, экстраординарных.

В первую группу входят мероприятия, нацеленные на преодоление проблем, которые чаще всего являются источниками нестабильности и локальных конфликтов. Принимая во внимание тесную связь многих внутренних конфликтов с бедностью и социаль- но-экономическим неравенством, Комиссия считает, что именно эти две проблемы, как мощные источники угрозы безопасности человека, должны быть решены в первую очередь.

Второй комплекс мер включает мероприятия по урегулированию действующих конфликтов или постконфликтные восстановительные меры и гуманитарную помощь. Обеспечение безопасности гражданского населения в странах, раздираемых внутренним конфликтом, относится к числу труднейших задач, хотя опыт, приобретенный международным сообществом во время конфликтов в бывшей Югославии, Камбодже и Руанде, позволяет выделить некоторые подходы, которые оказались более эффективными, чем другие:

увязывание предоставления международной гуманитарной помощи с выполнением определенных условий;

разоружение воюющих сторон;

запрет на продажу оружия, эмбарго на экспорт или импорт стран — участниц конфликтов и т.д.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны в кризисной ситуации включает в себя следующие элементы:
объективный всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
организация работы но реализации комплекса государственных мер по обеспечению экономической безопасности.
Ряд указанных элементов государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должен осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на следующий год.
В целях обеспечения эффективности стратегии экономической безопасности должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая с наименьшими потерями регулировать важнейшие экономические преобразования, включая взаимодействие между ними, а также способная взять на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом должны быть четко определены границы и критерии (условия) государственного вмешательства в экономику, в частности границы государственного сектора, а также обеспечено развитие эффективных методов государственного регулирования.
Реальным механизмом контроля за реализацией государственной политики в области обеспечения экономической безопасности является мониторинг экономической безопасности, главные цели которого:

создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ;

оперативное обеспечение органов государственной власти РФ и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможным последствиям, а также прогнозами в этой области;

информационное взаимодействие всех органов власти;

контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

В структурном плане система мониторинга должна состоять из трех частей (уровней):

общий (федеральный);

функционально-ведомственный;

региональный.

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, с целью сбора и оценки информации, используя пороговые значения и критерии экономической безопасности;

разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;

обеспечение оперативного анализа поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности.

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры РЦ и РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов – на – Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск). Система РСЧС функционирует в трех режимах: повседневная деятельность, повышенная изготовность и ЧС. Решение о введение режима в зависимости от масштабов ЧС принимают или правительства РФ или МЧС или соответствующие комиссии по ЧС. ЧС- обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий (РСЧС), которая располагает всем необходимым, чтобы защитить население и национальное достояние от катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный (вся территория Российской Федерации), региональный (несколько субъектов Российской Федерации), территориальный (территория субъекта Российской Федерации), местный (район, город)

и объектовый.

Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по безопасности труда.

На проведение природоохранных мероприятий, улучшений условия труда, внедрение систем промышленной и производственной безопасности необходимы значительные затраты. Они определяются как сумма капитальных и текущих затрат. Капитальные затраты связаны с созданием защитных устройств и систем, внедрение более совершенного оборудования и технологий. Текущие затраты – эксплутационные расходы. Общие затраты равны затраты текущие + затраты капитальные помноженные на нормативный коэффициент Ен капитальных вложений. Важен экономический эффект от внедрения проектируемых и проводимых мероприятий. Это разница между расчётными величинами ущерба до и после внедрения. Показателем эффективности мероприятия – разница между эффектом и затратами на его реализацию. Экономическое решение оптимально, когда эффект превышает затраты. Затраты на мероприятия, направленные на безопасность жизнедеятельности, определяются как сумма капитальных затрат (Зкап) и текущих затрат (Зтек). Капитальные затраты связаны с большими денежными вложениями на создание защитных устройств и систем, внедрение более совершенного оборудования и технологий. Текущие затраты не столь существенны и включают эксплутационные расходы. Общие затраты (Зобщ) оцениваются в виде приведенных затрат: Зобщ=Зтек+Зкап*Ен, где Ен- нормативный коэффициент капитальных вложений.

Правовая сторона охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ, в соответствии с которой земля и ее недра, леса, воды, являются всенародным достоянием.

Верховный совет РФ определяет общие мероприятия по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

С 1 января 1977 года мероприятия по охране природы регламентируются ГОСТами, которые предусматривают ограничение выбросов в атмосферу, рациональное использование и охрану земли, водоемов и др.

Использование защитных сооружений и организация работ по обезвреживанию техники, местности, дезактивации и обработке людей.

При радиоактивном заражении местности трудно создать такие условия, при которых бы люди не облучались. При установлении допустимых доз учитывают, что облучение может быть однократным ( первые четверо суток) и многократным ( более 4-х суток).

По сигналу оповещения «Внимание всем! Радиационная опасность» и речевой информации население и персонал объекта должны:

1)использовать средства индивидуальной защиты;2)укрыться в здании, лучше в собственной квартире, загерметизировать окна, двери, укрыть запасы продуктов и питьевой воды;3)провести иодизацию семьи;4)покидать помещение только по команде.

Зоной (очагом) ЧС химическою характера называют территорию, в пределах которой в результате выброса опасных химических веществ или применения химического оружия происходит массовое поражение людей, животных и растительности.После передачи оповещения «Внимание всем! Химическая опасность» и речевой информации о химической аварии население и персонал должны:использовать индивидуальные средства защиты;укрыться в фильтровентилируемом убежище;применять антидоты и средства обработки кожи;своевременно покинуть зону заражения;после выхода из зоны заражения снять одежду и провести санитарную обработку;при нахождении в помещении – загреметизировать его, выключить газ, нагревательные приборы, надеть средства индивидуальной защиты и слушать информацию штаба ГО ЧС.

В очагах поражения проводят спасательные и другие неотложные работы: локализация и тушение пожаров, вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений; спасение людей; санитарная их обработка; обеззараживание транспорта, зданий, сооружений и промышленных объектов. Спасательные и другие неотложные работы проводят непрерывно в любую погоду до их завершения. Спасение людей начинает с тщательного осмотра и привлечения кинологов. Использование тяжелой техники способствует ликвидации завалов в короткие сроки, но может повредить пострадавших. Пострадавших выносят на руках и на носилках. После оказания первой медицинской помощи людей эвакуируют. Большая часть работы в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. При поражении ядами проводят мероприятия на снижение величины выброса и растекания на местности. Обваловывают места разлива. После этого проводят обеззараживание, которое включает дезактивацию (механическое и физико-химическое удаление радиоактивных веществ, воды – фильтрование, перегонка, отстаивание), дегазацию (удаление и разложение отравляющих веществ до нетоксических продуктов), дезинфекцию (уничтожение и удаление насекомых и возбудителей инфекционных болезней физическим, химическим, физико-химическим и биологическими способами), дератизацию (профилактические и истребительные мероприятия по истреблению грызунов) и демеркуризацию (удаление ртути и ее соединений). Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают при проведении комплекса спасательных работ или после них.

Классификация и основы применения экобио-защитной техники.

Экономический эффект экобиозащитных мероприятий может быть получен только после их реализации да и не в первый год. Вложение средств в эти мероприятия связаны с тем, что предотвращение экономического ущерба слабо или вообще не сказывается на основой деятельности предприятия, а имеет значение для окружающего района. Экономический эффект вложенный в системы безопасности – возможные экономические потери от вероятного вреда окружающей среде. Предприятия неохотно вкладывает средства в повышения безопасности и экологичности производства. Поэтому применяются законодательные нормативные акты, а также привлекаются надзорные нормативные органы. Широко применяются экономические механизмы регулирования и стимулирования деятельности предприятий. В области природноохраной деятельности – принцип – загрязнитель платит (компенсация предприятиям экономического ущерба наносимого региону загрязненной деятельностью). Механизм реализации этого принципа – платежи за загрязнение и платность использования природных ресурсов. Платежи за загрязнение не освобождают предприятие от возмещения ущерба по возможным искам организации и граждан за причиненный ущерб. В настоящее время плата взимается за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в поверхностные и подземные водные объекты, а также за сверх лимитный выброс или сброс. Базовые нормативы платы устанавливает по каждому веществу с учетом опасности для окружающей среды. Ставки платежей – умножение базового норматива на региональные коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию. Направления экозащиты: технологическое (создание экологически чистой технологии, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов); экономическая (внедрение более жестких нормативов, обязательность платежей хозяйствующими субъектами, введение налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции); административные и юридическое (прекращение деятельности предприятий нарушающих природноохраные законы, привлечение виновных к уголовной ответственности); просветительское (создание системы экологического образования, просвещения, воспитания).

Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные, физические и др.

Формируют угрозу безопасности многообразные внутренние и внешние противоречия. Общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения, требуется классификация по происхождению: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные и биологические. По характеру воздействия на человека: механические, физические, химические, биологические и психофизиологические. По времени проявления отрицательных последствий: импульсивные и кумулятивные. По локализации: в литосфере, гидросфере, атмосфере, космосе. По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, смерть и т. д. По наносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические. По структуре: простые и производные. По реализуемой энергии: активные и пассивные. Угроза по объектам: человек, общество, государство. Направлением: экономическая, социальная, политическая, информационная и др. По величине ущерба: предельные, значительные, незначительные. По вероятности возникновения: весьма вероятные, вероятные, маловероятные. По причинам появления: стихийные, преднамеренные. По иерархии: межпланетные, ноосферные глобальные, региональные межгосударственные, национальные, внутригосударственные, локальные, личностные. Все эти угрозы и опасности – внешние. Внутренние – региональные и национальные, социальные взрывы и конфликты; голод, эпидемии, деградация людей; рост насилия, терроризма, преступности, наркомании ит. Д.

Классификация основных форм деятельности человека.

Труд. деят-ть чел-ка и окруж. среда постоянно меняются в процессе ускорения научно-техн. прогресса и осуществл. широких соц-но-эконом. преобразований. Вместе с тем труд остается 1ым, осн. и непременным условием существ-я чел-ка. 1. Формы труда, требующие значит. мышечной энергии. Напряженный физ. труд, стимулир. развитие мышечной сист. и обмен.процессы, имеет недостатки: неэффективность, связанная с низ. производ-стью труда и необходимостью перерывов на восстановление физ. сил, составляющих до 50% раб. вр. 2. Механизированные формы труда. Механизация труда позволяет уменьшить характер мыш. нагрузок и усложнить программы действий, но однообразие прост. действий и малый объем воспринимаемой при этом инф-ии приводят к монотонности труда. 3. Формы, связанные с автоматизированным произ-ом. При данной форме труда чел-к исключается из процесса посредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характер. черты— монотонность, выс. темп и ритм работы, нерв. напряженность. 4. Групп. формы труда — конвейерные. Отлич. особенности— разделение общ. процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому раб. месту с помощью ленты конвейера. Отриц. последст.— монотония, которая выражается в преждевремен. усталости и нерв. истощении. 5. формы труда, связанные с управлением производ. процессами и механизмами. Умств. труд представлен профессиями, относящ-я к сфере материал. произ-ва (инженеры, техники,операторы), и профессиями вне материал. произв-ва (ученые, врачи, артисты). Умств. труд подразделяют на: оператор., управленч., творческий, труд мед. работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации труд. процесса, равномерности нагрузки, степени эмоц-го напряжения.

Классификация способов обеспечения экономической безопасности.

Обеспечение эконом. безопасности явл-ся важн. функцией гос-ва. В Указе Президента РФ от 29.04.1996 г. «О гос-ой стратегии эконом. безопасности РФ» содержатся основ. положения, связанные с обеспечением безопасности. Без обеспечения эконом. безопасности невозм/о решить ни одну из задач, стоящих п/д страной, как во внутри государствен., так и в м/ународ. плане».

Гос. деят-сть по обеспечению эконом. без-сти страны включает: 1.объективный и всесторонний мониторинг эк-ки и об-ва для выявления и прогнозирования внутр. и внеш. угроз жизненно важн. интересам объектов эконом. без-сти; 2. разработка комплекса оператив. и долговремен. мер по предупреждению и нейтрализации внутр. и внеш. угроз; 3. организация работы по реализации комплекса гос. мер по обеспечению эконом. без-сти. Реальным механизмом контроля за реализацией гос. политики в области обеспечения эконом. без-сти явл-ся мониторинг эконом. без-сти. Цели: 1. создание гос. сист. мониторинга состояния обеспечения эконом. без-сти РФ; 2. оперативное обеспечение органов гос. власти РФ и ее субъектов инф-ей о состоянии угроз эконом. без-сти, их характере, возможных последствиях, прогнозами в этой области; 3. информац. взаимодействие всех органов власти; 4. контроль за состоянием угроз эконом.без-сти страны. Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение задач: 1. разработка организационно-метод. обеспечения проведения мониторинга, обеспечивающего сбор и оценку инф-ции с использованием пороговых значений и критериев эконом. без-сти; 2. разработка механизма получения инф-ции о состоянии угроз эконом. без-сти; 3. оперативный анализ поступающей инф-ции в целях предупреждения угроз эконом. без-сти, обеспечение инф-ей о действиях органов власти в целях скорейшего и эффективного устранения их последствий. В «Доктрине информац. без-сти РФ», утвержденной Президентом РФ 9.09.2000г., особое внимание уделено обеспечению информац. без-сти в области эк-ки страны. Мерами по обеспечению информац. без-сти: 1.организация и осуществление гос. контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статист., финанс., биржевой, налоговой, тамож. инф-ции; 2. коренная перестройка сист. гос. статист. отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности инф-ции; 3. разработка нац. сертифицир. средств защиты инф-ции и внедрение их в сист. и средства сбора, обработки, хранения и передачи статист., финанс., биржевой, налоговой, тамож. инф-ции; 4. разработка и внедрение нац. защищенных систем электрон. платежей на базе интеллектуальных карт, систем электрон. денег и электрон. торговли, стандартизация этих систем, а также разработка норматив. прав.базы, регламентирующей их использование; 5. совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в сист. сбора, обработки, хранения и передачи эконом. инф-ции

Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, экологические и др.

ЧС - обстановка на опред. территории, сложившаяся в рез-те аварии, опасного природ. явления, катастрофы, стихийного бедствия, которая м/т повлечь за собой челов. жертвы, ущерб здоровью людей или окруж. природ. ср., значит. матер. потери и нарушение усл. жизнедеят-сти людей. Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Авария — повреждение станка, системы энергоснабжения, оборудования, транспорт. ср-ва, здания, которое м/т сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом или разливом АХОВ и РВ, не повлекшее за собой знач. матер. ущерба и серьезных челов. жертв.

Характер источника ЧС - природный, техногенный, биолого-соц., военный. ЧС м/о класс-ть по причинам: 1) стихийные бедствия - опасные природ. явления или процессы, приводящие к нарушению уклада жизни знач. групп нас., чел. жертвам, матер. потерям - землетрясения, наводнения, цунами, извержения вулканов, селевые потоки, обвалы, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, лавины, засухи, длит. проливные дожди, сил. устойчивые морозы, эпидемии. Причины стихийных бедствий: быстрое перемещение вещества (землетрясения, оползни); высвобождение внутриземной энергии (вулкан. деят-сть, землетрясения), повышение водного уровня рек, озер, морей (наводнения, цунами), воздействие необычайно сильного ветра (ураганы, циклоны). 2) техногенные катастрофы - внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов с серьезными нарушениями производ. процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, групповой гибелью людей. Причинами техноген. катастроф: воздействия природ. факторов (стихийных бедствий), проектно-производ. дефектов сооружений, нарушения технологии, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов и т.д. 3) антропоген. и эколог. катастрофы - изменение биосферы, вызванное действием антропоген. факторов, порождаемых хоз. деят-тью чел-ка и оказывающее вред. влияние на людей и окр. среду ( загрязнение почвы тяжелыми метал. (кадмий, свинец, ртуть, хром и др.), загрязнение атмосферы хим. веществами, шумом, кислотные дожди, загрязнение и засорение водных ресурсов.4) социально-полит. конфликты - острая форма разрешения противоречий м/у гос-ми с применением соврем. средств поражения (военно-полит. конфликты и межнац. кризисы). По скорости распространения опасности ЧС: 1) внезапные (землетрясения, взрывы, транспорт. аварии); 2) стремит. (пожары, аварии с выбросами газообраз. в-в); 3) умерен. (паводки, извержения вулканов, аварии с выбросами радиоакт. В-в); 4) плавные (засухи, эпидемии, загрязнения почвы и вод);

По масштабу распространения ЧС: 1) локальные (ограничены одним объектом нар. хоз-ва); 2) мест. (в пределах нас. пункта, города, области); 3) регион. (в пределах неско-их областей); 4) нац. (охватывают неск-ко эконом. районов, республик); 5) глобал. (последствия выходят за пределы страны).

Концепция национальной безопасности Российской федерации.

На современном этапе - Концепция национальной безопасности РФ (утверждена указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, новая редакция указа президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) – система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. Здесь сформулированы важнейшие направления гос. Политики РФ. В начале рассматривается взаимоотношение России с мировым сообществом (акцент на формирование международных отношений и перспектив их развития). Национальные интересы России – совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и других сферах. Рассмотрены и угрозы национальной безопасности России: угроза экономики которые имеют комплексный характер, стагнация аграрного сектора, разбалансирование банковской системы и др., которые представляют угрозу федеративному устройству и социально экономическому укладу страны. Серьёзная угроза – криминализация общественных отношений в процессе реформирования социально политического устройства и экономической деятельности. Намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, обеспечение суверенитета и территориальной целостности, подъём экономики страны, преодоление научно – технической и технологической зависимости, совершенствование системы гос. Власти. Чётко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности. Можно выделить также охрану окружающей среды, прогнозирование и предупреждение, ликвидацию последствий ЧС.

Критерии оценки деятельности оператора.

Оператор представляет собой одно из звеньев системы «человек - машина». Целесообразно передавать машине такие функции, которые она выполняет лучше человека (прием, переработка информации).

Оператор выполняет различные задачи: контроль за работой технических систем, предупреждение и выявление неисправностей, прием и передачу информации, исполнение той или иной команды и т. д.

Взаимосвязь, функционирование и надежность технических систем возможны только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Поэтому анализ надежности реальных систем должен обязательно включать человеческий фактор.

Естественно, что там, где работает человек, появляются ошибки. Стимулирование безопасности деятельности осуществляется по принципу поощрения и наказания.

Для того чтобы у работающего не возникало желания делать выбор между опасным и безопасным способами деятельности, нужно сформировать общественное мнение коллектива и основные принципы правильного поведения руководителей.

Успешность деят-ти оператора оценивается по его точности, быстродействию и надежности. Точность опред-ся по ошибками и погрешностям, быстродействие - по скорости выполнения раб. операций, надежность - по вероятности обеспеч. требуемого кач-ва деят-ти за заданное вр. работы. Осн. содержание работы оператора - прием и переработка инф-ции, принятие реш. и его реализация. Для обнаружения и идентификации сигналов нужна согласов.работа анализаторов, памяти и мышления. Для правил. реш. необходимо создание комплекса гипотез, выбор из них эталонной гипотезы, а потом уже - принятие и реализация программы действия. Недостаток или избыток инф-ции, дефицит вр., сложность принимаемого реш., степень ответ-ти за него - требует определен. уровня эмоцион. устойчивости, значит. скорости интеллект. процессов, выс. точности выполн. слож. действий. П/д очередной проверкой знаний по ОТ руководит. и специалистов организуется спец. подготовка с целью углубления знаний по важ.-вопросам ОТ (семинары, беседы, консультации и др.) О дате и месте проведения проверки знаний работник д/б предупрежден не позднее чем за 15 дней. Приказом руководит. предпр-ия создается комиссия по проверке знаний по ОТ руководит. и спец-тов предпр-ия. В комиссию входят руководит. и спец-ты службы ОТ, гл. спец-ты (энергетик, технолог), представители профсоюза, гос. инспекторы по ОТ. Рез-ты проверки знаний по ОТ руководит. и специалистов предпр-ий оформляют протоколами. Контроль за своевременным проведением проверки знаний по ОТ руководит. и спец-тов предпр-ий осущ-ет Гос. инспекция труда.

Медицинское обеспечение и помощь в чрезвычайных ситуациях.

К мед. средствам индивид. защиты отн-ся: аптечка индивид. (АИ-2), индивид. противохим. пакет ИПП-8, 10 и пакет перевязочный индивид. (ПП). Первая доврачебная помощь пострадавшему — это комплекс мероприятий, направл. на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшему, оказывается немедиц. работниками или самим пострадавшим. Условия: 1. доврачебную помощь м/т оказать каждый работник; 2. на каждом предприятии, в цехе, участке, отдел. помещениях и в специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи; 3. руководитель лечебно-профилакт. учрежд. должен организовать строгий ежегодный контроль за правильностью применения правил оказания первой помощи. Определ. порядок: 1. быстро, но осторожно осмотреть пострадавшего непосредственно на месте, оценить окруж. обстановку и исключить возможность самому попасть под воздействие повреждающего фактора. 2. нужно немедленно прекратить действие повреждающих факторов и удалить пострадавшего из неблагопр. усл., в которые он попал. Прежде чем приступить к оказанию помощи нужно попытаться выяснить причину тяжелого состояния пострадавшего, после остановить кровотечение, провести искусств. дыхание, наружный, массаж сердца, наложить повязку и т. п. Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти. В процессе оказания доврачебной помощи максимально защитить пострадавшего от охлаждения не только на месте происшествия, но и во время перемещения в лечебное учреждение.

Международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности.

Всемир. союз охраны природы (МСОП) -1948г. (расположен в г. Гланд, Швейцария).Союз объединя-ет 78 гос-в. МСОП играет руковод. роль в мировом природоохран. движении в деле распро-странения единого подхода к сохранению целости и разно¬образия живой природы, к использованию природ. ресурсов на принципах устойчивого развития. В 1957г. ООН учредила спец. организацию — М/у¬нар. агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - 120 гос-в. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из осн. направлений деят-сти МАГАТЭ — проблема без-сти атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне без-сти кон¬кретных АЭС. Деят-сть по улучшению здоровья нас. всех стран осущ-ет специализированное агентство ООН — Всемир. организация здравоохранения (ВОЗ) - 1948г. и объ¬единяет 165 стран. ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окр. среды, развитию здоров. нас., координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомеди¬цинских исследований, планированию и внедрению здравоохра-нит. программ. В декабре 1997 г. Россия вошла в состав м/унар. Организации по запрещению химич. оружия (ОЗХО) - запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении. Межправит. океанич. комиссия (МОК) - 1960 г. в целях исследования значения океана для челов-ва.
Всемир. метеоролог. организация (ВМО) —1951 г., 185 стран. Местонахождение — Женева. ВМО осущ-ет сотрудничество в области метеоролог. наблюдений и исследований, обмена инф-ей и др. «Гринпис» («Зеленый мир»), образованная в 1971 г. В настоящее время «Гринпис» имеет 27 отделений в разных странах мира.
Всемир. фонд дикой природы (WWF) —м/унар. эколог. орг., основанная в 1961 г. Деят-сть Фонда нацелена на сохранение биоразнообразия, продвижение устойчивого исполь¬зования природ. ресурсов, а также предотвращение бытового загрязнения. Он объединяет 27 нац. отделений во всем мире, а также 5 млн индивид. членов.

19. Мониторинг окружающей среды.

Мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Мониторинг не исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда как контроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.

1 2 3 4