">
Прикладные науки Безопасность жизнедеятельности
Информация о работе

Тема: Программа учебной дисциплины БЖД

Описание: Область применения программы. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Цели и задачи. Рекомендуемое количество часов на освоение. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. Содержание учебного материала.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности.
Тип: Отчет по практике
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 69
Поднять уникальность

Похожие работы:

Приложение № 10

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2011

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 130406 «Обогащение полезных ископаемых»

Разработчик:

Дыдыкин В А, преподаватель первой квалификационной категории, ГОУ СПО СО «Асбестовский политехникум».

Одобрена РЦ РПО горно-металлургического и химического профиля.

Протокол № 6 от «5» апреля 2011г.

Заведующая РЦ ГМ и ХП Л.В.Чачина

СОДЕРЖАНИЕ

стр.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4  СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13  

паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 «безопастность Жизнедеятельности»

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС ФГОС 130406 «Обогащение полезных ископаемых»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 34 час.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «безопастность Жизнедеятельности»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работыВид учебной работы Количество часов  Максимальная учебная нагрузка (всего) 102  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68  в том числе:   лабораторные занятия -  практические занятия 46  контрольные работы 2  Самостоятельная работа студента (всего)

в том числе рефераты, сообщения по определённой тематике с презентацией, внеаудиторная самостоятельная работа 34  Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета      

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 «БЕЗОПАСТНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем 

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 

Объем часов 

Уровень освоения  1 2 3 4  Раздел 1.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения  11   

Тема 1.1

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Содержание учебного материала 2    

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий. 1 1   

Чрезвычайные ситуации военного характера. Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения. 1 1  

Тема 1 2.

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

 Содержание учебного материала 2    

Единая государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 1 1    МЧС России. Основные задачи МЧС России 1 1  Тема 1.3

Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Содержание учебного материала 1    

Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от

чрезвычайных ситуаций. 1 1    Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях  1  Тема 1.4.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики

Содержание учебного материала 6    

1 Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных
ситуациях. 1 1   

2 Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости
объектов экономики.  1   Практические занятия 4    1 Подготовка данных и определение порядка использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций. 2    2 Планирование и организационные вопросы выполнения эвакуационных мероприятий. 1    3 Организация получения и использования средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. 1    Контрольные работы 1    Самостоятельная работа студентов 10    

1 Чрезвычайные ситуации. Защита населения от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 2    

2 Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от

опасностей 2    3 Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. 2    4 Организация и выполнение эвакуационных мероприятий 2    

5

Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение

надежности инженерно-технического комплекса, обеспечение надежности и

оперативности управления производством, подготовка объектов к переводу

на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства. 2   Раздел 2.

Основы военной службы  46   Тема 2.1.

Основы обороны государства Содержание учебного материала 3    1 Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Национальные интересы России. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России. 1 1   2 Военная доктрина Российской Федерации. Обеспечение военной без-опасности Российской Федерации, военная организация государства, руководство военной организацией государства. 1 1   3 Вооруженные Силы Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. 1 1  Тема 2.2.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Содержание учебного материала 3    1 Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, ее основные составляющие. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. 2 1   2 Требования воинской деятельности. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы. 1 1  Тема 2.3

Основы военно-патриотического воспитания

Содержание учебного материала 40    1 Боевые традиции Вооруженных Сил России. 4    2 Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений.  1   3 Символы воинской чести- боевое знамя, ордена,ритуалы.     Практические занятия 36    1 Виды и рода Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и особенности прохождения службы. 18    2 Определение правовой основы военной службы в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе». 18    3 Военная подготовка студентов .     Самостоятельная работа студентов 16    1 Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему 8    2 Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи. 4    3 Другие войска, их состав и предназначение. 4   Раздел 3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни   11   Тема 3.1.

Здоровый образ жизни. Условия сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Содержание учебного материала 11    1 Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье. 2 1   3 Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. 2 1   Практические занятия 6    1 Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. 2    2 Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. 2    3 Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при отравлении аварийно-химическими опасными веществами (АХОВ). 1          4 Оказание первой медицинской помощи при ожогах. 1    Контрольная работа 1    Самостоятельная работа студентов 8    

1 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления

здоровья человека и общества 4    2 Оказание медицинской помощи в любых ситуациях     

3

Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика злоупотребления

психоактивными веществами. 4   ВСЕГО 68   Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 «БЕЗОПАСТНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству студентов;

рабочее место преподавателя;

учебно-методической документация по дисциплине

наглядные пособия: комплект плакатов

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийное оснащение, мультимедиа проектор, мультимедиа экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя. Составители В.А. Васнев, С.А. Чинённый. – М.: Просвещение, 2003.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2002.

Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2003.

Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – М.: Просвещение, 2003.

Дополнительная литература

Гетия И.Г. , Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. /Под. ред. И.Г. Гетия. – М.: Колос, ИПР СПО, 2002.

Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. / Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Издательство АСТ – ЛТД, 2001.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. /Под общей ред. М.И Фалеева.– Калуга: ГУП «Облиздат», 2001.

Армия государства Российского и защита Отечества. /Под общей ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2003.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 «БЕЗОПАСТНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе опроса, проведения практических занятий, тестирования.

Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в виде зачёта

Формы и методы промежуточной аттестации доводятся до сведения студентов не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  Умения: 

Проверка выполнения самостоятельной подготовки через собеседование, контрольные тесты, защиту рефератов с презентацией.

Контрольные работы, практические проверки, самостоятельные работы

 организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

Знания:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим