">
Прикладные науки Безопасность жизнедеятельности
Информация о работе

Тема: Особенности нарушения движения

Описание: Реабилитация при инсульте. Факторы восстановления. Восстановление бытовых навыков. Этапы. Руководство по профилактике. Максимальное сопротивления. Реверсия антагонистов. Комплексный двигательный акт. Длительность и систематичность восстановительной терапии.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 1
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки РФ

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Филиал Сочинского государственного университета туризма

и курортного дела в г. Нижний Новгород

Специальность:________________________

Кафедра:_____________________________

Дисциплина __________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:________________________________

Выполнил студент (ка) ______ курса

Группа _____________

ФИО студента __________________

_________________________________   Проверил:

ФИО преподавателя ______________

Допущено к защите _______________

_________________________________

(дата и подпись преподавателя)

Защищено с оценкой _____________

________________________________

(дата и подпись преподавателя)

 

Дата регистрации работы «____»_______________________2010г.

Нижний Новгород

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.Введение…………………………………………………………………….

2. Особенности нарушения движения

3. Реабилитация при инсульте

3.1 этапы реабилитации

4. Факторы восстановления

5. Восстановление бытовых навыков

6. Этапы ЛФК

6.1 I. Восстановительная терапия средствами ЛФК при спастических параличах

6.2 II период - поздний восстановительный

6.3 III период реабилитации

7 Руководство по профилактике инсульта

8.Заключение

Введение

Инсульт - это острое нарушение мозгового кровообращения, симптомы которого сохраняются более одних суток.

Различают три типа инсульта: ишемический инсульт, геморрагический инсульт и субарахноидальное кровоизлияние.

Ишемический инсульт чаще всего развивается при сужении или закупорке артерий - сосудов, по которым кровь поступает в мозг. Клетки мозга гибнут, не получая необходимые кислород и питательные вещества. Такой тип инсульта называют также инфарктом мозга по аналогии с инфарктом миокарда.

Иногда инфаркт развивается и при отсутствии полной закупорки сосуда, когда имеется лишь выраженный стеноз - сужение просвета сосуда атеросклеротической бляшкой на 70-90%. При внезапном падении артериального давления крови, поступающей в мозг по суженному сосуду, может не хватить для нормального питания мозга, в результате чего развивается инфаркт.

Геморрагический инсульт чаще всего развивается при разрыве артерий. Излившаяся кровь пропитывает часть мозга, поэтому такой тип инсульта называют еще кровоизлиянием в мозг. Наиболее часто геморрагический инсульт происходит у лиц, страдающих артериальной гипертонией, и развивается на фоне повышения артериального давления. В какой-то момент сосудистая стенка не выдерживает резкого подъема крови и разрывается. Более редкая причина геморрагического инсульта - разрыв аневризмы. Артериальная аневризма представляет собой, как правило, врожденное мешотчатое выпячивание на стенке сосуда. Стенка такого выпячивания тоньше стенки самого сосуда и для ее разрыва часто достаточно небольшого подъема артериального давления в стрессовых ситуациях или при физическом напряжении.

Сама мозговая катастрофа протекает достаточно быстро: от нескольких минут до нескольких часов (реже нескольких дней). Время после инсульта условно разделяют на острый (до 3-х недель), восстановительный (до 1 года) и резидуальный (свыше года) периоды. В острый период происходят и патологические процессы (например, нарастание отека мозга), и процессы, способствующие восстановлению (улучшение кровоснабжения областей, окружающих очаг поражения, уменьшение размеров кровоизлияния, уменьшение сдавливания гематомой окружающего ее мозгового вещества).

Однако чаще всего инсульт приводит к нарушениям функций мозга, которые сохраняются достаточно долго. Они варьируют от пациента к пациенту и изменяются с течением времени. Обычно в сторону улучшения, но иногда бывает и наоборот.

Мозг "управляет" всем организмом человека. Определенные области мозга отвечают за движение рук, ног, речь и т.п. Поэтому, какими, будут последствия инсульта напрямую зависит от того, в какой части мозга произошла катастрофа. Размер очага или, как говорят врачи, его объем, определяет степень нарушения той или иной функции. Уменьшить влияние острого нарушения мозгового кровообращения поможет быстро и правильно начатое лечение, а также грамотная и успешная последующая реабилитация больного.

Особенности нарушения движения

Инсульт - это повреждение мозга.

Чем же угрожает гибель отдельных участков мозга для человека? Известно, что определенные области мозга "управляют" движениями рук и ног, речью, воспринимают и перерабатывают информацию, приходящую от наших органов чувств (от органов зрения, слуха, рецепторов кожи и мышц). Одни участки мозга ответственны за планирование нашей деятельности, другие контролируют обмен веществ, работу органов дыхания и кровообращения.

При поражении двигательного центра, который расположен в области центральных извилин мозга или путей, идущих от него, нарушается управление движениями и возникает паралич (полная обездвиженность) или парез (частичное нарушение движений) руки или ноги на стороне, противоположной очагу поражения.

При нарушении кровообращения в задних отделах нижней лобной извилины левого полушария (в так называемой области Брока) у правшей расстраивается речь - возникает моторная афазия. При грубом поражении больной с моторной афазией напоминает немого, в более легких случаях речь становится бедной, состоит в основном из отдельных существительных в именительном падеже (почему она получила название "телеграфный стиль").

При очаге поражения, расположенном в задних отделах верхней височной извилины левого полушария (область Вернике) возникает нарушение понимания речи окружающих - сенсорная афазия. Больной с сенсорной афазией становится похожим на человека, попавшего в чужое государство, граждане которого изъясняются на незнакомом языке. Из-за нарушения самоконтроля над правильностью собственного высказывания речь больного мало информативна, состоит из обрывков слов, что позволяет охарактеризовать ее как "словесную окрошку". Моторная и сенсорная афазия сопровождаются нарушением чтения и письма. В случаях обширного инсульта с поражением обеих речевых зон возникает тяжелое речевое расстройство: сенсо-моторная афазия, доходящая в иных случаях до степени тотальной афазии, когда больной ничего не говорит и не понимает речи окружающих.

При поражении теменной области возникает нарушение осязательного узнавания предметов (при ощупывании) - астереогноз (стерео - объемный, пространственны; гнозис - узнавание). С поражением теменной доли левого полушария наступает астереогноз правой руки, при правостороннем поражении - левой руки. Ощупывая знакомые предметы (например, ключ, карандаш, спичечный коробок, расческу) здоровой рукой человек легко узнает их с закрытыми глазами, в то время как при астереогнозе часто не удается не только назвать их, но и определить форму и материал, из которого сделаны эти предметы.

При поражении области, находящейся на стыке теменной, височной и затылочной долей мозга, возникает нарушение ориентации в пространстве. Больной с таким нарушением не может найти свой дом, квартиру или палату в лечебном учреждении, путается в расположении знакомых улиц, не ориентируется в часах и карте.

Результатом инсульта может явиться и расстройство памяти. Ухудшение памяти вообще нередко встречается у больных со склерозом мозговых сосудов. Таким больным бывает трудно вспомнить фамилии, номера телефонов, они забывают, куда положили нужную вещь. Характерно, что события прошлых лет, особенно прошедшие в юности и детстве, они помнят хорошо, в то время как произошедшие недавно легко забывают и вспоминают с большим трудом. После перенесенного инсульта нарушения памяти часто усугубляются и становятся основными жалобами больных.

При инсульте, локализованном в правом полушарии головного мозга, с развитием левостороннего гемипареза, у больных нередко наблюдается недооценка или отрицание возникшего двигательного дефекта. Так, например, они утверждают, что могут свободно двигать парализованными конечностями и делать ими все. На просьбу врача поднять левую парализованную руку такой больной отвечает: "Пожалуйста", - но поднимает при этом здоровую правую руку. Одновременно с недооценкой двигательного дефекта у таких больных иногда возникают различные странные, как они говорят, ощущения в парализованных конечностях. Например, что стало две левых руки или что рука (парализованная) как деревянная либо покрыта шерстью. Эти ощущения вовсе не свидетельствуют о наличии у больных какого-то психического расстройства. Зачастую сами больные не высказывают жалоб на эти странности, понимая всю их нелепость.

Основные задачи ЛФК: предупреждение контрактур путем снижения мышечного тонуса и борьба с синкинезиями.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ИНСУЛЬТЕ

этапы реабилитации:

1) реконвалесценция – этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма;

2) реадаптация – этап приспособления к быту, труду, учению, окружающей среде;

3) ресоциализация – этап восстановления социальных функций и положения индивидуума в социальной макро– и микросреде.

Важное значение реабилитация как наука придает реабилитационному режиму, который отражает должное поведение пациента, качественно отличные методы разных видов реабилитации, назначаемые врачом-реабилитологом, и их объем.

Реабилитационный режим должен быть адекватен степени выраженности заболевания, определяемой по нарушению приспособительной активности. Реабилитация может быть полной или частичной. Полнота реабилитации оценивается по достижению оптимального восстановления всех или части функций организма. Врач-реабилитолог выполняет все задачи управления процессом восстановления, осуществляя диагностику, программирование, реабилитацию и контроль.

Важность изучения проблем реабилитации при сосудистых заболеваниях головного мозга обусловлена неуклонным ростом цереброваскулярных заболеваний, увеличением в структуре заболеваемости лиц молодого возраста, а также высокими показателями первичной инвалидности и утраты трудоспособности.

Реабилитация больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга – сложное сочетание медицинских, психологических, социальных мероприятий, охватывающих все периоды течения сосудисто-мозгового процесса и различные его клинические формы и предусматривающих наряду с восстановительным лечением меры предупреждения осложнений и рецидивов. При составлении программы реабилитации учитывают основное заболевание, тип мозгового инсульта, его локализацию, период развития болезни и степень выраженности заболевания.

Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного) и помогают ускорить темп и сделать более полным восстановление нарушенных функций, предотвратить развитие вторичных осложнений (тромбофлебитов, контрактур, пролежней, застойной пневмонии и т. д.).

Длительность и систематичность восстановительной терапии достигаются только благодаря правильно организованной реабилитации, которая должна начинаться уже в ангионеврологическом отделении, куда больной доставляется машиной скорой помощи, затем продолжаться в реабилитационном отделении больницы и/или в реабилитационном центре и в дальнейшем осуществляться или на базе реабилитационного отделения (или кабинета) поликлиники, или в реабилитационном санатории.

Комплексность и адекватность реабилитационных мероприятий могут обеспечить только высококвалифицированные специалисты: неврологи-реабилитологи, методисты ЛФК, логопеды-афазиологи, физиотерапевты, психотерапевты, трудотерапевты.

Больные и члены их семей должны принимать активное участие в реабилитационном процессе (в частности, в выполнении "домашних заданий" во второй половине дня и в выходные дни).

Факторы восстановления

Сама возможность восстановления основана на таком общебиологическом законе, как реорганизация функций, то есть на способности перестраиваться и участвовать в восстановлении нарушенной функции тех нейрональных ансамблей и связей, которые раньше не были задействованы в ее реализации. Определенное значение в восстановлении функций после инсульта имеют такие факторы, как исчезновение отека вокруг зоны поражения (кровоизлияния или инфаркта), улучшение кровообращения в этой зоне, растормаживание функционально недеятельных нейронов.

Прогноз восстановления во многом определяется размером и локализацией очага поражения. Прогностически неблагоприятна для восстановления движений локализация очага в заднем бедре внутренней капсулы, где сходятся в один пучок двигательные пути. Для восстановления речи неблагоприятна локализация очага в обоих речевых зонах: в центре моторной (собственной) речи (в области Брока — заднем отделе левой нижней лобной извилины) и в центре сенсорной (понимание речи окружающих) речи (в области Вернике — заднем отделе левой верхней височной извилины). Неблагоприятными факторами являются различные эмоционально-волевые (аспонтанность, снижение психической и двигательной активности, тяжелая депрессия) и когнитивные (снижение интеллекта, памяти, внимания) нарушения.

Противопоказаниями для активной двигательной реабилитации служат сердечная недостаточность, стенокардия покоя и напряжения, острые воспалительные заболевания, хроническая почечная недостаточность. Как речевая, так и двигательная реабилитация невозможна при наличии у больных деменции и психических нарушений.

Занятия лечебной физкультурой начинают уже в первые дни после инсульта, как только позволят общее состояние больного и состояние его сознания. Сначала это пассивная гимнастика (движения во всех суставах паретичных конечностей совершает не больной, а методист либо инструктируемые им родственники или сиделка), легкие, выполняемые без напряжения движения в тех суставах паретичных конечностей, где они сохранились, и в здоровых конечностях, дыхательная гимнастика. Упражнения проводятся под контролем пульса и давления с обязательными паузами для отдыха. В дальнейшем упражнения усложняются, больного начинают сажать, а затем обучают садиться самостоятельно и вставать с постели. Сроки активизации больных определяются многими факторами: тяжестью инсульта (размерами кровоизлияния или инфаркта, величиной отека, дислокацией мозговых структур), общим состоянием больного, состоянием гемодинамики, тяжестью пареза. У некоторых пациентов активизацию (больной начинает вставать) начинают с 3-5-го дня после инсульта, в других случаях — через 2-3 недели.

ВОСТОНОВЛЕНИЕ БЫТОВЫХ НАВЫКОВ

Важный этап реабилитации — обучение стоянию и ходьбе. У больных с выраженным парезом ноги этому этапу предшествует имитация ходьбы лежа в постели или сидя в кресле. Больной учится стоять вначале с поддержкой методиста, затем самостоятельно, держась за прикроватную раму или спинку кровати. При этом больной старается равномерно распределять вес тела на паретичную и здоровую ноги. В дальнейшем пациент обучается ходьбе. Сначала это ходьба на месте, затем ходьба по палате с опорой на прикроватную раму, потом самостоятельная ходьба с опорой на четырех- или трехножную трость. При хорошей устойчивости больного сразу учат ходить с опорой на палку.

К самостоятельной ходьбе без опоры на палку больной может приступить только при хорошем равновесии и умеренном или легком парезе ноги. Расстояние и объем передвижений постепенно увеличиваются: ходьба по палате (или квартире), затем ходьба по больничному коридору, по лестнице, выход на улицу и, наконец, пользование транспортом.

Восстановление самообслуживания и других бытовых навыков также происходит поэтапно. Вначале это обучение простейшим навыкам самообслуживания: самостоятельному приему пищи; навыкам личной гигиены, таким, как умывание, бритье и так далее (речь идет о тяжелых больных, у которых эти навыки утрачены); затем обучение самостоятельному одеванию (что довольно непросто при парализованной руке), пользованию туалетом и ванной. Самостоятельно пользоваться туалетом и ванной больным с гемипарезом и атаксией помогают различные технические приспособления — поручни у унитаза, скобы в стенах ванной комнаты, деревянные стульчики в ванне. Эти приспособления нетрудно сделать как в больнице, так и в домашних условиях.

Этапы ЛФК

Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных действенных методов медицинской реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях нервной системы различной этиологии с многообразными клиническими синдромами. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные системы организма – сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при недостаточности различных функций организма.

Лечебная физическая культура (ЛФК) в комплексе с другими терапевтическими мероприятиями должна использоваться на всем протяжении восстановительного лечения, в котором различают три этапа:

ранний восстановительный этап (до 3 месяцев);

поздний восстановительный этап (до 1 года);

этап компенсации остаточных нарушений двигательных функций (свыше 1 года).

На первых двух этапах средства ЛФК содействуют в основном восстановлению нарушенных двигательных функций, а на третьем этапе - преимущественно формированию соответствующих компенсаций.

I. Восстановительная терапия средствами ЛФК при спастических параличах

Она предусматривает два последовательных этапа.

Задачи первого этапа: предупреждение и ликвидация гемиплегических контрактур путем снижения патологического тонуса мышц, устранение болевых ощущений в суставах паретичных конечностей, препятствующих восстановлению нарушенных двигательных функций, предотвращение и ликвидация патологических синкинезий.

Для решения этих задач используют следующие средства ЛФК:

- дыхательные упражнения;

- физические упражнения, направленные на профилактику тугоподвижности в суставах и патологических синкинезий;

- точечный массаж, направленный на локальное расслабление мышечного тонуса;

- коррекцию (лечение) положением;

- механотерапию.

Основные применяемые формы ЛФК: лечебная гимнастика (главная форма); утренняя гигиеническая гимнастика; занятия, выполняемые больным в течение дня по специально разработанному заданию самостоятельно, с помощью медицинского персонала или родственников.

Лечение положением имеет целью уменьшение гипертонуса мышц и предупреждение образования порочной позы паретичных конечностей: согнутая и приведенная к туловищу рука, вытянутая нога (рис. 1).

Лечение положением можно осуществлять из исходного положения лежа на спине (щит под матрацем). Паретичные конечности больного укладывают в «корригирующее положение» — противоположное гемиплегической контрактуре (рис. 2а). Руку помещают на подушку так, чтобы плечевой сустав и вся верхняя конечность находились на одном уровне в горизонтальной плоскости, и отводят в сторону на 30–40°. В последующем угол отведения доводят до 90°. Между туловищем и плечом кладут ватно-марлевый валик или мешочек с песком. Предплечье разогнуто и супинировано. Пальцы кисти разогнуты, большой палец отведен. На ладонь и пальцы помещают груз 1 кг и более (величина груза зависит от степени выраженности гипертонуса). Груз удерживают от 15 мин до 1 ч. Затем кисть и пальцы фиксируют в разогнутом положении с помощью лонгетки. Под коленный сустав паретичной конечности подкладывают валик высотой 20 см. Стопа разогнута под углом 90°, находится в упоре о деревянный ящик или фиксирована гипсовой лонгеткой. Для предотвращения супинации бедра снаружи бедра, голени и стопы укладывают длинный мешочек с песком.

При положении больного на здоровом боку паретичная нога должна быть согнута в тазобедренном и коленном суставах, а рука выпрямлена вдоль туловища (рис. 2б). 

Длительность лечения положением устанавливают индивидуально. Его целесообразно проводить 2 раза в день по 30–45 мин непосредственно после окончания занятия лечебной гимнастикой .

При появлении жалоб на онемение, неприятные ощущения, боль надо менять положение конечности. Укладку паретичных конечностей не рекомендуют сохранять во время приема пищи и в период послеобеденного отдыха.

Необходимо отметить, что регулярная смена положения тела и конечностей не только способствует снижению тонуса спастических конечностей и улучшению периферического кровообращения, но и предупреждает застойные явления в легких.

Лечение положением назначают по показаниям в раннем и позднем восстановительном периоде. При выраженной спастичности и наличии вынужденных поз паретичных конечностей можно использовать ортопедические аппараты, особенно для нижней конечности. Применяют фиксирующие аппараты — для растяжения спастических мышц при значительном гипертонусе и функционально фиксирующие с шарнирами, допускающие движения в суставах при умеренном повышении тонуса мышц. При нарушении движений в голеностопном суставе вследствие неравномерного напряжения мышц можно назначать ношение ортопедической обуви с боковыми шинами.

Особенности процедуры лечебной гимнастики. Для предотвращения патологических синкинезий и улучшения качества движений упражнения необходимо проводить строго изолированно и в определенной последовательности: пассивные движения совместно с точечным массажем паретичной конечности, аналогичные движения здоровой конечности, активные с помощью методиста движения паретичной конечности либо движения с посылкой импульсов больным (идеомоторные) при отсутствии раннего активного движения. Занятия необходимо заканчивать активным расслаблением мышц.

Пассивные движения с целью улучшения подвижности суставов следует начать уже через 2–3 дня после начала заболевания. Их необходимо выполнять плавно, не вызывая болезненных ощущений, в медленном темпе, изолированно в каждом суставе, во всех плоскостях. При выполнении пассивного движения суставам всей конечности рекомендуют всегда придавать положение, противоположное позе Вернике–Манна.

Пассивные упражнения следует выполнять ежедневно и многократно, повторяя движения в каждом суставе до 10–15 раз. Необходимо учитывать реакцию больного на движения, не допускать появления болей, задержки дыхания, повышения спастичности. Для выполнения пассивных движений наиболее благоприятной позой является положение больного лежа на спине.

В остром периоде болезни пассивные движения следует начинать с дистальных отделов (кисть, стопа), учитывая, что движения в мелких суставах почти не отражаются на общем кровообращении. Через несколько дней включают движения в локтевом, плечевом, а затем коленном и тазобедренном суставах. В случаях, когда мышечный тонус повышен и наблюдается начальные проявления контрактур и синкинезий, движения рекомендуют начинать с крупных суставов конечностей, переходя к более мелким. Такая последовательность способствует уменьшению возможности появления или усиления синкинезий. Одновременно это препятствует повышению спастичности мышц паретичной руки и ноги [5].

Методика выполнения пассивных физических упражнений для суставов верхней и нижней конечностей приведена ниже, ее необходимо знать и освоить не только специалистам ЛФК и неврологам, но и родственникам больного.

Пассивные упражнения для суставов верхних конечностей:

1. Пассивные упражнения для плечевого сустава

Сгибание — разгибание. Исходное положение (и.п.) — лежа на спине, рука вдоль туловища, предплечье в среднем положении. Одной рукой методист держит ладонь паретичной руки больного, другой фиксирует локтевой сустав. Движения выполняют выпрямленной рукой больного.

Отведение — приведение. И.п. и фиксация те же. Движения выполняют выпрямленной рукой больного.

Супинация — пронация. И.п. лежа на спине, рука выпрямлена и отведена от туловища на 15–20°, предплечье в среднем положении. Фиксация та же. Супинацию и пронацию выполняют выпрямленной рукой больного.

Круговые движения. И.п. и фиксация те же. При выполнении этих движений осуществляют легкое давление по оси конечности на суставную впадину лопатки.

2. Пассивные упражнения для локтевого сустава

Сгибание — разгибание. И.п. — лежа на спине, рука выпрямлена и отведена от туловища на 15–20°, предплечье супинировано, пальцы и кисть в разогнутом положении, с отведенным I пальцем. Сгибание предплечья необходимо выполнять без перерастягивания трехглавой мышцы плеча.

Супинация — пронация. И.п. — лежа на спине, рука выпрямлена, отведена на 15–20° от туловища, пальцы разогнуты, I палец отведен. Одной рукой методист держит паретичную кисть, другой фиксирует нижнюю треть плеча пациента. Выполняют пассивные супинацию и пронацию предплечья.

3. Пассивные упражнения для лучезапястного сустава

Сгибание — разгибание. И.п — лежа на спине, выпрямленная рука отведена в сторону, кисть супинирована или находится в среднем положении. Одна рука методиста держит выпрямленные пальцы больного, другая фиксирует нижнюю треть предплечья. Выполняют пассивные сгибание и разгибание кисти. Следует избегать перерастягивания и без того ослабленных мышечных групп.

Отведение — приведение, круговые движения кистью. И.п. то же.

4. Пассивные упражнения для межфаланговых и пястно-фаланговых суставов

Сгибание — разгибание. Рука выпрямлена, предплечье находится в среднем положении. Движения рекомендуют выполнять отдельно каждым пальцем и совместно II–V пальцами.

Отведение — приведение в пястно-фаланговых суставах. И.п. то же.

Пассивные упражнения для суставов I пальца кисти. И.п. то же, предплечье в среднем положении. Сгибание–разгибание, приведение–отведение, противопоставление и круговые движения.

Пассивные упражнения для суставов нижних конечностей:

1. Пассивные упражнения для тазобедренного и коленного суставов.

Сгибание — разгибание. И.п. — лежа на спине, нога полусогнута в коленном и тазобедренном суставах. Одной рукой методист поддерживает паретичную ногу больного в области подколенной ямки, другой фиксирует стопу под углом 90° (рис. 3). 

Супинация — пронация (ротация) в тазобедренном суставе. И.п. и фиксация те же. Ротационные движения выполняют согнутой в коленном и тазобедренном суставах конечностью.

Отведение — приведение. И.п. — лежа на спине, нога выпрямлена. Нижнюю конечность поддерживают таким же образом.

Круговые движения в тазобедренном суставе. И.п. — лежа на спине, паретичная нога полусогнута. Поддержка ноги та же. Круговые движения выполняют с умеренным давлением по оси бедра на суставную впадину.

2. Пассивные упражнения для голеностопного сустава:

Сгибание — разгибание. И.п. — лежа на спине, нога согнута в коленном суставе, по отношению к бедру под углом 120°, опора на стопу. При пассивном движении разгибание должно преобладать над сгибанием стопы.

Отведение, сочетанное с пронацией (ротацией внутрь), и последующее приведение в среднее положение. И.п. то же.

Активные движения следует выполнять до появления признаков утомления мышц, которое проявляется уменьшением амплитуды движений. Условия выполнения активного движения постепенно надо усложнять за счет применения оптимального сопротивления, от преодоления минимального противодействия, оказываемого методистом, до преодоления сопротивления, вызываемого растягиванием резинового бинта (рис. 4–9)



Количество повторений индивидуально — до появления признаков утомления мышечной группы.

Восстановление активных изолированных движений эффективнее начинать с мышц — разгибателей предплечья, а на нижней конечности — с мышц — разгибателей голени. Активные упражнения с помощью методиста, без помощи и с сопротивлением проводят для мышечных групп, «удлиняющих» (разгибающих) руку и «укорачивающих» ногу. Следует избегать активных движений для мышечных групп, находящихся в состоянии повышенного тонуса: сгибателей пальцев и кисти, мышц, приводящих пальцы, сгибателей и пронаторов предплечья, приводящих мышц плеча, разгибателей голени, сгибателей стопы и ее супинаторов, разгибателей бедра и его супинаторов.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения применяют для улучшения функции дыхания и предупреждения осложнений, они способствуют увеличению подвижности диафрагмы и урежению частоты дыхания, тем самым улучшая вентиляционную функцию легких.

Дыхательные упражнения используют на протяжении всего курса лечения. При выполнении этих упражнений не должно быть задержки дыхания, натуживания. После полного выдоха делают короткую паузу (1–3 с). Этим обеспечивается хороший вдох. Дышать следует через нос, кроме случаев, когда носовое дыхание затруднено. Дыхание должно быть медленным, плавным, ритмичным, средней глубины, с равномерным участием ребер и диафрагмы — так называемое «полное дыхание». Вдох форсировать не следует, он будет непроизвольно углубляться по мере увеличения мощности выдоха.

В остром периоде лечения двигательные режимы 1–2 применяют «статические» дыхательные упражнения, выполняемые без сочетания с движениями конечностей и туловища. С расширением двигательных возможностей больного включают «динамические» дыхательные упражнения, сопровождаемые движениями конечностей и туловища.

Не рекомендуют делать форсированные глубокие вдохи, многократно повторять дыхательные движения подряд (оптимально 3–4 раза). Дыхательные упражнения следует чередовать со специальными и общетонизирующими.

Дыхание оказывает существенное влияние на состояние мышечного тонуса конечностей. При вдохе тонус мышц повышается, при выдохе — понижается. Фазу выдоха необходимо использовать для уменьшения спастичности мышц. Пассивные или активные упражнения для мышц с резко повышенным тонусом рациональнее выполнять одновременно с удлиненным выдохом.

Обучение больных приемам аутогенной тренировки и включение ее элементов в урок лечебной гимнастики позволяют увеличить и пролонгировать эффект мероприятий, направленных на понижение мышечной спастичности и волевое напряжение ослабленных мышц-антагонистов.

Максимальное сопротивления

-сопротивление, оказываемое руками методиста. Сопротивление непостоянно и меняется по всему объему во время движения сокращающихся мышц. Всегда дается максимальное сопротивление силовым возможностям мышц так, чтобы, преодолевая его, мышцы совершали движение в суставе. Оказывая максимальное сопротивление, методист заставляет работать мышцы больного на протяжении всего движения с одинаковой силой, т.е. в изотоническом режиме;

-чередование мышечной работы. Преодолевая «максимальное» сопротивление, упражняемый отдел конечности (например, предплечье, голень) движется до определенной точки. Методист, увеличивая сопротивление, препятствует дальнейшему движению. Больного просят удерживать этот сегмент конечности в заданном положении и, увеличивая сопротивление, добиваются наибольшей активности мышц в изометрическом режиме работы. Сопротивление затем увеличивают постепенно, чтобы не превысить удерживающих возможностей мышц (экспозиция 1—3 с). Уменьшая сопротивление, просят больного продолжать движение. Изометрическая работа переходит в изотоническую. С началом активного движения методист доводит сопротивление до максимального;

-  повторение сокращений мышц. Произвольное сокращение мышц продолжается до наступления усталости.

 

Реверсия антагонистов — изменение направления движения на обратное. Основой этого вида упражнений является последовательная индукция.

Ритмическая стабилизация начинается с изотонического движения сегмента конечности при «максимальном» сопротивлении. В определенной фазе движения больного просят удерживать конечность и увеличивают сопротивление силовым возможностям работающих мышц. Таким образом, изотоническая форма работы мышц переводится в изометрическую. Затем без паузы для отдыха оказывают сопротивление в противоположном направлении и больного вновь просят удерживать конечность, но уже с использованием мышц-антагонистов. Такое ритмическое переменное движение проводится несколько раз. Ритмическую стабилизацию можно применять для одного сустава или для всей конечности при фиксации больным нескольких суставов в заданном положении.

 

 Комплексный двигательный акт осуществляется совместным сокращением паретичных и сохранных или менее пораженных мышц. При этом упражняется не отдельная сокращающаяся мышца, а большие мышечные комплексы, участвующие в значительных и сложных двигательных актах.

В повседневной жизни у человека почти отсутствуют движения, связанные с функцией одной или двух мышц. Изолированные движения пальцев приводят к быстрому утомлению, но эти же движения в сочетании с активностью всей руки позволяют развить большую силу и выносливость.

Основные двигательные схемы в методике лечебной  гимнастики включают сгибание (или разгибание), приведение (или отведение), внутреннее (или наружное) вращение. Эти типы движений сочетаются в двух основных диагональных плоскостях. В первой плоскости конечность выполняет движения вверх к голове и кнутри (приведение), а в обратном направлении — вниз от головы и кнаружи (отведение). Во второй диагональной плоскости конечность движется вверх к голове и кнаружи (отведение) и в обратном направлении — вниз от головы и кнутри.

II период - поздний восстановительный

В течение этого периода больной находится на стационарном лечении. Продолжают лечение положением в ИП лежа на спине и на здоровом боку. Продолжают массаж и назначают лечебную гимнастику.

В лечебной гимнастике используют упражнения пассивные для паретичных конечностей, упражнения с помощью инструктора в облегченных ИП, удержание отдельных сегментов конечности в определенном положении, элементарные активные упражнения для паретичных и здоровых конечностей, упражнения на расслабление, дыхательные, упражнения в изменении положения при постельном режиме (табл. 7).

Таблица 7. Примерная схема процедуры лечебной гимнастики при гемипарезах в раннем периоде для больных на постельном режиме (8-12 процедур) Упражнение Дозировка Методические указания и варианты применения     Ознакомление с самочувствием больного и правильностью положения, под счет пульса, снятие лонгет  Упражнение для здоровой руки 4 - 5 раз С вовлечением лучезапястного и локтевого суставов  Упражнение в сгибании и выпрямлении больной руки в локте 3 - 4 раза Разгибание с помощью здоровой руки  Дыхательное упражнение 3 - 4 мин   Упражнение для здоровой ноги 4 - 5 раз С вовлечением голеностопного сустава  Упражнение в приподнимании и опускании плеч 3 - 4 раза Поочередно вариант: сведение и разведение, руки пассивны. Сочетать с фазами дыхания  Пассивные движения в суставах кисти и стопы 3 - 5 раз Ритмично, с возрастающей амплитудой. Сочетать с поглаживанием и растиранием  Активные пронация и супинация в локтевых суставах при согнутом положении рук 6 - 10 раз Помогать при супинации  Ротация здоровой ноги 4 - 6 раз Активно, с большой амплитудой  Ротация больной ноги 4 - 6 раз При необходимости помогать и усиливать внутреннюю ротацию  Дыхательное упражнение 3 - 4 мин Дыхание средней глубины  Возможные активные упражнения для кисти и пальцев при вертикальном положении предплечья 3 - 4 раза Поддерживать, помогать, усиливать разгибание  Пассивные движения для всех суставов парализованной конечности 3 - 4 раза Ритмично, в возрастающем объеме в зависимости от состояния  Ноги согнуты: отведение и приведение согнутого бедра 5 - 6 раз Помогать и облегчать выполнение упражнения. Вариант: разведение и сведение согнутых бедер  Дыхательное упражнение 3 - 4 мин   Активные круговые движения плеч 4 - 5 раз С помощью и регулированием фаз дыхания  Прогибание спины без поднимания таза 3 - 4 раза С ограничением напряжения  Дыхательное упражнение 3 - 4 мин   Пассивные движения для кисти и пальцев 2 - 3 раза По возможности снизить ригидность  Всего: 25 - 30 ми    Примечания.

1. Во время процедуры делать паузы для отдыха продолжительностью 1-2 мин.
2. По окончании процедуры обеспечить правильное положение паретичных конечностей.

Для подготовки к вставанию следует лежа применять имитацию ходьбы, перевод в вертикальное положение осуществлять постепенно. Все активные упражнения проводят на выдохе. В исходном положении сидя и стоя к облегченным упражнениям добавляют упражнения с гимнастической палкой, с помощью здоровой руки, упражнения для туловища - повороты, небольшие наклоны вперед, назад, в стороны (табл. 8).  По мере того как больной начинает ходить, и навыки восстанавливаются, поддержка со стороны становится необязательной. В этот период инструктор продолжает заниматься с больным, его роль заключается его в сопровождении, инструктор идет рядом с пациентом, с парализованной стороны, наблюдая за паретичной рукой. Рука фиксируется на косынке в положении разгибания кисти и противодействуя сгибательной синергии руки при ходьбе. Необходимо следить за правильным положением стопы. Можно фиксировать носок, подтянув его резинкой, фиксированной к коленному суставу. В процессе реабилитации используют следующие технические приспособления: трехопорный костыль, манеж, следовую дорожку. При этом сначала используют трехопорный костыль, затем ходьбу в манеже, а после при хороших результатах — ходьбу по специальной следовой дорожке. Если в состоянии больного наблюдается положительная динамика, его переводят на полупостельный режим, лечебную гимнастику при этом можно проводить в зале лечебной физкультуры.

   По мере того как больной начинает ходить, и навыки восстанавливаются, поддержка со стороны становится необязательной. В этот период инструктор продолжает заниматься с больным, его роль заключается его в сопровождении, инструктор идет рядом с пациентом, с парализованной стороны, наблюдая за паретичной рукой. Рука фиксируется на косынке в положении разгибания кисти и противодействуя сгибательной синергии руки при ходьбе. Необходимо следить за правильным положением стопы. Можно фиксировать носок, подтянув его резинкой, фиксированной к коленному суставу. В процессе реабилитации используют следующие технические приспособления: трехопорный костыль, манеж, следовую дорожку. При этом сначала используют трехопорный костыль, затем ходьбу в манеже, а после при хороших результатах — ходьбу по специальной следовой дорожке. Если в состоянии больного наблюдается положительная динамика, его переводят на полупостельный режим, лечебную гимнастику при этом можно проводить в зале лечебной физкультуры.



  В процессе реабилитации следует целенаправленно вырабатывать навыки самообслуживания во время еды, туалета и одевания. Гимнастические упражнения в зале лечебной физкультуры должны оставаться непродолжительными и повторяться по возможности часто. Во время проведения упражнений необходимо учитывать, что основная нагрузка должна приходиться на непораженные конечности. Для реабилитации мелких движений руки с успехом используют лепку, различные мячи, кубики, движение со скользящими поверхностями.

Контрольные движения для оценки функции движения рук при центральных (спастических) парезах

Поднимание параллельно прямых рук (ладонями вперед, пальцы разогнуты, большой палец отведен).

Отведение прямых рук с одновременной наружной ротацией и супинацией (ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен).

Сгибание рук в локтевых суставах без отведения локтей от туловища с одновременной,супинацией предплечья и кисти.

Разгибание рук в локтевых суставах с одновременной наружной ротацией и супинацией и удерживание их перед собой под прямым углом по отношению к туловищу (ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен).

Вращение кистей в лучезапястном суставе.

Противопоставление большого пальца остальным.

Овладение необходимыми навыками (причёсывание, поднесение предметов ко рту, застегивание пуговиц и т.д.).

Контрольные движения для оценки функции движения ног и мышц туловища

Сгибание ноги со скольжением пятки по кушетке в положении лежа на спине (равномерное скольжение по кушетке пяткой с постепенным опусканием стопы до полного прикосновения подошвы к кушетке в момент предельного сгибания ноги в коленном суставе).

1 2