">
Прикладные науки Безопасность жизнедеятельности
Информация о работе

Тема: Управление в государственной противопожарной службе

Описание: Основные понятия теории управления. Методы и принципы управления в органах ГПС. Задачи и организационная структура МЧС России. Руководитель органа ГПС как субъект управления. Система информации и информационное обеспечение управления. Основы организации.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 489
Поднять уникальность

Похожие работы:

МЧС РОССИИ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

УПРАВЛЕНИЕ

В

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ

по специальности 330400 «Пожарная безопасность»

Санкт – Петербург

2004г.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЫ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского института

Государственной противопожарной службы

МЧС России

полковник внутренней службы

В.С. Артамонов

«________»______________________200__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

УПРАВЛЕНИЕ

В

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ

по специальности 330400 «Пожарная безопасность»

Санкт – Петербург

2004г.

Ткачев П.А., Козленко Р.Н., Кадулин В.Е., Гадышев В.А., Смирнов П.А., Сачевко А.Л. Управление в Государственной противопожарной службе: Учебная программа по специальности 330400 – «Пожарная безопасность» / Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.

Учебная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера» по специальности 330400 – «Пожарная безопасность», квалификационных характеристик инженера пожарной безопасности и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.

Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института «___» ______ 200__ г. (протокол №__ ).

Рецензенты:

- А.М. Спиридонов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

(Академия менеджмента и нечерноземной зоны России);

- В. Б. Моторин, доктор социологических наук, доцент

(Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины "Управление в Государственной противопожарной службе" предназначена для слушателей и курсантов (далее слушателей) факультета подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) и профессорско-преподавательского состава кафедры управления и экономики Санкт-Петербургского института МЧС России, является единой для всех форм обучения и подготовлена с учетом Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования “Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 330400 – Пожарная безопасность”, квалификационных характеристик инженера пожарной безопасности и рабочего учебного плана, а также методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений МЧС России, специфики контингента обучаемых, особенностей вуза, опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах МЧС России.

Цель изучения дисциплины – подготовить инженера – будущего руководителя способного выполнять организационно-управленческую деятельность в органах ГПС.

Для достижения цели изучаемой дисциплины обучаемому необходимо решить следующие задачи:

усвоить основные теоретические понятия для органов ГПС в области теории систем, теории управления, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, документационного обеспечения управления, системы информации и информационного обеспечения, информационных технологий, информационно-аналитической работы, моделирования, прогнозирования, управленческих решений и их исполнения, планирования работы, служебных командировок, инспектирования, оценки деятельности и научной организации труда;

получить прочные знания о задачах, функциях, методах и принципах управления ГПС и перспективах развития управленческой деятельности в современных условиях, нормативно-правовых актах регламентирующих управленческую деятельность ГПС, методах оценки управленческой деятельности органов ГПС;

научиться в области организационно-управленческой профессиональной деятельности понимать сущность, значимость и основные ее проблемы, пользоваться операциями анализа, сравнения, обобщения, индуктивного и дедуктивного заключения, доказательства, принимать решения, вычленять проблему, обосновывать пути ее решения, выдвигать гипотезы, работать с книгой и нормативно-правовыми актами, самоконтролю и анализу, рецензировать работы и выступления товарищей, литературные источники, готовить доклады, составлять планы выступления и сводные таблицы, строить сравнительные диаграммы и графики, организовывать свой труд и работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, использовать принцип коллективности при принятии управленческих решений, строить и использовать на основе системного подхода математические модели решения организационно-управленческих задач ГПС, осуществлять качественный и количественный анализ в решении организационно-управленческих проблем, применять при их решении компьютерные методы сбора, хранения и обработки информации, использовать методы математического анализа, теории вероятности, математической статистики, возможности вычислительной техники и программного обеспечения в организационно-управленческой профессиональной деятельности, видеть взаимосвязь данной дисциплины в целостной системе получаемых знаний в процессе подготовки инженера;

развить способности правильно оформлять организационные, распорядительные, информационно-справочные, справочно-аналитические, отчетные и плановые документы, к переоценке накопленного опыта в организационно-управленческой профессиональной деятельности, анализу своих возможностей в реализации этой функции, проектировать “дерево целей” и структуры органов ГПС.

Лекции должны носить установочно-фундаментальный характер на изучение учащимися соответствующей темы и содержать основные положения вопросов, составляющих сущность темы, стоящих перед научными и практическими сотрудниками ГПС в области организационно-управленческой деятельности, содержать рекомендации по более глубокому самостоятельному изучению темы с помощью литературных источников, нормативно-правовых документов, перечень которых приведен в рабочей программе.

Обсуждение, уточнение, закрепление приобретенных знаний и проверка систематичности их пополнения осуществляются в ходе проведения семинарских занятий, которые включают доклады, реферативные выступления, собеседования, дополнения, активное участие слушателей в обсуждении темы. Завершаются семинарские занятия анализом работы группы на занятии и выставлением оценок согласно установленных критериев.

Индивидуальные занятия со слушателями проводятся под руководством преподавателя и предназначены для оказания им помощи в усвоении материала и для осуществления различных форм контроля за выполнением ими заданий, данных для самостоятельной проработки, а также возможность ликвидировать пробелы в усвоении обучаемыми материала. Индивидуальные занятия проводятся в форме консультаций, собеседований, самостоятельных занятий с учебной книгой, нормативно-правовой документацией, для подготовки к практическим занятиям и деловым играм, составления отчетов по практическим занятиям и их защиты, проведения коллоквиумов, тестов, сдачи зачета, выполнении курсовой работы.

Практические занятия посвящены построению “дерева целей” и организационных структур для органов ГПС, изучению передового опыта оперативно-служебной деятельности ГПС, анализу и прогнозу основных параметров оперативной пожарной обстановки, математическому моделированию процессов функционирования подразделения ГПС, составлению и оформлению организационно-правовой, распорядительной, справочно-информативной и плановой документации. По результатам практических занятий слушатели представляют письменные отчеты.

Для более эффективного усвоения знаний, умений и навыков по изучаемой тематике проводятся деловые игры.

Деловая игра – эта такая форма занятий, которая позволяет имитировать организацию проведения какого-либо вида работы, производимой конкретной организацией или подразделением от начала до конца, или какого-либо ее фрагмента.

Деловые игры по изучаемым темам включают: проведение служебного совещания, порядок работы с вновь созданной и поступившей из вне организационно-распорядительной документацией, подготовку и принятие управленческих решений, составление плановой документации и оценку деятельности подразделений.

В каждой деловой игре между участниками деловых игр распределяются служебные должности, в соответствии, с которыми они действуют – принимают решения, отдают распоряжения, реагируют на действие партнеров. Роль связывающего звена выполняет руководитель игр. Он же порой вносит в нее изменение (усложнения). После завершения игры ее ход анализируется и каждый из участников получает оценку, а главное – он получает рекомендации, какие проблемы в подготовке ему надо устранить.

Деловые игры позволяют преподавателю оценить практические навыки слушателей по теме и выявить его способности ориентироваться в реальной обстановке.

В самостоятельную работу учащихся включаются затраты времени на подготовку ко всем видам занятий, составление отчетов по практическим занятиям, выполнение контрольной и курсовой работ, самостоятельное изучение теоретического материала.

По изучаемой дисциплине выполняется курсовая работа в соответствии с разработанными методическими рекомендациями по организации ее выполнения и защиты. Курсовая работа является важной формой обучения и контроля знаний, умений и навыков обучаемых сформированных в результате изучения дисциплины. Выполнение курсовой работы слушателями способствует:

систематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умений применять их для решения организационно-управленческих задач стоящих перед ГПС;

развитию навыков самостоятельной научной работы.

Тематика курсовых работ, соответствуя современному состоянию и перспективному развитию науки и техники, периодически обновляется. При этом курсовая работа должна отвечать ряду требований: самостоятельности проводимого исследования; анализ современной литературы по теме исследования; связи предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практики деятельности органов ГПС; наличию у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы; логичности изучения, убедительности представленного фактологического материала, аргументированности выводов и обобщений; научно-практической значимости и актуальности поставленной задачи исследования.

В обязанности научного руководителя курсовой работы входит:

проведение консультаций по методике написания работы и по ее содержанию;

контроль за ходом выполнения плана-графика и своевременным представлением работы на кафедру;

составление письменного отзыва о работе и ее оценки.

Научный руководитель несет ответственность за качество выполненной курсовой работы.

На базе изучения дисциплины "Основы управления Государственной противопожарной службой" со слушателями выпускного курса проводится командно-штабное учение. К проведению учений кафедра Управления и экономики привлекает ряд других кафедр, в частности, организации деятельности пожарной охраны, пожарной тактики, пожарной техники, пожарной безопасности зданий, пожарной безопасности технологических процессов, безопасности жизнедеятельности, исследования и экспертизы пожаров, автоматики и средств связи и др.

Содержание курса учитывает предварительное изучение слушателями цикла общественных дисциплин, а также курсов “Информатика”, “Организация службы и подготовки”, “Психология и педагогика”, “Правоведение”. В программе также учтена взаимосвязь курса со специальными дисциплинами: "Государственный пожарный надзор", “Пожарная тактика”, “Пожарная безопасность технологических процессов”, “Пожарная безопасность в строительстве”, “Экономика пожарной безопасности”, “Организация работы с кадрами” и др.

По тематике курса ведется научно-исследовательская работа и подготовка дипломных работ.

После изучения курса слушатели должны знать:

методы и принципы научной организации управления и труда; особенности управления и организации труда в органах и подразделениях ГПС;

систему Государственной противопожарной службы МЧС России и ее организационную структуру;

организацию и методы аналитической работы в органах управления и подразделениях ГПС;

технологию принятия и реализации управленческих решений;

пути и методы совершенствования управленческой деятельности в ГПС;

документационное обеспечение управления в органах и подразделениях ГПС;

основные направления использования ПК и АСУ в управленческой деятельности ГПС;

основные подходы к оценке эффективности деятельности органов управления и подразделений ГПС;

методику организации проверки деятельности органов управления и подразделений ГПС;

организацию и основные направления научно-исследовательской деятельности в области пожарной безопасности;

уметь:

принимать управленческие решения в области обеспечения пожарной безопасности;

организовывать работу подразделений ГПС и исполнителей управленческих решений;

прогнозировать основные параметры функционирования ГПС;

применять в управленческой деятельности основные пакеты пользовательских программ на ПК;

разрабатывать планирующую документацию органов управления и подразделений ГПС;

иметь навыки:

прогнозирования и моделирования процессов оперативной деятельности подразделений ГПС;

планирования деятельности органов управления и подразделений ГПС;

анализа служебной деятельности и основных параметров оперативной обстановки;

оценки эффективности деятельности органов управления и подразделений ГПС;

составления организационно-распорядительной и информационно-справочной документации органов управления и подразделений ГПС;

иметь представление:

об основных направлениях развития науки управления;

об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

об АСУ, принципах и порядке их построения;

о порядке подготовки научно-педагогических кадров для ГПС;

об основных направлениях научно-исследовательских работ в области совершенствования систем пожарной безопасности объектов и населенных пунктов.

На изучение дисциплины обучения отводится 178 ч.

По очной форме обучения предусматривается 120 ч. аудиторных занятий (лекций – 36 ч., семинаров – 26 ч., практических занятий – 30 ч.. индивидуальных занятий – 16 ч., деловых игр - 12) и 58 ч. самостоятельной работы.

По заочной форме обучения предусматривается:

со сроком обучения 4 года – 16 ч. аудиторных занятий (лекций – 14 ч., практических занятий – 2 ч.) и 162 ч. самостоятельной работы;

со сроком обучения 6 лет – 36 ч. аудиторных занятий (лекций – 26 ч., практических занятий – 10 ч.) и 142 ч самостоятельной работы.

Слушатели заочной формы обучения при самостоятельном изучении дисциплины выполняют контрольную работу.

Формами итогового контроля изучения дисциплины являются: по очной форме обучения - зачет в 8 семестре и экзамен по окончании 9 семестра; по заочной форме обучения – экзамен.

Распределение часов по темам приведено в тематических планах.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ГПС МЧС РОССИИ

Тема 1.1. Основные понятия теории управления

Определение понятий: “управление”, “система”. Основные понятия, характеризующие строение и функционирование систем: “элемент”, “подсистема”, “структура”, “связь”, “состояние”, “поведение”, “внешняя среда”, “равновесие”, “устойчивость”, “цель”. Понятие о простых, больших и сложных системах.

Система управления. Элементы системы управления: субъект управления (управляющая система), объект управления (управляемая система), прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления. Среда функционирования системы управления.

Виды управления: управление в неживой природе (в технических системах), управление в организмах (в биологических системах), управление в обществе (в социальных системах).

Разновидности социального управления. Объект и субъект социального управления. Сущность управления в органах ГПС. Различные уровни управления. Цели управления, их классификация, метод построения “дерева целей”. Понятие о коммуникации и её основные характеристики.

Функции управления. Место, занимаемое функциями в системе управления. Классификация функций управления. Общие функции управления: целеполагание, организация, учёт, анализ, прогнозирование, выработка и принятие управленческого решения, планирование, регулирование, координирование, коммуникации, контроль, оценка эффективности управления, и их содержание.

Специальные (основные) функции управления в органах ГПС: управление службой государственного пожарного надзора, управление службой пожаротушения.

Обеспечивающие функции управления: кадровая, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизводственная.

Процесс управления. Стороны, характеризующие процесс управления: содержательная, организационная, технологическая, и их суть. Стадии управленческого цикла.

Наука управления. Предмет. Содержание и методы науки социального управления. Формирование социального управления как науки.

Предмет, задачи, логическая структура изучения курса “Основы управления ГПС” и его взаимосвязь с другими дисциплинами.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [1,2,3,6].

Дополнительная: [11].

Нормативные правовые акты: [1,2,3,4,5,6,7].

Тема 1.2. Методы и принципы управления в органах ГПС

Понятие и сущность методов управления. Виды методов социального управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические, комплексные, их содержание и обоснованность применения. Правовые формы выражения методов управления : законы, указы, постановления, уставы, правила, инструкции, решения, распоряжения, приказы, резолюции на документах, служебные записки.

Принципы управления. Система принципов социального управления. Общие принципы социального управления: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность, единоначалие, специализации, пропорциональности, научности, комплексности, экономичности, дисциплина, и их суть.

Организационно-технические принципы построения и функционирования органов ГПС: территориальный, отраслевой и функциональный, и их содержание.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [1,2,3,6].

Дополнительная: [ 11].

Нормативные, правовые акты: [1,2,3,4,5,6,7].

Тема 1.3. Задачи и организационная структура МЧС России. Государственная противопожарная служба как сложная система

Задачи и организационная структура МЧС России. Государственная противопожарная служба как составная часть системы МЧС России.

Система управления государственной противопожарной службы, её элементы. Внешняя среда функционирования ГПС. Понятие о внутреннем и внешнем управлении для органов ГПС. Уровни системы управления ГПС. Понятие “ орган управления ГПС”, “ подразделение ГПС”, их виды. Многоуровневая система управления ГПС.

Действующие организационные документы, регламентирующие организационно-правовое положение органов ГПС и их деятельность. Цели и основные задачи возложенные на органы ГПС. Функции внешнего и внутреннего управления органов ГПС. Анализ распределения функций в системе ГПС, их систематизация. Построение “дерева целей” для различных уровней системы управления ГПС.

Основные группы служб, выделяемые по характеру выполняемых функций: руководство, отраслевые, функциональные и вспомогательные, возложенные на них основные функции.

Организационное построение органов ГПС. Требования, предъявляемые к структурному построению органов ГПС. Факторы, влияющие на организационное построение органов ГПС. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная (линейно-штабная).

Примерные типовые организационные структуры органов управления и подразделений ГПС. Проектирование структур органов ГПС.

Организационно-управленческие аспекты совершенствования ГПС.

Индивидуальное занятие. Анализ распределения функций в системе ГПС, их систематизация.

Семинарское занятие. Управление в системе ГПС.

Практическое занятие 1. Построение дерева целей для подразделений ГПС.

Практическое занятие 2. Проектирование структур подразделений ГПС.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [1,2,3,6 ].

Дополнительная: [2,3,11 ].

Нормативные правовые акты: [1,2,3,4,5,6,7,19,20,21].

Тема 1.4. Руководитель органа ГПС как субъект управления

Руководитель органа ГПС в системе управления. Понятие “руководитель”, “руководить”. Руководство как одна из функций управления.

Сотрудники ГПС относящиеся к руководителям. Основная задача руководителя органа ГПС. Главный критерий оценки деятельности руководителя.

Ответственность руководителя за общее положение дел и за конечные результаты работы органа ГПС.

Функции и структура деятельности руководителя органа ГПС.

Стили руководства. Эффективность различных стилей руководства. Личность руководителя и его организаторские способности.

Руководитель в системе коммуникаций.

Служебные совещания, как ответственный вид работы руководителя и важный фактор организации деятельности всего органа управления и подразделения ГПС.

Виды служебных совещаний, их главные задачи и схема проведения. Подготовка совещания, как главное условие проведения эффективных совещаний. Этапы подготовки совещаний, их содержание.

Организационные, процедурные элементы проведения совещания.

Основные правила проведения совещания и рекомендации выступающим на совещании. Требования к помещениям для проведения совещаний. Технические средства обеспечения совещаний. Протоколирование хода совещаний. Способы подготовки решения по результатам совещания. Организация контроля за выполнением решения совещания. Проблема эффективности совещаний, основные направления её решения.

Семинарское занятие. Руководитель органа ГПС как субъект управления.

Индивидуальное занятие. Подготовка к деловой игре по т. 1.4.

Деловая игра. Проведение служебного совещания руководителем подразделения ГПС.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [1,2,3,6].

Дополнительная: [1,2,3,11].

Нормативные правовые акты: [1,2,3,4,5,6,7].

Тема 1.5. Основы организации научно- исследовательской деятельности в системе ГПС

Повсеместное использование достижений науки и техники как одно из важнейших направлений совершенствования оперативно- служебной и служебно-боевой деятельности органов ГПС. Понятие “исследование научное”, “научная деятельность”, “научно- техническая деятельность”, “научно- исследовательская и опытно- конструкторская деятельность”. Нормативно- правовые акты, регулирующие организацию научно- исследовательской деятельности (НИД) в системе ГПС. Основная цель НИД в ГПС. Основные задачи организации НИД в системе ГПС. Участники НИД в системе ГПС и их функции.

ВНИИПО МЧС России как научно- исследовательский и испытательный центр пожарной безопасности. Приоритетные направления научных исследований в области пожарной безопасности.

Планирование, порядок проведения и приемки научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ в ГПС, внедрение их результатов в практику и учебный процесс.

Понятие “эксперимент в органах ГПС”. Виды экспериментов в органах ГПС. Цели проведения управленческих экспериментов в органах ГПС, порядок их организации, контроля за ходом проведения, оценка результатов, внедрение их в практику.

Семинарское занятие. Организация научно-исследовательской деятельности в системе ГПС.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [1,2,3,6].

Дополнительная: [2].

Нормативные правовые акты: [1,2,3,4,5,6,7].

РАЗДЕЛ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ГПС НА БАЗЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Тема 2.1. Система информации и информационное обеспечение управления в органах ГПС

Значение информации в управлении органами ГПС. Понятие “информация”. Характеристики и свойства информации. Социальная информация в сфере деятельности органов ГПС.

Статистическая информация. Понятие информации применительно к деятельности органов ГПС.

Понятие “система информации”, “информационная система”, их отличительные особенности.

Признаки характеризующие систему информации. Источники поступления информации, используемой в процессе управления органами ГПС. Источники статистической информации. Ценность и функциональное значение статистики как источника информации.

Носители информации. Требования к видам и источникам информации о деятельности органов ГПС: объективность, комплексность, оптимальность, конкретность, непрерывность и др.

Понятие “ информационное обеспечение”. Состав и назначение элементов информационного обеспечения.

Организация учётно-регистрационной и статистической работы в органах ГПС. Виды документов первичного учёта. Формирование статистической и другой отчётности. Требования к сотрудникам ГПС при формировании отчётов. Организация контроля за соблюдением подразделениями ГПС учётно-регистрационной дисциплины.

Информационно-вычислительные центры органов ГПС, их место и роль в системе учётов и отчётности. Основные пути и меры совершенствования системы информационного обеспечения управленческой деятельности органов ГПС на базе новых информационных технологий.

Индивидуальное занятие. Организация учетно-регистрационной и статистической работы в органах ГПС.

Семинарское занятие. Информационное обеспечение управления в органах ГПС.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [2,3,5,6].

Дополнительная: [2,3,9,10].

Нормативные, правовые акты: [3,4,6,13,14,17].

Тема 2.2. Основы организации информационных технологий в системе информационного обеспечения управленческой деятельности органов ГПС

Основные понятия информационных технологий. Возникновение и развитие информационных технологий. Структура информационных технологий.

Особенности разработки и реализации современных информационных технологий в управленческой деятельности органов ГПС. Сущность, основные понятия и назначение автоматизированной системы обеспечения управления ГПС (АСОУ ГПС). Уровни автоматизации управления ГПС. Требования научного управления к АСОУ ГПС.

Интегрированные банки данных на различных уровнях управления органов ГПС, необходимость и проблемы их создания, структура, примеры реализации. Прикладное программное обеспечение банка данных для органов ГПС. Основные направления и перспективы развития АСОУ ГПС. Состояние и перспективы компьютеризации в органах ГПС. Задачи органов ГПС по созданию базы информационного обеспечения с использованием новых технологий.

Нормативные документы, регламентирующие внедрение автоматизированных систем и рабочих мест специалистов ГПС МЧС России.

Семинарское занятие. Организация информационных технологий в системе информационного обеспечения управленческой деятельности органов ГПС, прикладное программное обеспечение банка данных для органов ГПС.

Практическое занятие. Передовой опыт работы УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области МЧС России, использование его в практической деятельности ГПС,

Индивидуальное занятие. Собеседование по т.2.2 и защита отчётов по результатам практического занятия.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [2,3,5,6].

Дополнительная: [2,3,9,10].

Нормативные, правовые акты: [3,4,6,13,14,17].

Тема 2.3. Информационно-аналитическая работа в органах ГПС

Понятие “информационно-аналитическая работа”, её сущность, значение, содержание, основные стадии. Функции органов ГПС в области информационно-аналитической работы. Основные отчётные показатели органов ГПС.

Основные задачи и направления аналитической работы.

Понятие “ оперативная (пожарная) обстановка”, её основные элементы и факторы. Системный подход к её анализу и оценке. Информационная база для анализа и оценки оперативной (пожарной) обстановки. Место и роль анализа информации в решении управленческих задач. Основные виды анализа, их основное содержание и назначение.

Научные методы применяемые в аналитической работе органов ГПС.

Основные приемы и методы обработки данных пожарной статистики. Систематизация, обобщение и оформление результатов анализа.

Организация информационно-аналитической работы в органах ГПС, основные показатели её оценки. Роль информационно-аналитических показателей в органах управления ГПС.

Системный подход к развитию и совершенствованию информационно-аналитической работы.

Индивидуальное занятие. Подготовка к практическому занятию.

Практическое занятие. Анализ основных параметров оперативной (пожарной) обстановки города.

Семинарское занятие. Совершенствование информационно-аналитической работы в органах ГПС.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [2,3,5,6].

Дополнительная: [2,3,9,10].

Нормативные, правовые акты: [3,4,6,13,14,17 ].

Тема 2.4. Математическое моделирование процессов

функционирования подразделений ГПС

Моделирование как основа системного анализа процесса функционирования сложных систем.

Понятие “модель”, “моделирование”. Виды моделей.

Математическое моделирование, как наиболее эффективный метод моделирования функционирования ГПС.

Математическое моделирование потока вызовов пожарных подразделений ГПС города. Основные закономерности поступления вызовов на ЦППС города. Основные характеристики потока вызовов пожарных подразделений. Математическая модель простейшего потока событий - закон распределения Пуассона.

Методика проверки гипотезы о пуассоновском характере потока вызовов пожарных подразделений при помощи вероятностно-статических методов.

Математическое моделирование продолжительности времени занятости пожарных подразделений обслуживанием вызовов в городе.

Понятие “время занятости пожарного подразделения”. Состояние пожарных подразделений, включаемых в боевой расчёт, в произвольный момент времени. Основные временные характеристики процесса обслуживания вызовов, связь между ними и их математическое описание.

Математическое выражение показательного (экспоненциального) закона распределения времени обслуживания вызовов.

Методика проверки гипотезы о том, что эмпирическое распределение числа вызовов пожарных подразделений носит вид математической модели выраженной экспоненциальным законом распределения.

Математическое моделирование процесса функционирования оперативных подразделений ГПС в городе.

Математическое моделирование процесса возникновения одновременных вызовов пожарных подразделений в городе.

Решение организационно-управленческих задач ГПС города на основе математического моделирования. Обоснование требуемого количества оперативных отделений, технической оснащённости и штатной численности для противопожарной службы города. Оценка эффективности различных вариантов распределение оперативных отделений по городским пожарным частям. Общие причины построения и использования имитационных моделей процесса функционирования подразделений ГПС. Простейшие имитационные модели.

Практическое занятие 1. Математическое моделирование потока вызовов пожарных подразделений ГПС города.

Практическое занятие 2. Математическое моделирование продолжительности времени занятости пожарных подразделений обслуживанием вызовов в городе.

Практическое занятие 3. Решение организационно-управленческих задач пожарной охраны города на основе математического моделирования.

Индивидуальное занятие. Собеседование и защита отчётов курсантами по практическим занятиям.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [2,3,5,6].

Дополнительная: [2,3,9,10].

Нормативные правовые акты: [3,4,6,13,14,17].

Тема 2.5. Прогнозирование в деятельности органов ГПС

Научное предвидение, как одна из важнейших задач совершенствования управления.

Анализ динамических рядов исследуемых социально-экономических процессов.

Понятие “прогноз”, “прогнозирование”. Сущность и классификация прогнозов. Классификация методов прогнозирования. Различные уровни и основные направления прогнозирования в области пожарной безопасности. Структура и описание процесса прогнозирования оперативной (пожарной) обстановки в городе.

Прогнозирование показателей оперативной обстановки на основе экстраполяции рядов динамики. Моделирование – как средство прогнозирования. Проблема точности прогнозирования.

Основные понятия корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа, и вопросы его использования в прогнозировании. Виды регрессионных моделей.

Применение прогнозирования в процессе принятия управленческих решений в деятельности ГПС.

Семинарское занятие. Применение прогнозирования в процессе принятия управленческих решений в деятельности ГПС.

Практическое занятие. Прогнозирование некоторых параметров оперативной (пожарной) обстановки в городе.

Индивидуальное занятие. Собеседование и защита отчётов по результатам практического занятия.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [2,3,5,6].

Дополнительная: [2,3,9,10].

Нормативные правовые акты: [3,4,6,13,14,17].

Тема 2.6. Организация курсового проектирования

Курсовая работа (проект) (далее курсовая работа) как важная форма обучения и контроля знаний, умений и навыков курсантов. Обязательные требования которым должна отвечать курсовая работа.

Организация выполнения и защиты курсовой работы. Правила оформления библиографии в курсовой работе. План- график выполнения курсовой работы.

Содержание курсовой работы по дисциплине “Основы управления ГПС”, методические рекомендации по ее выполнению.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям. Сбор необходимой информации для выполнения курсовой работы.

Рекомендуемая литература

Основная: [1,4,5,6].

Дополнительная: [7,11,12].

Нормативные правовые акты: [ 3,4,6,12,14,19,20,21,25,35].

РАЗДЕЛ 3. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГПС

Тема 3.1. Понятие делопроизводства. Документирование

управленческой деятельности в органах ГПС

Значение рациональной организации делопроизводства для совершенствования деятельности органов ГПС.

Нормативно-методическое обеспечение документирования управленческой деятельности.

Основные понятия и определения терминов “дело”, “делопроизводство”, “документационное обеспечение управления”, “организация работы с документами”, “документооборот”, “система хранения документов”, “номенклатура дел”, “общее делопроизводство (административное)”, “специальное делопроизводство”.

Группы документов в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельности: управленческие, научные, технические (конструкторские), технологические, производственные и др.

Основные системы управленческих документов: организационно-правовая документация, правовая документация, распорядительная документация, информационно-справочная и справочно-аналитическая документация, отчётная документация, документация по обеспечению кадрами (по личному составу), финансовая документация (бухгалтерский учёт и отчётность), документация по материально-техническому обеспечению, договорная документация, документация по документационному и информационному обеспечению деятельности органов ГПС и другие системы документации.

Классификация документов по происхождению, назначению, месту составления, наименованию, количеству отраженных в них вопросов, срокам исполнения и хранения, степени подлинности, технике создания.

Общие правила оформления документов. Понятие “формуляр документа”. Состав реквизитов документов. Формуляр-образец документа. Общие требования к оформлению реквизитов документа.

Понятие “бланк документа”. Виды бланков документов: общий бланк; бланк письма; бланк конкретного вида документа. Реквизиты проставляемые на бланках документов.

Способы расположения реквизитов: центрованный и флаговый.

Способы изготовления бланков документов: типографский, компьютерный. Хранение и учёт бланков документов, контроль за их изготовлением.

Способы расположения реквизитов на бланке: угловой и продольный, их рациональность. Форматы бумаги и размеры полей бланков документов.

Системы документации. Система организационно-правовой документации.

Назначение и состав организационно-правовой документации. Составление и оформление отдельных видов организационно-правовых документов.

Система плановой документации. Назначение и состав плановой документации. Составление и оформление плановых документов.

Система распорядительной документации. Назначение и состав распорядительной документации. Процедура изучения распорядительных документов. Составление и оформление распорядительных документов.

Система справочно-аналитической и справочно-информационной документации. Назначение и состав справочно-аналитической и справочно-информационной документации. Составление и оформление справочно-информационных документов. Составление и оформление справочно-аналитических документов.

Система отчётной документации. Назначение и состав отчётной документации. Составление и оформление отчётных документов.

Индивидуальное занятие. Подготовка к практическому занятию по теме “Составление и оформление положения о подразделении ГПС”.

Практическое занятие 1. Составление и оформление положения о подразделении ГПС.

Практическое занятие 2. Составление и оформление должностных инструкций для сотрудников подразделения ГПС.

Практическое занятие 3. Составление и оформление распорядительной и справочно-информационной документации.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература

Основная: [2,3,4,6].

Дополнительная: [4,5,8 ].

1 2