">
Прикладные науки Биология
Информация о работе

Тема: Гигиена детей и подростков как наука

Описание: Связь гигиены детей и подростков с другими научными дисциплинами. История развития. Принципы гигиенического нормирования в ГДП. Основные разделы и методы работы врача по ГДП. Обусловленность роста и развития средовыми факторами. Состояние здоровья учащихся.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Биология.
Тип: Шпаргалки
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 339
Поднять уникальность

Похожие работы:

Гигиена детей и подростков как наука

Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.

Главная теоретическая проблема гигиены детей и подростков – функциональная зрелость растущего организма, соответствие его различным воздействиям, т.е. тем конкретным условиям и требованиям, которые ставит перед детьми жизнь.

Критерии функциональной готовности растущего организма на разных возрастных этапах к воздействию различных факторов среды, способы создания этой готовности, оптимальное соотношение воздействия на среду и мобилизации приспособительных механизмов организма в целях сохранения и укрепления здоровья и благоприятного развития этого организма являются ведущими теоретическими проблемами гигиены детей и подростков как науки.

Методы: 1)метод естественного гигиенического эксперимента 2)лабораторного эксперимента 3) гигиенического наблюдения 4)санитарно-статистический 4)математического прогнозирования

Связь гигиены детей и подростков с другими научными дисциплинами. педагогикой, психологией, и другими отраслями гигиены.

С педиатрией у гигиены детей и подростков очень много общего. И прежде всего общая задача – воспитание здорового и гармонично развитого подрастающего поколения. Педиатры каждого в отдельности исследуют, ставят индивидуальный диагноз и каждому, в зависимости от конкретных обстоятельств, назначают лечебные или оздоровительные процедуры.

Гигиена занимается более или менее массовыми контингентами, она исследует групповое состояние здоровья, т.е. то, что называется санитарно – эпидемиологическим благополучием населения и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно не к отдельному конкретному ребенку, а к большим коллективам детей, объединенных по основным признакам (пол, возраст, состояние здоровья в общих чертах) и условно признанных равными.

Но педиатрия лишь учитывает внешнюю среду, а объектом ее воздействия является ребенок. Гигиена же, учитывая реакции ребенка, воздействует на среду, стремится организовать и, если нужно, преобразовать ее, исходя из возрастных особенностей и возможностей человека.

Так же обстоит дело и с физиологией. Без физиологии гигиена детей и подростков существовать не может, поскольку все гигиенические вопросы решаются путем физиологических исследований. Свидетельством этого служит само определение гигиены.

Гигиена изучает влияние условий жизни на организм человека, но это невозможно сделать, не учитывая характер реакции организма на него, т.е. без физиологических исследований.

Иначе говоря, гигиена становится гигиеной только тогда, когда она изучает на среду, а человека в среде, т.е. когда применяются физиологические методы исследований.

Задачи же у физиологии и гигиены различны: у физиологии – установление законов функционирования человеческого организма, у гигиены – определение и установление (нормирование) условий среды, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, а для гигиены детей и подростков – еще и благоприятное развитие растущего организма.

История развития гигиены детей и подростков.

У самых истоков научной гигиены Петенкоффер (учитель Ф. Ф. Эрисмана) назвал гигиену «прикладной физиологией», а Ф. Ф. Эрисман неоднократно подчеркивал связь гигиены с физиологией, с исследованием «нормальных отравлений человеческого организма».

Однако эту мысль раньше в прекрасной форме выразил учитель И. М. Сеченова А. М. Филомафитский: «Диетика (так в то время называлась гигиена)-это не что иное, как физиология, приложенная к практической жизни».

Ф.Ф. Эрисман, отмечая связь гигиены с физиологией, четко определил и их различия. «Для физиолога» – писал он, – объектом исследования служит человек сам по себе, т.е. нормальные функции его органов и те законы, по которым они совершаются; гигиенист же имеет в виду лишь человека, поставленного в известные условия».

Принципы гигиенического нормирования в ГДП.

Нормирование в гигиене детей и подростков – это научно обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности) воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, современное и гармоничное их развитие.

Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие. Благоприятные факторы, влияние которых подчиняется параболической зависимости, имеют в качестве истинной «нормы» оптимальную величину их интенсивности; допустимые отклонения располагаются по обе стороны параболы: в сторону увеличения – до максимально допустимого, в сторону уменьшения – до максимально необходимого.

Основанием для установления гигиенических норм и градации допустимости воздействия изучаемых факторов служит функциональное состояние организма детей при разной интенсивности воздействующих факторов.

Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования:

специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью их) для детей и подростков по сравнению со взрослыми другие нормы;

• непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, или стадий, каждой из которых свойствен определенный, именно ей присущий уровень чувствительности (потребности) к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми;

развиваюшая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное воздействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и способствуют наилучшему развитию;

дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

На каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам этих воздействий, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.

Основные разделы и методы работы врача по ГДП.

Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов: 1) здоровье детей и подростков; 2) гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня; 3) гигиена физического воспитания; 4) гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся; 5) гигиена питания детей и подростков; 6) гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков; 7) гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков; 8) медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.

Методы: 1)метод естественного гигиенического эксперимента 2)лабораторного эксперимента 3) гигиенического наблюдения 4)санитарно-статистический 4)математического прогнозирования.

Содержание предупредительного санитарного надзора в области ГДП.

Участие в работе комиссий и контроль за соблюдением санитарного законодательства, санитарных правил при отводе земельных участков для строительства и реконструкции учреждений.

Рассмотрение проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию учреждений в случаях отступления их от Сан Пи Н или отсутствии последних.

Выборочный контроль за соблюдением санитарных правил при проектировании, строительстве (реконструкции) учреждений.

Проведение экспертизы проектов строительства и реконструкции учреждений, по обращению заказчика.

Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь выстроенных, реконструированных учреждений с выдачей соответствующего заключения.

Проведение гигиенической экспертизы товаров для детей в пределах компетенции центра гигиены и эпидемиологии.

Законом Республики Беларусь "Об охране здоровья";

Законом "Об образовании в Республике Беларусь";

Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей";

Законом Республики Беларусь "О правах ребенка";

Законом Республики Беларусь "О санитарно-эпидеми-ческом благополучии населения";

Содержание текущего санитарного надзора в области ГДП.

Надзор за выполнением санитарных правил в учреждениях.

Контроль своевременности прохождения медицинских осмотров работниками учреждений надзора.

Анализ результатов проведения углубленных медицинских осмотров детей и подростков.

3.3.4.Разработку, контроль и оценку выполнения меропри-
ятий по устранению выявленных в учреждении (учреждениях)

нарушений требований санитарных правил.

Оценку состояния здоровья детей и подростков, посещающих учреждения.

Разработку предложений в региональные (Целевые) программы по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Участие в разработке мероприятий по профилактике

и устранению последствий чрезвычайных ситуаций в учреждениях надзора.

3.3.8.Надзор за выполнением гигиенических требований

при реализации товаров для детей.

Законом Республики Беларусь "Об охране здоровья";

Законом "Об образовании в Республике Беларусь";

Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей";

Законом Республики Беларусь "О правах ребенка";

Законом Республики Беларусь "О санитарно-эпидеми-ческом благополучии населения";

Основные закономерности роста и развития детей и подростков, возрастная периодизация. Биологический и паспортный возраст. Акселерация и децелерация.

1. Неравномерность темпа роста и развития. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития. Б. возраст - совокупность морфофункц. особенностей организма, зав. от индив. темпа роста и развития.

О неравномерности роста и развития свидетельствуют изменения длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47%, за второй – на 13%, за третий – на 9%. В возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7%, а в возрасте 8-10 лет – лишь на 3%.

2.Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Общая тенденция взаимосвязи этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования И.И.Шмальгаузена: относительная масса индифферентных (недифференцированные, незрелые) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту.

Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности.

Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако рост и развитие его отдельных органов и систем происходят неодновременно (гетерохронно).

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм).

Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц – разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.

4. Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. В 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдержать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает 1/3 атм. Эти примеры показывают, что резервные возможности систем организма огромны.

5.Детерминация процесса роста и развития факторами наследственности. Данная закономерность имеет особо важное значение в гигиене детей и подростков. Рост ребенка – программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем (П.К. Анохин). Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития, последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка.

6.Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и физическое развитие детей оказывают влияние факторы внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др.

Процессы роста и развития подчиняются определенным биологическим законам и в то же время детерминированы условиями окружающей среды. В сложном взаимодействии факторов среды и природных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребенка.

7.Акселерация роста и развития. Понятие об акселерации физического развития было введено в 1935 г. немецким специалистом по школьной гигиене Кохом, который обозначил этим термином, ранее применявшимся в теоретической биологии, ускорение роста и развития детей.

Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерация (от лат. acceleratio – ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста.

В биологии современного человека за последнее столетие помимо ускорения развития, произошли и другие изменения: увеличилась продолжительность жизни, стали больше репродуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости. Изменения, происходящие в течение всей жизни человека, получили название «секулярный тренд» (secular trend- вековая тенденция) В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития является составной частью и охватывает лишь период созревания человека.

Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.П. Лисицын):

- физико-химические: 1)гелиогенная (влияние солнечной радиации); 2) радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля); 3) космическая радиация; 4)повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства;

- влияние отдельных факторов условий жизни: 1)алиментарная; 2)нутритивная; 3)повышенной информации;

- генетические: 1)циклических биологических изменений; 2)гетерозиса (смешения популяций);

- теории комплекса факторов условий жизни: 1) урбанического влияния; 2)комплекса социально-биологических факторов.

Возрастная периодизация.

период новорождённости 18-24 дня

грудной период до года

формирования молочных зубов 1-6 лет преддошк 2-3 дошкольн 4-6

отрочество 7-15

полового созревания д-13-14-18 мал 15-16-19

Научное понятие о здоровье детей и подростков. Показатели и критерии здоровья. Методы изучения здоровья. Группы здоровья, возрастная динамика.

В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла следующее определение здоровья: «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений» .Наиболее часто гигиенисты пользуются следующим определение: «Здоровье – такое состояние организма, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Критерии здоровья

1. Уровень и гармоничность физич. развития.

2. Нервно-психич. развития.

3. Ур. функционирования и резервные возможности осн. физиолог. систем орг-ма.

4. иммунной защиты и неспец. резистентности организма.

5. Наличие хр.заболеваний.

6.Ур. морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

«группы здоровья».

I – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

II– А-дети, имеющие отклонения в особенностях онтогенеза;

Б- им., функцион. отклонения, наруш. в физич., нервно-псих. разв., часто болеющие.

III– больные хр. заб. в компенсированном состоянии;

IV– больные в субко(2-4 раза в год) состоянии и в декомпенсир. состоянии.

Методы изучения состояния здоровья

Для характеристики общественного здоровья используют показатели медико-демографические, физического развития различных возрастно-половых групп, медико-статистические показатели заболеваемости, а также данные об инвалидизации детей.

Наиболее часто в практической деятельности динамика состояния здоровья детского населения оценивается по заболеваемости. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неинфекционная по отдельным нозологическим формам, временной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпитализации.

Детское население подлежит обязательным профилактическим углубленным медицинским осмотрам, которые также позволяют получить данные о заболеваемости детей и подростков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростковобраз жизни; 49-53%генетика 18-20%окружающей среда 17-20%з/о 8-10% Группы

здоровья До 3-хлет 4 – 5 лет 5 – 7 лет школьник  I 23 26 23 5 - 10  II 59 53 42 37,1 - 49  III 17 18 25 40,4 - 48  IV 1 3 10 0,3 – 2,2  

Физическое развитие как критерий здоровья. Показатели физического развития детей и подростков, методы их исследования.

Физическое развитие– это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность детского организма.

Все критерии, по которым оценивают состояние здоровья, делят на два вида: определяющие и характеризующие. К определяющим, или обуславливающим, здоровье критериям относят особенности индивидуального развития ребенка – особенности онтогенеза, которые определяются по данным генеалогического, биологического и социального анамнезов.

>Генеалогический анамнез – информация о наличии наследственных заболеваний, о состоянии здоровья членов семьи и других близких родственников.

>Биологический анамнез - особенности антенатального, интранатального и постнатального периодов развития ребенка.

>Социальный анамнез – характеристика семьи, жилищно-бытовых условий и материальной обеспеченности ребенка.

Для исследования физического развития детей и подростков используют сложный и многообразный комплекс признаков, основу которого составляют антропометрические показатели:

соматоскопические (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание);

соматометрические (длина и масса тела, окружность грудной клетки);

физиометические (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

Существует два метода изучения состояния здоровья и физического развития:

Индивидуализирующий метод – систематическое обследование конкретного ребенка в динамике нескольких лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфо-функционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.

Генерализирующий метод – одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Паспортный возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).

Биологический возраст – это фактически достигнутый уровень развития морфологических структур и функционального состояния организма.

Критерии биологического возраста:

1) длина тела ребенка - рост (М±?), см;

2) величина соотношения (для детей до 7 лет): окружность головы Х 100; длина тела

- погодовые прибавки длины тела (старше 7 лет), см;

3) темпы второй дентиции (для детей до 10 лет) – количество прорезавшихся постоянных зубов;

- степень полового созревания (старше 10 лет) - развитие вторичных половых признаков; 4) оссификация скелета («костный» возраст).

>Степень резистентности организма – степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям факторов окружающей среды, которая определяется частотой или длительностью заболеваний.

Часто болеющие – дети, болеющие 4 и более раз в год.

Методы оценки физического развития и биологической зрелости детей и подростков.

Индексы представляют собой соотношения отдельных антропометрических показателей, выраженные в математических формулах.

Для оценки соответствия массы длине тела (весоростового соотношения) определяют индекс Кетле: уровень и гармоничность

Б) методом сигмальных отклонений: по трем основным признакам (рост, вес, окружность грудной клетки) определить уровень физического развития и пропорциональность телосложения, но не гармоничность.

В зависимости от величины сигмальных отклонений оценку проводят по пяти уровням физического развития:

1. Средний уровень – отклонения от средней (М) лежат в пределах М±?;

2. Выше среднего – от М+1? до М+2?;

3. Высокий - от М+2? и более;

4. Ниже среднего – от М-1? до М -2?;

5. Низкий - от М-2? и ниже.

Для оценки пропорциональности телосложения учитывают сигмальные отклонения всех анализируемых признаков. Пропорциональным считается телосложение, при котором сигмальные отклонения для роста, массы и окружности грудной клетки находятся в одном уровне сигмальных отклонений или отличаются друг от друга не более чем на одну сигму; непропорциональным – если более чем на одну сигму.

Б) по шкалам регрессии определяют уровень физического развития и степень гармоничности.

Шкалы регрессии учитывают корреляционную зависимость между ростом, массой тела и окружностью грудной клетки для каждой возрастно-половой группы.

Вначале определяют уровень физического развития, в зависимости от роста ребенка (средний, высокий и т.д.). Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие данному росту (с учетом сигмальных отклонений). Вычисляют разницу между индивидуальными показателями массы тела, окружности грудной клетки ребенка и найденными средними величинами этих показателей. Степень снижения или повышения показателя выражают в сигмальных отклонениях, для чего полученную разницу (с учетом знака) делят на соответствующую сигму регрессии (?R).

По величине сигмального отклонения массы и окружности грудной клетки устанавливается степень гармоничности морфологического статуса.

Гармоничное физическое развитие – масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту ребенка или отличаются от должных величин не более чем на одну сигму (М±?R).

Дисгармоничное физическое развитие – масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных величин в пределах от 1,1 до 2?R, т.е. либо меньше должных, либо больше за счет повышенного жироотложения.

Резко дисгармоничное – масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных величин на 2,1?R и более, т.е. либо меньше должных за счет истощения, либо больше за счет избыточного жироотложения.

В) центильным методом определяют уровень и гармоничность физического развития.

Центильный метод (прост, удобен, экспресс-метод при массовых обследованиях) основан на процентном распределении частоты встречаемости величин данного признака в популяции. Центильная шкала представлена цифрами, отражающими значение признака, ниже которого он может встречаться только у 3, 10, 25, 75, 90, 10. 97% детей. В срединной зоне (25-75 центили) располагаются средние показатели физического развития. В зонах от 25 до 10 центили и от 75 до 90 центили находятся величины, свидетельствующие о нижесреднем и, соответственно, вышесреднем физическом развитии. В зонах от 10 до 3 центили и от 90 до 97 центили – показатели низкого или высокого развития. Величины, находящиеся до 3 и выше 97 центили, - это области очень низких и очень высоких величин, которые встречаются у здоровых детей не чаще, чем в 3% случаев.

Г) по комплексной методике, позволяющей оценить как уровень биологического развития, так и морфофункциональное состояние.

1этап: оценка уровня биологического развития (биологического возраста) по трем основным критериям (табл.6). Число постоянных

зубов (М±?)

Погодовая прибавка длины тела, см

Длина тела, см (М±?)

В разные возрастные периоды одни показатели являются ведущими, другие – вспомогательными. Так, в младшем школьном возрасте ведущими являются длина тела и число постоянных зубов. В среднем школьном возрасте особое значение приобретают степень выраженности вторичных половых признаков и темпы ростовых процессов, характеризующихся погодовыми прибавками роста. В старшем школьном возрасте наиболее информативной является динамика развития вторичных половых признаков.

2 этап: оценка степени гармоничности морфологического статуса (по шкалам регрессии).

3 этап: оценка функциональных показателей по стандартам (табл.7).

4 этап: общее заключение о соответствии физического развития возрасту и степени его гармоничности.

Варианты заключений:

? Гармоничное физическое развитие – биологический возраст соответствует паспортному возрасту или опережает его, масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных величин не более чем на одну сигму регрессии (?R), функциональные показатели соответствуют возрастной норме (М±?) или превышают её.

? Дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (< или > должных величин на 1,1-2,0?R), функциональные показатели ниже возрастной нормы (от М–1,1? до М-2?).

? Резко дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (выше или ниже должных величин более чем на 2,0?R), функциональные показатели ниже возрастной нормы (от М-2? и ниже).

5 этап: определение группы риска развития заболеваний

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков. Заболеваемость детского и подросткового населения, ее возрастная структура, взаимосвязь с профилактикой. Уровни профилактики.

Образ жизни (49 – 53) ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, НЕСТАБИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. СТРЕССЫ, ГИПОДИНАМИЯ, ПЛОХИЕ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВАМИ, НЕПРОЧНОСТЬ СЕМЕЙ, НИЗКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ, УРБАНИЗАЦИЯ.

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К НАСЛЕДСТВЕННЫМ И ДЕГЕНЕРАТИВНЫМ БОЛЕЗНЯМ.(18 – 20) Генетика, биология человека.

Окружающая среда, природно-климатические условия.(17 – 20) ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА, ПОЧВЫ, ВОДЫ, РЕЗКИЕ СМЕНЫ АТМОСФЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ГЕЛИКОСМИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ИЗЛУЧЕНИЯ.

НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НИЗКОЕ КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ ЕЕ.(8 – 10)Здравоохранение Ранговое место Возрастная группа, годы   1-6 7-10 11-14 15-17  I Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органовдыхания  II Инфекционные болезни Инфекционные болезни Травмы и отравления Травмы и отравления  III Аллергические заболевания Болезни органов пищеварения Болезни нервной системы и органов чувств Болезнинервной системы и органов чувств  IV Болезни органов пищеварения Травмы и отравления Болезни кожи и подкожнойклетчатки Психические расстройства  V Травмы и отравления Болезнинервной системы и органов чувств Болезни органов пищеварения Инфекционные болезни  Заболеваемость детей в РБ в 2006 г.

Заболеваемость детей до 14 лет с впервые в жизни установленным диагнозом составила 170652 на 100 тысяч детского населения, что превышает показатели 1993 г. на 58,6% у детей до 14 лет и на 55,2% у подростков, показатели 2005 г. на 1,1% и 7,8% соответственно. В г. Минске, Минской и Могилевской областях эти показатели превышают Республиканский уровень.

Структура: заболевания органов дыхания – 72,5%, инфекционные и паразитарные болезни – 4,6%, травмы и отравления – 4,5%, заболевания кожи и подкожной клетчатки -4 %, болезни глаза – 2,72%, органов пищев-я – 2,71%.

Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.

В 2006 г. к 9 классу количество детей 3 группы здоровья увеличилось до 16,1% по сравнению с 6,3% перед поступлением в школу.

Структура хронической патологии.

1 место – заболевание органов пищеварения, 2-е – органов дыхания, 3-е - психические расстройства и расстройства поведения, 4-е – болезни глаза.

В 2006 г. к 9 классу показатели нарушения остроты зрения ухудшились по сравнению с дошкольниками в 8,3 раза (в 2005 г. – 7,6 раз), показатели нарушения осанки в 10,1 раза (в 2005 г. – в 9,2 раза)

Виды деятельности и их влияние на рост и развитие детского организма. Формы деятельности (организованные и неорганизованные).

В зависимости от энергетических затрат и величины двигательного компонента деятельность условно можно разделить

деятельность с малым калорическим и механическим эффектом (энергетические затраты от 50 до 100 ккал в час) - составляет основу умственной работы.

деятельность со средним и большим калорическим и механическим эффектом. (энергетические затраты превышают 100 ккал/ч) составляет основу различных видов физического воспитания и трудового обучения.

ВОЗБУЖДЕНИЕ – это ответ ткани на ее раздражение, проявляющееся в специфической для нее функции и неспецифических реакциях.

ТОРМОЖЕНИЕ – есть активный процесс, проявляющийся внешне в подавлении или ослаблении процесса возбуждения и характеризующийся определенной интенсивностью и длительностью.

Иррадиация возбуждения – это распространение нервного процесса из центрального очага на окружающую зону.
Концентрация возбуждения –
ограничение, сокращение зоны очага возбуждения.

Индукция – это свойство основного нервного процесса (возбуждения и торможения) вызывать вокруг себя и после себя противоположный эффект.

Для детей характерно:

Преобладание возбудительных процессов над тормозными;

Преобладание иррадиации над концентрацией;

Легкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных раздражителей;

Слабость тормозных реакций.

Дети способны сохранять активное внимание

в 5—7 лет - в течение 15 мин;

в 8—10 лет — 20 мин;

в 11—12 лет — 25 мин;

в 12—15 лет — 30 мин

Работоспособность детей и подростков: понятие, фазы, динамика (дневная, недельная, сезонная). Методики исследования работоспособности организма.

А — продуктивность работы, усл.ед.;

I — период врабатывания;

II — период высокой и устойчивой работоспособности;

III — период снижения работоспособности: а — зона неполной компенсации; б — зона конечного прорыва;в — зона прогрессивного падения.

Рис.2 Динамика дневной и недельной работоспособности учащихся

Физиологическая сущность процесса утомления, причины и особенности его развития. Профилактика утомления и переутомления в различных возрастных группах.

УТОМЛЕНИЕ –естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работ-ти и полноценности функций основных систем организма.

ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ:

снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);

ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);

появление чувства усталости.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УТОМЛЕНИЯ:

защитная, охранительная реакция организма от чрезмерного истощения;

стимулятор восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей организма.

СТАДИИ УТОМЛЕНИЯ

I стадия: ослабевает активное внутреннее торможение, повышается возбудимость, появляется характерное двигательное беспокойство. простая фаза, уравнительная (2-парадокс сил. р-ль – сл. р-я ультрапарадакс сил. р-ль – нет р-и)

II стадия ослабление возбуждения и усиление процессов торможения проявляется снижением силы условных реакций, скорости и точности выполнения работы, удлинением латентного периода рефлекторных реакций.

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ — это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ:

изменения в поведении школьника;

снижение успеваемости;

потеря аппетита;

наличие функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.).

ВЫРАЖЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ:

резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);

стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония);

снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ
Гигиеническое нормирование деятельности:

деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания

умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей.

При нормировании деятельности необходимо учитывать

количественный показатель (т. е. длительность работы),

качественный показатель (т. е. интенсивность работы)

формы ее организации

Режим дня и его гигиеническое нормирование для различных возрастов.

Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЖИМА ДНЯ:

свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;

режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

продолжительность и кратность сна;

время пребывания на воздухе в течение дня;

продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

Продолжительность сна у школьников:

в 7-10 лет - 11-10 ч;

в 11—14 лет - 10—9 ч;

в 15—17 лет - 9—8 ч.

Продолжительность прогулок на свежем воздухе

У дошкольников - не менее 4 ч. (в первую и вторую половину дня)

В младшем школьном возрасте - не менее 3—3,5 ч

В среднем школьном возрасте — 2,5—3 ч

В старшем школьном возрасте — 2—2,5 ч.

С детьми дошкольного возраста проводятся:

занятия по развитию речи

физическое воспитание

рисование

лепка

конструирование

музыкальные занятия

Социальная адаптация как гигиеническая проблема. Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу.

Адаптация детей к дошкольным учреждениям. Медицинский контроль за процессом адаптации в ДУ.

Адаптация детей к обучению в школе. Медицинский контроль за процессом адаптации в школе.

Гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический контроль.

. Контроль режима учебных занятий в школе.

организация занятий в одну смену с 9.00 (занятия не должны начинаться ранее 8.00)

запрещено проведение занятий во вторую смену в 1-х, 2-х и 5-х классах, лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением предметов)

продолжительность урока в 1-х кл. – 35 мин, 2-12 кл.- 45 мин.

соблюдение продол-ти перемен 10 -30 -10 - 10 - 10 (мин), 10 - 20 - 20 - 10 - 10.

2. Контроль организации учебного процесса

правильная организация учебной недели.

соблюдение максимально-допустимой учебной нагрузки

соблюдение графика контрольных работ (не более чем по 1 предмету в день в одном классе, запрещается проведение контрольных работ на последних уроках, не рекомендуется проводить контр работы в понедельник и субботу)

гигиеническая регламентация урока;

использование технических средств обучения;

3. Контроль условий организации учебного процесса.

Воздушно-тепловой режим;

Освещенность;

Оборудование помещений.

Проблемы учебно-воспитательного процесса

Интенсификация учебного процесса (пятидневка, сокращение часов «легких» предметов и увеличение «трудных».

Учебная нагрузка суммарно с домашней 8 – 12 часов в день, в гимназиях, лицеях особенно.

Широкое использование авторских программ, не прошедших соответствующую экспертизу.

Невыполнение гигиенических нормативов организации учебного процесса:

- сокращение перемен;

- нерациональное расписание уроков в течение дня и недели;

- превышение максимально допустимой учебной нагрузки;

- занятия во вторую смену классов с углубленным изучением отдельных предметов;

- нерациональное проведение контрольных работ

Гигиенические требования к обучению детей 6 лет. Понятие «школьная зрелость». Оценка функциональной готовности к поступлению в школу.

Необходимые условия:

Тщательная оценка состояния здоровья, психофизиологического развития («школьной зрелости»).

Сокращение продолжительности урока, использование адекватных возрасту методов и средств обучения.

Организация полноценного питания, дневного сна, динамических пауз.

Готовность детей к школе

Психофизиологические

Медицинские (биолог. возраст, заб-ть за прошедший год)

а Тест Керна-Ирасека

зрелым -3-5 баллов+1 полож результат других проб

условно зрелым 5-9 б +1

незрелым 10-15 б

б исследование чистоты речи

в определение развития моторики

Анатомо-физиологические особенности нервной системы детей и подростков как основа гигиенического нормирования учебно-воспитательной работы.

ВОЗБУЖДЕНИЕ – это ответ ткани на ее раздражение, проявляющееся в специфической для нее функции и неспецифических реакциях.

ТОРМОЖЕНИЕ – есть активный процесс, проявляющийся внешне в подавлении или ослаблении процесса возбуждения и характеризующийся определенной интенсивностью и длительностью.

Иррадиация возбуждения – это распространение нервного процесса из центрального очага на окружающую зону.
Концентрация возбуждения –
ограничение, сокращение зоны очага возбуждения.

Индукция – это свойство основного нервного процесса (возбуждения и торможения) вызывать вокруг себя и после себя противоположный эффект.

Для детей характерно:

Преобладание возбудительных процессов над тормозными;

Преобладание иррадиации над концентрацией;

Легкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных раздражителей;

Слабость тормозных реакций.

Дети способны сохранять активное внимание

в 5—7 лет - в течение 15 мин;

в 8—10 лет — 20 мин;

в 11—12 лет — 25 мин;

в 12—15 лет — 30 мин.

Учебные занятия – есть серьезный труд для детей, который ребенку дается большой ценой.

1 2 3 4 5