">
Прикладные науки Биология
Информация о работе

Тема: Принципы гигиенического нормирования факторов среды,воздействующих на растущий организм.

Описание: Нормирование в гигиене детей и подростков. Принципы нормирования. Основные закономерности роста и развития растущего организма. Биологическая надежность функциональных систем. Принципы рационального питания. Витамины и минеральные вещества.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Биология.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 49
Поднять уникальность

Похожие работы:

3.Принципы гигиенического нормирования факторов среды,

воздействующих на растущий организм.

Нормирование в гигиене детей и подростков – это научно обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности) воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, современное и гармоничное их развитие.

Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие. Благоприятные факторы, влияние которых подчиняется параболической зависимости, имеют в качестве истинной «нормы» оптимальную величину их интенсивности; допустимые отклонения располагаются по обе стороны параболы: в сторону увеличения – до максимально допустимого, в сторону уменьшения – до максимально необходимого.

Основанием для установления гигиенических норм и градации допустимости воздействия изучаемых факторов служит функциональное состояние организма детей при разной интенсивности воздействующих факторов.

Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования:

специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью их) для детей и подростков по сравнению со взрослыми другие нормы;

• непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, или стадий, каждой из которых свойствен определенный, именно ей присущий уровень чувствительности (потребности) к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми;

развиваюшая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное воздействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и способствуют наилучшему развитию;

дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

На каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам этих воздействий, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.

1.Предмет и задачи гигиены детей и подростков

Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.

Главная теоретическая проблема гигиены детей и подростков – функциональная зрелость растущего организма, соответствие его различным воздействиям, т.е. тем конкретным условиям и требованиям, которые ставит перед детьми жизнь.

Критерии функциональной готовности растущего организма на разных возрастных этапах к воздействию различных факторов среды, способы создания этой готовности, оптимальное соотношение воздействия на среду и мобилизации приспособительных механизмов организма в целях сохранения и укрепления здоровья и благоприятного развития этого организма являются ведущими теоретическими проблемами гигиены детей и подростков как науки.

Методы: 1)метод естественного гигиенического эксперимента 2)лабораторного эксперимента 3) гигиенического наблюдения 4)санитарно-статистический 4)математического прогнозирования

Связь гигиены детей и подростков с другими научными дисциплинами. педагогикой, психологией, и другими отраслями гигиены.

С педиатрией у гигиены детей и подростков очень много общего. И прежде всего общая задача – воспитание здорового и гармонично развитого подрастающего поколения. Педиатры каждого в отдельности исследуют, ставят индивидуальный диагноз и каждому, в зависимости от конкретных обстоятельств, назначают лечебные или оздоровительные процедуры.

Гигиена занимается более или менее массовыми контингентами, она исследует групповое состояние здоровья, т.е. то, что называется санитарно – эпидемиологическим благополучием населения и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно не к отдельному конкретному ребенку, а к большим коллективам детей, объединенных по основным признакам (пол, возраст, состояние здоровья в общих чертах) и условно признанных равными.

Но педиатрия лишь учитывает внешнюю среду, а объектом ее воздействия является ребенок. Гигиена же, учитывая реакции ребенка, воздействует на среду, стремится организовать и, если нужно, преобразовать ее, исходя из возрастных особенностей и возможностей человека.

Так же обстоит дело и с физиологией. Без физиологии гигиена детей и подростков существовать не может, поскольку все гигиенические вопросы решаются путем физиологических исследований. Свидетельством этого служит само определение гигиены.

Гигиена изучает влияние условий жизни на организм человека, но это невозможно сделать, не учитывая характер реакции организма на него, т.е. без физиологических исследований.

Иначе говоря, гигиена становится гигиеной только тогда, когда она изучает на среду, а человека в среде, т.е. когда применяются физиологические методы исследований.

У самых истоков научной гигиены Петенкоффер (учитель Ф. Ф. Эрисмана) назвал гигиену «прикладной физиологией», а Ф. Ф. Эрисман неоднократно подчеркивал связь гигиены с физиологией, с исследованием «нормальных отравлений человеческого организма».

Однако эту мысль раньше в прекрасной форме выразил учитель И. М. Сеченова А. М. Филомафитский: «Диетика (так в то время называлась гигиена)-это не что иное, как физиология, приложенная к практической жизни».

Ф.Ф. Эрисман, отмечая связь гигиены с физиологией, четко определил и их различия. «Для физиолога» – писал он, – объектом исследования служит человек сам по себе, т.е. нормальные функции его органов и те законы, по которым они совершаются; гигиенист же имеет в виду лишь человека, поставленного в известные условия».

Задачи же у физиологии и гигиены различны: у физиологии – установление законов функционирования человеческого организма, у гигиены – определение и установление (нормирование) условий среды, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, а для гигиены детей и подростков – еще и благоприятное развитие растущего организма.

4.Основные разделы гигиены детей и подростков.

Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов: 1) здоровье детей и подростков; 2) гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня; 3) гигиена физического воспитания; 4) гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся; 5) гигиена питания детей и подростков; 6) гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков; 7) гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков; 8) медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.

Методы: 1)метод естественного гигиенического эксперимента 2)лабораторного эксперимента 3) гигиенического наблюдения 4)санитарно-статистический 4)математического прогнозирования.

7.Основные закономерности роста и развития растущего организма.

1. Неравномерность темпа роста и развития. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития. Б. возраст - совокупность морфофункц. особенностей организма, зав. от индив. темпа роста и развития.

О неравномерности роста и развития свидетельствуют изменения длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47%, за второй – на 13%, за третий – на 9%. В возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7%, а в возрасте 8-10 лет – лишь на 3%.

2.Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Общая тенденция взаимосвязи этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования И.И.Шмальгаузена: относительная масса индифферентных (недифференцированные, незрелые) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту.

Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности.

Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако рост и развитие его отдельных органов и систем происходят неодновременно (гетерохронно).

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм).

Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц – разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.

4. Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. В 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдержать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает 1/3 атм. Эти примеры показывают, что резервные возможности систем организма огромны.

5.Детерминация процесса роста и развития факторами наследственности. Данная закономерность имеет особо важное значение в гигиене детей и подростков. Рост ребенка – программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем (П.К. Анохин). Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития, последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка.

6.Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и физическое развитие детей оказывают влияние факторы внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др.

Процессы роста и развития подчиняются определенным биологическим законам и в то же время детерминированы условиями окружающей среды. В сложном взаимодействии факторов среды и природных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребенка.

7.Акселерация роста и развития. Понятие об акселерации физического развития было введено в 1935 г. немецким специалистом по школьной гигиене Кохом, который обозначил этим термином, ранее применявшимся в теоретической биологии, ускорение роста и развития детей.

Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерация (от лат. acceleratio – ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста.

В биологии современного человека за последнее столетие помимо ускорения развития, произошли и другие изменения: увеличилась продолжительность жизни, стали больше репродуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости. Изменения, происходящие в течение всей жизни человека, получили название «секулярный тренд» (secular trend- вековая тенденция) В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития является составной частью и охватывает лишь период созревания человека.

Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.П. Лисицын):

физико-химические: 1)гелиогенная (влияние солнечной радиации); 2) радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля); 3) космическая радиация; 4)повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства;

влияние отдельных факторов условий жизни: 1)алиментарная; 2)нутритивная; 3)повышенной информации;

генетические: 1)циклических биологических изменений; 2)гетерозиса (смешения популяций);

теории комплекса факторов условий жизни: 1) урбанического влияния; 2)комплекса социально-биологических факторов.

Возрастная периодизация.

период новорождённости 18-24 дня

грудной период до года

формирования молочных зубов 1-6 лет преддошк 2-3 дошкольн 4-6

отрочество 7-15

полового созревания д-13-14-18 мал 15-16-19

5. Предупредительный санитарный надзор включает:

Участие в работе комиссий и контроль за соблюдением санитарного законодательства, санитарных правил при отводе земельных участков для строительства и реконструкции учреждений.

Рассмотрение проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию учреждений в случаях отступления их от Сан Пи Н или отсутствии последних.

Выборочный контроль за соблюдением санитарных правил при проектировании, строительстве (реконструкции) учреждений.

Проведение экспертизы проектов строительства и реконструкции учреждений, по обращению заказчика.

Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь выстроенных, реконструированных учреждений с выдачей соответствующего заключения.

Проведение гигиенической экспертизы товаров для детей в пределах компетенции центра гигиены и эпидемиологии.

Законом Республики Беларусь "Об охране здоровья";

Законом "Об образовании в Республике Беларусь";

Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей";

Законом Республики Беларусь "О правах ребенка";

Законом Республики Беларусь "О санитарно-эпидеми-ческом благополучии населения";

6.Текущий санитарный надзор включает:

Надзор за выполнением санитарных правил в учреждениях.

Контроль своевременности прохождения медицинских осмотров работниками учреждений надзора.

Анализ результатов проведения углубленных медицинских осмотров детей и подростков.

3.3.4.Разработку, контроль и оценку выполнения меропри-
ятий по устранению выявленных в учреждении (учреждениях)

нарушений требований санитарных правил.

Оценку состояния здоровья детей и подростков, посещающих учреждения.

Разработку предложений в региональные (Целевые) программы по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Участие в разработке мероприятий по профилактике

и устранению последствий чрезвычайных ситуаций в учреждениях надзора.

3.3.8.Надзор за выполнением гигиенических требований

при реализации товаров для детей.

Законом Республики Беларусь "Об охране здоровья";

Законом "Об образовании в Республике Беларусь";

Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей";

Законом Республики Беларусь "О правах ребенка";

Законом Республики Беларусь "О санитарно-эпидеми-ческом благополучии населения";

.Питание как фактор.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Потребность в белке в период роста в расчете на единицу массы тела существенно больше, чем у взрослых.Величина основного обмена у детей в 1,5—2 раза превышает основной обмен взрослого человека.

Детский и подростковый периоды характеризуются относительно высоким расходом энергии. Энерготраты взрослого человека в среднем составляют 45 ккал на 1 кг массы тела, у детей в возрасте 1—5 лет — 80—100 ккал, у подростков 13— 16 лет —50—65 ккал.

Повышенные основной обмен и энерготраты у детей и подростков диктуют необходимость особого подхода к организации их питания.

белков (около 14 %), жиров (около 31 %) и углеводов (около 55 %). Обеспечение пластических процессов организма и энергетических функций наиболее полно осуществляется при сбалансированном питании.

Концепция сбалансированного питания основана на определении абсолютного количества каждого из пищевых факторов и их соотношения при учете физиологических особенностей конкретного возраста.

Рациональное соотношение белков и жиров в питании детей 1:1. Приблизительное содержание белков, жиров и углеводов в пище 1:1:3 для детей младшего возраста и 1:1:4 — старшего возраста.

Оптимальное для усвоения организма соотношение кальция и фосфора в пищевых продуктах для грудного возраста 1,2:1, от 1 года до 3 лет — 1:1, старше 4 лет — 1:1,2 или 1:1,5. Оптимальное соотношение кальция и магния 1:0,7.

Повышена потребность детей в меди. Для детей грудного возраста она составляет 0,1 мг на 1 кг массы тела, у детей 3—6 лет — 0,6—0,85 мг/кг.

Дети теряют в сутки около 1,5—2 л воды. Дети 1-го года жизни в виде питья и с пищевыми продуктами должны употреблять около 150 мл, дети 1—3 лет — 100 мл, 3—7 лет — 60 мл и старше — 50 мл воды на 1 кг массы тела.

Питание должно быть адекватным возрастным возможностям организма, в частности развитию пищеварительного аппарата.

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ.

Количественная полноценность.

Качественная полноценность.

достаточное поступление основных пищевых веществ.

сбалансированность пищевых веществ.

приоритетное обеспечение организма биологически активными веществами.

3. Правильный режим питания.

ПРИНЦИПЫ БЕЗОПАСНОГО ПИТАНИЯ

Безвредность в эпидемиологическом отношении – отсутствие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, токсинов микробного происхождения.

Безвредность по химическому составу – отсутствие ядовитых примесей и токсических веществ немикробного происхождения.

ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Основной обмен в 1,5-2 раза больше, чем у взрослых.

Поверхность тела на единицу массы тела больше, чем у взрослых.

Высокая подвижность.

Большие потери тепла, чем у взрослых.

43. УГЛЕВОДЫ.

Основной источник энергии, в т.ч. мышечной работы. Удельный вес – 55%.

1 ч. – 4 ккал. Моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза, лактоза), полисахариды (крахмал, пектины, клетчатка, гликоген). Моносахариды для детей – до 20% (снижение аппетита, задержка роста, кариес). Пектины – выведение токсических веществ из организма, нормализация кишечной микрофлоры.

ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Основной обмен в 1,5-2 раза больше, чем у взрослых.

Поверхность тела на единицу массы тела больше, чем у взрослых.

Высокая подвижность.

Большие потери тепла, чем у взрослых.

ЖИРЫ.

Сложные эфиры глицерина и жирных кислот, энергетическая и частично пластическая функции, могут синтезироваться из углеводов. Удельный вес 31%, 1 г. 9 ккал, растительные жиры 20-30%. Полноценность – носитель жирорастворимых витаминов, источник ценных веществ – полиненасыщенных жирных кислот, фосфатидов, стеринов.

БЕЛКИ (ПРОТЕИНЫ – PROTOS – ПЕРВЫЙ).

Пластическая функция, восстановление и обновление тканей.

Квашиоркор (отнятый от груди) – нарушения ВНД, роста, сопротивляемости организма.

Незаменимые аминокислоты (триптофан, лизин, лейцин, изолейцин, метионин, фенилаланин, треонин, валин).

Для детей + аргинин и гистидин.

Аргинин – кроветворение, гистидин – образование гемоглобина.

Ростовые – лизин, аргинин, гистидин, лейцин, триптофан.

Полноценность белков – животные (~60%) и растительные,

сбалансированность. Удельный вес – 14% (1:1:4), 1 г – 4 ккал.

Фактор F – нормализация обмена холестерина (выведение), нормализация стенки кровеносных сосудов, обмена веществ в коже, выраженная способность к окислению (пероксидация).

44.45. Витамины и минеральные вещества

Витамин «А» (рост, зрение), «В2» (рост, зрение), «Д» (оссификация, профилактика остеопороза и рахита), «Е» (антиоксидант, усиливает мышечную деятельность, укрепляет стенки сосудов).

Медь, железо, кобальт – способствуют кроветворению. Кальций и фосфор – образование костной ткани, формирование скелета. Калий и кальций – связывание радионуклидов.

В период роста и развития важна пластическая функция минеральных элементов, являющихся составной частью клеток и тканей организма, а также биокатализаторами обменных процессов. Особого внимания заслуживает кальций, являющийся структурным элементом костной ткани. Установлено, что обмен и усвоение кальция в организме зависят от содержания фосфора и магния. При избытке этих элементов ограничивается образование усвояемых форм кальция, и он выводится из организма. Оптимальное для усвоения организма соотношение кальция и фосфора в пищевых продуктах для грудного возраста 1,2:1, от 1 года до 3 лет — 1:1, старше 4 лет — 1:1,2 или 1:1,5. Оптимальное соотношение кальция и магния 1:0,7.

Лучшими источниками усвояемого кальция являются молоко и молочные продукты. Хорошая усвояемость и благоприятное соотношение с другими минеральными веществами характеризуют соединения кальция, входящие в состав фруктов и овощей. Это наряду с молочными продуктами делает их важным источником кальция в питании детей.

Повышена потребность детей в меди. Для детей грудного возраста она составляет 0,1 мг на 1 кг массы тела, у детей 3—6 лет — 0,6—0,85 мг/кг.

Дети 1-го года жизни в виде питья и с пищевыми продуктами должны употреблять около 150 мл, дети 1—3 лет — 100 мл, 3—7 лет — 60 мл и старше — 50 мл воды на 1 кг массы тела.

Выявлен значительный дефицит потребления дошкольниками витамина Д (у 60%) и тиамина (у 90%), недостаточное поступление с пищей рибофлавина (у 60%), витамина С (у 65%), фолиевой кислоты (у 50%), витамина А (у 30%). Около 30% детей имеют сочетанный дефицит поступления по четырем витаминам, 40% - по трем витаминам , около 30% по одному или двум витаминам.

Потребление минеральных веществ

характеризуется выраженным дисбалансом. На фоне недостаточного поступления кальция, фосфора, цинка, фтора и селена отмечается избыточное поступление натрия, марганца и молибдена. Недостаточное потребление с продуктами питания кальция и фосфора отмечено у 90 - 95%, цинка – у 50%, селена – у 65% дошкольников. Результаты лабораторных исследований свидетельствуют, что фактическое содержание минеральных веществ в рационах на 20,7% ниже расчетных данных, за исключением хрома (превышение в 2,5 раза).

46. РЕЖИМ ПИТАНИЯ в ДУ РЕГУЛЯРНОСТЬ ПИТАНИЯ

Выработка условно-рефлекторной реакции секреторной функции ЖКТ на время приема пищи.

Подготовка организма к приему и перевариванию пищи.

КРАТНОСТЬ И ИНТЕРВАЛЫ ПРИЕМОВ ПИЩИ (4 раза, интервал 3,5 – 4 часа)

Разгрузка ЖКТ.

Снижение функционального напряжения других органов и систем (дыхательной, сердечно-сосудистой).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОГО ПРИЕМА

Должная степень измельчения и первичной обработки пищи в полости рта

Облегчение процесса переваривания пищи в последующих отделах ЖКТ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУТОЧНОГО РАЦИОНА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРИЕМАМ (завтрак -25%, 2-й завтрак или полдник -10-15%, обед – 35-40%, ужин – 25%).

Обеспечение нормальной деятельности ЖКТ.

Более полное усвоение пищи.

Равномерная доставка питательных веществ организму и своевременное

выполнение метаболизма в течение суток.

Основу меню составляет рекомендуемый среднесуточный набор продуктов питания для детского населения.

В меню не должны включаться «запрещенные» в детском питании блюда: блинчики с мясом, макароны по-флотски, зельцы, кремы, напитки, морсы, фаршмаки, изделия во фритюре, студни, паштет. Категорически запрещается употребление грибов в пищу, использование молока без кипячения, творога и сметаны без термической обработки, яиц и мяса водоплавающей птицы, мяса, не прошедшего ветеринарного контроля, и т. д.

Соотношение Б:Ж:У равнялось 1:1:4, при этом не менее 60-70% белков должны быть животного происхождения, не менее 25-30% жиров растительного происхождения, соотношение Са : Р должно быть 1:1,5.

Такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) должны входить в рацион ежедневно (с отклонением ± 10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) – 2-3 раза в неделю. Витамин С 1-3 г – 45 мг; 4-6 лет – 50 мг 6 лет (школьник) – 60 мг.

Основные направления развития школьного и дошкольного питания.

Формирование рационов питания с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью.

Индустриализация школьного и дошкольного питания.

Использование новых и альтернативных форм обслуживания в столовых образовательных учреждений.

Критерии отбора продуктов для питания дошкольников и школьников.

Высокая пищевая ценность, обогащение микронутриентами.

Соответствие принципам щадящего питания (особые требования к технологической обработке, ограниченное использование в составе продукта приправ, специй, отсутствие у продукта экстрактивных свойств).

Ограниченное использование в составе продукта пищевых добавок, регламентированное содержание поваренной соли.

Невысокий риск эпидемиологической опасности продукта при его использовании в питании детей и подростков в организованных коллективах.

47. Питание в школе

Учащиеся должны получать пищу через 3,5 – 4 часа.

В общеобразовательных учреждениях учащимся предоставляется горячий завтрак (обед), а учащимся, посещающим группы продленного дня – 2-3- разовое питание в зависимости от длительности пребывания, воспитанникам школ-интернатов – 4-5 разовое питание.

В качестве горячего (второго) завтрака в общеобразовательном учреждении могут использоваться каши, омлет, запеканки, блинчики и т.п., напиток или сок. Обед должен включать салат или закуску, суп, горячее блюдо, сладкое блюдо или сок. завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 20%, вт. ужин – 5%.

60 мг на порцию 6-11 лет, 70 мг – для детей и подростков от 11 до 18 лет.

В специальных и вспомогательных школах-интернатах должно быть организовано пятиразовое питание учащихся. между приемами пищи 3 - 4 часа (но не более 4,5 часов): завтрак – 8.00-8.30, обед – 12.30-13.00, полдник – 16.30-17.00, ужин – 19.30-20.00.За 1 час до сна рекомендуется дать стакан молока или кисломолочного продукта.

Завтрак должен включать мясные или рыбные блюда с овощами или крупяным гарниром, творожные или яичные блюда, разнообразные молочные каши, чай, кофе злаковый с молоком, хлеб с малом, бутерброд с сыром или колбасой; обед – овощные салаты, разнообразные первые блюда, мясные или рыбные блюда с гарнирами, компоты, кисели, овощные или фруктовые соки; полдник (либо второй завтрак) – молоко, кисломолочные продукты, готовые фасованные десерты (йогурты, пудинги, желе), хлебобулочные изделия (булочки, пироги, печенье), фрукты, соки; ужин – овощной салат, творожное, яичное или крупяное блюдо, молоко, чай, кефир, бутерброд.

Новые подходы к организации школьного питания (Западная Европа).

Ограничение – жиры и рафинированные углеводы.

Умеренность – продукты животного происхождения.

Достаточность – растительная пища и напитки. Нежелательность:

газированные напитки (особенно цветные);

изделия во фритюре (чипсы и

кондитерские изделия из сдобного теста (печенье и т.п.);

Желательность:

Напитки из клюквы, плодов шиповника и т.п.;

Пирожки и булочки с фруктовой и овощной начинкой;

Несдобное печенье, типа крекеров;

Использование бутилированной воды;

Использование одноразовой столовой посуды.

Новые формы питания в школе.

Горячее питание по предварительным заказам (сегодня на завтра) – охват в Минске – 78%, Могилев (55%), Гродненская и Гомельская области (4-5%).

Школьные кафе – интерьеры, музыка, минимальные наценки.

Бистро – реализация самими школьниками продуктов в мелкой фасовке и герметичной упаковке (соки, йогурты, сырки, джемы, булочки).

Организация питания с предоставлением двух и более вариантов рационов питания (по типу «шведского стола»).

Достоинства:

-- увеличение разнообразия рациона питания, возможность выбора;

-- воспитание у детей осознанного пищевого поведения, культуры

47. питания.

Недостатки:

-- сложность организации, дополнительные расходы на питание;

-- сложность оценки и контроля пищевой ценности рациона;

-- эпидемиологическая опасность самостоятельного порциониро-

вания блюд;

-- опасность стереотипного пищевого поведения (выбор одних и

тех же блюд независимо от биологической ценности.

Условия организации:

-- гигиеническое воспитание и формирование у детей навыков здоро-

вого питания;

-- исключение самостоятельного порционирования блюд детьми

младшего возраста.

Использование скомплектованных рационов питания по типу рационов бортового питания пассажиров авиарейсов

(одноразовая упаковка, разогрев в микроволновой печке).

Достоинства:

-- удобство реализации, увеличение «пропускной способности»

школьной столовой.

Недостатки:

-- сложность реализации первых блюд и напитков, злоупотребле-

ние готовыми пищевыми продуктами по типу «сухого пайка».

-- понижение пищевой ценности рациона при хранении, заморажива-

нии и разогревании блюд и кулинарных изделий.

Новые продукты для детей

Печенье, вафли, зефир, мармелады – на основе

фруктозы с добавлением ?-каротина, фруктовых и

овощных порошков (яблоки, морковь, свекла)(РБ, Гомель).

Плодоовощные консервы с добавлением морковного

каротина и альгината натрия (повышение резистент-

ности организма). (Клецк).

Пюре из яблок, моркови с добавлением овсяной

крупы,морковного каротина и альгината натрия. (Клецк).

Мясные консервы, вареные колбасы с добавлением

железа и витамина А ( Орша, Молодечно – Вяселка, Усмешка,Минутка, Крепыш).

НОВЫЕ ПРОДУКТЫ

Могилевский технологический университет.

Кулинарное изделие «Грилита» в ассортименте с раз-

личными наполнителями (мясо, птица, овощи, фрукты)-

для школьного питания.

Два варианта – закрытый горячий бутерброд или открытый

пирог с напитками ( какао с молоком, фруктовый кефир,

Коктейль молочно - кофейный) в разных сочетаниях, 3-4

варианта, одинаковой цены (выбор по принципу шведского

стола).

Зефир, пастила, мармелад с добавлением лекарственных трав

(шалфей,тысячелистник,календула,пустырник)- настой

травы добавляется в сироп из сахара и патоки.

48.Питание в оздоровительных учреждениях.

Особенности питания детей в летний период

Увеличение калорийности питания на 10-15%

Изменение состава рациона: включение легкоусвояемых форм белка (кисломолочных напитки, творог), т.к увеличен объём двигат. активности.

Обогащение витаминами и минеральными веществами: увеличение потребления овощей, фруктов, (соков, пюре), огородной зелени

Дополнительная витаминизация пищи

Режим питания – 5-ти разовое питание, через 3,5-4 часа 20-25%, 30-35%, 15%, 20%, 5%.

Коррекция питьевого режима – увеличение объема

потребляемой жидкости (запас питьевой или бутилированной воды, отвар шиповника).

Более жесткие требования у условиям и срокам хранения пищевых продуктов (готовая пища реализуется в течении часа).

Питание дифференцированно по возрастам 6-10, 11-13, 14-17.

Обязательная С-витаминизация или поливитаминизация питания

Анализ качественной и количественной полноценности питания по бухгалтерским накопительным ведомостям 1 раз в 7-10 дней

Питание детей должно быть щадящим по химическому составу: не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус), а также продукты их содержащие; соки и напитки, приготовленные из сухих концентратов; натуральный кофе.

Питание должно быть щадящим по способам приготовления – используется преимущественно варение, тушение, приготовление блюд на пару.

49.Основные направления мед. контроля.

Теоретические методы оценки фактического питания.

Оценка фактического питания по журналу контроля за качеством готовой продукции (бракеражному).

Оценка питания по бухгалтерским накопительным ведомостям.

Оценка питания по меню-раскладкам.

Оценка фактического питания на основании журнала по контролю за качеством готовой продукции (бракеражному) проводится не менее, чем за 2 недели (10 дней) подряд. При изучении питания сравнивается фактическое меню с утвержденным перспективным меню. Анализируются и фиксируются причины несоответствия фактического питания перспективному меню.

Контроль за физиологической полноценностью питания ведется по средневзвешенному набору продуктов на основании оценки бухгалтерских накопительных ведомостей за месяц или за любые 10 дней подряд каждого месяца. Данный метод является наиболее простым и наиболее усредненным. Он предусматривает получение данных о потреблении отдельных пищевых продуктов и анализ общей структуры питания.

При анализе меню-раскладок дается характеристика следующих показателей:

Набор продуктов.

Энергетическая ценность.

Химический состав рационов.

Режим питания.

Разнообразие блюд и объем потребляемой пищи.

Нормативные документы.

Инструкция 2.3.1.10.-15-26-2006. Проведение и контроль С-витаминизации рационов питания.

Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп детского населения РБ №126-1102, 2002г.

Руководство РБ №11-14-2-2002. Организация рационального питания детей в интернатных учреждениях.

Нормы питания детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития и обучающихся в центрах коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации от 17.06.2004 №41.

5. Нормы питания детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования от 08.11.2004 №63/40/45.

СанПиНы для учреждений для детей и подростков. Раздел «Организация питания».

О нормах питания обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, специального и профессионально-технического образования ГОСТ МОРБ, МЗ РБ от 7.06.2006, №58/42.

8. Типовой ассортиментный перечень буфетной продукции, реализуемой в столовых учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, утвержденного постановлением первого зам. гл.сан.врача РБ, 27.04.2004. №47.

9. СанПиН РБ №14-121-99 «Организация питания».

50. Гигиенические принципы размещения детских и подростковых общеобразовательных учреждений:

БЛИЗОСТЬ К МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ОБСЛУЖИВАЕМЫХ КОНТИНГЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ РАДИУСОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ, КОТОРЫЙ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ, КЛИМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТНОСТИ И ХАРАКТЕРА ЕЕ ЗАСТРОЙКИ.

удаленность от предприятий, загрязняющих воздух химическими веществами или являющихся источниками шума, от шоссейных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохранять окружающую среду детских учреждений в пределах гигиенических нормативов;

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОСТАТОЧНЫМ ПО РАЗМЕРУ, СООТВЕТСТВОВАТЬ ОБЩЕСАНИТАРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ И ПОЗВОЛЯТЬ РАЗМЕСТИТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЗОНЫ В ДОЛЖНЫХ РАЗМЕРАХ.

25-35м2 на рабочее место.

На земельном участке общеобразовательного учреждения выделяются следующие з о н ы:

1. Учебно-опытная (не более 25% площади участка).

2.Физкультурно-спортивная (размещается на расстоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений). Не допускается расположение со стороны окон учебных помещений здания.

3. Зона отдыха (в отдалении от спортивной и хозяйственной зон) включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

4. Хозяйственная зона размещается со стороны входа в производственные помещения пищеблока и имеет отдельный въезд.

5. Зеленых насаждений: по всему участку не менее 40-50% площади его территории. Для озеленения не должны использоваться колючие кустарники, деревья и кустарники с ядовитыми плодами.

51. Земельный участок дошкольного учреждения

Земельный участок предназначен для игр, занятий и отдыха детей.

1. Озеленение должно составлять не менее 50% территории участка.

2. Основным элементом участка являются групповые площадки, предназначенные для проведения игр и занятий на свежем воздухе. Планирование групповых площадок предусматривает зонирование территории с выделением зон для тихих игр, подвижной деятельности, индивидуальных игр.

3. Физкультурная площадка – для проведения утренней зарядки, подвижных игр, физкультурных занятий и праздников.

4. Площадка для выращивания овощных и ягодных культур.

5. Хозяйственная площадка.

52. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И
СТРОИТЕЛЬСТВА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Групповая изоляция в здании и на участке необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфекционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой изоляции каждая группа детей должна иметь полный набор помещений в здании и на участке;

Обеспечение условий для двигательной активности позволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях;

Создание благоприятного воздушно-теплового режима необходимо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции;

Обеспечение достаточного естественного и искусственного освещения, инсоляции необходимо в целях профилактики нарушений рефракции, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зрительная работа достаточно велика. Воздействие лучистой энергии солнца, особенно ультрафиолетовой радиации, способствует полноценному росту и развитию организма.

Создание условий для организации рационального питания.

Здание дошкольного учреждения

Функционально-планировочная структура ДУ формируется функциональными группами помещений:

групповых ячеек;

залов для физкультурных занятий;

бассейна;

для занятий музыкой, танцами;

медицинского назначения;

рекреационных;

служебно-бытовых;

пищеблока;

постирочной

Групповые ячейки включают в себя следующие помещения:

приемные, раздевальные;

групповые с зоной отдыха;

ресурсные центры;

туалетные;

буфетные

Функциональная структура групповой слагается зонами:

отдыха;

питания занятий, игр;

подвижной деятельности;

рабочей воспитателя

К медицинским помещениям ДУ

относятся:

медицинская комната (кабинет врача),

процедурный кабинет

физиотерапевтический кабинет,

ингаляторий;

кабинет кислородных коктейлей;

массажный кабинет;

помещения теплопроцедур;

изолято 53. На земельном участке общеобразовательного учреждения выделяются следующие з о н ы :

1. Учебно-опытная (не более 25% площади участка).

2 Физкультурно-спортивная (размещается на расстоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений. Не допускается расположение со стороны окон учебных помещений здания.

Зона отдыха (в отдалении от спортивной и хозяйственной зон) включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

Хозяйственная зона размещается со стороны входа в производственные помещения пищеблока и имеет отдельный въезд.

Зеленых насаждений: по всему участку не менее 40-50% площади его территории. Для озеленения не должны использоваться колючие кустарники, деревья и кустарники с ядовитыми плодами.

54. Гигиенические принципы проектирования школ

1. Обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса.

1 2 3 4 5