">
Прикладные науки Биология
Информация о работе

Тема: Требования к оформлению курсовых и дипломных работ

Описание: Объект и предмет исследования. Цель, гипотеза, задачи, методы опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость. Структура исследования. Литературный обзор. Материалы и методы исследования. Экспериментальные данные. Оформление иллюстраций.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Биология.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 3
Поднять уникальность

Похожие работы:

Структура работы

Титульный лист должен содержать:

название академического учреждения;

полное название факультета;

наименование кафедры;

тема работы (слово «тема» не пишется);

сведения об исполнителе;

сведения о научном руководителе;

местонахождение вуза;

год написания работы;

Традиционно сложилась определенная композиционная структура работ, основными элементами которых в порядке их расположения являются: оглавление, введение, литературный обзор, материалы и методы исследований, экспериментальная и методическая часть, заключение или выводы, список литературы и приложения.

В начале работы размещают оглавление. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Все основные разделы работы желательно начинать с новой страницы.

Введение – краткая характеристика и обоснование проблемы, цели и задачи работы.

Во введении дается общая характеристика рассматриваемой в работе темы, обосновывается ее актуальность для современного исследования, определяются основные проблемы для выбранной темы. Объем введения 1,5-2 страницы, для дипломных работ 3-5 страниц.

Обязательными элементами введения для рефератов и контрольных работ являются: актуальность темы исследования, цель работы, задачи достижения поставленной цели, анализ использованной литературы.

В курсовой работе добавляются к вышеперечисленным - объект и предмет исследования, использованные при исследовании научные методы.

ВКР предъявляет особые требования к оформлению введения. Помимо актуальности, цели, задач, предмета и объекта исследования, методов и анализа литературы добавляются: научная новизна исследования, практическая значимость, анализ современного состояния разработки темы дипломного исследования.

Во введении дается общая характеристика рассматриваемой в работе темы, обосновывается ее актуальность для современного исследования, определяются основные проблемы для выбранной темы. Объем введения 1,5-2 страницы, для курсовых работ и для дипломных работ 3-5 страниц.

Рекомендуемый порядок изложения введения: актуальность выбранной темы, ее значимость и перспективность, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза, методы, экспериментальная база исследования, апробация темы исследования.

Актуальность исследования, определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью науки в новых эмпирических данных; потребностью в совершенствовании используемых психолого-педагогических методов и конкретных, частных методик. Обосновать актуальность – значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Объект исследования - это область биологических и психолого-педагогических процессов, в рамках которой проводится исследование.

Предмет исследования - это часть объекта. Это та сторона или тот аспект, с которой рассматривается объект.

Цель исследования – это предполагаемые конечные результаты биологического и методического этапов исследования. Наиболее типичны следующие цели:

определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

выявление взаимосвязи явлений;

изучение динамики явлений;

описание нового эффекта, явления;

обобщение выявление общих закономерностей;

создание классификаций, типологий;

адаптация методик.

Гипотеза исследования – это развернутое предположение, где изложена технология, механизмы нововведения, за счет которых ожидается получить намеченный результат. Гипотеза должна соответствовать цели исследования. Гипотез может быть несколько, и какие-то из них подтвердятся, а какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения (“Если…,то…” или “Чем…,тем…”).

Задачи исследования намечают пути и средства достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Методы опытно-экспериментальной работы

Методы проведения исследования чрезвычайно разнообразны. Поэтому при выборе методов выполнения выпускной квалификационной работы следует иметь в виду их различные классификации. Одна из них состоит в делении методов на специальные и общенаучные. Каждая наука имеет собственный комплекс методов исследования, с помощью которых ученым извлекается ценная научная информация. Эти методы специально разрабатываются и совершенствуются в рамках конкретной науки. Они никогда не бывают случайными, производными, т.к. определяются особенностями объекта научного исследования, уровнем развития научного знания. Так, например, в географии одними из наиболее часто употребляемых методов является картографический, описательный и статистический методы.

В биологических науках широко практикуется эксперимент. В то же время в каждой науке используются общенаучные методы. Одним из общеизвестных является наблюдение. Кроме того, все многообразие методов можно разделить на теоретические и эмпирические методы. К теоретическим относятся методы абстрагирования, идеализации, анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования, исторический, метод сравнения, схематизации, анализа, классификации и др.

В качестве теоретического метода исследования могут применяться целые теории (диалектический метод), идеи, подходы. Так, например, в современной педагогике широкое признание получили такие подходы как культурологический, личностно-ориентированный, системный, деятельностный, компетентностный, которые в рамках конкретного исследования могут выступать в качестве методов.

Эмпирические методы направлены на выявление фактов, описание явлений. Так, например, в педагогических и методических исследованиях с помощью эмпирических методов изучается педагогический опыт. При этом может исследоваться инновационный и традиционный опыт учителей, начинающих и с большим стажем работы. К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение письменных, графических, картографических, репродуктивных, творческих работ учащихся; изучение педагогической документации; педагогический эксперимент, экспериментально-опытное обучение и др.

Теоретическая значимость, приводятся сведения о том, на какую область знаний могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Структура исследования, указывает количество глав, рисунков, таблиц, исследуемых источников и приложений.

Литературный обзор - критический анализ литературных источников, характеризующих историю и современное состояние проблемы. Этот раздел включает, как правило, одну главу.

Работа над выбранной темой исследования начинается с общего знакомства с литературой и составления библиографии.

Для этого необходимо познакомиться с имеющимися в библиотеке систематическими, алфавитными, предметными каталогами. Помимо того, необходимо использовать различные библиографические справочники, списки литературы в конце учебников и монографий, а также сноски и ссылки.

Сначала необходимо познакомиться с педагогической, методической, научной, периодической литературой, содержащей теоретические основы проблемы, затем приступать к изучению литературных источников, раскрывающих более узкие и частные вопросы.

Наряду с проработкой специализированных научных журналов и монографической литературы по выбранной теме, важно также детально ознакомиться с публикациями преподавателей кафедры, которые работают по данной или близкой теме.

После составления собственной библиографической картотеки необходимо более глубокое и детальное ее изучение. Данный анализ с собственной позиции автора должен найти место в тексте работы.

В литературном обзоре отражается многоплановый теоретический анализ проблемы, содержатся методологические основы избранной темы исследования. Проводится литературный анализ изучаемой проблемы, раскрываются исторические аспекты темы, обобщается теоретический материал, в конце дается краткое заключение о сказанном. При использовании литературных источников обязателен анализ цитируемых материалов.

Необходимо обратить внимание на правильное цитирование и правильные ссылки на источники при оформлении Выпускной работы. При проведении ссылок на литературные источники необходимо соблюдать определенные правила. В случае, когда необходимо дословно процитировать какое-то высказывание, указывают фамилию и инициалы автора, а затем в скобках год работы.

Пример 1. По данным В.И. Кудеярова (1989) максимальное количество фиксированного азота под посевами пшеницы…

В иных случаях можно привести ряд авторов, которые придерживаются какой-то одной точки зрения, либо исследуют одну проблему. В этом случае можно назвать только их фамилии и год опубликования работ.

Пример 2. Исследованиями ряда ученых (Умаров, 1982; Белимов, 1990, Tyler et al., 1979) установлено, что…

В том случае, когда соавторов работы два, то они цитируются оба. Если соавторов три и более, то отмечаются только первого из них, после чего пишется “и др.”

Пример 3. При изучении нитрогеназной активности ячменя (Курчак, Проворов, 1995; Dugue, 1985) было показано, что …

Пример 4. В настоящее время рядом авторов (Умаров и др., 1990; Belimov et al., 1995) рассматривается вопрос о …

Материалы и методы исследования – обосновываются применяемые методы, рассматривается характеристика приборов, оборудования, методика проведения эксперимента, отдельных опытов. Описываются объекты исследования.

Экспериментальные данные - включают основные результаты, полученные в ходе работы, которые представлены в виде таблиц, рисунков, графиков и другого иллюстративного материала. Приводится анализ данных, выявляются определенные закономерности. Экспериментальная работа по биологии включает главу по теории и методике преподавания биологии, где приводится разработка уроков, факультативов, экскурсий и различных форм внеклассной работы для школьников по материалам научных исследований данной работы.

Основная часть работы состоит из двух глав, одна из которых посвящена биологической проблематике, вторая - раскрывает психолого-педагогические и методические аспекты темы выпускной квалификационной работы.

Работа над выпускной квалификационной работой предполагает обязательное проведение эксперимента, на усмотрение исполнителя это может быть биологическое или педагогическое исследование, допускается выполнение и биологического и педагогического эксперимента.

В двух главах излагаются и анализируются результаты собственной опытно-экспериментальной или исследовательской работы, выявляются определённые зависимости и связи в изучаемых явлениях, подтверждающие гипотезу выпускной квалификационной работы; оформляются графики, таблицы, диаграммы, позволяющие наглядно представить полученные данные. Каждая глава завершается выводами.

При использовании собственных экспериментальных материалов необходима статистическая обработка данных для оценки достоверности и точности полученных результатов исследований.

В разделе “Заключение” интегрально обсуждаются все материалы, и кратко излагается целостное решение проблемы. По возможности, заключение должно содержать рекомендации по использованию полученных данных, включая внедрение в сферы педагогической и хозяйственной деятельности. Также могут содержаться предложения о возможности дальнейших исследований проблемы и постановки специальных экспериментов, пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения. Объем этого раздела, как правило, составляет 2 – 3 страницы.

Выводы должны лаконично формулироваться в 5 – 7 пунктах и соотноситься с поставленными задачами, целями. Пример:

1. Литературный анализ исследуемой проблемы подтвердил ее актуальность и недостаточную разработанность.

2. В ходе наших наблюдений выявлено, что …

В библиографии все используемые литературные источники располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов работ. Вначале идут работы на русском языке, затем, также в алфавитном порядке, работы на иностранных языках. Общий список использованных студентом источников должен содержать не менее 50 наименований, из которых не менее половины должны быть изданы за последние 10 лет. Кроме того целесообразно включать работы преподавателей кафедры, которые работают по данной или близкой теме.

Приложение – часть текста, которая имеет дополнительное, часто справочное значение, но может являться важной для более полного раскрытия темы. В приложения выносятся вспомогательные или дополнительные материалы (таблицы, карты, коллекции горных пород, гербарии, методические разработки и т.д.). Таблицы и карты выносятся в приложение, если они громоздки или содержат промежуточные стадии и результаты обработки материала.

Оформление работы

Объем работы должен равняться 50-70 страницам машинописного текста. Стандартный лист (формат А4) должен содержать 40 строк, напечатанных через 1,5 интервала на одной стороне листа, шрифт - 14. Каждая страница должна иметь поле: сверху и снизу - 20 мм, справа - 10 мм, слева - 30 мм. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, который равен 5 знакам.

Общий объем работы:

- контрольная работа - 15 страниц;

- реферат - 20-25 страниц;

- курсовая работа 30-40 страниц;

- дипломная работа - от 60 страниц.

Наполняемость страниц должна составлять не менее 75%. Объем одной главы, в среднем, должен составлять 10-15 страниц, объем параграфа – 5-8 страниц.

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов в текстовых документах

В студенческих работах (диплом, курсовые и рефераты) - нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.

Титульный лист не нумерует, но включает в общую нумерацию работы.

Текст основной части реферата, дипломной либо другой студенческой работы делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

Заголовки структурных частей студенческих работ "РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ" и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая - прописная) с абзаца и без точки в конце. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом - 3-4 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25 мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 межстрочных интервала.

Каждую структурную часть дипломной и курсовой работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.

Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1, 2, 3 и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте работы ставится точка (в отличие от стандарта).

Таблицы

Таблицы, рисунки, графики, фотографии и т. п. как в тексте работы, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах. Подписи и пояснения должны быть с лицевой стороны. Таблицы, размер которых не превышает двух страниц, находятся в тексте работы, объемные таблицы помещаются в приложение.

В текстовом документе таблица является методом унифицированного текста, и такой текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные. Умение строить таблицы является квалификационным требованием к выпускникам Вузов.

Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово "Таблица" и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1 или в пределах раздела, например: Таблица 2.3. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 1.3.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут "Продолжение таблицы" или "Окончание таблицы" с указанием номера таблицы.

Располагают таблицы на странице обычно вертикаль. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем головка таблицы должна размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.

Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленные стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например: L - длина.

Если текст, повторяющийся в разных строках графы, состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее - кавычками.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов продукции, обозначения нормативных документов не допускается.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком.

Пример:

Таблица 1. Внеклеточные и внутриклеточные концентрации (ммоль/л) неорганических ионов у морских и сухопутных животных (по Prosser, Brown, Potts, Parry, 1977)

Оформление иллюстраций

Остальной иллюстративный материал (графики, диаграммы, собственно рисунки, фотографии и т.п.) обозначаются, как рисунок.

В текстовом документе для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема сплошного текста следует использовать таблицы и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, карты, фотографии, алгоритмы, компьютерные распечатки и т.п.).

Иллюстрации в студенческих работах следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации обозначают словом "Рис." и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений, например: Рис. 1, Рис.2. Допускается нумерация в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: Рис.1.3. (третий рисунок первого раздела).

Иллюстрации должны иметь подрисуночный текст, состоящий из слова "Рис.", порядкового номера рисунка и тематического наименования рисунка, например: Рис. 3. Динамика трудозатрат.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: Рис. А.2.

Схема - это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных документов. Обозначение схем и общие требования к их выполнению установлены ГОСТ 2.701-84. Правила выполнения схем алгоритмов и программ автоматизированным способом и от руки установлены стандартом ГОСТ 2.708-81.

Диаграмма - это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин; способ наглядного представления информации, заданной в виде таблиц чисел. Основные правила выполнения диаграмм установлены в рекомендациях Р 50-77-88.

Пример:

Рис. 4. Схема зависимости интенсивности фотосинтеза и дыхания от температуры (по В. Лархеру, 1978)

Оформление формул и уравнений

В рефератах и дипломных работах формулы следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: в формуле (4).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (4.2).

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения необходимо оставлять не менее одной свободной строки. В качестве символов физических величин в формуле следует применять обозначения, установленные соответствующими нормативными документами. Пояснение символов и числовых коэффициентов, если они не пояснены ранее, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" (без двоеточия).

Например:

Статистической характеристикой, используемой при контроле качества продукции, является размах (R), определяемый по формуле

R = Xmax - Xmin,        (4.3)

где   Xmax - максимальное значение контролируемого параметра в выборке;
       Xmin - минимальное значение контролируемого параметра в выборке.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "х".

Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.

Сокращения в текстовых документах

В студенческих работах (дипломная работа, курсовая и реферат) - допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами, например: с. - страница; г. -год; гг. - годы; мин. - минимальный; макс. - максимальный; абс. - абсолютный; отн. - относительный; т.е. - то есть; т.д. 0 так далее; т.п. - тому подобное; др. - другие; пр. - прочее; см. - смотри; номин. - номинальный; наим. - наименьший; наиб. - наибольший; млн - миллион; млрд - миллиард; тыс. - тысяча; канд. - кандидат; доц. - доцент; проф. - профессор; д-р - доктор; экз. - экземпляр; прим. - примечание; п. - пункт; разд. - раздел; сб. - сборник; вып. - выпуск; изд. - издание; б.г. - без года; сост. - составитель; Мн. - Минск, Спб. - Санкт-Петербург.

Принятые в студенческих работах малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины, повторяющиеся в работах более трех раз, должны быть представлены в виде отдельного перечня (списка).

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов следует выделить как самостоятельный структурный элемент студенческой работы и поместить его после структурного элемента "Содержание".

Текст перечня располагают столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальную расшифровку.

Приложения и их использование

Приложения оформляются как продолжение работы на ее последующих страницах или в виде отдельной части (книги). Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" (прописными буквами) и его номера, под которым приводят заголовок, записываемый симметрично тексту с прописной буквы.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения "Библиография", которое располагают последним.

Номер приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" следует буква, обозначающая его последовательность, например: "ПРИЛОЖЕНИЕ А", "ПРИЛОЖЕНИЕ Б" и т.д.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I, O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами, например:"ПРИЛОЖЕНИЕ 1" и т.д.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты.

В приложениях разделы, подразделы, пункты, подпункты, графический материал, таблицы и формулы нумерует в пределах каждого приложения. Перед номерами ставится обозначение этого приложения, например: А.1.2 (второй подраздел первого раздела приложения А), рисунок Б.2 (второй рисунок приложения Б), таблица В.3 (третья таблица приложения В).

При оформлении приложений отдельной частью на титульном листе под названием работы печатают прописными буквами слово "ПРИЛОЖЕНИЯ".

Рекомендации по оформлению презентаций

1) Использовать шрифт Arial. Практически идеален, минимум лишних деталей, проще воспринимается, чем шрифты типа Times. Размер шрифта заголовков слайдов 16 – минимум (если очень длинный, лучше 18-20).

Используйте не более двух шрифтов (один для заголовков, один для текста).

Не используйте для заголовков и текста похожие шрифты.

Тени уменьшают четкость без увеличения информативности. Не используйте тени только потому, что это выглядит «красивей».

2) Каждый слайд должен иметь заголовок. Рисунки должны быть снабжены подписями, а диаграммы и графики обязательно иметь подписи осей.

3) Видовое название организма следует писать курсивом, например Escherihia coli.

4) Фон  презентации имеет важное значение, например, черный, темно-синий, красный, желтый цвет фона раздражает и напрягает. Фон, имеющий цвет салатовый, белый, слабо розовый, слабо голубой – наиболее предпочтителен. Картинки в качестве фона  лучше не использовать.

5) На каждом слайде нужно ставить номер страницы и общее количество страниц, чтобы знать, сколько осталось до конца, например 6/16 (6 страница, всего 16 страниц).

6)  Все элементы оформления на абсолютно всех слайдах должны быть выдержаны в одном стиле и быть достаточно крупными. В смысле – гарнитура и кегль, начертание, цвет, даже расположение однотипных надписей.

7) В отличие от статей в журналах – никаких цифр на рисунках! Всё должно быть обозначено буквами. Используйте цветовое кодирование. Вместо, к примеру, «линия, обозначенная на правом рисунке цифрой один…» можно будет просто сказать «красная линия…».

8) Число слайдов не должно быть большим. Минута на простой слайд (типа названия), две на сложный (типа выводов).

9) Избегайте сплошного текста. Лучше используйте нумерованные и маркированные списки. Используйте краткие предложения или фразы. Не переносите слова.

10) Будьте осторожны в использовании светлых цветов на белом фоне, особенно зеленого цвета. То, что хорошо выглядит на мониторе, плохо выглядит при докладе, поскольку мониторы, проекторы и принтеры по-разному представляют цвета. Используйте темные, насыщенные цвета, если у вас светлый фон. Это же касается тонких линий.

11) Помещайте картинки левее текста: мы читаем слева-направо, так что смотрим вначале на левую сторону слайда.

12) «Рыба» для презентации:

сформулировать тему, назвать ФИО научного руководителя, ФИО студента, кафедру, номер группы

осветить историю вопроса (кратко несколько фамилий тех, кто его изучал или работал по данной тематике)

обозначить цель работы, в соответствии с которой нужно сформулировать ее задачи (Целью не может быть изучение или исследование, это процесс человеческой деятельности. Цель – построить, создать, проанализировать, объединить…)

описать объект наблюдений/исследований

описать методики, с помощью которых решались задачи

изложить результаты – то, что вы сделали сами

зачитать выводы

выразить благодарность всем, кому сочтете нужным

Оформление списка литературы (библиографии)

Список литературы включает библиографическое описание различных источников, для каждого из которых указывают основные сведения: авторов, название, выходные данные. Список составляется в алфавитном порядке: сначала источники на русском языке, а затем иностранные, по первым буквам фамилий авторов или (если автор не указан) по первой букве названия книги. В списке литературы допустимы лишь общепринятые сокращения и определенный порядок описания для каждого типа произведения.

Требования к оформлению списка литературы в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» приведены ниже.

Книга, изданная одним автором

Баранский, Н.Н., Методика преподавания биологии [Текст]: Пособие для учителей / Н.Н.Баранский. – М.: Просвещение, 1990. – 347 с..

Исаченко, А.Г., Теория и методология биологической науки [Текст]: учеб. для студ. вузов / А.Г. Исаченко. - М.: изд.центр «Академия», 2004. – 400 с.

Максаковский, В.П., Географическая картина мира [Текст]: В 2 кн. Кн. II: Региональная характеристика мира / В.П. Максаковский. — М.: Дрофа, 2004. – 480 с.

Книга, изданная двумя авторами

Раковская, Э.М., Физиология растений России [Текст]: учеб. для студентов пед. высш. учеб. заведений в 2 ч. / Э.М. Раковская, М.И. Давыдова. – M., ВЛАДОС, 2001. Ч. 1 – 288 с. ; Ч.2 – 304 с.

Капустин, В.Г. География Свердловской области: учебное пособие для основной и средней школы [Текст] / В.Г. Капустин, И.Н. Корнев. – Екатеринбург: изд-во Сократ, 2006. – 400 с.:ил.

Книга, изданная тремя авторами

Власова, Т.В. Анатомия и морфология растений [Текст]: учеб. пособие для студентов по спец. «биология» / Т.Ю. Притула, В.А.Еремина, А.Н. Спрялин; под ред.Т.В. Власовой. – М.: Академия, 2005. – 640 с.

Душина, И.В., Методика и технология обучения биологии [Текст]: Пособие для учителей и студентов пед. ун-тов и ин-тов / И.В.Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. – М: Астрель: АСТ, 2002. – 203 с.

Книга, изданная под заглавием

Урал и Приуралье [Текст] /Под ред. И.П. Герасимова. – М. : Наука, 1968. – 462 с.

Флора России [Текст] /Под ред. проф. А.Т.Хрущева.- М: Дрофа, 2001. – 672 с.

Многотомные издания

Консерватизм в России [Текст] : в 3 т. / Е. Н. Азизова [и др.] ; отв. ред. А. Ю. Минаков. – Воронеж : МОДЭК, 2004

Т. 1 / С. Г. Аленов, В. С. Христофоров; сост. А. В. Репникова. – 2004. – 264 с.

Т. 2 / М. М. Федотов; предисл. Е. А. Вишневского. – 2004. – 258 с.

Т. 2, кн. 1 / Е. М. Мятов; сост., предисл. Б. Б. Беляева. – 2004. – 222 с.

Словари

Экология [Текст]: понятийно-терминологический словарь/ авт.-сост. В.В. Козин, В.А. Петровский. – Смоленск: Ойкумена, 2005. – 576 с.

Тематический словарь-справочник по общей биологии [Текст]: учебное пособие для студентов 1,2 курсов специальность «Биология» / авт.-сост. Н.С. Исаков. – Екатеринбург. – Урал. гос. пед. ун-т., 2007. – 108 с.

Статьи из энциклопедий и сборников

Михайлов, Т. М. Буряты [Текст] / Т. М. Михайлов // Народы России: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. – М. , 1994. – С. 118-122.

Поздняк, С. Н. Педагогические стереотипы и проблема профессионального развития учителя [Текст] / С. Н. Поздняк // Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога : материалы III всерос. науч.-практ. конф. , Екатеринбург, 4 апр. 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. , общ. ред. А. А. Симоновой. – Екатеринбург, 2002. – С. 21-31.

Статьи из журналов и газет

Лазаревич, К. С. Большие озера России [Текст] / К. С. Лазаревич // География : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 4. – С. 29-32.

Лукашин, Ю. П. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России [Текст] / Ю. П. Лукашин, Л. И. Рахлина // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2006. – № – С. 87-94.

Авторефераты и диссертации

Романов, С. А. Психологические факторы и коррекция отклоняющегося поведения подростков [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. А. Романов. – М. : [б. и.], 2006. – 26 с.

Нормативные документы

Об образовании [Текст] : федер. закон. – М. : Инфра-М, 2002. – 54 с.

О едином государственном экзамене [Текст] : постановление Правительства Москвы от 27.01.2004 г. № 35-ПП // Образование в документах. – 2003. – № 28. – С. 16.

Библиографическое описание программ

Программы восьмилетней и средней школы: Биология. М.: Просвещение, 1990. – С. 5-17.

Биогеография/ Сост. Голубев Г.Н., Трофимов В.Т., Селиверстов Ю.П., Переведенцев Ю.П. // Программы обязательных дисциплин по направлению «Биология». М.: Изд. Моск. ун-та, 1997. – С. 42-48.

Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа

Большая российская юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон. правовой справ. – Электрон. дан. – СПб. : Кодекс, сор. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интеракт. учеб.]. – Электрон. дан и программа. – СПб. : ПитерКом, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CR-ROM) + прил.

Ресурсы удаленного доступа

Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн. : http://zhurnal.mipt.rssi.ru.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.