">
Прикладные науки ![]() | |||||||||||||||||||||
Похожие работы:
| |||||||||||||||||||||
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий Кафедра библиотечно-информационной деятельности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Общее библиотековедение Ч.II Цикла общепрофессиональных дисциплин ОПД.ОФ.04 Специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» Составитель: Л. С. Лукьянова, к.и.н., доцент Тюмень 2010 Цели, задачи дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины «История библиотечного дела в России и за рубежом»* изучается на первом курсе отделений дневного и заочного обучения. Курс знакомит с историей возникновения и деятельностью библиотек разных типов c древнейших времен и до наших дней. Библиотечное дело России и зарубежных стран изучается в тесной связи с историческими условиями конкретного общественно-экономического строя. В учебном курсе рассматриваются общественная роль и социальные функции библиотек в различные исторические эпохи. Изучается наследие видных деятелей, внесших значительный вклад в теорию и практику отечественного и зарубежного библиотечного дела. Обобщаются прогрессивные и демократические тенденции в постановке 6иблиотечного обслуживания населения. Цели. Содержание исторической дисциплины направлено на содействие глубокому изучению студентами важнейших событий отечественного и зарубежного библиотечного дела. Знания, полученные при изучении данного курса, понимание студентами основных закономерностей развития процесса общественного использования книжных богатств, способствуют повышению квалификации будущих специалистов. Курс «История библиотечного дела в России и за рубежом» кроме лекционных включает семинарские занятия, коллоквиум (контрольная работа - изучение монографии), а также самостоятельную и творческую работу студентов (кроссворд, ребус, тест и т. п.). Участие каждого студента в работе семинара и коллоквиума обязательно, отсутствие предполагает отработку темы. По желанию студенты готовят сообщения на ежегодную научно-практическую конференцию молодых преподавателей и студентов, проводимую библиотечно-информационным факультетом 27 мая. Студенты могут сдать изученный курс досрочно (с интенсивным индивидуальным планом). Формы и способы контроля могут изменяться преподавателем. По наиболее сложным темам курса для студентов проводятся консультации. По проблематике учебной дисциплины возможна подготовка курсовых работ, наиболее интересные могут перерасти в дипломные исследования. Примерная тематика курсовых и дипломных работ предлагается. По методике их выполнения будут даны специальные ___________________________________________________________________________ * При составлении программы использованы: История библиотечного дела в России и за рубежом. Ч. I. История библиотечного дела в России : программа курса для библиотечных факультетов по специальности «Библиотековедение и библиография» / сост. К. И. Абрамов. – М. : МГУК, 1998. – 16 с. История библиотечного дела в России : метод. разработка для студентов 1 курса библ.-информ. факультета / сост. П. С. Соков. – М. : МГУКИ, 2000. – 24 с.
консультации, на которых присутствие студента обязательно. Для успешного усвоения студентами исторического материала предлагаются вопросы для самоконтроля. В списки основной и дополнительной литературы к семинарским занятиям и курсу в целом включены работы обязательные для конспектирования (они отмечены астериском). Студентам следует регулярно следить за новыми публикациями на страницах профессиональных изданий: «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Школьная библиотека», «Новая библиотека», «Библиотечное дело», «Библиотечное дело ХХI в.», «Вестник БАЕ», научных сборников и др. Изучение курса завершается зачетом в форме свободного собеседования по всей проблематике курса. На зачете проверяются: наличие конспектов изученной литературы, знания студентов методологических и теоретических положений истории библиотечного дела, важнейших событий отечественного и зарубежного библиотечного строительства, а также степень их историко-теоретической подготовки. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины (выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства) ОПД. Ф. 04 Общее библиотековедение История библиотечного дела в России и за рубежом, его современное состояние. Международное библиотечное сотрудничество. Тематический план курса «Общее библиотековедение» Ч. 2. «История библиотечного дела» для студентов 1 курса ОДО № п/п Тема Количество часов Лекции
Семинар и практич. занятия Всего Введение 2 2 Библиотеки древнего мира 2 2 Библиотеки раннефеодальных государств Закавказья, Средней Азии, Киевской Руси 2 2 4 Библиотеки на Руси в Х1У-ХУП вв. 2 2 Библиотечное дело в России в ХУШ в. 2 2 Библиотечное дело в России в XIX в. 3 6 9 Библиотечное дело в России в начале XX в. (до 1917 г.) 2 2 Библиотечное дело в период Февральской революции (1905-1907 гг.) 2
2 Библиотечное дело в России в первой половине ХХ в. (окт. 1917-1950 гг.) 4
4 Библиотечное дело в России во второй половине XX в. (1951-1991 гг.) 3
3 Библиотечное дело в России на современном этапе 4
4 Библиотечное дело в зарубежных странах 4 4 Коллоквиум 24 24 Итого: 64 32 32 64 Тематический план курса «Общее библиотековедение» Ч. 2. «История библиотечного дела» для студентов 1 курса ОЗО № п/п Тема Количество часов Лекции
Семинар и практич. занятия Всего аудиторных СРС Введение 0,5 2,5 4 Библиотеки древнего мира 1 3 4 Библиотеки раннефеодальных государств Закавказья, Средней Азии, Киевской Руси 0,5 2 2,5 4 Библиотеки на Руси в Х1У-ХУП вв. 0,5 2,5 4 Библиотечное дело в России в ХУШ в. 0,5 0,5 4 Библиотечное дело в России в XIX в. 0,5 2 2,5 4 Библиотечное дело в России в начале XX в. (до 1917 г.) 0,5 0,5 4 Библиотечное дело в период Февральской революции (1905-1907 гг.) 0,5
0,5 4 Библиотечное дело в России в первой половине ХХ в. (окт. 1917-1950 гг.) 1
1 4 Библиотечное дело в России во второй половине XX в. (1951-1991 гг.) 0,5
0,5 4 Библиотечное дело в России на современном этапе 0,5
0,5 4 Библиотечное дело в зарубежных странах 1 1 4 Коллоквиум 0,5 4 4,5 Итого: 64 8 8 16 48 Рабочая программа Введение Предмет и задачи курса «История библиотечного дела в России и за рубежом». Периодизация истории библиотечного дела. Взаимосвязь с другими науками. Научная объективность изучения процессов развития библиотечной теории и практики. Место курса в общенаучной и профессиональной подготовке будущих специалистов библиотечно-информационной сферы. Характеристика основных источников и материалов в помощь изучению курса: историография, источниковедение истории библиотечного дела, структура курса, основные учебные пособия. I Тема № 1. Библиотеки раннефеодальных государств Закавказья, Средней Азии, Киевской Руси. Библиотеки Закавказья и Средней Азии в IУ-УП вв. Положение библиотек в период нашествия арабов. Влияние церкви на возникновение и развитие библиотек в раннефеодальных государствах. Возникновение библиотек на Руси в период образования первого древнерусского государства (X-XI вв.). Принятие христианства и его роль в распространении библиотек на Руси. Первые церковные и монастырские библиотеки Софийских соборов в Киеве и Новгороде и Киево-Печерского монастыря. Библиотеки Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского и других княжеств. Первые сведения о значении и распространении чтения на Руси. Советы читателям книг в Лаврентьевской описи, в сборниках Святослава (1076 г.), «Пчелы» (ХП в.) и др. Зарождение библиотечной мысли. Культурные и библиотечные связи Древней Руси с Закавказьем и западными европейскими государствами. Разорение и уничтожение библиотек в период феодальных междуусобиц и татаро-монгольского нашествия. Тема № 2. Библиотеки на Руси в ХIУ-ХУП вв. Образование русского централизованного многонационального государства и его роль в развитии библиотек. Начало книгопечатания и его значение для расширения чтения и увеличение книжных фондов библиотек. Основные виды библиотек на Руси в ХУ-ХУП вв. Монастырские и церковные библиотеки, книжный состав, организация, читатели, Описи монастырских библиотек как источник сведений о величине и содержании книжного фонда Опись книг сорока «степенных» монастырей. Светская литература в книжных фондах монастырских библиотек. Борьба церкви против «черных», «ложных» и «отреченных» книг. Крупнейшие монастырские и церковные библиотеки: Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева и других монастырей. Патриаршая библиотека. Культурное значение монастырских и церковных библиотек. Просветительная деятельность православных церковных братств и их роль в организации библиотек в Киеве, Львове, Минске и др. Первые библиотеки светского характера. Библиотеки царских приказов: посольского, пушкарского, аптекарского и др.; высших учебных заведений: Славяно-греко-латинской академии, Киевской братской академии и др. как первые научные и специальные библиотеки. Библиотека Московского печатного двора (типографская). Памятники библиотечной мысли феодальной эпохи: «наставления», «памятки» книгохранителям. Основные виды систематизации и расстановки книг по данным описей библиотек. Развитие международных связей русских библиотек. Первые поездки для ознакомления с положением монастырских и других зарубежных библиотек. Интерес иностранцев к содержанию фондов русских библиотек. Тема № 3. Библиотечное дело в России в ХУШ в. Преобразования в области культуры, науки, просвещения и печати начала ХУШ в. и их значение для развития библиотечного дела. Первые государственные распоряжения о библиотеках. Новые взгляды на чтение и назначение библиотек. Первые проекты организации университетских и публичных библиотек. Основание и деятельность библиотеки Академии наук. М. В. Ломоносов и библиотека Академии наук. Развитие русского и иностранного отделений библиотеки. Получение БАН в начале 80-х гг. обязательного экземпляра литературы. Открытие и деятельность научных и специальных библиотек во второй половине XVIII в.: Вольного экономического общества, Академии художеств, Горного института, технических библиотек заводов и рудников Урала и Алтая. Библиотека Московского университета (БМУ). Х. А. Чеботарев - заведующий библиотекой (МУ). Создание библиотек сословно-дворянских учебных заведений. Библиотека Эрмитажа, книжные собрания Вольтера и Дидро как важнейшие составные части ее фонда. Открытие коммерческих публичных библиотек в конце ХУШ в. в Петербурге, Москве и других городах. Попытки организовать публичные библиотеки в губернских городах. Просветительная деятельность Н. И. Новикова в области библиотечного дела. Установление полицейского и цензурного надзора за публичными библиотеками, административные гонения на библиотеки для чтения при книжных магазинах. Первые печатные труды по вопросам библиотечного дела. В. В. Киприанов, В. И. Татищев, И. Г. Бакмейстер о библиотеках и библиотечном деле. Зарождение прогрессивных и демократических взглядов на роль и задачи библиотек под влиянием развития антикрепостнических идей. Развитие международных связей библиотек России. Связи крупнейших российских библиотек с библиотеками стран Европы и Америки. Зарубежные поездки В. Н. Татищева, И. Д. Шумахера и др. для изучения библиотечного дела за границей. Интерес зарубежных библиотечных специалистов к организации и деятельности библиотеки Академии наук и других российских библиотек. Тема № 4. Библиотечное дело в России в первой половине XIX в. Усиление потребности в чтении и увеличение числа библиотек в первой четверти XIX в. под воздействием разложения феодально-крепостнических порядков. Реакционная политика царского самодержавия в области библиотечного дела. Издание государственных законов, направленных на стеснение деятельности публичных и коммерческих библиотек. Полицейские ревизии коммерческих библиотек и книжных магазинов в 40-х гг. XIX в. Циркуляр 1852 г. об изъятии из библиотек «Отечественных записок». Расширение сети библиотек при научных обществах и высших учебных заведениях. Создание сети университетских библиотек. Публичный характер ряда университетских библиотек. Казенные студенческие библиотеки: особенности, причины возникновения. Создание Публичной библиотеки в Петербурге как национальной библиотеки России. Ее роль и значение в распространении культуры и просвещения. Сословный характер пользования библиотекой. И. С. Мордвинов как инициатор развития сети публичных библиотек в губернских и уездных городах в 30-40 гг. XIX в. Участие деятелей науки и культуры в их устройств. А. И. Герцен и Вятская публичная библиотека. Стеснение их деятельности правительственной и местной администрацией. Причины прекращения деятельности большинства публичных библиотек в конце 40-х начале 50-х гг. XIX в. Влияние общественно-политического и революционного движения на библиотечное дело. Библиотеки декабристов как проводники антикрепостнических идей. Создание ссыльными декабристами библиотек в Сибири. Петрашевцы о библиотечном деле (40-е гг. XIX в.). Закрытие их библиотек за пропаганду антикрепостнических идей. Достижения библиотековедения в первой половине XIX в. Прогрессивные взгляды Н. И. Лобачевского (1792-1856 гг.), Ф. Ф. Рейсса (1778-1852 гг.), И. А. Крылова (1769-1844 гг.), К. М. Бэра (1792-1876 гг.) и др. библиотековедов на развитие библиотечного дела. Расширение международных связей библиотек России в первой половине XIX в. Знакомство с зарубежными библиотечными классификациями, правилами и инструкциями библиотек. Знакомство зарубежных библиотечных деятелей с постановкой библиотечного дела в России. Тема № 5. Библиотечное дело в России во 2-й половине XIX в. Усиление реакционной политики царизма в области библиотечного дела. Его борьба с демократическим движением за открытие общедоступных библиотек. Циркуляр о закрытии народных читален и библиотек при воскресных школах (1862 г). Реакционное библиотечное законодательство 70-80-х гг. XIX в. «Временные» правила 1884 г. и издание правительством «алфавитных списков» книг, запрещенных для публичных библиотек. Правила о надзоре за народными библиотеками и читальнями (1890 г.). Министерские каталоги. Общественные публичные библиотеки в губернских и уездных городах, Бесплатные народные библиотеки и читальни. Попечительные комитеты библиотек и их влияние на организацию обслуживания читателей. Реакционная деятельность «наблюдателей» за деятельностью народных библиотек и читален. Роль земств и городских дум в расширении сети публичных и народных библиотек. Московский и Петербургский комитеты грамотности как инициаторы открытия библиотек в сельской местности. Государственные публичные, научные и специальные библиотеки. Основание публичной библиотеки Румянцевского музея в Москве (1861 г.). Открытие новых университетских и вузовских библиотек, библиотек ученых обществ Политехнического и Исторического музеев в Москве. Рост сети технических, сельскохозяйственных и других специальных библиотек. Смягчение цензурного надзора комплектования книжных фондов научных и специальных библиотек. Казенные и общественные студенческие библиотеки. Усиление влияния на библиотечное дело общественно-политических и революционных организаций, их борьба с реакционной политикой царизма. Революционные демократы о библиотечном деле. Нелегальные библиотеки народнических организаций, первых рабочих кружков и союзов, марксистских кружков и союзов. Формы и методы пропаганды революционных идей и взглядов. Создание и использование в этих целях легальных библиотек. Развитие библиотековедения как науки. Библиотечные труды В. И. Собольщикова (1813-1872 гг.). Вклад В. В. Стасова (1824-1906 гг.), Н. Ф. Федорова (1829-1903 гг.), А. Ф. Бычкова (1818-1899 гг.) и др. в библиотечную теорию и практику. Рост международных связей библиотек России во второй половине Х1Х в. Публикации статей о состоянии библиотечного дела за границей. Первые переводы зарубежных библиотечных руководств и инструкций. В. И. Собольщиков о библиотеках Западной Европы. Ознакомление с библиотечным делом России ведущих зарубежных специалистов. Тема № 6. Библиотечное дело в начале XX в. (до февр. 1917 г.) Расширение потребностей в чтении и рост сети библиотек в начале XX в. Демократическое движение за открытие библиотек. Ограничение царизмом общественной инициативы в библиотечном деле. Содействие насаждению черносотенных, монархических и церковных библиотек. Смягчение административного и цензурного надзора за библиотеками в период первой буржуазно-демократической революции (1905-1907 гг.). Правила о надзоре за народными библиотеками (1912 г.) и их реакционный характер. Возобновление издания «алфавитных справок » книг, запрещенных для публичных и народных библиотек (1914 г.). Вопрос о библиотеках в Государственной Думе. Правила о надзоре за народными библиотеками 1915 г. Продолжение роста общественного движения за открытие общедоступных публичных и народных библиотек. Участие в открытии библиотек общественных организаций и просветительных обществ, профсоюзов и кооперативов. Организация библиотечных обществ и комитетов для открытия народных библиотек. Первые планы организации библиотечной сети в губерниях и уездах. Попытки организации центральных городских библиотек в Петербурге, Москве и др. городах. Расширение сети научных и специальных библиотек. Борьба за улучшение правового и материально-технического положения академической замкнутости. Демократическое движение в области библиотечного дела и его влияние на развитие прогрессивных тенденций в библиотечной теории и практике. Деятельность Общества библиотековедения (Петербург, 1908 г.) и Русского библиотечного общества (Москва, 1916 г.). Журнал «Библиотекарь» и его роль в развитии библиотечного дела (1910-1915 гг.). Прогрессивное значение Всероссийского съезда по библиотечному делу (Петербург, 1911 г.). Начало подготовки библиотечных кадров. Московские библиотечные курсы (1913 г.). Формирование демократических взглядов в российском библиотековедении. Вклад в развитие библиотечной мысли Н. А. Рубакина (1862- 1946 гг.), Л. Б. Хавкиной (1871-1949 гг.), А. А. Покровского (1878-1942 гг.), К. И. Рубинского (1860-1830 гг.) и др. ведущих библиотековедов. Народный университет Шанявского (1908-1918 гг.) в Москве. Реализация проекта профессиональной курсовой подготовки (1913 г.) Л. Б. Хавкиной в Народном университете им. А. Л. Шанявского. Развитие международных связей библиотек России. Участие в международных библиотечных съездах и совещаниях. Знакомство русских библиотековедов с состоянием библиотечного дела за рубежом. Зарубежная печать о библиотеках России. Усиление влияния на библиотечное дело политических партий и общественных движений, его идеологизация и политизация. Организация нелегальных и полулегальных партийных библиотек. Стремление монархических и черносотенных партий ужесточить цензуру и административный надзор за публичными и народными библиотеками, ограничить и стеснить общественную инициативу в библиотечном деле. Критика РСДРП /б/ реакционной политики господствующих классов в библиотечном деле; выдвижение и защита антидемократических принципов классовости, партийности деятельности библиотек; использование легальных библиотек для пропаганды марксистско-ленинского мировоззрения. Недооценка демократического движения в области библиотечного дела. Тема № 7. Библиотечное дело в период первой февральской революции (март-окт. 1917 г.) Демократические преобразования в библиотечном деле после свержения самодержавия. Отмена реакционных законов и правил о библиотеках. Начало государственных демократических мероприятий в библиотечном деле: отмена цензуры, административных стеснений, свободное открытие библиотек и библиотечных обществ. Развитие рабочих, крестьянских, профсоюзных, кооперативных библиотек, библиотек общественных, просветительных организаций, политических партий и движений. Усиление библиотечной деятельности губернских, уездных, волостных и городских управ. Образование книжно-библиотечной подкомиссии Государственного комитета по народному образованию. Организация Книжной палаты в Петербурге с Государственным книжным фондом. Значение правительственного «Наказа о Книжной палате» для демократизации библиотечного дела России. Преобразование Публичной библиотеки в Петрограде в Российскую государственную библиотеку (окт. 1917 г.). Внешкольный отдел в Наркомпросе – основное государственное учреждение по руководству библиотеками, избами-читальнями, клубами и др. культурно-просветительными учреждениями. Библиотечный подотдел. Демократические решения по библиотечному делу Всероссийского совещания по внешкольному образованию (сент. 1917 г.). Изменение роли и задач библиотек в демократическом обществе. Резолюции Русского библиотечного общества и Общества библиотековедения о беспартийности библиотек, об их служении культуре и просвещению, подготовке нации для демократии. Тема № 8. Библиотечное дело в первой половине ХХ в. (окт. 1917-1950 гг.) Коренное изменение библиотечного дела в Poccии после Октябрьского переворота. Национализация и реквизиция библиотек и книжных коллекций. Важнейшие общегосударственные мероприятия в области библиотечного дела. Партийная и государственная цензура библиотечного дела. Декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР» (июль, 1918 г.). Коллегия Наркомнаца и библиотечные секции при нем (май 1918 г.). Утверждение классовости, партийности как основополагающих принципов в организации процесса общественного использования книжных богатств. Первые государственные совещания по библиотечному делу (1918-1920 гг.). Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию (май, 1919 г.). Важнейшие решения о подчинении работы библиотек идеологии и политике коммунистической партии, о превращении их в проводники принципов коммунизма в массы трудящихся. Центральная междуведомственная библиотечная комиссия (ЦБК, дек. 1920 г.) - высший библиотечный орган. Ленинский план централизации библиотечного дела и создания единой библиотечной сети РСФСР. Массовые библиотеки. Основные виды государственных массовых библиотек. Профсоюзные и колхозные библиотеки. Остаточный принцип финансирования массовых библиотек как основная причина кризисных явлений в библиотечном деле. Сокращения сети массовых библиотек в период нэпа (1921-1924 гг.) и социалистической реконструкции народного хозяйства (1929-1932 гг.). Подъем сети массовых библиотек в середине 30-х гг. за счет преимущественного развития приклубных, колхозных и других мелких библиотек - превращение в ведущую тенденцию в 40-х гг. ХХ в. и ее последствия. Резкое сокращение массовых библиотек из-за снижения государственных ассигнований на библиотечное дело. Сокращения сети массовых библиотек в период нэпа (1921-1924 гг.). Первый библиотечный съезд РСФСР (1-7 июля, 1924 г.). Роль и значение съезда. Профессиональные периодические издания теории и практики работы библиотек - «Красный библиотекарь» (1923 г.), «Книгоноша» (орган Главполитпросвета) и др. Проблемы централизации и планомерной организации библиотечного дела и 20-30-х гг. Дискредитация идей централизации как левацкого уклона в библиотечном деле (орехово-зуевский эксперимент 1929-1931 гг.). Подъем сети массовых библиотек в середине 30-х гг. за счет преимущественного развития приклубных, колхозных и других мелких библиотек - превращение в ведущую тенденцию в 40-х гг. ХХ в. и ее последствия. Установление жесткого партийного контроля над деятельностью библиотек. Усиление руководящей и направляющей роли коммунистической партии в библиотечном деле в 30-х-40-х гг. XX в. Становление государственного руководства библиотечным делом России. Важнейшие декреты и постановления советского правительства в области библиотечного дела. Постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» (1934 г.) и его значение для укрепления государственного руководства библиотечным делом. Важнейшие постановления СНК РСФСР о массовых библиотеках. Всесоюзная библиотечная перепись 1934 г. Формирование государственного аппарата по управлению библиотечным делом. Библиотечные отделы и подотделы Наркомпроса РСФСР (1918 - 1929 гг.), библиотечные управления Наркомпроса РСФСР (1933-1945 гг.). Образование Государственных комитетов по делам культурно-просветительных учреждений (1945-1953 гг.) и их роль в управлении библиотечного дела в союзных республиках. Всероссийское совещание библиотечных работников (1948 г.). Недооценка партией и правительством общественной инициативы в библиотечном деле, запрещение организации самостоятельных библиотечных обществ и ассоциаций. Восстановление сети библиотек после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Организация системы библиотечного обслуживания населения. Основные принципы организации сети массовых и научных библиотек. Основные показатели развития сети массовых библиотек по ведомственной принадлежности. Состояние сети массовых библиотек в союзных республиках. Научные и специальные библиотеки. Расширение сети научных и специальных библиотек и реформа их деятельности. Преобразование библиотеки Румянцевского музея в Москве (1924 г.) во Всесоюзную государственную библиотеку. Формирование новых сетей научно-технических, сельскохозяйственных, медицинских и других библиотек. Важнейшие совещания по организации и перестройке деятельности научных библиотек. Организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия научных библиотек. Образование центральных отраслевых библиотек и изменения в их структуре. Общие итоги и недостатки развития системы библиотек во второй четверти XX в. Первые высшие и средние учебные заведения по подготовке библиотечных кадров. Библиотечная семинария (1918-1920 гг.), Институт внешкольного образования в Петербурге (1918 г. - ныне Санкт-Петербургская государственная академия культуры). Библиотечные факультеты (отделения) политико-просветительных и педагогических институтов в 20-е гг. XX в. Система ( курсовая) подготовки библиотечных кадров. Образование самостоятельной системы библиотечного образования: библиотечные институты в Москве (1930 г. - ныне Московский государственный университет культуры и искусств), Харькове (1935 г.) и Ленинграде (1941 г.). Высшие библиотечные курсы при крупных научных библиотеках. Развитие сети библиотечных техникумов. Библиотечное ученичество. Роль Н. К. Крупской в формировании концепции библиотечного образования. Характеристика основных учебных специальностей и специализаций. Система повышения квалификации библиотечных кадров. Библиотечная аспирантура. Низкий уровень и рост обеспеченности библиотек высококвалифицированными библиотечными специалистами. Становление социалистического библиотековедения как общественной науки. Борьба с реакционными концепциями буржуазного библиотековедения, противопоставление советского библиотековедения, противопоставление советского библиотековедения демократическим общечеловеческим библиотечным ценностям международного библиотековедения. Антидемократические последствия разделения библиотековедения на два направления: социалистическое и буржуазное. Важнейшие дискуссии и совещания по теоретическим вопросам библиотечного дела. Деятельность ведущих научных центров в области библиотековедения и библиографии. Основные направления научно-исследовательской работы в области библиотековедения в 30-40-х гг. ХХ в. Видные библиотековеды и их вклад в теорию, практику библиотечного дела: А. Д. Торопов (1851-1927 гг.), Л. Б. Хавкина (1871-1949 гг.), А. А. Покровский (1878-1942 гг.), Е. И. Шамурин (1889-1962 гг.), Г. К. Дерман (1812-1954 гг.) – первый директор Московского библиотечного института и др. Начало развития международных контактов в области библиотечного дела. Попытки возобновления международного книгообмена (1921-1923 гг.) с научными учреждениями и библиотеками зарубежных стран. Центры комплектования иностранной литературы. Восстановление международного библиотечного абонемента. Причины, тормозившие их развитие. Участие советских библиотековедов в международных совещаниях и конгрессах. Расширение международных контактов после окончания второй мировой войны. Знакомство иностранных библиотековедов и делегаций с положением библиотечного дела в СССР. Основные направления библиотечных связей со странами социалистического содружества. Тема № 9. Библиотечное дело России во второй половине XX в. (1951-1991гг.) Усиление партийно-государственного руководства и полное складывание командно-административной системы в библиотечном деле. Квалификация библиотек как важнейших опорных баз коммунистической партии по воспитанию трудящихся в духе марксизма-ленинизма, как идеологических, культурно-просветительских и информационных учреждений. Создание министерств культуры СССР и союзных республик как основных органов руководства библиотечным делом. Деятельность главной библиотечной инспекции союзного Министерства культуры. Образование и деятельность межведомственной библиотечной комиссии (МБК) при Министерстве культуры СССР. Важнейшие партийные и государственные постановления о библиотечном деле. Преимущественное развитие сети государственных массовых библиотек и ликвидация сети приклубных и колхозных библиотек. Упорядочение распределения библиотек по регионам и их укрупнение. Первые эксперименты по централизации сети массовых библиотек в Липецке, Нижнем Тагиле и Шахтах. Централизация профсоюзных библиотек. Попытки межведомственной централизации массовых библиотек. Создание и деятельность ЦБС государственных массовых библиотек. Недооценка важности укрепления материально-технической базы массовых библиотек. Дальнейшее развитие сети научных и специальных библиотек. Образование ГПНТБ СССР в Москве и ГПНТБ СО АН СССР в Новосибирске (1958 г.) Расширение сети центральных научных библиотек отраслей народного хозяйства, образование республиканских научно-технических библиотек. Усиление связи научно-технических и других специальных библиотек с органами информации и образование единых справочно-информационных фондов. Включение научно-технических библиотек в единую общегосударственную систему научно-технической информации (1966 г.). Создание информационных центров по культуре и искусству при Государственной библиотеке СССР им. Ленина (ныне РГБ), и при республиканских, областных библиотеках. Централизация как главное направление совершенствования библиотечного дела в стране. Возросшее значение проблем взаимодействия и взаимосвязи в библиотечном деле Недооценка положительного зарубежного опыта в области взаимодействия и кооперации библиотек. Продолжающееся стеснение и пренебрежение общественной инициативой в библиотечном деле. Строгий запрет на открытие самостоятельных библиотечных ассоциаций и объединений. Создание всесоюзного совета и республиканских межведомственных библиотечных советов (и те и др. были бесправны). Политика сдерживания и запрещения периодического проведения всесоюзных и республиканских библиотечных съездов. Основные признаки развивающегося кризиса библиотечного дела 60-80-х гг. Хроническое отставание библиотечного дела от нужд народного хозяйства народного образования и культуры. Сокращение сети библиотек с начала 60-х гг., уменьшение числа читателей и книговыдач в массовых библиотеках в 70-80-х гг. Рост сети высших и средних учебных заведений, готовящих библиотечные кадры. Преобразование библиотечных институтов в вузы культуры и техникумов в культурно-просветительные училища (1964 г.). Библиотечные факультеты, отделения в университетах, педагогических и других вузах союзных республик. Образование единой учебной специальности «библиотековедение и библиография» и переход к подготовке специалистов широкого профиля. Развитие специализаций по комплексам литературы, функциональной и по читательским потребностям. Значительный объем приемного контингента в высших учебных заведениях Недостаточное решение проблемы подготовки кадров для научных, технических и других специальных библиотек. Совершенствование системы повышения квалификации библиотечных кадров: институты повышения квалификации и факультеты повышения квалификации при вузах культуры. Расширение подготовки научно-педагогических кадров, образование докторантуры при Московском и Ленинградском институтах культуры. Деятельность республиканских учебно-методических советов (РСФСР и др.). Образование Всесоюзных научно-методических советов по библиотечно-библиографическому образованию при Министерстве высшего и среднего специального образования и Министерстве культуры СССР. Мероприятия по улучшению научно-исследовательских отделов библиотековедения и библиографии при крупнейших библиотеках. Деятельность советов по координации научно-исследовательской работы в области библиотековедения и библиографии при министерствах культуры РСФСР и СССР. ГБЛ (ныне РГБ) как головной центр по координации НИР в области библиотековедения и библиографоведения. Деятельность проблемных советов и комиссий по важнейшим направлениям библиотечной науки. Видные библиотековеды: Ю. В. Григорьев (1899-1973 гг.), О. С. Чубарьян (1908-1976 гг.) К. И. Абрамов (1920-2001 гг.) и др. и их вклад в теорию и практику библиотековедения. Расширение, международных связей библиотек. Вступление Всесоюзного библиотечного совета (1959 г.) в число членов ИФЛА. Деятельность библиотековедов России и других союзных республик в комитетах, комиссиях, секциях, круглых столах ИФЛА. Программы ИФЛА. Участие в других международных организациях. Международные совещания, двусторонние семинары и другие виды совместной работы отечественных библиотековедов с зарубежными. Тема 10. Библиотечное дело на современном этапе Крушение коммунистического тоталитаризма и начало демократизации библиотечного дела России. Восстановление прав человека и демократических свобод и их влияние на развитие библиотечного дела. Мероприятия по деидеологизации библиотек. Ликвидация цензуры библиотечного дела и организация отделов специального хранения в библиотеках. Демократизация руководства библиотечным делом. Образование библиотечных обществ, союзов и ассоциаций. Российская библиотечная ассоциация. Первые библиотечные законы РФ. Положения о Российской национальной библиотеке (1992 г.) и Российской государственной библиотеке (1993 г.). Закон РФ «О би6лиотечном деле» (1994 г.). Продолжающийся кризис библиотечного дела, вызванный действием «остаточного принципа» финансирования библиотечного дела. Важнейшие изменения в системе библиотек РФ. Перспективы развития библиотечного дела в условиях дальнейшей демократизации общества и развития рыночных отношений. Состояние и перспективы развития библиотечного образования. Введение нового стандарта учебной специальности «библиотековедение и библиография» и характеристика новых квалификаций подготовки библиотечных кадров. Развитие экстерного и других видов платного обучения. Крушение концепции социалистического библиотековедения. Ликвидация деления библиотековедения на два враждебных направления социалистическое и буржуазное, переход на единые позиции международного демократического библиотековедения. Основные направления демократизации библиотековедения России и перспективы научно-исследовательской работы. Состояние и перспективы международных библиотечных связей. Роль в развитии международных связей библиотечных обществ, ассоциаций (ИФЛА, РБА, БАЕ, ABDOS и др.). Ежедневный информационный бюллетень конференции на пяти рабочих языках (англ., рус., фр., нем., исп.) - «ИФЛА-Экспресс», «IFLA JOURNAL»(ИФЛА-журнал») . «Mitteilungen»-«Сообщения» (ABDOS), «Вестник БАЕ» и др. Основные мероприятия, способствующие взаимообогащению международным опытом библиотечной работы: стажировки, дискуссии, «круглые столы», библиотечные «уголки» и др. Расширение контактов отдельных научных центров, библиотек и библиотечных учебных заведений. Национальные программы развития библиотечного дела в ведущих странах мира (Великобритания, Китай, США, Франция, Япония.) Темы семинарских занятий Семинар № 1 (2 часа) Тема: Библиотеки Киевской Руси (IX-XII вв.). Развитие культуры Киевской Руси в IX-XI вв. Старорусская книгохранительница. Книжные собрания Киевского Софийского собора (XI вв.). Библиотека Ярослава Мудрого (1037 г.). Роль монастырей как центров культуры и накопления рукописной книги (XIV-XVII вв.). Инвентарные описи как начальная форма методики книгоописания. Личные библиотеки князей, феодалов, духовенства и простых людей. Библиотеки приказов (посольского, пушкарского, аптекарского и др.): а) состав фондов; б) инвентарные описи; в) принятая расстановка книг; г) обслуживание читателей; д) работа книгохранителей (библиотекарей) и требования к ним. Библиографический список к семинару № 1: Основной: 1 Абрамов, К. И. История библиотечного дела России : учеб. Ч. 1 / К. И. Абрамов. – М. : Либерея, 2000. – Гл. 2-3. – С. 20-38. Васильченко, В. Е. Очерк истории библиотечного дела в России XI-XVII веков / В. Е. Васильченко. – М., 1978. – С. 33-85. Ванеев, А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в России XI-XVII веков / А. Н. Ванеев. – СПб., 1992. – 62 с. Володин, Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. – 2-е изд., доп. – СПб. : Профессия, 2004. – С. 52 – 57; 98-100; Дополнительный: Аверьянов, К. Загадка столетий // Библиотекарь. – 1985. – № 7. – С 58-59. Владимиров, Л. И. Всеобщая история книги / Л. И. Владимиров. – М. : Книга, 1988. – С. 73-75; 92-93;193-197; 197-200; 296-302. Глухов, А. В лето 1037 … / А. Глухов. – М. : Сов. Россия, 1974. – 192 с. Глухов, А. Г. … Звучат лишь письмена. Судьбы древнейших библиотек / А. Г. Глухов. – М., 1981. – С. 180-196. Кукушкина, М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера : очерки по истории книжной культуры ХVI – ХVII вв. // М. В. Кукушкина. – Л. : Наука, 1977; 2001. (любое изд.) Любарский, М. И. Библиотека аптекарского приказа // Библиотекарь. – 1950. – № 1. – С. 30-31. Слуховский, М. И. Библиотечное дело в России до XVIII века / М. И. Слуховский. – М. : Книга, 1968. – 231 с. Слуховский, М. И. Русская библиотека XVI-XVII веков / М. И. Слуховский. – М. : Книга, 1973. – 252 с. Стеллецкий, И. Я. Мертвые книги в Московском тайнике (библиотека Ивана Грозного) / И. Я. Стеллецкий. – М. : Моск. рабочий, 1993. – 270 с. 1 2 |
© 2010–2021 Эссе.рф: Библиотека учебных материалов |