">
Прикладные науки Документооборот
Информация о работе

Тема: История книжного дела

Описание: Общекультурные компетенции, ее код. Содержание разделов дисциплины. Социальная роль книги. Ее история за рубежом. Образовательные технологии пп семестра. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Документооборот.
Тип: Курсовая работа
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 17
Поднять уникальность

Похожие работы:

Приложение 2

Макет рабочей программы дисциплины (модуля)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ /Ф.И.О./

__________ _____________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины __ Документоведение. Часть 2.

(указывается наименование в соответствии с учебным планом)

По направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность (указываются код и наименование направления подготовки)

По профилю подготовки Информационно-аналитическая деятельность

(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП)

Форма обучения - очное, заочное

Срок освоения ООП - 4 года – очное; 4 года – заочное

Институтинтеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Тюмень— 2011

Разработчики:

доцент_________ к.ист.н., доцент___ Л.С. Лукьянова

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

____?_______________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «_«Библиотечно-информационная деятельность»

(дата) 30 августа 2011 г., протокол № 1.

Зав. кафедрой ____________/ М.В.Носырева /

Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

(дата) ____________ 2011 г, протокол №

Председатель____________/Е.А.Микова /

Индекс по учебному плану ЦИКЛ Компонент    Базовая часть вариативная часть  по выбору студента    Гуманитарный и социальный

и экономический цикл       Математический и естественнонаучный цикл      

Профессиональный цикл



ПЦ Ф 2

   

Форма

обучения курс семестр Трудоемкость дисциплины в часах Форма

итогового

контроля     Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Курсовая

Работа (проект) Самостоятельная работа   Очная

2 3        экзамен  Заочная

2 3        экзамен  

Цели и задачи дисциплины:

Обеспечить фундаментальную профессиональную подготовку специалистов библиотечно-информационного профиля на основе изучения теории и истории документа, знания основных видов документов и источников документной информации, овладения практическими навыками работы с документами.

Дисциплина «Документоведение» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги.

Дисциплина «История книжного дела» изучает основные тенденции издательского, типографского, полиграфического дела и важные направления развития книгораспространения. Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается роль книги в развитии общечеловеческой цивилизации, ее взаимосвязь с духовной и материальной культурой.

Место дисциплины в структуре ООП:

Курс принадлежит к вариативной части профильного цикла дисциплин.?

Курс как один из ведущих общепрофессиональных циклов связан с такими учебными дисциплинами, как «Документоведение» Ч. 1, «Социальные коммуникации», «Информатика», «Библиотековедение», «Библиографоведение» и др.

____________________________________________________________________

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- историческую роль книги и книжного дела в системе мировой материально-духовной культуры;

- периодизацию истории зарубежного и отечественного книжного дела и важнейшие этапы развития;

- историю крупнейших зарубежных и отечественных издательств и книготорговых фирм;

- биографии выдающихся деятелей книжного дела; наиболее известные рукописные и печатные книги.

Уметь:

- ориентироваться в историческом процессе развития книжного дела;

- самостоятельно работать с исследованиями и историко-книжными источниками по истории книги и книжного дела;

- конспектировать и анализировать изучаемый материал; готовить доклады исообщения для практических занятий.

Владеть:

- навыками эвристического поиска материалов;

- реферирования изучаемого материала.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

_ Общекультурные компетенции

Код компетенции  Имеет культуру мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ОК-1  Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОК-2  Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК -5  Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК- 6  Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Ок-8  Способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы ОК-9  

Профессиональные компетенции

Код компетенции  Производственно-технологическая деятельность:  Способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей ПК-1  Готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры ПК-2  Готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации ПК-6  Готовность использовать правовые и нормативные документы как объекты организационно-управленческой деятельности ПК-8  Способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества ПК-27  Готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов ПК-31  

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры     2    Аудиторные занятия (всего) 90  90    В том числе: -  - - -  Лекции 54  54    Практические занятия, мелкогрупповые занятия       Семинары 36  36    Самостоятельная работа (всего) 9  9    В том числе: - - - - -  Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   экзамен    Общая трудоемкость час

зач. ед. 99       4      

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1 «Социальная роль книги»

Предмет и объект истории книги. Проблемы периодизации истории книги. Определение понятия «книга». Сущность книги как общественного явления, ее роль в жизни общества. Роль книги как инструмента познания и преобразования природы и общества, социального, научно-технического и культурного прогресса. Книга как товар, объект изучения, хранения, распространения. Социальные функции книги, их историческое развитие. Понятие о целевом и читательском назначении книги.

Тема № 2 «История книги за рубежом»

Книга в античном обществе. Полиптих, кодекс. Изобретение ксилографии в Китае. Изобретение подвижного шрифта китайским кузнецом Би Шэном в 40-е гг. ХI в.

Ксилография и книгопечатание в мусульманских странах и Западной Европе. Деятельность Иоганна Гутенберга (Генсфлейш цум Гутенберг) в Германии. Первые печатные книги И. Гутенберга. Основные центры книжного и типографского дела. Книгоиздательская деятельность первых славянских книгопечатников: Фиоля Швайпольта, Франциска Скорины.

Общая характеристика средневековой книги. Скриптории. Тематика и типы книг. Византийская рукописная книга. Светский и церковный характер византийской книги. Латинская (западноевропейская) рукописная книга. Католический характер рукописной книги раннего средневековья. Оформление книги. Особенности эволюции элементов книги. Отсутствие титульного листа («колофон»).

История и современное состояние издательского дела, полиграфии и книжной торговли ведущих книгоиздающих стран: Китая, США, Великобритании, Японии, Италии, Франции и др.

Тема № 3 «Книжное дело в России Х1-ХУ11 вв.»

Книжная культура городов средневековья. Русская рукописная книга Х I-ХУI вв. Центры книжного дела на Руси. Светские и церковные памятники русской рукописной книги. Оформление книги. Книга в период монголо-татарского ига.

Возрождение книжного дела в ХУ-ХУI вв. Предпосылки возникновения книгопечатания в Московском государстве. Анонимные издания. Создание государственного печатного двора. Деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Первая датированная печатная книга «Апостол» (1564 г.). Деятельность И. Федорова в Белоруссии и на Украине. «Букварь» И. Федорова-первая русская светская печатная книга. «Острожская библия».

Издательское дело в начале ХУ11 века. Печатники первого десятилетия ХУ11 в.: И. Невежа, Н. Фофанов, А. Радишевский. Московский печатный двор. Типография В. Ф. Бурцева. Верхняя типография. Тематика книг. Рукописная книга ХУ11 века в религиозно-идеологической борьбе.

Тема № 4 «Книжное дело в России ХУ111 в.»

Петровские реформы как важнейший фактор развития книжного дела России. Московский Печатный двор. Типографии Тессинга и Копиевского в Амстердаме. Гражданская типография В. Киприянова. Петербург - типографский и издательский центр России. Реформа печати 1708-1710 гг. Гражданский шрифт. Тематика и типы изданий. Первая русская печатная газета «Ведомости».

Издательская деятельность Академии наук. Указ 1783 года о вольных типографиях. Первые частные, ведомственные и губернские типографии и издательства. Книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова. «Опыт исторического словаря о российских писателях», «Древняя российская вивлиофика», «Древняя российская идрография». Книготорговая деятельность Н. И. Новикова. Аренда Н. И. Новиковым типографии Московского университета и других типографий. Значение деятельности Н. И. Новикова для развития издательского дела, книжной торговли, журналистики в России.

Литературно-издательская деятельность А. Н. Радищева. История издания книги «Путешествие из Петербурга в Москву» и ее распространения. Издательская деятельность А. А. Крылова. Тематика книг и журналов ХУ111 века. Новый тип издания-альманах. Альманахи Н. М. Карамзина и др.

Тема № 5 «Книжное дело в России в Х1Х в.»

Основные центры книжного дела в первой половине Х1Х века.

Литературно-издательская деятельность декабристов. Альманахи «Полярная звезда», «Мнемозина». А. Ф. Смирдин-первый общероссийский книгоиздатель. Издатели меценаты: П. П. Бекетов, Н. П. Румянцев. Издатели-коммерсанты В. А. Плавильщиков, А. А. Плюшар, С. И. Селивановский, семейная фирма Глазуновых.

Общая характеристика книжного дела в России в послереформенный период. Тематика книг. Крупнейшие издательские универсальные фирмы М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса, А. С. Суворина, И. Д. Сытина.

Революционно-демократическое направление в книжном деле Ф. Ф. Павленков, Н. П. Поляков, Л. Ф. Пантелеев, К. Т. Солдатенков и др.

Книгоиздательская и книготорговая деятельность сибирского просветителя П. И. Макушина.

Тема № 6 «Книжное дело в России в начале ХХ века»

Общественная, экономическая обстановка в начале ХХ века. Неразрывная взаимосвязь истории книги с историей политических движений начала ХХ века. Особенности оформления демократической книги. Широкое распространение журналов для «семейного чтения». Издание религиозных, мистических книг, декаденской и бульварной литературы.

Основные направления книжного дела. Создание крупных акционерных издательских и полиграфических предприятий «Товарищество И. Д. Сытина», «Просвещение», «Брокгауз и Ефрон» и др. Деятельность новых просветительских издательств П. П. Сойкина, братьев М. и С. Сабашниковых, «Знание» О. Н. Поповой, Е. Н. Водовозовой, М. А. Малых и др. Издательства творческой интеллигенции. Издательства политических партий в начале ХХ века. Тематика изданий. Кризис издательского дела и полиграфической промышленности в годы Первой мировой войны. Легальные и нелегальные издания в период революций 1905-1907 гг. и 1917 г.

Тема № 7 «Книжное дело в России 1917-1921 гг.»

Октябрьская революция 1917 г. и Гражданская война 1918-1921 гг. и их влияние на книжное дело России. Мероприятия советской власти в области книгоиздания. Национализация книжных запасов. Декрет о печати 9 ноября 1917г. – начало установления советской цензуры. Состояние книжного рынка в 1917-1920 гг.

Замена книготорговли книгораспространением. Организация и роль Центропечати. Книжные лавки творческих союзов и кооперативных организаций. Организация и деятельность первых советских издательств. Декрет о государственном издательстве 11 января 1918 г. и положение ВЦИК «О государственном издательстве» 19 мая 1919 г. Монополизация литературного наследия русских классиков.

Издательства Московского и Петроградского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Издательство ВЦИК. Литературно-издательский отдел (ЛИО) Наркомпросса. Партийные издательства «Прибой», «Волна», «Коммунист» и др. Организация Госиздата. Специализированное издательство по выпуску иностранной художественной литературы «Всемирная литература». Частные и кооперативные издательства «Алконост», «Былое», «Огни».

Советская периодическая печать. Роль прессы в упрочении советской власти. Производство и оформление книги.

Книжное дело на территории, контролируемой белыми правительствами. Издательства белых на Юге России: «Центральное издательство «Осваг», «Народная жизнь», «Призыв», «Русская культура», «Народная библиотека» «Дешевая библиотека»; в Сибири и на Дальнем Востоке «Осведверх», Отдел печати при Совете министров Омского кабинета министров, Русское общество печатного дела (РОПД); Отделение культурно-просветительной агитации (ОКПАТе) и др. Особенности тематики и типологии изданий белых издательств.

Периодические издания. Научно-популярная и популярно-техническая литература. Серии: «Наука для всех», «Начатки знаний», «Естественно - научная библиотека». Массовое издание русской и иностранной литературы. Серии: «Народная библиотека», «Народная серия», «Всемирная литература». Издание учебной литературы для трудовой школы и учебников для ликвидации неграмотности. Брошюра, листовка, плакат как основные типы изданий в период гражданской войны.

Тема № 8 «Книжное дело в СССР в 1921-1990 гг.»

Новая экономическая политика (НЭП). Создание советской издательской системы. Деятельность Госиздата-основного государственного издательства и издательского центра страны. Создание сети партийно-государственных и кооперативных издательств: «Московский рабочий», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Новая деревня», «Земля и фабрика», «Academia», «Аквилон», «Колос» и др.

Крупные частные издательства бр. Гранат, бр. Сабашниковых, З. Гржебина, «Колос», «Начатки знаний», «Мысль», др. Издание национальной книги. Организация Центроиздата. Тематика и оформление книг. Периодическая печать. Сокращение числа частных издательств к началу 30-х гг.

Книжное дело в 1930-х гг. Концентрация и типизация издательств. Организация ОГИЗа. Создание издательств: «Партиздат», «Учпедгиз», «Детгиз», «ГИХЛ», «Советский писатель». Увеличение масштабов книгоиздания, обновление репертуара, рост читательской аудитории. Ценные издания научной, художественной и детской книги, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Подавление инакомыслия. Введение жесткой тоталитарной цензуры. Массовые репрессии. Выпуск литературы, способствующей формированию догматического мышления у читателей. Тематика и типология книги этого периода. Рост авторитета и признания советской книги на престижных международных книжных выставках.

Книжное дело в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Перестройка издательской системы в соответствии с требованиями военного времени. Эвакуация крупнейших издательств в восточные районы страны. Основные тематические направления и основные типы изданий. Периодика. Издание книг, брошюр, листовок на фронтах и на территориях, оккупированных фашистами. Партизанская печать.

Послевоенное книжное дело (1946-1963 гг.). Увеличение выпуска книг, обновление и расширение тематики изданий. Периодическая печать. Производство и оформление книги. Реорганизация издательского дела в СССР. Укрепление и расширение крупнейших издательств. Создание новых издательств: Географгиз, «Знание», издательство иностранной литературы. Образование ОГИЗа при Совете Министров СССР и передача издательского дела в его ведение. Создание единой государственной системы книжной торговли. Деятельность Союзкниготорга. Тематика изданий.

Реформа 1963-1964 гг. Реорганизация сети издательств, укрупнение специализированных, республиканских и местных издательств. Образование Государственного комитета Совета Министров СССР по печати. Создание во второй половине 1960-х-нач. 1980-х гг. новых издательств: «Изобразительное искусство», «Планета», «Прогресс», «Плакат», «Радуга», «Русский язык». Выпуск фундаментальных изданий научной, художественной и общественно-политической литературы.

400-летний юбилей русского книгопечатания (1964 г.). Деятельность Всесоюзного добровольного общества любителей книги.

Участие СССР в международных книжных выставках-ярмарках. Проведение с 1977 г. Московских международных книжных выставок - ярмарок (ММКЯ).

Усиление роли общественно-политической книги. Резкий дефицит художественной и развлекательной литературы. «Черный книжный рынок», «Макулатурные» издания. Проникновение эмигрантской литературы («Тамиздат»). Существование нелегальных издательств и периодических органов («Самиздат»). Периодическая печать. «Толстые» журналы. Тематика и типизация книги в 60-80-е гг. Производство и оформление книги.

Тема № 9 «Современное состояние книжного дела в Российской Федерации»

Основные этапы развития отечественного книгоиздания в 1986-2006 гг.

Перестройка книжного дела в СССР. Отказ от командно-административной системы управления. Формирование новой системы издательств. Переход к рыночным отношениям.

Распад СССР. «Закон о печати и других средствах массовой информации СССР» (1990 г., 1991г.) и отмена предварительной цензуры. Расформирование органов Главлита. Кризис в книгоиздании в конце 80-х-середине 90-х гг. Конгресс в защиту книги 1993 г.

Развитие издательской системы России. Деятельность новых издательств. Государственный сектор и негосударственное книгоиздание: частные, кооперативные издательства, совместные предприятия, корпоративные крупные объединения. Основные тенденции, экономические и организационные проблемы современного издательского дела, книжной торговли и полиграфии. Состояние книжного рынка. Изменение структуры выпуска литературы в соответствии со спросом дифференцированных читательских интересов.

Международные книжные связи. Развитие методов менеджмента и маркетинга в отечественном книжном деле. Становление книжных клубов («Терра - Книжный клуб»; КК «Мир книги», »Клуб миниатюрной книги – КМК; Московский клуб экслибрисистов – МКЭ; и др.), их цели и задачи. Новые информационные технологии. Технико-технологическое развитие издательской системы России.

Цензурный и административный надзор. «Свобода слова». Издательская деятельность. Крупнейшие издательские и книготорговые центры России (Москва, Санкт – Петербург).

Ведущие издательства России «Терра», «Азбука», «Северо-Запад», «Дрофа», «Наука», и др. Региональные книжные центры и их особенности (Екатеринбург, Новосибирск и др.).

Современный книжный рынок Российской Федерации. Ярмарки международные, региональные: универсальные, специализированные (Франкфуртская, Лейпцигская, ММКЯ, СПб., Новосибирск и др.). Периодическая печать в современных условиях. Центральные и региональные периодические издания. Типы и тематика журналов и газет.

Будущее традиционной и электронной книги и книжного дела.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование

обеспечиваемых

(последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин    1 2 3 4 5 6 7 8   1. Библиотековедение

Ч.1.и Ч. 2.    + + + + +   2. Документоведение Ч.1.

(Теория документа) + + +        3. Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ)    + 

+ 

+ 

+    4 Информационные ресурсы    + + + +    5 Библиотечный фонд    + + + + +   6 Социальные коммуникации + + + + + + + +   7 Документационное обеспечение управления + +         

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.

Семинары СРС Все-го

час.  1.        2.        ….        

6. Лабораторный практикум, индивидуальные занятия

Требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО, рекомендациями ПрОП ВПО не предусмотрены.

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п № раздела дисциплины 

Тематика семинаров

Трудо-емкость

(час.)  1. 2 Основные этапы развития письма 4  2. 6 Социальная роль книги 2  3. 8 Начало книгопечатания в Европе и России 2  4. 10 Книга в России во второй половине XVIII века 2  5. 11 Книга в России в I половине XIX века 2  

Тематика практических занятий  1. 2 Знакомство с различными видами письма 2  2. 3 Пиктографическое и идеографическое письмо.

2  3. 2 Знакомство с профессиональной периодической печатью

2  4. 2 Знакомство с изданиями монографического характера «Книга : Исследования и материалы» «Альманах библиофила» и изданиями крупнейших ведущих библиотек страны (РНБ, РГБ, БАН, ВГБИЛ, ГПНТБ СО РАН).

2  5. 2 Книговедческий анализ.

3  6. 2 Составление словаря терминов 9  

8. Примерная тематика рефератов и курсовых работ*:

Антикварная и букинистическая книга.

Бумага как материальная основа создания документа (история и современность).

Выдающиеся ученые-книговеды России (жизнь и деятельность).

Искусство каллиграфии.

История развития технических средств письменного документирования.

История цифровой системы письма.

Кинофотодокументы – как средство отражения истории страны.

Основные этапы развития письма.

Понятия «письмо», «письменность», «документ».

Почтовая марка как документ ( история и современность).

Социальные функции письма.

Тайнопись. Назначение, виды и особенности тайнописи (история и современность).

Филигранология.

Фотодокументирование и фотодокументы в библиотеках. Формирование коллекций: история, проблемы, перспективы.

Искусство шрифта (рукописной и печатной книги)

Языки (история и современность).

Выдающиеся ученые-книговеды России и зарубежных стран (жизнь и деятельность).*

Книгоиздательская деятельность А. С. Суворина, М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса

А. Ф. Девриена, А. Ф. Смирдина, Ф. Ф. Павленкова, И. Д. Сытина ( на выбор).

Деятельность Иоганна Гутенберга.

Деятельность Франциска Скорины.

Иван Федоров-просветитель, книгоиздатель.

Издатели-коммерсанты и издатели-меценаты ХIХ в.

Издательская деятельность Академии наук и Московского университета в XYIII в.

Инкунабуальный период книгопечатания.

Искусство книги в России и за рубежом.

Миниатюрная книга (искусство и проблемы оформления).

Книга и цензура (светская и церковная).

Книговедческая печать (история и современное состояние).

Книжное дело в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Международное сотрудничество в книжном деле.

Книжные выставки и ярмарки.

Художники-иллюстраторы книги.

Экслибрис (история и современность).

Энциклопедическое издательство «Брокгауз – Ефрон».

________

*Литературу для написания курсовой или дипломной работы студент выявляет самостоятельно. Выбор отдельных аспектов темы и страны необходимо согласовать с научным руководителем.

9. Образовательные технологии

1. Компьютерные технологии: мультимедийные лекции 20 % (1 семестр),

20 % (2 семестр) - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

2. Работа с печатными источниками 40 % (1 семестр), 20 % (2 семестр)- интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

3. Активные технологии обучения: дискуссии, работа с печатными источниками 7 % (1 семестр), 5 % (2 семестр) - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

№ п/п № семестра Виды учебной работы Образовательные технологии   2 Лекция Компьютерные технологии: мультимедийные лекции   2 Практическое занятие Работа с печатными источниками   2 Семинар Работа с печатными источниками  

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Наименование тем Содержание самостоятельной работы Форма контроля  Основные этапы развития письма Сравнительная характеристика языковых и графических особенностей письма Дискуссионное обсуждение проблемы  Книговедческий анализ.

Изучение внешних и внутренних элементов книги Проверка знаний книговедческих терминов письменные или устные на 5-7 минут опросы  Знакомство с профессиональной периодической печатью

Изучение структуры изданий и выявление ведущих специалистов России по истории документа Обсуждение и составление картотеки статей из профессиональной периодической печати по документоведению  Знакомство с изданиями монографического характера «Книга : Исследования и материалы» «Альманах библиофила» и изданиями крупнейших ведущих библиотек страны (РНБ, РГБ, БАН, ВГБИЛ, ГПНТБ СО РАН).

Изучение:

- структуры издания

- состава авторов,

- определение актуальных и дискуссионных научных тем документоведения в конкретный исторический период Краткая устная характеристика основных изданий крупнейших ведущих библиотек страны (РНБ, РГБ, БАН, ВГБИЛ, ГПНТБ СО РАН)  Социальная роль книги Изучение, приобретение навыков и использование определения социальных функций книги Дискуссионное обсуждение проблемы  Составление словаря терминов Знакомство со справочными и энциклопедическими изданиями и приобретение навыков работы с ними. Проверка знаний книговедческих терминов письменные или устные ( 5-7 минут) опросы  

Текущий контроль уровня знаний и умений по дисциплине осуществляется на семинарских и практических занятиях, а также на лекционныых занятиях (письменные или устные на 5-7 минут опросы).

Промежуточный контроль проверочных работ осуществляется и в форме экзамена (1 семестр) по освоенному теоретическому и практическому материалу.

Вопросы по дисциплине «Документоведение» Ч. 2. входят в структуру государственной аттестации (итогового контроля) студентов специальности «Библиотечно-информационная деятельность» всех квалификаций.

11. Перечень вопросов к экзамену:

Антикварная и букинистическая книга.

Будущее книги и книжного дела.

Бумага как материальная основа создания документа (история и современность).

Выдающиеся ученые-книговеды России (жизнь и деятельность).

Инструменты и способы нанесения информации на вещественный носитель (калам, гусиное перо, стило, карандаш и т. д.

Искусство каллиграфии.

История и современное развитие периодической печати в Тюменской области.

История производства бумаги в Сибири.

История развития технических средств письменного документирования.

История цифровой системы письма.

Кинофотодокументы – как средство отражения истории страны.

Основные этапы развития письма.

Периодическая печать (история и современность)..

Понятия «письмо», «письменность», «документ».

Почтовая марка как документ ( история и современность).

Современные способы создания документа (симбиоз письменного, иллюстративного, фоно-и видеоматериалов).

Социальные функции письма.

Тайнопись. Назначение, виды и особенности тайнописи (история и современность).

Филигранология.

Фотодокументирование и фотодокументы в библиотеках. Формирование коллекций: история, проблемы, перспективы.

Искусство шрифта (рукописной и печатной книги)

Языки (история и современность).

Выдающиеся ученые-книговеды зарубежных стран.**

Выдающиеся ученые-книговеды России (жизнь и деятельность).

Государственные издательства в СССР в 20-е гг.

Издательская деятельность А. С. Суворина.

Издательская деятельность А. Ф. Девриена.

Издательская деятельность А. Ф. Смирдина.

Издательская деятельность И. Д. Сытина.

Изобретения и издательская деятельность Иоганна Гутенберга.

Издательская деятельность М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса.

Издательская деятельность Ф. Ф. Павленкова.

Издательская деятельность Франциска Скорины.

Иван Федоров-просветитель, книгоиздатель.

Издатели-коммерсанты первой половины ХIХ в.

Издатели-меценаты ХIХ в.

Издательская деятельность Академии наук и Московского университета в XYIII в.

Изобретение книгопечатания на Востоке.

Инкунабуальный период книгопечатания.

Искусство книги в России.

Искусство книги за рубежом.

Искусство оформления миниатюрной книги.

Периодическая печать Тюменской области (история и современность).

История и современное состояние издательского дела, полиграфии и книжной торговли, ведущих книгоиздающих стран*.

Книга и цензура (светская и церковная).

Книговедческая печать (история и современное состояние).

Книжное дело в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Международное сотрудничество в книжном деле.

Международные и отечественные книжные выставки и ярмарки.

Первая типография в Сибири Василия и Дмитрия Корнильевых.

Периодическая печать (история и современность).

Художники-иллюстраторы российской печатной книги.

Экслибрис (история и современность).

Энциклопедическое издательство «Брокгауз – Ефрон».

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Владимиров, Л. И. Всеобщая история книги / Л. И. Владимиров. – М. : Книга, 1988. – 311 с.

История книги / под ред. А. А. Говорова и др. – М. : Светотон, 2001. – С. 37–41.

Книга : энцикл. / редкол. : И. Е.Баренбаум, А. А Беловицкая., А. А. Говоров и др. – М. : БРЭ., 1999. – 800 с.

Кушнаренко, Н. Н. Документоведение : учеб. / Н. Н. Кушнаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев : Знаня, 2000. – 460 с.

Малыгин, А. С. Гимн книге : энцикл. для юношества / А. С. Малыгин. – М. : Либерея-Бибинформ, 2009. – 536 с.

Шапошников, А. Е. История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.) : учеб. - справ. пособие для б-к всех систем и ведомств / А. Е. Шапошников. – М. : Либерея, 2001. – 80 с.

Шомракова, И. А. Баренбаум И. Е. Всеобщая история книги : учеб. пособие / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум ; науч. ред. докт. пед. наук., проф. Г. В. Михеева ; СПбГУКИ. – СПб. : Профессия, 2005. – 368 с.

Стандарты по издательскому делу. – М. : Юрист, 2004. – 468 с.

Хрестоматия по истории русской книги (1564-1917 гг.) / сост. Л. А. Везирова; ред. А. Д. Эйхенгольц. – М. : Книга, 1965. – С. 15–24;

б) дополнительная литература:

Ивлев, О. А. Полная энциклопедия символов / О. А. Ивлев. – М. : Мир книги, 2004. – 416 с.

История книги в СССР 1917-1921 : в 3 т. Т. 1 / под ред. Е. Л. Немировского, В. И. Харламова. – М. : Книга, 1983. – 240 с.

История книги в СССР 1917-1921 : в 3 т. Т. 2 / под ред. Е. Л. Немировского, В. И Харламова. – М. : Книга, 1985. – 287 с.

История книги в СССР 1917-1921 : в 3 т. Т. 3 / под ред. Е. Л. Немировского, В. И. Харламова. – М. : Книга, 1986. – 271 с.

Книга : энцикл. / редкол. : И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М. : БРЭ., 1999. – 800 с.

Книга и мировая цивилизация : материалы ХI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 20-21 апр. 2004 г.) : в 4 т. Т. 3 / сост. : В. И. Васильев, М. А. Ермолаева, А. Ю. Самарин; отв. ред. : В. И. Васильев, Б. В. Ленский. – М. : Наука, 2004. – 382 с.

Книга, общество, читатель : современные аспекты : сб. науч. тр. / редкол. : В. Н. Волкова, А. Л. Посадсков и др. – Новосибирск, 2004. – 233 с.

Книжная культура : опыт прошлого и проблемы современности : к 250 - летию вузовского книгоиздания в России : материалы междунар. науч. конф. (Москва, 20-21 сент. 2006 г.) / сост. : Д. Н. Бакун, А. Ю Самарин; отв. ред. В. И. Васильев. – М. : Наука, 2006. – 358 с.

Малышевский, И. И. Святые Кирилл и Мефодий / И. И. Малышевский. – М. : Терра-Кн. клуб; Литература, 2001. – 352 с. – (Славяне).

Немировский, Е. Л. Иоганн Гутенберг / Е. Л. Немировский. – М. : Наука, 1989. – 320 с.

Немировский, Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания / Е. Л. Немировский. – М. : Просвещение,1991. – 224 с.

Нодье, Ш. Читайте старые книги : новеллы, статьи, эссе о книгах, книжниках, чтении : в 2 кн. Кн. I / Ш. Нодье. – М. : 1989. – 272 с.; Кн. 2. – 320 с.

Общество и книга : от Гутенберга до Интернета / ред. А. П. Королевой. – М. : Традиция, 2001. – 280 с.

Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1. Конец ХУIII-середина 90-х гг. ХIХ вв. / отв. ред. В. Н. Волкова. – Новосибирск, 2000. – 316 с.

Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2. Конец ХIХ - нач. ХХ вв. / отв. ред. С. А. Пайчадзе. – Новосибирск, 2001. – 368 с.

Полвека для книги : лит. - худож. сб., посвященный пятидесятилетию издат. деятельности И. Д. Сытина. 1866-1916. – М. : ТЕРРА-Кн. клуб, 2003. – 448 с.

Чудинов, В.А. Загадки славянской письменности / В.А. Чудинов. – М. : Вече, 2002. – 528 с. ( Тайны Земли Русской)

Энциклопедический словарь символов / авт.-сост. Н. А. Истомина. – М. : АСТ; Астрель. – 2003. – 1056 с.

Энциклопедия книжного дела / авт. : Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчин, Э. П. Гаврилов и др. – М. : Юристъ, 1998. – 536 с. – (Книжное дело).

в) программное обеспечение

Программное обеспечение

1. Пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point).

2. Браузеры.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Поисковые системы Googl, Yandex, Rambler, Mail.

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Наличие методического кабинета с подсобным фондом профессиональной литературы для выполнения практических работ.

Наличие учебной аудитории, оснащенной проекционной и компьютерной техникой с доступом к Интернету.

Демонстрационный материал (кассеты, DVD, фильмы, орудия и материалы письма, репринтные и миниатюрные издания, газеты, календари, плакаты, открытки и др., соответствующие изучаемому периоду).

Видеопроектор, переносной экран.

Ноутбук.

Сканер.

Принтер.

14. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс «Документоведение» Ч.2 изучается в тесной связи с предметами «Документоведение» Ч. 1, «Библиотековедение» Ч. 1 и Ч.2.

С целью повышения эффективности усвоения учебного материала желательно использовать демонстрационный материал (см. № 13,п.3 ), уделять внимание на обретение студентами навыков самостоятельной работы с традиционными и электронными документами, развитию креативности с помощью семинаров-дискуссий, творческих заданий. Проводить «лекции – визуализации» с максимальным использованием электронных презентаций.

В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации регулярно использовать тестовые задания в традиционной и компьютерной формах.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Документоведение» Ч. 2 составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО с учетом рекомендаций ПрОП ВПО по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» и учебного плана по профилю подготовки «Информационно-аналитическая деятельность».

Автор ___________________ ( Л.С. Лукьянова )

Согласовано: ________________ зав. Научной библиотекой ( )

Согласовано: ________________ заведующий выпускающей кафедрой ( )