">
Прикладные науки Документооборот
Информация о работе

Тема: Договор строительного подряда

Описание: Общая характеристика договора строительного подряда. Понятие и признаки, его отличие от смежных. Элементы его строительного подряда. Законодательство. Механизм формирования. Государственный заказ в российских условиях. Рекомендации по формированию. Международный опыт.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Документооборот.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 144
Поднять уникальность

Похожие работы:

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)

НА ТЕМУ:

«Договор строительного подряда»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика договора строительного подряда

1.1Понятие и признаки договора строительного подряда, его отличие от смежных договоров………………………………………………………………...6

1.2 Элементы договора строительного подряда…………………………….…...8

1.3 Законодательство о строительном подряде…………………………………14

Глава 2. Механизм формирования договоров подряда на исполнение государственного заказа в российских условиях

2.1 Формирование договора строительного подряда……...................................19

2.2Рекомендации по формированию договора строительного подряда для использования в системе государственных закупок строительных работ, учитывающего международный опыт унификации подрядных договоров и адаптированного к современным условиям Российской Федерации……….30

2.3 Особенности исполнения договора строительного подряда………………33

Заключение………………………………………………………………………..36

Список литературы ………………………………………………………………37

Введение

Актуальность темы. Договор строительного подряда как самостоятельная разновидность подрядных договоров получил свое развитие в период административно-командной системы управления экономикой государства.

Новый характер социально-экономических отношений потребовал реформирования института договора строительного подряда. В результате чего содержание договора строительного подряда претерпело существенные изменения. Именно в 1990-х годах договор строительного подряда появился как гражданско-правовой договор, как свободный акт волеизъявления сторон.

Дальнейшее развитие правового регулирования отношений в сфере строительства и реконструкции объектов недвижимости способствует достижению одной из основных целей реформирования национальной экономики, а именно: увеличению темпов и объемов строительства, вводу новых мощностей.

Действующее законодательство о договоре строительного подряда не в

полной мере соответствует требованиям современной международной и отечественной правоприменительной практики. Появились новые виды договоров в области строительства, широкое распространение получили новые формы строительства, увеличился круг участников строительных отношений и т.п.

Большое влияние на договор строительного подряда оказывают нормы

публичного законодательства и комплекс технических норм в строительстве.

В настоящее время данная отрасль законодательства находится в стадии реформирования, не достигнуто оптимальное соотношение закона и договора. Усиление роли закона в регулировании отношений по строительному подряду

происходит в отсутствие системного правового акта о строительстве, ряда специальных публично-правовых актов и основных технических регламентов.

Состояние научной разработки проблем договора строительного подряда также не всегда соответствует потребностям практики.

В литературе недостаточно освещаются особенности исполнения договора строительного подряда, не уделено полноценное внимание несущественным условиям договора. В то же время имеющиеся правовые решения нуждаются в развитии, а также научном обосновании. В частности, разработка отдельных положений договора позволит применять на практике редко реализуемые нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об удержании, о предварительных договорах.

Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие из договора строительного подряда.

Предмет исследования образуют нормы гражданского права, регламентирующие порядок заключения, изменения, прекращения и исполнения договора строительного подряда.

Предмет исследования образуют публично-правовые нормы, регулирующие отношения сторон по договору строительного подряда, путем либо прямого влияния на договор, либо устанавливая административно-правовые предпосылки заключения договора строительного подряда.

Цели и задачи исследования. Цель исследования в курсовой работе обусловлена объектом и предметом исследования и заключается в комплексном исследовании договора строительного подряда. Кроме этого, целью исследования является выявление теоретических проблем договора строительного подряда, выработка рекомендаций по решению данных проблем, разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

Достижение поставленной цели предопределяет постановку и решение

следующих задач:

- выявление особенностей договора строительного подряда, описание его признаков;

- определение круга участников отношений в области строительного подряда, выявление особенностей их правового положения, анализ структуры договорных связей;

- изучение законодательства о строительном подряде, выявление его составляющих и разработка рекомендаций для его совершенствования;

- анализ содержания договора строительного подряда;

- анализ порядка и способов заключения договора строительного подряда;

- выявление и анализ особенностей исполнения договора строительного подряда.

Методологическую основу составляют методы: логический, системно-интеграционный, структурно-функциональный и сравнительно-правовой.

Теоретической основой написания курсовой работы были труды С. С. Алексеева, М.И. Барышева, Ю.Г. Басина, В.С. Белых, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, И.Л. Брауде, К.М. Варшавского, С.А. Верба, В.В. Витрянского, И.М. Дидковского, Б.М. Гонгало, С.С. Занковского, О.С. Иоффе, А.В. Казакова, А.А. Каравайкина, Л.И. Картужанского, О.А. Красавчикова, В.С. Кичатовой, Н.И.Коваленко, В.С. Мартемьянова, И.Б. Новицкого, В.А. Семеусова, М.Н. Семякина, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, В.К. Райхера и т.д.

В числе последних работ, посвященных правовому регулированию договора строительного подряда, проанализированы научные труды О.Г. Ершова,

О.В. Макарова, С.Н. Мокрова, В.Р. Файзулина, С.П. Юшкевича.

Нормативной базой послужили законодательство Российской Федерации, нормативные и нормативно-технические акты СССР и РСФСР, правоприменительная и судебная практика.

Структура работы определена целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика договора строительного подряда

1.1Понятие и признаки договора строительного подряда, его отличие от смежных договоров

Договор строительного подряда, как и любой другой коммерческий договор, включает в себя ряд юридических характеристик, знание которых позволяет получить представление о структуре правоотношений его участников.

Понятие договора строительного подряда раскрывается законодателем в ст. 740 Гражданского кодекса РФ1, согласно которой «по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену».

Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Согласно гражданскому законодательству правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.

Если по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина-заказчика, то к такому договору применяются правила параграфа 2 главы 37 ГК РФ о правах заказчика по договору бытового подряда2.

Источники правового регулирования

Правовые отношения в сфере строительной деятельности преимущественно регулируются общими правилами о договорах подряда и нормами параграфа 3 главы 37 ГК РФ о договоре строительного подряда. Следовательно, чтобы иметь более полное представление о правовом регулировании в области капитального строительства, необходимо одновременно учитывать как специальные правила о строительном подряде, так и общие положения о договорах подряда.

Кроме ГК РФ, к источникам правового регулирования отношений в сфере капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ. Важнейшее место среди них занимают федеральные законы об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, об архитектурной деятельности в Российской Федерации, Градостроительный и Земельный кодексы РФ и др. К договорам бытового подряда применяется Закон «О защите прав потребителей»3. Правовые положения законов развиты в подзаконных актах, утвержденных указами Президента, постановлениями Правительства, министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Наряду с законами и подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в области организации строительных работ действует немало актов, принятых субъектами РФ. Так, например, Санкт-Петербург вправе принимать собственные нормативные правовые акты (законы, распоряжения губернатора, положения, регламенты, приказы) по вопросам, отнесенным к предметам ведения Санкт-Петербурга и предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга. В городе также приняты и действуют территориальные строительные, санитарные и иные нормы.

Особенностью строительной деятельности является то, что при правовом регулировании договора строительного подряда применяется большое количество строительных норм и правил (СниПов), стандартов и технических условий, различных инструкций и положений, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих норм и правил данной категории были утверждены еще союзными ведомствами. В настоящее время идет постепенный процесс их обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что договор строительного подряда – это особый коммерческий договор который регулирует отношения возникающие по поводу строительства какого либо объекта, или выполнения других строительных работ.

1.2Элементы договора строительного подряда

К элементам договора строительного подряда относятся: стороны, предмет, объект, форма, цена, срок.

- стороны. Сторонами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик. В роли заказчика могут выступать любые физические и юридические лица, обладающие определенными финансовыми средствами. В качестве подрядчика могут выступать подрядная организация-генподрядчик или специализированная компания: различные строительные, строительно-монтажные и проектно-строительные организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели.

Заказчик заключает в пределах предоставленных ему прав договор подряда на строительство или реконструкцию объектов с подрядной организацией–генеральным подрядчиком или прямой договор со специализированной компанией.

Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц – субподрядчиков. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Как правило, субподрядчики выполняют комплексы специальных строительно-монтажных работ.

Необходимо обратить внимание на правовую норму ст.750 ГК РФ, к которой предусмотрена обязанность сотрудничества сторон в договоре строительного подряда. Согласно п. 1 ст.750 ГК РФ «если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены»

- иные субъекты. Кроме сторон в правоотношениях строительного подряда участвуют и иные субъекты. К их числу, прежде всего, относятся инвестроры. Инвесторы могут сами выступать в роли заказчиков, если они располагают для этого необходимыми возможностями, или могут возложить эти функции на других лиц. В этом случае между инвестором и заказчиком заключается особый инвестиционный договор, который по своей юридической природе чаще всего является либо договором поручения, либо договором комиссии. Опираясь на данный договор, лицо, действующее по поручению инвестора, заключает с исполнителем работ договор строительного подряда, выступая в нем в качестве заказчика. В качестве инвестора может выступать государство (федеральный и городской бюджет), кредитные организации (банки, финансово-инвестиционные компании), строительные компании (которые становятся инвестиционными компаниями), изредка - страховые компании, а также организации (в том числе некоммерческие и общественные) и другие субъекты. Особенно следует отметить инвесторов-дольщиков – юридических и (или) физических лиц, выступающих соинвесторами в порядке долевого участия в строительстве жилых домов на основании отдельных договоров застройки.

В соответствии с нормами ст. 749 ГК РФ Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

Кроме перечисленных выше субъектов, на рынке строительного подряда действуют: изготовители и поставщики строительных материалов, конструкций и оборудования; компании, оказывающие транспортные услуги; архитектурно-проектные организации; страховые компании, с которыми заключаются договоры страхования строительно-монтажных рисков или ответственности заказчиков перед третьими лицами; риэлтерские компании, которые действуют на рынке продажи готовых квартир; другие участники рынка. Между этими участники инвестиционно-строительной деятельности устанавливаются гражданско-правовые (коммерческие) договорные отношения.

- предмет и объект договора. Предметом договора строительного подряда, является как сам процесс выполнения работы, так и ее овеществленный результат. В соответствии с действующим законодательством отсутствие или нечеткое определение в тексте договора условия о предмете является первым из оснований, по которому можно считать договор незаключенным. Причем это не зависит от того, насколько полно будут урегулированы сторонами все остальные условия договора.

- форма. Форма договора строительного подряда специально не регламентируется гл. 37 ГК РФ и подчиняется общим правилам оформления сделок (ст. 158 - 161 ГК РФ). Согласно общим правилам ГК РФ договор строительного подряда заключается в простой письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы договора лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность ( ст. 162 ГК РФ).

По соглашению сторон, договор строительного подряда может быть удостоверен нотариально путем совершения удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие (ст.163 ГК РФ). Несоблюдение нотариальной формы в случаях, когда это предусмотрено соглашением сторон, влечет недействительность договора строительного подряда. Такой договор считается ничтожным (ст. 165 ГК РФ).

- цена. Цена в договоре строительного подряда имеет значение существенного условия, которое подлежит обязательному согласованию. Согласно ст. 746 ГК РФ расчеты заказчика с подрядчиком производятся в порядке, установленном законом или заключенным до- говором строительного подряда. Ввиду большого объема строительных работ, цена договора обычно определяется путем составления сметы, представляющей собой постатейной перечень затрат на выполнение работ, приобретение оборудования, закупку строительных материалов и конструкций и т. д. Вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и иные предъявляемые к ним требования, смета образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементом договора строительного подряда. Как правило, проектно-сметная документация не может пересматриваться в ходе строительства, за исключением случаев, указанных в ст. 743 - 744 ГК РФ .

Отсутствие сметы может повлечь за собой признание договора строительного подряда незаключенным. Этот вывод следует из анализа п. 1 ст. 743 и п. 1 ст. 746 ГК РФ, согласно которым подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии со сметой, определяющей цену работ, а заказчик оплачивает работы, выполненные подрядчиком, в размере, предусмотренном сметой.

Основание и порядок внесения изменений в техническую документацию регламентируется правовыми нормами ст. 744 ГК РФ. Внесение в техническую документацию изменений может осуществляться на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Цена, указанная в договоре строительного подряда, может быть твердой или приблизительной. Размер твердой цены нельзя изменить, если только не меняются существенные условия самого договора. Приблизительную цену договора устанавливают в том случае, когда есть предположения, что в ходе строительства могут появиться затраты, не учтенные в первоначально согласованной смете. При этом все последующие изменения стоимости затрат по отношению к первоначально согласованной цене должны быть подтверждены документально подрядчиком и согласованы сторонами.

В соответствии с п. 5 ст. 709 ГК РФ подрядчик, который считает, что необходимо существенно увеличить приблизительную смету на стоимость дополнительных работ, обязан предупредить об этом заказчика. Заказчик либо соглашается на изменение цены, либо вправе отказаться от договора, оплатив подрядчику выполненную часть работы. Если же подрядчик приступит к дополнительным работам, не уведомив заказчика, то заказчик может не оплачивать эти работы.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в сроки и в порядке, установленные законодательством или договором строительного подряда. В соответствии со ст. 711 ГК РФ договором может быть предусмотрена предварительная оплата выпо-лненных работ, оплата по мере выполнения их отдельных этапов, оплата за объемы работ, фактически выполненные за отчетный период, либо окончательная оплата после сдачи работ заказчику.

Расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся на основании унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

- срок. Срок в договоре строительного подряда также относится к существенным условиям. Поскольку отношения сторон носят длящийся характер, в договоре обязательно должен быть указан как начальный, так и конечный срок выполнения подрядчиком строительных работ, определены промежуточные сроки завершения отдельных этапов работы.

Согласование сроков исполнения взаимных обязательств стороны обычно оформляют различными календарными планами и графиками, которые прилагаются к договору строительного подряда и становятся его неотъемлемой частью.

Ответственность сторон за просрочку исполнения обязательств по договору строительного подряда предусмотрена действующим законодательством и может быть определена условиями заключенного договора. Так, если сроки строительства будут нарушены подрядчиком и заказчик утратит интерес к выполнению договора, то в соответствии с п. 2 ст. 405 ГК РФ он может отказаться от принятия результата работ и потребовать возмещения убытков.

При неисполнении обязанности по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ заказчик может утратить право на возмещение убытков (п. 1 ст. 750 ГК РФ). При этом следует учесть, что перечень работ по созданию «необходимых условий» должен быть согласован сторонами в договоре строительного подряда (п. 1 ст. 740 ГК РФ).

Как и в большинстве случаев коммерческих договоров в договоре строительного подряда имеют место быть такие элементы как стороны, предмет, объект, цена и сроки.

1.3 Законодательство о строительном подряде

Основное ядро действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные Главой 37 ГК РФ4. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области капитального строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предметов подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются одинаково .

Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области капитального строительства регулируются нормами параграфа 3 Главы 37 ГК, специально рассчитанными на строительный подряд. Характеризуя правила, содержащиеся в данном параграфе, можно отметить два момента:

- во - первых, с принятием части 2 ГК гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые обеспечено на законодательном уровне. Хотя ГК 1964г. и содержал специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили самый общий характер и не играли существенной роли на практике. Основным источником правового регулирования традиционно были Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном уровне. Действующий ГК существование подобного акта, равно как и принятие специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из того, что закрепленные им правила являются достаточной правовой базой для регулирования отношений в рассматриваемой области. В соответствии с ГК должен быть принят специальный закон о подряде для государственных нужд;

- во-вторых, содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают лишь специфику данной разновидности договора подряда. Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров подрядного характера, в параграфе 3 Главы 37 ГК в основном не затрагиваются. Поэтому полное представление о том, как обеспечивается ГК правовое регулирование подрядных отношений в области капитального строительства, может сложиться только при одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и общих положений о договорах подряда, которые закреплены параграфом первым Главы 37 ГК.

Помимо ГК к источникам правового регулирования отношений в области капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ. Важнейшее место среди них занимают два закона - Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26 июня 1991г. и Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991г. . Указанные акты регламентируют хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными отношениями между субъектами инвестиционной деятельности, т.е. деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.

В Законах РФ "Об основах градостроительства в РФ" от 14 июля 1992г. и "Об архитектурной деятельности в РФ" от 17 ноября 1995г. решаются вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора и т.д.

Положения названных, а также других законов (например, Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991) развиты в подзаконных актах, утверждаемых Правительством РФ, Министерством строительства РФ (ныне - Госкомитет РФ по жилищной и строительной политике) и другими ведомствами. По сравнению с прошлым периодом число таких актов значительно сократилось. Следует также отметить, что среди ныне действующих подзаконных актов многие рассчитаны лишь на случаи, когда строительные работы ведутся за счет бюджетных средств. Наиболее важными из них являются: постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 №585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства" ; постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 №220 "Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ" ; постановление Министерства строительства РФ от 16 февраля 1995 №18-18 "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы проектов строительства объектов с привлечением иностранного капитала в РФ"6 и др.

Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне в рассматриваемой области действует немало актов, принятых субъектами РФ.

Завершая общую характеристику действующего законодательства о капитальном строительстве, следует отметить такую его особенность, как вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, т.е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительных и монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих правил данного вида были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.

СНиП регламентируют порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений на территории РФ и предназначены для применения заказчиками (инвесторами), органами государственного управления и надзора, предприятиями, организациями, объединениями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.

Специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть увязано с решением целого ряда вопросов, в частности выделением соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной документации, получением согласований органов, отвечающих за градостроительную политики, пожарную и экологическую безопасность и т.п.

Договор строительного подряда рассчитан, как правило, на достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период гарантийного срока. За этот период может произойти существенное изменение цен на строительные работы и материалы, может возникнуть потребность внесения изменений в проектную документацию и т.д., что также учитывается законодательством.

Договор строительного подряда предполагает также более активное взаимодействие участвующих в нем сторон, в частности, совместное преодоление препятствий к надлежащему исполнению договора; широкое использование системы генерального подряда; соблюдение обязательных нормативов и правил, касающихся качества работ и их безопасности и т.д.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что основными источниками норм, регулирующих отношения, возникающие из договора строительного подряда являются:

-Глава 37 ГК РФ

-Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"

-В Законе РФ "Об основах градостроительства в РФ"

-постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 №585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства"

-постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 №220 "Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ"

-Строительных нормах и правилах (СНиПах)

Глава 2. Механизм формирования договоров подряда на

исполнение государственного заказа в российских условиях

2.1 Формирование договора строительного подряда

Строительная отрасль одна из наиболее динамично развивающихся отраслей России. В строительстве по состоянию, на конец, 2010 года было занято более 5 млн. 200 тысяч человек, а это 7% экономически активного населения страны.

Несмотря на неблагоприятные макроэкономические условия, вызванные экономическим кризисом, рост ввода в эксплуатацию объектов для государственных нужд в первой половине 2011, хоть и существенно замедлился, но в большинстве регионов России не приобрел отрицательных значений. В кризисной ситуации инвесторы, и в их числе государство, особенно заинтересованы в повышении эффективности своих вложений, в том числе за счет использования самых эффективных инструментов регулирования отношений с участниками инвестиционно-строительных проектов, равно как и эффективного размещения инвестиционных средств на рынках строительства. Важнейшим инструментом регулирования отношений в строительстве является подрядный договор, требования к полноте и качеству которого неизмеримо возрастают в современных условиях. Это связано с тем, что в российском законодательстве налицо преобладание диспозитивных норм по сравнению с императивными, а также ввиду постепенного перехода к техническому регулированию процессов производства строительной продукции. Не менее важным является эффективное размещение контракта, инструментом достижения которого является конкурентный отбор участников инвестиционно-строительных проектов на основе «прозрачной» и эффективной процедуры6.

В настоящее время идет активное развитие системы размещения государственного заказа, в том числе на законодательном уровне, направленное на повышение открытости конкурсного отбора исполнителей и

снижения коррупции при выборе государственных поставщиков. Однако это

развитие не имеет под собой надлежащей научно-методической базы и не учитывает особенностей строительства как специфического вида производственной деятельности. Формы подрядных договоров, разработанные

для применения в строительстве для государственных нужд, в большинстве

своем не отвечают современным требованиям ни в части структуры, ни по содержанию. Использование же на территории России международных договорных форм весьма ограниченно и требует обеспечения их адаптации к

требованиям российского законодательства и конкретного проекта. Степень

изученности указанных проблем в России весьма невысока и не обеспечивает

надлежащей методической базы для формирования эффективной системы отбора строительных подрядчиков для выполнения государственного заказа, а

также создания качественных типовых форм подрядных договоров, что негативно сказывается на эффективности расходования бюджетных средств.

В настоящее время очень высока потребность в таких инструментах как эффективный подрядный договор и отлаженный механизм размещения государственного заказа на строительство7.

Договорные отношения являются системообразующим фактором в инвестиционно-строительных проектах, позволяющим участникам проектов

регламентировать и осуществлять согласованную с внешним окружением деятельность по достижению конечного результата проекта. Наиболее важный

документ в инвестиционно-строительном проекте - это подрядный договор,

который является составной частью строительного контракта, включающего,

наряду с договором подряда, и другие документы, в том числе:

- документы, содержащие полные условия контракта;

- документы, содержащие требования к объекту и технические условия.

Основные требования, предъявляемые к государственному строительному контракту, показаны на рис.1.

1. Предложенный механизм формирования подрядного договора, входящего в состав государственного контракта на строительство, включает четыре логических «фильтра»8:

2. Фильтр рисков заказчика;

3. Правовой фильтр.

4. Экономический фильтр.

5. Целевой фильтр.

«Фильтры» используются в логической последовательности, обеспечивающей включение в договор только необходимых статей и только в форме и с тем содержанием, которые обеспечивают его наибольшую эффективность. Графически данный механизм представлен на рис. 2.

Механизм формирования государственного контракта включает два дополнительных этапа, а именно:

- этап проверки структурной целостности контракта, в ходе которого проверяется полнота и непротиворечивость включенной в контракт

документации;

- этап проверки целевой направленности, на котором проверяется соответствие сформированного пакета документов изначальным требованиям

инвестора9.

В составе механизма формирования государственного контракта на строительство особое внимание придается механизму формирования цены контракта, который имеет различия в зависимости от типа цены контракта.

В результате анализа нормативных и типовых контрактных документов, а также российского и зарубежного опыта, мы пришли к выводу, что твердую цену целесообразно применять в следующих условиях:

- при низких темпах инфляции, небольших сроках реализации договора (менее одного года), для типовых и несложных объектов - в любых схемах реализации проекта;

- независимо от уровня инфляции и сроков реализации - в проектах, выполняющихся по схеме «проектирование и строительство», при условии

включения в договор положения о коррекции цены в связи с инфляцией и

правил проведения такой коррекции;

- независимо от уровня инфляции и сроков реализации - в проектах, выполняющихся на условиях «под ключ», предусматривающих неизменный

(фиксированный) характер цены и включение в цену всех рисков, связанных с

воздействием инфляции и иных неблагоприятных факторов.



Рис. 2. Механизм формирования условий договора подряда

Графически механизм формирования государственного контракта представлен на рис. 3.



Рис. 3. Механизм формирования государственного контракта на строительство

В последнем варианте, как и в первом, твердая цена является неизменной на протяжении всего проекта, то есть носит фиксированный характер.

Характеристика использования твердой и приблизительной цены контракта представлена в Таблице 1.

Обоснование начального уровня твердой договорной цены на строительную продукцию должна осуществляться в следующем порядке:

- определяется сметная стоимость объекта, выставленная на конкурс, по утвержденной инвестором в установленном порядке сметной документации в

базисных ценах;

- сметная стоимость, определенная в базисных ценах, пересчитывается в текущий уровень цен на дату объявления конкурса;

- используя прогноз темпа инфляции в строительстве, сметная стоимость, определенная в ценах на период объявления конкурса, уточняется с учетом влияния на ее изменение инфляции в течение срока строительства объекта.

При этом возможны два варианта расчетов. Вариант «А», используемый при установлении фиксированной контрактной стоимости в ценах периода предстоящего строительства. При этом варианте подрядчик берет на себя риск, связанный с возможной инфляцией. Вариант «Б», используемый для контрактов с более длительным периодом их исполнения, при установлении контрактной стоимости в базисном уровне цен

Таблица 1. Характеристика использования твердой и приблизительной

договорной цены контракта



При варианте «А» стоимость в целом по контракту рассчитывается:



где Цн, Цк — соответственно начальная и контрактная цена предмета конкурса;

а — процент уступки от начальной стартовой стоимости цены, предложенной в заявке победителя конкурса по комплексу работ.

При варианте «Б» вводится поправка на изменение величины региональных индексов цен на определенный комплекс продукции, работ, услуг: 

где Икi, Ирi, — индексы цен по i-комплексу продукции, работ, услуг соответственно на дату, в уровне которой установлена базисная стоимость контракта, и на дату проведения расчетов за выполненные работы.

Подрядчики, участвующие в торгах, могут применять для расчета цены контракта собственные внутренние единичные расценки, пример использования которых показан ниже.

Для учета специфики технологий и методов производства работ конкретным подрядчиком в основу расчета цены контракта должен быть положен расчет прямых затрат на строительство в текущих ценах, осуществленный с применением внутренних единичных расценок. К прямым

затратам прибавляются другие элементы цены, рассчитанные с учетом действующих нормативов и внутренней политики компании, а именно:

косвенные затраты, налоги и отчисления, прибыль и риск. Таким образом, расчетная цена контракта может быть представлена следующим образом:



«Сdirect» - прямые издержки на строительство объекта;

«Сorg» - издержки, связанные с выполнением общеплощадочных работ и организацией строительства;

«Cmanag» - издержки производства, связанные с управлением строительством;

«T» - налоги и отчисления в соответствии с действующим законодательством;

«RR» – прибыль и риск.

Прямые издержки на выполнение каждого вида строительно-монтажных работ c использованием единичных расценок рассчитываются по формуле:



где

i C » - прямые издержки на выполнение i-х строительно-монтажных работ в контракте;

unit C » - единичная расценка на выполнение i-х строительно-монтажных работ;

«Vi» - объемы i-х строительно-монтажных работ.

i

unit C - в данном случае является внутренней единичной расценкой на 1-a вид строительно-монтажных работ и может быть рассчитана по формуле:



где:

«li» - затраты труда на выполнение единицы i-го вида строительно -монтажных работ;

« punit» – заработная плата рабочих на единицу затрат на выполнение единицы i-го вида строительно-монтажных работ;

«ki 1 » и « ki2 » - коэффициенты, учитывающие потребность соответственно в неосновных строительных материалах и неосновных строительных машинах

(в нормах производственных затрат их предлагается определять в процентах

от затрат на строительные материалы и на механизацию производства строительно-монтажных работ);

« ji m » - требуемый расход j-го вида материалов по норме в физическом выражении на единицу измерения i-го вида строительно-монтажных работ;

« j p » - реальные цены приобретения материалов;

«j t » - реальная стоимость доставки материалов в место производства работ.

«n

i s » - требуемое количество машиносмен работы n-го вида строительной машины по норме на единицу измерения i-го вида строительно- монтажных работ;

« n p » - цена одной машиносмены n-ой строительной машины.

1 2