">
Прикладные науки Журналистика и средства массовой коммуникации
Информация о работе

Тема: Особенности интервью как метода сбора материала

Описание: Три группы методов сбора информации: изучение документов, наблюдение, опрос. Рассмотрение метода интервью. Цели и характер необходимых сведений. Изучение предмета и собеседника. Подготовка или экспромт. Необходимое место и время. Подготовительный этап.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Журналистика и средства массовой коммуникации.
Тип: Курсовая работа
Дата: 14.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 38
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Факультет филологии и журналистики

Кафедра журналистики и медиаменеджмента

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ

КАК МЕТОДА СБОРА МАТЕРИАЛА

Иркутск 2012

Введение

В журналистике, как известно, есть три группы методов сбора информации: изучение документов, наблюдение, опрос. Конечно, эти методы используются и в различных общественных науках, однако в журналистике их взаимосвязь более крепкая и используются одновременно они чаще.

Интервью, пожалуй, является самым распространенным методом получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. В журналистике, как известно, есть три группы методов сбора информации: изучение документов, наблюдение, опрос. Разумеется, что возможность их использования достаточно широкая и распространенная, но именно в интервью их взаимодействие более тесно переплетено. Все три познавательных метода реализуются комплексно и по дополняющему друг друга принципу. И, в зависимости от того, какая цель, задача ставится приоритетной и главной, они могут быть использованы как за основной или же только вспомогательный ресурс журналистского поиска. При этом, как мы можем убедиться на практике, купив газету или посмотрев новостную программу, интервью как способ взаимодействия с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств. И использование наблюдения в отрыве от общения с людьми вряд ли даст качественную и полноценную картину, даже если наполнит публикацию всяческими необходимыми деталями. Разговор же с компетентным собеседником может не только представлять существенный интерес с точки зрения метода получения сведений, но и быть самоценным как текст, жанр. В силу таких своих определенных качеств, как прямая речь источника, диалоговый режим передачи сведений, возможность использования элементов драматургии, особая удобочитаемость и легкость восприятия (динамизм и краткость периодов речи, звуковая полифония), интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров. Используется оно профессионалами как наиболее популярный формат печатных СМИ, радио- и телевизионных эфиров.

Метод интервью достаточно широко распространен в практике межличностных коммуникаций. Это один из видов деятельности, с помощью которой осуществляется сбор информации журналистами. Иные примеры интервью: собеседование при приеме на работу; опрос пациента на приеме у врача; служебные переговоры; допрос для выяснения обстоятельств судебного дела; социологическое анкетирование; маркетинговые опросы и т.д. Все это разновидности интервью в самом широком смысле этого слова. В процессе его проведения осуществляется сбор информации, в каждом случае для вполне конкретных деловых, профессиональных или личных целей. В методическом смысле между ними можно найти довольно много общего. Поэтому знания о методах интервью мы нередко получаем из сфер, далеких от журналистики, например, из психологии, социологии или других академических дисциплин. Однако интервью в контексте журналистской профессии имеет свою характерную специфику и свои определения.

Интервью как своеобразный метод сбора информации являет собой увлекательную тему для рассмотрения, благодаря не только его актуальности в виде широкой распространенности в использовании этого способа, но и за счет того, что он обладает своими собственными характерными чертами.

В качестве целей и задач курсовой можно считать следующее:

1) Показать важность и необходимость данного метода в журналистской деятельности;

2) Показать многообразие методов при осуществлении сбора информации посредством этого метода.

3) Раскрыть широту возможностей, получаемых участниками интервью.

4) Отобразить своеобразие и особенности метода.

Глава 1

Режиссура интервью

Интервью. Это процесс общения людей, сочетающий в себе аспекты социального и психологического моментов. Жанр интервью позволяет себя рассматривать в разных аспектах: как передачу определенной информации, налаживание межличностных связей, взаимное влияние сторон друг на друга, а также обмен чувствами и эмоциями. Все вышеперечисленные характеристики вполне могут быть применены не только к интервью, но, например, к любой интимной беседе двух человек. Принципиальное отличие интервью от разговора «с глазу на глаз» заключается в моменте публичности, который сопровождает деятельность журналиста. Работнику СМИ работа предполагает не выкладку продуктов своего труда стол, но публичную их демонстрацию для общественности, аудитории. Без этого открытого и преподнесения публики материала сама профессия журналиста затерялась бы во времени, потеряв свой основной смысл.

Многих может беспокоить та степень ответственности, которая возлагается на плечи журналиста, ведь то, что он преподносит массам, имеет свое влияние на общество и реальную нам действительность. Журналисты создают некое информационное пространство, в рамках которого происходит массовое общение. Различные группы (от религиозных до политических), благодаря средствам массовой информации, получают возможность высказаться, заявить о себе, обсудить важнейшие проблемы. В этой связи такой жанр, как интервью призван поддержать общественную полемику, не позволить ей угаснуть. От того, насколько честно и профессионально работают сотрудники СМИ, зависит степень цивилизованности и конструктивности общественных обсуждений.

Чтобы качественно обеспечить общество информацией, следует внимательно отнестись к процессу сбора этих сведений. Ответственность проведения данных действий напрямую зависит от соблюдения определенных условий, влияющих на степень полезности получаемой информации и одновременно обуславливающих своеобразие метода.

*******

Журналистское интервью можно рассмотреть через три ключевых этапа: подготовка, проведение, заключения.

Подготовка

Вот с этого первого, предварительного этапа, служащего опорой для дальнейших действий, и стоит начать. Недооценивать или манкировать этим пунктом лучше не стоит, из-за особенностей, которые он в себе несет. Эти особенности, в частности, заключены в том, что степень подготовки, будет отражаться на всех последующих этапах непосредственно в практической деятельности журналиста. Планирование хода интервью. Основные цели. Ознакомление с материалами для получения предварительных сведений, используемых в дальнейшем. Первое взаимодействие с собеседником. Назначение встречи и характеристика место ее проведения. Анализ планируемого разговора, с выявлением моментов, на которых акцентирование должно быть осуществлено.

Перечисляя важные моменты и подразделяя их по подгруппам, для рассмотрения более подробного, получается дальнейшее распределение: 1) определение цели интервью и характера необходимых сведений; 2) изучение предмета интервью и собеседника; 3) назначение встречи; 4) место и время интервью.

Определение цели интервью и характера необходимых сведений.

Продумывание целей присутствует всегда, но в этом случае от журналиста требуется мыслить не только логически, но и интуитивно, чувствуя требуемые для дела сведения, которые удовлетворят спрос публики и раскроют тему должным образом.

Грамотно определенные цели способствуют благоприятному продолжению всего последующего развития действия относительно процесса интервью. Вот почему так важно суметь их сформулировать должным образом. Предполагается несколько видов вопросов для упрочнения цели.

Зачем вы хотите взять интервью? Каких результатов хотите достичь?

Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника?

Интересен ли он лично вам?

Есть ли к нему интерес у широкой публики?

Еще желательно определить то, руководит ли вами только желание заработать на сделанном материале или же вы готовы за идею взяться за это дело. Ведь намерения журналиста очень важны, поскольку кто как не он является основным проводником между респондентом и обществом. Помимо этого следует попытаться понять, чего именно хочется собственно герою. Может все дело в тщеславии, а, может, в обычном человеческом стремлении высказаться. В любом случае понимание мотивов героя благоприятно скажется на интервью, если журналист сумеет достичь компромисса и тесного переплетения целей по удовлетворению желаний своих, героя и общественности. Сделать это представляет собой не малый труд. В этом и заключено одна из особенностей подготовки, определения целей. Прочувствовать журналисту всех участников (от себя до случайного читателя) и суметь дать всем то, что им нужно.

Без определения для себя ответов на вопросы, без чувствования участников, беседа, устраиваемая вами, рискует превратиться в пустую болтовню на никому ненужные темы, рискует только занять время.

В определении целей интервью задействованы многие факторы, которые следует учитывать: характер и социальная роль собеседника, масштабы событий и вопросов, возникшие в связи с этим стереотипы.

Изучение предмета интервью и собеседника.

На интервью надо идти подготовленным. Собственно это и подразумевает вся эта предваряющая часть. Исходя из определенных целей, журналист может приступать к сбору сведений о теме, о собеседнике. Это позволит быть не менее умным, нежели ваш респондент, позволит разговаривать с ним, не теряясь в терминах или не запутываясь в лабиринтах непонимания. Осведомленный человек гораздо больше имеет шансов узнать нечто новое для себя и аудитории, чем неосведомленный, для которого новостью будет и всем известный факт. Более того, работа с интервьюируемым обладает такой характерной особенностью как личное впечатление. Об этом будет еще сказано в этой работе, но в данном случае отношение к журналисту героя будет сформировываться, и, разумеется, из того, как он осведомлен и подготовлен.

Анатолий Рубинов: «Естественно, на интервью надо идти подготовленным. Министр путей сообщения будет смеяться над вами, если вы спросите его об изменении расписания электричек на следующий год. Но если вы посидите в библиотеке, изучите старинное расписание поездов четырнадцатого, сорок третьего, пятьдесят пятого года и сформулируете свою точку зрения на будущее расписание, тогда разговор будет совсем иным. Если министр увидит вашу осведомленность, почувствует ваш интеллект, ошеломленный, он может рассказать вам очень много интересного...»[1].

Но есть и второе мнение по этому поводу. 

 Специальный семинар «Секреты интервью» на факультете журналистики МГУ.

Урмас Отт: «Интервью с Родниной и Евстигнеевым можно считать

встречами-экспромтами, к которым у меня не было достаточно времени и возможностей тщательно подготовиться. Я признаюсь сейчас в этом со спокойной совестью, поскольку мой опыт подсказывает, что от подготовки может зависеть многое, но не все. Люди почему-то привыкли верить в то, что если ты предварительно изрядно попотел, то твой труд обязательно должен увенчаться шедевром. Увы, это далеко не всегда так. От чего на самом деле зависит успех, не знает, к счастью, никто, и я думаю, что моя профессия многое потеряла бы, лишилась очарования азартного ожидания, если бы кто-то когда-то открыл этот секрет. Я, во всяком случае, предпочту встретиться и без подготовки, чем сразу признать свое поражение, отказавшись от встречи. Если бы кто-то сейчас позвонил мне и сказал, что через пять минут у меня будет возможность встретиться с тем-то и тем-то и записать передачу, я бы непременно ухватился за эту возможность вместо того, чтобы попросить хотя бы несколько часов отсрочки и побежать в библиотеку. Конечно, человек этот должен меня по-настоящему интересовать и, конечно, я должен быть уверен в том, что он интересует и зрителей»[2].

Подготовка или экспромт. Этот выбор каждый журналист осуществляет по-разному. Многое зависит от определенных обстоятельств и способностей самого журналиста. В репортерской работе нередки случаи, когда на подготовку элементарно нет времени и приходится довольствоваться обрывочными сведеньями. Но бывает, что и их достаточно для качественного интервью.

Предпочтительней, конечно, подготовка. Когда есть больше времени подумать, то есть больше возможностей для извлечения первоклассного материала. Особенно неуместен экспромт в работе с трудными героями, разговорить которых трудно и матерому профессионалу. 

2 Урмас Отт. Вопрос + ответ = интервью. Москва, 1991. с. 55-56

Несомненно, и то, что для импровизированного интервью необходим талант, некоторое чутье, а для подготовки характерна аналитическая деятельность.

Если же время позволяет, то лучше не надеяться, а подготовиться, используя источники во всей их полноте. Изучая предмет разговора, важно узнать и о человеке: его взгляды, позицию по поднимаемой теме; факты из его жизни; его личные особенности, которые могут повлиять на характер беседы.

Назначение встречи.

Метод интервью отличает и способ связи с человеком, представляющим информационный интерес. Интервьюер договаривается о встрече обычно по телефону. Но так же используется электронная почта и, что предпочтительней, личный контакт. Если в работе с документами или при наблюдении, сам источник не говорит о разрешении, то в случае метода интервью, разрешение и согласие как раз надо получать от него.

В первую очередь, назначая встречу, нужно помнить, что никто не обязан давать вам интервью. Следует быть готовым к нежеланию выбранного человека давать интервью. Даже не в силу малоизвестного имени журналиста (с известными представителями СМИ сотрудничают охотней), а определенной репутации издания, в котором он работает. Может так же все дело быть в нехватке времени у собеседника или в отсутствии желания в силу других, личных обстоятельств.

Тем не менее, у журналиста на этот счет должны быть заготовлены контрдоводы, убеждающие собеседника дать нужный для публикации материал. Следует дать ему понять, что интервью это возможность:

получить известность и признание, рассказать о себе (деятели массовой культуры);

повлиять на сознание людей (политики, священники);

просветить публику, разрушить предрассудки (ученые, деятели сферы образования);

высказать свою точку зрения, пролить свет на проблему (представители противоборствующих сторон в каком-либо конфликте);

помочь другим людям избежать ошибок (пострадавшие от каких-либо потрясений, представители групп риска);

появиться на экране, чтобы вас увидели друзья и родственники («простые» люди).

Если отказ связан с малой известностью журналиста, то аргументом может быть использована самореклама: Я взял интервью у того-то и того-то...». А в случае плохой репутации издания, его высокий тираж: «Ведь нас читают почти 85% горожан...».

Остается, как уже говорилось ранее, прочувствовать мотив человека, благодаря которому он решится на интервью. Более того, психологические навыки общения, уговора здесь тоже вполне важны и порой даже необходимы.

Помимо этого при назначении встречи не стоит забывать о разрешении на фотосъемку и аудиозапись.

Место и время интервью.

Договариваясь о встрече, необходимо прислушаться к пожеланиям собеседника. Место, обстановка проведения должна быть выбрана не просто как благоприятная или удобная, а как благоприятная для получения требуемых целей и удобная для разговора, посредством которого герой даст сведения более желанно. Так получается, что создание атмосферы комфорта есть не что иное, как вклад в осуществление задач интервью. И собственно это еще одна из отличительных особенностей метода интервью от наблюдения и работы с документами, где атмосфера не играет такой стратегической роли.

Место встречи, как и время, должно быть удобно собеседнику. Это может быть разговор в редакции, у него в гостях или на нейтральной территории. Выбор осуществляется с учетом обстоятельств.

Вопрос о присутствии посторонних, конечно, неплохо бы решить заранее. Ведь их как отрицательное, так и положительное воздействие на интервью возникает исходя из специфики ситуации.

На такие встречи нельзя опаздывать, чтобы не испортить о себе впечатление. Как уже говорилось, впечатление играет в интервью свою роль. И формируется оно не только от степени эрудированности журналиста, но и на основе его личных качеств. Недопустимо отсутствие пунктуальности, наличие невнимательности, из-за которых собеседник может оказаться разочарованным, что скажется на качестве даваемых им сведений.

Проведение

За подготовительным этапом идет этап собственно проведения интервью, самая важная и ключевая часть.

Интервью, хоть это и разговор двух (или более) людей, назвать беседой не вполне правильно. Интервью же – это не обмен мнениями, а получение информации от одного лица – опрашиваемого. Разговор протекает в форме вопросов и ответов, где роли распределяются на объект исследования (опрашиваемый) и субъект исследования (интервьюер).

Два участника (хотя не исключено большее количество) взаимодействуют между собой, в результате чего получается продукт, после обработки который, доставляется на удовлетворение информационных потребностей аудитории. В ходе этой совместной деятельности прослеживаются свои неповторимые особенности, присущие методу интервью. Если разделить этот основной этап проведения на подпункты, то выделяются следующие: 1) начальный этап; 2) средняя или основная часть беседы; 3) заключение.

Начальный этап.

А) Как при любом разговоре, в интервью важно найти общий язык с собеседником. Это характерно вообще всем диалоговым формам, но в интервью это важно тем, что от этого зависит собственно результат. Интервью, как и любой другой разговор, начинается, прежде всего, с приветствия. Далее собеседники уже налаживают взаимный контакт. Преамбула интервью, обычно, не выходит за рамки традиционных любезностей, паре слов на нейтральные темы, хотя, естественно, есть и другие варианты начала разговора, помогающие наладить дальнейший контакт.

От того, как обращается журналист к собеседнику, зависит отношение последнего. Вид обращения подбирается индивидуально под определенные обстоятельства. В современной разговорной практике выделяются четыре стилистических уровня обращения:

официальный — по имени, отчеству и на «вы»

полуофициальный — по полному имени и на «вы»

неофициальный — по имени и на «ты»

фамильярный — по краткому имени и на «ты».

Б) Ничего не значащим, на первый взгляд разговором, можно достичь больших результатов, чем в продолжение всего разговора. Но использовать это нужно с умом. Американские исследователи утверждают, что при встрече незнакомцев первые четыре минуты беседы определяют, как правило, весь последующий разговор[3].

Традиционно в начале нашего общения существенно преобладают 

3Zunin Leonard, Zunin Natalie. The First Four Minutes. Los Angeles, 1972.

такие шаблоны, обеспечивающие дружелюбную атмосферу комфорта, как «Здравствуйте! Очень приятно с вами познакомиться! Как дела? Какая скверная (прекрасная) погода сегодня!».

Несмотря на всю их банальность, они играют на установление разговора так такового, при помощи все того же личного впечатления. Если журналист и интервьюер незнакомы или не достаточно хорошо знакомы, то снова вежливость, учтивость и демонстрация прочих качеств работают на создание благоприятного для интервью впечатления от интервьюера.

В зависимости от обстоятельств или личности собеседника, журналист может придумать собственную тактику, где начало разговора, будет максимально персонифицировано и подобрано в контекст актуальных условий реальности.

Основные правила «разминки» перед интервью:

· В начале разговора надо максимально устранить все возможные барьеры общения, однако «разминка» не должна быть затянутой. Внимательно наблюдайте за собеседником и при появлении знаков нетерпения или спешки переходите непосредственно к теме интервью.

· Придерживаться нейтральных, приятных собеседнику тем. Предмет разговора не должен касаться потенциально таких провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т.п.

· Найти точки пересечения интересов: общие увлечения, общие знакомые.

· Не фокусировать разговор на собственной персоне, а стараться узнать как можно больше о собеседнике.

· Проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать критических замечаний и советов по ее поводу.

· Снять напряжение помогает смех. Уместны шутки, анекдоты, но только в том случае, если есть уверенность в собственном вкусе и чувство меры. Если ваш собеседник не обладает чувством юмора, ваши усилия могут погубить дело.

· Расположить человека помогают комплименты. При этом надо избегать чрезмерного, тем более неискреннего восхищения — оно всегда бросается в глаза. Сдержанная, умеренная похвала всегда предпочтительнее.

Не менее важным в работе с собеседником будет внешний облик журналиста. Опрятный и подходящий для случая внешний вид, способствует воспроизведению у опрашиваемого благоприятного впечатления от журналиста. Чтобы понять, уместна та или иная одежда, нужно обратить внимание на социальный статус и возраст собеседника. Имеет свое значение и формат издания.

Таким образом, для интервью, в отличие от других методов, характерно то, что его начальная стадия работает на так называемое личное впечатление, снятие барьеров в общении, благодаря которым шансы на успешность итогов интервью возрастает.

Средняя или основная часть беседы.

Интервью протекает посредством того, что журналист задает вопросы, на которые его собеседник (интервьюируемый) дает ответы, способствующие достижению задач интервьюера.

Вопрос – основа всего интервью. Это способ познания, связывающий одного (или более людей) интервьюируемого с интервьюером. Если образно сравнивать, то вопрос играет роль некого моста между умами людей. Вместе с тем это и форма, в которую заложено размышление явное (журналиста) и потенциальное, которое приходится раскрывать опрашиваемому.

Интервью, его успешное проведение обязано мыслительным и коммуникативным способностям журналиста. Ему не просто нужно уметь общаться с собеседником, но и задавать вопросы, грамотные, умело сформулированные и заданные к месту. Своеобразие в использовании этого метода сбора информации заключается в верном подборе вопроса к конкретному случаю, т.е. один и тот же вопрос к двум разным ситуациям чаще всего будет совершенно неуместен. Таким образом, уместность вопроса определяется журналистом, благодаря его интуиции, чувствованию ситуации и собеседника. Кроме чувственных способов ориентации в меняющейся действительности, журналисту следует исходить и из теоретических знаний, подбирая форму, функцию или способ воздействия на собеседника согласно текущей ситуации.

1) форма вопроса:

А) Открытый вопрос. Называет тему и не преграждает ее развитие интервьюируемым никакими рамками. («Какое значение для вас имеет еда?»[4])

Б) Закрытый вопрос содержит ответы в самом себе, и тем самым удобен в работе с массами. («У вас с женой растут двойняшки. Это двойная радость или двойной удар?»[5])

В) Прямой вопрос. Прозрачен. Не дает собеседнику уйти от ответа. («Вы родом из Будапешта, потом оказались в Хабаровске. Как так получилось?»[6])

Г) Косвенный вопрос. Как будто бы снимает с респондента часть ответственности за его ответ. Внимание фокусируется на чем-то другом, но очень близком к объекту нашего интереса.

Д) Личный вопрос. Нацелен на личное мнение собеседника. («Значит, вы пробовали кухню многих местностей. Где вам было вкуснее всего?»[7])
Е) Безличный вопрос. Представляет мнение собеседника о существующей реальности.

2) по функции:

А) Основной вопрос. Основные заготавливают заранее. Именно они в итоге приносят наиболее важные сведения. («Ваша жена имеет отношение к телевидению?»[8])

Б) Дополнительный вопрос. Уточняет основные. («То есть вы такой усатый нянь?»[9])



4, 5, 6, 7, 8, 9 смотреть приложение 1

В) Контрольный вопрос. Служит проверкой ответов на достоверность.

3) по воздействию на собеседника:

А) Нейтральные.

Б) Наводящие или подсказывающие. Облегчают интервьюируемому ответ. Кроме того, подобная помощь способствует настрою собеседника на дружелюбный лад («У вас педагогическое образование. Это помогает в работе на телевидении, ведь ведущий в какой-то мере тоже является учителем и наставником для зрителя?»[10])[11].

Подготавливаясь к интервью, журналист продумывает основные вопросы и все стратегию самого разговора. Однако этот метод сбора информация предполагает в себе неожиданности в виде того, что разговор может измениться и ориентироваться придется на месте. Это может быть нежелание сотрудничать у интервьюируемого, или выявление по ходу более интересной темы, в связи с которой экспромтом возникают новые акценты и вопросы. В любом случае журналист должен быть готов к неожиданностям и уметь к ним приспосабливаться. Для этого журналисту необходимо чувствовать атмосферу разговора и настроение опрашиваемого. Иными словами, слушать больше, чем сообщают и, исходя из этого, направлять разговор в наиболее предпочтительную сторону.

Задавая вопрос, интервьюер должен учитывать его понятность. Работая с людьми, а в этом методе без участия людей, понятно, не обойтись, следует не забывать про когнитивную сторону вопроса и выбирать такой уровень общения, при котором и интервьюер и его респондент найдут так называемый «общий язык». Слишком просто или слишком сложно построенный вопрос может вызвать негативную реакцию у собеседника, 

10 смотреть приложение 1

11 Шумилина Татьяна Валентиновна «Не могли бы вы рассказать». Москва 1976

воспринявшего его как умаление его способностей или же выраженное превосходство интервьюера.

Помимо понятности, в вопросе заключить следует только одну мысль. Иначе интервьюируемый может не ответить на него полностью, упустив (к примеру) первую часть вопроса. Последовательность мысли в вопросе не должна нарушать логический порядок всего разговора и должна быть подчинена стратегии интервью.

Вопрос так же должен быть таким, чтобы не вызывать банальных ответов и ответов одного только да/нет. Нежелательны и ответы, которые дает собеседник без конкретизации, общими словами. В таких случаях журналисту желательно вмешаться и изменить содержание разговора.

Необычный вопрос способен не только заинтересовать интервьюируемого, но и заставить его дать небанальный ответ. Но, задавая такой вопрос, необходимо учитывать его уместность, чтобы ненароком не оскорбить опрашиваемого.

Во время интервью от журналиста требуется не только механически задавать вопросы, но и активно участвовать. В этом проявляется еще одна из особенностей интервью как метода сбора информации. Лучше всего проявлять неподдельный интерес и ненавязчиво подбадривать интервьюируемого своими комментариями по поводу его ответов. Одним словом быть настоящим собеседником, умеющим слушать и понимать.

Заключение.

Всякий разговор рано или поздно подходит к концу и, когда это происходит с интервью, то лучше не задерживать интервьюируемого, а завершить в оговоренные сроки, не превышая лимит времени. Пунктуальность и точность, как говорилось ранее, очень важны в этом моменте. Даже дело теперь не в создании благоприятного впечатления, поскольку разговор завершается и оно давно составлено (4 минуты), а в уважительном отношении к времени собеседника и своей репутации. И только, если собеседник сам предложит продолжить разговор, допускается выход за рамки времени, о котором договаривались. Лимит времени характерен для интервью. Оно может тем самым проходить в несколько этапов оттого, что участниками являются люди, умеющие уставать, со своими потребностями и личным временем.

В заключительном этапе интервью можно обнаружить довольно необычные ответы и откровенность. Поскольку, чувствуя, что беседа заканчивается, собеседник расслабляется, привыкает, и благодаря этому уходит всякое напряжение (если оно было), атмосфера становится более свободной. Атмосфера вообще играет решающую роль для всех участников в силу их дополнительно психологического восприятия действительности на протяжении всего интервью, что отличает этот метод от других. Поэтому в период завершения разговора журналисту следует быть внимательным не менее внимательным к ответам и задавать по возможности нестандартные вопросы, если они есть.

Кроме того, интервьюируемый сам, возможно, захочет высказаться, дополнить свои ранее сказанные слова или прояснить их более подробно.

В заключение разговора немало важно сверить свои записи, посмотреть все ли вопросы заданы. Это поможет избежать возможных ошибок и неточностей. К тому же, возникшая пауза поможет собеседнику подумать о том, что, не забыл ли он чего важного.

Перед уходом можно спросить, не хочет ли собеседник дополнить сказанное. Так же необходимо договориться о разрешении на публикацию материалов, фотографий, писем, документов, которые использовались в интервью.

Прощаясь, не следует «ставить точку». У собеседника должно возникнуть желание поговорить с вами еще. Кроме того, вероятно, что вам придется встречаться или созваниваться по поводу уточнения вопросов данной информации или получении материалов с цифровых, видео и фото носителей.

Заключение

Напоследок необходимо взять у героя разрешение на публикацию материала, в числе которого могут быть относящиеся к делу документы, письма, фотографии. Возможно, что потребуется зайти за разрешением к его руководству, если ваш герой, например, военный и некоторые его слова могут оказаться государственной тайной.

Имеет смысл еще раз связаться с героем вашего интервью, за уточнением некоторых деталей.

Глава 2.

Виды интервью.

Разумеется, что журналист должен готовиться, разрабатывать стратегию, продумывать особенности поведения исходя из вида самого интервью.

Разные виды этого метода сбора информации позволяют интервьюеру достичь своих конкретных целей. Так, исходя из особенностей требуемых сведений и характеристики собеседника, требуется применение одного из видов интервью, отличающегося своими специфическими чертами.

Информационное интервью. Это один из самых ходовых видов интервью, который используется для получения информации для новостей. В его особенности входит оперативность и, как следствие, довольно жесткие временные стандарты. Журналисту не всегда удается подготовиться к выезду на место события. Так же и при опрашивании, основными целями являются ответы на такие вопросы как «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?», «зачем?». Журналисту, работающему с этим видом интервью, приходится в значительной степени полагаться на собственное чутье и внимательность.

Оперативное интервью. Это разновидность информационного вида интервью. Отличает его строгая сжатость времени. Так, специалист может говорить достаточно долго и много, но в готовый материал пойдет лишь небольшая часть его слов, которая будет уместно вставлена в контекст сюжета. Подобные высказывания людей, специализирующихся на определенной теме, становятся неотъемлемой частью новостных материалов в печатных, радио или телевизионных СМИ.

Опрос на улице или street talk. Данный вид заключается в том, что задают одинаковые вопросы как можно большему количеству людей из одной или различных социальных общностей.

Интервью-расследование. Этому виду свойственно наличие достаточного времени на организацию интервью, подготовку и сбор информации. К нему тщательно готовятся, работая с документами, изучая и другие источники, благодаря которым формируется сама стратегия проведения. Важен индивидуальный подход к выбранным персонажам, количество которых может превышать одного человека.

Интервью-портрет. В центре внимания оказывается один герой, представляющий интерес общественности по тем или иным причинам. Журналисту, правда, рекомендуется, собирая о нем сведения, поговорить и с другими людьми, например, из окружения героя по работе, из семьи и т.д. Главное, что являет собой ценность, становится донесение индивидуальной личности, ее раскрытие для потребителей СМИ.

Креативное интервью. Данный вид отличается тем, что и журналист и герой интервью выступают практически на равных, превращая интервью в совместную творческую деятельность. Это интервью является довольно сложным и требует определенного мастерства журналиста, особого человеческого мироощущения и, конечно, верно подобранного собеседника[12].

Представленные виды прекрасно демонстрируют широкий спектр возможностей для журналиста, от которого требуется не только умело работать со всеми ими, но и привносить свой вклад посредством новых тем и способов, стратегий.

Заключение.

Рассмотрев такой метод сбора информации как интервью, становится понятна его уникальность. Каждый человек непохож на другого, каждая ситуация уникальна и работая посредством этого метода с людьми на фоне каких бы то ни было событий, приходится использовать не нечто стандартизированное, монолитное, а наоборот лабильное и уместное. В разговоре интервьюеру предоставляется огромное количество вариантов взаимодействия с участниками ради достижения поставленной им задачи. И собственно мастерство и заключается в том, что журналист способен мыслить и чувствовать какое действие будет верным, а какое ошибочным. Интервью, богатое своими возможностями, позволяет устроится в нужную структуру реальности для того, чтобы передать информацию до зрителей, слушателей или читателей. Эти возможности, не могут быть ограничены только теорией, поскольку не может «живой» диалог идти как запрограммированный. Исключения могут составлять разве что спланированное интервью с государственными структурами. Во всех остальных же случаях теория, программа являет себя в диалоге подобно маяку, ориентируясь на который вы ведете свой корабль (разговор) сквозь независимые воды реальности.

Одной из основных отличительных особенностей интервью и, пожалуй, 

12Мария Михайловна Лукина «Технология интервью» Москва, 2005

главной, можно считать ту, что весь метод строится вокруг человека, людей. Тут не так важно событие, сколько специализированный взгляд, своеобразное мнение, комментарий «нужного» человека. Без людей, интервьюируемых этот метод неосуществим. Так же как без журналиста, чей вклад значителен. Именно журналист является, можно сказать, организатором всей этой системы и руководит ей, направляя, изменяя, трансформируя разговор благодаря своим личностным качествам, интуиции, эрудированности, чувствованию психологии человека, а так же умению, воздвигнутому на основе теоретических знаний. А люди, как известно, в отличии от текстовых документов, обладают собственной психологией, мировоззрением, ключ к которой приходится подбирать журналисту. И даже не один единственный ключ, а несколько, используя окружающее пространство, свои качества и грамотно взаимодействуя с качествами собеседника.

Для современной действительности интервью очень востребовано. Благодаря своему спектру подходов, уникальных возможностей этот метод позволяет передать «живую» информацию, которая очень ценится в нашей действительности. Ценится общественная точка зрения, полученная посредством опросов; ценится комментарии экспертов, компетентных в сложных вопросах и темах; ценится возможность стать ближе к киноактеру, президенту или бизнесмену, удовлетворяя любопытство масс; ценятся просто люди, делящиеся своим мнением.

Подводя итог, сложно переоценить важность метода интервью и его неповторимость по отношению к другим методам. Интервью полностью зависит от людей, от взаимодействия журналиста и респондента. Причем для журналиста еще присутствует задача и ответственность за воздействие на аудиторию. Такого нет при работе, например, с документами, где все сводится к внимательности и умению размышлять. К слову, эти навыки имею не меньшее значение и в интервью. И человеческая психология, мастерство и широкий пласт черт характерных человеку начинают работать на то, чтобы донести нужные сведения до других людей. Это достаточно непросто. Но это и есть основная особенность в интервью. Быть журналистом, проявляя в себе в полной мере человека мыслящего и чувствующего.

Список использованной литературы

1. Лукина Мария Михайловна «Технология интервью». Москва 2005. (190 страниц)

2. Тертычный Александр Алексеевич «Аналитическая журналистика». Москва 1998. (254 страниц)

3. Шумилина Татьяна Валентиновна «Не могли бы вы рассказать». Москва 1976 (134 страниц)

Приложения

1. Газета «Телегид» Иркутск 22.04.2012 страницы с 39 по 41

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.