">
Прикладные науки Журналистика и средства массовой коммуникации
Информация о работе

Тема: Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ

Описание: Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Функции научного руководителя. Этапы написания. Календарный план. Цитирование в форме прямой речи. Варианты и примеры оформления. Актуальность. Подчеркивание заголовков.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Журналистика и средства массовой коммуникации.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 5
Поднять уникальность

Похожие работы:

НОУ ВПО Гуманитарный университет

Факультет телерадиожурналистики

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ (проектов)

бакалавра

по направлению 030600 –

«Журналистика»

Разработчики

 

доктор филологических наук, профессор

кандидат филологических наук, доцент

 

Екатеринбург

2010

УТВЕРЖДАЮ:

  Декан факультета

телерадиожурналистики

_________________ С.Д. Балмаева

«______» ______________ 2010 г.

  ПРИНЯТО:

ученым советом

факультета телерадиожурналистики

   РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:

Протоколом

заседания кафедры

телерадиожурналистики

№ 1 от «______» __________ 2010 г.

  

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Майданова Л.М., Уфимцева Н.П., 2010

Оглавление

I.Введение4

II.График выполнения курсовой и дипломной работы7

III.Роль научного руководителя9

IV.Этапы написания курсовой и дипломной работы10

V.Методические рекомендации по сбору эмпирического материала11

VI.Методические рекомендации по изучению литературы14

VII.Методические рекомендации по анализу материала19

IX.Требования к оформлению курсовой и дипломной работы29

X.Защита курсовой работы31

XI.Защита дипломной работы32

XII.Приложения38

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ (проектов) составлены для студентов направления 030600 «Журналистика»

Введение

Цель методических указаний – установить для студентов единые правила подготовки, оформления и защиты курсовых и дипломной работ.

В течение учебного процесса студент очного отделения факультета телерадиожурналистики должен подготовить и защитить три курсовые работы – на 1, 2 и 3 курсах. Завершающим этапом – на 4 курсе – является подготовка и защита дипломной (выпускной квалификационной) работы. Студент заочного отделения готовит и защищает три курсовые работы (на 2, 3 и 4 курсах) и дипломную (выпускную квалификационную) работу на 5 курсе.

Курсовая работа – это научная квалификационная работа, которая должна продемонстрировать уровень научной подготовки студента: умение выбрать тему исследования, собрать необходимый для этого материал, сформулировать проблему, в свете которой научное исследование будет актуальным и практически полезным, изучить научную литературу по теме. Курсовая работа, помимо анализа литературы, обязательно включает собственное исследование студентом журналистской практики.

Дипломная работа – наиболее серьезное и ответственное научное (научно-практическое) исследование. Дипломная работа завершает курс обучения в высшем учебном заведении и является выпускной квалификационной работой бакалавра. Она свидетельствует о научной эрудиции и аналитических навыках студента, об уровне знаний и степени профессиональной зрелости выпускника. Цель дипломного проектирования – систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом при изучении общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин.

Существуют два вида курсовой и дипломной работы:

исследовательская работа – по основным проблемам истории, теории и практики средств массовой информации;

творческая – журналистские материалы бакалавра за период обучения и их теоретико-практическое осмысление.

В работе исследовательского характера бакалавр должен обнаружить достаточную степень ориентированности в общих проблемах журналистики и в избранной теме, умение собрать и проанализировать необходимый в связи с этим материал, сформулировать четкие и обоснованные выводы, используя теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения. Исследовательская работа базируется на изучении существующих СМИ (журналов, газет, телеканалов, радиостанций, интернет-СМИ) и представляет собой самостоятельное научное исследование актуальных проблем, связанных с функционированием СМИ в обществе, и в результате формулировку новых закономерностей, характеризующих современные процессы в сфере массовых коммуникаций.

В работе творческого характера бакалавр должен продемонстрировать достаточную степень практического овладения методами и приемами журналистской деятельности, а также теоретическое осмысление представленного направления журналистской работы и типа журналистского творчества. Творческая работа базируется на собственном журналистском творчестве студента и прежде всего должна свидетельствовать об уровне его профессионального мастерства. Важнейшая часть творческой работы – журналистские публикации, записи телепрограмм, модели, проекты и другие работы в сфере журналистики, осуществленные студентом. Как в теоретической, так и в практической части творческой курсовой или дипломной работы студенту следует продемонстрировать умение анализировать социальные, политические, экономические и другие проблемы. Творческая работа рекомендуется студентам, уже во время учебы активно сотрудничавшим со средствами массовой информации.

Требования к курсовой и дипломной работе

К курсовой и дипломной работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

• новизна и актуальность выбранной темы;

• глубина анализа материала и полнота раскрытия темы;

• теоретическая ценность и практическая значимость работы;

• самостоятельность выводов;

• стройность композиции работы;

• логичность и грамотность изложения;

• отсутствие опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок.

График выполнения курсовых и дипломной работ

Курсовая работа № 1

Очное отделение

Студенты очного отделения выполняют первую курсовую работу во втором (весеннем) семестре 1 курса. Деканат предоставляет студентам список тем и руководителей курсовых работ и назначает три консультации в течение февраля и марта текущего учебного года. На консультациях преподаватель объясняет, как работать с источниками, как собирать и обрабатывать материал, как формулировать цели, задачи, выводы исследования, какова структура курсовой работы, и, наконец, консультирует каждого студента по его теме. В середине апреля студенты сдают на проверку научному руководителю черновик, в десятых числах мая – чистовик. После этого, в 20-х числах мая, проводится защита курсовой работы

Заочное отделение

Студенты 2 курса получают тему работы и консультации научного руководителя в зимнюю сессию текущего учебного года, защищают курсовую – в летнюю сессию.

Курсовые работы № 2 и 3

Очное отделение

Работы выполняются, соответственно, на 2 и 3 курсах дневного отделения.

Студенты очного отделения выбирают тему и научного руководителя курсовой работы из предоставленных деканатом списков в осеннем семестре текущего учебного года. В течение ноября-декабря студенты получают задания и индивидуальные консультации. Защита проводится в 20-х числах мая текущего учебного года.

Заочное отделение

Работы выполняются на 3 и 4 курсах.

Студенты заочного отделения выбирают тему и научного руководителя курсовой работы, а также получают индивидуальные консультации и задания в зимнюю сессию текущего учебного года. Защита проводится через полгода, в летнюю сессию.

Курсовая работа № 1 посвящена лингвистической тематике, для курсовых работ № 2 и № 3 студент выбирает тему, исходя из своих профессиональных интересов и предпочтений (в том числе это может быть и лингвистическая работа). Курсовая работа № 3 должна носить междисциплинарный характер.

Дипломная работа

В дипломной работе студент может продолжить исследование, проведенное в курсовых, а может выбрать и новую для себя тему. Он также может предложить собственную тему, обсудив ее с преподавателем, согласившимся выступить в качестве научного руководителя.

Студенты 4 курса очного отделения и 5 курса заочного отделения пишут заявление на дипломную работу в октябре последнего учебного года (см. приложение 1). Все темы рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры телерадиожурналистики. Более подробный график работы над дипломным проектом – в разделе XI «Защита дипломной работы» данного пособия.

Студенты факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета при подготовке, сдаче и защите курсовых и дипломных работ обязаны руководствоваться также распоряжениями декана факультета, в том числе касающимися конкретных сроков сдачи работ, предварительной защиты и защиты.

Функции научного руководителя

Научным руководителем курсовой и дипломной работы может стать преподаватель факультета телерадиожурналистики или журналист-практик, способный выступать экспертом по проблемам, которые рассматриваются в работе.

Научный руководитель осуществляет научно-методическое руководство работой, помогает студенту выделить наиболее важные и актуальные теоретические и практические аспекты темы; оказывает помощь в составлении плана работы, в выборе литературы и эмпирического материала; устанавливает календарные сроки выполнения всей работы и отдельных ее частей, контролирует весь этот процесс.

Этапы написания курсовой и дипломной работы

Выбор темы и обоснование ее актуальности.

Формулирование гипотез исследования.

Подбор литературы, изучение источников, сбор эмпирического материала.

Обработка полученной информации (с помощью общелогических операций анализа и синтеза; во многих случаях необходимо использование социологических методов: контент-анализа и др.).

Составление плана работы.

Написание и оформление работы.

Доработка и исправление черновика с учетом замечаний научного руководителя.

Защита работы.

Тема дипломной работы должна быть сформулирована достаточно узко, но разработана серьезно и глубоко. Чем конкретнее тема, тем достижимее успех. Например, тема «Замысел ток-шоу и средства его реализации («К барьеру», «Гордон Кихот»)» более перспективна, чем тема «Ток-шоу на телевидении».

Иногда в ходе работы над дипломом, по мере накопления и анализа новых данных, студент приходит к выводу, что формулировка темы нуждается в уточнении. При согласии научного руководителя она может быть скорректирована. Но, как правило, при серьезном отношении студента к работе, речь идет именно об отдельных уточнениях, а не о полном изменении темы.

Календарный план работы согласуется с научным руководителем. Предоставление календарного плана в деканат не требуется. Вопросы, касающиеся обязательности календарного плана и его оформления в письменной форме, решает научный руководитель по своему усмотрению. В процессе работы план может уточняться: могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.

Методические рекомендации по сбору эмпирического материала

Когда выбрана тема, нужно решить, на каком материале будет выполняться работа, а затем собрать этот материал. Способы сбора и накопления материала зависят от того, какую область СМИ будет изучать студент.

Печатные материалы

Если изучается явление, существующее на уровне текста, то студент набирает достаточное для анализа количество текстов, отвечающих теме. С научным руководителем он определяет и это количество, и круг газет, журналов или интернет-публикаций, которые будут использоваться для извлечения нужных материалов.

Если изучается явление, существующее на уровне высказывания, нужные фрагменты текстов студент выписывает на карточки, из которых складывается картотека – база последующего анализа материала.

Каким бы ни был по своей природе зафиксированный факт, он включается в базу анализа только при условии точного документирования: указывается название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала, год, число и месяц для интернет-публикации), страница для журнала и еженедельника, режим доступа для интернет-публикации.

Например:

Лит. газета. 2010. 2–8 марта

(или: 2010. № 8)

Русский репортер. 2010. 10–17 февр.

(или: 2010. № 5)

Режим доступа: http://www.rian.ru/infografika/20110330/359236801.html

Обозначения месяцев: янв., февр., март, апр., май, июнь, июль, авг., сент., окт., нояб., дек.

Аудио-, видеоматериалы

Если изучаются радио- или телевыступления, материал студент записывает на диск (флэш-память), а затем расшифровывает. Результаты расшифровки и являются предметом анализа. Этот материал также документируется, т.е. указывается программа, дата выхода в эфир и канал вещания. Расшифровки включаются в приложения.

Образцы расшифровки (предоставлены Ю.Ивановой и А.Куликовой):

Андрей Караулов (далее сокращенно: А.К.):

– Добрый вечер. Добрый вечер, дамы и господа. В эфире передача «Момент истины». Тема разговора сегодня, как и всегда, собственно говоря, непростая... У меня в руках... статья... моего старого знакомого – гостя нашей программы бизнесмена, предпринимателя, фабриканта Александра Паникина, владельца концерна «Панинтер», хотя сказать, не самое удачное название «Панинтер», Caш, без интера можно было тоже обойт... просто «Пан», но Паникин в статье утверждает: «Власть зарабатывает на том, что не дает работать». Парадокс? Пожалуйста, Caш, прошу, вам слово.

Паникин Александр Степанович (далее: П.А.):

– Какой же парадокс? В общем, легко в цифрах там вот в этой статье не просто голословное утверждение – там приведены цифры. Я не буду давать подробности, скажу итог: если предприятие работает по тем законам, которые сегодня... нам предложены экономически: налоговые и так далее... Вернее, экономические законы существуют, предложены, и та налоговая политика, которая проводится, если по законам этой налоговой политики любое предприятие будет работать, оно работать не сможет. Ну, собственно говоря, это далеко не секрет сейчас, это уже все как-то понимают, но из этого не хочет и не может сделать вывод: что все работающие сегодня в экономике – преступники. Значит, раз это так...

А.К. – Абсолютно все?

П.А. – Абсолютно все.

Момент истины. 1999. 26 мая. 4-й канал.

Виталий Ушканов (далее: В.У.):

– На Российском радио передача «Персона грата».

На вопрос, где ты живешь, мало кто с ходу отвечает: «В России». Обычно говорят: в Москве, в Казани, в Рязани. Именно родной город называет нормальный человек, отвечая на этот вопрос. И его житье-бытье этого нормального человека зависит во многом от власти муниципальной: дом, квартира, магазин, транспорт – все то, из чего складывается повседневная обычная жизнь. Сегодня у нас в гостях мэр одного из крупнейших южных городов России, Глава администрации Ставрополя – Михаил Кузьмин. Здравствуйте, Михаил Юрьевич. Вот если судить о жизни по газетам, по информационным программам, то ваш город – столица одного из красных регионов, граничащая с неспокойными кавказскими республиками и прочее и прочее. Вот какое определение вы бы дали? Ставрополь для вас – это?

Михаил Кузьмин (далее: М.К.):

– Но это прежде всего родина. Моя родина, но я хочу сказать, что один поэт ставропольский сказал примерно так: «Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ». То есть это уникальный регион со своими традициями, со своими обычаями, э... центр, может быть, культурных связей, это центр экономики, то есть со своими жителями, со своими проблемами, сложностями, интересами.

Персона грата. 1999. 26 мая. Радио России.

При работе над творческим курсовым или дипломным проектом студент готовит собственные публикации, записи телепрограмм или иные материалы, связанные с его профессиональной деятельностью и необходимые для раскрытия темы.

Методические рекомендации по изучению литературы

Следующей важнейшей стадией работы над курсовой и дипломной работой является ознакомление с имеющейся по данному вопросу критической или теоретической литературой, в ходе которого становится понятна степень изученности проблемы.

При подготовке курсовой и дипломной работы используются монографии, учебники и учебные пособия, справочники, словари, сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научно-практических конференций вузов, статьи в периодической печати, а также материалы информационной сети Интернет и электронных баз данных.

Обычно процесс изучения литературы осуществляется в два этапа.

Первый этап. Когда выбрана тема и, возможно, подобраны первые материалы, студент изучает научные работы, создающие базу для уяснения сути явления. Например, если рассматриваются выразительные языковые средства рекламы, прочитывается несколько работ, в которых объясняется, что такое реклама, какие вообще выразительные средства существуют в речи (не только в рекламе). Если изучаются речевые тактики, то на этом этапе нужно прочитать несколько работ, анализирующих целеполагание в речевой деятельности и средства достижения этих целей. Если исследование посвящено жанру, изучается несколько работ по проблеме жанра вообще и по данному жанру в частности. Изучение этой литературы помогает в сборе материала и затем создает базу для его анализа.

Второй этап. Анализ материала, его классификация по тем или иным основаниям, выяснение функций изучаемого явления в журналистском произведении требуют привлечения дополнительной литературы, в которой освещаются отдельные стороны явления. Например, если в рекламе обнаружены прием каламбура и эффект обманутого ожидания, подбирается и изучается литература по средствам создания комического эффекта. Исследование жанра репортажа заставит обратиться к литературе, описывающей семантику глагольного времени. Поскольку речевые тактики реализуются с помощью языковых средств, в интересах точности анализа необходимо изучить литературу, в которой эти средства охарактеризованы.

Конспектирование. Не нужно жалеть времени на конспектирование литературы. Хорошо выполненный конспект – это такой же достойный экземпляр личной библиотеки, как и книга, им можно пользоваться и после того, как работа написана и успешно защищена. Конспекты можно оформлять в письменном и электронном виде (в этом случае для каждого литературного источника нужно создать отдельный файл и вносить в него данные по всем правилам оформления конспекта). Правила следующие:

1. Необходимо точно указывать фамилию и, если возможно, полностью имя и отчество автора (это особенно важно, когда фамилия не склоняется и когда она не склоняется в случае отнесенности к женщине).

2. Нужно точно указывать название работы и выходные данные, отмечать общее количество страниц. Если материал взят из периодического издания, указываются название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала), страница для журнала и еженедельника.

3. Выписки из книги или статьи могут быть точными и неточными (сокращенными, в пересказе). Лучше выбрать значки для того и другого случая и пользоваться ими, чтобы обезопасить себя от неточного цитирования.

4. Обязательно нужно указывать, с какой страницы сделана выписка.

Например:

Иссерс Оксана Сергеевна. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. 285 с.

С. 10. = Речевая коммуникация – это стратегический процесс, базисом для него является выбор оптимальных языковых ресурсов. Передача сообщений в процессе коммуникации может быть рассмотрена как серия решений говорящего.

С.10. ! Решения: передать или не передать сообщение, определить семантический «ракурс», выбрать лексическое наполнение, поверхностную синтаксическую структуру, последовательность фраз и коммуникативных шагов.

= – точное цитирование

! – неточное цитирование

Прочитанная литература в тексте курсовой и дипломной работы будет упоминаться и цитироваться.

Включение изученной литературы

в текст курсовой и дипломной работы

Курсовое и дипломное сочинение – квалификационная работа, которая призвана продемонстрировать не только аналитические способности автора, но и его научную эрудицию. Средством такой демонстрации является не просто количественно достаточный для жанра список литературы, а представленность этой литературы в тексте работы. Например, 15 – 20 работ, которые составляют список использованной литературы в курсовом сочинении первокурсника, должны быть тем или иным образом упомянуты на всем протяжении изложения содержания работы. Только так рецензенты и квалификационная комиссия могут оценить, в какой степени литература по теме изучена и понята автором, в какой степени автор включил эту литературу в свою аналитическую деятельность. Поэтому так важно освоить способы отражения использованной литературы в тексте квалификационной работы.

1. Цитирование в форме прямой речи. Например:

Рассматривая проблемы внушения, Б.Ф.Поршнев отмечает: «Некритическая внушаемость может быть подмечена у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей много более, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных сильнее, чем при хорошем самочувствии; при сниженном тонусе коры мозга, при страхе, растерянности, неуверенности сильнее, чем в спокойном, бодром состоянии. Но все же обобщение всего наличного материала позволяет сказать, что главный фактор – это авторитет внушающего в глазах внушаемого. Он складывается из двух сторон: уверенности внушающего в успехе своего воздействия и готовности внушаемого поддаться воздействию, т.е. его доверия и отсутствия каких-либо настораживающих но» (Поршнев 1979: 157).

Обычный объем цитаты – от одного до нескольких предложений. Если цитата занимает страницу и более, то это, как правило, сопровождается различными оговорками. Приведем пример такой оговорки: «Но, наверное, не стоило бы приводить в книге про общение столь длинную цитату о механизме строения и воздействия художественных текстов, если бы нельзя было ее сопоставить с тем, что происходит в каждодневном общении» (Крижанская и др. 1999: 159).

Цитаты не должны следовать друг за другом, не перемежаясь авторским текстом. Злоупотребление цитатами – это признак и плохого стиля, и плохого владения материалом.

2. Цитирование в форме косвенной речи. Например:

Важно учитывать, что «психологическая атака – это метод многообразного, многозначного воздействия на психику человека с целью отвлечения его от своих намерений, введения в состояние растерянности с последующим предложением или указанием желаемого для атакующего способа выхода из неопределенной, запутанной ситуации» (Дерюгин 1996: 8).

3. Осколочная цитата. Такая цитата не имеет структурных признаков чужой речи, т.е. слов автора или изъяснительного союза ЧТО. Единственным показателем цитирования являются кавычки:

Реклама использует различные средства воздействия на адресата, в их число входят и композиционные, учитывающие, в частности, что хорошо запоминается мысль, сформулированная «в начале или, что еще благоприятнее, в конце композиции» (Кохтев 1991: 63).

Все три вида цитирования обязательно отмечаются кавычками и ссылками на страницу книги или журнала, из которых извлечена цитата.

4. Пересказ. Например:

Говорящий всегда в той или иной форме воздействует на адресата, желая вызвать с его стороны определенные действия или изменить картину мира, имеющуюся у адресата. Кроме того, каждый говорящий так или иначе следит за развитием диалога, оберегает свою инициативу, заботится о том, чтобы его слова были правильно поняты адресатом (См. подробнее: Иссерс 1999: 125 – 126.)

5. Поскольку невозможно процитировать или пересказать все работы, включенные в список литературы, необходимо использовать дополнительные ссылки «См. также:» с указанием страницы, если речь идет о конкретной, сжатой мысли, и без указания страницы, если речь идет о концепции. Например, в пункте 1 можно было бы продолжить ссылку так: (Поршнев 1979: 157. См. также: Кайтуков 1999: 229; Московичи 1998: 502), а в пункте 3 так: (Кохтев 1991: 63. См. также: Крижанская и др. 1999: 156 – 160, 197 – 200).

Всe работы, сокращенно обозначенные в ссылках, получают подробное библиографическое описание в списке литературы, который строится по алфавиту (названные здесь работы описаны в образце списка литературы).

Правила оформления ссылок и библиографического списка см. в приложениях 5 и 6.

Методические рекомендации по анализу материала

С помощью различных методик, которые обговариваются с научным руководителем, факты, включенные в базу анализа, описываются на карточках или в черновых записях иной формы. Например, если анализируется несколько текстов одного жанра, каждый текст характеризуется по жанрообразующим признакам (в каждом интервью выделяются признаки устной спонтанной диалогической речи, анализируются способы формулировки тезисов и т.п.; в репортаже показываются средства создания эффекта присутствия; в рекламе выявляется рекламная идея, рекламный образ, определяются основные средства выразительности и т.д.). Если анализируются речевые тактики, в каждой расшифровке дается характеристика реплик с точки зрения тактики говорящего (– Михаил Юрьевич, давайте поговорим вот о чем. Что сегодня для вас самое актуальное в вашей работе мэра? Что отнимает больше всего времени? – Вводится новая тема – диалоговая тактика; – Ну вот, кстати, я начал с того, что ваш регион называют красным. Вы согласны с этим? – Требование ответа на ранее заданный вопрос, устранение отклонения от темы – диалоговая тактика). Если студент создал картотеку речевых погрешностей в радио- или телепередачах, на карточках указывается тип ошибки («В Петербурге двадцать три разводных переправ» – Радио Россия. Вести. 2010. 5 марта. Говорит ведущий. Ошибка в грамматической связи числительного с управляемым существительным. Надо: двадцать три переправы).

Это только отдельные примеры черновых описаний. Научный руководитель всегда подскажет наиболее рациональную форму такой работы.

Структура работы

Структура работы должна представлять собой четкое разделение на части, логически завершенные, взаимосвязанные, но без повторений, поэтапно раскрывающие достижение целей и решение задач, изложенных во введении.

Курсовая и дипломная работы состоят из следующих разделов:

Титульный лист

Оглавление

Введение

Главы (внутри глав – параграфы) основной части

Заключение

Библиография

Приложения (если есть)

Титульный лист (пример его оформления см. в приложениях 2 и 3) является первым листом курсовой и дипломной работы, дающим самые основные сведения о ней.

В оглавление следует вносить номера и наименования глав и параграфов курсовой и дипломной работы с указанием соответствующих страниц. Варианты и примеры оформления «Оглавления» даны в приложении 4.

Во введении дается общая характеристика работы: доказывается актуальность темы, рассматривается степень разработанности проблемы, ставятся цель и задачи работы, при необходимости выдвигается рабочая гипотеза, описываются методы исследования, его эмпирическая основа, дается краткое описание структуры работы.

Прежде всего, обосновывается актуальность избранной темы. Иными словами, студент объясняет, почему данная тема заслуживает внимания и изучения, доказывает, что решение рассматриваемых проблем в настоящее время важно для многих людей, для развития СМИ и т.д. Кроме того, студент должен четко понимать, что под актуальностью темы подразумевается не только и не столько современность того явления, которое он собирается исследовать, сколько степень изученности темы в научной литературе. Если, к примеру, он обращается к анализу жанра story в журналистике, то актуальность его работы будет заключаться в малой степени изученности этого жанра, ставшего в последнее десятилетие востребованным в российской журналистике.

Пример обоснования актуальности темы в дипломной работе А. Виршилас «Креолизованный медиатекст в журнале “Русский репортер”»:

«Интенсивное развитие СМИ – закономерный процесс рубежа XX-XXI столетий. В начале XXI века ключевым элементом коммуникации становится визуальный образ. Сегодня мы живем в среде визуальной культуры, и пресса в этом играет наиважнейшую роль. Креолизованные тексты стали непременным атрибутом современного медиадискурса. Процессы компьютеризации и конвергенции расширяют возможности креолизации текстов в сфере журналистики. Исследователи сходятся во мнении, что роль смешанных вербально-изобразительных текстов в культуре неизменно повышается. Следовательно, актуальность темы настоящего исследования обусловлена как развитием теории, так и потребностями практики журналистики. К тому же, несмотря на то, что креолизованные тексты имеют широкое распространение в современной коммуникации, они не получили еще достаточно полного освещения в научных исследованиях. Изучение вербальных и невербальных текстов может стать первым шагом на пути к исследованиям более сложных образований.

В рамках данной исследовательской работы мы будем использовать термин «креолизованные тексты» в его первоначальном значении, сформулированном Ю.А. Сорокиным и Е.Ф. Тарасовым. Под креолизованными текстами мы будем понимать тексты, которые состоят из вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык) частей».

Далее студент может определить объект и предмет исследования (этот элемент «Введения» не является обязательным). Объект – это сфера, на которую направлено внимание познающего субъекта (в данном случае студента, выполняющего исследование), а предмет – это та сторона, та точка зрения, с которой познается объект. Таким образом, предмет исследования связан с проблематикой дипломной работы.

Пример определения объекта и предмета в дипломной работе К. Суетиной «Sound Slides как новая мультимедийная форма интернет-СМИ»:

«Объектом исследования является Sound Slides, а предметом – специфические признаки этой мультимедийной формы».

Пример определения объекта и предмета в дипломной работе А. Виршилас «Креолизованный медиатекст в журнале “Русский репортер”»:

«Объектом нашего исследования являются номера журнала «Русский репортер» за 2007-2010 годы. Предметом исследования стали вербальные и невербальные компоненты материалов журнала».

Во введении непременно обозначается цель работы. Приступая к написанию курсовой или дипломной работы, студент должен четко определить, чего он хочет достичь в ходе исследования. Цель формулируется таким образом, чтобы обозначить одну – главную – задачу работы. Например, если тема «Репортаж-исследование в еженедельном издании “Русский репортер”», то целью работы может являться следующее: создание жанровой модели репортажа-исследования на примере материалов соответствующей рубрики еженедельного издания «Русский репортер».

Затем указываются задачи исследования, ведущие к достижению поставленной цели. Задачи могут во многом определять названия глав, параграфов работы. И это логично: студент работает над тем или иным разделом, чтобы приблизиться к своей цели.

Пример определения цели и задач в дипломной работе Н. Лагуновой «Жанровые аспекты текстов блогов»:

Цель дипломной работы – проанализировать жанровую природу блоговых записей авторов-журналистов и блогеров без такой специальности.

Цель работы определяет следующие задачи:

Определить, насколько сохраняется структура традиционных журналистских жанров в блогах;

Выявить жанрообразующие признаки текстов;

Исследовать, как поставленные блогером цели влияют на выбор того или иного жанра;

Выявить особенности демонстрации авторской компетентности в рамках определенной проблемы;

Рассмотреть особенности общения блогера с читателями с помощью анализа комментариев.

Под рабочей гипотезой (ее формулировка не является обязательным требованием) понимается главное утверждение, идея, тезис, который студент планирует «проверить» всей своей работой, в первую очередь – анализом эмпирического материала. Если во введении сформулирована рабочая гипотеза, то в заключении студент должен доказать или опровергнуть ее.

Необходимо обозначить, какие методы использовал студент в своем исследовании. Например, системный, сравнительно-исторический метод, социологические методы: экспертный опрос, контент-анализ и т.д.

Далее студент должен охарактеризовать источники, на которые он опирался при изучении вопроса.

Пример характеристики теоретической базы исследования (дипломная работа А. Виршилас «Креолизованный медиатекст в журнале “Русский репортер”»):

В нашей работе мы будем опираться прежде всего на исследования в области лингвистики (Е.Е. Анисимова «Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов)», А.А. Бернацкая «К проблеме “креолизации” текста: история и современное состояние», Н.С. Валгина «Теория текста», М.Б. Ворошилова «Креолизованный текст: аспекты изучения», О.В. Пойманова «Семантическое пространство видеовербального текста» и др.), цветоведения (Л.Н. Миронова «Цветоведение») и газетного оформления (Ю.Я. Герчук «Художественная структура книги», Мишель А. Картер «Современный дизайн газет», С.М. Гуревич «Номер газеты»).

Роль изображения в процессе восприятия и понимания креолизованного текста неоднозначна. Исследования в области отношений вербального и невербального компонентов на материале художественных текстов показывают, что присоединение к словесному тексту изображения приводит к уменьшению эмоциональности художественного текста, снижает его информативность и убедительность. Об этом в своих работах пишут Ю. Герчук и Л. Головина. Они объясняют это тем, что читатель приписывает тексту без изображения смыслы, которые могут быть извлечены из самого текста или из собственного представлении о мире. В результате нашей исследовательской работы мы ответим на вопрос, накладывает ли добавление изображения ограничения на восприятие текста и сужает ли возможности интерпретации текста.

Характеризуя эмпирическую базу работы, студент показывает, какой материал он исследовал с целью проверки той или иной гипотезы. Эмпирическую базу работы могут составлять, например, опрос специалистов, изучение официальных документов, исследование периодических изданий, теле- и радиопрограмм за определенный период и т.д. Эмпирической базой могут служить также собственные публикации и иные работы студента (в творческой курсовой или дипломной работе).

Наконец, во введении дается краткое описание структуры работы, то есть указывается, из каких разделов/глав она состоит. При этом в одном-двух предложениях описывается основное содержание каждого из разделов.

Пример описания структуры работы (дипломная работа Н. Лагуновой «Жанровые аспекты текстов блогов»):

«Дипломная работа включает две основные главы. В первой главе мы даем определение понятия «сверхтекст», определяем сверхтекстовые признаки блога, рассматриваем особенности «жанрового фрейма». В последующих главах мы анализируем тексты блогеров по следующим основным параметрам: цели и задачи адресанта, демонстрация авторской компетентности, цели адресата, и определяем, к какому жанру относятся эти тексты».

Рекомендуемый объем введения – 2–4 страницы, в зависимости от специфики работы.

Основная часть курсовой и дипломной работы состоит из глав, каждая из которых включает в себя подразделы (параграфы), которые, в свою очередь, могут разбиваться на пункты. В основной части работы студент решает поставленные во введении задачи, планомерно продвигаясь к цели.

Обращаем внимание на то, что «основная часть» – это условное обозначение, которое не следует употреблять при оформлении страницы «Оглавление» и в самой работе. Основная часть работы состоит из конкретных глав с конкретными названиями (см. приложение 4). Обычно работа состоит из двух-трех глав, но возможны и исключения.

Первая глава носит теоретический характер (но она ни в коем случае не может быть названа «Теория» или «Теоретическая», название должно быть точным, связанным с темой, например «Жанровая специфика репортажа-исследования». В ней даются четкие определения основных используемых в работе понятий, рассматриваются особенности объекта исследования, его сущность, общественное значение, функции, виды, связи с другими явлениями и т.д.

Теория в первой главе излагается так, чтобы уже на этом этапе изложения вырисовывалась авторская концепция и основы классификации материала, а следовательно, и его дальнейшего размещения, т.е. чтобы вырисовывалась композиция работы. Здесь дается определение явления, могут быть сопоставлены несколько определений и из них выбирается рабочее, то, которое, по мнению автора, больше всего подходит к имеющемуся материалу. В первой главе описываются также наиболее интересные для автора классификации материала, представленные в научной литературе.

Например, если студент анализирует имиджевые тексты, в первой главе он формулирует понятие имиджа (общественное, коллективное представление о лице, партии, фирме, специально формируемое в определенных целях). Имидж может быть положительным и отрицательным, а у человека, как отмечается в литературе, личным и профессиональным. Раскрываются функции имиджа и способы его формирования.

Если студент анализирует речевые тактики, то он должен сказать, что это такое. Например, можно сформулировать определение так: речевая тактика – это речевой прием, с помощью которого реализуется стратегия, определяемая целью общения. Далее можно показать, какие речевые тактики выделяются исследователями, построив следующее рассуждение: воздействие на адресата, самовыражение, управление коммуникативной ситуацией – эти цели реализуются стратегиями информирования, самопрезентации, контроля над темой и инициативой, а для осуществления этих стратегий использованы тактики структурирования информации, обозначения круга «своих» и «чужих», формулировки темы, переспроса и др.

Все это содержание излагается на основе прочитанной литературы и представляет собой пересказ, цитирование и комментирование прочитанного. Заканчивается теоретическая часть указанием на то, что в дальнейшем предмет речи (имиджевый текст, речевые тактики и др.) будет рассмотрен на таком-то материале.

Имеет смысл отдельный параграф (последний в первой главе) посвятить описанию анализируемого материала. Это смысловой анализ избранного произведения, газеты, теле- или радиопрограммы. Здесь нужно рассказать об авторском замысле, о событии или проблеме, которым посвящен материал. Например, если рассматриваются речевые тактики ведущего ток-шоу, нужно рассказать об участниках встречи и теме разговора. Если это имиджевые тексты, кратко характеризуется их содержание (предмет речи, адресат текста – с учетом газеты или журнала, в которых тексты опубликованы). Рассказывая о содержании исследуемых текстов, автор подводит к тому, что в выражении этого содержания важную роль играет языковое явление, которому посвящена работа. Например, если студент описал содержание ток-шоу, он может отметить, что ведущий продемонстрировал умение вести разговор и доносить до зрителя сложную информацию, поэтому интересно рассмотреть его речевое поведение, в частности, речевые тактики, которые он использует. Проанализировав содержание юмористической радиопередачи, можно заключить, что интерес представляет описание средств создания комического эффекта, которые использованы участниками передачи. Анализ содержания имиджевых текстов позволяет заключить, что большую роль в формировании этого содержания играют оценочные средства, которые и будут далее охарактеризованы в работе.

Таким образом, первая глава заканчивается аргументированной постановкой задачи работы: мы знаем теорию вопроса, нами показано, в каком тексте функционирует языковое явление, мы выяснили, почему актуально, теоретически интересно и практически полезно изучить и описать это явление на данном материале.

1 2