">
Прикладные науки Журналистика и средства массовой коммуникации
Информация о работе

Тема: Актуальные проблемы истории журналистики

Описание: Исторические предпосылки становления журналистики как системы в контексте информационного процесса. Эволюция аудиовизуальной информации. Власть и журналистика. Проблема взаимодействия в историческом контексте. Борьба за свободу слова как механизм регулирования.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Журналистика и средства массовой коммуникации.
Тип: Курсовая работа
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 54
Поднять уникальность

Похожие работы:

Актуальные проблемы истории журналистики 

Оглавление

1. Исторические предпосылки становления журналистики как системы в контексте информационного процесса2

3. Эволюция аудиовизуальной информации: исторические итоги5

4. Власть и журналистика: проблема взаимодействия в историческом контексте (XVIII век)7

5. Власть и журналистика: проблема взаимодействия в историческом контексте (XIX век)11

6. Власть и журналистика: проблема взаимодействия в историческом контексте (XХ век)13

7. Журналистика как средство массового общения в период XVIII – XIX веков18

8. Журналистика как средство массового общения в XIX веке20

9. Журналистика как средство массового общения в XX веке22

10. Журналистика как средство массового общения: исторический опыт и современность23

12. Эволюция цензурного режима государства и его особенности в условиях современного информационного рынка25

13. Борьба за свободу слова как механизм регулирования информационного процесса (XVIII век)28

14. Борьба за свободу слова как механизм регулирования информационного процесса (XIX век)31

15. Борьба за свободу слова как механизм регулирования информационного процесса (XX век)39

17. Система журналистики XVIII века40

18. Система журналистики XIX века41

19. Система журналистики конца XIX – начала ХХ веков46

20. Система журналистики советского времени53

1. Исторические предпосылки становления журналистики как системы в контексте информационного процесса

Западная Европа

В начале было слово… а уж про «контекст информационного процесса» можно блаблабла

Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, задолго до появления письменности. Публицистика – своеобразная ступень между журналистикой и литературой, высший вид журналистики – зародилась в Древней Греции, вместе с публикой, которая умела самостоятельно мыслить и нуждалась в обсуждении насущных проблем общества и власти.

В античном мире появились и элементы пропаганды. В Средневековье термин пропаганда носил религиозный характер. Пропагандой называлось обращение в веру, и латинские христианские миссионеры именовались пропагандистами.

До появления стабильных способов письменной фиксации информации публицистика носила устный характер. В Древней Греции она нашла отражение прежде всего в ораторском искусстве, которое зародилось в V веке до Р.Х. и стало таким же почитаемым, как героический эпос и классическая драма. В греческом пантеоне богов была даже богиня красноречия Пейто.

Помимо устного красноречия в Риме получает развитие предвосхищенный еще Исократом жанр письма, который не практиковался в Элладе. Богатые римляне, уезжая в отдаленные провинции, оставляли в Риме своих рабов или нанимали свободных людей, которые знали грамоту и регулярно сообщали в письмах своим хозяевам о том, что делается в столице. Это могли быть и политические, новости, и городские сплетни. Порой один такой человек работал на нескольких корреспондентов и был, по сути, прообразом информационного агентства, принцип работы которого строится на сборе информации и рассылке ее потребителям.

В пантеоне римских богов была Молва (Fama), которую можно назвать богиней информации. Если верить Вергилию, Молва имела сто глаз и сто ушей, она никогда не спала, все видела и разглашала как правду, так и ложь.

В Риме появляется и прообраз газеты. В 59 году до Р.Х. по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выходить «Acta diurna senatus ас populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа»), которые со временем разделились на два направления. В «Acta senatus», которые вывешивались в здании форума, сообщалось о выступлениях в сенате. Это был прообраз элитарной, качественной газеты. «Acta diurna populi romani» выставлялись на площадях, базарах. Там говорилось о городских новостях. С газеты снимали копии, значит, можно говорить о ее тираже. «Acta diurna» отличались лаконичностью и доступностью и явились прообразом современной массовой газеты. Люди, которые собирали материалы для «Acta diurna», предшественники современных репортеров, назывались диурналистами. Отсюда этимология слова «журналист».

Обе газеты не имели собственного названия, на глиняных дощечках присутствовал только текст. И «Acta senatus», и «Acta diurna» для римлян были не имена собственные, а характеристики.

Уже в Древнем Риме заинтересованные лица стремились использовать газеты в своих целях. Так, например, в официальную хронику включались предсказания, прогнозы погоды и описание уже происшедших атмосферных явлений. Это делалось из политических соображений: языческая религия запрещала начинать важные государственные дела, принимать серьезные политические и военные решения в дни неблагоприятного состояния атмосферы.

В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I–III веках, по двум важнейшим направлениям: устному и письменному.

К устной публицистике относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником-миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство). К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы – послания римских пап.

В средние века очагами грамотности, культуры, информации были монастыри. Там для грамотных людей переписывали книги, а для неграмотных (homo idioticus – человек неграмотный) расписывали стены церквей на библейские сюжеты, чтобы можно было не читая знать Священное Писание. При монастырях существовали школы, колледжи и ордена, созданные первоначально для изучения, перевода и переписки Библии. На их базе со временем появились первые университеты (в Болонье – Италия, Оксфорде и Кембридже – Англия, Саламанке – Испания, Коимбре – Португалия, Париже – Франция).

С наступлением эпохи Возрождения в Европе появились центры информации – торговые города, где регулярно проводились ярмарки, – Венеция, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. В этих городах возникали рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем другим новостям. В Венеции такие газеты продавались за мелкую монету, которая называлась gazeta, откуда пошло слово газета. Одна из древнейших дошедших до нас рукописных газет называлась «Новые известия, сколько получено их от 26 октября 1587 года по 26 октября 1588 года из Нюрнберга».

В торговых городах появилась профессия сборщика информации. Информация, как и в Средневековье, продолжала распространяться гонцами. Со временем росла потребность не в случайной, разовой, а в регулярной информации. Так появилась почта, основал которую на рубеже XV–XVI веков немец Франц фон Таксис, наладивший регулярную связь между Нюрнбергом и Венецией. Дилижанс Таксиса проходил это расстояние за двадцать два дня и получил название «таксистская почта», или «такси». Основными адресатами информации были: короли, князья и государственные люди, университеты и центры образования, священники, торговцы.

В 1445 году немец Иоганн Гутенберг (1399–1468) изобрел в городе Майнце литеру, в 1450 году – печатный станок, на котором в 1452 году выпустил первую в мире печатную книгу – 42-строчную Библию. При наборе этой Библии в типографии Гутенберга наборщику для набора одной страницы требовался целый день.

Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень – сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены газетами только в XVIII столетии.

Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Они представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве заголовка выступали название города и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г.

Периодичность рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших венецианские avvisi. Есть свидетельства о том, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «аввизатори» («avvisatori» – от итал. «вестник, приносящий новости»), однако в конце XVI начале XVII вв. эту профессию трудно было отнести к разряду престижных.

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты.

Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд, как, например, в «балладах новостей» или в «газетах-репродукциях». Отметим, что «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия.

Для возникновения периодической печати требовалось как минимум три условия:

?         необходимость в распространении и получении информации;

?         определенный уровень развития техники;

?         достаточный уровень образования.

3. Эволюция аудиовизуальной информации: исторические итоги

В период между двумя войнами быстрыми темпами развивается и становится массовым новое информационное средство – радиовещание.

Активную роль в первых радиопередачах еще до 1914 г. и в течение войны, а также некоторое время в самом начале 20-х годов выпало сыграть Эйфелевой башне. Установленный на ней передатчик нес в эфир точное время, метеосводки, затем краткие экономические и финансовые новости дня провинциальных бирж, позднее одночасовые музыкальные передачи. Журналист Морис Прива, еще в 1921 г. «выпускавший» в зале Научного общества «Устную газету», получает в 1924 г. разрешение вести свою «Журналь парле» с помощью передатчика на Эйфелевой башне. Таким образом, «Радио Тур Эйфель» становится первой ежедневной информационной радиопередачей. Она длилась полтора-два часа и постепенно разнообразила содержание: новости, передовая, обзор печати, интервью, заявления и даже «роман-фельетон». В том же году начались и рекламные и передачи по радио.

Наряду с государственной сетью радиостанций, контролируемой министерством печати, телеграфа и телефона (Р.Т.Т.), возникало и развивалось частное радиовещание. Интересно отметить, что из четырех частных парижских станций две контролировались газетами «Журналь» и «Пти паризьен». Рядом постановлений и декретов, принятых в течение 30-х годов, государство постепенно устанавливает свой контроль над радиовещанием, ставшим уже мощным фактором воздействия на общественное мнение как внутри страны, так и за рубежом.

Не сразу почувствовав опасную конкуренцию со стороны радио, газеты спохватились лишь в середине 30-х годов. В результате активной борьбы Национальной Федерации французских газет в 1937 г. было достигнуто соглашение, по которому строго регламентировалось время и ограничивался объем информационных передач по радио, особенно в утренние часы.

ТВ

Еще в 1935 г. передатчик с антеннами, установленный на Эйфелевой башне, начал транслировать регулярные телепрограммы, в 1984-м — первая частная, разрушившая государственную монополию на французском ТВ. А в 1987 г. произошло разгосударствление первого канала — ТФ-1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники (спутники связи, кабельное вещание, видеозаписи, телематика).

ИНТЕРНЕТ

После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету штата Юта и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки.

Первый сервер ARPANET был установлен 1 сентября 1969 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Компьютер Honeywell DP-516 имел 24 Кб оперативной памяти. 29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км — в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) — провели сеанс связи. Чарли Клайн (Charley Kline) пытался выполнить удалённое подключение к компьютеру в SRI. Успешную передачу каждого введённого символа его коллега Билл Дювалль (Bill Duvall) из SRI подтверждал по телефону.

В течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей.

Интернет-СМИ. Блоги (гражданская журналистика).

А про итоги: блаблабла

4. Власть и журналистика: проблема взаимодействия в историческом контексте (XVIII век)

Россия. Тут в целом про 18 век. Вычленяйте про власть.

Появилась на 3 века позже европейской

На протяжении 17 века выходит рукописная газета: Куранты. Составляли дьяки МИДа, брали евр газеты и переводили новости: военные, торговые, дипломатические. Почти нет новостей из России. Длинный узкий лист бумаги в один столбец. Рассчитано на одного слушателя – царя. Носило характер дипломатической тайны.

18 век. 15 дек 1702 г. – Петр издает рукописный приказ о прекращении издания курантов и 16 декабря – первый номер газеты Ведомости. В декабре вышло 3 номера. 2 янв 1703 – первый сохранившийся. Ведомости:

Непостоянный характер: названия, объема (от 2 до 22 полос), формата (1/4 А 4), тиража (первые годы до 3-4 тыс эзк, посл годы – 30 экз), периодичность (в год от 1-го до 4-ка номеров), цена (очень дорогая), место выхода (сначала Москва, конференция 11 мая 1711 года – перевели в Петербург, с 1715 – постоянно).

Постоянная тематика: освещение хода Северной войны (за выход России к Балтике), победы, но не поражения; петровские реформы – строительство школ, спектакли, обучение, новые месторождения.

Принципиальное отличие от Курантов – рассчитаны на массовое распространение

Русская журналистика зародилась как государственная, чтобы пропагандировать реформы Петра.

Петр сам писал (о Полтавской битве)

Яков Синявич – первый русский репортер

Постепенно газета хиреет. В 1727 году закрывается.

СПб Ведомости – с 1727 года на немецком, с 1728 – на русском.

За 18 век вышло 150 периодич. Изданий, которые были очень похожи на западноевропейские:

Неоперативны (опаздывают на 2 месяца);

Неоригинальны (античность, евр мыслители);

Недолговечны.

2 блока:

Государственная

Частная

Первые полвека монополизирована правительством:

Ведомости

Журналистика Академии Наук (СПб Ведомости – первая русская регулярная газета: 2 раза в неделю)

Первый русский журнал «Примечания к СПб Ведомостям»: научно-популярный.

Оба издания редактирует немецкий студент Миллер + Ломоносов, часто ссорились.

Журнал «Всякая всячина» (1769-70 г.)

«Собеседник любителя русского слова» (Дашкова) журнал. Екатерина II писала сама. Державин. Фонвизин и Екатерина спорят (зарождение интервью)

Первые провинциальные издания «Уединенный пошехонец» (Ярославль); «Тамбовские известия» (вице-губернатор Державин)

Частная журналистика:

Два первых частных журнала в Петербурге. 1759 г. – «Трудолюбивая пчела» Сумарокова (драматург, первый директор русского театра) – выходит меньше года, правительство закрывает за критику Екатерины; «Праздное время с пользой употребленное» (сухопутный шляхетный корпус) – два года: первый – литература; второй – критический, Екатерина закрывает. Возникли как оппозиционные.

Новиков – крупнейший издатель, создатель специализированной журналистики, 4 сатирических журнала («Трутень»); масонские; первый в России женский журнал; первый детский; первый библиографический; первый деловой; первый частный научно-популярный; в целом 15 наименований. Арендовал «Московские ведомости». Нанимал книгоношей (распространители), Екатерина его посадила, он умер бедным и грустным.

Радищев – самый радикально настроенный публицист

Крылов – 3 журнала «Почта духов» (журнал-сказка, в форме переписки волшебников), персональный журнализм, закрыт за критику Екатерины; «Зритель» (защита русской национальной драматургии, соиздатели русские актеры; оппозиционный – сторонники Павла). Центральная тема – защита Отечества.

Карамзин – «Московский журнал», 2 альманаха, журнал «Вестник Европы» (начало 19 века). Первым разделил текст журнала на отделы, начал разрабатывать русскую теорию критики (только полож), первым ввел постоянные разделы лит критики. Вестник – первое разделение функций издателя и редактора. Карамзину платят за работу – первый случай. Впервые ввел отдел «Политики».

Полемика 1769-1770 гг.: «Всякая всячина» возникает, по примеру возникает 8 частных журналов, большая часть поддерживает Новикова и «Трутень». Споры по поводу:

Вопрос о положении крестьянства;

Вопрос о сатире (Екатерина – на пороки, Новиков – на лица).

пунктов рассуждений об обязанностях журналистов – сер 18 века, Ломоносов.

Или Англия

1762 год – запрет на распространение информации о деятельности парламента. Окончательно отменен только в 1971 году.

Важной проблемой дня английской журналистики первой трети XVIII в. явилась борьба за «открытие» парламента для прессы: «В обстановке подъема промышленности в Англии сохранение парламента в качестве сословно-замкнутого учреждения, куда буржуазия не смела заглядывать даже через прессу, становилось анахронизмом. Секретность, окружавшая работу парламента, противоречила интересам торгово-банковских кругов, ибо деятельность парламента состояла в то время главным образом в утверждении финансовых законопроектов».

«Открытие» парламента было связано с одним из самых стабильных журналов XVIII в. – «Джентльменс Мэгэзин» («Журнал джентльмена»). Он был основан в 1731 г. и продолжал издаваться и в следующем веке. Журнал возник как ежемесячник и во многом копировал «Тэтлер» Стила. Вначале «Джентльменс Мэгэзин» печатал выдержки из других изданий, обзоры внутренних и зарубежных новостей. Через пять лет основатель журнала Эдуард Кейв позволил себе напечатать отчеты о парламентских слушаниях, что было запрещено. Кейв оказался в тюрьме, но не отказался от намерения освещать в своем издании деятельность парламента.

Отчеты о парламентских дебатах заняли достаточное место в «Джентльменс Мэгэзин», хотя он продолжал носить характер дайджеста литературных новинок и различных новостей. Чтобы избежать наказания (а парламент грозил серьезными карами за вторжение в его внутреннюю «кухню»), Кейв прибегнул к эзоповому языку. Сообщения о парламентских прениях стали печататься в виде отчетов о заседаниях сената лилипутов, имена выступающих не приводились полностью, но просвещенные читатели прекрасно понимали, о ком и о чем идет речь, тем более что популярность «Путешествий Гулливера» повсеместно была велика.

60-е годы 18 века стали вторым этапом в борьбе за открытие парламента для прессы. Ее предводителем стал Джон Уилкс. Он словом терроризировал короля и министров, пытаясь все время добиться разрешения на выход репортажей о парламентских дебатах. Свою позицию он выражал в газете «Норд Бритон».

Правительство отказалось от попыток преследовать прессу за публикацию материалов о палате лордов и о палате общин под давлением общественного мнения из-за все усиливавшегося недовольства его политикой. Это произошло в 1771 г., а в 1803 г. в палате общин станут предоставлять специальные места для репортеров. Но борьба за доступ прессы в парламент оказалась длительной и упорной, она завершиласьокончательнотольков XXв.

В английском парламенте «Times» имел 16 стенографов. Надо заметить, что здесь парламент не печатает собственных стенографических отчетов, и этот пробел с давних пор уже заполняется благодаря предприимчивости «Times». Во время парламента 16 стенографов этой газеты работают посменно отрядами. Каждые 15 минут стенограф подходит к телефону, соединенному с типографией «Times», и развертывает вслух записанную им часть дебатов. В типографии наборщики, отделенные друг от друга особенными приспособлениями – антифонами, заглушающими звуки, неустанно набирают часть за частью дебаты, передаваемые по телефону стенографами. По мере набора эти дебаты передаются главному редактору, который тут же сообщает передовикам планы желательных, по его мнению, передовиц для набираемого номера газеты. Передовики с 12 часов ночи сидят каждый в своем отдельном бюро и составляют передовые статьи, которые частями каждые 10 минут передаются через мальчиков-курьеров в типографию, где работают непрерывно четыре специальных группы наборщиков для четырех обычных передовиц. Заседания в парламенте нередко затягиваются далеко за полночь, отчеты о них и телеграммы нередко приходят в 2–2? часа утра, и все-таки они уже в 5 часов утра в первом издании «Times» мчатся специальными поездами в Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Эдинбург и т.п.

5. Власть и журналистика: проблема взаимодействия в историческом контексте (XIX век) 

Англия

Английские власти, обеспокоенные растущим влиянием прессы, нашли действенный способ ограничить ее активность: в 1712 г. был введен гербовый сбор – пошлина в пользу казны за выпуск периодических изданий, получивший название «налога на знание». Идею гербового сбора склонны приписывать Болингброку. Правда, гербовым сбором облагались не все печатные издания, а некоторые, например, шестиполосные еженедельники, но в целом он лег тяжким бременем на английскую прессу, и борьба с ним продолжалась почти 150 лет. В течение XVIII в. сбор неуклонно увеличивался, и к 1815 г. он достиг 4 пенсов. Некоторые газеты закрылись, другие стали дороже. И тем не менее это не смогло заставить замолчать прессу: новые издания продолжали выходить, совершенствовались их содержание и форма, расширялось типологическое разнообразие. Правда, слишком смелым журналистам, типографам и издателям грозил не только гербовый сбор. Существовало правило «пиллори» («позорного столба»), отмененное только в 1837 г.

В 1819 году были приняты «шесть актов», или билль против прессы нищих. В нем были введены суровые наказания для издания, которые пытались вызвать ненависть к правительству. В обществе стали назревать идеи по поводу реформы прессы. предводителем недовольных стал Уильям Коббет. Свои взгляды он выражал в Коббетс Weekly Political register, которую начал выпускать в 1802 году. Он заявлял, что пресса в Англии коррумпирована, находится в состоянии деградации и будет такой всегда. В 1830 году Коббет начинает издавать ежемесячник Politics to the Poor, которая стала впоследствии самой популярной газетой среди бедноты. Еще читали буквально все: те, кто не умел, слушали ее в кофейнях и на собраниях.

В 30-е годы вспыхнул новый этап борьбы за свободу печати. Теперь журналисты начали бороться за отмену «налогов на знание», то есть за возникновение дешевой прессы. В 1832 году было законодательно оформлено отделение класса буржуазии от класса рабочих, так начали возникать временные дешевые газеты.

Генри Хетерингтон (1792–1849) 1 октября 1830 г. начал выпускать «Пенни Дейли Пейпер» («Пенсовая ежедневная газета»), которая представляла собой письма, адресованные королю, герцогу Веллингтону, архиепископу Кентерберийскому и другим сильным мира сего. Конечно, идея сама по себе была утопична, но стремление отстоять интересы простого народа вызвало широкую поддержку масс. В дальнейшем газета получила длинное, говорящее само за себя название – «Пенни Пейперс фо де Пипл» («Пенсовая газета для народа»). С 25 декабря 1830 г. она стала называться кратко – «Пур Мэнс Гардиан» («Защитник бедняка»).

В 1831 году газета Poor men’s Guardian отказалась платить гербовый сбор. Она заявила, что печатает новости, расследования, наблюдения и замечания, направленные против тирании. Она расходилась тиражом 16 тыс. экземпляров и таким образом стала рупором борьбы за права бедноты. Например, они организовали социальный фонд, в который поступали средства для пострадавших от борьбы с правительством, сидящих в тюрьме.

В середине 18 века было принято несколько законов, облегчающих жизнь прессы. Например, в 1843 году был принят Акт лорда Кемпбелла, по которому журналист, обвиняемый в клевете, имел право на оправдание перед судом. А в 1850-х годах правительство отменило все «налоги на знание». После этих событий в стране появилось более ста новых газет. А 29 июня 1855 года возникла знаменитая Daily Telegraph, которая вошла на рынок, рискнув опустить цену издания. Сначала возникли финансовые трудности, а потом тираж вырос до 27 тысяч экземпляров.

30-е годы XIX в. стали временем снижения гербового сбора: в 1833 г. были уменьшены налоги на объявления; в 1836 г. были снижены и гербовый сбор и налог на бумагу, но до полной победы было еще далеко. Эстафету «защитников бедняка» приняла чартистская печать. Они требовали всеобщего избирательного права для мужчин, ежегодного переизбрания парламента, тайной подачи голосов при выборе депутатов, деления страны на равные избирательные округа и отмены имущественного ценза. Их петиции подписывало несколько миллионов человек, однако правительство на них не откликалось. Огромную роль в развитии чартизма сыграла газета Northern Star, которую издавал ирландский публицист Фергюс О’Коннор. Ее тираж был 36 тыс. экземпляров. Другие чартистские издания возникали и исчезали, не выдерживая конкуренции с этим гигантом. ОКоннор стал очень важной фигурой в движении чартизма, и когда все надежды восставших рухнули, он оказался в лечебнице для душевнобольных.

В 1849 г. был образован комитет борьбы за отмену королевской марки, в который вошли многие чартистские лидеры, а через некоторое время возникла Ассоциация содействия отмене «налогов на знание».

Ряд крупных газет выражал недовольство налогами на знания», так как они сдерживали приток рекламы, нанося ущерб коммерции. В 1850 г. снова была предпринята попытка провести через палату общин решение об отмене гербового сбора, а также налогов на объявления, бумагу и книги, ввозимые в страну, но она не увенчалась успехом. Вопрос не удалось решить и в 1852 г. В 1853 г. отменили налоги на объявления, в 1855 г. прекратились налоговые сборы с самих газет. Последний налог – на бумагу – был упразднен в 1861 г. По мнению отечественных ученых, «с отменой "налогов на знание" была подведена черта под одним этапом развития английской прессы и открыт следующий ее этап – становление современной прессы Англии».

6. Власть и журналистика: проблема взаимодействия в историческом контексте (XХ век) 

Ну уж тут идеальнее Германии никого нету

Нацистский режим

Тоталитарное государство, как известно, в целях собственного функционирования и контроля над всеми сферами общественной жизни создает специальный инструментарий. Важнейшее место в этом инструментарии наряду с партией и ее организациями, репрессивными органами занимают средства массовой коммуникации. В отличие от демократического общества, где средства коммуникации выполняют, прежде всего, функции информации, в тоталитарном государстве они превращаются в аппарат тотальной пропаганды, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Организация и основные принципы национал-социалистической пропаганды начали складываться в 20-е гг., одновременно с возникновением и становлением Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). В пропаганде, которой, по мнению А. Гитлера, «мастерски пользуются марксистско-социалистические организации», национал-социалисты видели средство вербовки сторонников партии. Уже в 20-е гг. стали формироваться основные принципы национал-социалистической пропаганды, в наиболее полном виде изложенные А. Гитлером в «Mein Kampf», в главе «Военная пропаганда». А. Гитлер пришел к выводу, что для эффективного воздействия на массы необходимо создать специальный орган «тотальной пропаганды», все «искусство» которой должно заключаться в том, чтобы «заставить массу поверить» национал-социализму.

Вскоре после прихода нацистов к власти в Германии было создано министерство пропаганды и народного просвещения, которое возглавил руководитель управления пропаганды НСДАП Й. Геббельс. Министерство объединило существующие пропагандистские организации рейха, став фактическим монополистом в сфере пропаганды с тем, чтобы «пронизать идеями национал-социализма все стороны жизни немецкой нации». В соответствие с правительственным декретом от 30 июня 1933 г., в ведение министерства передавались общая политическая пропаганда, высшая политическая школа, государственные празднества, пресса, радио, книгоиздательство, искусство, музыка, театр, кино, моральное состояние общества. Новый министр назвал свою должность «революционной», ибо в его руки передавалось «национальное воспитание народа».

Возглавляемое им Министерство пропаганды и народного просвещения не имело аналогов в мировой истории.  Принципы, сформулированные его шефом: простота, размах, концентрация, реализовывались в ежедневной работе огромной империи средств массовой информации. Правда в ней допускалась ровно настолько, насколько она соответствовала интересам режима. Ложь была гораздо удобнее – она не знала границ и позволяла сотрудникам Геббельса чувствовать себя архитекторами человеческих душ. После запрета либеральной прессы ставка была сделана на согласованность пропагандистских кампаний, не только сопровождавших, но и предварявших принципиальные внутри - и внешнеполитические решения. В своем конкретном исполнении эти кампании весьма напоминали коммерческую рекламу, обращаясь к подсознанию потребителей, делая ставку на доходчивость и отделяя рекламный образ того или иного “продукта” от его реального содержания. Одной из первых организованных сверху «спонтанных акций протеста» было сожжение неугодных новому режиму книг студентами университетов 10 мая 1933 г.  Позже в качестве субъектов идеологической цензуры выступало около полусотни партийных и государственных учреждений, список запрещенных и изымаемых из библиотек книг исчислялся десятками тысяч названий.

“Пропаганда должна доходить до каждого” – реализуя этот принцип, геббельсовский аппарат проявлял неистощимую выдумку. Сюда относилось и использование технических новшеств вроде радио, позволявшего напрямую воздействовать на настроения миллионов домохозяек, проводивших свое время на кухне, и обязательные пропагандистские журналы (Wochenschau) перед киносеансами, и книга «Майн кампф» в качестве обязательного подарка молодоженам. Пропаганда воздействовала даже на гастрономические вкусы населения – в условиях курса на автаркию и экономию валюты была развернута кампания за отказ от натурального кофе, а сливочное масло попало в разряд продуктов, подрывающих обороноспособность Германии (rustungsfeindlich) .

Специфической чертой тоталитарной пропаганды является то, что она не просто манипулирует общественным мнением – она его создает, превращаясь в «центральный инструмент социального контроля». На любой из вопросов, волнующих того или иного человека, у нее должен иметься готовый ответ.  Нацистская пропаганда была вездесущей, простираясь от скромной кухни до циклопического сооружения в Нюрнберге, где ежегодно проходили съезды НСДАП. Очевидцы воспринимали их как незабываемое шоу – днем бесконечные парады и апофеоз появления Гитлера на трибуне, ночью замки из лучей света, создаваемых тысячами прожекторов, и массовые факельные шествия. Главным для участников того или иного съезда, число которых доходило до сотни тысяч, было не обсуждение политического курса и принятие решений, а эмоциональный подъем и чувство сопричастности к происходящему. “Фюрер думает за нас” – эта культовая формула избавляла многих немцев от угрызений совести за соучастие в преступных деяниях режима.

При образовании министерства пропаганды Геббельсу пришлось буквально отвоевывать полномочия у других ведомств. Так из ведения министерства внутренних дел были изъяты общие вопросы внутренней пропаганды, право надзора за прессой, радио, кино. Министерство экономики лишилось контроля над рекламой, проведением выставок и ярмарок. Министерство иностранных дел передало Геббельсу всю пропагандистскую работу за рубежом и лишилось собственного отдела печати. По мнению И. Риббентропа, возглавившего МИД в 1938 г., это решение было «политико-организационной ошибкой» и вызывало определенную напряженность в отношениях с министерством пропаганды. Однако при реализации крупных внешнеполитических и военных акций оба министерства действовали согласованно, и МИД готовил «белые книги», на основе которых проводились пропагандистские кампании.

Длительное время продолжалась борьба между Геббельсом и вермахтом за руководство военной пропагандой. Конфликт формально закончился компромиссом зимой 1938-1939 гг., когда было подписано специальное соглашение о «разделе полномочий». В случае войны вся военная пропаганда внутри страны отдавалась министерству Геббельса. В районах военных действий пропагандой занимался отдел военной пропаганды вермахта, который согласовывал основную пропагандистскую линию с Геббельсом. Но в годы второй мировой войны столкновения между военными и министерством пропаганды были нередким явлением. Геббельс как-то записал в дневнике: «Я жаловался на Браухича. Он слишком настойчиво бьет в собственный барабан». Не прекращались распри с министром по делам оккупированных восточных территорий А. Розенбергом. 29 июня 1941 г. Геббельс не без злости записал в дневнике: «Розенберг намеревается организовать свою лавочку пропаганды один... Каждый хочет заниматься пропагандой, и чем меньше в ней понимает, тем больше хочет».

Несмотря на некую конкуренцию в области пропаганды, министерство Геббельса оставалось самым крупным и влиятельным органом. Бюджет министерства вырос с 28 млн. марок в 1934 г. до 95 млн. в 1939 г. За 10 лет существования министерство получило из бюджета 1,3 млрд. марок. На 1 апреля 1939 г. общее число работающих в центральном аппарате министерства составляло 956 человек. Через год численность выросла до 1356, а к апрелю 1941 г. в нем было занято 1902 человека. В министерстве пропаганды были собраны лучшие пропагандистские кадры нацистов. Его костяк в 1933 г. составили бывшие сотрудники управления пропаганды НСДАП и где каждый 10 имел золотой партийный значок. Средний возраст сотрудников составлял 39 лет, большинство из них принадлежало к верхнему слою среднего класса, половина имела университетские дипломы.
     Внутренняя структура министерства постоянно менялась, росло число отделов. Первоначально были выделены отделы пропаганды, радио, прессы, кино, театра, но уже в 1935 г. число отделов увеличилось до 9, в 1942 -до 14. Кроме того, при министерстве имелся совет по издательскому делу, под контролем которого находилось 2800 издательств и 27 тыс. книготорговых учреждений. В руках министерства фактически находилась система получения информации. В 1934 г. были объединены два крупнейших информационных агентства: агентство Вольфа и Телеграфный союз, входивший в газетный концерн Гугенберга. В результате объединения возникло официальное агентство «Немецкое информационное бюро».

Ведущим отделом министерства был отдел пропаганды, не имевший узкой специализации. На него возлагалась задача по пропаганде идеологии НСРПГ, партийных документов, правительственной политики, расовых доктрин и т. д. Здесь планировались разнообразные государственные агитационные кампании, проводившиеся с большой помпой. Особенно тщательно планировались и пышно проводились мероприятия с участием Гитлера.
     Под контролем министерства пропаганды находилось все немецкое радиовещание. Отдел радио формулировал политику в области радиовещания и осуществлял надзор за ее выполнением. В его руках находилась Германская радиовещательная корпорация и 26 млн. радиослушателей - 40% населения страны. Имелось несколько радиостанций (Мюнхен, Кенигсберг, Лейпциг, Дрезден, Гамбург), которые вели вещание на европейские страны, главным образом для «фольксдойче». Постоянно наращивалось количество передач на «дальнее зарубежье». В 1938 г. суточная продолжительность зарубежных передач составила на страны Западного полушария 22 часа, Африки- 8 часов, Азии - 21. Более половины передач велось на английском языке, около 40% - на немецком. В 1943 г. зарубежное вещание велось на 53 языках. Большое внимание в годы второй мировой войны уделялось «черной пропаганде» с секретных радиостанций, расположенных на территории Германии. Так против СССР работало три радиостанции. Одна из них носила троцкистский характер, другая - сепаратистский, третья - выдавала себя за «национально-русскую».
     Под контролем министерства находилась немецкая пресса. В Веймарской республике издавалось около 10 тыс. газет и журналов независимых, различной партийной принадлежности, общегерманских, региональных и местных. После прихода к власти нацисты запретили газеты КПГ, СДПГ, многие либерально-демократические издания. Со свободой прессы было покончено. 6 апреля 1933 г., после встречи с иностранными журналистами и дипломатическим корпусом, Геббельс записал в дневнике, что они с Гитлером «впервые открыто выступили против представлений о так называемой свободе печати». 4 октября был принят «Закон о редакторах», по которому редакторскую должность мог занять только ариец по происхождению. Нацисты провели чистку журналистских рядов, изгнав из редакций к 1939 г. более 1400 неугодных журналистов. Заниматься журналистикой могли фактически только члены НСРПГ.

1 2 3 4