">
Прикладные науки Логистика
Информация о работе

Тема: Ответы к экзаменационным вопросам по дисциплине «Логистика» (практики)

Описание: Сущность метода «Бережливое производство и задачи методологии шести сигм. Потоки в логистике. Измерительные инструменты. Сбор данных и расчет степени их отклонения. Планирование товарных потоков. Информационная система: определение, задачи и требования.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Логистика.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 09.07.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 24
Поднять уникальность

Похожие работы:

Ответы к экзаменационным вопросам по дисциплине «Логистика» (практики)

Сущность метода «Бережливое производство + шесть сигм».

Концепция «бережливое производство + шесть сигм» (Lean Six Sigma) – это интегрированная концепция, объединяющая наиболее популярные концепции менеджмента: концепцию «бережливое производство» (Lean manufacturing), сфокусированную на устранение потерь и непроизводительных затрат, и концепцию «шесть сигм» (Six Sigma), нацеленную на снижение вариабельности процессов и стабилизацию характеристик продукции.

Бережливое производство – система организации производства, направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации и достижение её долгосрочной конкурентоспособности.

Суть бережливого производства можно изложить в виде пяти принципов:

определение ценности конкретного продукта;

определение потока создания ценности для этого продукта;

обеспечение непрерывного течения потока создания ценности продукта;

предоставление потребителю возможности «вытягивать» продукт;

стремление к совершенству.

В любой системе, во всех процессах существуют скрытые потери. Определение и устранение этих потерь ежегодно сохраняет миллионы долларов тем организациям, которые регулярно оценивают свою деятельность по стандартам бережливого производства. Эти потери увеличивают издержки производства, не добавляя потребительской ценности, действительно необходимой заказчику. Необходимо определить, а затем устранить эти потери.

«Шесть сигм» – это методология управления, направленная на выявление и устранение негативных последствий отклонений в операционной деятельности. Подход «шесть сигм» представляет собой модель решения проблем.

Существует также методология ОИАСК – определение, измерение, анализ, совершенствование, контроль – это план или пошаговый подход, направленный на выявление и успешно разрешение проблем, встающих перед компанией.

В основе методологии шести сигм лежит принцип снижения отклонений: если есть возможность выявить и снизить отклонения в операционной деятельности, следовательно, можно принять такие меры по улучшению, который стабилизируют процесс и обеспечат его безошибочность и надежность относительно ожиданий клиентов. К примеру, если время операционного цикла от заказа до доставки в среднем равно 5 дням, то с учетом отклонения оно может колебаться в пределах 2–8 дней. Это как раз то отклонение, которое ведет к недоверию со стороны клиентов и в результате к накоплению запасов и/или снижении продаж.

Основная цель методологии шести сигм – повышение рентабельности всех видов деятельности в результате достижения уровня дефектности не более 3,4 дефекта на миллион изделий (возможностей).

Задачи методологии шести сигм.

«Шесть сигм» – это методология управления, направленная на выявление и устранение негативных последствий отклонений в операционной деятельности. Подход «шесть сигм» представляет собой модель решения проблем.

В основе методологии шести сигм лежит принцип снижения отклонений: если есть возможность выявить и снизить отклонения в операционной деятельности, следовательно, можно принять такие меры по улучшению, который стабилизируют процесс и обеспечат его безошибочность и надежность относительно ожиданий клиентов. К примеру, если время операционного цикла от заказа до доставки в среднем равно 5 дням, то с учетом отклонения оно может колебаться в пределах 2–8 дней. Это как раз то отклонение, которое ведет к недоверию со стороны клиентов и в результате к накоплению запасов и/или снижении продаж.

Задачей методологии шести сигм является контроль непредвиденного отклонения спроса от его долгосрочного прогноза (когда спрос меньше, чем планировали, или когда спрос превышает прогнозные показатели) и организация процессов в цепочках поставок на стабильно высоком уровне.

В рамках шести сигм практикуется также сбор данных о представлениях и ожиданиях потребителей. Это делается с целью уменьшения риска создания товаров и услуг, не соответствующих запросам и потребностям рынка, а также для снижения вероятности быть застигнутыми врасплох в случае непредвиденного падения или всплеска спроса на товар.Достоинства метода: 1. Вынуждает персонал организации заново изучить способы выполнения работ, а не просто отлаживать существующие системы. 2. Используемые в методологии статистические методы и методы повышения качества увязаны между собой, что обеспечивает простоту проведения и эффективность анализа.

Недостатки метода: В методологии "Шесть сигм" упускаются такие возможности для улучшения процесса, как сокращение непроизводительной деятельности, снижение времени ожидания, уменьшение запасов и транспортных расходов, оптимизация рабочих мест и др.

Ожидаемый результат: Получение прибыли в результате определения и устранения конкретных дефектов и причин их появления.

Логистика и управление транспортными перевозками.

Наряду с запасами, транспортировка является неотъемлемым элементом функционирования логистической системы. Этот вид деятельности делает возможным производство товара в одном месте и его потребление – в другом. Стоимость транспортировки является самым значимым пунктом в перечне расходов на логистические операции.

Грузоперевозки связаны не только с большими расходами. Время нахождения товаров в пути составляет значительную часть срока исполнения заказа и может стать главной причиной его отклонения. Существует множество причин, вследствие которых происходят сбои в доставке товаров: задержка при отгрузке, поломка оборудования, оплошность водителя, плохие погодные условия, пробки на дорогах и т.д. Несмотря на эти причины, неспособность выполнить обязательства по своевременной доставке товара в наши дни воспринимается заказчиками с меньшей терпимостью, чем раньше.

Цель применения метода «Шесть сигм» в области транспортировки заключается в том, чтобы свести к минимуму среднюю продолжительность перемещения товаров и снизить отклонения от этой средней величины.

Несмотря на то, что транспортировка является необходимым условием для производства товара в одном месте и его продажи в другом, при организации перевозок возникают специфические потери, причина которых кроется в способах использования транспортных средств. Потери проявляются при удовлетворении необходимости иметь гораздо больше машин для транспортировки, а также в неэффективном использовании имеющихся средств перемещения.

Важно отметить, что транспортные расходы забирают около половины общих затрат на логистические операции. Многие компании пытаются их минимизировать, почти не обращая внимание на остальные затраты. Это намерение подстёгивается тем, что транспортные расходы просто систематизировать. Обычно эти расходы весьма велики. Кроме того, перевозки зачастую рассматриваются как вид деятельности, не создающий добавленной стоимости, как вынужденная необходимость, без которой невозможно производить товар в одном месте и продавать в другом. Именно поэтому множество компаний ставят перед менеджером по перевозкам задачу ежегодного снижения затрат на грузоперевозки.

Минимизация ежедневных потерь при транспортировке.

После оптимизации логистической сети и взаимоотношений с транспортными компаниями следующим объектом внимания должно стать управление отгрузками отдельных партий. Причиной низкой производительности и потерь является неэффективность загрузки оборудования, использования рабочего времени оператора и множества других ограниченных ресурсов, связанных с транспортными операциями. На самом деле существует тесная взаимосвязь между умелыми действиями на исходном уровне и умелым управлением ресурсами всей логистической сети. При правильной эксплуатации существующих транспортных средств потребность в дополнительных ресурсах отпадает сама собой.

Тем не менее многие компании не в состоянии увидеть такие варианты комплектования грузов, благодаря которым можно сэкономить деньги и повысить уровень обслуживания потребителей. Яркий тому пример – многократная отправка товара партиями меньше нормы загрузки грузовика в одном направлении

Менеджеры по перевозкам компаний-перевозчиков используют любую возможность, чтобы сократить расходы и повысить уровень обслуживания потребителей, если за это их ждет соответствующее поощрение. К сожалению, многие компании продолжают рассматривать значительные транспортные расходы обособленно, не учитывая варианты компромиссных решений и то влияние, которое оказывает снижение затрат на уровень обслуживания.

Необходимо помнить, что покупка самых дешевых транспортных услуг вовсе не означает самые низкие совокупные расходы и что снижение общих отчислений на транспортные услуги отнюдь не всегда приводит к нужному результату. Транспортировка влечет за собой потери времени и административного ресурса.

Понятие и функции склада в логистике.

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для управления запасами на различных участках логистической цепи и материальным потоком в целом (т.е. приёмки, размещения и хранения поступивших на склады товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю).

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

К основным функциям склада следует отнести:

Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом – создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету.

Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше-чем-вагон» или «меныне-чем-трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:

подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.);

проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);

транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Выбор системы складирования.

Необходимое количество складов, обеспечивающих эффективное функционирование логистической системы, зависит от использования её звеньями транзитной и складской форм движения ресурсов.

Определив их рациональное сочетание, руководство логистической системы должно произвести оценку загрузки собственных складских помещений. В случае необходимости их увеличения можно использовать один или несколько вариантов действий:

строительство новых складов либо реконструкция существующей складской системы;

размещение ресурсов на складах общего пользования;

аренда складских помещений.

Предпочтение первому варианту должно отдаваться при наличии:

стабильно большого объема и разновидностей складируемых ресурсов;

высокой оборачиваемости данных ресурсов;

приемлемого уровня конкуренции (удовлетворение потребностей покупателей более эффективно при использовании собственных складов).

К услугам складов общего пользования целесообразно прибегать:

при низких объемах товарооборота предприятия;

при хранении товаров сезонного спроса.

Многие предприятия в начальной стадии своей деятельности из-за отсутствия финансовых средств на создание складского хозяйства также пользуются складами общего пользования, которые имеют следующие преимущества:

не требуются частые инвестиции предприятия в развитие складского хозяйства;

снижается финансовый риск;

увеличивается гибкость предприятия в сфере складирования ресурсов (можно изменять условия хранения ресурсов);

отпадает необходимость в использовании квалифицированной рабочей силы и сокращается ответственность персонала по управлению запасами.

Планирование потребности в складах базируется на результатах определения будущих объемов продаж и выбора мест реализации продукции. Объёмы продаж позволяют определить общую потребность в складских помещениях, а выбор мест реализации – разработать рациональные схемы грузопотоков, протекающих через звенья мезо- и макрологистической системы с ориентацией на регионы массового складирования ресурсов.

Разработка схемы размещения складского хозяйства тесно увязана с проведением работ по определению количества региональных дистрибьюторов торгового или промышленного предприятия и выявлению мест их расположения.

Этапы цикла выполнения заказа.

Цикл выполнения заказа – это период времени, начинающийся с момента размещения заказа и заканчивающийся его доставкой.

Он содержит 5 этапов:

размещение заказа – чем быстрее получен заказ, тем раньше он будет обработан, укомплектован и отправлен;

обработка заказа – принятие решения относительно желательности и возможности выполнения заказа;

комплектование заказа – этап, на котором заказанные изделия набираются с контейнеров и полок;

подготовка и проверка заказа – проверяется, соответствует ли заказу отобранная продукция, и готовится накладная на данную партию;

отгрузка и доставка заказа – является самой значительной составляющей срока выполнения заказа (существенная часть времени тратится не на движение, а на ожидание).

Модель логистического моста.

Модель логистического моста призвана успешно интегрировать принципы и инструменты метода «бережливое производство + 6 сигм» в логистической деятельности.

В результате получается уникальный подход, способный устранить потери путём усилий, направленных на выявление и уменьшение отклонений, позволяющий при этом нарастить скорость и поток операций в цепочке поставок. Новый метод управления операционной деятельностью даст возможность специалистам и руководителям, работающим в сфере логистики, решить проблему снижения затрат, не добавляющих ценности потребителям, и увеличения эффективности логистической системы. Тем самым данный подход поможет добиться долгосрочного рыночного доминирования компании на основе отлаженных цепочек поставок.

Инструменты планирования: MRP, MRP-2.

Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем, является система «планирования потребности в материалах/производственного планирования потребности в ресурсах» (material/manufacturing requirements/resource planning, MRP-I/MRP-II).

Сторонники данной концепции, сравнивая её с концепцией «точно в срок», отмечают большую устойчивость «толкающей» системы при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков ресурсов. Основными целями систем MRP являются:

повышение эффективности качества планирования потребности в ресурсах;

планирование производственного процесса, графика доставки, закупок;

снижение уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

совершенствование контроля за уровнем запасов;

уменьшение логистических затрат;

удовлетворение потребности в материалах, компонентах, продукции.

MRP позволила координировать планы и действия звеньев логистической системы в снабжении, производстве и сбыте в масштабе всего предприятия, учитывая постоянные изменения в реальном масштабе времени («on line»). Появилась возможность согласовывать средне- и долгосрочные планы снабжения, производства и сбыта в MRP, а также проводить текущее регулирование и контроль использования производственных запасов.

Однако микрологистические системы, основанные на MRP-подходе, имеют ряд недостатков и ограничений, к основным из которых относятся:

значительный объем вычислений, подготовки и предварительной обработки большого объема исходной информации, что увеличивает длительность производственного периода и логистического цикла;

возрастание логистических издержек на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы уменьшить уровень запасов или перейти на выпуск готовой продукции в малых объёмах с высокой периодичностью;

нечувствительность к кратковременным изменениям спроса, так как они основаны на контроле и пополнении уровня запасов в фиксированных точках прохождения заказа;

значительное число отказов в системе из-за её большой размерности и перегруженности.

Уровни и принципы планирования в логистике.

Планирование имеет смысл только тогда, когда в его процессе мы принимаем решение о выделении (или невыделении) ресурсов на выполнение той или иной задачи, об увеличении или снижении объема ресурсов, о принятии заказов или их отсрочке.

Три уровня планирования решений в области товаропотока:

оперативный;

тактический;

стратегический.

Основополагающие принципы планирования потока продукции:

Планирование осуществляется, во-первых, для принятия решений о выделении ресурсов и, во-вторых, для координации действий множества участников.

Грамотное планирование – это процесс сбора релевантной (важной, существенной) и реальной информации о текущих операциях, установления логических связей и принятия решений об управлении товарным потоком.

В зависимости от конкретных обстоятельств, существует множество способов планирования. Однако нет единственно правильного, применимого к любой компании и логистической цепочке.

Если реальной информации слишком мало, чтобы планировать на её основе, если планируемые изменения слишком незначительны или нет необходимости принимать решения, то лучше не планировать вовсе.

Планирование – это набор бизнес-процессов, для поддержки которых нужны организация, данные и программы. Планирование не ограничено лишь внедрением и использованием программного обеспечения.

Составление совершенно нового плана – случай довольно редкий. Гораздо чаще встречается перепланирование, а качество результатов будет сильно зависеть от наших навыков и скорости перепланирования.

Мы должны так разрабатывать логистические цепочки и системы планирования, чтобы контролировать и минимизировать риски от будущих изменений в спросе, однако полностью избежать этих рисков удается очень редко.

Гибкое планирование способно эффективно решать проблемы с мощностями и производством лишь в течение коротких периодов; оно, конечно же, не может заменить собой хорошо продуманные стратегии, управление мощностями и производственные процессы.

Выявление потребности в постоянных ресурсах.

Профессиональная жизнь современного человека проходит в окружении постоянных ресурсов. Компьютеры, офисная мебель, склады и погрузочно-разгрузочное оборудование – все это примеры постоянных ресурсов. По сути, это активы, которые находят отражение во всех трёх видах финансовой отчетности.

Необходимо обосновать целесообразность использования всех имеющихся на данный момент постоянных ресурсов.

Приоритеты при ликвидации потерь:

задача №1: складские помещения и их площади;

задача №2: транспортные средства;

задача №3: погрузочно-разгрузочное оборудование;

задача №4: оборудование для перемещения и хранения запасов;

задача №5: компьютерное оборудование, программное обеспечение.

Любой ресурс нужно рассматривать через призму ключевых вопросов:

во что обходится поддержание данного ресурса?

для чего нужен данный ресурс?

что бы мы делали, если бы пришлось работать без данного ресурса?

Следует подчеркнуть то, что во втором вопросе не спрашивается: «можно ли работать без данного ресурса?» При такой постановке вопроса ответ всегда будет: нет, без этого ресурса работать невозможно.

Потоки в логистике. Материальный поток.

С точки зрения логистики поток представляет собой совокупность (единое целое) объектов, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определённый период времени. Параметры потока – это параметры, характеризующие происходящий процесс. Различают материальные, информационные, финансовые, сервисные и др. виды потоков.

Материальный поток – это отнесённая к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

номенклатура, ассортимент и количество продукции;

габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

физико-химические характеристики груза;

характеристики тары (упаковки);

условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

условия транспортировки и страхования;

финансовые (стоимостные) характеристики;

условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др.

В схеме классификации материальных потоков выделены следующие основные признаки:

По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные).

По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внутренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматриваются в рамках заданной декомпозиции ЛС.

По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой будем понимать систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для целей статистической отчетности, учета и планирования.

По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.

По степени детерминированности (определенности) параметров потока различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров неизвестен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток будем называть стохастическим.

По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.

По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки. По отношению к ЛС (ЗЛС) информационные потоки делятся на: внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри ЛС или ЗЛС или между ЛС и внешней средой); горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии ЛС, и вертикальные – от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему; входные и выходные – по отношению к входу-выходу ЛС или ЗЛС.

По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации – на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеограмм и т. п.

По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические (с жестким ограничением на время передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах.

В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.

Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:

наименование материальных ресурсов;

количество материальных ресурсов;

начальная точка (выбор поставщика);

конечная точка (потребитель);

время (срок выполнения заказа).

Потоки в логистике. Информационный поток.

С точки зрения логистики поток представляет собой совокупность (единое целое) объектов, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определённый период времени. Параметры потока – это параметры, характеризующие происходящий процесс. Различают материальные, информационные, финансовые, сервисные и др. виды потоков.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приёмки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята т.н. двоичная единица – бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт – это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.

Потоки в логистике. Финансовый поток.

С точки зрения логистики поток представляет собой совокупность (единое целое) объектов, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определённый период времени. Параметры потока – это параметры, характеризующие происходящий процесс. Различают материальные, информационные, финансовые, сервисные и др. виды потоков.

Логистический финансовый поток – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистических системах, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.

Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическими финансовыми потоками обусловливает необходимость проведения их подробной классификации.

Для классификации финансовых потоков в логистике используются следующие основные признаки:

по отношению к ЛС:

внешние (во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой Л.С.);

внутренние (внутри Л.С., видоизменяется за счёт логистических операции);

по направлению движения (только внешние):

входящий (поступает в Л.С. из внешней среды);

выходящий (начинает своё движение в Л.С. и выходит за её пределы);

по назначению:

обусловленные процессом закупки товаров;

инвестиционные;

по воспроизводству рабочей силы;

связанные с формированием материальных затрат в процессе производства;

возникающие в процессе продажи товаров;

по способу переноса авансированной стоимости:

сопутствующие движению основных фондов предприятия;

обусловленные движением оборотных средств предприятия;

по форме расчёта:

денежные финансовые потоки (характеризующие движение наличных средств);

информационно-финансовые потоки (обусловленные движением безналичных финансовых средств);

учётно-финансовые (возникают при увеличении авансированной стоимости);

по виду хозяйственных связей:

горизонтальные (между равноправными субъектами);

вертикальные (между дочерними и материнскими организациями).

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

Этимология и эволюция термина "логистика".

Происхождение термина «логистика» и его смысловое значение (этимология) не имеют однозначной трактовки в отечественной и зарубежной литературе. В настоящее время можно выделить по меньшей мере три основных направления его использования: математика, военное дело, экономика.

Традиционно считается, что семантические корни логистики исходят из древнегреческою языка (logos – разум; log — мышление; logo — думать, рассуждать; logismos – расчет, раздумье), который заложил основы математического направления её развития. В этом контексте термин «логистика» чаще всего употребляется для обозначения систем математической логики, характеризующихся попыткой сведения логичных рассуждений к формальным вычислениям.

Понятие логистики имеет многовековую историю:

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами.

В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.

Император Византии Лев VI Мудрый, живший в IX-X вв. нашей эры, использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск».

В начале XIX в., в эпоху наполеоновских войн, логистика определялась как наука об управлении и планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Основоположник направления – барон Антуан-Анри Жомини (1779-1769), швейцарец, теоретик военного дела. В России в середине XIX в. согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось «искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи неприятеля, организация их тылового обеспечения».

Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться США и Англией при планировании и проведении военных операций.

В 50-е годы XX века было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70-х годов XX века логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран.

Существует еще одна трактовка термина «логистика». В XVIII веке математик Лейбниц употребил этот термин в математике. А в 1904 году на математическом симпозиуме в Женеве термин «логистика» был официально закреплен за определением области математической логики.

Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Всю совокупность определений логистики можно объединить в три группы:

Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

Вторая группа рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей в повышении эффективности материальных и информационных потоков.

Третья группа объединяет определения, подчеркивающие значения творческого начала в решении логистических задач. В них логистика определяется как искусство выявления потребностей, а также приобретения, распределения и содержание в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Логистика в современном понимании – это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов.

Эволюция логистики как науки в современном понимании:

период фрагментаризации (1920-е – 1950-е гг.);

период становления (1960-е гг.);

период развития (1970-е гг.);

период интеграции (1980-е – 1990-е гг.).

Процесс ОИАСК (Определение-Измерение-Анализ-Совершенствование-Контроль) и его этапы.

ОИАСК (DMAIC = «Define – Measure – Analyze – Improve – Control») – средство для достижения цели. Данный приём не обязательно определяет конечный результат, а скорее, представляет собой оперативную схему. Понимание усилий, которые необходимо приложить в рамках метода ОИАСК, достигается с помощью инструментов «голос клиента» и «голос бизнеса». Результатом этих стратегических методов анализа должно стать выявление возможностей для повышения эффективности, и метод ОИАСК является одним из инструментов для их реализации. Кроме того, сосредоточение внимания на качестве, достигаемом посредством снижения отклонений, может быть центральным элементом философии и стратегии компании.

Цель этапа Определение – сделать ясными задачи и ценность проекта. Команды и «чемпионы» пользуются инструментами, нужными для оценки порядка возможной ценности в заданном потоке создания ценности, требуемых ресурсов, а также структуры процесса решения проблемы.

Предположим, проект одобрен. Тогда команда переходит к этапу Измерение, на котором производится сбор данных о проблеме. Здесь, главным образом, применяются инструменты сбора данных, составляются карты процесса и графики, проводится анализ Парето и т.п. (Команды, работающие над непроизводственными процессами, часто удивляются тому, сколько можно получить на этапе измерения, поскольку для их процессов никогда не составлялись карты и не проводился анализ на основе данных.)

На этапе Анализ команда изучает данные и карты процесса с целью определения характера и степени дефекта. С помощью соответствующих инструментов они выявляют ловушки времени и определяют порядок очередности инструментов. Такие подробные знания проблемы лежат в основе поиска способов совершенствования (на следующем этапе), которые будут направлены на устранение основных причин проблемы.

На этапе Совершенствование применяется мощный набор инструментов для устранения дефекта с точки зрения как качества, так и скорости процесса (время исполнения заказа и своевременная поставка).

Когда процесс достиг желаемого уровня качества, чтобы закрепить полученные выгоды, в дело идут инструменты этапа Контроль. Некоторые инструменты контроля, такие как защита от ошибок (по-японски «пока-ёкэ»), создают систему мониторинга, оценки и обратной связи, чтобы немедленно выявить и откорректировать тенденции, а при необходимости – прекратить процесс. Защита от ошибок исключает возможность возникновения дефектов в процессе.

Измерительные инструменты в логистике. Сбор данных и расчет степени их отклонения.

Сбор данных является критически важным, хотя и не весьма приятным этапом решения любой проблемы. Достоверность входных данных имеет определяющее значение для получения достоверных результатов, на основе которых можно принимать раз­умные решения. Слишком часто менеджеры настолько концентрируются на решении проблемы, что забывают направить интеллектуальные усилия на этот ключевой промежуточный этап. Показатели, основанные на неверных или неполных данных, не могут являться источником значимых достоверных знаний.

На фоне таких инструментов, как двухкоординатные матрицы, диаграммы причинно-следственных связей, анализ пяти «почему», которые помогают установить проблему, набор инструментов, позволяющих определить, какие данные необходимо собрать для решения проблемы, выглядит гораздо скромнее.

Перед тем как приступить к сбору данных, необходимо ответить на несколько ключевых вопросов:

Каково назначение данных?

Какие данные необходимы?

Где находятся данные?

Данные какого формата необходимы?

Какова рентабельность сбора данных?

Если пользоваться принципами бережливого производства, можно получить ценные сведения относительно построения рациональных и эффективных процессов; в то же время методология шести сигм в значительной степени направлена на измерение мощности процессов и повышение их эффективности. По существу термин «шесть сигм» означает качество выполнения, которое подразумевает менее 3,4 дефекта на миллион возможностей их возникновения. Греческой буква «сигма» обозначают среднеквадратичное отклонение, статистическую меру дисперсии, или разброса, относительно среднего значения.

Качество «шести сигм»: 3,4 дефекта на 1 000 000 возможностей.

Планирование товарных потоков.

В рамках планирования товарных потоков сам процесс планирования можно определить как процесс принятия решений относительно использования всех видов ресурсов, благодаря которым продукт доходит до конечного потребителя: производственных, трудовых, обязательств поставщиков, множества уровней складских запасов, грузоперевозок, складских помещений и т.д.

Типичные признаки неудовлетворительного планирования:

уровень запасов слишком велик или слишком мал, истечение срока годности продуктов краткосрочного хранения;

посредственные результаты опросов об удовлетворённости клиентов;

слишком много звонков в службу поддержки клиентов на одну продажу;

чрезмерная длительность цикла обслуживания клиентов или пополнения наших собственных запасов;

слишком высокие издержки производства или логистики, даже с учетом того, что мы не дешёвые поставщики;

нерациональное использование трудовых ресурсов;

частые случаи изменения графиков в последний момент;

чрезмерно малая или чрезмерно большая нагрузка на использование мощностей;

неустойчивые поставки сырья;

жалобы поставщиков;

беспорядочный менеджмент операций – постоянная суета и цейтноты.

1 2