">
Прикладные науки Логистика
Информация о работе

Тема: Ответы к экзаменационным вопросам по логистике

Описание: Понятие и типы логистических систем. Складская, сервисная, закупочная, производственная, расприделительная, транспортная, информационная логистика. Направления формирования транспортно-логистической системы. Эволюция и аутсорсинг логистического подхода.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Логистика.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 311
Поднять уникальность

Похожие работы:

Ответы к экзаменационным вопросам по дисциплине «Логистика» (лекции)

Понятие логистики как науки. Её происхождение.

Логистика в современном понимании – это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов.

Понятие логистики имеет многовековую историю:

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами.

В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.

Император Византии Лев VI Мудрый, живший в IX-X вв. нашей эры, использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск».

В начале XIX в., в эпоху наполеоновских войн, логистика определялась как наука об управлении и планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Основоположник направления – барон Антуан-Анри Жомини (1779-1769), швейцарец, теоретик военного дела. В России в середине XIX в. согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось «искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи неприятеля, организация их тылового обеспечения».

Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться США и Англией при планировании и проведении военных операций.

В 50-е годы XX века было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70-х годов XX века логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран.

Существует еще одна трактовка термина «логистика». В XVIII веке математик Лейбниц употребил этот термин в математике. А в 1904 году на математическом симпозиуме в Женеве термин «логистика» был официально закреплен за определением области математической логики.

Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Всю совокупность определений логистики можно объединить в три группы:

Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

Вторая группа рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей в повышении эффективности материальных и информационных потоков.

Третья группа объединяет определения, подчеркивающие значения творческого начала в решении логистических задач. В них логистика определяется как искусство выявления потребностей, а также приобретения, распределения и содержание в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Понятие и типы логистических систем.

Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».

С позиций системного подхода к организации бизнеса можно дать следующее определение. Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса.

Различают макро- и микрологистические системы. МАКРОЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ МИКРОЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  как структура:  пространственно-распределительная;

функционально-ориентированная;

коммерческая; пространственно-концентрированная;

объектно-ориентированная;

производственно-коммерческая;  функции:  оптимизация технических и технол. структур автоматизированных систем;

прогнозирование спроса и предложения продукции при стратег. планировании;

анализ моделей ЛС и исследование устойчивости их функционирования;

комплексная оптимизация трансп-вки и распределения продукции; хранение готовой продукции;

её упаковка и отправка с предприятия;

транспортировка продукции за пределы предприятия;

материальное распределение;   два подвида по назначению:   ПЕРВОГО УРОВНЯ ВТОРОГО УРОВНЯ   логистика предприятия (производство + внешние связи); внутрипроизвод-ственная логистика.  В зависимости от вида используемых в них логистических цепей логистические системы подразделяют на системы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные. Л.С. С ПРЯМЫМИ СВЯЗЯМИ ГИБКИЕ Л.С. ЭШЕЛОНИРОВАННЫЕ Л.С.  понятие:  Система, в которой матери-альный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйств-х связей. Система, в которой доведение мат. потока до потребителя осущ. как по прямым связям, так и с участием посредника. Многоуровневая система, мат. поток в которой на пути от производителя к потр-лю проходит, по меньшей мере, через одного посредника.  используемые логистические цепи:   

   

   Таким образом, классифицирую логистические системы лишь по двум критериям (по масштабу сферы деятельности и по виду используемых логистических цепей), мы в принципе получаем девять разновидностей логистических систем: Признаки классификации  Масштаб действия По виду логистических цепей   Прямые Гибкие Эшелонированные

(многокаскадные)  Макрологистические системы I II III  Микрологистические системы I уровень IV V VI   II уровень VII VIII IX  

Функциональные направления логистики.

Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток (а также иные сопутствующие ему потоки). Тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой в настоящее время выделяют шесть функциональных областей (направлений) логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную, информационную и сервисную. Каждой из функциональных областей присущи свои специфика и место в общей системе логистики.

Складская логистика: понятие и задачи.

Логистика складирования – отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приёмки, размещения, учёта товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров.

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе складирования, грузопереработки и упаковки.

Главный принцип создания системы складирования: индивидуальное решение с учётом всех влияющих на него факторов может обеспечить экономический успех функционирования склада.

Разработка системы складирования направлена на обеспечение оптимального размещения груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования учитывают внешние и внутренние факторы: Внешние факторы Внутренние факторы  1) виды транспорта; 1) погрузочно-разгрузочный фронт;  2) место в логистической системе; 2) вид здания (сооружения);  3) интенсивность материального потока; 3) складская грузовая единица;  4) внешний товароноситель; 4) система комиссионирования;  5) особенности поставщиков; 5) техническая оснащённость склада;  6) требование потребителей. 6) обработка информации.  Основные задачи логистики складирования:

размещение складской сети;

складирование и подготовка груза к поставщикам;

управление товарными запасами;

организация складских поставок;

эффективное использование транспортных средств при доставке или отгрузке продукции;

осуществление отгрузки по ассортименту и количеству;

осуществление подработки товаров перед отправкой их получателю;

снижение влияния фактора сезонности производства, спроса и предложения на определённые товары;

снижение издержек при продвижении товаров к покупателям в сфере распределения.

Сервисная логистика: понятие, цель, виды услуг.

Сервисная логистика – это раздел логистики, в котором изучается оптимизация потоков услуг, предоставляемых предприятиями потребителям продукции, оказываемых друг другу партнерами по логистической цепи, а также внутрифирменных потоков.

Услуга – это чье–либо действие, приносящее пользу, помощь другому лицу (фирме). Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих–либо нужд, называется обслуживанием или сервисом.

Цель сервисной логистики – управление потоками услуг (и связанными с ними материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и другими потоками) для предоставления «внутренним» и «внешним» клиентам возможности получать требующиеся им услуги в соответствии с семью основными правилами логистики.

Зарубежные авторы, обсуждая проблемы сервисной логистики, используют термин «логистика сервисного отклика» (service response logistics – SRL). Под ним понимается процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

Для того чтобы предприятие могло правильно сформировать комплекс оказываемых им услуг, ему необходимо иметь информацию о том, какие виды услуг уже существуют на рынке. Наиболее распространенными логистическими услугами, оказываемыми современными транспортно-логистическими центрами, являются:

подготовка груза к перевозке (определение массы, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование и сортировка);

погрузка (выгрузка), консолидация, деконсолидация, хранение, перевалка, закрепление, укрытие и увязка груза;

организация перевозки груза различными видами транспорта;

оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

страхование груза;

сопровождение при необходимости груза до грузополучателя и иные услуги по обеспечению сохранности груза.

информирование заинтересованных участников транспортно-логистической деятельности о подходе внешнеторговых и транзитных грузов;

разработка и внедрение автоматизированных систем управления грузовыми потоками;

эксплуатация и сопровождение имеющегося программного и нормативно-справочного обеспечения;

исследование рынка транспортно-экспедиционных услуг, сбор, обработка и анализ информации об его участниках – транспортных, экспедиторских, страховых компаниях, грузоотправителях и грузополучателях;

налаживание сотрудничества с партнерами в других государствах с целью совершенствования системы управления перемещением грузов и информационного обмена о транзитных грузопотоках.

Значение различных видов логистического сервиса неодинаково для разных товаров, разных групп покупателей и разных этапов товародвижения.

Понятие и виды логистических потоков.

Стоит сделать существенный акцент на том, что главными категориями логистики являются поток и запас, которые друг без друга существовать просто не могут.

Запас – категория, характеризующая число объектов, имеющихся в наличии в некоторый конкретный момент времени и измеряемая в абсолютных единицах.

Поток представляет собой совокупность (единое целое) объектов, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определённый период времени. Параметры потока – это параметры, характеризующие происходящий процесс.

Потоки целесообразно классифицировать следующим образом:

по отношению к рассматриваемой системе: внутренний и внешние;

по степени непрерывности: непрерывные и дискретные;

по степени регулярности: детерминированные и стохастические;

по степени стабильности: стабильные и нестабильные;

по степени изменчивости: стационарные и нестационарные;

по характеру перемещения элементов потока: равномерные и неравномерные;

по степени периодичности: периодические и непериодические;

по степени ритмичности: ритмичные и неритмичные;

по степени сложности: простые (дифференцированные) и сложные (интегрированные);

по степени управляемости: управляемые и неуправляемые.

Современная логистика наиболее часто оперирует следующими категориями потоков:

материальный – продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических и/или технологических операций, отнесённая к определённому временному интервалу;

финансовый – совокупность циркулирующих в логистической системе, или между Л.С. и внешней средой финансовых ресурсов, связанных с материальными и информационными потоками; причём движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы, так и вне её;

сервисный – поток услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемый логистической системой в целом или её подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса;

информационный – совокупность циркулирующей в логистической системе, или между Л.С. и внешней средой сообщений, необходимых для управления логистическими операциями и их контроля.

Под логистической операцией понимается совокупность действий, направленных на преобразование материальных, информационных и других потоков.

Понятие и виды цепей поставок.

Логистическая цепь (цепь поставок) – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (непроизводственное и личное потребление).

Основные звенья логистической цепи: поставщики материалов, склады, транспорт, распределительные центры, производители товаров, потребители продукции.

Классы сложности логистических цепей схематически могут быть представлены следующим образом: Простая Л.Ц.: Л.Ц. средней сложности: Сложная Л.Ц.:  

 



  Сверхсложные логистические цепи представляют, как правило, в виде древовидного графа.

Закупочная логистика: понятие и задачи.

Закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производства.

Цель закупочной логистики – обеспечение предприятия материальными ресурсами с максимальной экономической эффективностью.

Задачи закупочной логистики:

информационные задачи:

принятие MOB-решений («Сделать или купить?»);

поиск, выявление и оценка лучших поставщиков;

задачи реализации:

соблюдение сроков закупки;

обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностью в них;

соблюдение требований производства по качеству продукции.

Закупочная логистика: функции и этапы.

Функции закупочной логистики:

формирование стратегии приобретения материальных ресурсов (МР) и прогнозируемые в них потребности;

получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;

выбор поставщиков;

определение потребителей в МР и расчет количества заказанных материалов и изделий;

согласование цены, заказанных ресурсов и заключение договоров на поставку;

контроль за сроками поставки материалов;

входной контроль качества МР и их размещение на складе;

доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

поддержание на нормальном уровне запасов МР на складе.

Этапы проведения бизнес-процесса закупки:

анализ и определение потребностей, расчёт количества заказываемых материалов и времени, когда они понадобятся;

решение задачи «MOB» (Make-or-Buy);

определение метода закупок;

анализ рынка закупок и выбор поставщика;

процесс переговоров, заключение контрактов;

установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставки, организация приёмочного контроля;

организация размещения товаров на складе.

Закупочная логистика: критерии и этапы выбора поставщиков.

Выбор поставщика как стадия закупочной логистики состоит из следующих этапов: 

получение предложений от возможных поставщиков; 

согласование полученных предложений; 

регистрация получения коммерческих предложений от возможных поставщиков; 

выбор наиболее подходящих поставщиков. 

При выборе конкретного поставщика используют следующие критерии оценки:

приемлемость цены; 

качество поставляемой продукции; 

качество обслуживания потребителей; 

гибкость поставок;

наличие ограничений по размеру заказа;

дороги; 

удаленность от потребителя;

кредитная история; 

текущее финансовое положение; 

психологический климат в коллективе. 

Производственная логистика: понятие и задачи.

Производственная логистика – это управление материальными и связанными с ними потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции, т.е. при прохождении ими различных производственных звеньев.

Основная задача производственной логистики – создание и обеспечение эффективного функционирования интегрированной системы управления материальными потоками на предприятии. При этом необходимо решать задачи планирования, организации движения материального потока и оперативного управления им не только в основном производстве, но и во вспомогательных и обслуживающих производствах.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага и оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем: задают ритм их работы, являются источниками материальных потоков. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд взаимосвязанных подсистем: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.

В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Традиционная и логистическая концепции производства.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

отказ от избыточных запасов;

отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

устранение простоев оборудования;

обязательное устранение брака;

устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция – для условий «рынка покупателя».

Когда спрос превышает предложение («рынок продавца»), можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учётом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причём, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Толкающие и тянущие системы управления материальным потоком. ТОЛКАЮЩИЕ СИСТЕМЫ ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫ  понятие:  это система управления производством, в которой детали, полуфабрикаты подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жёстким производственным графиком. это система управления производством, в которой подача деталей и комплектующих изделий с предшествующей технол-й операции на последующую осуществляется по мере необходимости.  схема:     преимущества:  гарантия наличия требуемых комплектующих и уменьшение временных задержек в их доставке;

уменьшение производственного брака в процессе сборки, возникающего из-за использования неправильных комплекту-ющих;

упорядочивание производства, вследствие контроля движения каждого материала на всём его пути. отказ от избыточных заказов;

политика производства продаваемых товаров (а не наоборот);

снижение оптимальной партии ресурсов;

выполнение заказов с высоким качеством;

сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских пере-возок.  примеры:  Системы MRP / MRP-II:

MRP = Material Requirements Planning:

данные плана производства;

файл материалов;

файл запасов;

MRP-II = Manufacture Resource Planning:

то же, что и в MRP;

финансовые ресурсы;

кадровые ресурсы. Система «Канбан»:

три основные подсистемы:

социальная (кадры);

техническая (машинный парк);

производственная (рационализация М.П., управление производством).

Как показывает опыт, внедрение системы «Канбан» без технической и, особенно, социальной подсистем, необходимого эффекта не даёт.  

Распределительная логистика: понятия и задачи.

Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров.

Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.

Задачи производственной логистики:

на микроуровне:

планирование процесса реализации;

организация получения и обработки заказа;

выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

организация отгрузки продукции;

организация доставки и контроль за транспортированием;

организация послереализационного обслуживания;

на макроуровне:

выбор схемы распределения материального потока;

определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Распределительная логистика: объект, предмет и функции.

Объектом изучения в распределительной логистике выступает материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения – рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

Существуют два подхода к определению функций распределительной логистики:

рассмотрение комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика.

охват всего процесса обращения материальной продукции, начинающегося с момента, когда она попадает на склад потребителя.

Логистический канал и логистическая цепь. Уровень каналов.

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю.

Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, является членами канала распределения.

Существуют следующие уровни каналов распределения:

канал нулевого уровня;

одноуровневый канал;

двухуровневый канал;

трёхуровневый канал.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др.

Транспортная логистика: понятие и задачи.

Транспортная логистика – это комплекс согласованных технических, технологических, экономических, организационно-правовых решений, имеющих отношение к различным видам транспорта, позволяющих недорого и рационально перемещать логистические объекты от пункта отправления к пункту назначения.

Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики в государстве. Это отрасль материального производства, осуществляющая перевозку людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Затраты на выполнение операций по транспортировке грузов в виде оказания услуг составляют до 50% объёма всех затрат на логистику.

Задачи транспортной логистики:

создание транспортных систем, в т.ч. транспортных коридоров и транспортных цепей;

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

совместное планирование транспортного процесса со складским и производственными процессами;

выбор типа транспорта;

определение рациональных маршрутов доставки грузов;

формирование регулируемой конкуренции;

обеспечение рациональной взаимосвязи между видами транспорта;

управление глобализацией транспорта и др.

Транспортная логистика: роль транспорта в современных логистических системах.

Транспортная логистика – это комплекс согласованных технических, технологических, экономических, организационно-правовых решений, имеющих отношение к различным видам транспорта, позволяющих недорого и рационально перемещать логистические объекты от пункта отправления к пункту назначения.

Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики в государстве. Это отрасль материального производства, осуществляющая перевозку людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Затраты на выполнение операций по транспортировке грузов в виде оказания услуг составляют до 50% объёма всех затрат на логистику.

Все виды транспорта составляют единую транспортную систему страны. Единая транспортная система – это комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся во взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Она включает в совокупности материально-техническую базу всех видов транспорта, их технические средства, мощности, пропускную способность, совместимость и дополняемость технологий.

Материально-техническая база транспорта включает транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), технические устройства и сооружения (станции, депо, порты и др.), а также ремонтные предприятия, путевое (дорожное) хозяйство, средства автоматики, телемеханики и связи.

Пропускная способность путей сообщения – максимальное количество поездов, автомобилей, судов и т. д., которое может быть пропущено в единицу времени по участку, перегону, узлу и т. д. при соответствующем уровне их технической вооруженности и средств организации движения.

В состав единой транспортной системы страны входят следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный.

Экономическая сбалансированность развития транспорта может быть достигнута только в том случае, если, с одной стороны, каждый вид транспорта будет использоваться в сфере эффективного применения, а с другой – отрасль в целом обеспечивает полное количественное и качественное удовлетворение постоянно изменяющегося в объеме, времени и пространстве спроса народного хозяйства на перевозки. Необходимо соблюдать пропорции в развитии транспортной отрасли с другими отраслями народного хозяйства.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.



Как видно из схемы транспортная логистика должна осо6енно близко взаимодействовать со снабженческой и распределительной логистикой. Кроме того, она должна быть тесно интегрирована с информационной системой логистики.

Создание транспортно-логистической системы Республики Беларусь: предпосылки и варианты построения.

Транспортная система Республики Беларусь была создана для планового ведения хозяйства и до настоящего времени не адаптирована в полной мере к условиям конкуренции на рынке транспортных услуг, особенно при организации международных перевозок. Переход к рыночным отношениям принципиально изменил систему материально-технического снабжения и ценообразования, структуру и принадлежность сбытовых организаций, потребовал новых подходов с позиций логистики к транспортному обслуживанию звеньев производственно-транспортно-сбытовых систем.

В современных условиях развитие рыночной экономики всё активнее требует поиска новых путей ускорения. Одним из них является формирование транспортно-логистической системы, обеспечивающее повышение эффективности работы транспортного комплекса и всей экономики в целом. Особое географическое расположение Республики Беларусь, пересечение международных транспортных коридоров на территории государства, её компактность – все эти аспекты [предпосылки] актуализируют потребность в создании подобной структуры в нашей стране.

В целях формирования целостной и эффективно функционирующей логистической системы Беларуси необходимо исследование и заимствование передовых технологий в области логистики и их адаптация к условиям функционирования белорусского рынка логистических услуг.

В стране принята Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утверждённая постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1249 от 29 августа 2008 года.

Существуют три принципиальных варианта построения организационной структуры управления создаваемой транспортно-логистической системы:

состоящая из частных транспортно-логистических компаний;

с доминирующим положением в её составе государственной транспортно-логистической компанией (или СП);

на базе независимых региональных (областных) транспортно-логистических центров.

Согласно результатам исследований наиболее рациональной формой управления транспортно-логистической системой является создание транспортно-логистического холдинга со статусом открытого акционерного общества, дочерними компаниями которого могут быть региональные транспортно-логистические центры.

Понятие и классификация логистических центров (ЛЦ). Формирование сети ЛЦ в Республике Беларусь.

Создаваемая в Беларуси транспортно-логистическая система должна включать совокупность логистических центров. В зависимости от отраслевой направленности будут формироваться транспортно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры.



В Беларуси целесообразно формирование сети транспортно-логистических центров с комплексом высокопроизводительных и высокомеханизированных складов, предназначенных для осуществления погрузочно-разгрузочных и складских работ, информационно-аналитических и экспедиторских служб, таможенных, банковских, страховых и других сервисных организаций, взаимосвязанных между собой, в целях оптимизации транспортно-логистических процессов.

Основной задачей транспортно-логистических центров является оказание полного цикла транспортно-логистических услуг промышленным и торговым предприятиям при удовлетворении требований и интересов потребителей этих услуг. Наиболее целесообразным является размещение транспортно-логистических центров с использованием территориального и регионального принципов. При этом планируется региональные ТЛЦ размещать в областных городах, а их филиалы – в городах, где формируются транспортные потоки (в Новополоцке, Жлобине, Мозыре, Солигорске, Пинске, Барановичах, Орше, Борисове, Бобруйске, Жодино и др.). Суммарный объём работы транспортно-логистических центров общего пользования на территории Республике Беларусь может составить 25–30 млн тонн грузов в год.

Основной функцией оптово-логистических (торговых) центров является поставка оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства непосредственно потребителям или организациям розничной торговли. На территории оптово-логистических центров размещаются склады для хранения и переработки мелких и крупных партий грузов общего назначения, склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров. Оптово-логистические центры также могут быть республиканскими и региональными, специализированными на поставках товаров производственно-технического и потребительского назначения. Последние, в свою очередь, могут специализироваться на продовольственных или непродовольственных товарах.

Разновидностью логистических центров являются многофункциональные логистические комплексы, которые включают также торгово-деловые, административно-деловые и выставочные центры. Под административно-деловыми и выставочными центрами понимают офисные помещения и площади для административной и коммерческой деятельности, в том числе для проведения выставочных мероприятий.

Основные направления формирования транспортно-логистической системы в Республике Беларусь.

Основные требования к созданию транспортно-логистической системы Республики Беларусь в обобщенном виде можно свести к следующим основным направлениям:

обеспечение потребностей грузовладельцев Беларуси в перевозках грузов с учётом выполнения шести основных правил логистики и при формировании сквозных грузопотоков;

реализация принципа системного подхода через интеграцию и чёткое взаимодействие всех элементов логистической цепи;

осуществление комплекса мероприятий по оптимизации грузопотоков, выбору видов транспорта, рационализации тары и упаковки, унификации грузовых единиц (в т.ч. пакетирования и контейнеризации перевозок), а также по определению системы складирования и распределения продукции, оптимизации величины заказов и уровня запасов на терминалах;

учёт и минимизация совокупных логистических издержек;

систематическое обновление основных средств транспортной инфраструктуры;

одновременное отображение в логистической цепи двух потоков – товароматериального и сопутствующего ему информационного, обеспечивающего взаимосвязи элементов цепи поставок (поставщик, терминал, транспорт, место перевалки грузов и др.), а также контроль и слежение за продвижением товара на всём пути следования;

использование специальных компьютерных программ при разработке оптимальных логистических транспортных схем доставки грузов;

формирование нормативно-правового поля для эффективного функционирования независимых частных транспортно-логистических организаций;

подготовка квалифицированных кадров; организация работы в стране 3PL-, 4PL- и в перспективе – 5PL-логистических провайдеров;

совершенствование технологии таможенной обработки грузов, обеспечивающей сокращение её сроков;

обеспечение логистических терминалов системами идентификации товаров по международной системе товарной нумерации.

Информационная логистика: понятие и задачи.

Информационная логистика организует поток данных, сопровождающих материальный поток, и является тем звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт.

Задачей информационной логистики является обеспечение высокой степени наполнения информацией системы управления, а также предоставление каждому уровню иерархии управления логистической системы необходимой ему информации должного качества и в необходимые сроки.

Информационная логистика организует информационные потоки и реализует информационные процессы, протекающие в логистической системе.

Информационный поток (ИП) – это информация, находящаяся в упорядоченном движении по заданным направлениям с фиксированными начальными, промежуточными и конечными точками, предназначенная для реализации управляющих функций.

Понятие запаса в логистике. Классификация запасов.

Понятие запаса является одним из ключевых в логистике. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, как в сфере производства, так и в сфере обращения продукции.

Запасы (материальные запасы) – это находящиеся на разных стадиях, производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Основными причинами создания материальных запасов являются:

экономия на закупках;

сокращение затрат на транспортировку;

обеспечение бесперебойности процесса производства и потребления;

защита против возможного повышения цен на материальные ресурсы;

учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров и др.

Критериями классификации запасов могут быть пространство (или местонахождение), время и функция запаса.

1. Классификация запасов по месту нахождения:

запасы материальных ресурсов в снабжении;

производственные запасы материальных ресурсов;

запасы незавершенного производства;

запасы готовой продукции;

сбытовые (товарные) запасы готовой продукции в системе распределения;

складские запасы;

транспортные запасы (запасы в пути, транзитные).

2. Классификация запасов по функциональному назначению:

текущие запасы (основная часть производственных и товарных запасов);

страховые запасы (предназначены для сокращения рисков);

подготовительные запасы (предназначены для подготовки к потреблению);

сезонные запасы (на случай колебаний спроса, производства, транспортировки);

спекулятивные запасы (в целях защиты от повышения цен из-за квот или тарифов);

устаревшие (неликвидные) запасы (несовпадение логистических циклов с жизненным циклом товара, ухудшение качества товара во время хранения);

запасы продвижения (для быстрой реакции на проводимую маркетинговую политику);

госрезервы (создаются государством на случай чрезвычайных ситуаций).

3. Классификация запасов по времени ()количественные уровни):

максимальный желательный запас (МЖЗ) – экономически целесообразный максимальный уровень запаса в данной системе управления запасами. Его размер устанавливается для контроля за сверхнормативными ресурсами;

пороговый уровень запаса (ПУ) определяет момент времени выдачи очередного заказа;

текущий запас (ТЗ) – это уровень запаса в любой момент времени. Он может совпадать с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом;

гарантийный (ГЗ) или страховой запас предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае срыва поставки.

Учёт запасов ведется с использованием трех видов измерителей:

натуральных (тонны, штуки, метры);

стоимостных;

относительных (в днях), которые применяются для управления поставками и сбытом.

Эволюция логистического подхода. Классификация логистических провайдеров.

Эволюцию логистики с позиции использования аутсорсинга следует рассматривать с учётом динамики развития операторов логистических услуг.



Классификация операторов логистических услуг, включающая инсорсинг, может быть представлена следующим образом:

1PL (First Party Logistics) – автономная логистика, при которой все операции выполняет сам грузовладелец;

2PL (Second Party Logistics) – логистические операторы, оказывающие традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями;

3PL (Third Party Logistics) – логистика для третьей стороны, подразумевающая предоставление логистических услуг, выходящих за пределы стандартного перечня, включающих складирование, перегрузку, обработку грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков;

4PL (Fourth Party Logistics) – системные логистические операторы, осуществляющие интеграцию всех участников цепи поставок, ведущая роль которых реализуется в управлении сетевой логистикой, координирующей взаимодействие отдельных факторов на основе эффективной информационной системы, управляющей потоками материалов и ресурсов;

5PL (Fifth Party Logistics) – «виртуальный логистический сервисный про­вайдер», ключевая компетенция которого лежит в области широкого использования ноу-хау в менеджменте логистических сетевых предприятий. Его деятельность не предполагает управления физическими процессами, что соответствует видению будущего.

МОВ-решения. Аутсорсинг в логистике.

Говоря о трансформации логистики в течение XX века, целесообразно рассматривать изменения в позиции принятия MOB-решений (Make-or-Bye – «производить или закупать»). В этом случае широко затрагиваются вопросы использования аутсорсинга, предполагающего привлечение сторонних профессиональных организаций для ведения бизнес-процессов.

Аутсорсинг – это отказ от собственного бизнес-процесса (например, изготовления отливки или составления баланса) и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой организации.



Аутсорсинг целесообразен в случаях:

наличия конкурентной среды;

дефицита ресурсов;

обеспечения снижения затрат;

обеспечения повышения качества продукции и услуг;

повышения производительности труда.

Общая тенденция развития логистики связана с повышением ее функциональности. В общую схему ее деятельности все более и более включаются вопросы, которые ранее решались отдельными фирмами и предприятиями. Такое развитие определяет создание функциями логистики своей добавленной стоимости на основе системного аутсорсинга. Его системность состоит в том, что отдельные блоки функциональной деятельности предприятий замыкаются в общую схему, увязанную с целевым и синергетическим принципами.

Опыт развитых стран показывает, что все большее значение приобретает системный аутсорсинг, на базе которого развивается логистика добавленной стоимости (ЛДС). Рентабельность самих предприятий индустрии ЛДС обеспечивается масштабом их деятельности и синергией функций, особенно в информационной сфере.

Использование услуг ЛДС-операторов дает компаниям-потребителям следующие преимущества:

экономия времени и ресурсов. Можно сосредоточиться на профильной деятельности и переключить освободившиеся ресурсы на основные бизнес-проекты;

разделение ответственности. Блоки цепи поставок передаются внешним операторам и их усилиями поддерживаются товарные остатки и уровень исполнения заказов;

эффективная настройка каналов дистрибуции. Быстрая реакция на изменения конкурентного окружения. Изменение логистики вслед за изменениями потребительских предпочтений.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1