">
Прикладные науки Логистика
Информация о работе

Тема: Показатели и экономическая эффективность использования складского оборудования

Описание: .Характеристика видов складского оборудования. Практические аспекты и эффективность использования. Классификация и выбор подъемно-транспортного оборудования. Характеристика склада. Расчет потребности в торгово-технологическом. Машины непрерывного действия.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Логистика.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 84
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И АГРАРНОГО РЫНКА

Кафедра логистики и экономики

Курсовая работа по дисциплине : Логистика складирования

на тему : «Показатели и экономическая эффективность использования складского оборудования»

Работу выполнил :

Студент группы

Преподаватель:

2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................................

Глава1.Характеристика видов складского оборудования.................................

1.1.Классификация подъемно-транспортного оборудования..............................

1.2.Выбор подъемно-транспортного оборудования и расчет потребности

в нем....................................................................................................................

1.3.Классификация и виды складского немеханического оборудования...........

1.4.Выбор складского немеханического оборудования

и расчет потребности в нем.............................................................................

Глава 2.Практические аспекты и эффективность использования складского оборудования в организации............................................................

2.1. Характеристика склада .................................................................................

2.2. Расчет потребности в торгово-технологическом оборудовании................

Заключение...............................................................................................................

Список используемой литературы.......................................................................

Глава1.Характеристика видов складского оборудования

1.1 Классификация подъемно-транспортного оборудования.

Большое многообразие подъемно-транспортного оборудования (ПТО), которое наиболее отвечает требованиям механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, можно классифицировать по основным техническим и эксплуатационным характеристикам:

В зависимости от технических характеристик ПТО подразделяется:

по производительности ПТО:

основные средства механизации (краны, конвейеры, погрузчики)

вспомогательные (блоки, ручные тележки, домкраты и др.)

по характеру перемещения материалов:

по направлению перемещения материалов:

Машины периодического (циклического) действия - они перемещают материалы отдельными порциями через определенный интервал времени. Для них характерно наличие холостого, хода, т.е. после каждого захвата и перемещения материала они возвращаются обратно незагруженными. К машинам и механизмам периодического, действия относятся все грузоподъемные краны, погрузчики, механические тележки, тельферы и т.д.

Машины непрерывного действия - они перемещают материалы непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения материала. Ввиду отсутствия холостого хода они являются более экономичными и производительными. Эти машины могут быть с тяговым рабочим органом (ленточные, пластинчатые, скребковые конвейеры) и без тягового рабочего органа (винтовые, роликовые и др. конвейеры). К машинам и механизмам непрерывного действия относится также пневматический транспорт и установки для перемещения наливных материалов.

по направлению перемещения материалов:

Машины и механизмы, перемещающие материалы в горизонтальной или слегка наклонной плоскости. К ним относят различные конвейеры, механические тележки, лебедки и т.п. Как правило, их применяют в сочетании с другими машинами и механизмами, которые обеспечивают загрузку рабочего органа машины и снятие с него материалов. Например, механические тележки применяют в сочетании с подъемным краном и штабелеукладчиком.

Магазины и механизмы, перемещающие материалы в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости. К ним относятся штабелеукладчики, грузовые лифты, подъемники, элеваторы и др. Эти машины особенно эффективно использовать в многоэтажных, складских зданиях. Их также применяют в сочетании с другими машинами и механизмами, которые обеспечивают транспортирование к ним материалов в горизонтальном направлении и загрузку их рабочих органов.

Машины и механизмы, перемещающие материал в смешанном направлении (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости или по любой траектории в пространстве). К ним относятся погрузчики, краны, краны - штабелеры, тельферы и др. Эти машины и механизмы наиболее универсальны и применяются для погрузки, выгрузки и складской переработки, разных по транспортабельности и условиям хранения материалов. Машины, перемещающие грузы в вертикальном направлении или в вертикальном и горизонтальном направлении одновременно, называют грузоподъемными. Машины, перемещающие материалы преимущественно в горизонтальном направлении, называют транспортирующими.

по мобильности:

Машины и механизмы стационарные - они не могут быть перемещены на другой участок работы без их демонтажа и установки на новом месте. К ним относятся грузоподъемные лифты, некоторые конвейеры и др.

Машины и механизмы передвижные и переносные - они могут быть перемещены с одного места работы на другое без демонтажа. В числе этих машин отдельную группу составляют самоходные - это грузоподъемные краны на железнодорожном, автомобильном, или гусеничном ходу, погрузчики и т.д.

по виду движущей силы:

- самотечные (гравитационного действия) - это наклонные спуски, роликовые дорожки.

- ручного действия - это ручные тележки

- с электрическим приводом - они работают от сети электроснабжения или от аккумуляторов (электропогрузчики, электроштабелеры и др.)

- с приводом от двигателя внутреннего сгорания (автопогрузчики)

по типу передачи:

- машины с механической передачей.

- машины с гидравлической передачей.

- машины с электрической передачей.

В зависимости от эксплуатационных характеристик ПТО классифицируется:

по виду перерабатываемых материалов различают:

- Машины и механизмы для переработки штучных и тароупаковочных материалов. Они, как правило, имеют комплекс сменного оборудования, которое используется для захвата материалов в различной таре - ящиках, кулях, бочках, пачках, связках или штучных россыпью (навалом). Пакетирование штучных и затаренных материалов, использование поддонов и контейнеров упрощает применение машин и ускоряет процесс переработки материалов. Для погрузки, выгрузки, перемещения и складирования штучных и тарно-упаковочных материалов применяют краны всех типов, погрузчики, конвейеры и другие, машины.

-Машины и механизмы для переработки длинномерных и тяжеловесных материалов (лесоматериалы, швеллеры и т.п.) -характеризуются большой грузоподъемностью и высокой производительностью. К ним относятся краны, специальные погрузчики.

-Машины и механизмы для переработки сыпучих материалов (цемента, извести, угля и т.п.) - в большинстве случаев это специально сконструированные высокопроизводительные ленточные конвейеры, вибрационные установки и др. Иногда при погрузке, выгрузке и штабелировании этих материалов используют некоторые типы универсальных машин: железнодорожные и мостовые краны, которые оборудованы специальными грузозахватными устройствами - грейферами. Кроме этого, для механизации и автоматизации перемещения сыпучих материалов, в особенности пылевидных и порошкообразных, применяются пневматические устройства (пневматический транспорт).

по характеру выполняемых операций машины и механизмы подразделяются на:

- Узкоспециализированные - они предназначены для производства какой-либо одной операции (вагоноопрокидыватели и др.)

- Специализированные - они предназначены для переработки какой-либо одной группы материалов (пневматический транспорт и др.)

- Универсальные - предназначенные для выполнения различных видов операций по переработке различных материалов. Это наиболее распространенная группа машин и механизмов, которая включает в себя универсальные погрузчики, краны и др. Характерной особенностью большинства универсальных машин является их способность механизированного или даже автоматизированного захвата материала из подвижного состава или штабеля с последующей транспортировкой и укладкой в штабель, автомобиль или вагон.

Внутри каждой группы и вида машин и механизмов классификация далее осуществляется по грузоподъемности, высоте подъема груза и ряду других эксплуатационных, технических и конструктивных признаков.

1.2 Выбор подъемно-транспортного оборудования и расчет потребности в нем.

Выбор того или иного подъемно-транспортного оборудования для механизации складских работ зависит от типа склада, ассортимента хранимых товаров, габаритов отдельных мест и используемого немеханического оборудования. Выбирать такое оборудование рекомендуется так, чтобы тип машин соответствовал:

• технологии обработки грузов с учетом их ассортимента и габаритов;

• объему погрузочно-разгрузочных и складских работ;

• характеру и типу выполняемых на складе операций по приему, складированию и выдаче грузов с учетом общей технологии складских работ,

• условиям проводимых работ (на открытых складских площадках или в закрытых складских помещениях);

• режиму работ складов;

• правилам техники безопасности;

• требованиям санитарных норм и противопожарной безопасности.

Кроме того, выбранное подъемно-транспортное оборудование должно обеспечивать повышение производительности труда и его облегчение и использоваться с высокой экономической эффективностью.

Количество подъемно-транспортных машин, необходимое для выполнения соответствующего объема погрузочно-разгрузочных и складских работ, определяется по формуле:

где М — потребное количество машин для выполнения работ, единиц;

Ог — годовой объем грузооборота, подлежащий перегрузке данным видом подъемно-транспортных машин, т.;

ПЭ — эксплуатационная производительность машин, т/ч;

Ср — число смен работы машин в сутки;

Днр— число нерабочих дней машины в году;

Кн — коэффициент неравномерности грузооборота (грузопотока).

Для определения производительности машины подсчитывают ее фактическую среднюю производительность за расчетный период, исходя из средних нагрузок, средних расстояний перемещения грузов и средних скоростей ее движения.

Эксплуатационная часовая производительность подъемно-транспортной машины может быть определена по формуле:

где Пэ — эксплуатационная производительность машин периодического действия, т/ч;

Пт — техническая (конструктивная) производительность машин, т/ч;

Кз— коэффициент использования машины по загрузке (грузоподъемности, мощности);

Кв — коэффициент использования машины по времени.

Коэффициент использования машины по загрузке (грузоподъемности) определяют по формуле:

где ОСР — средняя масса транспортируемого груза за один цикл работы, т;

Гм — номинальная грузоподъемность машины, т.

Коэффициент использования машины во времени рассчитывают по формуле:

где ТР — фактическая продолжительность работы машины за смену за вычетом простоев машины на профилактику, заправку, техническое обслуживание, перерывы в работе, предусмотренные для водителя, ч;

ТН — нормативная продолжительность рабочей смены, ч.

1.3Классификация и виды складского немеханического оборудования

Основное назначение товарных складов — накопление, хранение и преобразование грузопотока, комплектация товаров в соответствии с заявками покупателей и отпуска их в розничную сеть полностью подготовленными к продаже.

Для проведения перечисленных операций с минимальными трудовыми и материальными затратами и эффективным использованием складских помещений необходимо складское немеханическое оборудование.Технология складирования и переработка грузов с различными физическими характеристиками требует применения широкой номенклатуры складского оборудования, которое классифицируется по разным признакам.

Складское оборудование подразделяется по назначению.

• для хранения тарно-штучных грузов;

• для хранения навалочных и насыпных грузов;

• для хранения наливных грузов;

по видам емкостей:

• закрытые;

• полузакрытые;

• открытые;

по конструкции:

• стеллажи;

• поддоны (штабельного или стеллажного хранения);

• контейнеры;

• специальные устройства;

по материалу изготовления:

• металлическое;

• пластиковое;

• деревянное;

• комбинированное.

Оборудование для хранения товаров на складах должно соответствовать типоразмеру склада и способствовать наиболее полному использованию площади и объема складских помещений. Конструкция склада должна быть достаточно надежной, чтобы выдерживать нагрузки и сохранять свои эксплуатационные свойства в течение длительного срока, удобной для укладки и отпуска товаров, приспособленной для применения машин и механизмов, позволяющих максимально механизировать складские операции.

Оборудование для хранения тарно-штучных грузов. На современных складах применяются два способа складирования тарно-штучных товаров: стеллажный и штабельный.

Для хранения товаров используются стеллажи и поддоны.

Стеллажи — это основное модульное оборудование общетоварных складов, используемое для укладки и хранения товаров (рис. 1.1).

Ранее стеллажи в основном изготовлялись из дерева. В настоящее время используют преимущественно металлические стеллажи, так как они более прочны, долговечны, выдерживают большие нагрузки и безопасны в пожарном отношении.

Большим спросом пользуются стеллажи из гнутого перфорированного профиля, которые позволяют снизить массу, уменьшить расход металла, ускорить монтаж конструкций без сварки и без применения каких-либо дополнительных креплений.

Специальные соединения позволят легко и в короткие сроки изменить конфигурацию стеллажной системы, поставить дополнительные полки и в случае необходимости достроить дополнительные стеллажи к уже существующим без использования каких-либо инструментов.

В последнее время как зарубежные, так и российские фирмы в целях защиты металлических поверхностей стеллажей и придания им большей прочности применяют пластифицированные эмали или порошковое напыление путем температурной обработки в специальных печах. Служат такие стеллажи намного дольше.

Иногда на небольших складах используют комбинированные стеллажи, где основной каркас выполнен из металлического профиля, а полки из ДСП.

В зависимости от назначения стеллажи могут быть универсальными и специальными.

Универсальные стеллажи предназначаются для хранения разнообразных продовольственных и непродовольственных товаров в промышленной таре, а также товаров на поддонах. Универсальные стеллажи изготовляют стационарными (неподвижно укрепленными на прочном основании) и передвижными, т. е. оборудованными рамами с колесами и способными перемещаться по специально установленным для них рельсам. Имеются и стеллажи с механическим или электрическим приводом. Широко используются универсальные сборно-разборные стеллажи, которые подразделяются на полочные, ячеистые, каркасные (бесполочные), ящичные.

(Рис. 1.1) Стеллажи

1 — каркасный; 2 — проходной; 3 — консольный;

4 — механический; 5 — гравитационный; 6 —

фрагмент рольганга; 7 — патерностер; 8 — ящичный

Полочные стеллажи представляют собой несколько рядов горизонтальных клеток с настилом, укрепленных на каркасе стеллажа На них хранят товары в таре и упаковке либо уложенные на поддоны.

Быстроразборные универсальные полочные стеллажи позволяют максимально использовать складские помещения

Шаг перестановки полок у них — 25 мм, нагрузка на полку — до 300 кг, высота стеллажей — до 4 м, полки имеют длину от 750 до 1300 мм и ширину от 300 до 900 мм.

Каркасные стеллажи состоят из вертикальной рамы и горизонтальной обрешетки. Они предназначены для складирования товаров исключительно на поддонах или в специальной таре с использованием средств механизации.

Для хранения крупных партий товаров ограниченной номенклатуры применяют проходные (сквозные) стеллажи, которые состоят из каркаса в виде вертикальных стоек, соединенных между собой горизонтальными стяжками. На вертикальных стойках по всей длине на одном уровне смонтированы узкие консоли, которые образуют ячейки, расположенные горизонтальными рядами в несколько ярусов Загрузка стеллажа происходит с одной стороны, а выгрузка — с другой.

Ящичный стеллаж — устойчивый стеллаж с модульными ящиками и разделительной стенкой. Широко используется для складирования и хранения мелкоштучных товаров. Выдерживает высокие нагрузки, легко монтируется. Его габариты: 1300x1030x405 мм.

Специальные стеллажи предназначаются, как правило, для хранения строго определенных товаров (швейные изделия на плечиках) или товаров, имеющих специфические формы и размеры (сортовое железо, трубы, ковровые покрытия, линолеум и т. д.) Используют их и при складировании однотипных тарно-штучных грузов. По конструкции специальные стеллажи подразделяются на консольные, механические и гравитационные.

Консольные стеллажи представляют собой металлические стеллажи с консолями, укрепленными на вертикальных рамах с основанием. Применяют такие стеллажи для хранения сортового металла, труб и строительных материалов. Они могут быть стационарными и передвижными.

Механические стеллажи применяют только для хранения пальто, костюмов, плащей, курток и других швейных изделий на плечиках.

Гравитационные стеллажи состоят из металлических рам, грузовых полок, основаниями которых служат рольтанги. Грузовые полки стеллажей имеют уклон 3—5°. Эти стеллажи предназначены для складирования и хранения однотипных штучных товаров и грузов, уложенных на поддоны, а также затаренных в ящики и бочки. Максимальный вес одного поддона — 1200 кг; максимальная высота стеллажа — 9м. Уложенные на такой стеллаж грузы перемещаются по рольгангам под действием собственной силы тяжести благодаря уклону настила стеллажей. Преимущества гравитационных стеллажей заключаются в эффективном использовании площади и объема склада.

В последние годы появились патерностеры — механизированные стеллажи для ковровых покрытий и линолеума.

Стеллажное хранение товаров на поддонах создает условия для широкого применения подъемно-транспортных механизмов и повседневного оперативного учета товаров. Максимально использовать площадь склада позволяют стеллажные системы для европоддонов. Шаг перестановки полок — 50 мм; высота стеллажей — до 12 м; нагрузка на полку — до 450 кг. Длина полок в зависимости от способа расположения поддонов может быть 1400, 1800, 2200, 2700 и 3600 мм.

Штабельную укладку применяют при хранении различных продовольственных и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, ящики, бочки, стоечные поддоны.

При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчивым, соответствовал определенным нормам по высоте и количеству ярусов, а его размеры и конфигурация не препятствовали свободному доступу к товарам. Высота штабеля зависит от свойств товара, прочности упаковки, возможности средств механизации, допустимой предельной нагрузки на 1 кв. м пола, высоты складских помещений.

Различают три способа штабельной укладки товаров: прямая, перекрестная и обратная.

При прямой укладке тару с товаром устанавливают точно одну над другой. Такой способ применяется при штабелировании ящиков. Для повышения устойчивости штабеля может применяться прямая пирамидальная укладка, при которой в каждом верхнем ряду число затаренных мест сокращается на единицу и каждое место, распложенное в верхнем ряду, опирается на два нижних; этот способ укладки удобен при штабелировании бочек.

Перекрестная укладка применяется для ящиков различных размеров. При этом ящики верхнего яруса укладывают поперек ящиков нижнего.

Товары, затаренные в мешки, штабелируют обратной укладкой. При этом способе каждый следующий ряд мешков размещают на два предыдущих, но в обратном направлении.

При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась интенсивная циркуляция воздуха, и поддерживалась необходимая влажность. С этой целью штабеля должны отстоять не менее чем на 0,5 м от внешней стены и на 1,5 м от отопительных приборов. Между штабелями должны быть проходы шириной 1,5 м.

Наиболее эффективным является штабельное хранение товаров, уложенных на поддоны.

Из уложенных на поддоны товаров формируют грузовые пакеты, одинаковые по форме и объему, независимо от размеров единичной потребительской упаковки, что создает возможность использовать для их перемещения электрические погрузчики с подъемными вилами, штабелеукладчики и другие подъемно-транспортные машины. Поддоны в этом случае выполняют роль оборудования не только для хранения товаров на складах, но и для перевозки грузов различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным, автомобильным и водным.

В зависимости от конструкции поддоны подразделяют на: плоские, стоечные и ящичные (рис.1.2.)

Рис. Поддоны:

1 — плоский деревянный; 2 — стоечный; 3 — ящичный; 4 — ящичный в сложенном виде

Плоские поддоны изготовляют одно- и двухнастильными. Однонастильный поддон имеет только погрузочную площадку (сплошную или решетчатую) и опирается на пол брусьями по всей ширине или стойками по углам, двухнастильный — погрузочную и опорную площадки. При изготовлении поддонов используются лесоматериалы и металл Деревянные поддоны крепятся обычными гвоздями, проволочными скобами, шурупами, болтами. Наиболее надежным является болтовое крепление. Плоские поддоны применяются для транспортирования и перевозки тарно-штучных и пакетированных грузов

По способу захвата вилочным погрузчиком поддоны подразделяются на двухзаходные и четырехзаходные. Четырехзаходный поддон размером 800x1200 мм и максимальном грузоподъемностью 1 т принят как стандартный для всех отраслей экономики.

Стоечные поддоны отличаются от плоских тем, что они имеют стойки, которые позволяют делать многоярусную укладку поддонов и предназначены для пакетирования и хранения легкоповреждаемых штучных грузов (товары в картонных коробках, фольге, бумаге и т. д.). Стойки поддонов могут быть постоянными или съемными.

Стоечные поддоны применяются для механизированного перемещения, погрузки, разгрузки и складирования мелких и легко повреждаемых товаров.

Сформированные на  стоечных поддонах пакеты с грузом штабелируют на складе в 3—5 ярусов или устанавливают в ячейки стеллажей.

Ящичные поддоны используются для мелкоштучных и легкоповреждаемых товаров, которые не могут быть уложены на плоские или стоечные поддоны (свертки, связки и т. п.) Ящичные поддоны изготавливают в форме ящика, основание которого — плоское дно. Стенки таких поддонов, могут быть съемными и несъемными (неразборными).

В целях экономии складской площади при хранении порожних поддонов, а также эффективного использования объема кузова транспортных средств при вывозе тары стоечные и ящичные поддоны делают складывающимися.

Основные типы, размеры (мм) и грузоподъемность поддонов следующие:

плоские (800x1200x144,  1000x1200x144) —  1—2 т;

стоечные (800x1200x1740;  100x1200x1150) — 0,5—2 т;

ящичные (835x1200x930;  100x1200x1150) — 0,5—2 т.

Кроме деревянных и металлических поддонов, выпускают и пластмассовые.

Пластмассовые поддоны бывают двух типов плоские однонастильные четырехзаходные и ящичные. Преимущества таких поддонов: красивый внешний вид, малая масса при той же грузоподъемности, гладкая поверхность без острых углов, не требуется специальной окраски. Недостатки — высокая стоимость, хрупкость, сложность ремонта.

В настоящее время появились специальные шкафные складные поддоны для транспортировки тяжелых материалов (подшипники, скобяные изделия). Обе короткие стороны имеют откидные верхние половины для удобства отбора товаров при штабелировании и укладке на полках. У шкафных и бордюровых поддонов сеточных или полностенных складной конструкции откидную половину делают только на одной длинной стороне. Сеточные поддоны имеют сетки также лишь на длинных стенах. Их короткая сторона сделана из крепленого листового металла Поддоны предназначены для манипуляции как с легким товаром, так и с тяжелыми материалами

Оборудование для хранения навалочных и сыпучих грузов. Для навалочных и сыпучих грузов устраивают специальные склады. Большинство навалочных грузов (уголь, Песок, щебень) хранят на открытой складской площади, а портящиеся под действием осадков грузы (жмых, удобрения, поваренная соль, корнеплоды) хранят в закрытых помещениях.

К сыпучим грузам относятся также зерновые (пшеница, ячмень), бобовые (горох, фасоль), масличные (семечки) и продукты их переработки, перевозимые и хранимые в неупакованном виде. Пункты, через которые проходит большое количество зерна и где осуществляется его хранение, называются элеваторами. В торговле хранение зерновых осуществляется на общетоварных и специальных складах.

К оборудованию складов для хранения навалочных и сыпучих грузов относятся бункеры, закрома, щиты ограждения.

Бункер — это специально оборудованное стационарное или передвижное вместилище для навалочных и сыпучих грузов. По материалу изготовления бункеры бывают деревянные, металлические и железобетонные, а по форме — прямоугольные, круглые и конические. У каждого бункера имеются вверху загрузочные устройства, а снизу — высыпной люк с затором. Емкость бункерных устройств различна — от 20 до 100 м и более.

Закром — это отгороженное вертикальной перегородкой специальное место склада для засыпки навалочных и сыпучих товаров. Иногда закром устраивают с внутренними перегородками, образующими раздельные ячейки.

Вместилища больших размеров в форме ящиков, которые используются для загрузки навалочных и сыпучих грузов, также относят к закромам. Наибольшее распространение на складах получили железобетонные и деревянные закрома.

В целях экономии складской площади за счет увеличения высоты слоя хранимого товара применяют щиты ограждения. Деревянные или бетонные щиты используют как на открытых складских площадках, так и в закрытых помещениях.

Оборудование для хранения наливных грузов. Для хранения на складах наливных грузов (растительных масел, нефтепродуктов и др.) используют резервуары, специализированные контейнеры, чаны, бочки.

Резервуаром называется вместилище для жидких товаров ввиде цистерн, бидонов, баков. Для хранения темных нефтепродуктов (дизельного топлива) устраивают бетонные, каменные или железобетонные наземные и полулуподземные резервуары с плоскими или коническими крышками, а для светлых нефтепродуктов — стальные сварные резервуары различной формы и емкостью от 5 до 100 м3. Они снабжаются люками для замера, ремонта, приспособлениями для залива и слива нефтепродуктов и спуска воды, клапаном для выпуска смеси.

Резервуары для хранения нефтепродуктов устанавливают на открытых площадках складов.

Для хранения растительных масел используются стальные резервуары, залив в которые и слив из них осуществствляются самотеком или при помощи стационарных или передвижных насосных станций. Резервуары для хранения масел располагают под навесом, в подвальных и полуподвальных помещениях, над разливочными, расфасовочными и сблокированными с ними складами хранения масел в таре.

Специализированные контейнеры используют для кратковременного хранения на складах отдельных видов продуктов (например, овощей). Они могут быть различной системы, закрытыми, с люком в крышке, днище или же в стенках. Использование таких контейнеров экономически выгодно. Эти контейнеры являются одним из видов специальной тары, рассчитанной на механизацию и упрощение операций, связанных с хранением и транспортированием груза с учетом его специфических свойств. Масса таких контейнеров от 30 кг до 1,25 т.

В настоящее время для хранения и перевозки наливных и сыпучих грузов нередко используют мягкие  эластичные контейнеры емкостью от 0,2 до 10 м3. Они xapактеризуются высокой прочностью на разрыв, износостойкостью и малой массой. Порожние мягкие контейнеры перевозят в сложенном виде.

1.4.Выбор немеханического складского оборудования и расчет потребности в нем.

Выбор того или иного типа стеллажей для оснащения склада зависит от типа склада, ассортимента хранимых товаров, габаритов отдельных грузовых мест и используемого подъемно-транспортного оборудования. Выбирать стеллажное оборудование рекомендуется так, чтобы:

• конструкция выбираемых стеллажей соответствовала типу и габаритам складского помещения, ассортименту товаров, предназначенных для складирования,

• емкость ячеек соответствовала количеству размещаемого в них товара одного сорта (размера) и габаритам отдельных грузовых мест,

• емкость стеллажей обеспечивала хранение максимального товарного запаса,

• выбранные конструкции стеллажей соответствовали требованиям санитарных норм и противопожарной безопасности.

Количество стеллажного оборудования определяется по формуле:

где AС — количество стеллажей;

ОТ — максимальное количество товаров, подлежащих хранению, в куб. м, штуках или других единицах измерения;

Ес — емкость стеллажа в тех же единицах

Емкость (вместимость) стеллажа можно определить как произведение числа ячеек (Кя) в стеллаже на фактическую емкость одной ячейки (E)

Габариты стеллажей и ячеек следует определить по каталогу, справочнику либо ГОСТу.

Выбирать поддоны рекомендуется так, чтобы.

• конструкция выбираемых поддонов соответствовала ассортименту товаров, предназначенных для складирования и отправки их на поддонах.

*• емкость поддонов обеспечивала хранение максимального товарного запаса,

• поддоны соответствовали габаритам отдельных мест, требованиям санитарных норм и противопожарной безопасности.

Необходимое количество поддонов рассчитывают по формуле:

где А     — количество поддонов,  единиц;

Зг — количество товаров, подлежащих хранению и отправке на поддонах за месяц,

Е — фактическая емкость (грузоподъемность) одного поддона, т;

К — число оборотов поддона за месяц.

Глава 2. Практические аспекты и эффективность использования складского оборудования в организации.

2.1. Характеристика склада

Площади на товарных складах обычно делят на помещения основного производственного назначения и вспомогательные. Первые служат для выполнения основных технологических операций, в том числе для хранения товаров, экспедиции и переработки. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также различных служб и иных целей.

Условно пространство склада можно разделить на две основные части: площади, непосредственно используемые для хранения товара, и площади, не используемые для хранения. При планировании склада рекомендуется поддерживать соотношение этих площадей в пропорции не менее чем 2:1.

Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки единиц хранения, использования складского оборудования и условия для полной сохранности товара. Такой принцип внутренней планировки зон склада позволяет поддерживать поточность и непрерывность складского технологического процесса.

Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться организовать единое пространство склада, без перегородок и с максимально возможным количеством колонн или пролетов. Наилучшим вариантом с этой точки зрения является однопролетный склад (шириной не менее 24 м). Эффективность использования складского объема во многом зависит также от высоты складирования, которая должна учитывать размеры транспортных единиц и максимально приближаться к технологической высоте склада.

На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет само содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливают состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их взаимное расположение. Рассмотрим планировку товарного склада общего пользования как наиболее распространенного вида склада.

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складах выделяют следующие основные зоны:

- зона разгрузки транспортных средств, которая может располагаться как внутри, так и вне помещения;

- экспедиция приемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству и качеству;

- основная зона хранения;

- зона комплектования заказов;

- экспедиция отправки товара;

- зона погрузки транспортных средств, которая располагается вне зоны хранения и комплектования.

Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой проходами и проездами.

Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к экспедиции приемки товара (зоне приемки продукции по количеству и качеству). Под зону хранения продукции отводится основная часть площадей. Она состоит из территории, занятой единицами хранения, и площади проходов. К зоне хранения должна примыкать зона комплектования заказов. Эту зону в свою очередь следует располагать рядом с экспедицией по отправке единиц хранения.

Зона разгрузки товара используется для механизированной и ручной разгрузки транспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемки по количеству и кратковременного хранения до момента передачи в экспедицию приемки товара.

Экспедиция приемки товара (может размещаться в отдельном помещении склада) служит для приемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара, его временного хранения до передачи в зону основного хранения склада.

На участке подготовки товара к хранению (размещается в зоне приемки товара или в основном помещении склада) происходит формирование мест хранения. Товар в эту зону может поступать из экспедиции приемки товара и/ или с участка разгрузки.

В зоне хранения (главная часть основного помещения склада) выполняют операции по хранению товара.

В зоне комплектования (может размещаться в основном помещении склада) осуществляется формирование единиц транспортировки потребителям, содержащих подобранный в соответствии с заказами необходимый ассортимент товара.

Экспедиция отправки используется для приемки товара экспедитором (получателем товарной партии), а также для кратковременного хранения подготовленных к отправке грузовых единиц.

В зоне погрузки происходит ручная и/ или механизированная загрузка транспортных средств.

2.2. Расчет потребности в торгово-технологическом оборудовании

Так, количество требуемых машин устанавливают расчетным путем как отношение общего количества операций (количество чеков) за день к производительности машины за этот же период. Для расчетов берут день наибольшей интенсивности покупательского потока.
При определении потребности в торговом холодильном оборудовании учитывают объем реализации скоропортящихся продуктов и сроки их хранения, методы продажи товаров и т.п.
Потребную охлаждаемую площадь можно рассчитать двумя методами: 1) по нормам нагрузки на 1 кв. м. и 2) по размерам тары и оборудования. В обоих случаях вначале определяют грузовую площадь, предназначенную для хранения продуктов, затем общую площадь камер, включая площадь проходов и проездов. Расчет охлаждаемой площади по каждой товарной группе в отдельности можно выразить формулой:
где Q – максимальный товарный запас, кг
N – норма нагрузки на 1 м2 площади пола, кг/м2
K – коэффициент перевода грузовой площади в общую (1,5 – 1,6).
Расчет максимальных товарных запасов производят по среднедневному товарообороту, средней цене и срокам хранения продуктов:

где Q - максимальный товарный запас, кг;

q - среднедневной товарооборот, тыс. тенге;

t – срок хранения, дни (дается в стандартах);

p – средняя цена за 1 кг.

Площадь камеры определяют суммированием расчетных показателей по отдельным товарам.
Более точным является расчет складского оборудования и тары, в которых хранятся товары. При этом требуется соблюдение условий хранения и размещения товаров. Емкость и размеры устанавливаются по стандартам и техническим уровням.
Расчет охлаждаемой площади при штабельном хранении товаров в таре прямоугольной формы производят по формуле:

где Q – максимальный товарный запас, кг;

a, b - длина и ширина тары, м;

c - емкость единицы тары, кг;

n - число единиц тары по высоте штабеля, шт.

Для тары с круглым основанием формула примет вид:

где D – диаметр круглой тары в наиболее широкой части, м.
По площади необходимой для размещения товаров в таре, подбирают тип и количество немеханического складского оборудования, площади которых и составляют потребную грузовую охлаждаемую площадь. Общую площадь определяют умножением на соответствующий коэффициент перевода грузовой площади в общую.
При выборе подъемно-транспортных машин основными факторами, которые должны быть учтены, являются: ассортимент и габариты подлежащих переработке грузов; объем погрузочно-разгрузочных и складских работ, производительность механизмов; режим работы торгового предприятия.
Количество подъемно транспортных машин определяется по формуле:

где М – потребное количество машин для выполнения работ, единиц;

ГГ - годовой объем грузооборота (в т.), подлежащих перегрузке данным видом оборудования;

ПЭ - эксплуатационная производительность машин за 1 час. в тоннах;

ТР - количество часов работы машины в смену, час;

СР - количество смен работы машины в сутки, смен;

ДН – количество нерабочих дней машины в году, дней;

КН – коэффициент неравномерности грузооборота (обычно равен 1,2 - 1,3)